Общение

Сейчас один гость и один зарегистрированный пользователь на сайте

  • artist1206

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

На сцене драматического театра идут спектакли разного жанра: лирическая и бытовая комедия, трагедия, сатира, водевиль, драма. Со временем драма стала ведущим жанром в театральном искусстве, сочетая элементы трагедии и комедии. Театральный спектакль не повторяет слепо пьесу драматурга, он создается под влиянием художника-постановщика, режиссера, приобретая новые черты, иногда более конкретные и острые, чем в драма-тургическом материале. Драма воплощает действительность, актеры передают ее через сценические образы. Грим в драматическом спектакле многогранен. В разные эпохи он видоизменялся, испытывая влияние времени, общего художественного оформления спектакля, костюма, освещения и т. д. В театральных спектаклях с керосиновым, газовым освещением использовали более яркие гримировальные краски, тяжелые парики со лбом, налепки из папье-маше, наклейки, выполненные на грубом материале. Все это утяжеляло грим, делало лицо актера менее подвижным, скрывало мимику.
В последнее время в искусстве грима произошли большие перемены. Изобрели пасты, клеи, мастики, жидкие, пастообразные краски, пластические детали, тончайшие материалы, синтетические волокна, которые полностью заменили дорогостоящие естественные волосы в постижерных изделиях. Парфюмерная и косметическая промы-шленность выпустила большое количество средств и препаратов разного ассортимента: крем-пудры, тени для глаз, век, жидкие румяна, блеск для губ и век. Это привело к тому, что косметические средства стали чаще использоваться актерами при гримировании.
С изменениями художественного оформления всего спектакля, с использованием условных декораций прежний, «утяжеленный» театральный грим стал непригоден, его почти полностью заменили бытовой косметикой, отказавшись от париков, наклеек. Приче-ски делались из собственных волос или накладок, применялись шиньоны, локоны, косы.
Во многом изменению грима способствовали небольшие размеры зрительных залов, быстро растущих театров-студий, которые вмещали от 80 до 100 человек. В спектаклях перестали сильно изменять лицо, плотно накладывать краски, применять большое количество наклеек и налепок. Актеры стремились к тому, чтобы были видны живая мимика, глаза, их выражение при тесном общении со зрительным залом. Это новшество закрепилось в спектаклях ведущих московских театров: Театре на Таганке, «Современнике». Отсутствие грима не снижает художественного достоинства спектакля, например, спектакль «Гамлет» В. Шекспира (в роли Гамлета В. Высоцкий), который был поставлен в Театре на Таганке режиссером Ю. Любимовым; «Вишневый сад» А. П. Чехова, «Мизантроп» Ж. Б. Мольера, «На дне» А. М. Горького в постановке режиссера А. В. Эфроса. Грим использовался минимально, с применением причесок, которые соответствовали модам данного времени.
Интересно решен вопрос грима в Московском театре-студии под руководством О. Табакова. В спектакле «Полоумный Журден» М. Булгакова художник-гример В. Дмитриева, учитывая общее оформление спектакля, предложила для участников облегченный грим. Его заменила бытовая косметика (исключение составил грим для Сергея Газарова, исполнителя роли мадам Журден). По сюжету пьесы актеры труппы Мольера разбирают между собой роли, и женская роль досталась актеру-мужчине. Яркий театральный грим, красиво причесанный парик преображали мужское лицо, делая его неузнаваемым, вульгарно красивым и вместе с тем женственным. Внешние средства помогли актеру полнее раскрыть женский образ — мадам Журден. Сделать его запоминающимся, смешным и вместе с тем остро сатиричным.
В спектакле «Дорогая Елена Сергеевна» (автор Л. Разумовская) Московского театра-студии на Спартаковской актеры рисуют на лице маски, отдаленно напоминающие маски итальянской комедии дель арте с их открытой условностью и подчеркнутой театральностью, когда мельчайшая деталь дает намек на характер персонажа.
Грим в спектаклях «Баня», «Клоп», «Мистерия-Буфф» Вл. Маяковского в Московском театре Сатиры.
Долгие годы в Московском театре Сатиры с большим успехом шли пьесы Вл. Маяковского.
При жизни поэта его пьесы не ставились (существовала легенда об их «несценичности»). Московский театр Сатиры развеял этот миф и снял клеймо «несценичнос- ти» с драматургии Вл. Маяковского.
Первым спектаклем стала «Баня», поставленная режиссерами Н. Петровым, В. Плучеком и С. Юткевичем (художник С. Юткевич, композитор В. Мурадели). Постановка была осуществлена в декабре 1953 г.
Спектакль отличался своей целенаправленностью, борьбой с бюрократизмом, бичеванием различных человеческих пороков.
Грим исполнителей запоминался своей гротескной индивидуальностью, подчеркивал отличительные черты характера того или иного персонажа. Художники-гримеры тщательно изучали лица, типажи по фотографиям, портретам художников того времени, беседовали с современниками Вл. Маяковского. В результате грим был выполнен достаточно точно и полностью отвечал авторской характеристики.
Роль товарища Победоносикова, главного начальника по управлению согласованием (главначпупса), играли в очередь артисты А. Ячницкий, Г. Менглет. Для грима был сделан эскиз, проведены пробы с актером, изготовлены «накладка» (вместо парика), усы. Прическа была на прямой пробор, гладкая, со свисающими с двух сторон небольшими завитками.
Грим подчеркивал возраст, при помощи гуммоза (мастики для изменения формы носа) изменяли нос актера, делая его более массивным и похожим на грушу. Очки в темной оправе придавали солидность.
Роль товарища Оптимистенко (секретаря Победоносикова) исполнял В. Лепко. Он клеил усы, по своей форме напоминавшие украинские, лоб и часть головы смазывал репейным маслом — перед зрителями сразу возникал образ плута и подхалима (рис. 22).

Для грима мадам Мезальянсовой — сотрудницы ВОКСа (эту роль исполняли Н. Слонова, В. Токарская), был сделан небольшой паричок с косым пробором, гладкий, на щеки зачесывали острые углы пейсов, с одного бока — небольшая челка. Прическа полностью соответствовала модным прическам первых десятилетий XX в. Для грима применяли светлый общий тон, рисовали брови, подводили глаза, рисунок губ напоминал «сердечко» по моде того времени. Мезальянсова была одета в короткое, очень модное платье, его дополняла шляпка из перьев. Облик изломанной, хитрой, ловкой, умной служащей, приспособленки полностью отвечал замыслам драматургии.
Остальные действующие лица также имели яркий, запоминающийся внешний облик. Не последнюю роль в этом сыграли грим и костюм.
В 1955 году был поставлен спектакль «Клоп» (режиссеры: В. Плучек, С. Юткевич, художник по костюмам А. Судакевич, художники С. Юткевич, Н. Кашинцев, А. Райхель, композитор Я. Чернявский). Эта постановка закрепила успех Вл. Маяковского-драматурга, получив восторженные похвалы со стороны критиков и зрителей не только в нашей стране, но и за рубежом. Огромный успех «Клоп» имел на фестивале во Франции, в Париже в 1963 г., где первую премию получил В. Я. Лепко за исполнение роли Присыпкина.
Каждый персонаж спектакля имел по-своему запоминающийся облик; грим и костюм отличались достоверностью тех времен.
В спектакле разоблачали чванливость, тупость мещанства, ловких и пронырливых приспособленцев.
Присыпкин. Его облик меняется на протяжении спектакля. В начале — это деревенский парень, скромно живущий в общежитии, но постепенно его запросы меняются: хочет богато жить, носить модную одежду.
В первом действии на артиста надевали парик, взлохмаченные пряди которого лезли в глаза, нависали надо лбом (рис. 23).

Грим был выполнен по схеме «молодое лицо» (так как актер В. Лепко, исполняющий роль Присыпкина, был уже в зрелом возрасте). В момент свадьбы на актера надевали другой парик с модной прической «аля капуль».
Весь внешний вид подчеркивал «нового» преуспевающего нэпмана. Грим усиливали, делали более ярким.
Олег Баян. Роль эту исполнял артист Г. Менглет, он создал тип красивого, хитрого, прожженного ловеласа (рис. 24).

Гримерное оформление было таково. На актера надевали парик яркого медного цвета с модными длинными бакенбардами, тонкими усами. Подбирали общий тон, рисовали брови поверх своих, природных, делали акцент на рисунок рта, окрашивая его красной краской. Артист выглядел холеным, циничным пройдохой, который старается охмурить простофилю Присыпкина.?
Эльзевира Давидовна Ренессанс — невеста Присыпкина. Молодая, пыщущая здоровьем девица. Грим делался по схеме «полное лицо». Собственные брови актрисы (Г. Степанова) замазывали специальной мастикой (ангруазом) или гримировальным клеем. Рисовали брови в виде полукруга. Сильно румянили лицо, делали пухлый рот красной краской, дополнением грима была прическа из белых крутых мелких локон- чиков. Парик не надевали, ограничивались «накладкой», к которой прикрепляли венчик из мелких цветочков с фатой.
Мадам Розалия Павловна Ренессанс. Этот образ изменяется на протяжении действия. Сначала она появляется на рынке с Олегом Баяном в модной шляпе, из-под которой видны рыжего цвета пейсы. Лицо загримировано. Пейсы прикреплялись отдельно и приклеивались на щеки.
Во время свадьбы дочери — Эльзевиры Давидовны Ренессанс Розалия Павловна (актриса Г. Милютина, затем Н. Беляева) появлялась в модном дорогом платье из темно-вишневого атласа и с красивой модной прической. Грим (чрезмерно накрашенные щеки и губы, сильно подведенные глаза и брови) еще больше подчеркивал ограниченность и мещанские замашки героини.
Отрицательные персонажи спектакля «Клоп» все имеют острохарактерный грим, при-чески. Они словно сошли с рисунков самого поэта Вл. Маяковского, его Окон РОСТА.
Девица — в исполнении артистки Н. Саакянц, Шафер — артист А. Папанов, Посаженная мать — актриса В. Имберг, Парикмахер — артист 3. Залесский и многие другие персонажи выглядят смешно и острохарактерно во многом благодаря удачно найденному гриму.
Интересно решены грим и костюмы персонажей, которые окружают Присыпкина после его пробуждения, в будущем.
Художник А. Судакевич разработала костюмы из прозрачной блестящей ткани, вернее, клеенки. Герои будущего были похожи на врачей, поэтому прически были скрыты под го-ловными уборами. Грим освежающий, общий тон, румяна, подводка глаз, губ, бровей.
Выделялась Зоя Березкина — она была в седом парике, строгом и красивом, грим по схеме «молодое красивое лицо».
«Мистерия-Буфф» (1957 г., режиссер В. Плучек, художник А. Тышлер, музыка Р. Щедрина) — спектакль-сатира. Художник-постановщик А. Тышлер создал метафорически остроумное оформление. Образы героев решены в комическом, пародийном ключе.
В ранней пьесе поэта Вл. Маяковского была воспета революция, ее стремительный порыв. Ритм, который выбрал режиссер В. Плучек, объединял сатирическую и героическую линии буффонной комедии. Образы были остросатирические, пародийные, получилось веселое, одухотворенное театральное представление. Действие происходит в нескольких местах (каждое из которых имеет свои особенности): корабль, ад, рай.
Рай стал олицетворением мещанского благополучия. В музыке и безделии коротают свои дни ангелочки и другие жители Рая. Покой, тишина соседствуют со скукой и тупой благостностью. Ад — одряхлевший мир, где черти лихо танцуют рок-н-ролл, играют на скрипке.
Грим всех действующих лиц имеет индивидуальную характеристику. Автор разделяет действующих лиц на «чистых» и «нечистых».
«Нечистые» — это представители трудящихся, среди них швея, плотник, батрак, сапожник, охотник, рыбак, прачка, трубочист, фонарщик, рудокоп, слуга, шофер. Грим «нечистых» был выполнен с учетом возраста, профессии. Костюмы, головные уборы дополняли грим лица, который выполняли живописным, скульптурно-объемным приемом. Актерам клеили усы, бороды. Для рыбака и охотника делали национальный грим — ненцев (монголоидная раса), надевали парики. Женщинам волосы укладывали в скромные прически, с пучком на темени, на затылке.
Семь пар «чистых» включали в свой состав следующих лиц: американца, офицера-итальянца, офицера-немца, турецкого пашу, абиссинского негуса, индийского раджу, русского купчину, австралийца с женой, толстого француза, китайца, упитанного перса, попа, студента, дамы-истерика.
Грим всех «чистых» был сделан с учетом национальных черт, в остросатирической манере, его дополняли головные уборы: феска, чалма, шлем, цилиндр, каска. Мужчинам надевали парики, клеили бороды, усы.
Графические образы оживали в театральной постановке. Перед работой гримеры изучали рисунки В. Маяковского к «Мистерии-Буфф». «Семь пар “чистых”, «Семь пар “нечистых” — в этих скупых словах автор передал характер героев пьесы.
В спектакле были заняты ведущие актеры театра: Менглет, Лепко, Слонова, Весник, Папанов, Иванов, Доре, Козубский, Каданов, Протасов, Степанова, Аросева, Давыдов, Каратаева, Ушаков, Денисов и др.
Грим «Дамы-истерика» был весьма запоминающимся: на бледном лице выделялись сильно накрашенные глаза и губы. Парик был ярко рыжего цвета с отдельными желтыми прядями. Прическа из завитых волос была зачесана на одну сторону. Костюм — сильно облегающее черное платье с пелериной, которую можно было снять и оголить плечи. На глаза клеили густые длинные ресницы.
Для грима Вельзевула (артист А. Папанов) применяли налепки из гуммоза, наклейки, парик. Вид его был потрепанный; на рогах, торчащих на парике, завязывали бантики. Лицо было старым, изможденным, перепачканным черной краской (рис. 25).

Образ Мафусаила, живущего в Раю, был полной противоположностью. Чистенькое личико, парик с белыми вьющимися волосами, розовые чистые щечки — все говорило о благополучии и скуке.
Грим в спектаклях режиссера Романа Виктюка. Роль грима в спектаклях Романа Виктюка трудно переоценить, он всегда яркий, неординарный.
Гримерное оформление полностью совпадает с костюмами исполнителей, решением режиссера. С постановкой спектакля «Служанки» Ж. Жене, как на сцене в декорационном искусстве, так и в гримерном, были найдены новые приемы художественного создания образа.
Грим в спектакле «Служанки» необычен, до этого времени подобного грима никто не делал. Его выполнил молодой визажист Лев Новиков, которого привела во время работы над спектаклем в театре «Сатирикон» сценограф Алла Коженкова. Выразительные грим-маски актеров стали своеобразной визитной карточкой спектакля, его уникальной аурой.
Грим на актере Константине Райкине, исполнявшем главную роль, оригинален. За основу грима были взяты маски театра Кабуки с его расписным, сложным гримом, требующим особого владения техникой рисунка. Грим в спектакле Р. Виктюка не был полным повтором японской маски «кабуки», он был сделан «по мотивам». Однако при тщательном изучении современного грима и японского можно увидеть много общего: те же графичность, абстрактность рисунка, неожиданное сочетание цветов.
На лицах исполнителей умело подчеркнуты брови, глаза, выделены рот, нос, скулы. Спектакль «Служанки» был поставлен сначала в театре «Сатирикон», затем в Театре Романа Виктюка. Гримерное оформление последней постановки делали художники-гримеры Татьяна Готовцева и Надежда Кожанова. Опытные художники, много лет проработавшие с актерами в других театрах, они сумели сохранить найденный первоначально рисунок грима, который не был похож на все то, что делали ранее в театре. Грим спектакля «Служанки» еще раз доказал, что существует тесная связь между современным гримировальным искусством и древним, берущим свое начало в ритуальных магических раскрасках.
Спектакли режиссера необычны, они отличаются от других постановок своеобразным прочтением материала, нетрадиционной сценографией.
Труппа театра состоит из молодежи, которая постоянно совершенствует свое мастерство, занимаясь пластикой, пением, танцами, декламацией. Спектакли Р. Виктюка требуют хорошей физической подготовки, они, как в фокусе, собирают все направления и жанры искусства.
Грим в спектаклях Р. Виктюка имеет большое значение, еще более выявляет ин-дивидуальные черты героев, подчеркивает оригинальность постановки.
Поэтическая драма «Шантеклер» в театре «Сатирикон» — режиссер К. А. Рай- кин, художник по костюмам А. Коженкова, сценография Б. Валуева.
Автором пьесы является французский драматург Эдмон Ростан. Пьеса, написанная сто лет назад, не потеряла своего значения и вызывает интерес у зрителей, так как в ней затронуты знакомые всем человеческие чувства: любовь, зависть, подхалимство, преклонение перед иностранным и т. п.
Действие происходит на птичьем дворе, сценическими героями являются животные, птицы: утки, куры, индюки, павлины, фазанья курочка, петух.
Уникальность спектакля состоит в его внешнем оформлении, на сцене — фантастические декорации, конструкции из металла, которые весят несколько тонн. Дорогостоящие костюмы, головные уборы «птичьего» общества состоят из пуха и перьев.
Художники-гримеры много работали над поисками грима участников спектакля. Было решено сделать грим с учетом современного модного направления (для актрис) в макияже. Наносили общий тон, выбирали гамму румян, подводили карандашами брови, верхнее и нижнее веко, красили губы. Не было цели сделать лица участников похожими на птиц, наоборот, подчеркивали современное модное направление. От париков отказались, заменив их головными уборами, шапочками, которые переодевали несколько раз.
Подобного в театре до сих пор не ставили, поэтому спектакль «Сатирикона» вызвал большой интерес зрителей. Художники-гримеры театра успешно справились с гримерным оформлением, оно удачно дополняло костюмы и не выглядело диссонансом в решении спектакля в целом.
Грим в детском театре. Детский театр занимает особое положение среди заведений культуры. В Москве имеется несколько театров для детей: ТЮЗ (Театр юного зрителя), Молодежный театр (ранее Центральный детский театр), большой популярностью пользуется Московский государственный детский музыкальный театр им. Н. И. Сац и др.
Детский театр посещают особенные зрители: любознательные, пытливые, непоседливые. Спектакли рассчитаны на разные возрастные категории — от малышей 5-6 лет до подростков. Поэтому декорационное оформление играет серьезную роль для восприятия спектакля. Костюмы, грим, прически рассматриваются юными зрителями подробно, от того, как они выполнены, зависят настроение, восприятие спектакля.
Молодежный театр имеет обширный репертуар, включает русскую, зарубежную классику, современные пьесы. Среди спектаклей — «Звоните и приезжайте», «Мой брат играет на кларнете» А. Алексина, «Рамаяна» Н. Гусевой (по древнеиндийскому эпосу), «Спроси себя» М. Саенко, «Кошкин дом» С. Маршака, «Сомбреро» С. Михалкова, «Сказка о четырех близнецах» Панчо Панчева, «Чинчрака» Г. Нахуц- ришвили, «Как дела, молодой человек?» Шандора Шомоди Тота и др.
Заслуженный артист РСФСР Павел Григорьевич Павлов (рис. 26), один из ведущих актеров театра, очень серьезно относился к гримированию.

Обладая художественным вкусом, он сам делал себе грим с учетом характера сценического персонажа, выбирал прическу, форму бороды и усов в соответствии с эпохой действия в спектакле. Павлов прекрасно рисовал, принимал участие в работе кружка художников под руководством К. Коровина, писал маслом, акварелью, темперой.
Умение рисовать помогло актеру делать грим, который в отдельных спектаклях был довольно сложным. Досконально изучив пьесу, Павлов знакомился с дополнительным материалом: этнографическим, мемуарным, иллюстративным. Делал наброски, зарисовки причесок, бород, усов, изучал лица людей, которые жили в это время.
При гримировании актер использовал налепки из гуммоза, наклейки (бороды, усы, бакенбарды, ресницы), парики, при необходимости отдельные детали клеил из папье- маше.
Роль Брахмана (рис. 27) в спектакле «Рамаяна» (пьеса А. Гусева по древнеиндийскому эпосу) с самого начала заинтересовала актера, он посетил Музей восточных культур, зна-комясь с произведениями индийских мастеров. Много часов изучал колорит произведений С. Рериха, читал о религии, природе, животном мире Индии, ее древней культуре.
Грим П. Павлова — запоминающийся: перед нами благородное лицо, красивой формы нос, высокий лоб. Седой парик и борода дополняют грим.
Грим Отца из сказки «Конек-Горбунок» Ершова — удачный пример сказочного возрастного грима (рис. 28). Из-под головного убора выглядывают седые пряди волос парика. На нос актер сделал налепку из гуммоза, придав ему форму картошки, гримировальной краской оттенена подскуловая впадина.
Грим князя Верейского из спектакля «Дубровский» по повести А. С. Пушкина выполнен с учетом возраста и социального положения героя (рис. 29). Гримировальными красками подчеркнута форма бровей, глаз, губ, носа. Седой парик с модной прической того времени дополняет внешний облик, придавая ему аристократичный вид.
Актер имел альбом, в котором делал наброски наиболее интересного грима, собирал литературу по гриму, фотографии своих коллег, актеров Художественного и Малого театров в гриме.
П. Павлов был занят в спектаклях русской и европейской классики во всех ролях и находил грим, который бы раскрывал, дополнял роль благодаря внешним чертам.
Детский зритель очень требователен, он видит и понимает по-своему, поэтому так важно не разочаровать его увиденным спектаклем.
Детей всегда привлекали чудесные сказки Андерсена, братьев Гримм, Гофмана, русские народные сказки. Образы сказочных героев прожили долгие годы, они научили доброте, искренности, чистосердечности, смелости, отваге, мужеству. Сказочные герои получили второе рождение на сцене театров и в кино. Оформление, костюмы, грим были яркими, оригинальными, красочными, с элементами чудес, волшебства. В работе художники проявляли большую фантазию, художественный вкус, чтобы сказки не потеряли своей прелести. В спектаклях-сказках — злые и добрые феи, Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Змей-Горыныч, Василиса Прекрасная, Царевна-Несмеяна, гномы, царевичи и принцы, Буратино, Иванушка-дурачок, Емеля — стали олицетворением добра и зла. В гриме персонажей красота, уродство, злость выражаются гиперболически. Прибегают к приемам карикатуры и шаржа; работа требует не только профессионального мастерства в исполнении, но и изобретательности. Героями сказок часто бывают звери, которые наделены характером человека, особенно в русских народных сказках — медведь, волк, лиса, кот, заяц. Грим этих персонажей можно выполнять как живописным, так и скульптурно-объемным приемом, используя трансформации, маски и полумаски, но не следует очень сильно перегружать лицо различными налепками и наклейками.
Сказочный грим выполняют по эскизу, учитывая трактовку режиссера, художника и актера. Грим Василисы Прекрасной делается по схеме «сказочная красота». Общий тон № 1 + № 2 наносят на лицо. Румянец выполняют по схеме «нормальное лицо». Подводят отдельные детали лица. Прорисовывая каждую деталь лица в отдельности, делают корректировку формы, придавая большую выразительность (при этом можно использовать наклейки). Брови для Василисы Прекрасной можно наклеить из бархата или тонкой полоски низковорсного меха (русские красавицы зачастую изображались с соболиными бровями), а длинные ресницы сделать из синтетического волокна синего цвета. Это придаст глазам большую выразительность. Брови можно прорисовать кисточкой, используя коричневую краску с баканом. Глазные впадины покрывают теневой краской голубого цвета. Нос делают более прямым при помощи теней на боковых сторонах, а спинку носа окрашивают более светлой краской. Контуром прорисовывают губы, более светлой краской окрашивают внутреннюю часть губ. Для объемности ставят на нижней и верхней губах блики. Небольшие недостатки отдельных частей лица — узкие губы, маленькие глаза, короткие брови можно устранить в работе при помощи гримировальных красок. Дополнением грима являются парик и головной убор. В данном случае можно использовать парик из светло-русых или пепельных волос с пробором на прямой ряд с длинной косой, на конце украшенной лентой. Очень эффектно будет выглядеть расшитый жемчугом и золотыми шнурами кокошник или другой высокий головной убор, например венец.
При гримировании сказочных злодеев можно использовать приемы гротеска, шаржа, карикатуры. Особенно наглядно можно проявить черты характера злодея, придав форме бровей, носа, губ более резкие очертания, преувеличенные размеры. В основу работы над гримом берут схему «злое лицо». Вспомним страшное, искаженное злобной гримасой лицо Карабаса Барабаса из сказки А. Толстого «Золотой ключик». На лице выделяются кустистые торчащие насупленные брови, нос сизого цвета и длинная всклокоченная борода. Брови можно сделать из крепе и наклеить их поверх естественных, нос — из гуммоза или папье-маше. Борода в несколько метров длины изготовляется из синтетических волокон, но можно использовать и мочало, окрашенное в ярко-рыжий цвет.
В Драматическом театре на Малой Бронной был поставлен спектакль «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова. Постановка И. И. Судаковой, художник Н. Л. Двигубский. Грим персонажей спектакля был решен разнообразно и интересно. Действующими лицами были звери, сказочные существа, люди.
Лицо актера, играющего Трусливого Льва, было загримировано при помощи живописного приема. Большой рыжий парик (алонжевый XVII века), представлявший гриву Льва, ярко подчеркивал оригинальность всего внешнего облика. Артисту В. С. Камаеву в роли Саблезубого тигра с помощью красок расписывали лицо под тигриную шкуру. Черные полосы чередовались с желтыми. Кончик носа окрашивали черной краской. Рисовали огромные клыки, которые свешивались изо рта на подбородок. Ранее была придумана дуга из пластмассы с двумя огромными клыками по бокам. Она вставлялась под губу, не принося беспокойства актеру при игре. К ней пришивались клыки из картона белого цвета. Грим Железного Дровосека (артист С. Л. Жирнов) несколько напоминал Буратино. Нос, который делали из фольги, свернутой фунтиком, прикрепляли при помощи ленточки из эксельсиора, приклеивая гримировальным клеем к переносице. Лицо покрывали серебристой краской, для того чтобы передать фактуру «железного» Дровосека. В работе над гримом Гудвина, ведьмы Гингемы, доброй феи Виллины, злой волшебницы Бастинды, соломенного Чучела, стража Изумрудного города, Тотошки, Аиста проявились профессионализм и фантазия гримеров.
В Московском академическом театре Сатиры долгие годы с большим успехом шла комедия «Волшебные кольца Альманзора» Т. Габбе (постановка заслуженного артиста О. П. Солюса. Художник — заслуженный деятель искусств В. В. Иванов). Спектакль был очень красочный, яркий и смешной. Грим персонажей — острохарактерный, применялись наклейки, парики различного цвета, что делало спектакль- сказку более запоминающейся, широко использовались световые эффекты, оригинально показано «Пляшущее платье» (фосфоресцирующий контур платья необычно и сказочно выглядел на фоне декораций, казалось, что платье действительно пляшет.

И.С.Сыромятникова
«Искусство грима»

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования