Общение

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Драматурги, перечисляя действующих лиц пьесы, обычно дают очень скупые сведения об их внешнем облике, представляя большую свободу творческой фантазии актеров и режиссеров спектакля. Как правило, указываются только возраст и профессия. Иногда прибавляется более или менее подробное описание деталей костюма и внешности, но не исключена возможность, что несколько исполнителей одной и той же роли, особенно характерной, внешне будут выглядеть различно в зависимости от данных актера и от трактовки образа. Рост, комплекция, цвет волос, черты лица здесь не имеют решающего значения, был бы четко выявлен характер персонажа.

Разумеется, это относится не ко всем ролям в драматургических произведениях. Некоторые персонажи, если даже автор не дает им характеристик непосредственно или в репликах партнеров, требуют от исполнителей наличия определенных внутренних и внешних данных. Это и учитывается при распределении ролей. Так, Егора Булычёва, человека большого размаха, дерзкого, умного и темпераментного, трудно представить себе внешне маленьким и щуплым, а вот приспособленец Достигаев («Достигаев и другие» М. Горького) внешне может быть любым: и высоким, и маленьким, и худым, и полным, с бородой и без бороды. Б этой роли, как и во многих других, внешний вид не имеет особого значения, и зрители, пришедшие на спектакль, соглашаются обычно с любой внешностью исполнителя, если он убеждает их правдивостью исполнения и правильной трактовкой характера. Большая правда искусства заставляет верить и в частичный вымысел художника, как в правду жизни. И при чтении пьес внимание читателя обычно главным образом фиксируется на вскрывающихся через действие характерах персонажей, на их столкновениях; представление же о их внешности без точного авторского описания не всегда бывает четким, и у разных людей — различным.

Совсем другие требования предъявляет зритель к театру, когда видит на сцене своих хороших знакомых — героев любимых прозаических произведений.

Повествовательный жанр сам по себе создает гораздо больше возможностей для более подробных описаний внешнего облика героев. А ведь обычно инсценируются наиболее талантливые и популярные в народе романы, повести и рассказы, авторы которых давали своим героям предельно выразительные и яркие характеристики. Естественно, что почти у всех читателей складывается очень ясное, определенное представление об этих героях, чаще всего эти представления совпадают.

Недаром, иллюстрируя такие гениальные произведения, как «Мертвые души» Гоголя, «Войну и мир» Толстого, разные художники изображают их героев почти одинаково, во всяком случае в одном ключе, хотя зрительное представление о них получено только в результате литературного описания.

Поэтому можно себе представить,  какая   ответственность ложится на актеров, создающих образы в инсценировках по таким произведениям, как «Анна Каренина»  и  «Воскресение» Л. Толстого, «Хождение по мукам» А. Толстого, «Первые радости» и «Необыкновенное лето» Федина, «Мертвые души» Гоголя, «Накануне» Тургенева и по многим другим. Здесь уже при распределении ролей придется учитывать не только внутренние, но и внешние данные исполнителей для того, чтобы не получилось резкого расхождения между образом, возникшим в воображении читателя, и его воплощением на сцене. Возьмем, к примеру, Плюшкина  из «Мертвых душ»  Гоголя. Автор подробно описывает его одежду и лицо: «оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только   выступал    очень   далеко   вперед,   так   что    он    (Плюшкин. — Т. Ш.) должен был всякой раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши...», «весь подбородок с нижней частью щеки походил у него на скребницу из железной проволоки». У этого «съежившегося старичишки» «деревянное» лицо, «зубов нет», но есть привычка «жевать губами» и т. д.

Гримируясь, исполнитель роли Плюшкина должен будет налепить подбородок, наклеить брови, цветом и морщинами состарить свое лицо так, чтобы в результате его грим вполне соответствовал описанной Гоголем внешности «изношенной развалины».

Вот в том-то и заключается принципиальное различие между выполнением грима для образов, к примеру, Достигаева и Плюшкина. Там актер создает грим, руководствуясь собственным видением внешности образа. Здесь он в первую очередь стремится следовать указаниям  автора.

Иногда описание внешности действующего лица бывает сконцентрировано автором в одном месте, при первом знакомстве. Так знакомит читателя с Еленой — героиней романа «Накануне» — И. С. Тургенев. Он пишет: «Ей недавно минул двадцатый год. Росту она была высокого, лицо имела бледное и смуглое, большие серые глаза под круглыми бровями, окруженные крошечными веснушками, лоб и нос совершенно прямые, сжатый рот и довольно острый подбородок. Ее темнорусая коса спускалась низко на тонкую шею».
В других случаях исчерпывающее представление о внешнем облике приходит не сразу. Писатель упоминает об отдельных чертах, о цвете лица, о прическе и других деталях внешности героя или героини как бы вскользь на протяжении всего романа. Так, из разных мест романа «Анна Каренина» Толстого мы узнаем, что Анна очень красива, несколько полна, что у нее блестящие,   кажущиеся    темными   от   густых   ресниц,   серые глаза, румяные губы, черные, сильно вьющиеся волосы и т. д. Поэтому при сценическом воплощении прозаических произведений недостаточно ознакомиться только с инсценировкой, которая не может вместить в себя весь необходимый для характеристики персонажей авторский материал.  Каждому исполнителю нужно внимательно от начала до конца   прочесть все произведение, на основе которого сделана    инсценировка, подчеркнуть или еще лучше выписать все то, что относится к его образу.

Итак, если Любовь Гордеевна в «Бедности не порок» Островского может быть и темноволосой и белокурой, с карими или голубыми глазами, светлокожая или смуглая, то Елена в «Накануне» и Анна Каренина должны выглядеть так, как они описаны авторами. Если же писатель в своем произведении не дает подробного описания внешности кого-либо из героев, значит, для него эта сторона образа, как и для драматурга, особого значения не имеет. Исполнитель такой роли поступает в этом случае так же, как при поисках грима для ролей из пьес, то есть идет от анализа характера действующего лица, от его возраста и т. д. В качестве упражнения можно посоветовать каждому участнику коллектива выполнить грим како-либо образа, взятого из прозаического произведения. Если даже коллективу не придется ставить на сцене инсценировки, выполнение грима по авторским описаниям развивает творческую фантазию кружковцев.

Для того чтобы перенести на свое лицо черты лица образа, хоть и описанного автором, но зрительно существующего только в воображении, гримирующемуся нужно очень ясно представить себе это лицо, увидеть его, как в жизни, то есть заставить активно работать свою творческую фантазию. Следовательно, этим упражнением мы, с одной стороны, развиваем творческое воображение, с другой — дисциплинируем, его, подчиняя воле автора.

Т. Шухмина "Грим"

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования