Общение

Сейчас 897 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Прежде чем приступить к созданию характерного грима, нужно очень тщательно разобраться в содержании роли, определить мировоззрение персонажа, понять его отношение к окружающему. И внешние признаки — возраст, национальность, состояние здоровья, — разумеется, имеют большое значение Для наружности, но в первую очередь необходимо точно определить характер, внутреннюю сущность образа, для того чтобы очень тонко, лаконично и выразительно подчеркнуть это гримом. Как же можно гримом подчеркнуть характер? Ведь каждый живой человек (а образ должен быть таким же живым и полнокровным) обладает очень сложной психикой, характер его состоит из множества самых разнообразных, порой противоречивых, черт.

Однако, несмотря на сложность любого человеческого характера, в основе его почти всегда лежит черта, преобладающая над всеми остальными. Эта особенность и позволяет нам определить характер человека несколькими словами. В жизни мы часто говорим про одного, что он «злой», про другого — «смелый», про третьего — «добрый», и т. д., как бы забывая о других качествах человека. Охарактеризовать так даже малознакомого человека мы имеем возможность потому, что в зависимости от ведущей черты характера его лицо приобретает характерное для него (злое, легкомысленное, доброе, унылое и т. д.) выражение.

Следовательно, в работе над ролью актер прежде всего должен определить, какие преобладающие черты лежат в основе характера образа. Об этом можно судить по его действиям в пьесе, по наиболее типичным для него поступкам. Например, Хлестаков («Ревизор» Гоголя) отличается необычайным легкомыслием, которое проявляется в каждом его поступке, скачущей походке, нелогичной речи и, конечно, должно отразиться и на его лице. Каждый актер, исполняющий роль Хлестакова, должен постараться выявить гримом эту основную и самую яркую черту его характера. Для этого следует облегчить и приподнять брови, сделать нос слегка вздернутым, глазам придать круглую форму, надо лбом завить задорный хохолок. Лицо примет легкомысленное выражение. Такой грим верно отразит сущность характера Хлестакова, так как невозможно представить его с лицом мрачным, серьезным, задумчивым.

Или другой не менее известный образ из русской классической драматургии — Кабаниха («Гроза» Островского). Что является наиболее типичным не только для нее, но и для других представителей «темного царства», в чем сущность их характеров? Деспотизм, самодурство, жадность — вот основные черты характера этих людей. Кабаниха почти на всех людей смотрит, как на врагов, посягающих на ее неограниченную власть, она постоянно брюзжит и придирается к окружающим и в результате ее лицо приобретает выражение, свойственное мрачным, злым, деспотичным людям. Брови сдвинуты, между ними залегли глубокие морщины, углы рта опущены. Это выражение лица, вытекающее из основных черт характера Кабанихи, и подчеркивается в лице актрисы, играющей эту роль. Тогда даже в спокойном состоянии и при улыбке лицо исполнительницы сохранит налет некоторой мрачности. Получается характерный для этой роли грим. Однако создавать такой грим нужно очень осторожно, с чувством меры, отбирая лишь главное. Лишние, маловыразительные детали могут превратить лицо в неподвижную маску и тем самым лишить его живой выразительности в моменты радости, полного покоя или страдания  (табл. XIII).

Из всего сказанного выше можно было бы сделать вывод, что все актрисы, исполняющие роль Кабанихи, должны загримироваться совершенно одинаково и что для каждой роли существуют готовые образцы гримов. Такое представление, разумеется, ошибочно. Если бы актеры гримировались по готовым рецептам, это немедленно привело бы к театральному штампу и лишило бы исполнителей возможности трактовать роль оригинально, в зависимости от своих индивидуальных данных, сохраняя при этом наиболее типические для образа внутренние и внешние качества.

Допустим, что роль Кабанихи играют две актрисы. Одна из них, отталкиваясь от своей индивидуальности, в первую очередь подчеркивает такие черты характера, как самодурство и брюзгливость, другая — деспотичность и жадность. Получаются как бы два варианта одного и того же образа. В каждом из них сохраняется основное, типичное для Кабанихи и ей подобных, но в то же время это типичное будет воплощено каждой актрисой по-своему. Индивидуальность исполнительницы, ей одной присущие внешние и внутренние данные приведут к тому, что и гримы у этих двух актрис получатся совершенно разные. Первая сделает нижнюю губу отвислой, подчеркнет толщину щек и капризный излом бровей. У второй лицо будет сухощавое, губы тонкие, поджатые, нос крючковатый, брови нависшие и сурово сдвинутые. И в том и другом случае актрисы создадут внешний облик, типичный для Кабанихи, но каждая из них оттолкнется от своей индивидуальной трактовки этой роли.

А вот другой образ, по своему характеру противоположный образу Кабанихи. Это нянька Фелицата из пьесы Островского «Правда хорошо, а счастье лучше»—добродушная, беззлобная, очень деятельная старушка. В ней много наивности и искреннего, доброжелательного отношения к людям. Фелицата всегда в хорошем расположении духа, ее лицо постоянно озарено ясной улыбкой. Отсвет этой улыбки сохраняется даже тогда, когда она сердится или устает от бесконечной беготни и хлопот. Актрисе, исполняющей роль Фелицаты, гримируясь, прежде всего следует зафиксировать все те морщинки около глаз, ямочки и «яблочки» на щеках, которые появляются на лице при улыбке.
Можно также чуть приподнять и округлить брови, подрисовать над ними две-три горизонтальные морщинки. — это придаст лицу наивность. В результате получится добродушное лицо с постоянной легкой улыбкой. Это жизнерадостно-наивное выражение будет соответствовать характеру Фелицаты и поможет зрителю полнее воспринять образ.
Сложнее, когда гримом приходится выявлять не одну или несколько однородных черт характера, а противоречивые его свойства. В этом случае соединение мрачно нахмуренных густых бровей с мягким очертанием чуть улыбающегося рта и с ямочками на щеках создаст нужное впечатление.
Не всегда внешние данные человека совпадают с его внутренними качествами, как у Кабанихи или Фелицаты. Бывает, что за внешней суровостью, мрачностью, ворчливостью скрывается человек добрейшей души. В современной классической драматургии встречается целый ряд персонажей, обладающих красивой, представительной наружностью и очень низкими моральными качествами. Это Полудин («Персональное дело» Штейна), поручик Яровой («Любовь Яровая» Тренева), Муров («Без вины виноватые» Островского) и Паратов («Бесприданница» Островского), Молчалин («Горе от ума» Грибоедова). Эти люди пользуются своим внешним обаянием, чтобы до поры до времени скрывать свои темные дела и неблаговидные поступки.

Если бы на внешности этих людей отражался их характер — жалкий и ничтожный у одних, жестокий, холодный, эгоистичный у других, подлый и преступный у третьих, — зрители были бы в недоумении, почему же окружающие этих подлецов люди не замечают их истинной сущности.

Поэтому было бы неверно гримом выявлять и подчеркивать отрицательную сущность этих образов и тем самым делать других действующих лиц пьесы слишком наивными и недальновидными.

Гримы для ролей комедийного плана также должны быть реалистичными, жизненно правдивыми. Никогда, даже в сатирических пьесах и в водевилях, не следует делать нарочито смешные гримы с преувеличенно большими носами, неестественно толстыми губами, красными щеками и т. д. Чем тоньше юмор внешнего оформления образа, тем лучше.
Естественно, что в водевиле, комедии, психологической драме или трагедии гримы отличаются друг от друга и по существу и по манере выполнения. Если в водевиле допустим упрощенный грим, подчеркивающий какую-нибудь одну доминирующую черту характера, то в горьковских, чеховских спектаклях внешний облик героев должен быть абсолютно реалистичен. Техника выполнения реалистического грима должна отличаться такой тонкостью и такой скупостью, чтобы лица актёров, даже при значительном их изменении, казались живыми, Сражающими всю сложность характеров персонажей. ° Грим персонажей спектакля находится также в зависимости от режиссерской трактовки пьесы. Одно и то же произведение различные режиссеры могут поставить и оформить по-разному. Представим себе, что в нескольких театрах ставится сказка Островского «Снегурочка». В одной постановке декорации и костюмы будут разрешаться в образе русской народной сказки, в другой художник дает яркие, сочные краски, напоминающие лубок.

Ясно, что грим персонажей должен соответствовать сценическому образу всего спектакля в целом, он должен быть так органически связан с декорациями и костюмами, чтобы все оформление спектакля было едино и напоминало картину, написанную кистью одного художника, в одной определенной манере.

Поиски характерного грима лучше всего начинать с определения возраста и характера действующего лица, с отбора необходимых изобразительных средств. Это работа сложная, требующая тщательности и терпения. Неопытным исполнителям потребуется помощь режиссера, гримера или старших товарищей. На последнем этапе репетиций, когда сущность характера персонажа ясна и исполнитель овладел образом, хорошо, если режиссер будет наблюдать за тем, как в прецессе игры меняется лицо актера. В наиболее верных и удачных моментах у него, например, могут сдвинуться брови, между ними заляжет вертикальная морщина, губы упрямо сожмутся, около рта появятся резкие складки. И в результате создастся выражение, типичное для данного образа. Актер может этого не заметить, так как это выражение возникло само собой как закономерный результат правильной внутренней жизни исполнителя. Режиссер же должен уловить эти интересные детали, чтобы затем, при поисках грима, помочь исполнителю их зафиксировать. В качестве наглядного примера того, как верно найденный грим уточняет, дополняет характеристику образа, мы приводим рисунки (табл. XIV), изображающие народного артиста СССР Б. В. Щукина в сыгранных им ролях: комкора Малько («Далекое» Афиногенова), Ермолая Лаптева («Темп» Погодина), Полония («Гамлет» Шекспира) и Егора Булычёва («Егор Булычёв и другие» Горького). Все четыре образа почти ни в чем не сходны друг с другом. Каждый из них, имея свои индивидуальные особенности характера, является в то же время выразителем мировоззрения той общественной среды, к которой он принадлежит.
 

1. Действие пьесы Афиногенова «Далекое» происходит в 1935 году. Главное действующее лицо пьесы — Матвей Малько, командир корпуса Особой Дальневосточной Армии, бывший
рабочий Тульского оружейного завода.
Малько — настоящий большевик, энергичный и волевой, чуткий и внимательный к людям, простой и сердечный. Все его стремления, все действия, вся кипучая энергия направлены на борьбу за создание новой, прекрасной жизни.
Малько смертельно болен и сознает это, но мысль о приближающейся смерти не подавляет его. Напротив, заставляет действовать еще целеустремленнее, еще беззаветнее отдавать все силы служению Родине.
Таков внутренний облик Матвея Малько. И внешность его соответствует характеру.
Волевое начало в характере этого человека подчеркнуто в гриме четкой, энергичной линией бровей, строгой формой носа и крутым изгибом подбородка.
Легкая худоба щек свидетельствует о болезни и, кроме того, придает лицу мужественность.
О подлинной доброте и сердечности этого человека можно догадаться по мягкому очертанию рта.

2. Роль крестьянина-сезонника Ермолая Лаптева, попавшего с артелью каменщиков-костромичей прямо из деревни на большую стройку, была сыграна Б. В. Щукиным в 1930 году (Н. Погодин «Темп»).
Ермолай Лаптев, малограмотный крестьянин, вначале совершенно ошеломлен и раздавлен непривычным для него размахом и темпами строительства громадного тракторного завода.
Б. В. Щукин очень умело подчеркивает это гримом. На рисунке мы видим Ермолая таким, каким он выведен автором в самом начале пьесы.
Всклокоченные волосы и борода, округлая форма носа и наивно приподнятые брови делают лицо добродушным и растерянным.

3. «Гамлет» Шекспира.
Образ Полония, важного, надутого, самоуверенного, льстивого царедворца, разрешался Щукиным в плане острой политической сатиры. Соответствующими были и костюм и грим. Роскошный, богатый костюм и длинная холеная борода говорили о тщеславии Полония.
Пухлый и несколько жеманный рот был характерен для чревоугодника   и   праздного   болтуна,   упивающегося   своим красноречием.   Слегка  свисающий  массивный   нос делал его охожим на болтливого, глупого, надутого индюка. Морщинки около  глаз придавали лицу   хитрое выражение.   

4. «Егор Булычёв и другие» А. М. Горького.
В пьесе дается яркая картина разложения и гибели капиталистического общества в предреволюционной России.
Образ Егора Булычева сложный и многогранный. Человек большого ума, горячего темперамента, озорной и дерзкий, Булычёв отлично понимает неизбежность гибели капитализма, но порвать со своей средой, вырваться из привычных пут он не может. В этом его трагедия.
Он бунтарь, но его бунт бесплоден, так как, обрушивая всю силу своего гнева на ненавистный ему капиталистический строй, он не верит в силу рабочего класса, в победу новой жизни.
Бунтарскую, озорную, остро ироническую сущность характера Булычева и подчеркивал гримом Б. В. Щукин. Упрямое, надменное выражение рта достигалось тем, что нижняя губа несколько увеличивалась, углы рта опускались книзу, лицо приобретало насмешливое и дерзкое выражение от чуть приподнятых бровей смелого размаха, от узкого разреза умных, проницательных глаз. Большой открытий лоб, мягкие очертания носа, подчеркнутая полнота щек и второго подбородка соответствовали плотной, кряжистой, складной фигуре физически сильного человека.
Непокорные рыжие волосы еще ярче подчеркивают бунтарскую сущность этого образа.

На табл. XIII можно проследить последовательность выполнения гримов двух остро-характерных образов — Коробочки («Мертвые души» Н. В. Гоголя) и Кабанихи («Гроза» А. Н. Островского) одной и той же молодой исполнительницей этих рлей.
Сначала из гуммоза наклеивается нос и слегка намечается форма бровей, затем замазываются брови, кладется общий тон, прорисовывается линейная схема грима, делается прическа, волосы запудриваются. На последнем рисунке растушевкой создается иллюзия выпуклостей и впадин. Головные уборы — чепчик и повойник — завершают грим. Этой последовательности необходимо придерживаться при выполнении любого характерного грима, требующего гуммозных налепок и изменения формы бровей.

Упражнения на выявление гримом различных черт характера. Чтобы принцип подхода к созданию характерного грима был ясен, необходимо проделать следующие упражнения.
 
Пусть каждый из кружковцев наметит себе задачу — подчеркнуть гримом изменения лица, которые происходят в результате того или иного состояния человека.
Если человеку весело, на его лице появляется улыбка, на щеках выявляются «яблочки», около глаз — морщинки, уголки губ и брови поднимаются вверх (табл. XI). От насмешливого, иронического отношения к какому-нибудь событию может приподняться одна бровь, скривиться рот или произойдут какие-то иные, свойственные данному человеку смещения черт лица.

Когда настроение грустное, унылое, внутренние концы бровей приподнимаются, на лбу вырисовываются морщинки, углы рта опускаются, появляются носо-губные морщины (табл. XI).

При злобном отношении к окружающему обычно сдвигаются брови, между ними нависают вертикальные складки, губы плотно сжимаются (табл. XI).

Попробуйте изменить свое внутреннее состояние и, сохраняя появившееся при этом выражение лица, посмотрите на себя в зеркало. Вы сразу заметите те морщины, складки, излом бровей и другие внешние признаки, которых не было на вашем лице раньше, когда вы были спокойны. Эти изменения зафиксируйте гримом. Появившиеся морщины подчеркните тонкими линиями так, как это делается в гриме старого лица. «Яблочки» оттушуйте тем же способом, каким вы добивались впечатления полных щек. Как изменить форму бровей и рта, вы уже знаете.

По прилагаемым четырем схемам проследите за тем, каким способом достигаются такие изменения. На схемах показаны черты лица актера и затем пунктиром прорисовано изменение этих черт, в заключение дается результат — лицо с выражением, соответствующим устойчивому внутреннему состоянию (табл. XI).

До окончания гримировки ничего не говорите товарищам о своем замысле, предоставив им самим угадать, какое выражение вы хотели придать своему лицу. Если грим выполнен удачно, замысел сразу же будет разгадан.

Такие упражнения на выявление какой-нибудь одной ведущей черты характера очень полезны и являются хорошей подготовкой к более сложным характерным гримам.
Табл. XII, на которой изображены персонажи из «Мертвых душ», поможет наглядно убедиться в том, что полученные иа упражнениях схемы могут быть непосредственно использованы как первоначальный этап работы для определенных характерных гримов. В дальнейшем для этих гримов потребуютсЯ и гуммозные налегши, и волосяные наклейки, и различные прически.

В зависимости от времени, которым располагает коллектив, распределяются и занятия. Если времени достаточно, на первом занятии полезно проделать упражнения на выявление гримом одной определенной черты характера. Следующие занятия необходимо увязать с практикой, гримируясь для ролей идущих или репетирующихся спектаклей. К обсуждению достигнутых результатов привлекайте весь коллектив. Наблюдая за достоинствами и недостатками в работе товарищей, каждый кружковец поймет свои ощибки и скорее освоит основные принципы техники гримировки.

Исправление недостатков лица исполнителя. Красивое лицо. Каким эстетическим требованиям должно отвечать человеческое лицо, чтобы называться красивым? Прежде всего его черты должны быть более или менее правильными, без резких, бросающихся в глаза нарушений пропорции: глаза большие, брови слегка выгнуты, нос прямой, рот четкого, выразительного рисунка, овал лица чистый, в меру продолговатый. Красиво, когда цвет лица свежий, ровный, здоровый.

В жизни лица с безупречно правильными чертами встречаются не так часто. Да и не всегда они кажутся нам привлекательными. Если в лице нет обаяния, если на нем не отражаются ум, воля, энергия, честность, доброта, мы ни в жизни, ни на сцене не почувствуем симпатии к такому человеку, как бы красив он ни был.

Ни в коем случае, особенно при постановке советских пьес, нельзя увлекаться сладкой, кукольной «красивостью». Слишком светлый тон, сильно подведенные глаза и губы — все эти устаревшие, отжившие приемы гримировки только портят симпатичные, обаятельные лица молодых юношей и девушек, придавая им условно «театральный», искусственный вид. Лицо советского героя, как бы красив он по роли ни был, должно под гримом оставаться совершенно естественным.

Итак, сущность этого занятия заключается в умении найти и определить в своем лице недостатки, а затем по возможности выправить их. Однако делать это нужно очень тонкими, незаметными со сцены приемами, чтобы лицо не утратило своей жизненной естественности.

Прежде всего проверьте форму носа в профиль. Если спинка носа сильно западает, ее можно выпрямить, заполнив ложбинку гуммозной налепкой. Но при проверке готового грима иногда выясняется, что далеко не всех украшает выпрямленный гуммозом нос. Черты лица делаются правильнее, но зато уменьшается или даже совсем пропадает присущее им обаяние. Лицо становится суховатым и менее приятным. Это хорошо для отрицательных образов из классического и современного репертуара, но не годится для положительных персонажей советских пьес. В этом случае в первую очередь следует заботиться об обаянии персонажа.

Очень украшает исполнителя прическа, если она ему к лицу. Поэтому вначале мы советуем причесаться, особенно если приходится гримироваться для ролей из классических пьес. Непривычная для современного глаза прическа в значительной мере меняет лицо, округляя его или удлиняя, расширяя или укорачивая.

Лицо выглядит округлым тогда, когда на висках волосы причесаны пышнее, чем надо лбом. И наоборот, гладкие виски и высоко поднятая средняя часть прически удлиняют лицо. Широкое лицо можно сузить, закрыв часть щеки волосами, а также положив легкие тёмнокрасные тени от виска до угла нижней челюсти. С низкого лба волосы поднимают как можно выше и спускают их на лоб, когда он непропорционально велик.Темные, гладко причесанные волосы уменьшают голову; светлые, пышно завитые — увеличивают. Соотношение величины головы и фигуры должно быть правильным. Поэтому при небольшом росте и крупной голове прическу выгоднее делать гладкую. Если же голова несоразмерно с телом мала, ее можно увеличить пышной прической. Цвет волос всегда влияет на подбор общего тона и краски для румянца. Блондинам больше идут и общий тон и румяна нежных бледных оттенков. Брюнетам — смуглый цвет кожи и темный румянец.

Все эти советы носят несколько условный, общий характер, так как в гриме так же, как и в жизни, возможны любые сочетания цвета волос с цветом лица. Встречаются смуглые блондины и брюнеты с очень светлой кожей. В каждом случае решение этого вопроса зависит от трактовки образа и от внешних данных исполнителя.
Как выпрямить нос, увеличить глаза, подвести губы, описано в разделе «Гримировка отдельных частей лица».

В классических пьесах есть целый ряд образов представителей дворянского и буржуазного общества, отдающих много времени уходу за своей внешностью. Их цвет кожи, тщательно оберегаемый от влияния солнца зонтами и шляпками, может быть очень светлым, румянец — нежнорозовым, черты лица — тонкими и изысканными (Софья — «Горе от ума» Грибоедова; Лидия — «Бешеные деньги», Вихров — «Не в свои сани не садись» Островского; Надежда — «Последние» Горького, многие персонажи из пьес Мольера, Шекспира и др.). Работа коллектива и по этому разделу должна быть тесно связана с практикой. В идущих  или  готовящихся спектаклях несомненно есть персонажи с красивой и привлекательной внешностью.

Советы, изложенные в этом разделе; помогут исполнителям этих ролей выявить достоинства и сгладить недостатки своего лица.

Т. Шухмина "Грим"

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования