Общение

Сейчас 527 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

При поисках гримов, особенно характерных, большое внимание следует уделять прическе. Верно найденная прическа уточняет характер персонажа, помогает раскрытию образа. В жизни по тому, как причесан человек, можно хотя бы приблизительно судить о его вкусах, привычках и даже о его характере. Люди организованные, подтянутые обычно причесывают свои волосы аккуратно, рассеянные же, неряшливые или порывистые допускают большую или меньшую небрежность прически.

Когда в пьесе между событиями проходит несколько лет, это обстоятельство необходимо как-то подчеркнуть и гримом: слегка состарить лицо, изменить прическу или дать легкую седину. В театре же подчас случается так, что прическа героя или героини на протяжении всей пьесы остается неизменной. Как падала на лоб какая-нибудь случайно выбившаяся прядь волос в начале первого акта, так падает она в конце спектакля хотя в жизни героя за это время произошло немало событий. Если персонаж устал или занят физической работой, его волосы не могут оставаться тщательно и аккуратно причесанными, — они обязательно растреплются. Беспорядочной может прическа и у человека взволнованного, обеспокоенного или рассеянного. И наоборот, торжественность происходящего на сцене события можно подчеркнуть аккуратностью и праздничностью причесок. Итак, на протяжении спектакля, в зависимости от обстоятельств, в которых находится герой, рекомендуется изменять прическу. Казалось бы, о таких мелочах не стоит и говорить, но в театральном искусстве нет мелочей, каждая жизненно правдивая деталь очень важна, если она помогает ярче охарактеризовать образ.

Прически в классических пьесах. При постановке классических пьес режиссер и исполнители не всегда ясно представляют себе, какие прически носили в эпоху, отраженную в пьесе. Часто допускаются ошибки.

Чтобы избежать их, руководитель должен познакомить коллектив с теми особенностями, которые отличали одну моду причесок от другой хотя бы на протяжении XIX и начала XX века, во времена Грибоедова, Гоголя, Островского, Тургенева, Толстого, Чехова, Горького. Помимо прилагаемых к нашему пособию рисунков мужских и женских причесок, можно использовать обширный вспомогательный материал: копии с картин художников изучаемого времени, фотографии актеров в ролях из классических пьес, книги с иллюстрациями и т. д.

Женские прически. На табл. IX изображены прически, наиболее типичные для XIX и начала XX века. Разумеется, мода определенного отрезка времени не могла ограничиваться только этими образцами. Каждая мода предполагает варианты сообразно характеру и возрасту человека.

Кроме того, каждая прическа в пределах моды может быть несколько видоизменена в зависимости от того, что больше к лицу исполнительнице. Если актрисе не идут длинные локоны, она может сделать их короче. Одних больше украшает пышная завивка, других — гладко зачесанные волосы и т. д.

Прической может быть подчеркнута и характеристика персонажа. Так, например, в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» можно заострить сатирическое звучание образов Анны Андреевны и Марии Антоновны, причесав Анну Андреевну с несколько преувеличенной, безвкусной пышностью, не соответствующей ее возрасту, а Марию Антоновну — с неподходящей для нее наивностью. Прически, приведенные в табл. IX, не отличаются большой сложностью и могут быть сделаны из собственных волос, если они достаточно длинные. Выполнение причесок для Ролей классического репертуара требует времени и тщательности. Поэтому завивку необходимо сделать заранее, за несколько часов До спектакля, накрутив влажные пряди на свернутые жгутом бумажки, тряпочки, металлические бигуди или резиновые папильотки. Завивку горячими щипцами нужно делать также заранее, без излишней торопливости.

В 20-е годы XIX века волосы причесывали на прямой пробор и пучок располагали высоко на затылке. Модным украшением являлся тюрбан, сложенный из шарфа наподобие турецкой чалмы  (Грибоедов — «Горе от    ума»).

В 30-е годы XIX века модно было часть волос от висков заплетать в косички и укладывать их вокруг ушей. Вместо косичек около висков завивали также локоны. Пучки из скрученных жгутом волос или туго заплетенных кос располагались высоко на затылке и украшались цветами и бантами (Гоголь — «Женитьба», «Ревизор»).
В 40-е годы носили длинные локоны.

В конце 40-х и 50-х годов локоны почти совсем выходят из моды. Волосы, расчесанные на прямой пробор, завивают крупными волнами и закладывают сзади в обыкновенный, низко лежащий пучок. Выезжая на бал, голову украшали гирляндами мелких цветов (Тургенев — «Где тонко, там и рвется», «Месяц в деревне», «Провинциалка»; Островский — «Свои люди — сочтемся», «Бедная невеста», «Не в свои сани не садись» и др.).

В 60-х годах крупнозавитые волосы приподнимают над ушами. Пучок из косы или из жгута волос спускается еще ниже на шею, иногда на него надевается сетка из синели или шелковой тесьмы (Островский — «Старый друг лучше новых двух», «За чем пойдешь, то и найдешь», «Шутники»).
Начиная с 70-х годов, выходит из моды прямой пробор. Мелко- и крупнозавитые волосы зачесываются со лба наверх и укладываются в высокую прическу. Пучок из слабо заплетенных кос, низко лежащий на шее, иногда, особенно у девушек, заменяется локонами, спадающими на шею и плечи (Островский — «Бешеные деньги», «Лес», «Поздняя любовь», «Волки и овцы», «Последняя жертва», «Бесприданница»).

В 80-х годах волосы спускали низко на лоб мелкими завитками или половину лба прикрывали чёлкой. Пучок укладывался низко и чаще из косы (Островский — «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые»).

У купечества мода в течение всего XIX века почти не менялась (пьесы Островского). Замужние женщины расчесывали волосы на прямой пробор, укладывали косы на затылке и надевали повойник (Островский — «Гроза» — Катерина, Кабаниха).
 
Девушки заплетали одну косу и вплетали в ее конец яркую ленту (Островский — «Гроза» — Варвара). Некоторые богатые купчихи следили за модой и причесывались так же, как дворянки или чиновницы. Пожилые дворянки носили чепцы или маленькие кружевные наколки.

В конце XIX века в моду вошел пышный валик с высоким пучком. В течение десятилетия эта прическа почти не менялась. Валик делался совершенно гладкий или пышный из завитых крупными волнами волос (пьесы Чехова и Горького). Если для такой прически не хватает собственных волос, под валик можно подложить пышно взбитое крепе, нитки из распущенного чулка или, в крайнем случае, жгут материи в цвет волос.

Мужские прически. В первое двадцатилетие XIX века мужчины стригли затылок довольно коротко. Спереди волосы небрежно зачесывались назад либо спускались короткими прядями на лоб и виски. Бороду и усы сбривали, оставляя лишь узкие бачки около ушей.

В 30-х годах продолжают носить баки несколько большего размера, волосы зачесывают назад, надо лбом образуется высокий завитой хохолок (табл. X). В это же время входила в моду и другая прическа: довольно длинные волосы разделялись косым пробором и зачесывались на уши, прикрывая их. Военные, кроме бак, носили небольшие усы с опущенными вниз или подвитыми вверх концами.

В 40-х годах в воду входят, особенно в чиновничьей среде, пышные бакенбарды самых различных фасонов, а также большие усы с подусниками, переходящими в бакенбарды. Волосы расчесывают на косой или прямой пробор. К концу 40-х годов начинают носить бороду и усы. Волосы довольно длинные закрывают уши и сзади доходят до верхнего края воротника. Эта прическа с небольшими изменениями продержалась почти до XX века.

В конце XIX века и в первом десятилетии XX затылок стригут коротко, волосы спереди зачесывают назад, подстригают бобриком или, разделив их на косой пробор, тщательно приглаживают. Молодые люди бреются или оставляют усы самой разнообразной формы: короткие, длинные, с прямыми или закрученными вверх концами. Мужчины средних лет и пожилые носят бороды различной длины и формы — небольшие, заостренные книзу, квадратные, разделенные на две половины.

Купцы в течение XIX века сохраняют старую русскую прическу: укладистую бороду, большие усы и разделенные на прямой пробор довольно длинные волосы.

Занятия по этому разделу следует начать с показа иллюстративного материала и беседы.

Если в репертуаре коллектива есть классические спектакли, нужно обсудить, правильно ли сделаны прически.

Затем проведите практические занятия. Пусть каждая женщина поупражняется, выполнив одну из причесок, предлагаемых на табл. IX. При отсутствии опыта завивать и причесывать свои волосы трудно. Легче выполнить это задание, причесывая друг друга. Нужно следить за тем, чтобы при завивке не сжечь волосы слишком горячими щипцами. Проверяют степень нагрева щипцов, приложив их к бумаге. Завивая локоны, отделяют прядь волос, зажимают ее конец щипцами и накручивают на них, следя, чтобы от прядки не отделялись более короткие волосы. Чем больше прядь волос, тем крупнее локон. Мелкие локончики у висков (30-е годы) закручиваются из тонких, недлинных прядей. Для того, чтобы получилась пышная, высокая прическа, волосы взбивают, то есть проводят по ним гребнем от конца прядей к корням волос.

Коротко стриженным женщинам, разумеется, нельзя обойтись без париков. Можно только, если позволяет длина волос, вплести в них косу.

Мужчины смогут выполнить из своих волос прически по моде 20-х, 30-х годов XIX века и 900-х годов XX века. Чтобы получился хохолок, типичный для 30-х годов прошлого столетия (Н. В. Гоголь — «Ревизор», «Женитьба», «Мертвые души»), волосы впереди разделяют на три части двумя параллельными проборами, боковые части начесывают на уши, среднюю — завивают щипцами наверх и назад в виде небольшого, поднимающегося над лбом локона.

Мужчинам можно предложить на этом занятии освоить технику наклеивания готовых усов и бород или небольших волосяных наклеек из крепе по предложенным выше советам.

Т. Шухмина "Грим"

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования