Общение

Сейчас 306 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

В этом разделе мы расскажем о приемах, при помощи которых изменяется форма отдельных частей лица.
Проводя практические занятия, было бы неверно в течение одного урока несколько раз гримировать одну часть лица, придавая ей различные формы, и оставлять в то же время остальные черты лица незагримированными. Грим одной ча-сти лица производит нужное впечатление только в сочетании с гримом остальных частей. Вот почему в качестве упражне-ния необходимо гримировать все части лица по общему заданию: придавать им округлую форму, создавая грим пол-ного лица, выявлять их заостренность, придавая лицу худощавость.

Но в жизни встречаются самые неожиданные и разнообразные сочетания. На худом лице могут быть шишкообразный нос и толстые губы, на полном лице — тонкий нос с горбинкой и маленький рот с узкими губами и т. д. Поэтому одно или два занятия придется посвятить освоению технических навыков, позволяющих придавать самые разнообразные формы каждой части лица в отдельности.

Брови. Брови — очень выразительная часть лица. Если изменить их рисунок, лицо сразу же приобретает другое, не свойственное ему в жизни выражение. Поэтому подводить брови надо умело и с большой осторожностью. Грубо и неестественно подкрашенные брови производят неприятное впечатление. Прежде всего о цвете. Черная краска, за очень редким исключением, для подводки бровей не употребляется. Брови должны быть немного темнее цвета волос. Ширина бровей не на всем протяжении одинакова: несколько расширяясь к середине, к концу брови делаются уже и сходят на нет. Краска не должна попадать на кожу лба, граничащую с бровью. Чтобы нарисованным бровям придать более естественный вид, по их краям тонкой кисточкой прорисовывают волоски.

Темные брови при светлом парике слегка светлят, подкрасив волоски загарным тоном.

Чтобы изменить форму бровей, их до покрытия лица вазелином целиком или частично замазывают либо смесью гуммоза с основным тоном, либо гримировальным лаком или просто туалетным мылом. Дают подсохнуть, покрывают затем тем же основным тоном, что и все лицо.

К замазыванию бровей целиком следует прибегать возможно реже, только тогда, когда без этого нельзя обойтись. Лучше менять их форму, замазав только часть, ненужную для данного рисунка. Тогда сохраняются выразительность и подвижность бровей.

Вначале тонкой тёмнокрасной чертой наметьте задуманную форму бровей, а затем лишнюю часть, оставшуюся за этой красной чертой, замажьте. По ранее намеченной красной линии нарисуйте новые брови, подогнав их по цвету к незамазанной части бровей.

Если брови целиком или частично нарисованы на лбу, промежуток между собственными и нарисованными бровями необходимо затемнить, создав этим впечатление затемненных глазных впадин. Густым бровям, прежде чем их замазывать, придайте расческой нужную форму.

При разгримировке гуммоз снимается с бровей головной шпилькой, гримировальный лак — одеколоном. Форма бровей может быть самой разнообразной. На табл. V, рис. 1, брови загримированного актера помечены пунктиром для того, чтобы можно было проследить за изменением их формы.
Глаза. Необходимо избегать сильной подводки глаз, особенно если они глубоко посажены. Глубокая глазная впадина покрыта естественной темной тенью. От усиления этой тени глаза будут казаться совсем ввалившимися. Высветливание глубоких глазных впадин и век основным тоном смягчает естественные тени и делает глаза менее запавшими.
Впечатление глаз выпуклых, на выкате, достигается затемнением глазных впадин и высветлением верхних век. Для гримов азиатских народностей характерна сильная раскосость глаз, этого можно достигнуть, приклеивая к наружным углам глаз газовые ленточки и туго завязывая их под париком на затылке (табл. VII, рис. 3).
Подводят глаза по краям верхних и нижних век тонкими коричневыми линиями, которые в середине утолщаются, а к концам сводятся на нет. Среднюю часть линии под нижним веком слегка стушевывают вниз, что создает впечатление тени, падающей от густых ресниц. Если зрительный зал большой, нижнюю линию можно провести, чуть отступя от края нижних век, — это увеличивает глаз. Верхняя и нижняя линии подводки у наружного угла глаза не соединяются, а сводятся параллельно на нет. Линии подводки могут придавать глазам любую форму (табл. V, рис. 1). Если линию нижней подводки начать около носа от нижних ресниц, под зрачком ее немного опустить, а к наружному углу глаза опять подвести к ресницам, глаз будет казаться круглым. При раскосом разрезе глаз нижнюю и верхнюю подводку у внутреннего угла глаза начните ниже и постепенно повышайте ее к наружному углу.

Принцип изменения формы разреза глаз несложен. Усвоив его, вы сможете без особого труда изменить форму глаз. Глаза будут казаться меньше, если глазные впадины и ресницы покрыты светлым тоном. От голубой подводки глаза кажутся светлыми.

Искусственные ресницы наклеивают на верхнее веко над своими ресницами, смазав лаком узкую полоску газа, на ко-торой держатся волоски. Ни в коем случае нельзя покрывать лаком веко: лак может попасть в глаза. Следует учитывать, что искусственные ресницы идут далеко не всем, иногда они уменьшают глаза.

Если необходимо свои ресницы удлинить, на них наносится крап. Черную, коричневую или синюю краску (в зависимости от цвета глаз) растапливают с воском. Получившуюся еще теплую смесь набирают на обгоревшую спичку и смазывают ею, легкими движениями снизу вверх, концы верхних ресниц. При этом уже не нужно подводить верхнее веко.
Губы. Форму рта изменяют, придавая линии, окантовывающей губы, нужный рисунок. Для этого свои губы покрываются основным тоном и поверх него очерчивается новый контур. Нельзя всю поверхность рта покрывать слишком ярким равномерным слоем красной краски. Это придает лицу кукольное выражение. Губы вначале окантовываются тонкой тёмнокрасной линией, которая затем стушевывается внутрь. Женщинам можно середину губ слегка подсвежить светлокрасной краской. Со сцены цвет губ должен выглядеть естественным.

В гримах старческого или худого, изможденного лица рисунок губ делается коричневой краской с очень небольшой примесью красной; сами губы покрываются основным тоном.

Чтобы создать впечатление тонких губ, окантовку проводят так чтобы сверху и снизу осталась часть губ, покрытая основным тоном. Обрисовывая пухлые губы, окантовкой захватывают часть кожи, сверху и снизу естественных границ. На самых выпуклых местах следует поставить розовые блики (табл. V, рис. 2). Нижняя губа будет производить впечатление отвисшей, если под нее нанести тень, а на ее выпуклостях поставить блики. Верхнюю губу при этом целиком закрашивают основным тоном.
Прорисуйте углы рта вниз, и у вас получится плаксивый рот, подрисуйте их вверх, — рот будет смеющимся.

Зубы. Иногда бывает необходимо   загримировать и зубы. Как бы хорошо ни были загримированы молодые люди, испол-няющие роли стариков, их истинный возраст выдают белые, ровные зубы. Для того    чтобы иллюзия была полной,   нужно слегка затемнить зубы и притушить их блеск. Для этого насухо вытертая полотенцем поверхность  передних   зубов   слегка окрашивается темным тоном   и   сверху    покрывается   лаком для наклейки растительности.    Если   зубы   при   этом   хотят сделать   короче   своих,   их  края   подкрашивают   коричневой краской. Когда   отдельные  зубы  целиком  покрывают  коричневой краской, создается впечатление, что зубов совсем нет. Золотые и металлические коронки сухо вытирают и покры-вают только лаком, после чего, не закрывая    рта, дают лаку подсохнуть. Недостаточно белые зубы выглядят более светлыми, если их сплошь покрыть тонким слоем лака.

Нос. Форма носа изменяется двумя способами — живописным — с помощью красок и скульптурно-объемным — налеп-ками из гуммоза (табл. V, рис. 2 и 3).
Вначале рассмотрим живописные приемы. Форма носа опре-деляется главным образом строением его спинки, которое в свою очередь зависит от структуры носовой кости. Когда мы говорим «прямой нос», это значит, что спинка носа на протяжении от переносицы до кончика носа не имеет заметных выпуклостей или впадин. «Вздернутые», «курносые» носы имеют вогнутую спинку. Нос, у которого средняя часть спинки выпуклая, мы называем «орлиным» и т. д. Чтобы придать носу нужную форму, меняют очертания его спинки. Нос будет казаться прямым, если его спинку от переносицы до конца с обеих сторон очертить двумя параллельными коричневато-красными линиями. Эти линии пальцем стушевываются к щекам. Расширьте спинку, увеличив расстояние между параллельными линиями, — нос будет выглядеть прямым, но широким. Сблизьте их, сузив этим спинку, и нос будет казаться тон-ким. Если линии вести не параллельно, а постепенно сближать их и на кончике носа поставить блик, — нос станет длиннее и острее. Чтобы длинный нос казался короче, между ноздрями наносят легкую красновато-коричневую тень. Она как бы сре-зает кончик носа. Удлиняя нос, проводят выпрямляющие па-раллельные линии до самых ноздрей и слегка высветливают переносицу. Нос кажется длиннее и тогда, когда брови нарисо-ваны высоко. Крупный нос выглядит меньше, если спинка окрашена темнее лба и подбородка, а на его стенки нанесены тени. Если нос должен быть орлиным, его горбинку выделяют бликом. Однако не,. всегда возможно достигнуть нужного впе-чатления одними красками. В том случае, когда лицо актера обращено к зрительному залу не прямо, а в профиль — иллюзия нарушается.

Поэтому, если вздернутый нос надо сделать   прямым или орлиным, а крупный нос с горбинкой — курносым или шишкообразным, приходится использовать гуммозные    налепки или подтягивать нос шифоновыми ленточками. При  подтягивании нос укорачивается, форма его при этом почти не изменяется (табл. VII, рис. 1). Ленточка вырезается из шифона или газа несколько короче носа и по ширине   его спинки. Один   конец ленты приклеивают   гримировальным лаком к кончику  носа, между ноздрями, и дают ей просохнуть, после чего   нос приподнимают пальцем снизу. Свободный конец ленты   приклеивают к горбинке носа, чуть ниже переносицы. Затем всю ленту пропитывают лаком и придерживают нос до тех пор, пока лак окончательно не высохнет. После этого нос покрывают общим тоном. Если по краям ленты остались неприклеившиеся ниточки, их осторожно срезают ножницами.

Необходимые дополнительные изменения формы на подтянутом носе до покрытия его тоном делаются гуммозными налепками. Этот прием, однако, требует большой сноровки. К нему следует прибегать возможно реже. Слегка укоротить нос или убрать излишнюю толщину на его кончике можно, смазав места, требующие уменьшения, коллодиумом — веществом, обладающим свойством стягивать кожу. Чтобы создать впечатление зарубцевавшегося шрама на лице или на теле, в нужном месте коллодиумом проводят черту.

Налепки из гуммоза делаются до покрытия лица вазели-ном, так как к смазанной жиром коже налепка не пристанет. Нужное количество гуммоза отрезается от палочки и разминается пальцами до мягкости свежей оконной замазки. Если гуммоз слишком твердый, к нему нужно прибавить немного основного тона и продолжать его разминать до тех пор, пока он не приобретет клейкость. Затем гуммозу придается форма налепки. Для шарообразной налепки он скатывается между ладонями гладким шариком, для продолговатой — колбаской.

С одной стороны налепки делается ложбинка, этой стороной налепка накладывается на часть носа, требующую изменения. Затем пальцы смачиваются водой или смазываются вазелином, чтобы гуммоз к ним не прилипал. Быстрыми движениями, не давая гуммозу затвердеть, тщательно отделывают форму до полного сходства с живым носом. Излишки гуммоза, раз-мазавшегося по щекам около налепки, снимаются шпилькой для волос или гладко оструганной деревянной пластинкой. Если гуммоз затвердел раньше, чем ему придали нужную форму, налепка снимается и все проделывается сначала. И так до тех пор, пока поверхность налепки не будет гладкой, как кожа, без шероховатостей. Края налепки аккуратно сводятся на нет. Когда налепка затвердеет, ее покрывают основным тоном так, чтобы по цвету она не отличалась от всего лица. Чтобы про-верить, прочно ли приклеилась налепка, нужно энергично подвигать носом. Лучше, если при разгримировке налепка снимается целиком, для этого под ней проводят ниткой или го-ловной шпилькой. Один и тот же кусок гуммоза употребляется лишь до тех пор, пока, перемешавшись с красками и вазелином, он не потеряет способность плотно приклеиваться к коже. Не следует злоупотреблять гуммозными налепками, особенно если вы еще не совсем овладели техникой этого дела.

Размер и форма налепок должны быть естественными и правдоподобными. Руководителю коллектива необходимо пре-достеречь кружковцев от соблазна, сделать себе в комических ролях смешной, необычного размера и формы нос.

Лоб. Форму лба можно изменить париком и прической, а также тенями, положенными на какую-либо из его частей.

Парик, низко надвинутый на лоб, укорачивает его, парик «со лбом», то есть с не покрытой волосами передней частью, увеличивает. Приподнятые брови делают лоб ниже.
Тени на висках суживают лоб, высветленные виски — рас-ширяют. Тенями и бликами можно выделить надбровные дуги и лобные бугры. Если лоб должен быть плоским, их слегка за-темняют и не подчеркивают тенями.

Подбородок. Подбородки бывают длинные, короткие, круг-лые, острые, выдающиеся вперед, уходящие назад, квадратные.

Укорачивают длинный подбородок тенью, положенной на его нижней части, удлиняют, — высветляя эту часть. Округ-ляется подбородок тенями, как бы срезающими углы, наруша-ющие округлость. Суживают подбородок тенями, наложенными с двух его сторон в форме треугольника. Блик, поставленный на вершине этого треугольника, заостряет подбородок. Подбородок будет казаться квадратным, если низ его подчеркнут прямой линией, срезающей округлость. Параллельно этой линии под нижней губой, в углублении, отделяющем ее от подбородка, проводится другая линия, выпрямляющая подбородок сверху. При таком расположении теней блик, поставленный на самой выпуклой части, создаст впечатление выдвинутого вперед подбородка. Чтобы создать впечатление подбородка, уходящего назад, его нужно сделать темнее носа и лба. В ролях с небольшим текстом, не требующих резких движений, на самую неподвижную часть подбородка можно налепить гуммозную налепку или ватную наклейку. Но этот прием рискованный, так как от движения челюсти гуммоз может отвалиться. Ватные наклейки мертвят лицо, и их выполнение требует большого искусства.

Овал лица. Сложнее всего изменить овал лица. Слишком выдающиеся скулы или углы нижней челюсти можно слегка смягчить легкой коричневато-красной тенью. Такой же тенью убирается излишняя полнота второго подбородка, а также мешочки и складки кожи, нарушающие чистоту овала.

Пожилому актеру, который должен выглядеть значительно моложе своих лет, лучше всего выравнить овал лица, подтянув складки кожи шифоновыми лентами. Их приклеивают лаком около волос наверху щеки, между виском и верхней частью уха, дают хорошенько просохнуть, подтягивают вверх и туго завязывают на затылке. Ленты тщательно маскируют волосами или надевают сверху парик (табл. VII, рис. 2).

Шея. Если основной тон лица слабо отличается от цвета шеи, нет необходимости ее гримировать. Нужно только основной тон постепенно свести на нет, чтобы он незаметно слился с цветом кожи шеи.

Если общий тон лица резко отличается от цвета шеи, ее необходимо покрыть этим же тоном или морилкой в цвет. На-девая открытые вечерние платья, шею, плечи и руки слегка запудривают или покрывают жидкими белилами.

Молодым исполнителям ролей стариков приходится гри-мировать часть шеи, не закрытую воротником. Если старик худой, мышца, идущая от уха к ключице,  выделяется двумя
 
параллельными, растушеванными в сторону выпуклости линиями. Расположение этих мышц определить нетрудно: они ясно обозначаются при крутом повороте головы. Кадык и углубление под ним подчеркиваются тенями (табл. VI, рис. 1). У полных пожилых людей под вторым подбородком шеи образуются поперечные жировые складки. Их выделяют, высветляя выпуклую часть. Длина шеи зависит и от покроя воротника и от формы плечей костюма. Высоко поднятые плечи укорачивают шею опущенные — удлиняют.
Уши. Слегка подрумяненные мочки ушей молодят пожи-лых актеров. Молодым исполнителям, играющим стариков, уши нужно покрывать основным тоном, так как естественная, яркая окраска, нарушает иллюзию. Если по роли нужны от-топыренные уши, за уши налепливаютея куски гуммоза. Когда уши исполнителя оттопырены, это можно сделать менее заметным, приклеив гуммозом верхнюю часть ушей к голове или прикрыв их волосами.

Руки. Цвет рук не должен резко отличаться от цвета за-гримированного лица. Если на лице темный, загарный основной той, руки необходимо покрыть морилкой такого же цвета. И наоборот, руки запудривают или слегка покрывают жидкими белилами, когда кожа исполнителя смуглее положенного на лицо светлого тона. Молодым исполнителям ролей стариков и старух приходится при помощи грима создавать впечатление худых, узловатых старческих рук.

Руки видны со сцены так же хорошо, как и лицо, и зрители перестают верить в правду происходящего, если видят, что у старушки белые, молодые руки с покрытыми лаком ногтями.

На табл. VI, рис. 2 изображен процесс гримировки рук. В основе лежит тот же закон расположения светотени, как и в гриме худого лица. Впечатление худобы на лице достигалось высветливанием костей лицевого черепа и затемнением впадин. Гримируя руки, в первую очередь выявляют скелет кисти руки. На изображении скелета руки видно, что суставы пальцев шире и массивнее соединяющих их тонких костей (фаланг). В жизни это не всегда бывает заметно, особенно у молодых или полных людей.
На линейной схеме (рис. А) показано, как нужно распола-гать тени и блики, подчеркивая скелет кисти руки. Суставы берутся в кружки, а каждая фаланга пальцев между этими кружками затемняется с двух сторон. Тыльная сторона руки обрабатывается тем же способом: суставы и тонкие (пястные) кости высветляются, промежутки между ними затемняются.

Чтобы суставы казались узловатыми, на них после расту-шевки теней кладутся блики светлее основного тона. Цвет рук и теней зависит от цвета лица. Он может быть желтоватым, смуглым, красноватым. После грима руки сильно запудрива-ются. Если имеется морилка, то лучше руки гримировать ею. Она не стирается с кожи во время игры, как гримировальные краски, и не пачкает костюмов. Сначала морилкой покрывают всю поверхность руки. Затем 'накладывают тени более темной, густой массой, отстоявшейся на дне пузырька. На местах, где должны быть блики, морилку слегка стирают с кожи влажной ваткой. В результате руки приобретают иной рельеф и со сцены кажутся худыми, узловатыми, вполне соответствующими- всему облику старого человека. Если рукава короткие или засученные, гримируется вся открытая часть рук в соответствии с их анатомическим строением. Впечатление пухлости рук достигается высветливанием середины тыльной стороны рук, фаланг пальцев и подрумяниванием суставов. Затемнив край руки и каждый палец с двух сторон, можно создать иллюзию более узкой руки и тонких пальцев.

Молодые женщины, играющие роли старух, не должны забывать перед выходом на сцену снять с ногтей лак или хотя бы замазать его тонким слоем гуммоза. Об этом же нужно помнить, исполняя роли в классических пьесах, отражающих эпоху, когда ногти лаком не покрывались.

Занятия по этому разделу можно провести в следующей последовательности. На первом занятии кружковцам нужно объяснить принцип изменения формы отдельных частей лица и показать на табл. V технические приемы, которыми эти изменения достигаются. Объяснив теоретически, каким путем можно изменить любую часть лица, предложите каждому учащемуся в качестве упражнения придумать и выполнить любую комбинацию, в которой сочетались бы черты самой разнообразной формы. Результаты получатся весьма неожиданные: один сделает грим толстяка с острым носом, узкими глазами и круглыми бровями, у другого — на худом лице с острым подбородком будут маленький курносый нос, круглые глаза и т. д. Конечно, такие гримы даются только для упражнений, развивающих технические навыки. Их нельзя назвать даже эскизами к характерным гримам, но такая тренировка безусловно принесет большую пользу, ознакомив всех гримирующихся с приемами гримировки отдельных частей лица. Эти чисто технические упражнения облегчат переход к более сложным характерным гримам.

Т. Шухмина "Грим"

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования