Общение

Сейчас 538 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

  • vtra-zhuravlev

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

В окружающей нас действительности каждый видимый предмет имеет цвет и форму. Это относится также и к человеческим лицам и их отдельным чертам.
По цвету лица могут быть бледными, смуглыми, розовыми, румяными, загорелыми и т. д. По форме — круглыми, удлиненными, квадратными и т. д.

Эти определения формы носят несколько условный при-близительный характер, так как в действительности не бывает совершенно круглых или правильно квадратных лиц. Структура человеческого лица или его отдельных частей имеет гораздо более сложную форму.

Основной задачей грима является изменение цвета и фор-мы лица. Когда из бледного лица нужно сделать загорелое, из темного — более светлое, цвет лица изменяется с помощью общего тона.

Форму лица можно изменить двумя способами: применяя налепки и наклейки, то есть действительно изменяя объемные формы лица и отдельных его частей или пользуясь чисто живописными приемами, позволяющими при помощи гримировальных красок, фактически не меняя рельефа лица актера, создать впечатление изменившейся формы.
Цвет. Цвет лица изменяют, накладывая общий основной тон и румянец. Гримирующийся должен научиться накладывать общий тон тонким, прозрачным, абсолютно ровным слоем без пятен и разводов. Основными или общими тонами называются краски телесного цвета. В гримировальных коробках обычно три основных тона: № 1 — розовый с абрикосовым оттенком, № 2 — светлорозовый и № 3 — светлокоричневый, В чистом виде основные тона употребляются редко.

Тон № 1 в чистом виде придает коже свежий оттенок, употребляется для молодых гримов. Тон № 2 — очень светлый и применяется только для ролей молодых женщин, светлых блондинок. С помощью основного тона № 3 получают цвет лица, подходящий для старых или загоревших на солнце людей. Но эти три оттенка телесного тона далеко не исчерпывают всех возможностей. В жизни трудно встретить людей с совершенно одинаковым цветом кожи. Поставьте несколько человек рядом, и вы увидите, что даже у людей одного возраста различные оттенки кожи. На цвет лица влияет множество причин: возраст, здоровье, профессия, климат и т. д.

Допустим, в пьесе, которую коллектив принял к постановке,. есть персонажи одинакового возраста. Но один из них — профессор, другой — шахтер, третий — колхозник. Как профессия каждого отразится на его гриме? Во-первых, цвет лица у всех трех будет различным: у колхозника, проводящего почти все время на воздухе, — свежий и загорелый, у шахтера, работающего под землей, — бледный, почти без румянца, со следами въевшейся угольной пыли, и, наконец, у профессора — цвет лица человека, почти все время находящегося в закрытом помещении.

Каждая национальность имеет своеобразный, только ей присущий оттенок кожи — светлый, смуглый, желтоватый, почти черный и т. д. Итак, если лица всех исполнителей в спектакле покрыть одним и тем же основным тоном, создастся неестественное впечатление. Чтобы придать каждому лицу свойственный ему одному оттенок, необходимо смешать несколько тонов, прибавляя к ним в различных пропорциях красную, желтую или коричневую краску. Для смуглых лиц к тону № 3 (самому темному) добавляют коричневую краску. Цвет лица здоровых, полнокровных людей получают, примешивая к тонам № 1 и № 3 красную краску. Для болезненных и очень старых лиц, имеющих желтоватый или даже сероватый оттенок кожи, составляется смесь тонов № 2 или № 3 с небольшим количеством желтой краски.
Очень редко, главным образом в ролях из классических пьес и сказок, глаза подводят зеленой или лиловой краской* смешав для зеленой краски желтую с синей, а для лиловой — красную с синей.

Этими советами не исчерпываются все встречающиеся в практике случаи. Важно понять, что от смешения небольшого количества красок, составляющих стандартный гримировальный набор ВТО, можно получить очень большое количество
 
самых разнообразных оттенков, необходимых для различных гримов.

На табл. I изображены стандартный набор гримировальных красок и, в качестве примера, способ использования этих красок для трех совершенно различных по своему цветовому разрешению гримов одной и той же исполнительницы.

На помещенной внизу табличке видно от смешения каких красок получились цвета основного тона, румянца, губ, бликов, теней и подводки глаз.
На табл. I мы видим молодую девушку — блондинку со светлой кожей (основной тон № 2), нежным румянцем и глазами, кажущимися со сцены голубыми из-за синей подводки. Губы подкрашены светлокрасной краской и слегка очерчены тёмнокрасной.

Там же изображено лицо, покрытое темнозагарным тоном, румянец составлен из красок: тёмнокрасной с примесью загарной (3), губы очерчены тёмнокрасной краской с небольшой примесью коричневой.

Желтоватый основной тон для грима старушки получился от небольшой примеси желтой краски к загарному тону (3). Морщины прорисованы коричневой краской, для бликов к основному тону прибавлено немного белой краски. Волоски бровей подсветлены краской для бликов, губы покрыты основным тоном.
Невозможно предложить готовые рецепты для всех случаев, встречающихся в практике. Важно понять одно: на сцене не должно быть штампов, каждый образ — это человек, взятый из жизни, а не условно-театральная маска, которую можно без изменения переносить из пьесы в пьесу. Поэтому и цветовое разрешение каждого грима должно быть для каждой роли индивидуальным.

Цвет любого положенного на лицо основного тона только тогда хорош, когда он естественный, жизненный и подходящий для образа.
Тёмнокрасные и светлокрасные краски употребляются для румянца, подкрашивания губ и примешиваются к основным тонам и теневым краскам в различных пропорциях. Красные краски в чистом виде имеют обычно холодный, чуть лиловатый оттенок, поэтому естественный теплый цвет румянца получается только тогда, когда к ним примешивают немного темного основного тона, а для загорелых или смуглых лиц — светлокоричневой краски.
 
Впечатление худого или полного лица создается правильным, соответствующим структуре этого лица, расположением теней. Даже очень молодое лицо будет казаться старым, если на нем нарисовать морщины. И тени и морщины, естественно, должны быть темнее основного тона. Можно ли накладывать тени и рисовать морщины во всех случаях одной и той же краской, из гримировальной коробки, например только серой, коричневой или черной? Нет, нельзя. Посмотрите на стену, выкрашенную, скажем, в голубой цвет. На светлоголубой поверхности стены вы увидите падающие на нее от окружающих предметов тени разной силы — очень темные, несколько светлее и совсем светлые, прозрачные, почти такие же, как и освещенная часть стены. Но сквозь все эти падающие на стену тени, как бы темны они ни были, будет просвечивать голубой цвет, в который выкрашена стена. Цвет теней в данном случае будет темноголубым с легким сероватым оттенком.

Возьмите кусок светлокоричневой материи. В глубине ее складок будут лежать темнокоричневые тени, а не черные или серые. Следовательно, освещенные и затененные части какой-либо цветной поверхности имеют один и тот же цвет.

Теперь посмотрим, как этот закон применяется в гриме. Добиваясь впечатления худобы, вы накладываете на некоторые части лица тени. Если худоба — результат болезни человека, цвет его кожи будет бледный, желтоватый. Следовательно, тени можно делать светлокоричневыми. Если же лицо худое, но здоровое, загоревшее и обветренное, краску для теней составляют, примешивая к основному тону коричневую и красную краски в нужных пропорциях.

Итак, только тогда тени, нарисованные на лице, будут создавать впечатление впадин, выпуклостей и морщин, когда весь грим выполнен в однородной цветовой гамме, то есть к основному тону примешаны в нужных пропорциях краски более темные, но 'непременно того же цвета.
 
Необходимо запомнить, что белая и черная краски в чистом виде не употребляются. Белилами можно разбавлять в очень редких случаях другие краски, чтобы сделать их светлее. Черная краска нужна только для подводки бровей и глаз очень смуглых черноволосых людей. Если хотят, чтобы глаза со сцены казались голубыми, их подводят синей краской. Она же позволяет создать впечатление небритых щек, усилить худобу.

Следует учитывать, что на цвет лица влияет также цвет парика, костюма и головного убора. Допустим, вы гримируетесь в темном платье и, чтобы не запачкать волосы гримом,. повязали их серым платком. На фоне этих темных и неярких цветов ваше лицо выглядит свежим и румяным. Но вот, загримировавшись, вы накинули на голову или на плечи полагающийся по костюму красный платок, и ваш грим утратил яркость, румянец кажется теперь бледнее, чем раньше. Или другой пример. Представьте себе, что исполнительница роли Дездемоны, бережно относясь к театральному костюму, гримируется в халатике какого-нибудь яркого, допустим, вишневого цвета. Дездемона — светлая блондинка с нежным, бледным цветом кожи. Грим окончен. Исполнительница удовлетворена результатом. Она снимает вишневый халат, надевает белое, бледнорозовое или бледноголубое платье и вдруг обнаруживает, что лицо ее стало смуглым, румянец неестественно ярким. Это произошло потому, что цвета грима, которые по контрасту с вишневым казались вначале бледными, на фоне светлого платья производят впечатление более темных и грубых. Итак,. при ярком костюме и темном парике грим кажется бледнее, чем при светлом костюме и белокурых волосах. Следовательно, гримируясь, актер должен время от времени "проверять цветовое соотношение грима и костюма, прикладывая платье и надевая головной убор, если он другого, чем платье, цвета.

Гримироваться в том же костюме, в котором вы будете играть, не рекомендуется — его можно помять и запачкать, но, показывая готовый грим режиссеру, наденьте на себя все, что полагается по роли.

Форма. Форму любого видимого нами предмета мы в первую очередь воспринимаем по его очертанию (контуру). Контур или очертание предмета позволяет нам сказать: тетрадь прямоугольная, пуговица круглая и т. д. Однако по одному очертанию воспринимаются формы предметов, главным образом плоских.
Для восприятия формы объемных предметов одного контура недостаточно. На табл. II изображены выпуклое полушарие (а), вогнутое полушарие (в) и плоский круг (б). Несмотря на то, что очертание всех трех фигур одинаково, форма их воспринимается нами по-разному. Лишь одна из приведенных фигур кажется нам плоским кругом, в двух же других ясно ощущается объем. Впечатление объемности этих двух. фигур достигнуто тем, что на них изображена светотень. Таким образом, наличие светотени на предмете позволяет нам увидеть его объемную форму.

Тени на объемных предметах появляются тогда, когда эти предметы освещены с одной стороны   сильнее, чем с другой. На нашем рисунке выпуклое и вогнутое полушария освещены с одной   стороны и направление    света    указано стрелками. Если же эти объемные фигуры осветить со всех сторон равномерно, они будут казаться нам плоскими, так как тени, лежавшие на них при одностороннем   освещении,    исчезнут. Этим законом    распределения    светотени на объемных    предметах пользуются в гриме для изменения формы лица   живописным приемом, то есть только при помощи гримировальных красок, .не прибегая к налепкам и наклейкам. Равномерно освещенное рассеянным светом   лицо   актера со сцены из-за    отсутствия резких теней кажется более или менее плоским. И на нем гримом можно нарисовать искусственные тени, это создает впечатление измененной формы.
Если нужно, чтобы щеки человека казались более полными, мы краской нарисуем на них тени приблизительно так, как «ни расположены на выпуклом полушарии. Худая же щека по расположению на ней теней будет напоминать вогнутое полушарие. Морщины также имеют свою объемную форму, определяющуюся тенями, лежащими в глубине складок. Подчеркнув эти тени, мы на молодом лице можем создать впечатление морщин.

Для того чтобы нарисованные нами выпуклости, впадины и морщины со сцены казались естественными, необходимо располагать их в строгом соответствии с анатомическим строением лица. В дальнейшем вы ознакомитесь со строением черепа и лицевых мышц, которые определяют объемную форму и рельеф лица, и со способом расположения тени на лице исполнителя в зависимости от этого рельефа.

Создание иллюзии изменения формы лица возможно только при условии равномерного сценического освещения, тогда естественные выпуклости и впадины лица не дают резких теней, что позволяет воспринимать нарисованные тени как настоящие.
Но стоит только осветить с любой стороны такой грим узким лучом прожектора, как искусственные тени исчезнут, уступив место настоящим, обнаруживающим естественные очертания лица. Иллюзия нарушится.

Как же гримироваться в тех случаях, когда лицо во что бы то ни стало должно казаться полнее или худее, а заменить боковой свет прожектора рассеянным, равномерным освещением нельзя?
 
Тогда приходится прибегать к налепкам и наклейкам, действительно меняющим объемные формы лица или отдельных его частей — носа, подбородка и т. д.
Такие изменения формы лица при любом освещении, при любом ракурсе хорошо видны зрителям.

Тем не менее не следует увлекаться налепками из гуммоза и наклейками из ваты. Они сковывают движения лицевых мышц, делают лицо малоподвижным, похожим на маску. Только нос, самую неподвижную часть лица, можно изменять гуммозными налепками без особого ущерба для мимики. Если роль маленькая, эпизодическая, без текста, и решающее значение для этого образа имеет внешний вид актера, тогда еще можно допустить ватные наклейки, при условии, что они будут сделаны опытными гримерами. Все, что со сцены выглядит неестественным, преувеличенным, неприемлемо для советского театра, театра реалистического, театра жизненной правды.

Поэтому лучше на роль особенно полного человека подобрать исполнителя, подходящего по внешним данным.

Говоря о цвете и форме, мы иногда употребляем выражение «живописный прием», то есть прием, изменяющий цвет и форму только при помощи красок.
Гримировальное искусство имеет много общего с портретной живописью, но во многом и отлично от нее. Человеческое лицо на картине неподвижно, оно имеет определенное и неизменное освещение, и тени на нем зафиксированы. Если вглядеться в портрет, то можно увидеть, что тени, нанесенные художником на лицо, имеют множество  оттенков. На них влияют цвета   окружающих предметов,    образуя так называемые рефлексы. При гримировке, когда объектом   является живое, подвижное лицо, допускаются некоторые условности.

Актер, двигаясь по сцене, попадает на фон декораций различных цветов, кроме того, в каждом акте .он может быть освещен по-иному, поэтому никаких постоянных рефлексов на его лице фиксировать нельзя. Цвет теней берется нейтральный, находящийся в цветовом соотношении только с общим тоном лица. Бывают случаи, когда образцом для определенного грима служит фотография или портрет в красках. При этом необходимо учитывать различия в условиях использования красок на портрете и на живом лице.
Другая особенность техники гримировки заключается в том, что гримирующийся условно предполагает источник света прямо перёд собой и, исходя из этого предположения, накладывает тени, хотя в действительности его лицо освещено не спереди, а с двух сторон. Более того, создавая красками форму полных, круглых щек, тени располагают так, будто против самого центра каждой щеки расположен отдельный источник света.

Итак, впечатление объемной формы на плоской поверхности бумаги или на менее плоской поверхности Лица создается изображением этой формы путем правильно нарисованной светотени. Возьмите любой шарообразный предмет, например мяч. Если осветить его сбоку, то на сторону, противоположную источнику света, лягут тени постепенно сгущающиеся к краям. Освещенная же сторона поверхности мяча останется светлой и на ее середине, на самом выпуклом месте, прямо против источника света, будет наиболее светлое пятно, так называемый блик. Запомните, что светлые цвета приближают плоскость, темные — отдаляют, углубляют. Вырежьте из бумаги два одинакового размера кружка: один — светлый, другой — темный, поставьте их на одинаковом от вас расстоянии, и вам будет казаться, что светлый круг расположен ближе, чем темный.

В качестве упражнения полезно срисовать с натуры какой-нибудь шарообразный предмет — волейбольный мяч, яблоко, большую круглую картофелину. Следите за тем, чтобы переход от освещенной части к затененной был постепенным, мягким, таким же, как на рисунке полушария (табл. II).

Свет. Решающее значение для грима имеет свет. Грим на лице актера только тогда создает нужное впечатление, когда сцена освещена достаточно ярко и более или менее равномерно.

Сцена может быть освещена по-разному, в зависимости от времени дня, когда происходит действие, — утром, днем, вечером или ночью. Цветное освещение на сцене, создающее впечатление времени дня, влияет на цвета декораций, костюмов и гримов, изменяет их.

При желтом свете, имитирующем обычно солнечный, цвета грима особенно не меняются, слегка бледнеют только загарные, основные тона и голубая подводка глаз кажется черной.
Синим освещением сцены создается впечатление вечера и ночи. Синий свет мертвит лицо, основные тона приобретают серый оттенок. Губы и щеки, загримированные красной краской, кажутся при синем освещении темными, лиловыми. Синяя подводка глаз совершенно пропадает. Если ночная сцена занимает значительное место в спектакле, в антракте следует слегка изменить грим; смягчить румянец, красную краску с губ осторожно снять, оставив только очертание, середину же подкрасить светлорозовым цветом или основным тоном № 3.

При красном, закатном освещении грим в целом кажется бледнее, чем при белом свете, но в основном цветовая гамма не изменяется. Только синий цвет сильно темнеет. Разумеется, невозможно перегримировываться несколько раз в течение одного спектакля, в котором" часто меняется освещение. Однако, если цветным светом, резко меняющим грим, освещается какой-нибудь важный для исполнителя и спектакля акт пьесы, следует, не меняя основного тона, заменить подводку губ другим, более подходящим цветом, а глаза с самого начала гримировать с учетом этого обстоятельства.

При освещении сцены свечами или керосиновыми лампами грим выглядит несколько иначе, чем при ярком, белом электрическом свете. Пламя свечей и ламп придает лицам теплый розовато-оранжевый оттенок, от чего смягчаются и выигрывают все красные цвета. Гримироваться при таком свете можно смелее, резче, чем при электрическом.
Иногда приходится участвовать в концертах или играть спектакли днем, на открытом воздухе. При дневном свете цвета гримировальных красок кажутся грубыми, неестественными и имеют несколько лиловатый оттенок. При естественном дневном освещении основной тон совсем не употребляется, глаза и брови не подводятся, а щеки и губы подкрашиваются едва заметно. Морщины же, когда это необходимо, очень тонко подрисовываются светлокоричневой краской.

Т. Шухмина, "Грим"

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования