Общение

Сейчас 526 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

В последние годы судьба (за что я ей благодарен) тесно связала меня со школьными театрами. Начиная с 1997 года, я работал в жюри 18 фестивалей, где играли дети, просмотрел около 500 спектаклей (в том числе Всероссийского фестиваля «Волшебный мир сказки»). На моих глазах развертывалась обширная сфера театрального творчества, со своей инфраструктурой, системой управления, подготовки кадров.
Сегодня, в начале XXI века, школьный театр представляет собой не только область, не обремененную сложными задачами любительства, не только эффективный инструмент воспитания и дополнительного образования подрастающего поколения, но и неотъемлемую часть общетеатрального, общекультурного процесса. Тут есть над чем размышлять в теоретическом плане, и на что посмотреть как на живое, конкретное проявление новых тенденций.
В конце прошлого 2002 года я побывал в небольшом (50 тысяч населения) уральском городе Губаха. Пригласила Любовь Федоровна Зайцева - художественный руководитель студии «Диалог» и муниципального Молодежного театра «Доминанта». Поездка была приурочена ко дню рождения «Диалога» - события, ежегодно отмечаемого праздником. Но на самом деле мне хотелось на месте, воочию познакомиться с жизнью давно заинтересовавшего меня коллектива и его руководителя.
Впервые я встретился с Л.Ф. Зайцевой и ее воспитанниками на Всероссийском фестивале «Калужские театральные каникулы», посвященном 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Нас, членов жюри и всё фестивальное сообщество, покорил тогда «Граф Нулин», сыгранный 15-17-летними актерами.
Спектакль воспринимался как истинное сценическое произведение, адекватное литературному первоисточнику. Без всяких скидок на «самодеятельность». Процитирую, что написалось тогда, по свежим впечатлениям от спектакля: «Размер статьи не позволяет дать его пространное описание. Хотя так и хочется рассказать о том, как остроумно и по театральному впечатляюще играются те или иные сцены. Ну, например, шумные проводы на охоту хозяина-барина. Или трепетный бег Натальи Павловны - Елены Михальчук (прекрасный пластический этюд) - к завалившейся на мосту карете неожиданного гостя. Флирт за обеденным столом, сопровождаемый комментариями Автора. Ох уж этот Автор (Антон Морозов)! То вступает в прямое общение с персонажами, то наблюдает со стороны, то вообще отвлекается на собственные лирические воспоминания. А эротический сон графа Нулина (Алексей Никулин), когда дворовые девки являются ему во сне и роем соблазнительно кружат над ложем: Воспаривший граф, проснувшись, конечно же, не может не отправиться в рискованное путешествие к спальне Натальи Павловны...»
Юность исполнителей из «недостатка» превращалась в достоинство, придавала сценическому прочтению «Графа Нулина» своеобразные краски. Пикантность ситуации, в которую вовлекаются Наталья Павловна и Нулин, в спектакле была порождена не действиями искушенных искателей любовных приключений, а пылкостью, естественным порывом молодых людей-провинциалов, наивных почитателей французских романов.
Спектакль непринужденно монтируется из сцен, перетекающих одна в другую, не разрушая естественного течения поэмы. Каждая оставляет шлейф впечатлений, которые, накладываясь друг на друга, создают атмосферу тонкого юмора, легкой иронии, театрально-игрового озорства и лирики. Сценическая композиция стройна и прозрачна, все фрагменты постановки выдержаны в едином стилистическом ключе, без малейшего уклона в пошлость.
Отмечая подобные качества спектакля, нет необходимости делать скидки на «любительство», на театр «детей». Работа театра-студии из далекого провинциального городка – еще одно доказательство истины: искусство не признает возрастных и географических границ.
После Калуги губахинцы успешно показали «Графа Нулина» на пушкинском фестивале в Пскове, где играли бок о бок с профессиональными театрами. В последующие годы наши пути не раз пересекались на фестивалях в Саратове, той же Калуге, в СТД, где Зайцева занималась в режиссерском семинаре.
И вот, наконец, я отправился в Губаху. Первое, что увидел, был дом (да, именно Дом, а не помещение), в котором живет Студия «Диалог» - специально переоборудованное и хорошо обжитое здание бывшего детского садика. Естественно, сначала меня повели в театральный зал. Извинившись, прерываем репетицию. Любовь Федоровна пояснила, что зал образован из двух смежных комнат (внутренняя стена разобрана) и утепленной (возведена внешняя стена) веранды, превращенной в аппаратную и бутафорский цех. В зале достаточно просторная сценическая площадка и амфитеатр на 70 мест.
Потом мы прошли через фойе, гардероб, маленькую костюмерную - хранилище костюмов, попали в костюмерный цех, где они изготавливаются, где дети под руководством преподавателя изучают историю костюма и учатся (на куклах) их шить. В пастижёрской мастерской изучают прически и грим, тоже на куклах. Голубой и розовый залы предназначены для занятий хореографией, сценическим движением, актерским мастерством, музыкой...
По ходу дела выясняется, что во время реконструкции зала многое сделано руками педагогов и старших ребят под руководством мастеров. Возглавлял работы муж Зайцевой - Сергей Васильевич, глава фирмы по ремонту промышленного оборудования.
В коридорах, комнатах мы встречали детей разных возрастов, молодых людей - старших студийцев и педагогов. Приветливые, улыбающиеся лица - со многими я уже знаком по прежним встречам. Обстановка деловая и раскрепощенная, Любовь Федоровну иногда останавливают - нужен совет. Впереди напряженные денечки - Праздник рождения театра, спектакли, встречи гостей. Но никакой суеты, ажиотажа. Только блеск в глазах.
Зайцевой повезло - Центр детского и юношеского творчества, под патронажем которого работает Студия, возглавляет Елена Петровна Власова, с первых шагов оценившая потенциал молодой руководительницы театрального коллектива и с тех пор неизменно поддерживавшая ее самые смелые начинания. Она проявляет живой интерес ко всему, что происходит в Студии. В дни, которые я провел в Губахе, я встречал Елену Петровну не только на «мероприятиях» Студии, но и на спектаклях Театра «Доминанта», на деловых разговорах с актерами после просмотра, Я чувствовал ее интерес ко всему театральному «ведомству» Зайцевой, волнение за успех ее нового предприятия.
В Студии занимается сто пятьдесят детей и молодых людей в возрасте от 7 до 18 лет под руководством одиннадцати педагогов, трое из них - воспитанники Зайцевой. Программа занятий распределена по трем (как их называет сама Любовь Федоровна) ступеням.
Первая ступень именуется «Развивающие театральные игры». По этой программе занимаются три учебные группы младших школьников.    
Вторая ступень - двухгодичная «Театральная школа». Здесь тоже три группы.
«Труппа» - да, именно так называется третья ступень - группа юношей и девушек, прошедших «театральную школу». Здесь продолжаются занятия (актерский и речевой тренинг), но основная работа сосредоточена вокруг подготовки спектаклей, предназначенных для зрителя. Их показывают в зале Студии, с ними гастролируют, выезжают на фестивали. «Труппа» - это маленькая модель настоящего театра, считает Л.Ф. Зайцева.
За семнадцать лет она осуществила около тридцати постановок. В их числе «Голый король» Шварца, «Снегурочка» Островского, «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Реквием» Рождественского.
Слово «ступень» как нельзя лучше характеризует содержание, стиль работы Студии. Поступая в нее, дети (и их родители) знают, что они вольны «сойти» с любой ступеньки или задержаться в том «цехе», «классе», где им больше всего нравится. А могут, если их поведет любовь к театру, пройти все ступени и на завершающем этапе попробовать «на вкус», что такое актерская профессия. Конечно, не в полной мере, но в весьма приближенных условиях. До третьей ступени доходят не все - не каждый выдерживает нешуточную двойную нагрузку (общеобразовательная школа и Студия). Но тот, кто оказывается в «труппе», кто проводит в ней последние два-три года, надолго запоминает эмоциональное и интеллектуальное напряжение предпремьерных и премьерных дней, славные приключения гастрольных поездок, многодневные фестивальные погружения в насыщенную театральную среду с ее неожиданными и яркими впечатлениями, открытиями, радостью общения со старыми и новыми друзьями.
Родители, как я понял из встреч, из атмосферы жизни студийного Дома, охотно ведут детей к Л.Ф. Зайцевой. Думаю, что причина не только в ее театрально-педагогической и режиссерской одаренности. Л.Ф. Зайцева - цельная натура, человек незаурядной жизненной силы и притягательности. Она сама мать троих детей: два парня восемнадцати и четырнадцати лет, семилетняя девочка. Сыновья с малых лет с увлечением занимаются в Студии. Дочь - на подходе. Муж - первый советчик и помощник в решении организационно-производственных проблем. Малый семейный круг Л.Ф. Зайцевой органично вписался в большой - Студийный, который постепенно обрастал все новыми родственниками и друзьями. Я знал, что в числе близких театру людей Л.В. Атавина - директор трикотажного производства.
При встрече я спросил Людмилу Валентиновну, при каких обстоятельствах она познакомилась с Л.Ф. Зайцевой. Честно говоря, думал, что инициатором была Любовь Федоровна. Ошибался.
Л.В.Атавина несколько лет назад привела в Студию одного внука, затем другого. Мальчишкам понравились театральные игры. Сейчас восьмиклассник Ринат и семиклассник Игорь - студийцы второй ступени – «театральной школы». Оба с увлечением играют в «Веселом Роджере». Один - юнгу, другой - кока. Людмила Валентиновна, конечно же, непременно посещает отчетные вечера, показательные уроки, премьеры и спектакли. Ей нравится, как Л.Ф. Зайцева ведет Студию. Двух женщин сближает, как я понял, еще и то обстоятельство, что каждая ставит на ноги, развивает новое для Губахи дело. Работают с душой, на перспективу. Однажды у них возник совместный проект - Театр моды. Пусть актеры демонстрируют образцы новой продукции трикотажного производства. А предприятие поможет «одевать» спектакли.
Так родилась «Шахматная фантазия»: Музыкально-пластическая композиция - соперничество двух, Белой и Черной, королев, сопровождаемых многочисленной свитой придворных. Ею в 2001 году открылся муниципальный Молодежный театр «Доминанта».
Неподдельную заботу о новом театре проявляет Екатерина Николаевна Русских - начальник управления культуры. Любовь Федоровна не сразу решилась на возведение еще одной - профессиональной - ступени. К решению подталкивало само развитие (саморазвитие) студии, собственный профессиональный рост и по-человечески понятное нежелание расставаться с учениками, выбравшими актерскую профессию. К тому времени, когда окончательно сформировалась структура Студии, все явственнее стал проявляться ее творческий ресурс: старшая группа, именуемая «труппой», на завершающей стадии не раз обнаруживала качества подлинного сценического ансамбля. И раз за разом распадалась...
Каждый год молодью люди, завершая среднее образование, покидают родные места, уезжают в большие города, где есть специальные учебные заведения, где можно приобрести желанную профессию и работу. Ученики Зайцевой стали все чаще примериваться к театральным профессиям. Пробовали и поступали в творческие вузы. Двое моих старых знакомых по «Графу Нулину» оказались в Москве. Елена Михальчук учится в Школе-студии МХАТа, Антон Морозов - на актерском факультете ГИТИСа. Третий - Алексей Никулин - завершает учебу на заочном режиссерском факультете Пермского института культуры и искусства. Сейчас он – «правая рука» Зайцевой по Молодежному театру.
Молодежный театр, как говорится в распоряжении главы городской администраций Г.И. Мишутина, создан «в целях развития культурных связен, сохранения единого культурного пространства, удовлетворения потребностей населения города в сценическом искусстве». Формулировка стереотипная, характерная для подобного рода документов. Явно завышаются скромные пока возможности нового начинания. Однако, если взять деятельность Зайцевой и ее коллег вкупе, если познакомиться со всем, что фактически составляет губахинский театральный ареал, то расхожие выражения типа «культурные связи», «единое культурное пространство» окажутся не лишенными исконного смысла.
Я был участником праздника, ежегодного «Дня рождения театра», который собрал всех вместе: студийцев - больших и малых, актеров, педагогов, родителей, друзей. Как всегда съехалась большая группа выпускников прошлых лет - нынешних студентов, инженеров, служащих. Праздничная мозаика включала театрализованные приветствия, конкурс групповых импровизаций на заданную тему – «цвет и свет», торжественно-шутливые ритуалы приема в «старики» и «актеры». Новоиспеченные актеры клялись «всегда на крыльях лететь в родной театральный дом по первому зову Л.Ф.З...»
День рождения театра не единственный общий сбор губахинских театралов. Каждой весной, на природе, в живописном уголке Урала при большом стечении друзей и родственников празднуется «День кукушки». Летние и зимние походы с непременными концертами у костра тоже собирают немало участников. В помещении Студии проходят Вечера для учащихся (старшеклассников и малышей с родителями). Отчетные выступления, выпускные вечера, дни рождения студийцев и педагогов...
Но главное, конечно, это непрерывное функционирование Студии. Ее работа, повседневная жизнь, маленькие и большие дела, заботы, удачи, промахи, поиски и открытия - каждого и всех вместе, «Выращивание живого из почки», «от простого к сложному, от неведомого к узнаваемому, постепенно, посильно, радостно» - принципы Л.Ф.Зайцевой.
Радостно! Именно такое впечатление осталось от игры одиннадцати юных актеров в «Веселом Роджере». От игры, включавшей интриги и схватки Морских волков с Морскими кошками, и замечательные по тонкости, юмору и такту лирические сцены с участием юнги Волчонка (Ринат Кияков) и юнги Котенка (Ольга Мармыш).
Студия неразрывно связана с Театром. В студийном зале кроме «Веселого Роджера» Д. Салимзянова (режиссура Зайцевой), сыгранного студийцами «театральной школы», я видел отрывок из пьесы П. Мериме «Случайность», которую репетирует «труппа» под руководством Алексея Никулина, актера Театра и педагога Студии. На сцене кинотеатра «Октябрь» (после некоторого переоборудования он одновременно выполняет и функцию театрального зала) я видел четыре спектакля. В «Червонном валете» М. Цветаевой, в «Сказке про то, как туман друга искал» Н. Абрамцевой заняты актеры Студии и Театра. В «Кукле для невесты» А. Коровкина, «Абрикосовом рае» Е. Исаевой играют актеры Молодежного театра и педагоги Студии. Зал - двести мест - был заполнен зрителями разных возрастов, которые купили билеты в кассе и, суда по реакции во время действия и продолжительным аплодисментам в финале, не пожалели об этом.
Усилия Л.Ф. Зайцевой действительно направлены на создание единого культурного пространства. Театральной игрой она объединяет детей и взрослых, любителей и профессионалов, актеров и зрителей, педагогов и родителей, финансовые, материальные средства двух разных ведомств - образования и культуры. Растет и укрепляется театральная вертикаль, возводимая Л.Ф. Зайцевой: ступени Студии достраиваются Молодежным театром. Реализуется ли смысл его названия – «Доминанта» - в театральной жизни города зависит не только от художественного руководителя. Нужно хорошо отапливаемое, уютное и технически приспособленное здание, достойная оплата труда творческих работников. Ведь речь идет об «удовлетворении потребностей населения города в сценическом искусстве», что невозможно без серьезных материальных и финансовых затрат. Готово ли к ним само население Губахи, включая простых граждан и администрацию, покажут ближайшие годы.

А.П. Шульпин, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования