Общение

Сейчас 229 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

При всем желании охватить хотя бы вкратце тему взаимодействия театра со школой это сделать невозможно по той простой причине, что театр — это особый космос, в безбрежном океане которого его взаимодействие со школой, его работа в школе, его реакция на состояние школы и ее отношение к театру — лишь капля его жизни. Отсутствие театра в школе означает в связи с этим отсутствие в системе образования стремления, цели или сверхзадачи, говоря языком театра, передачи подрастающим поколениям всего чувственно-эмоционального опыта взаимодействия с миром, всех прошедших по Земле поколений и особенно опыта общения людей друг с другом, диалога народов, стран и континентов. Ибо театр — это человек, постигающий и раскрывающий себя в высшие минуты своих творческих взлетов самых счастливых и самых драматичных, а то и трагичных моментов своей жизни.
И хотя театр за многие и многие десятилетия существования государственной системы народного образования и общественного воспитания так и не сумел пробить бронированные бастионы чиновного равнодушия к нему как обязательному для постижения всеми подрастающими поколениями его многовековой истории, его легендарных достижений, всегда во всех системах образования были и будут педагоги, воспитатели — художники по своему душевному складу и духовному развитию,— которые вне программы, сверх программ изучают, постигают театр и сами пытаются с детьми жить своим собственным театром или вживаться в жизнь ближайшего к школе театра.
Поэтому, посвящая этот номер журнала общей теме «Дети и театр», мы пытаемся дать читателю возможность познакомиться с самым разнообразным опытом работы школ по внедрению хотя бы элементов театрального образования. Надеемся, что когда-нибудь настанет день, когда в образовательные стандарты всех типов школ в нашей стране обязательно войдут и знания о театре, его истории, умения педагога и учащегося жить театром, обогащаться через театр, постигать себя через театр и в театре.
Мы рады показать нашим читателям, что почти во всех регионах России имеются театры юных зрителей, молодежные театры, театры кукол, да и драматические или взрослые театры, коллективы которых не только пытаются представить в своих спектаклях жизнь юного человеческого духа, жизнь мечты, романтики, высоких человеческих стремлений, но и знают школу, любят ее, вовлекают ее в жизнь своих коллективов, как это делают молодежный театр «Свободное пространство» в г. Орле, или Рязанский театр юного зрителя, или Театр кукол в той же Рязани, для которого построено одно из самых изумительных театральных зданий за последние десятилетия; или Уфимский театр кукол. Классические сказки, классическая драматургия, то есть высокий язык, высокая культура диалога, выразительная пластика, жест, красивые костюмы, высокохудожественная сценография господствуют на этих сценах. Потому и материальная жизнь этих театров не столь печальна и плачевна, как у многих и многих театральных коллективов, которых увлекла и подчинила серость, нищета и убогость нашей реальной жизни, увлек показ не возвышенных, а низменных чувств, игра страстей и страстишек, а не жизнь высокоблагородного и гуманного духа.
Недаром такие благополучные театры, которых, к счастью, все-таки немало в нашей стране, ведут разнообразную и всегда интересную работу со школой, в школе, а школы просто и органично входят в жизнь театральных коллективов в виде различных по возрастам клубов зрителей, а иногда и как участники жизни театров.
Мы будем рассказывать и о драматических или взрослых театрах. Но не в связи только с тем, что буквально все они в свое время обязывались ставить спектакли для детей и юношества, а в первую очередь потому, что для многих из них, например для Кинешемского городского театра, работа со школой и в школе стала реальной жизненной потребностью. В Кинешме, как, наверное, и в других городах, существует уже не один год абонемент для школьников, по которому почти все школьники города ежемесячно посещают спектакли для маленьких, подростков и для старшеклассников. Желания, интересы и требования школьников уже начинают сказываться на репертуаре театров.
Ну а как можно обойти нашим вниманием Новый драматический театр в Москве под художественным руководством Б. Львова-Анохина? Если бы возможность хоть по разу побывать в этом театре была у всех московских старшеклассников, театр вошел бы в их души как одна из высоких духовных потребностей. Много, много лет шел Б. Львов-Анохин к своему театру как высшей обители человеческого духа, который ведет в нем высокогармоничную, насыщенную красотой, изяществом и свободой жизнь. И вот теперь у него такой театр появился. Придя сюда на любой спектакль (школьникам можно особо порекомендовать «Орленка» по Ростану, а старшеклассникам и «Виссона» по Ф. М. Достоевскому) молодой человек может понять, что такое высокое искусство и что такое открытая театральность, которая делает жизнь каждого радостной, богатой и изысканной. Вкус к такой жизни нам крайне важно формировать, сколь бы ни казалась противоречащей ей сегодняшняя реальность.
Думаю, что такие театры теперь будут появляться в разных городах, ибо настоящие художники получили возможность творить искусство, а не делать его по чьей-то указке. В искусстве, как ни в какой другой сфере жизни, свобода значит почти все, если у художника есть что сказать людям, есть высокая профессиональная культура, изысканный эстетический вкус и высокие идеалы.
Но театр интересен нашему журналу не только тем, что он может дать и дает ребятам. Он уже реально влияет на педагогов, например — тем, что на филологических и музыкально-педагогических факультетах университетов (в частности в МПГУ) нашли место для специального курса «Актерская подготовка педагогов», который ведут, конечно же, профессионалы театра. Другая форма влияния театра на педагога неплохо проявила себя в Орловском драматическом театре имени И. С. Тургенева, при котором уже много лет работает постоянно действующий семинар-лекторий педагогов литературы, истории и других предметов. Педагоги, прошедшие этот семинар-лекторий не только сами становятся другими, но и вовлекают свои классы, школу в активную театрально-творческую жизнь, иногда даже проводя уроки в театре. Театр же с удовольствием предоставляет школе все свои возможности, понимая, что театральный зритель не рождается сам собой: он формируется, воспитывается не только театром и в театре, но и в школе, и вообще всей атмосферой жизни города, ее насыщенностью духовными исканиями.
Мы знаем, что такого рода работа ведется и в других театральных городах, таких как Омск, Пермь, Саратов, Новосибирск, Липецк, и мы постараемся рассказать об их опыте, чтобы предоставить нашим читателям возможность выбирать из этого опыта то, что в наибольшей мере отвечает их интересам, желаниям и стремлениям.
Большой и интересный опыт работы с детьми накоплен в Краснодаре, где не только театры, но и кафедра театральной режиссуры Краснодарского института культуры (прежде всего доцент Э. Иваницкая) разработали специальные программы по театральному воспитанию детей и подростков, постоянно проводят большие педагогические семинары, на которых учат педагогов, в частности, младших классов школы, вести уроки в игровой форме.
Нас не может не интересовать и то, что делают театр и педагоги театральных училищ, театроведы, актеры, режиссеры и театральные критики в разных институтах, особенно в педагогических, которые есть почти во всех театральных городах. В этом смысле привлекателен опыт работы в Омске, Перми, Саратове, Санкт-Петербурге, Астрахани, Самаре и многих других культурно-художественных и научно-образовательных центрах. Может быть, театральные и педагогические практики этих и других городов поделятся с нами своим опытом разнообразной театрально-образовательной и театрально-воспитательной (лучше художественно-воспитательной) работы, чтобы потом можно было, обобщив его, составить программы, разработать курсы и реально показать всем, кто так или иначе участвует в создании государственной и частной систем образования, в управлении ими, и от кого в значительной степени зависит, быть нашей школе культурно-образовательной или остаться ей информационно-насытительной. Различные курсы по разным видам искусств, а в старших классах и курс «Мировая художественная культура и синтез искусств» реально гуманизируют школу, усиливают социо-гуманитарное образование подрастающих поколений не в ущерб их естественнонаучной подготовке, а как раз ей на благо, поскольку гуманитарное образование устремлено к выявлению, формированию и развитию творческих способностей ребят и проявлению этих способностей в их повседневной жизнетворческой общественно-полезной и развивающей личность практике. Без этой устремленности любая система образования рано или поздно терпит крах, а общество, как ныне наше, оказывается в глубоком кризисе, поскольку его члены оказываются способными к шумным выражениям своих низших эмоций, наивных представлений в задиристой форме, не понимая нередко и даже не представляя, что жизнь человеческого духа выражается не столько в словах, сколько в реальных делах, особенно если они выполняются на высоком профессиональном уровне и дают высокоэффективные результаты в виде разного рода продуктов, воплощающих в себе наши представления о красоте, гармонии и совершенстве. Из этих результатов мы и создаем ту материальную и духовную среду, в которой нам приятно жить, заниматься самопостижением и самовыражением в разных видах жизнедеятельности.

Н. КИЯЩЕНКО, профессор, доктор философских наук

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш e-mail dramateshka.ru@gmail.com

 

Яндекс.Метрика Индекс цитирования