Общение

Сейчас 195 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Рассмотрим, какое значение может иметь развитие специальных сценических способностей для воспитания и общего художественного развития учащихся общеобразовательной школы, которые в большинстве случаев приходит к самодеятельный театральный коллектив, вовсе не имея в виду в будущем выбор актерской профессии.
В обще-воспитательном плане имеет значение то, что сценические способности представляют собой органическое сочетание очень многих разнохарактерных свойств и качеств. Так, сценическое воплощение пьесы требует, как отмечалось, сочетания непосредственного эмоционального восприятия драматического произведения со способностью к его углубленному детальному анализу; способности к созданию сценических образов в строгом соответствии с условиями заданного художественного вымысла и вместе с тем изобретательности, гибкости, подвижности процесса воображения; яркости сопереживания, увлеченности художественным вымыслом со способностью к самоконтролю и т. п.
Развитие такого широкого комплекса способностей открывает перед человеком возможность активного проявления себя в самых различных видах деятельности.
Так, эстетическое восприятие авторского текста — одна из основных способностей актера и чтеца. Вместе с тем способность к творческому воссозданию на основе словесного текста ярких образных представлений имеет большое значение как для восприятия художественной литературы, так и дли изучения истории, географии и ряда других дисциплин, требующих создания зрительных представлений на основе описаний.
Сценическое воображение необходимо в художественном чтении, в занятиях литературным творчеством. А вместе с тем некоторые психологи отмечают, что способность к созданию образов путем «допущения» является не только тем способом воображения, которым дети пользуются в творческой игре (скамейка — пароход, палка — лошадь) и которым, как мы уже говорили, пользуется и актер, но и одним из способов развития научной мысли, требующей обоснованных гипотез, предположений, предвидения.
Чувство словесного ритма необходимо писателю, поэту, но оно очень нужно и оратору, лектору, будущему учителю.
Иными словами, сами по себе занятия драматическим искусством в силу своей специфики создают предпосылки для многостороннего развития личности.
В этой связи нельзя не вспомнить о знаменитой статье Л. Н. Толстого «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или там у крестьянских ребят?», где он проблему, означенную в заглавии его статьи, рассматривает парадоксально, спорно и в то же время глубоко и диалектично. Толстой сравнивает крестьянского мальчугана Федьку с Гёте, говоря о том, что художественное творчество в своих основах едино. Занимаясь с крестьянскими ребятишками, вовлекая их в самый процесс литературного творчества, Толстой показывает, что способность детей к творчеству раскрылась неожиданно и бурно пробилась наружу, как подземный родник.
Анализируя причины этого явления, Толстой говорит знаменательные слова, о которых очень важно помнить: дети стали активно участвовать в сочинении рассказов только с того момента, когда они почувствовали и в какой-то мере осознали красоту выражения жизни в слове, т. о. самый принцип художественного отражения жизни в искусство слова.
Знакомя детей с языком искусства, мы вводим их в лабораторию творчества, открываем пути художественного познания мира, воспитываем эстетическое отношение к явлениям окружающей действительности, мобилизуем их внутренние духовные силы. В этом и состоит одна из важнейших задач воспитания средствами искусства.
Исходя из этих посылок, надо рассмотреть и вопрос о возможностях и педагогическом значении практического ознакомления школьников со сценическим действием — основным выразительным средством драматического искусства.
Прежде всего руководителю школьного театра необходимо знать некоторые особенности сценического действия, так как неясность в этом исходном моменте приводит часто к серьезным педагогическим ошибкам (к подмене подлинного действия внешним его изображением и т. д.).
Говоря о сценическом действии, К. С. Станиславский имел в виду не какое-то особое «театральное» действие, а действие подлинно, реально совершаемое в сценических условиях,— целенаправленное, логичное, продуктивное.
В последние годы своей деятельности К. С. Станиславский акцептировал внимание (исходя из научного, материалистического понимания психики) на неразрывности психической и физической природы действия. В этой связи он указывал на исключительную роль физического действия, как наиболее ощутимую и наиболее доступную сторону действия в процессе творческой работы над ролью.
С этих же позиций оп подходил к речи, к слову в актерском искусстве, к так называемому словесному действию.
«Активность, подлинное, продуктивное, целесообразное действие — самое главное в творчестве, стало быть и в речи! Говорить — значит действовать... Одно дело выйти перед почтеннейшей публикой: «три-та-та» да «тра-та-та» — проболтал и ушел. Совсем другое дело выступить и действовать!
Одна речь актерская», другая человеческая».
П. М. Ершов, в ряде своих фундаментальных работ, посвященных раскрытию природы действия как основного материала актерского искусства, опираясь на работы К. С. Станиславского и развивая его идеи, дает такое определение действия:
«1. Действие есть стремление к цели, объективно, физически осуществляемое. 2. Действие есть мышечное физическое движение, рассматриваемое с точки зрения цели».
Сосредоточивая внимание именно на психофизической природе действия, П. Ершов предостерегает, таким образом, как от подмены действия движением, лишающим действие его внутренней, субъективной сущности, связи с действительными целями, намерениями, переживаниями действующего человека, так и от игнорирования физического движения, как формы выражения психической стороны совершаемого действия.
Однако осуществление подлинного действия в сценических условиях не дается само собой. Даже самые простейшие действия, хорошо знакомые в жизни, совершить на сцене совсем не просто.
Прежде всего, действия в сценических условиях определяются не реальными целями и намерениями самого человека, а целями, намерениями, обстоятельствами жизни вымышленного лица. И эти обстоятельства, намерения и цели необходимо ясно представить в своем воображении, поверить в их возможность, мысленно поставить себя в аналогичные обстоятельства, чтобы лучше уяснить побудительные мотивы и цели поведения тех или иных персонажей, авторскую позицию и т. п. Само действие происходит в обстановке, в которой многие реальные объекты заменены условными (декорации, бутафория). Поэтому умение действовать в сценических условиях требует развития внимания, определенных качеств воображения, чувства правды, чувства ритма и других способностей и умений, о которых уже говорилось. Оно связано и с необходимостью более глубокого осознания явлений жизни, изображенных в пьесе, их общественного, социального смысла, понимания сложности мотивов поведения людей в различных обстоятельствах, т. е. требует развития познавательных интересов, расширения знаний, кругозора, повышения общей и художественной культуры.
Если для актера творческое овладение материалом является важнейшей профессиональной задачей, то для участника детской театральной самодеятельности постановка такой задачи имеет обще-педагогическое значение, а процесс посильного творческого овладения действием как основой реалистического драматического искусства является средством развития качеств творческой личности. Поэтому-то вопрос о единстве художественно-педагогических требований в руководстве театрально-творческой деятельностью школьников является наиважнейшим.
Скажем о некоторых условиях, определяющих возможность практического достижения единства художественно-воспитательных задач в занятиях со школьниками.
В работе с учащимися педагог опирается прежде всего на их природные свойства и способности: способность эмоционально откликаться на художественный вымысел, с помощью воображения ставить себя в положение вымышленных героев, активно включаться в их жизнь, относиться к предлагаемым условиям вымысла так, как если бы они были подлинными (если бы, например, комната, где происходит действие, была лесной поляной, перевернутые стулья пнями, колючим кустарником и т. п.). Чем младше возраст школьников, тем большую педагогическую значимость приобретает тип творческих заданий, приближающих овладение элементами сценической грамоты к знакомым детям формам ролевой игры, импровизациям на предложенную или избранную ими самими тему.
Подлинное сценическое действие требует постоянного обращения к жизни, сопоставления происходящего на сцене с аналогичными явлениями действительности. В сценических условиях ученикам приходится нередко как бы заново учиться ходить, смотреть, видеть, слышать, постоянно обращаясь к жизни, развивая наблюдательность, эмоциональную память, чувство правды и т. д. Развивая у учеников интерес к таким сопоставлениям, руководителю надо побуждать их к более дифференцированному наблюдению, развивать способность находить в привычном и знакомом новое, не замеченное другими, активно ассоциировать, помогать им находить не лежащие на поверхности связи между внешним характером действия и внутренним его смыслом, целью; давать верную нравственную и эстетическую оценку доступному их пониманию кругу жизненных явлений; подводить к осознанию того, что критерием правдивости, подлинности поведения на сцене является жизнь.
Руководителю нужно специальное внимание обращать на развитие у кружковцев умения воздействовать друг на друга слоном, текстом роли, имея в виду цели и намерения изображаемого лица. Выдвигая перед ними такую задачу и добиваясь посильного ее выполнения, руководитель тем самым приучает учеников вникать в смысл каждой фразы роли, пьесы, осознавать и чувствовать действенный смысл произносимого текста, т. е. его подтекст (почему говорю, зачем, с какой целью, чего добиваюсь). Такой путь дает возможность руководителю постепенно развивать у ребят способность чувствовать и ценить выразительность осмысленного, целенаправленного и эмоционально окрашенного слова (на сцене и в жизни).
Как уже говорилось, действие, связанное со словом, требует умения и способности отчетливо представлять в своем воображении (видеть) то, о чем говоришь, заражать своими представлениями партнера, слушать ого, добиваться воздействия своих слов на партнера. Руководителю паяло всемерно содействовать развитию у детей внимания и эмоциональной чуткости к образной природе художественного слова, пробуждать воображение, помогая воссоздавать на основе текста конкретные, яркие представления.
Необходимо также пополнять и обогащать образные представления детей, опираясь на их собственный опыт, привлекая примеры и сравнения, близкие детям, способные пробудить их фантазию, эмоциональную память, вызывать понятные и увлекательные для них ассоциации.
От учащихся всех возрастов (при условии выбора доступного и посильного данной конкретной группе детей драматургического материала) можно и нужно добиваться осмысленности, правдивости и целенаправленности действий в предлагаемых обстоятельствах, непосредственного эмоционального отношения к происходящим на сцене событиям, взаимодействия с партнерами, грамотности и действенности речи. Вместе с тем вопрос о том, в какой мере можно добиться осуществления этих общих требований, необходимо каждый раз решать с учетом условий работы конкретного коллектива.
Основу занятий самодеятельного коллектива составляет учебно-творческий процесс, связанный со сценическим воплощением пьесы. Это определяется специфической природой данного вида художественно-творческой деятельности как деятельности, в основе которой лежит творческая интерпретация драматургического произведения. Ото пи в какой степени по исключает использования детской импровизации. Полое того, в определенном значении импровизация составляет самую суп, сценического творчества, опирающегося на подлинное, целенаправленное действие, так как подлинное действие требует от исполнителя каждый раз живых и непосредственных (а следовательно, и в чем-то новых) оценок действий партнеров и условий вымысла, т. е. требует действования «здесь, сегодня, сейчас»,— как говорил К. С. Станиславский.
Если исходить из такой посылки, то работа над готовой пьесой со всей непреложностью должна быть связана с принципом импровизации, опирающейся на реальный опыт юных исполнителей, непосредственность их восприятия, творческое воображение, которое реализуется в процессе живого общения и взаимодействия с другими участниками театральных занятий. При условии выбора полноценного и значимого в художественно-воспитательном отношении драматургического материала, доступного школьникам, открываются наиболее широкие возможности для обогащения их нравственного и эстетического опыта в процессе театрально-творческой деятельности. Все сказанное не только не исключает, а предполагает необходимость учебной работы, где практическое овладение процессом действования в предлагаемых обстоятельствах осуществляется на материале упражнений, этюдов, импровизаций, предложенных руководителем или придуманных самими учениками.
Развивая у школьников умение и способность сопоставлять факты, события, конфликты, действия героев, изображенные в пьесе, с аналогичными явлениями жизни, помогая участникам коллектива постигать идейный замысел исполняемой ими пьесы или сценического отрывка, руководитель тем самым, с одной стороны, может формировать у учеников представление об искусстве как форме художественного отражения жизни, с другой — воспитывать способность точнее, острее осмысливать идейный и нравственный смысл самих жизненных явлений.
В работе с учениками над ролью руководитель следует в основном принципу «от простого к сложному». Вначале осваиваются наиболее доступные школьникам задачи, учитывающие лишь простейшие условия вымысла. Постепенно задачи усложняются и их выполнение требует уже более глубокого проникновения в психологию действующего лица, учета специфических условий и обстоятельств его жизни.
Для школьников путь к образу через посильное творческое освоение логики действий персонажа — наиболее оправдывающий себя с педагогической точки зрения. Это путь, оберегающий детей от изображения чувств, от непосильных попыток сразу сыграть «результат», т. е. свое или навязанное руководителем (пусть даже очень интересное) умозрительное представление об исполняемом образе.
Руководителю школьного театра особенно важно помнить, что работать над той или иной ролью — это значит всегда так или иначе влиять на формирование духовного облика ученика. И здесь все имеет значение: и то, на какие жизненные явления, общественно значимые события и факты он обращает внимание ученика, и то, насколько он внимателен к индивидуальности юного исполнителя.
В занятиях с детьми сам учебно-творческий процесс, естественно, имеет первостепенное значение. В то же время установки на известную завершенность творческой работы во всех случаях очень важна. В самодеятельном театральном коллективе показ подготовленных сценических отрывков, спектакля своим одноклассникам или более широкой аудитории зрителей — необходимый завершающий этап занятий.
Конечно, бывает и так, что в силу различных причин работа коллектива остается незавершенной и тем не менее оставляет свой заметный след в сознании участников. И наоборот, публичное выступление, осуществленное без должной подготовки, без серьезного отношения к долу со стороны юных исполнителей, встреченное к тому же весьма благожелательно снисходительными зрителями, бесспорно, отрицательно влияет на детей. Поэтому боязнь показа — это такая же крайность, как и установка на показ во что бы то ни стало.
Чем старше возраст участников спектакля, тем больше возможности у руководителя ставить пород коллективом задачу донести до зрителей идейное содержание исполняемой пьесы (инсценировки, композиции), утвердить через спектакль свою гражданскую позицию, коммунистическую убежденность, нравственные идеалы.
Общественная направленность в театральных занятиях со школьниками, подростками и старшеклассниками в особенности, очень важна. Такая направленность предостерегает от развития у школьников потребительского отношения к занятиям искусством, открывает возможность для критической оценки и проверки работы каждого участника и коллектива в целом. Естественно, что первостепенная роль и здесь принадлежит руководителю, который должен сам справедливо и тактично оцепить работу и помочь созданию доброжелательной атмосферы во время обсуждении спектакля внутри коллектива и со зрителями.
Общественная направленность в занятиях, воспитание творческой активности ребят, требовательности к себе и товарищам должны способствовать установлению тесных связей кружковцев с жизнью школы, с общественно-политической и культурной жизнью страны.
Участникам театрального коллектива нужны и беседы об искусстве, экскурсии в музеи, на выставки, просмотры и обсуждения спектаклей, фильмов, телепостановок. Нее это способствует обогащению художественного опыта участников самодеятельности, формированию верных идейно эстетических оценок.
В театральном коллективе школьники приобретают некоторые знания о специфике художественного отражении и познания жизни, о характере творческого труда, о роли искусства как орудия идеологической борьбы, о теснейшей связи передового искусства с жизнью, с борьбой прогрессивных сил во всем мире. Они знакомятся с жизнью и творчеством видных деятелей русского и советского театра, прогрессивного зарубежного искусства. Необходимо по возможности теснее связывать всю работу кружка, в том числе беседы об искусстве, с учебными занятиями на уроках литературы, истории, на факультативах по искусству.
В заключение скажем кратко об общем направлении и формах художественно-воспитательной работы с отдельными возрастными группами.
Практика и специальные исследования говорят о том, что запятая театрально-творческой деятельностью с художественно-воспитательной точки зрения актуальны и значимы для школьников всех возрастов.
Кружковые занятия целесообразно начинать с III—IV классов.
В I—II классах больше оправдывают себя игры-драматизации по народным сказкам, рассказам, стихам, басням Л. Толстого, М. Горького, К. Ушинского, С. Маршака, С. Михалкова и других авторов,— по тем их произведениям, которые адресованы старшим дошкольникам и младшим школьникам.
В младших классах игры-драматизации приближаются по своему типу к творческим играм, которые проводятся в детском саду под руководством воспитателя на основе литературных текстов. Этот вид занятий, чрезвычайно ценный в дошкольном возрасте, приобретает в школе более целенаправленный характер, так как в него уже включаются и элементы обучении детей умению действовать в предлагаемых условиях. У младших школьников надо воспитывать способность улавливать и эмоционально воспринимать нравственную суть поступков героев произведения, взятого для драматизации, видеть (воссоздавать) в воображении то, о чем говорится в тексте, помогать им уяснять смысл отдельных эпизодов, канву действий и борьбы героев.
Роль руководителя ограничивается здесь главным образом тем, что он организует внимание детей, направляет их мысль, воображение, фантазию, уточняет их цели, задачи, действия в условиях вымысла, помогает придать импровизации определенную завершенность.
В III—IV классах возможно воспитывать более осознанное эстетическое отношение к окружающей действительности и к произведениям искусства. При направляющей помощи педагога учащиеся способны оценивать в произведениях искусства отдельные художественно-выразительные средства, значение отдельных деталей для выявления идеи произведения, обобщающего смысла изображенных в нем фактов и событий, характеров и поведения героев. В этом возрасте у ребят появляется более устойчивый интерес к отдельным видам искусства, ярче проявляются способности к определенному виду творчества. Дети в состоянии предъявлять более осознанные требования к качеству своей художественной деятельности. Все это позволяет проводить с ними более углубленную работу в театральном коллективе.
С ними можно начинать подготовку небольших спектаклей. Работа над спектаклем (например, таким, как «Терем-теремок» С. Я. Маршака) носит иной характер по сравнению с игрой-драматизацией.
Прежде всего перед детьми встает необходимость освоения авторского текста, выяснения мыслей, намерений, взаимоотношений и действий персонажей. Исполнители должны хорошо понимать, для чего, с какой целью они говорят те или иные слова роли, что, почему и зачем делают в каждый момент пребывания на сцене. На этой основе у них формируются осознанные требования к собственному исполнению и творчеству своих товарищей. В работе над пьесой, инсценировкой более отчетливо выступает для детей необходимость общения, взаимодействия. Ученики в большей мере осознают и значение коллективных усилий. Вместе с тем при подготовке спектакля яснее становится необходимость использования таких компонентов, как музыка, оформление. Это дает детям возможность лучше осознать художественное значение этих компонентов, а также проявить свои способности и инициативу в других видах деятельности: художественно-оформительской, технической и др.
У 11—13-летних школьников (учащихся V—VI классов) более устойчивое и сосредоточенное внимание, более развитые мышление и память, шире представления о жизни, характерах и отношениях людей. Им доступно (конечно, в известных границах) понимание специфики отдельных видов искусства, в частности театрального. У них появляется в большей мере, чем у младших школьников, интерес к жизни и творчеству деятелей искусства — писателей, художников, актеров и др., который необходимо удовлетворять, знакомя учащихся на занятиях кружка с отдельными этапами истории театра и его ведущими представителями.
Общий уровень развития учащихся V—VI классов дает возможность использовать более широкий круг пьес, добиваться проявления самостоятельности в разборе, в определении и решении художественно-творческих задач, связанных с подготовкой спектакля. На основе первоначальных представлении о верном, правдивом исполнении ролей нужно развивать у участников кружка интерес и потребность совершенствовать качество своего исполнения, добиваться усилиями всего коллектива подготовки спектакля в соответствии с общим художественным замыслом.
При подготовке спектакля нередко начинает возникать разделение функций между отдельными членами кружка. Наряду с группой исполнителей появляются группы «художников», «плотников», «костюмеров», «рабочих сцены» и др., что дает возможность использовать синтетичность театрального искусства для сочетания художественной деятельности с различными видами трудовой, технической.
Учащиеся VII—VIII классов еще более устойчивы в своих интересах, стремлениях, вкусах. Общий кругозор, приобретаемый в школе и вне ее, а также больший жизненный опыт, проявляющийся в оценке различных явлений, фактов, событий, дает возможность формировать у них отношение к искусству как к идейному оружию, средству борьбы за высокие идеалы нашего общества. На этой возрастной ступени учащиеся способны понять и непосредственно почувствовать в процессе подготовки спектакля или литературно-драматической композиции общественное значение театра как вида искусства.
Театральная работа призвана расширять круг художественных впечатлений и знаний учащихся через исполнение произведений разнообразных жанров и стилей, развивать способность Правильно воспринимать и оценивать в доступных их возрасту литературных произведениях трагическое, возвышенное, героическое, комическое, отличать подлинную романтику и героику от мнимой, истинно комическое от пустопорожнего комикования. На эти особенности искусства важно обращать внимание учеников как можно раньше, однако в занятиях с подростками формирование представлений о комическом, возвышенном, героико-романтическом, трагическом приобретает более целенаправленный характер.
Руководитель знакомит подростков с творчеством ведущих деятелей русского дореволюционного и советского искусства, используя диапозитивы, диафильмы, грамзаписи, фотоальбомы, книги о жизни и творчестве деятелей театра, адресованные школьникам.
В театральной работе с подростками большое место занимают литературно-драматические композиции, которые включают в себя как исполнение сценических отрывков, так и чтение литературного текста, соединяющего эти отрывки и имеющего также самостоятельное значение. Использование литературно-драматических композиций позволяет значительно расширить репертуар, необходимый для данной возрастной группы. Школьников-подростков полезно привлекать и к участию в создании литературно- драматических композиций.
Речь идет о композиции как целостном произведении, а не о простом сочетании отдельных отрывков, так называемых «монтажах». Работа над отрывками, мало связанными друг с другом, часто не увлекает подростков, и, кроме того, руководителю приходится в этом случае заниматься только с отдельными группами исполнителей. Это разобщает участников кружка, ослабляет коллектив. Подготовка сценического отрывка, который является органической частью большой композиции, повышает интерес к занятиям, ответственность, развивает чувство коллектива.
Вместе с тем использование литературно-драматических композиций имеет большое значение и потому, что дает возможность специально заниматься с учащимися художественным чтением, чему при подготовке спектакля часто не удается уделять должного времени.
Занятия с учениками старших классов сохраняют многие особенности работы коллектива подростков, но здесь имеются возможности для существенного изменения требований к содержанию и организации занятий, развитию самостоятельности школьников в анализе и трактовке отобранного для исполнения литературного материала. Увеличивается возможность их индивидуальной работы по изучению эпохи, изображенной в пьесе, жизни и творчества драматурга. Старшеклассникам уже вполне доступно на равных с руководителем условиях участвовать в определении идейно-художественного замысла спектакля и основной учебно-творческой задачи коллектива (его коллектив будет добиваться в работе над данной пьесой, что хочет сказать будущему зрителю).
Расширяется тематика бесед по истории и теории театра, о путях развития советского театра и его ведущих деятелях, о коммунистической идейности как основе воспитания высокого художественного вкуса. Здесь возможно и полезно шире использовать конференции, посвященные новым спектаклям, направлениям современного искусства, диспуты на общественно-политические темы и др. В коллективах, объединяющих старших подростков и старшеклассников, полезно сочетать художественно-творческую деятельность учащихся с общественно-просветительской, трудовой и т. д.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш e-mail dramateshka.ru@gmail.com

 

Яндекс.Метрика Индекс цитирования