Общение

Сейчас 313 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Какое же это чудо: слышать, как растет трава, ощущать вкус солнечного ветра и следить за развитием ребенка! Как упоительно смотреть на рождающуюся мысль, на пламенеющее чувство, на крепнущую волю.
Как удивительно, что твой ребенок, которого ты укачивал на руках, начинает произносить первые слова, складывать их в предложения. Еще вчера ты дул ему на расшибленные коленки, смазывая их йодом или зеленкой, а сегодня вы уже сидите за полночь на кухне и обсуждаете мировые проблемы. Как быстро пролетает жизнь...
Какое счастье, что в твоей жизни есть не только твои собственные дети, и как Маленький принц наблюдал закат 143 раза за день, так ты можешь 143 раза наблюдать восход детской души в зенит ее творческого сияния.
И потому засунем любопытный нос в вопрос: «Почему именно театр позволяет нам так часто наблюдать радостный расцвет детской души?» Конечно, есть и другие поляны для таких расцветов, но давайте присмотримся к нашей — театральной. И прежде чем это понять, заглянем в лабораторию (на кухню) к нашим соседям-психологам. Посмотрим, что они говорят про развитие вообще.
Оказывается, для того чтобы развитие происходило, необходима, прежде всего, социальная ситуация развития (ССР).
Это такая ситуация, в которой обязательно есть противоречия. По Гегелю, развитие без противоречия вообще невозможно. Противоречие социальной ситуации развития должно находиться в душе ребенка. И заключается оно в том, что ребенок, с одной стороны, в чем-то очень- очень нуждается, а с другой — ну никак не может получить это самостоятельно. Это противоречие является движущей силой развития ребенка. Оно предопределяет его ведущую деятельность в данном возрастном периоде. Эта деятельность и направлена на разрешение противоречия. Ребенок должен научиться самостоятельно удовлетворять эту жизненно важную для него потребность. Так, например, в младенчестве ребенок не только не в состоянии удовлетворить свои потребности, но он не может даже попросить об этом окружающих. И это, кстати, и составляет противоречия младенческого возраста. И говоря о ведущей деятельности младенца, мы осознаем, что она направлена на разрешение этого противоречия. Ребенок непосредственно общается со своей мамой, и это общение постепенно приводит к формированию речи. Как только речевая деятельность сформиро-вана, то противоречие младенчества разрушается, ребенок теперь может сообщить о своих потребностях окружающему миру.
Давайте же присмотримся к дошкольному возрасту, где ведущей деятельностью, согласно теории Выготского — Эльконина, является игра. Игра же является и основной деятельностью театра. Давайте сравним эти две игры.
На что направлена игра дошкольника? Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте такова: ребенок хочет принимать участие в жизни взрослого сообщества как взрослый. Он подражает взрослым во всем, но, естественно, реальных возможностей у дошкольника нет. И дошкольники, собравшись вместе, самозабвенно играют во взрослых. Что получается в результате этой игры, какое психологическое новообразование? Я забыл напомнить тем, кто не слишком занимался возрастной психологией, что каждая ведущая деятельность каждого возрастного периода обязательно заканчивается психологическим новообразованием. Например: не умел раньше ребенок говорить — заговорил, неумел раньше управлять ручонками и ножками — научился и предметами манипулировать, и уже под стол пешком ходит. Вот ходьба, предметная манипуляция и первые осознанные фразы речи являются психологическими новообразованиями. Эти новообразования на всю жизнь входят теперь в структуру личности, естественно развиваясь и укрепляясь.
Вернемся в дошкольный возраст. Так какие же психологические новообразования появляются у ребенка в результате игры? Их несколько, но остановимся на главных. Ребенок осознает, что в мире взрослой жизни есть правила, есть роли, есть обязанности. В окончании дошкольного возраста у ребенка возникает мотивационная готовность к школе. У него появляется желание учиться (если, конечно, это желание не убито родителями и педагогами, например, на подготовительных курсах). Ребенок теперь готов к своей первой социальной роли: роли учащегося, роли, у которой есть свои обязанности, свои умения и навыки. А что же театральная игра? Так же как дети играют в «дочки-матери», так и актеры играют в то, чего на самом деле нет. Так же как дети почти реально переживают игровые события, так и актеры почти реально переживают предлагаемые обстоятельства пьесы.
Но там, где у детей сюжет игры, образцом для подражания которому служит реальная жизнь, там, в театре, режиссерский и драматургический замысел, которому обязаны следовать актеры. Вот этим и отличается детская игра от театральной. И отличие это вполне объяснимо — детская игра проще, естественней. И если актеры будут играть так же просто и естественно, то вряд ли они соберут большое количество зрителей. Зритель ходит смотреть на сложноорганизованное игровое действие. Зрителю интересно то, что естественно и спонтанно у него не получится, интересно то, что ему могут предложить специально обученные этому делу профессионалы: драматург, режиссер и актер.
Теперь вернемся в дошкольный возраст. Игра, как ведущая деятельность, сделала свое дело. Ребенок готов к школе, готов к взрослой жизни. Но неужели у него исчезла потребность в игре, исчезла потребность в освоении непростых отношений взрослого мира? Конечно нет, эта потребность не исчезнет до конца жизни (разумеется, если взрослый человек сможет позволить себе остаться ребенком, творческим ребенком, как говорил Эрик Берн). Но для того чтобы такую потребность реализовать, нужен специалист по отношениям во взрослом мире — нужен режиссер, т.е. нужен театр. Театр как место, придуманное специально для изучения отношений во взрослой жизни.
И ребенок, попадая в этот волшебный мир, вновь попадает в социальную ситуацию развития , только теперь она не естественная, а искусственная, культурная. И ребенок готов знакомить-ся с новым для себя миром, миром культурных и духовных отношений. Он не владеет этими отношениями, но очень хочет ими овладеть. Поскольку хочет играть на сцене, хочет быть таким, каким принято быть в этом мире. То есть налицо ССР. Только ССР другого, осознанного типа. И порождает она ведущую деятельность театрального мира — сценическую игру. И овладевает маленький человек навыками культурного общения и формирует тем самым психологическое новообразование «поведение грамотного, воспитанного, интеллигентного человека». Но помимо игры в дошкольном возрасте есть еще одна ведущая деятельность. Ребенок рисует. И, рисуя, он творит собственный мир. Мир, который имеет для него огромную личную ценность. Это его мир. Мир, созданный его личной фантазией, живущий по его законам. Мир, которого нет в реальной, взрослой жизни. И зародившись в дошкольном возрасте, эта потребность в творчестве ищет свое продолжение. Потребность в творении своего мира. И находит его в театре. В театре человек видит, как творится такой мир, которого нет в действительности. И он, человек, принимает участие в творении этого мира вместе с другими актерами. А некоторые, желая творить свой индивидуальный, персональный, особый мир, начинают заниматься драматургией.
Теперь зададим себе вопрос: какое противоречие ССР дошкольника разрешает ведущая деятельность — рисование? Ответ может показаться неожиданным. Рискну предположить, что в рисовании разрешается следующее противоречие. В старшем дошкольном возрасте у ребенка появляется субъективное отношение к окружающей действительности. Что-то ему нравится, что- то не нравится. Из того, что ему не нравится, он пытается спрятаться, убежать, а что-то изменить. Но маленький ребенок вряд ли может серьезно изменить окружающую действительность. И так же, как он убегает в ролевую игру от реального мира, так же в собственном рисованном мире он изменяет то, что не в силах изменить в реаль-ности. Не всегда эти изменения мира очевидны. Часто ребенок в рисунках фиксирует свои проблемные зоны (на этом, кстати, и основаны психологические рисуночные тесты). В этих случаях, изображая тревожащие негативные впечатления этого мира, ребенок делает это для того, чтобы организовать для себя переживание принятия этого мира. Переживая этот негатив, он как бы смиряется с ним, встраивает неизбежность этого дискомфорта в свою карту мира, т.е., переживая, меняется сам. Так же и на сцене сталкиваясь с негативными проявлениями жизни, отображенными в сценическом произведении, ребенок через переживания смиряется с ним (на этом эффекте основана психодрама как эффективный вид психотерапии). Психологическим новообразованием, возникающим в результате рисования дошкольника, может стать креативность как черта личности. Психологическим новооб-разованием от игры в театре как сотворчества в создании нового мира, может стать надситуативная поведенческая активность. А от игры как способа переживания негатива — формирование совладающего поведения в ситуациях стресса, конфликта, фрустрации и кризиса (типология по Ф.Е. Василюку).
И еще один тип ведущей деятельности выделяется своей эффективностью в дошкольном воз-расте. В дошкольном возрасте дети слушают сказки. Но прежде чем приступить к разговору об этом типе, несколько слов о ведущей деятельности вообще. По умолчанию признается, что в каждый возрастной период такая ведущая деятельность одна, потому она и называется ведущей. Ведущая деятельность направлена на разрешение противоречия социальной ситуации развития, в результате этой деятельности возникает психологическое новообразование (определение Л.Ф. Обуховой). И возникает вопрос, например, для младенческого периода, если из невозможности сообщить о своих потребностях окружающему миру возникает ведущая деятельность «непосредственное эмоциональное общение с матерью», что приводит к психологическому новообразованию «первое слово ребенка», — то совершенно непонятно, откуда возникают ходьба, способность манипу-лировать предметами и вообще-то что-то происходит с мышлением ребенка. Совершенно очевидно, что в смысле развития уровня сознания сознание новорожденного и годовалого ребенка в чем-то существенно отличаются. Напрашивается вывод о множественности противоречий социальной ситуации развития, множественности ведущих деятельностей и соответственно множественности психологических новообразований. Эта множественность, естественно, широко отображена в отечественной и зарубежной возрастной психологии. Три ведущие деятельности выделяются психологами при анализе ими дошкольного возраста: ролевая игра, рисование и слушание сказок.
Сказки. Мы знаем по опыту, что полюбившиеся сказки ребенок готов слушать многократно. Как будто, слушая эту сказку, он решает для себя какую-то важную личностную проблему. Что получается в результате этой ведущей деятельности? Сказать однозначно трудно, но среди психологических новообразований, полученных в конце дошкольного возраста, обратим внимание на два (Л.Ф. Обухова «Возрастная психология»): формирование начального мировоззрения и формирование исходных этических установок.
Кажется очевидным, что оба эти новообразования не могли бы появиться без мира сказок. Во всяком случае, для детей, которые слушали сказки, вклад этих сказок и в мировоззрение, и в нравственность является весьма существенным. Остается задаться вопросом: какое противоречие ССР разрешает такая деятельность, как слушание сказок? По мнению известного детского психолога Шпрангера, восприятие ребенком сказок ведет к осмыслению им своей жизни, а по мнению Виктора Франкла, именно осмысленность или поиск жизненного смысла делает человека человеком. То есть, когда мы говорим о поиске чело-веком смысла жизни, мы понимаем, что речь идет о духовности этой жизни. И, поняв это, мы ясно видим, что поиск смысла жизни начинается в сознании ребенка с восприятия сказок. Слушая сказку, следя за ее сюжетом, ребенок воспринимает смысл жизни ее персонажей. Конечно, он не вербализует вопросы: «Зачем Иван Царевич спасает царевну?», «Почему Красная Шапочка не послушала маму и заговорила с волком?», «Зачем Иванушка попил водицы из козлиного копытца?», «Чем так понравилась Белоснежка гномам?», — но ответы на эти вопросы, заключенные в сказках, становятся строительными кирпичиками его миропонимания, этики, его первых поисков смысла жизни.
И вот ребенок идет в школу. Начинается другая ведущая деятельность — учебная. Учитель становится важнейшим авторитетом в жизни ребенка, но коммуникация с учебным материалом принципиально иная, нежели со сказкой. Ребенок не будет в сотый раз просить родителей рассказать ему на ночь правило на «жи-ши», не будет размышлять над таблицей умножения. Здесь и так все понятно с первого раза. Здесь действует закон триады: освоение, усвоение, присвоение. Где же ребенку искать смысл жизни? Хочется ответить: конечно, чтение, обсуждение прочитанного на уроке. Но давайте обратим внимание: смысло-жизненные проблемы в жизни школьника гораздо сложнее, чем в жизни дошкольника, а форма их решения вместо индивидуальной коллективная (классно-урочная). То есть в значительно меньшей степени направлена на личный запрос ребенка, его личную проблему. Как же повезло тем детям, в жизни которых появился театр. Театр с возможностью проникнуть в психологию героя. И не просто слушая, а действуя, активно участвуя в жизни персонажа. Проживая жизнь этого персонажа за него, примеряя на себя его мировоззрение, этику, смысл жизни. Осваивая сверхзадачу героя, погружаясь в предлагаемые обстоятельства его жизни, принимая на себя сквозное действие его роли, ребенок реализует один из бесчисленных смысловых вариантов жизни. Он обогащает своей опыт одной из возможных жизненных реализаций.
* * *
Дорогие читатели, теперь мы готовы ответить на вопрос, который мы задали себе в самом начале этого разговора: почему именно театр позволяет нам так часто наблюдать радостный расцвет детской души? Театр для ребенка создает новую социальную ситуацию развития. Эта ситуация на новом возрастном уровне воссоздает противоречие дошкольного возраста и способствует углубленному их разрешению. Причем отметим, что театр воссоздает эту ССР на любом последующем возрастном уровне: и младшим школьникам, и старшим школьникам. Вместо ролевой игры ведущей деятельностью становится сценическая игра, вместо создания новых миров в рисовании возникает деятельность сотворения общего сценического мира, а вместо переживания несовершенства этого мира в рисовании происходит активная адаптация к этому миру в театральной коммуникации. И наконец, вместо поиска смысла жизни слушателем сказки возникает активная деятельностная позиция человека, ищущего своей жизненный смысл.
И когда ребенку предоставляют возможность такого развития, то его душа с радостью откликается на это предложение и удивляет нас блеском своих достижений, которыми можно любоваться 143 раза.

Игорь Витальевич ЛОБАНОВ
Детский театральный журнал № 1, 2012

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш e-mail dramateshka.ru@gmail.com

 

Яндекс.Метрика Индекс цитирования