Общение

Сейчас 387 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

 

Глава первая

ГОРНЫЙ ЦВЕТОК

Во второй половине сентября восьмым классам было объявлено, что в школе начинает работать театральный факультатив.
Пойдешь? — поинтересовалась Маша у Аллы.
Наверно, мура какая-то... Загляну, может...
Пойдешь? — спросил Игорь Славу.
Да ну! Сколько уже в нашей школе пытались театральный кружок создать!..
А это — факультатив. И говорят, настоящая артистка будет вести.
Ну пошли, посмотрим, с чем его едят!
После уроков в актовом зале собралось человек шестьдесят. Девочек, конечно, было больше. В зал вошла директор Татьяна Ивановна и с ней — незнакомая женщина, одетая немного ярче, чем обычно одеваются учителя, но в то же время строго и изящно. В облике вошедшей, ее манере держаться сочетались сдержанность и независимость, быстрота в движениях и умение не бросаться в глаза.
Когда ребята расселись и затихли, Татьяна Ивановна сказала:
Как вы помните, весной мы проводили анкету интересов. Очень многие назвали театр: одни — в графе «любимое развлечение», другие — «мечта о будущей профессии». Поэтому мы и решили создать для вас театральный факультатив. И пригласили для этого актрису Театра имени Садовских Ирину Валентиновну Кольцову. Вы, наверно, знаете Ирину Валентиновну по спектаклям.
Ты знаешь? — шепнул Игорь Маше. Она покачала головой.
Пожелав всем успеха, Татьяна Ивановна удалилась.
Руководительница оглядела ребят.
Для начала один вопрос: чего бы вы хотели от наших занятий?
Наступила пауза. Ребята переглядывались, перешептывались. С разных сторон слышались смешки. Кто-то толкал соседа в бок и шипел: «Подними руку!»
Наконец встал высокий, грузный парень.
Называйте свои имена, — попросила Ирина Валентиновна.
Боря меня зовут...
Боба! — раздались голоса.
Иначе как Бобу меня не признают. Ну пусть Боба, я согласен. Я хочу, чтобы было интересно, весело! А то сидим-сидим на уроках...
Вслед за Бобой поднялся его сосед, Денис.
Смешные пьесы хотим ставить. Чтобы народ от смеха падал. Говорят, витамины прибавляются!
Послышались возгласы одобрения. Однако с резким протестом выступила невысокая, очень серьезная девочка по имени Инга.
По-моему, это все шутки не по делу. Мне даже немного стыдно за ребят!..
Пошли-поехали!
Нам бы хотелось, — усилила голос Инга, — чтобы вы подготовили нас.
К чему?
К поступлению на актерский факультет.
И многие из вас хотят стать актерами?
У нас вообще сплошные таланты!
Свой Леонов есть!
И Андрей Миронов!
И Олег Янковский!
И Караченцов!
И две Гундаревых!
И Бельмондо! И Бюль-бюль-оглы!
Снова взрыв смеха.
Ну замечательно! — воскликнула руководительница. — Гала-состав! Надеюсь, и Хазанов найдется, и Челентано... А нет у вас случайно скромных, простых, начинающих актеров?
Ребята немного притихли.
Итак, что же вас привлекает в этой профессии?
После небольшой паузы встала светловолосая, эффектная Алла.
Откровенно? Живем один раз. Хочется, чтобы было много радости... Чтобы тебя знали... Чтобы цветы были, аплодисменты...
И работа была как праздник, как удовольствие... — вставила с места Маша.
Ну что ж... — сказала Кольцова. — Хотите подвергнуться эксперименту?
А страшно?
Очень!
В таком случае, я хочу! — загорелась Маша.
А Алла?
Я тоже люблю острые ощущения.
Вот вам простая пьеса, всего на пять минут. Легче быть не может. Маша и Алла — сестры. Сидят дома. Делать нечего. Все. Что бы ни случилось, со сцены не уходить. Мы же — только зрители. Пожалуйста, девочки!
Алла и Маша вышли на сцену. Одна захватила с собой книжку, другая — яблоко. Алла раскрыла книгу, сделала вид, что читает. Маша, довольно глупо улыбаясь, надкусила яблоко, но едва смогла проглотить. Обе краснели, бледнели, не находили, что делать дальше. У Аллы лицо вытянулось, стало некрасивым. Маша не знала, куда девать надкушенное яблоко. 1‘обята смеялись. Алла вдруг поняла, что книжка —
вверх тормашками», под новый взрыв смеха перевернула ее и окончательно смешалась. Наконец она обратилась к Кольцовой.
Все? Прошло пять минут?
А разве зрителям такие вопросы задают?
Девочки еще какое-то время пытались что-то делать, потом начали понарошку переговариваться.
Не слышно! — крикнули из зала.
А что они сбивают?! — пожаловалась Маша.
Публика всегда шумит, когда не слышно.
Вы нарочно против нас! — возмутилась Алла.
Меня нет. Я зритель, как и все.
Девочки попытались говорить громко, но едва выжимали из себя слова. Маша еле сдерживала смех, Алла готова была расплакаться. Наконец она бросилась со сцены на свое место:
Хватит! Вы специально выставили нас!
Конечно. Но с вашего согласия...
...И мучали минут десять!
Пятнадцать! — подхватила Маша.
Две с половиной минуты! — объявил любитель точности Виктор.
Не может быть! — не поверили девочки.
Вот вам первый урок. Те, кто будут заниматься у нас, немало узнают о Константине Сергеевиче Станиславском. Он создал современную театральную школу. Одна из его заповедей: на сцене надо всему учиться заново — ходить, сидеть, есть, разговаривать.
Извините! — перебила Алла. — Я участвовала в спектаклях. И ничего — не боялась публики.
Не могу вам этого продемонстрировать, но если бы тебе предложили выйти на сцену профессионального театра, тебя бы не спасли ни заученные движения, ни слова — произошло бы то же, что сейчас.
А вы можете научить нас, как держаться на сцене? — спросил Слава.
Конечно.
А читать стихи?
Да. Научитесь и этому и еще многому. Но станете ли вы актерами, решит жизнь.
А почему так? — поинтересовался Игорь.
Потому что актер — это профессия. И очень тяжелая. Права ли я, вы убедитесь в течение первого же года наших занятий. А пока поверьте на слово: те, кто стремится на сцену в поисках легкой и красивой жизни, полной радости и цветов, разочаруются так же быстро, как те, кто думает, что жонглеру легко бросать свои шарики. Кстати, занятие профессиональным искусством требует большого запаса сил. Поэтому уже сейчас серьезно думайте о своем здоровье.
В перерыве вспыхнул спор. Одни говорили, что жонглером, акробатом под куполом, пианистом-виртуозом действительно быть трудно, а актером на сцены гораздо легче. Другие призадумались.
Ерунда все это. Как любят взрослые все усложнять, пугать нас, умничать! — сердилась Алла и заключила: — Я ходить не буду.
И ушла, не дожидаясь конца занятий.
После перерыва Кольцова сказала:
. — Предлагаю вам простую психологическую задачу. Вообразите себе пять человек в роще у подножия крутой горы.
Первый вышел на прогулку от нечего делать и бродит взад-вперед.
Второй собирает грибы.
Третий увидел на вершине горы редкостной красоты цветок и решает во что бы то ни стало до него добраться. Это очень трудно, даже рискованно. Но смельчак преодолевает все и взбирается на вершину.
Четвертый также решается на восхождение, но, не рассчитав свои силы, на полпути изнемогает и не знает, идти дальше или возвращаться.
И наконец, пятый тоже достигает цветка. Но вблизи цветок этот оказывается вовсе не таким привлекательным и совсем ненужным ему.
Как вы считаете, кто из пятерых самый счастливый и кто самый несчастный? И какие места вы отдадите остальным?
Назовите еще раз каждого! — попросили ребята;
Ирина Валентиновна повторила.
Разрешите? — поднялся Слава. — Самый счастливый тот, кто достиг цветка и не разочаровался.
А самый несчастный, — продолжила Лера, — это тот, у кого не хватило сил.
А по-моему, — возразила Маша, — еще хуже тому, кто забрался на гору и разочаровался.
В одной пьесе Островского, кажется «Праздничный сон — до обеда», — сказала Ольга, — две девушки спорят, что тяжелее: ждать и не дождаться или иметь и потерять.
Точная ассоциация! — отметила Кольцова.
Так вот, — продолжала Ольга, — я не знаю, кто из этих двоих несчастнее. Пусть они разделят последнее место. На втором с конца, по-моему, тот, кто слонялся просто так. 
Почему?
Ему муторно болтаться без дела. Ступенькой выше тот, кто собирает грибы. Ведь у него есть пусть скромное, но приятное занятие. И наконец, счастливее всех, я согласна со Славой, тот, кто преодолел трудности и не разочаровался.
Ну что ж! — сказала Ирина Валентиновна. — Похоже, вы догадываетесь, к чему я клоню. Праздношатающийся — это человек, живущий без цели. Он не знает, куда себя девать, ему не позавидуешь. Отважный альпинист — это человек, посетивший себя искусству. Цветок прекрасен, но путь труден. Никто из вас, здесь сидящих, и близко не представляет себе испытаний и риска этой дороги. Под горным цветком я подразумеваю не обязательно головокружительный успех, громкую славу. Счастье в искусстве достигается тогда, когда добиваешься, может быть, объективно и не очень многого, но своего самого заветного.
Только неиссякаемый запас душевных и физических сил может гарантировать вам, что вы доберетесь до заветной вершины и не усомнитесь, надо ли было класть на это жизнь. Не то вы горько позавидуете мирному грибнику, избравшему для себя посильную задачу.
Я хотела бы, чтобы вы наедине с собой как следует призадумались над этой притчей, прежде чем снаряжаться в дорогу. Не думайте, что я намерена вас застращать. Кто-то из вас, быть может, пустится в путь за волшебным цветком, ни минуты не колеблясь, прямо сегодня или отправился уже давно — еще в младших классах. Такое случается, и к этому надо относиться серьезно.
Если же дорога вашей жизни пока в тумане, лучше не суетиться, не принимать судорожных решений. Главное — не ошибиться в выборе.
А можно глупый вопрос? — спросила Таня.
Давайте договоримся: глупых вопросов у нас нет. Могут быть наивные, а они порой полезнее самых умных.
В таком случае — наивный. Если к десятому классу кто-то из нас поймет, что за цветком пускаться не надо, он только время потеряет?
И грибы, которые собрал бы за два года! — добавил Денис.
Прежде чем отправляться в дальнее путешествие, лучше изучить маршрут по карте, снимкам, рассказам очевидцев и даже, может быть, увидеть в подпорную трубу. Все это я вам могу обещать. Для того чтобы предохранить себя от ошибки целой жизни, год или два — не так уж много. К тому же в своей притче я не назвала вам еще одного человека — созерцателя, наблюдающего, как скалолаз карабкается к цветку. Как вы думаете, он счастлив?

Как вы думаете, он счастлив?
Смотря кто он, — заметил Дима.
То есть?
Ну, если глазеет от нечего делать — какое тут счастье? Зевнет и пойдет домой. А если душа его требует чего-то захватывающего, сильного, конечно, он не забудет этого никогда. Вы видели соревнования скалолазов? — вдруг спросил Дима.
Видела. И действительно, это незабываемо. — Кольцова на секунду задумалась. — Дима хорошо сказал: если душа требует захватывающего. Вот! Спросите себя об этом. И если вы почувствуете, что именно искусство дает вам эту высокую радость, значит, оно навсегда станет частью вашей жизни. И еще одна задача нашей будущей студии — воспитать из себя хороших зрителей, научиться наслаждаться искусством.
Разве этому надо учиться? — спросила Лера.
Если ты хочешь наслаждаться искусством, ты должен быть художественно образованным человеком. Это общеизвестно. Кроме того, если среди вас кто-то станет ученым, то в науке есть такое понятие: интуитивное познание.
А что это такое?
Открытие совершается не только путем размышлений «холодной» головой. Не менее важно здесь чутье, подсознательное ощущение верности пути к истине — это и есть интуиция. А развивать ее ученому помогает чуткость к искусству.
В конце занятия Ирина Валентиновна раздала ребятам маленькие анкетки с вопросами о том, что они видели в театре, какая у кого любимая пьеса, книга, актер. Наскоро проглядев анкету, Инга спросила:
Вот тут написано: «Какие еще есть увлечения: рисуешь, пишешь стихи, рассказы, хороший организатор, любишь математику, физику?» К чему это?
Интерес к театру чаще всего связывается только с актерской деятельностью. Между тем в театре есть и другие профессии.
А если человек уже решил стать актером, зачем ему все это? Чтобы поколебаться в своей мечте?
Мечта бывает «слепая» и «зрячая» — ложноромантическая и конкретная. Ложноромантическая основана на идеальном представлении о мире, и в частности о будущей твоей деятельности. Конкретная — на вещественном. А для этого необходимо познание. Я приведу вам сегодня еще одно высказывание Станиславского: «Люби не себя в искусстве...
...а искусство в себе»! — закончила Маша.
Кто-нибудь еще слышал этот афоризм?
Я слышал, — сказал Игорь, — но не совсем его понимаю. Если бы: «Люби не себя в искусстве, а искусство». И точка. Было бы яснее.
Так тоже иногда говорят. И это верно. Однако, когда Станиславский призывал полюбить искусство в себе, он предлагал думать не только о том, за что ты можешь полюбить театр, но и за что театр может полюбить тебя, признать своим, необходимым ему. Вот для этого и вопросы обо всем, что вы любите и умеете
Пока, извините за суровость, вы не знаете не только театра, но и самих себя. Кое-кто из старших подтвердит вам, что в десятом классе многие совершают свой выбор, как им кажется, в соответствии с мечтой. А проучась год, осознают, что их ждет совсем не то, что они воображали себе. Иногда же понимают это лишь к последнему курсу, когда уже сложнее менять направление. И им уже не суждено «полюбить искусство в себе», ведь всю жизнь они будут заниматься нелюбимым делом и жалеть об ошибке,
Никому из вас я не собираюсь подрезать крылья. Пробуйте свои силы, время покажет.
Кто-то на наших занятиях, быть может, поймет, что его призвание действительно театр, но не профессия актера. На сцену выходят, предположим, десять-двенадцать, а над спектаклем трудятся человек сто. И эти люди, как правило, любят театр не меньше, чем артисты. Как вы думаете — почему?
Потому что в театре работать интересно, — не задумываясь ответил Ваня.
Да. Все, что делают люди в театре, — творчество. И если их способности раскрылись в одной из других театральных профессий, они не променяют ее даже на актерскую. Итак, нашим методом будет познание, а конечной целью — помочь каждому найти себя.
II после паузы Кольцова добавила:
Следующий раз работаем в физкультурном зале.
Игорь Титов уже год вел дневниковые записи. Не каждый день, а по событиям. В этот вечер он записал:
«Четверг, 23/IX.
Начались занятия театрального факультатива.
И:» нашего класса было несколько человек, но, по моему, они просто так забрели, на огонек. А мне было интересно. Руководительница — Ирина Валентиновна Кольцова — артистка Театра Садовских. Что «она за человек, я пока не понял. Но заставляет себя слушать. Когда говорит, притягивает как магнит.
Она загадала нам загадку о пятерых путниках. Напишу, чтобы не забыть...
Теперь о себе. Болтаться без дела я не умею. Собирать грибы — меня не устраивает. Хватит ли у меня пороху совершить восхождение? А почему нет, если всю жизнь стремиться к одному, главному?
Остается вопрос: не окажется ли цветок вблизи совсем не тем, каким виделся издали?
В прошлом году в гостях у тети Тони я говорил с одним бывшим артистом. Вернее, он говорил со мной, убеждал, что на сцену идти не надо: это ничего не даст, кроме разочарования (где-то у меня есть про это запись). Когда вышел на улицу, в душе было пусто, но не страшно. Я ему тогда просто не поверил. Ему, возможно, и не надо было, потому он и бывший.
А сегодня этой женщине поверил... Все у неё но другому...
Ольга Грачева тоже вела дневник. Записи ее были более подробные, систематические.
23 сентября, четверг.
...Когда руководительница нашей студии сказала о путнике, который не дошел, мне стало страшно: но про меня ли? Действительно, ужасно отправиться и дорогу и не рассчитать свои силы. Ирина Валентиновна сказала определенно: для театра нужно много | ил. А этим я похвастаться не могу. Что же делать?
Если без сентиментальностей, то одно из двух: или укрепить здоровье, или забыть о театре. Конечно, нельзя покоряться и чуть что — ах, ох! С тех пор, как я стала заниматься плаванием, чувствую себя лучше, но где на все взять время? Лерка говорит: «Подумаешь!» У нее все «подумаешь»…

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования