Общение

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Огромную, ни с чем не сравнимую радость доставляет детям театр, его таинственная, обещающая чудо атмосфера, праздничное и радостное представление. Дети, особенно дошколята, очень впечатлительны и поэтому легко поддаются эмоциональному воздействию — сочувствию добрым героям, переживаниям за победу добра над злом. Ведь в силу развитого у малышей образноконкретного мышления спектакль, поставленный по любимой сказке, поможет им ярче и правильнее воспринять ее главную идею и настроение.
«С какой верой они глядят на сцену, слушают и стараются запомнить звуки музыки, особенно песни. Какое счастье говорить с ними о том, что мы хотим вырастить их добрыми, воспитать их любящими искусство. По-моему, самое важное — воспитать в маленьком человеке интерес к другим, стремление понять всех, подчас похожих на тебя самого, а подчас и не похожих, но достойных внимания живых существ» , — писала основательница Детского Музыкального театра «Синяя птица» режиссер Наталия Сац. (Сац Н. Новеллы моей жизни. В 2 кн. — Книга вторая. — М., 1984. — С. 289.)
Вошедшие в сердце прекрасные образы добрых героев навсегда останутся с нашими детьми. И кто знает, быть может, в трудную минуту любимые Дюймовочка или Золушка, Тильтиль или лисенок Людвиг 14-й напомнят им о том, сколько прекрасного еще сохранилось в нашем мире, удержат от злого и несправедливого поступка!
Даже простой театр игрушек уже воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка. Став взрослее, дети живо интересуются уже драматической игрой актеров, с одной стороны, безусловно, веря в происходящее на сцене, с другой — осознавая, что «это не волк, а дядя-актер». Таким образом, театр становится такой формой искусства, которая способна не только развлечь, но и максимально воздействовать на зрителя, воспитывая в нем определенные нравственные черты.
Увиденное и пережитое в настоящем театре и в самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает дружественную атмосферу, располагающую ребят вступить в беседу, рассказать о спектакле товарищам и родителям, поделиться эмоциями. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления, что особенно необходимо сегодня, когда речь (а следовательно, и мышление) наших детей бывает скудна и невыраженна.
Кроме эстетического воспитания, домашний театр гораздо в большей мере, чем профессиональный, несет в себе и возможность воспитания педагогического. Ребенок может быть не только зрителем, но и творцом, приняв деятельное участие в создании представления: сыграть роль, смастерить декорации, написать и обсудить сценарий — это один аспект. Второй заключается в том, что умело подобранные родителями пьесы способны оказать на психику ребенка целебное действие. Разыгрывая роль персонажа, наделенного определенными отрицательными чертами, ребенок может заметить их в себе и учится преодолевать или, наоборот, культивировать положительные черты. И самое главное, что это воспитание происходит без нотаций и менторского тона, в процессе игры.
Известно, что множество психотерапевтических методов основано на игровых театральных приемах, где основным принципом является «смеяться не над ребенком, а вместе с ребенком». Поэтому нужно придумать или выбрать такие пьесы и сказки, где бы вы вместе могли посмеяться и преодолеть лень, страхи, болезненную застенчивость ребенка и неуверенность в себе (не путать со скромностью), трусость и т.п.
Для примера покажем, как разыгранная сценка-пьеска может помочь избавиться ребенку от страхов.
«Этюд 1. Страшный сон. Мальчик или девочка (кукла) ложится спать, и вдруг... в темном углу появляется что-то страшное, (желательно, чтобы ребенок сам назвал персонаж; не забудьте только, что «чудовище» должно изображаться как можно смешнее!). Кукла-ребенок боится, дрожит (тоже преувеличенно), а потом сам или с помощью куклы-мамы зажигает свет. И тут оказывается, что страшное чудовище — это всего-навсего колышущаяся от ветра занавеска, или брошенная на стуле одежда, или цветочный горшок на окне...
Этюд 2. Гроза. Дело происходит на даче (или в деревне). Хозяин-кукла ложится спать и только начнет засыпать, как вдруг — гроза. Гремит гром, сверкает молния. (Молнию не обязательно показывать, достаточно просто об этом сказать. Кстати, хотим отметить, что так называемый словесный ряд — проговаривание, а не только демонстрация на ширме событий и действий — в психотерапевтических этюдах (как и вообще в любом, особенно кукольном, детском спектакле. — Прим. авт.) чрезвычайно важен. У невротических детей, а именно такие дети чаще всего подвержены страхам, нередко нарушена или ослаблена словеснообразная связь, и восстановление ее в данном случае необходимо для демистификации образов страха.)
Хозяин трясется от ужаса, стучит зубами... А затем слышит, как кто-то жалобно скулит и скребется в дверь. Это продрогшая, испуганная собака. Она хочет войти в теплый дом, но дверь никак не поддается. Хозяину и жаль пса, и, с другой стороны, страшно открыть дверь на улицу. Какое-то время эти два чувства борются в его душе, потом сострадание побеждает. Он впускает собаку, успокаивает ее, берет к себе в кровать и они мирно засыпают. В этом этюде важно подчеркнуть, что хозяин (ребенок) чувствует себя благородным защитником слабого» .
Сейчас я привела примеры «лечебных» сценок, но вы можете использовать эту идею и в своих домашних постановках.

Итак, «вот что происходит с детьми при занятиях театральным творчеством:

естественно, без принуждения они погружаются в мир музыки, слова, литературы, живописи, хореографии и т.д., поскольку театр — это синтетический вид искусства;
рождается сотворчество, потому что театр — это коллективный вид творчества, в котором нужно общаться, вместе решать возникающие творческие проблемы;
от каждого ребенка востребуются все его способности, заложенные от природы, даже те, о которых до поры до времени не подозревают ни он, ни его родители или учителя: театральное творчество многогранно само и требует многого от участника;
дети учатся действием преображать словесные образы, поскольку именно этого требует сцена.

Словом, идет тонкая отделка глубоких человеческих качеств и умений...
В семьях, которые увлекаются домашними постановками, или школах, где есть свой театральный коллектив, всегда царит особый творческий дух, особая атмосфера, а дети более живые, общительные, активные. Юные артисты, как правило, разносторонне одарены, многое успевают, на них всегда можно опереться в решении любых творческих дел в школе» . 
Мне также хочется сказать несколько слов тем из родителей, которые, считая, что Церковь неодобрительно относится к лицедейству, не могут решить для себя вопрос, позволять ли детям заниматься театральным творчеством. В действительности это не совсем так. Да, церковные каноны предусматривали строгое наказание «тем из христиан, кто будет принимать участие в зрелищах как актер или как зритель»; апологеты первых веков христианства резко обличали театральные действа. Но на самом деле этот вопрос значительно шире.
Театр как вид искусства является важной составляющей культуры человечества. Латинский термин «cultura» означает возделывание, обрабатывание; воспитание, образование, развитие; поклонение, почитание. Таким образом, культура призвана возделывать человека, воспитывать его. Вопрос — что и как воспитывать, кому поклоняться и что почитать. А польский поэт Циприан Норвит предложил латинскую этимологию слова «театр»: teatr — te atrium — atrium dei, значит, коридор к Богу.
Древний театр как творение античной культуры был очень безнравственным, он хранил языческое невежество, идолопоклонство в то время, когда уже было проповедано Евангелие, и именно в этом обвинял его св. Иоанн Златоуст. Театр же классический более позднего периода, собственно, является порождением христианской культуры. Напомню читателям, что первый школьный театр в России был театром при духовных учебных заведениях.
Замечательные мысли об «ограниченном взгляде на театр и вообще об ограниченности» высказал в переписке с друзьями вели-кий русский писатель Н.В. Гоголь:
«Церковь начала восставать против театра в первые века всеобщего водворенья христианства, когда театры одни оставались прибежищем уже повсюду изгнанного язычества и притоном бесчинных его вакханалий. Вот почему так сильно гремел против них Златоуст. Но времена изменились. Мир весь перечистился сызнова поколеньями свежих народов Европы, которых образованье началось уже на христианском грунте, и тогда сами святители начали первые вводить театр: театры завелись при Духовных Академиях. Наш Димитрий Ростовский, справедливо поставляемый в ряд Святых Отцов Церкви, слагал у нас пьесы для представления в лицах. Стало быть, не театр виноват. Все можно извратить и всему можно дать дурной смысл... Но надобно смотреть на вещь в ее основании и на то, чем она должна быть, а не судить о ней по карикатуре, которую на нее сделали. Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь, если примешь в соображенье то, что в нем
может поместиться вдруг толпа из пяти, шести тысяч человек и что вся эта толпа, ни в чем не сходная между собою, разбирая по единицам, может вдруг потрястись одним потрясеньем, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом. Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра. ... Следовало подумать не шутя о том, как поставить все лучшие произведения драматических писателей таким образом, чтобы публика привлек л ась к ним вниманием и открылось бы их нравственное благотворное влияние, которое есть у всех великих писателей... Развлеченный миллионами блестящих предметов, раскидывающих мысли на все стороны, свет не в силах встретиться прямо с Христом. Ему далеко до небесных истин христианства. Он их испугается, как мрачного монастыря, если не подставишь ему незримые ступени к христианству, если не возведешь его на некоторое высшее место, откуда ему станет видней весь необъятный кругозор христианства и понятней то же самое, что прежде было вовсе недоступно. Есть много среди света такого, которое для всех, отдалившихся от христианства, служит незримой ступенью к христианству. В том числе может быть и театр, если будет обращен к своему высшему назначению... Мы призваны в мир не затем, чтобы истреблять и разрушать, но, подобно Самому Богу, все направлять к добру — даже и то, что уже испортил человек и обратил во зло. Нет такого орудия в мире, которое не было бы предназначено на службу Бога».
Мудрые слова классика можно продолжить и высказыванием современного богослова диакона Андрея Кураева: «В условиях нынешнего примитивизирования массового сознания, всеобщей макдональдизации нашей жизни театр Чехова необходимо сохранить. Сегодня театр может быть союзником Церкви. Как некогда Гомер хранил языческую традицию среди монастырей, так сегодня Шекспир и Гоголь хранят христианское наследие среди постмодернистских монстров. Театр — это не Церковь. Но именно потому, что мы разные, мы можем быть в диалоге и сотрудничестве. Сегодня Церковь не протестует против театра как такового. Для Церкви сегодня главный вопрос в том, какое мировоззрение утверждается с помощью того или иного художественного метода».
Надеемся, что приведенные цитаты помогут родителям определиться с выбором правильного решения.

Калинина Г. "Давайте устроим театр"

Комментарии   

 
+1 #1 solnyshko 02.03.2013 15:53
Театр - это огромная сила, которую надо разумно использовать. Рекомендую еще прочитать интересную статью, размещенную на студенческом научном форуме по ссылке: www.sienceforum/2013/176/3505
 
 
+1 #2 solnyshko 02.03.2013 16:20
Прошу прощения. Уточняю ссылку: www.scienceforum/2013/176/3505
 
 
0 #3 Кактус 06.03.2013 11:28
интересная статья.
А ссылка на статью верная: www.scienceforum.ru/2013/176/3505
 

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования