Общение

Сейчас 320 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Оказывается, театр кукол настолько серьёзное предприятие, что на него возлагаются большие надежды на помощь не только в воспитании ребёнка, но и в лечении его от психологических и психических недугов. Удивительные советы по этой теме можно найти в книге психологов Татьяны Шишовой и Ирины Медведевой - «Лекарство - кукольный театр». А мы приглашаем вас на беседу с замечательной актрисой ГАЦТК имени СВ. Образцова Тамарой Семёновной Петровой. А ещё она занимается с детьми в театральной студии, организованной при Музее-квартире СВ. Образцова и с удовольствием помогает коллективам детских кукольных театров овладеть этим весьма непростым и удивительно увлекательным искусством.

«Прежде всего, Театр Кукол детям приносит радость! Ведь они верят, что кукла - это живое существо, близкое им, но в то же время авторитетное. Они скорее послушают Зайчика или Буратино в ваших руках, чем прямой ваш приказ или просьбу. Сколько раз я в этом убеждалась, когда обращалась к детям, которые капризничают, не хотят есть, убирать свою кровать... Стоило мне начать действовать куклой, капризы тут же исчезали, всё съедалось, причём кукла оказывалась почётным гостем на пиру, кровать мгновенно убиралась, вещи складывались по местам и даже зубы чистились. Дети верят, что кукла живая, но воспринимают её не как обычного реального человека. Для них это сказочный персонаж. Их восприятие основано на Вере! Вере в сказку здесь и сейчас. А уж когда кукла попадает к ним в руки, то сказка разворачивается во всей своей красоте. Они сами становятся волшебниками. И их кукла вдруг начинает делать то, что они сами не умеют в жизни. Я себя помню - когда я училась в детской театральной студии во Дворце пионеров, моя кукла могла исполнять такое, что мне и не снилось. Кого я только не играла: и добрейшую Золушку, и злую Мачеху, и влюблённого Принца, и прекрасную Фею, и трусливого Зайца, который всё время дрожал и... по моей воле чихал. Этот чих я придумала сама. Публике понравилось, и чих, как первая моя актёрская импровизация, так и остался в спектакле. Я даже Волка играла, который пел: «Ловись, рыбка малая, ловись большая! Ловись МИ-ЛА-Я!» Это «милая» я пела басом, и почему-то в зале всегда возникал смех... Я перевоплощалась абсолютно, настолько сильна была моя вера в эти придуманные, предлагаемые мне обстоятельства, в эту реальность, в которой должны были ЖИТЬ мои герои, мои куклы. В твоих руках беззащитное существо, с которым ты можешь сделать всё, что угодно. И как важно так настроить ребёнка, чтобы он с этим существом поступал ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ, no-доброму. Чтобы ребёнок, понимая эту свою власть, бережно обращался с куклой».

С помощью кукол можно бороться с жестокостью, с ревностью, со страхами, с излишней застенчивостью, необщительностью. Тамара Семёновна борется и сама не задумывается об этом. Она просто работает и очень любит свою работу. И для детей, и с детьми. И дети её тоже очень любят. Я сама видела, как они радовались каждому её появлению у нас, как старались изо всех сил порадовать её своими умениями и получить её похвалу. А Тамара Семёновна не скупилась. Она любит хвалить и мне, весьма осторожной в этом вопросе, всё время шепчет: «Похвали! Ну, похвали же! Стараются-то как!» Главное, стараются! Если стараются, значит, хвали, хвали много и радуйся. Ребёнок ставит свой собственный рекорд и не надо от него требовать сейчас то, что он пока не может. Тамара Семёновна так умеет радоваться за ребёнка, что кажется, что он чуть ли не профессионал! Но! При этом Тамара Семёновна как-то незаметно, постепенно, «искусством маленьких шагов», как писал французский лётчик и писатель Антуан де Сент-Экзюпери, не давая ребёнку успокоиться на первом успехе, ведёт его дальше, требуя больше и постоянно поощряя похвалой.

«Ребёнок, когда пытается что-то сделать с куклой, забывает о себе. Он перестаёт стесняться, не думает о том, как он выглядит. В этот момент для него главное - КАК ВЫГЛЯДИТ КУКЛА! Он от всего отключается. Он весь в кукле. И это очень важно. Потому что он в это время психологически отдыхает, весь негатив уходит. У него даже глаза делаются другие, а если ещё и похвалить, в них столько счастья! И сам он расслабленный, счастливый. Он уже никого не боится. А ведь эта кукла - он сам в предлагаемых обстоятельствах. Вся эта работа уводит детей в добрый и праздничный мир. Ведь в кукольном театре нет плохого, все смешные. И Баба Яга, и Дракон, и Кощей, как бы они себя ни вели и что бы ни сотворили, всё равно не страшные. И становится их жаль, и в душе рождается прощение, а значит, сочувствие. В этом вся суть... чтобы надежда была. Всё должно быть красочно, ярко, уютно, по-доброму. Ведь натурализм к искусству не имеет отношения. Я праздник люблю! Главное в театре кукол - это ЧУДО ОЖИВЛЕНИЯ НЕЖИВОГО! И дети - участники этого Чуда. Когда они свободны, счастливы, веселы, у них всё получается...»

Я не раз наблюдала, как Тамара Семёновна смотрит детские выступления. Она вся там, на сцене вместе с детьми. Она чувствует малейший успех ребёнка, его искренность, его преодоление себя. Она не поскупится крикнуть «Браво!», «Молодец!», поддержать аплодисментами, потом подойти и обязательно похвалить, но с потенциалом на будущее, озадачив маленького артиста дальнейшей работой: «Ты вот это хорошо делаешь, но я бы ещё попробовала вот так, понимаешь? Попробуй-ка сам». Как-то Тамара Семёновна приехала к нам на репетицию. Мы занимались этюдами на тему сказки «Маленький принц» Анту-ана де Сент-Экзюпери. Честно говоря, у нас мало что получалось. Вещь философская/сложная, скорее для взрослых. А тут ещё куклы, которыми надо проживать глубочайшие, тончайшие чувства героев. Но Тамара Семёновна посоветовала мне взять именно «Маленького принца» для налаживания непростых отношений в нашем коллективе. Она предложила мне начать работу с беседы. Подобрать музыку и почитать ребятам самые трогательные и трагические отрывки о Любви и о Дружбе, а потом попросить ребят тут же написать о том, что более всего их потрясло. И несмотря на мои неутешительные прогнозы, слушали и писали все, причём очень серьёзно. А когда мы перешли к этюдам, Тамара Семёновна, понаблюдав немного за нашими мучениями, решительно забрала у ребят кукол и предложила в собственной пластике, то есть «в живом плане», используя свои слова, показать суть того, что они пережили, слушая текст. Да, всё нужно делать постепенно, именно «маленькими шагами». И это было незабываемо. Ребята раскрывались, в глазах появлялся радостный блеск. Они очень хорошо понимали то, о чём им надо рассказать со сцены и заставить нас, сидящих в зале, проживать и переживать вместе с ними. Лис был с переломанной лапой, загнанный, всеми отвергнутый и очень несчастный. Он боялся всех и был осторожен даже с Маленьким принцем, но чувствуя его одиночество, он тянулся к нему, ждал его ласки. Удивительным был момент, когда одна девочка, изображая покалеченного Лиса, мгновенно втянула голову в плечи, укрываясь от протянувшейся его погладить руки Маленького принца. В зале была тишина, как никогда. Все были проникнуты этим сокровенным моментом сострадания. И цены этим мгновениям нет! И только теперь можно начинать всё пережитое передавать своей кукле. То-то будет работа... огромная работа души и от души...

«Люблю, когда дети работают увлечённо. Тогда они свободны, радостны, они раскрываются, и только тогда что-то начинает получаться. А когда они зажаты, значит, делают всё по приказу. Я была поражена, когда ко мне на конкурсе - я была членом жюри - подошли дети и попросили поставить им хорошую оценку, чтобы им разрешили купить мороженое. Я этого не понимаю. Не понимаю педагогов - зачем им нужны такие занятия? В чём их смысл? Ведь радость от собственного творческого процесса не сравнится с самым вкусным мороженым на свете!»

С Т. С. Петровой встречалась
Оксана КОЛАБСКАЯ.
Фото: М. КОЛАБСКИЙ

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш e-mail dramateshka.ru@gmail.com

 

Яндекс.Метрика Индекс цитирования