Общение

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Он проснулся под стук дождя. Первой мыслью было проверить, не течет ли крыша... Вадим осознал, что он в городе. Однообразный стук капель по железу убаюкивал.  Но, вспомнив, что сегодня, тридцать первое,— он увидит ребят, Бегу, Вадим быстро поднялся с постели.
Дождь стучал заунывно, Вадим же был взволнован. Он делал зарядку, завтракал с ощущением нового года, которое в каждом, кто учится, со всей остротой проявляется в канун пер-вого сентября...
Каждого входящего ребята встречали шутками, розыгрышами, проверкой реакции на неожиданность. Переполнявшие всех чувства сами собой вылились в импровизированный хоровод под «тра-ля-ля» — мелодию слуг из «Ромео и Джульетты».
Вошла Галанова, и все живо оказались у расставленных полукругом стульев.
Вера Евгеньевна с благодарностью взглянула на стоящие на столике астры. Не садясь и не усаживая ребят, она предложила всем вернуться в хоровод. И каждому — протанцевать рассказ, кто как провел август.
Получился своеобразный балет. Затем Галанова попросила «высказаться» всех по одному.
В своей пантомиме каждый красноречиво поведал, как прошел его отдых. Денис — о путешествии на байдарках по Карелии, Стас — о туристическом походе по Горному Алтаю; Люба, Геля и Ксана — о работе в стройотряде проводниками; Инга — с неожиданным юмором — о том, как она весь август проболела; Даша об отдыхе с родителями и их друзьями на яхте; Илья и Виктор — об охоте в тайге; Лида — о море, о нырянии с аквалангом и ластами; Кирилл — о тренировках в спортивном лагере; Вадим попытался перевести в клоунаду свой одинокий отдых в деревне.
Какими выразительными средствами вы сейчас пользовались? — спросила Галанова.
Пластикой.
Верно. Но у каждого, по-видимому, были и удачные, и неудачные дни. Кто возьмется так же пластически дать нам образ двух дней- — по контрасту?
Лучший этюд показал Денис. В своей пантомиме он сначала продемонстрировал, как обременителен байдарочный поход со всеми хлопотами вокруг байдарки и тучами комаров. А потом проделал то же самое, но так, что все позавидовали его отдыху.
—    Ну а сейчас какими элементами школы актера воспользовался Денис, чтобы донести это противопоставление?
Отношением,— сказал Стас.
А еще?
Ритмом!—догадался Вадим.
Точно! Следующее задание будет потруднее. Откажемся от него, оставим только ритм. Кто отстучит или продирижирует, как прошел для него отдых?
Нина продирижировала однообразную жизнь в доме отдыха, Илья отстучал напряженное выслеживание зверя в тайге.
Потом Галанова объявила конкурс на лучшую ритмическую передачу репетиций «Ромео и Джульетты», работы в цехах, генеральных, премьеры.
—    Мир наполнен ритмами! — сказала она затем.— Прислушаемся! — По карнизам монотонно стучал дождь.
Ребята начали однообразно хлопать в такт каплям по железу.
Ну как?
Убаюкивает,— заметил Илья.
Природа сегодня живет в таком ритме. И нас тянет поддаться ему. Бывает, что это прекрасно, когда, например, надо уснуть. Другой раз отвратительно: все трудятся, один засыпает. Животное целиком во власти природных ритмов, как и своих инстинктов, а человек обязан быть в силах этому противостоять. Все мы проснулись под этот усыпляющий шум, ведь верно? Но когда я вошла, никто из вас не разделял уныния природы. В общих чертах ,сегодня утром мы переживали одно и то же. Давайте отстучим начало сегодняшнего утра до моего прихода к вам. А чтобы не было разнобоя, Бобу попрошу отбивать однообразные удары капель по карнизам, а на этом фоне Илью — ритмически передавать, вместо ударника, на столе и стульях все, что сегодня происходило с нами. Остальные — топотом, хлопками, щелчками пальцев, стуком карандашей негромко аккомпанируйте Илье и Бобе.
И зазвучала симфония шумов, в которой угадывалось, как ребята просыпались, как собирались на занятия, с возрастающим волнением шли по мокрой мостовой; и всплески встреч, и веселый хоровод, и торжественная минута входа Веры Евгеньевны, и даже пауза ожидания ее первых слов...
Между тем дождь прошел, и отдельные тяжелые капли стучали по железу приблизительно раз в пять секунд.
Галанова предложила попробовать пропустить этот ритм через себя.
Ксане и Тиме был задан такой этюд:
Автобус едва тащится. Тима и Ксана — пассажиры. Они незнакомы и не интересны друг другу. Редкие удары капель за окном хорошо передавали скуку этого путешествия.
— Еще раз! — сказала Галанова.— Начало то же. Тима едет домой, не ожидая ничего интересного. Мысли его далеко. Он думает о девушке, у подъезда которой провел многие часы, но безрезультатно. На подсевшую к нему пассажирку не обращает внимания. Внутренняя жизнь каждого идет в ритме капель. Но вот Ксана вспомнила, что дома, куда она возвращается, не вы-ключен утюг. И стоит на столе, на одеяле. Выскочить, взять такси? Дольше проловишь!.. Тима же вдруг узнает в рядом сидящей девушке ту, в которую он влюблен! Заговорить?.. Ничего хорошего из этого, наверно, не выйдет. Тем более что она чем-то сильно обеспокоена. Но как упустить такой случай?..
Исполнители искренне поверили в предлагаемые обстоятельства и выполнили этюд хорошо. Оценивая его, Галанова сказала:
Обратите внимание: сперва стук капель был для обоих пассажиров ритмом их внутренней жизни — дорожная скука. И внешней — так мог покачиваться небыстро идущий автобус. Потом ритм внутренний (он же отчасти и внешний, потому что все, что происходит в нас, каким-то образом непременно проявляется в нашем поведении) для каждого резко изменился. Но капли не перестали капать. И превратились... во что? Кто занимался музыкой?
Они стали размером! — уверенно сказала Геля.
Да! Размером, определяющим в данном случае темп движения автобуса.
Затем всем по очереди было предложено такое упражнение: подойти к окну, выглянуть и вернуться на прежнее место медленно под медленную музыку и быстро под быструю, потом наоборот — быстро под медленную музыку и медленно под быструю, каждый раз оправдывая это конкретным вымыслом, приводя в соответствие внешнее (музыку и движение) и внутреннее (ритм внутренней жизни).
В прошлом году кто-то спросил, как мне удается приходить к вам всегда в одно время, без спешки и в одном настроении. Отвечаю для всех: секрет — в ритме. На пеший путь до школы мне нужно сорок минут. Я выхожу за пятьдесят. Ходьба в определенном темпе — один из способов приводить психику в равновесие. Театр требует мобилизованности во всем. Поработав в нем, вы могли заметить, что подобные навыки есть у всех актеров.
Самое трудное,— выйти вовремя,— признался Виктор. Даешь себе слово — за полчаса, а выходишь или за сорок минут, или за двадцать и летишь как угорелый.
Дело в том, что невозможно стать ритмически организованным человеком в рамках одного часа. Надо выработать в себе способность чувствовать ритм дня, недели, месяца, года. Кто решится продирижировать будущее? Свой девятый класс, затем десятый, выпускные экзамены, вплоть до вступительных?
И дальше — до пенсии? — пошутил Денис.
Вызвался Вадим. Он вспомнил, что в ожидании чего-то важного время сперва идет тягостно-медленно, а затем — будто с ускорением. Между тем капли за окном, наоборот, замедляли темп. Как это увязать? И Вадим решил: пусть паузы между каплями сначала обозначают минуты, потом часы, дни, наконец, недели. Он задал воображаемому оркестру спокойный деловой темп. В нем стал вырисовывать ритмические комбинации: вот напряженная учеба, студия, лыжи, опять уроки, вот следующее лето, вот уже середина десятого класса... Подготовка к экзаменам — все стремительнее! Не успеваю! Без паники! Все равно буду чередовать отдых и работу...
—    Стоп! — прервала  его  Галанова.— Убедительно.  Давайте теперь попробуем осмыслить то, что продирижировал нам Вадим — заглянем в перспективу девятого и десятого класса.
Чтобы получить приличные аттестаты, вам нельзя запускать ни один предмет. Студия. Практика в театре. Спектакли, концерты. Литература по будущей специальности. Просто чтение книг. Кино, телевизор. Попробуйте только вообразить себе все разом, и в голове получится винегрет. Не знаю, как вам, а мне известны случаи, когда экзамены — выпускные и последующие, вступительные — приводили людей к крайнему переутомлению. И в то же время и в вашем возрасте есть достаточно ребят, по некоторым предметам оставивших далеко позади вузовскую программу. Если такое возможно, почему же случается первое?
Думаю, что здесь два секрета. Прежде всего — ритм. Нельзя ничего насильственно внедрять в сознание: наши мозговые клетки истощаются и перестают воспринимать что бы то ни было. Сознанию необходим отдых — свежие впечатления, развлечения, спорт.
Теперь скажите,— Галанова сделала небольшую паузу.— Вы мне верите?
Да! Конечно! — зазвучали голоса, в которых слышалось удивление по поводу самого вопроса.
Речь пойдет о вашей практике в театре. Вплоть до лета она была очень насыщенной. Предлагаю программу двух предстоящих лет построить иначе. В новых спектаклях театра вы за-няты не будете. Вижу на лицах уныние. Ну, во-первых, нас никто не приглашает. А если бы и возникла такая необходимость, я была бы против. Вы вкусили с древа познания профессионального театра. И я думаю, это убедило вас не только в том, что театр — занятие увлекательное, но и что для работы в нем вы пока еще не очень подготовлены. Знаете, что будет, если продолжить вашу практику с той же интенсивностью?
Театр постепенно начнет раскрываться для вас с изнаночной стороны. От чрезмерного восхищения вы броситесь в другую крайность. И те, кому суждено будет потом пойти по теат-ральной стезе, вступят на нее если не циниками, то снобами. А это конец вашему Движению вперед. Творческий рост без удивленных на мир глаз невозможен.
А если мы будем смотреть на театр, как и раньше?
Значит, создадите для себя внутри театра ложный мир — превратитесь в восторженных щенят. И театр начнет переваривать вас. И непременно наступит момент, когда вы все-таки увидите его своими собственными глазами и почувствуете себя молодыми старичками. Вам понятен этот образ?
Подлинная любовь не терпит самообмана. Вы уже знаете, что у театра есть и непривлекательные стороны. Истинно преданные искусству люди не отворачиваются от них стыдливо. А постоянно стараются сделать дело, которому они служат, чище и  лучше.   Но для  этого  надо  сначала  вооружиться  знаниями, культурой, опытом.
Ваша практика не прекратится. Вы будете участвовать во всех спектаклях «Ромео и Джульетты». Никому не запрещается сохранять контакты с тем цехом, который вас интересует больше других.
Итак, мой призыв: вернуться на запасные рубежи ученичества. Давайте ощутим в этом радость: осознанием себя не самоучками-скороспелками, а учениками театра!
Второй секрет: избирательность в восприятии любой информации. Начиная с отношения к каждому из разделов школьной программы. Оно не может быть одинаковым. Определит его на-правление, которому вы собираетесь следовать в жизни. Из списка рекомендованной литературы выбирайте те книги, которые не только полезны, но и интересны вам. А видеть, что хорошо, что плохо, вы уже немного умеете. Решайте сами, с кем советоваться, и доверяйте себе.
Высший смысл наших занятий — в названии нашей студии. Да! Когда у человека есть истинная цель, ему легче организовать себя так, чтобы много успеть и в конце концов добиться своего.
Но помимо своих задач есть еще цели ближнего. Мне бы хотелось, чтобы из нашей студии не вышло ни одного черствого эгоиста. Надеюсь, что у нас по мере движения каждого к своей личной цели не восторжествуют законы тайги, где грубая сила одного подавляет свободу другого и все вместе топчут слабого. Определилось ли направление вашей жизни или как раз сейчас вы стоите на распутье, вы должны быть всегда готовы оказать другому моральную поддержку. Создайте друг для друга такую атмосферу, чтобы никому не было трудно признаться в сомнениях. К примеру, если один вдруг надумает поступать на актерский факультет, а другой передумает, будем уважать решения обоих. Не отказывайте другому в совете, если ему это нужно, но бойтесь навязать ему свою волю. Вот, собственно, и все мои напутствия на старте девятого и десятого классов.
В наступившей тишине все невольно прислушивались к стуку последних капель дождя.
—    Никто не помнит рассказ Хемингуэя...— спросила Галанова.— Он так и называется «Кап-кап...»? Супружеская чета никак не может починить кран в ванной. А жизнь идет. Время
уходит, утекает, как эти капли.
Ребята снова прислушались. «Кап!.. Кап!.. Кап!..»
— Не забывайте, что Хронос, древний бог времени,— беспощаден. Будем же хозяевами своего времени, своих темпоритмов!
Первое занятие предпоследнего года Галанова не случайно посвятила ритмам. Студийцы поняли ее идею. Каждый продумал для себя собственную программу жизни на два последующих года.
Вадим и Антон, как и договорились еще до каникул, один вечер в неделю штудировали «Режиссерский план «Юлия Цезаря» Немировича-Данченко, И продолжали ходить на репетиции к Зотову, приступившему к работе над первой русской комедией в стихах — «Ябедой» Василия Капниста, которую по своей инициативе прочли все ребята.
К началу сезона в театре обновили световую аппаратуру, Илья и Лера спешили ее изучить. Лера проводила спектакли с Ритой в регуляторе, Илья не отставал ни на шаг от завпоста, твердо решив еще раз проследить процесс подготовки спектакля в цехах от запуска в производство до генеральной. И подписался на журнал «Сценическая техника и технология».
Зотов, видимо, был доволен первой встречей с художником Арефьевым и доверил ему оформление «Ябеды». Кирилл навещал Владимира Платоновича в макетной, сколько мог, помогал ему, постоянно советуясь, как лучше распределить на два года свою подготовку.
Геля свободные часы проводила в пошивочном, ее восхищали эскизы Смидович дворянских и судейских мундиров восемнадцатого века, для выполнения которых были приглашены еще и вышивальщицы. По книгам Геля изучала конструирование современного костюма и кое-что успевала шить себе.
Люба накупила книг по гриму и истории прически. Иногда ей удавалось одним глазком взглянуть, как Зоя Ивановна делает сложный художественный грим и особенно интересовавший ее портретный — Корицыну для роли Антона Семеновича Макаренко в выпускаемом до «Ябеды» спектакле по «Педагогической поэме».
В административной части театра продолжал практиковаться Виктор. За ним закрепилось шутливое прозвище «директор-бис».
Калерия Николаевна, заведующая литературной частью, иногда поручала Лиде читать пьесы, непрерывно поступающие в литчасть. В небольших рецензиях Лида излагала свои впечатления, всегда стараясь замечать не только недостатки. Лида ощущала раздвоенность: ее все сильнее тянуло к театральной критике (это замечали и ее товарищи, и Вера Евгеньевна). И в то же время ей казалось совершенно невозможным отказаться от мечты о сцене.
Но это скорее было уже остатком юношеского упрямства. Как человек серьезный, она угадывала, что река ее дарования нащупывает новое, единственно верное русло...
А часы тикали. «Не слышны в саду...» — доносились позывные «Маяка», отмечая, что еще полчаса ушли безвозвратно.
Кажется, только что была программа «Время», и вот снова — минули сутки. Опять передача «С добрым утром» — неделя отдана вечности.
Кап-кап, кап-кап...
Тик-так, тик-так...
Неумолимый Хронос делал свое дело.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш e-mail dramateshka.ru@gmail.com

 

Яндекс.Метрика Индекс цитирования