Общение

Сейчас 803 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Идея многонационального воспитания имеет давнюю историю. Достаточно вспомнить призыв Я.А. Коменского воспитывать умение жить с другими, размышления П.Ф. Каптерева, К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова о национальном воспитании.
Обучающиеся, находясь в многонациональном театральном коллективе, способны приобретать объективные знания и личные представления о своей и других этнокультурах, об их различиях. В процессе театральной деятельности (работы над драматургическим материалом, тематическими упражнениями, тренировочными этюдами и др.) успешно выстраивается система отношений с детьми других национальностей.

Многонациональный состав учебных театральных групп требует осмысления проблем взаимо-действия обучающихся в творческом процессе.

Для решения возникающих воспитательных проблем требуются усилия всего педагогического коллектива театральной студии, должны быть задей-ствованы смежные с педагогическими знаниями — культурология, психология, социология и т.д.
 
Если определить цель театра как воспита-ние в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми независимо от их национальной, социальной и религиозной принадлежности, а его главную задачу как воспитание у детей миролюбия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать, то нецелесообразно упускать воспитательные возможности театральных средств.

Сегодня мы готовы кричать о распростра-нении в детской среде недоброжелательности, озлобленности и агрессивности. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм все чаще проникают через средства массовой информации в детские души и коллективы. Поэтому сегодня необходимо активизировать поиск эффективных механизмов воспитания детей в духе терпимости.
Прекрасно понимая, что все люди разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, дети не всегда ведут себя корректно и адекватно. Для любого детского коллектива проблема национального воспитания актуальна сама по себе.
 
В творческом процессе начинают складываться взаимодействия между 15—20 детьми, при-шедшими из разных семей, с разным жизненным опытом и национальности. Специфика театрального искусства требует от детей непосредственного общения друг с другом, взаимодействия, обязательств, терпения и ответственности за общее дело.

Театр — это не просто участие в спектакле, но и общение друг с другом. Одни замечают, что не одиноки, что рядом с ними есть сверстники, которые также серьезно относятся к искусству. Дети разных национальностей, находясь в творческой обстановке, в атмосфере доверия и участия, понимают, что они здесь на равных, не чужие. И все стремятся быть в общении дружелюбными, современными и интересными собеседниками, сотворцами, партнерами.

Когда в ходе подготовки спектакля, репетиций и других досуговых мероприятий реализовывается принцип позитивности, тогда у ребенка появляется доверие к педагогу, развивается чувство собственного достоинства, уважительное отношение к сверстнику.
Если педагог ведет себя естественно, пред-сказуемо, придерживается основных требований и критериев оценок (независимо от настроения), то и дети строят свое поведение в соответствии с увиденным.
 
Воспитание готовности к взаимному сотрудни-честву обеспечивается погружением обучающихся в специально подобранный драматургический материал. Это погружение осуществляется специальными режиссерско-педагогическими методиками, которые включают в себя поэтапное знакомство детей как с основами актерской грамоты, так и с шедеврами духовной литературы, с учетом различий в чертах личности и социальном поведении детей.

Можно прочитать с детьми много нужных и полезных книг, научить их грамотно составлять композицию рисунка, можно научить их правильно петь, хорошо танцевать, но театральное искусство имеет преимущество, так как кроме всего вышеперечисленного ребенок еще и тренирует свои чувства.

В ходе занятий театральным искусством ребенок имеет возможность тренировать жизненные, этические навыки в конкретных ситуациях, выражать сострадание, учиться быть готовым к трудностям и не теряться перед их преодолением.
Театральная деятельность способствует формированию и развитию сплоченности многонационального коллектива, успешному взаимодействию детей при решении проблем в коллективе, разделению труда при выполнении заданий, умению мирно жить в многонациональном коллективе и считаться с общественным мнением.

 

Надо очень внимательно относиться к выбору репертуара, упражнений и этюдов, предлагаемых детям для развития их наблюдательности, эмоциональной памяти, воображения и общения. Темы и сюжеты должны быть близки их жизненному опыту, находить в них эмоциональный отклик, способствовать творческой активности и работе фантазии.

В начале работы над инсценировкой или небольшой учебной пьесой, написанной совмест-ными усилиями, педагогу необходимо заботиться в первую очередь не об эстетическом удовольствии будущих зрителей, а об успешности решений воспитательных задач.
Учитывая специфику драматического искусства, педагог сначала сам, а потом совместно с детьми определяет выбор идейной направленности драматического материала. Они вместе логически разбирают текст, работают над анализом сюжетной линии, главных событий и основного конфликта между персонажами.

Так сложилось, например, с работой по сказке-притче «Надежда каждого цветка» Трины Паулус. Инсценировка была сделана профессиональным драматургом, детским психологом Ю. Витковской. Эта сказка была взята неслучайно. Сразу же после публи кации в 1972 г. «Надежда каждого цветка» получила литературную премию Кристофера как лучшая вдохновляющая книга года. За время своего существования эта притча стала современной классикой и известна мировому читателю. Она была переведена на испанский, немецкий, голландский, португальский, китайский, японский языки. В одной только Корее «Надежда...» выдержала 20 пиратских переизданий, прежде чем была опубликована официально. Несмотря на то что сказка-притча небольшая, на первый взгляд очень наивная, детская, она несет на себе отпечаток мудрости и простоты, свойственной только самым глубоким и универсальным вещам. Эта маленькая притча о самых сокровенных внутренних трансформациях в каждом из нас.

Как написала сама Трина Паулус в послесловии к российскому изданию: «Я от всей души надеюсь, что эти малютки помогают устранить границы и разъединенность между нами. В нашем поиске чего-то большого в жизни содержится невыразимое величие, объединяющее нас, несмотря ни на
 
какие наши различия. Если погрузиться в любую великую духовную традицию достаточно глубоко, то это величие явит себя. Это — Любовь, и знаки ее проявления в нашей повседневной жизни — это забота и служение друг другу и нашей Земле»1.
Общечеловеческие, межнациональные проблемы и педагогические задачи, заложенные в выбранном материале, успешно решались при определении главного события в спектакле: ради чего и почему происходит борьба между героями, каковы этапы этой борьбы и каков ее исход и т.д.

Анализ текста — процесс живой, творческий, требующий от детей комплексного подхода к нему. Здесь работа не только мысли, но и воображения, поиск эмоционального отклика на предлагаемые условия.

Полосатик. Эй, привет!
1-я гусеница....
Полосатик. Ты куда?
1-я гусеница....
Полосатик. Я спрашиваю, ты куда?
1-я гусеница. Отодвинься!
Полосатик. Эй, не толкайся!
1-я гусеница. А ты не мешайся под ногами.
Полосатик. Я только хотел спросить, куда все ползут?
1-я гусеница. Туда.
Полосатик. Куда туда?
1-я гусеница. Вот сюда. К Столбу!
Полосатик. Это он?
2-я гусеница. Все карабкаются вверх.
Полосатик. Зачем?
3-я гусеница. Мы стремимся добраться до вершины Столба.
Полосатик. А что там у него на вершине?
3-я гусеница. Должно быть, что-то ужасно замечательное.
2-я гус е н ица. Все стремятся туда попасть. Что ты тут стоишь? Либо лезь сам, либо мы полезем по тебе.
Полосатик. Не толкайтесь. Не наступайте. Не пинайте. Я вам не ступенька! Ах, так? Тогда я тоже начну карабкаться вверх. И еще посмотрим, кто окажется проворнее.
3-я гусеница. Ты столкнул меня вниз!
Полосатик. Ты стоял у меня на пути. А ты всего лишь ступенька для меня.
 
При распределении ролей и работе над трени-ровочными этюдами педагог-режиссер учитывала накопленный детьми жизненный опыт. Это необ-ходимо для правильного, равномерного и интенсивного решения конкретных сценических задач, так как подлинные сценические действия требуют постоянного обращения к жизни.

Воплощая с детьми на сценической площадке историю необычайного путешествия двух гусениц, ведущего к их превращению в прекрасных Бабочек, необходимо было сопоставлять и оценивать проис-ходящие в сценических условиях события с анало-гичными явлениями в жизни, развивать, укреплять, поддерживать постоянный интерес к сопоставле-ниям, помогать детям, осознавать, что критерием правдивости, подлинности происходящего на сцене является жизнь. Найденное и осознанное детьми положительное поведение персонажей являлось примером для подражания в жизни.

2-я гусеница. Наверное, он первым доползет до верха и увидит....
Полосатик. Что? Что я увижу наверху? Пусти, не мешайся, прочь с дороги!
Желтая. Если ты перестанешь наступать мне на голову, я смогу тебе ответить.
Полосатик. Что?
Желтая. Они не могут по-другому.
Полосатик. Извини, я толкнул тебя.
Желтая. Ничего. Я мешаю тебе проползти? Полосатик.
Полосатик. Как ты меня назвала?
Желтая. Полосатик, у тебя такие замечательные полосочки на теле. А я — Желтая.
Полосатик. Очень приятно. А могла бы ты ползти чуть быстрее?
Желтая. Сейчас постараюсь. Знаешь, здесь некуда.
Полосатик. Ну, похоже, или ты, или я. Из-вини.
Желтая. Мне придется это сделать.
Наступает на нее.
Больно.
Полосатик. Я должен первым доползти до вершины и все узнать.
Желтая. Я так долго не выдержу.
Полосатик. Я не хотел тебе сделать больно, просто по-другому нельзя.
Желтая. Пожалуйста, проползи быстрее... (Плачет.)
Полосатик. Прости, Желтая.
Желтая. Когда ты так ласково смотришь на меня, мне совсем не хочется куда-то карабкаться.
Полосатик.А что тогда нам делать?
Желтая. Давай спустимся, Полосатик.
Все остальные гусеницы стремятся построить Столб.
Полосатик. Хорошо, давай попробуем. Цепляйся за меня крепче. Терпи, скоро это кон-чится. Спрячь глаза. Когда они поднимаются, мы опускаемся!
Желтая. Я терплю.

 

В спектакле были заняты дети разных национальностей. При драматургическом разборе в репетиционном периоде выявлялись причины того или иного поведения персонажей, которые вызывали споры, серьезные обсуждения. Диалог ставил ребенка в ситуацию выбора. В процессе диалога носители национальных культур принимали или отвергали черты иных культур на основе собственного опыта, определенного сценического учебного материала. Созданные оптимальные педагогические условия диалога позволяли инициировать соучастие, симпатии, сотрудничество.

Путь воспитания в многонациональном коллективе — серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, так как пройти его можно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания. Воспитание требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий.

Формирование данного качества возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем оно необходимо ему, понимании его значимости для общества. Воспитание в многонациональном коллективе во многом зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок в семье, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей. Уважая и принимая позицию и мнение ребенка, мы показываем ему пример терпимого отношения к человеку другой национальности.

Важно внушить детям мысль, что разные инди-видуальные качества людей (цвет кожи, вероиспове-дание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и прекрасный мир.

Одна еще немаловажная цель воспитательного процесса в детском театральном коллективе — формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия. Таким образом, создавая условия для формирования в группе атмосферы дружбы, педагог развивает взаимопонимание, умение действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

Наряду с этическими беседами, формирующими нравственные ценности ребенка, с праздниками, экскурсионными выездами, помогающими
 
делать коллектив более дружным, необходимо проводить психологические тренинги, которые показывают детям реальные пути выхода из конфликта.

Показателем успешности воспитания в много-национальном театральном коллективе явилось уважительное отношение друг к другу, видение в культурном многообразии источника интеллектуального и творческого обогащения, дружбы между семьями, рейтинговые оценки на разных уровнях. Спектакль по книге Трины Паулус «Поверьте в Бабочек» стал:

—    лауреатом Международного Рождественского театрального фестиваля «Волшебный зана
вес» (г. Будапешт, Венгрия, 2007);
—    лауреатом на Городском фестивале «Юные таланты Московии» (2008);
—    лауреатом III Всероссийского Александро-Невского фестиваля в Москве за лучшее воплощение просветительской идеи в театральной форме, (2008);
—    лауреатом IV Международного театрального фестиваля «Золотой ключик» (г. Берлин, Германия, 2010).


Трепетные и эмоциональные отзывы оставляли в книге отзывов и дети, и взрослые.
Благодаря театральной деятельности создаются ситуации свободного выбора детьми видов, способов деятельности и ролей. Каждый ребенок разного вероисповедания и национальности может реализовать себя, добиться успеха и в то же время проявить заботу о других, внести реальный вклад в общее дело.

Детский театральный журнал, № 1, 2011

Татьяна Юрьевна РОНАМИ, педагог дополнительного образования Московского городского дворца детского (юношеского) творчества (опубликовано с сокращениями)

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования