Общение

Сейчас 555 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Автор: Александр Гнездилов, режиссёр, Москва

ВСТУПЛЕНИЕ

Глядя на книги Станиславского, Товстоногова, Гончарова, Эфроса на книжной полке, волей-неволей приходишь к выводу: мне писать для опубликования что бы то ни было о режиссуре и театре — как минимум, предосудительно.
Единственное оправдание — есть пара вещей, с которыми не так уж часто сталкивались люди, работавшие в большом, отлаженном как хорошая машина, российском репертуарном театре.
Когда я поставил спектакль «Любовь Тодзюро» с актерами Академического театра Маяковского — мы должны были играть его в финале одного вечера в клубе «Жесть» на Большой Лубянке. Название клуба оказалось пророческим.- Управляющий обещал мне большую сцену, а за час до начала, в его отсутствие, менеджер заявил, что никого в тот зал не пустит, так как его не предупредили.
Культурная программа вечера, в рамках которого должна была состояться премьера, шла на крошечной эстрадке в соседнем зале. Управляющий трубку не брал, так что мы должны были играть на этой эстрадке или отказаться от премьеры в этот день вообще (денег на аренду в будущем другого помещения у нас не было).
Занятые в «Любви Тодзюро» актеры Мая ковки — Вячеслав Ковалев, Константин Константинов, Наталья Попова, Денис Косяков — проявили высочайший профессионализм и умение с достоинством и достойно делать свою работу в самых трудных и неожиданных обстоятельствах. Мы уместили задник на малюсенькой сцене и сохранили на площади 2 на 2 метра все мизансцены, пропорционально уменьшив их масштаб.
Потом мы победили с этим спектаклем в двух номинациях зрительской премии «ЖЖивой театр», включая и победу в категории «лучший актерский ансамбль», но цена этой победы была вот такой в том числе. И тогда я впервые понял, как важно дойти до конца. Можно проиграть, но дойти до конца нужно. Это была не единственная трудность в работе, но мы не опустили-таки руки. И дело не в премиях даже, а в том, что мы дошли к зрителю и сказали ему то, что было важно нам, показали ему то, что волновало и трогало нас самих. Мы дошли.
Экстремальные ситуации в моей практике имеют место быть с не радующей регулярностью. Сегодня человек, желающий свободно заниматься творчеством, должен быть готов в самом центре Москвы искать выход из обстоятельств, которые в советском репертуарном театре могли возникнуть разве что в ходе шефской поездки по колхозам.
Это нормально, это цена за свободу (может быть, она у нас несколько выше, чем в других странах Европы, но тем не менее) — и эту свободу, свободу творчества и жизни я не променяю ни на какую стабильность, если она совмещена с цензурой, давлением, ложью, госзаказом, пропагандой, обязательной для всех идеологией, «национальной идеей» и прочей чиновничьей мишурой, в которой душат театр.
Вот Анатолий Васильевич Эфрос, последняя его книга, «Книга четвертая»:
«... самое главное звено: разрешение спектакля. Кто-то ведь должен наш спектакль разрешить!
Ходят слухи, что наступили новые времена и этот обычай будет отменен. Трудно поверить. Всю жизнь я прожил, зная, что никуда не деться от этого разрешения или неразрешения.
... Унижение того дня, когда разрешают выпустить твой спектакль в свет — это унижение я чувствую как острую боль, от которой нет лекарства.
Неужели так повезет следующему поколению, что оно этой боли вообще не будет знать?»
Страшные слова. Если вспомнить Мейерхольда, Таирова, Михоэлса, Равенских, самого Эфроса — страшные судьбы.
Поэтому я готов платить такую цену за свободу. Важнее свободы ничего в творчестве нет. Да и в жизни тоже.
Но задача ведь не только в том, чтобы выйти из трудной ситуации в принципе, но и в том, чтобы выйти из нее творчески достойно.
Как ни банально, но в зале сидят зрители, которых не волнуют и не должны волновать закулисные трудности.
Поэтому мы в «Гнезде», как и, полагаю, многие другие профессиональные театральные коллективы сегодня, ставим перед собой задачу (далее цитата из давнишнего выступления Льва Абрамовича Додина) «попробовать делать такие спектакли, которые вне всяких компромиссов, вне всяких художественных потерь были бы возможны к показу на любой площадке».
И вот если говорить о такого рода проблемах и вопросах, о совмещении бытовых неурядиц в жизни современного бедного, но свободного театра с его попытками быть художественно убедительным в своей работе — что ж, пожалуй, вот такой книги у меня на полке пока нет.
Это и есть мое оправдание собственной тщеславной графомании.
И еще одно. Это текст о процессе, а не о результате. Как и любой режиссерский текст, конечно; однако — в связи с моей молодостью — более, чем любой другой.
Это текст о поисках своего пути и попытках движения по нему. Вполне возможно, что попытки эти обречены на бесславное поражение. Безславное, но во всяком случае — не постыдное, потому что пусть, быть может, и поражение, но искреннее. Впрочем, в великом и легендарном спектакле
Марка Захарова «Юнона и Авось» есть прекрасная реплика на сей счет: «Авантюра не удалась. За попытку спасибо!»
Может быть, стоило назвать эту книгу «Авантюра в процессе».

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования