Общение

Сейчас 500 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

3. Азбука верного сценического поведения в этюде
Разумеется, основное и главное содержание работы режиссера составляет его работа с актером. Ничто не может заменить ярко и глубоко живущего, то есть мыслящего, действующего и чувствующего на сцене актера. Чтобы верно найти и осуществить поведение действующего лица, нужно знание психологии человека, ее особенностей в человеке сегодняшнем и вчерашнем, ее тонкостей и неожиданностей. Только при глубоком, тонком понимании события, его сути, ощущая глубинные цели и желания персонажа, можно верно нащупать его основное действие, найти точные приспособления. Хорошо если режиссер умеет конкретно, зримо не только рассказать, но и показать актеру его физическое самочувствие, подсказать внутренний монолог, умеет заразить его своими мыслями, видениями.
Огромное значение имеет верно найденный внутренний темпо-ритм жизни актера, точная направленность его темперамента, верно отобранная последовательность действий.
Точно отобранные действия могут раскрывать все — атмосферу события, взаимоотношения, физическое самочувствие человека, его характер, мысли и т. д.
В этом нетрудно убедиться. Мы встретимся с конкретными примерами этого в описаниях работы над этюдами в следующей главе.
Точное действие возникает на сцене при учете всех предлагаемых обстоятельств происходящего события. Действие бывает вызвано тем или иным событием, оно тесно связано с объектом. Поэтому прежде всего нужна ясность в том, какое именно происходит в данный момент событие. Каково действие каждого участника в этом событии или в результате этого события. Какова моя цель и какие объекты занимают мое внимание, мою мысль на пути к этой цели.
Объект внимания — это своего рода якорь опасения. Верно найденная цепь объектов внимания помогает актеру создать живую среду для своей фантазии. По этой цепи, как по фарватеру, направляется он к цели.
Объектом внимания может быть событие, явление природы, человек, его поступок, мысль, любой предмет, звук — все, что доступно человеческому восприятию. Препятствия на пути к цели станут главными объектами вашего внимания. Чтобы преодолеть их, вам надо будет остановить на каждом свое внимание, оценить его и найти способ преодолеть, совершив нужный для этого поступок. Объект, оценка, действие — вот «три кита», на которых строится линия поведения актера на сцене. Причем действие — это уже результативный момент. Оно импровизируется каждый раз в момент творчества на сцене. Действие всегда — результат оценки, то есть верного внутреннего процесса «жизни человеческого духа», результат непрерывного «внутреннего монолога», который в жизни непроизвольно свойствен каждому человеку, на сцене же его необходимо воссоздавать каждый раз фантазией актера.
Объект внимания может находиться — сейчас, конкретно, зримо — перед глазами человека или вставать перед его внутренним взором, в воспоминании, либо в мечте о будущем, просто неотвязно быть в мыслях (помещаться как бы внутри человека). Все мы знаем в жизни этот взгляд задумавшегося человека, смотрящего «внутрь себя». Глаза его как бы не видят, вернее, не фиксируют того, что происходит в это время непосредственно перед ним.
Сейчас, когда зрителя в театре больше всего интересует процесс мысли героя, процесс его внутренней борьбы, когда зритель ищет и ждет умного героя с психологией интересной, богатой и сложной, современный актер должен научиться искренно, интересно, содержательно и, главное, эмоционально мыслить на сцене, быть в этом плане каждый спектакль актером-импровизатором. Для этого надо определить объекты, которыми питается мысль, находя на каждой репетиции все более точное качество и характер мысли образа. Знать цепочку объектов своего внимания на пути к цели и импровизировать каждый раз процесс мысли; сегодня не так, как вчера, и завтра иначе, чем сегодня, потому лишь, что я сегодня иной, чем вчера, чем завтра. Поэтому с первого этюда нужно искать поступок только как результат оценки объекта. Объект, его оценка и процесс поиска верного поступка — азбука актерского искусства. В каждое мгновение сценической жизни у актера должен быть верно отобранный объект внимания.
«Глаз актера, который смотрит и видит, привлекает на себя внимание зрителей и тем самым направляет их на верный объект, на который им следует смотреть. Наоборот, пустой глаз актера уводит внимание зрителей от сцены» '. «Не сам объект, а привлекательный вымысел воображения притягивает на сцене внимание к объекту. Вымысел перерождает его, с помощью предлагаемых обстоятельств делает объект привлекательным» 2.

1. К. С. Станиславский, Собрание сочинений в 8-ми томах, т. 2, М., «Искусство», 1954, стр. 112.
2 Та м же, стр. 129.

Разумеется, в первых этюдах обычно объекты просты, как и предлагаемые обстоятельства, оценка их не представляет сложной задачи для мысли исполнителя, и поступок, активное действие находится легко.
Чем дальше идет процесс обучения, тем сложнее предлагаемые обстоятельства этюдов, сложнее объекты. Они требуют большей интенсивности внимания, страстной концентрации мысли, более живой и гибкой фантазии, умения действовать не только физически, но и словом или только взглядом.
В самом деле, даже молча и абсолютно не двигаясь, можно действовать очень ярко и активно. Простой пример: идет лекция. Слушатели могут вести себя по-разному. Одни внимательно смотрят и слушают, другие явно заняты посторонним делом, а кто-то молча смотрит на лектора, и в его взгляде столько отрицания и уничтожающего скептицизма, что лектор, наталкиваясь на этот взгляд, каждый раз будет преодолевать его, —«не обращать внимания», либо просто спросит: «Вам что, это не интересно? Вы не согласны?»
Очевидно, что этот слушатель действовал, и действовал очень ярко, активно, причем одной только мыслью, выраженной взглядом.
Обычно поступок бывает комплексом физического, психического и словесного действия.
Предлагаемые обстоятельства совершающегося сейчас на сцене события должны быть вскрыты режиссером не поверхностно, а предельно точно и глубоко. Тогда определится само существо события, его сокровенный смысл, что неизбежно скажется на поведении актеров. Цель каждого участника события будет конкретной, увлекательной для актера. На пути к этой цели встанут определенные крупные и мелкие препятствия. Они явятся объектами мысли-фантазии исполнителя. Их надо будет либо преодолеть, либо использовать для достижения цели.
Добиваясь от исполнителя подлинного внимания к объекту-препятствию, серьезной оценки его и подлинного поиска самого целесообразного поступка, направленного на его преодоление или использование на пути к цели, режиссер помогает актеру действовать на сцене по законам органики, а не фальшиво, по-актерски «представлять» действие.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования