Общение

Сейчас 669 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

2. Проникновение в авторский замысел в работе над отрывком. «Враги» на курсе Н. М. Горчакова. Сквозное действие спектакля и его сверхзадача в конкретном поведении действующих лиц отрывка

Итак, начинается работа над отрывком. Первая встреча с автором, с его сверхзадачей, с его образами. Если для студента-актера в работе над отрывком встает проблема создания образа-характера, то для студента-режиссера эта сама по себе огромная проблема есть лишь часть общей проблемы создания образа спектакля.
Как захватить зрителя сверхзадачей спектакля, его главной мыслью? Как осуществить его сквозное действие, взорвать конфликты, добиться верной расстановки сил среди его персонажей? Все эти вопросы ждут конкретного решения. Я хочу привести пример работы над Горьким на курсе профессора Николая Михайловича Горчакова. Речь пойдет о практическом осуществлении на сцене сквозного действия, выражающего сверхзадачу спектакля, а это умение — решающее в режиссуре.
Итак, Горький. Пьеса «Враги». Сцена из первого акта. Сад, стол с утренним завтраком. На сцене братья Скроботовы, Михаил (фабрикант) и Николай (прокурор). Михаил ругает своего компаньона Захара Бардина за излишний либерализм в отношениях с рабочими, Николай успокаивает брата. Входит конторщик Синцов позвать Михаила Скроботова в контору, там собрались рабочие, они узнали о закрытии завода. Михаил, поняв, что его планы уже известны рабочим, зло обрывает Синцова, отсылает его. Входит Татьяна, провинциальная актриса, жена Якова Бардина, брата Захара Бардина. Она гостит здесь в имении Захара. Татьяна рада встрече с Синцовым и, окликнув, идет проводить его до калитки. Этот поступок воспринят Скроботовыми как вызов и оскорбление, они дружно злословием изничтожают Татьяну, а Михаил заодно Россию, либералов, правительство.
Возвращается Татьяна, спрашивает о причине крика Михаила, но тот, не ответив, уходит в дом к Захару Бардину. Татьяна воспринимает это спокойно, как должное. Она замечает, что Михаил напоминает ей одного полицейского, тот также все торопился судорожно куда-то, пока не подвернулся под лошадей, и они его убили. Николай пытается парировать ее сравнение, между ними происходит короткий словесный поединок, из которого Татьяна выходит победительницей, ее ответы умнее и неожиданнее, беспощаднее.
Отрывок из первого акта пьесы «Враги» был самостоятельной работой студентов.
Когда показывали сцену на уроке режиссуры Н. М. Горчакову, все было как будто органично, убедительно, но действие сцены не развивалось, сцена лишена была горьковского темперамента, и смысл ее от этого был неясен, она оставляла зрителей спокойными, не увлекала их мысль и чувства.
Причина крылась в оторванности сцены от сквозного действия, в неточном и неглубоком проникновении в авторский замысел. Это Горький! А Горький — это всегда идейный, философский, социальный бой. Страстный поиск— как надо жить? Для чего надо жить? Где правда? Горький — это всегда коренные вопросы жизни. Для чего человек рождается? Для чего он живет? Хорошо ли устроена жизнь? Горький — это острый конфликт идейных врагов, по-разному отвечающих на эти простые вечные вопросы. Нельзя по-настоящему сыграть отрывок, не вскрыв и не проследив развития сквозного действия спектакля, не вскрыв и не проследив существа событий, в которых оно проявляется.
«Враги»... События пьесы воспринимаются сейчас нами как сами собой разумеющиеся, обычные. Но если вдуматься, ведь пьеса была написана Горьким за двенадцать лет до революции. Какое же это было тогда взрывное явление! Какая ясность взгляда на действительность, смелость и отвага писателя-борца.
Первый акт «Врагов». Идет как будто обычная жизнь в имении: завтрак в саду, кто-то идет на утреннее купание, кто-то отправился в лес за грибами. Но оказывается, за грибами ходить не советовали, а вчера рабочие свистели вслед хозяйке фабрики, а Михаил Скроботов ходит на фабрику не иначе как с револьвером в кармане! И достаточно частного конфликта — требования рабочих убрать мастера, чтобы конфликт этот стремительно перерос в жестокую классовую схватку — кто кого! Кто хозяин на фабрике — рабочие или фабриканты? В ответ на угрозу рабочих забастовкой хозяевами принято решение перехватить инициативу в свои руки, нанести контрудар, закрыть завод, обречь семьи рабочих на голод и таким образом подчинить, сломить их волю! И сразу словно разрезает сцену линия фронта. Передним краем борьбы становится завод. Что там сейчас? Главное событие — забастовка. Надо брать инициативу в свои руки! Немедленно! Каждая минута дорога для Михаила Скроботова, а в это время Захар Бардин требует десять минут на обдумывание, прежде чем согласиться закрыть завод! Все мысли, воля Михаила на заводском дворе, в конторе (надо быть там, на месте событий, а я сижу здесь из-за этого идиота!). Отсюда, от верного объекта, возникает верная направленность темперамента Михаила. Невольно он то порывается на завод, к месту боя, где надо успеть захватить выгодные позиции, то, не скрывая нетерпения и ненависти, оглядывается в сторону дома Бардиных, из-за которых вынужден оставаться тут. Он фиксирует на своих часах каждую из этих десяти проигранных минут. Все его движения выражают стремление скорее уйти на завод и досаду на промедление по вине Бардина. Ход часовой стрелки подстегивает его нетерпение.
Приход Синцова — это приход врага оттуда, с поля боя! С чем он пришел? Капитуляция? А, может быть, новые угрозы?
Оказалось, противник за это время разгадал мои планы контратаки! — вот во что обошлись мне эти десять минут! И главное, я вижу по глазам Синцова, что он на той стороне, он рад моему проигрышу. Поэтому срыв злобы на Синцове — это тоже эпизод моей борьбы с ними\ Все начинает ложиться на сквозное действие схватки. Поэтому поступок Татьяны, зачеркнувший мою победу, пусть даже видимость моей победы над Синцовым, есть новая пощечина мне, она сочувствует рабочим и своим поступком демонстрирует это! Вот психологическая, моральная измена нам и поддержка врагу! Таково в общих чертах внутреннее самочувствие Скроботова в момент появления Синцова.
Чтобы ответить сильным ударом, Михаилу нужно как воздух согласие Бардина. Поэтому, когда пригласили к Захару Бардину,— сорвался, стремительно бросился в дом.
А Татьяне действительно импонирует ум Синцова, его спокойствие, уверенность, ясность и цельность натуры, и она явно отдает ему свое женское и человеческое предпо-чтение и не скрывает скептического отношения к обоим Скроботовым. Она видит их ненависть к Синцову и не боится стать на его сторону сейчас, а вернувшись, сопоставить вслух Михаила Скроботова с бесцельно погибшим под копытами лошадей полицейским. Она как бы предсказывает и ему столь же бессмысленную гибель. А Синцова она связывает с людьми, у которых есть ясная цель, которые идут к ней уверенно и спокойно. Они интересны ей, в отличие от господина прокурора, которого она нокаутирует спокойным вопросом: «Разве есть женщины, которым с вами весело?»
Николай же, ведя словесный поединок с Татьяной, ждет результата разговора брата с Бардиным. Что решат? Закроют завод, или... Если закроют — это будет нокаут рабочим и всем, кто им сочувствует, то есть и Татьяне!
Так на сцене началась первая подготовка к бою; началась, правда, с вынужденного простоя для Михаила и предельно досадной потери времени из-за нерешительности союзника. На наших глазах произошел его первый дипломатический провал — противник раскрыл планы и разоблачил намерения. Затем Татьяна помешала пусть частичному его реваншу над врагом. Наконец, союзник подал признаки жизни, теперь — что он скажет? Куда повернутся события?
Так каждый эпизод укладывался в русло сквозного действия пьесы: кто кого? Сцена получила целеустремленность, взорвался заложенный в ней темперамент схватки, и стало интересно следить за развивающимися событиями, расстановкой сил в этой схватке, стал интересен ее исход. Это случилось, только когда сцена стала звеном в цепи событий, осуществляющих сквозное действие спектакля, а для участников главным стало происходящее не здесь (в саду Бардиных), а там, на заводском дворе. Все, что происходит здесь, — только один из эпизодов той главной схватки, которая развивается на заводском дворе. Отрывок стал эпизодом сквозного действия спектакля, поступки участников — качественно иными, целеустремленными. Они получили иной внутренний смысл, изменился темпо-ритм сцены, все конфликты стали острее, значительнее, определеннее, сцена вся словно устремилась вперед от одного события к другому, увлекая зрителей своей динамикой и внутренним темпераментом борьбы — кто кого?
Так в точно определенных конфликтах, целеустремленных поступках и действиях людей на сцене воплощалось сквозное действие пьесы Горького. Люди Горького не рассуждают, они страстно ищут, спорят, борются! Вне этого нет Горького! Жизнь в имении оборачивается жизнью на вулкане, скрытая ожесточенная классовая ненависть в любой момент может взорваться и выплеснуться в открытой схватке не на жизнь, а на смерть. Кто кого? — вот сквозное действие пьесы, и Горький верит в рабочих, в их среде он находит товарищество, самоотверженность, доброту. «Эти люди победят» — вот мысль, ради которой писал он тогда пьесу.
Эта мысль становится и сверхзадачей спектакля, она в спокойном, умном поведении Синцова, в его насмешливом взгляде на Михаила Скроботова, в поступках Татьяны, в ее сопоставлении Скроботова и Синцова, в нервных срывах Михаила, в его суетливом поведении, в его крике от внутренней слабости, от бессилия сейчас, сию минуту сломить врага, уничтожить сопротивление, подавить чужую волю, чужое достоинство.
Безусловно каждый режиссер интерпретирует, осмысливает авторскую сверхзадачу по-своему.
Вступает в силу творческий замысел режиссера, актера, его творческая индивидуальность, присущие ему средства, черты, особенности. И конечно, сверхзадача автора приобретает у каждого режиссера свой, особый ракурс, индивидуальное звучание, свои обертоны, свою окраску, свои смысловые психологические акценты, продиктованные не только индивидуальностью режиссера, актеров, но и современной им действительностью.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования