Общение

Сейчас 868 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Поэтапная разработка театрального урока для обучающихся в возрасте 9-11 лет. Занятие знакомит с театральными масками, их значением, характером, развивает чувства, эмоции, образно-ассоциативное мышление, воспитывает потребность в освоении ценностей мировой художественной культуры и умение использовать приобретенные знания для расширения кругозора и осознанного формирования собственной культурной среды.
Цель урока: познакомить с театральными масками, их значением, характером.
Задачи:
обучающая — научить формам приветствия представителей разных эпох (Др. Греция, Др. Рим; Средневековье);
развивающая — развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления;
воспитывающая — воспитание потребности в освоении ценностей мировой художественной культуры и умение использовать приобретенные знания для расширения кругозора и осознанного формирования собственной культурной среды.
Оборудование: элементы костюмов, реквизит; мультимедийный проектор, ноутбук; презентация к уроку; маски; фототест; кроссворд «Театромания».
Методы и формы:
словесный;
объяснительно-иллюстративный;
обсуждение итогов занятия;
беседа эвристического обучения;
опрос фронтальный.

 


Ход занятия

Этап урока

Презентация

(слайды)

Время,

мин

Цель этапа

Содержание

этапа

Деятельность

студийца

1

Орг. момент

№і — эпиграф

1

Настроить студийцев на восприятие нового мате­риала

Чтение эпигра­фа к занятию. Приветствие студийцев

Ответы на во­просы учителя. Выполнение условий игры

2

Актуализа­ция знаний учащихся. Мо­тивирующее начало

№2 — тема урока.

№3 — цель и задачи

2

Сообщить тему, цель и за­дачи занятия. Замотивировать студийцев в получении новых зна­ний; расширении своего кругозора

 

 

3

Повторение

пройденного

материала

№4 — кросс­ворд.

№ 5-14 — фототест

10

Подготовить голосо­речевой аппарат студийца к работе.

Повторить пройденный материал. Создать предпо­сылки для выразительного изображения отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Побудить к показу моделей выражения основных эмо­ций (радость, удивление, интерес, гордость и др.). За­крепить элементы вырази­тельных движений: мимику, жесты, позы, походку

Актерский тре­нинг (массаж: гигиенический, вибрационный; артикуляцион­ная гимнасти­ка; дыхательная гимнастика; голосоречевые упражнения; пантомими­ческий этюд. Решение кросс­ворда. Фототест

Выполнение упражнений актерского тренинга. Подготовка пантомимиче­ского этюда на тему «Лепим снеговика». Отвечают на вопросы кросс­ворда и фото­теста

4

Изучение нового мате­риала

№15-23 — маски

10

Познакомить студийцев с историей возникнове­ния масок, с различными типами масок, рассказать о применении масок и значении цвета в маске. На примере комедии дель арте показать значение маски в создании образов

 

Смотрят демон­страционный материал и по ходу беседы отвечают на вопросы

5

Практическая

работа

№24-26 -

костюмы

эпох

13

Научить формам привет­ствия, которые использо­вались в разные эпохи. Развивать внимание и память на запоминание психофизических действий

Инструктаж педагога по выполнению практического задания.

Показ педа­гогом видов приветствий: Др. Греция, Др. Рим;Средние века; королев­ский поклон

Выполняют задание по об­разцу с элемен­тами костюмов.

 

Этап урока

Презентация

(слайды)

Время,

мин

Цель этапа

Содержание

этапа

Деятельность

студийца

6

Проверка

знаний

 

1

Проверка степени усвое­ния материала

Слайды на экране с изо­бражением масок. Педагог задает вопросы по содержанию слайдовой про­граммы

Отвечают на вопросы педа­гога

7

Подведение итогов. Реф­лексия

 

2

Развивать у студийцев способность к рефлексии (самоанализу), поощрять желание студийцев раз­мышлять о полученных знаниях и анализировать собственные действия, со­стояния, поступки

Что нового узнали сегодня на занятии?

Что у вас по­лучилось?

Что вызвало

недовольство

собой?

Как это преодо­леть?

Оформление

чудо-дерева

Отвечают на вопросы педа­гога.

Оформляют чудо - дере­во масками комедии или трагедии

8

Домашнее

задание

 

1

Закрепить знания студий­цев о различных видах масок

Инструктаж по выполнению домашнего за­дания

 

 


Конспект занятия

I этап. Организационный момент (1 мин)

Цель: настроить студийцев на восприятие нового материала.
Учитель. Мы продолжаем с вами погружение в мир театра. Начать занятие я бы хотела с эпиграфа.
«Зачем мы ходим в театр, зачем мы так любим театр? Затем, что он освежает нашу душу мощными и разнообразными впечатлениями... и открывает нам новый, преображенный и дивный мир страстей и жизни!»
В. Г. Белинский

Игра «Подлиза».

I I этап. Актуализация знаний учащихся.

Мотивирующее начало (2 мин)
Цель: сообщение темы, цели и задач занятия; замотивировать студийцев в получении новых знаний; расширении своего кругозора.

I I I этап. Повторение пройденного материала

(10 мин)
Цель: подготовить голосоречевой аппарат студийца к работе;
повторить пройденный материал;
создать предпосылки для выразительного изображения отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Побудить к показу моделей выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гордость и др.);
закрепить элементы выразительных движений: мимику, жесты, позы, походку.
Учитель: чтобы подготовить голосоречевой аппарат к работе на занятии, начинаем актер-ский тренинг с массажа. Какие виды массажей вы знаете?
(Ответы детей.)
Под руководством педагога проводятся массажи.
Гигиенический массаж. Цель массажа: разогреть мышцы лица, шеи.
Вибрационный массаж. Цель массажа: разбудить резонаторы.
Учитель. Какие виды гимнастик использует актер для подготовки голосоречевого аппарата?
(Ответы студийцев: артикуляционная, дыхательная, дикционные упражнения, голосоречевые упражнения.)
Выполнение упражнений актерского тренинга.
Артикуляционная гимнастика. Упражнения «Пятачок, улыбочка», «Рыбка», «Вкусная конфета», «Дотянись до неба».
Дыхательная гимнастика. Упражнения «Кукушка», «Комарик», «Со скакалкой я скачу».
Дикционные упражнения. Проговаривание скороговорок. Игра «Кидаем мячи».
Голосоречевые упражнения. «Высотка», «Орган».
Учитель. Каждый из вас знает, что для артиста очень важно уметь перевоплощаться. Какие виды перевоплощения вам известны? (Внутреннее и внешнее.)
Задание: Подготовить пантомимический этюд на тему «Лепим снеговика». Этюд выполняется индивидуально каждым. Ваш снеговик должен оказаться на вашем месте на сцене, хотя катать комы снега вы можете по всей сцене. В процессе работы у меня могут возникнуть вопросы. (20 секунд на обдумывание мизансцен).
Показ этюда.
Учитель.
Отвечаем на вопросы кроссворда и фототеста.

I V этап. Изучение нового материала (10 мин)

Цель: познакомить студийцев с историей возникновения масок, с различными типами масок, рассказать о применении масок и значении цвета в маске. На примере комедии дель арте показать значение маски в создании образов.
Учитель. Театр начинается с игры. Достаточно надеть маску, изменить голос, походку, и начинается театр. Маска — это неотъемлемый атрибут театральных представлений, карнавальных шествий, которые проходят в Бразилии и Венеции. Посмотрите, какими они были и какими стали сейчас.
Студийцы смотрят демонстрационный материал.
Маски — от латинского «личина» — в глубокой древности применялись в обрядах, связанных с трудовой деятельностью людей. Например, перед началом посева или, наоборот, сбора урожая люди исполняли ритуальные танцы, надевая при этом маски. А также в праздники урожая, в праздники поклонения животным, считая этих животных покровителями (животные-тотемы), использовали ритуальные маски с чертами животных — например, у африканских народов.
Маски использовались в ритуалах погребения (захоронения), также в различных церемониях, например, отпугивания колдунов, посвящения в вожди.
Итак, маски бывают карнавальные, ритуальные, комические, трагические.
В Европе трагические и комические маски применялись давно, еще в античном театре, зародившемся в Древней Греции.
У некоторых народов маску просто держали в руках. Были известны маски из золота. По-смотрите внимательно на все представленные маски. Какие средства использовали художники для того, чтобы маски могли передать состояние героя, показать его характер и возраст? (Ответы детей.) Сегодня маски делают из бумаги (в технике папье-маше), резины, ткани. Как выглядит маска, выражающая веселое настроение? (Ответы детей.) Что происходит с лицом? Губы растягиваются, глаза сужаются.
Это комическая маска. Выразите удивление на своем лице. Что происходит с лицом? (Ответы детей.) Глаза округляются, рот в виде «о», брови поднимаются.
Опустите уголки губ и изобразите грусть. Это трагическая маска. Символами комедии (смеха) и трагедии (печали) до сих пор служат античные маски. А как, ребята, по-вашему, можно определить возраст по маске? (Ответы детей.) На некоторых масках возраст можно определить по морщинам. В Древней Руси маски были принадлежностью скоморохов, позже клоунов.
Что же такое маска? Дадим определение.
Маска — это специальная накладка на лицо (иногда с изображением человеческого лица, звериной морды и т.п.), с вырезами для глаз, а также человек с такой накладкой.
Италия — родина удивительного жанра. Жанра комедии масок.
Кто ответит, как полностью звучит название этого жанра? (Ответы детей.) Наш коллектив носит имя одного из героев этой комедии. Но в этой комедии он назывался Арлекин. Душой спектакля были «слуги» — наглый весельчак и изобретатель всех интриг Бригелла, нескладный, ребячливый и добродушный Арлекин, острая на язык Сервет- та, не лишенный злости и лукавства, грубоватый Пульчинелла и др. Объектом постоянной сатиры были глупый, жадный и влюбчивый купец Панталоне, фанфарон и трус испанский дворянин Капитан, болтун и тупица Доктор и многие другие герои.

V этап. Практическая работа (13 мин)

Цель: научить формам приветствия, которые использовались в разные эпохи.
Развивать внимание и память на запоминание психофизических действий.
Учитель. Внимание на экран.
Перед вами предстанут представители различных эпох. Это житель Древней Греции. Страны, ставшей родиной первых костюмированных представлений. Страны загадочных мифов и выдающихся ученых. Именно из Древней Греции пришли к нам многие театральные понятия. Например, сцена, котурны, трагедия, комедия. А сейчас внимательно посмотрите на одежду древнего грека. На нем хитон, на ногах сандалии, в некоторых случаях край одежды закреплялся на плече, в некоторых случаях ее приходилось придерживать рукой.
Перед вами представитель Средневековья, рыцарь. Как выглядит одежда рыцаря? (Ответы детей. Тяжелая, массивная, доспехи из металла, на лице своеобразная маска для устрашения противника и защиты лица — шлем.) И наконец, опишите, как одета королева? (Ответы детей.)
А сейчас мы поднимемся на сцену и научимся формам приветствия, принятым в те далекие времена. Атрибуты берем в соответствии со временем.
Показ педагогом первого вида приветствия: Древняя Греция, Древний Рим.
Инструктаж педагога по выполнению практического задания.
Учитель. Придерживая край одежды левой рукой, на счет «раз» шаг правой ногой вперед, «два» — левую ногу приставить, «три» — правая рука с прижатыми пальцами поднимается вверх, мы должны показать открытую ладонь. На счет «четыре» — поклон головы, «пять» — голову поднять, «шесть» — правую руку опустить. Повторный показ со словами со счета «три» «Я вас вижу, и я вас приветствую».
Выполнение студийцами данного вида приветствия.
Средние века. Комментарий учителя. Показ. Выполнение студийцами.
Королевский поклон. Комментарий учителя. Показ. Выполнение студийцами.

VI этап. Подведение итогов. Рефлексия. Игра «Маска откровения». Оформление чудо-дерева.

Светлана Павловна СЕДОВА, педагог дополнительного образования
Детский театральный журнал № 4, 2011

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования