Общение

Сейчас один гость и один зарегистрированный пользователь на сайте

  • solnishko

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Позвольте спросить, как давно вы были в театре? На этой неделе? В том году? Во время медового месяца или, может быть, только в детстве, когда заботливая мама сама брала вас за руку и вела на детский утренник в ближайший театр (если он был в вашем населенном пункте)? К большому сожалению, таких заботливых мам не становится больше год от года (хотя бы потому, что работать им приходится все интенсивнее), да и билеты в театр нынче кусаются. Поэтому неудивительно, что среди воспитанников логопедической группы старшего возраста, где я имела честь преподавать года три назад, на вопрос, заданный вам в начале моей повести, абсолютное большинство ответило отрицательно (т.е. никогда!). Надо добавить, что эти дети родились и растут в Санкт- Петербурге, где в театрах, как вы понимаете, нет недостачи.
Почему я говорю о театре? Потому что с тех пор наши дети «бывают в театре» как минимум три раза за год, приходя в гости друг к другу на спектакли. И потому, что считаю использование театрализованной деятельности в детском саду, и особенно в логопедических группах, оптимальным решением. Сам термин «оптимизация» (найден в экономико-математическом словаре) означает: «выбор наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных».
Я думаю, что в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), этим вариантом и будет театрализованная деятельность.
Основные недостатки, мешающие обучению детей с ОНР, — плохая восприимчивость ко всему новому и сниженная познавательная активность. Нашим деткам тяжело целенаправленно заучивать и припоминать что-либо. Поэтому любая их деятельность должна быть эмоционально окрашена, вызывать у них живой интерес. А учитывая про-явления эмоциональной сглаженности, интерес должен быть не затухающим, а растущим в геометрической прогрессии (что, кстати, в немалой степени зависит от личности педагога).
Итак, целью использования нами театрализованной деятельности на логопедических занятиях является создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей и повышение мотивации на устранение собственных речевых дефектов.
Вот лишь некоторые из задач, которые мы успешно можем решить в ходе работы над театра-лизацией:
Пополнение и активизация словаря (за счет слов, обозначающих названия предметов, дей-ствий, признаков).
Отработка дикции, автоматизация всех поставленных звуков.
Закрепление навыка использования прямой и косвенной речи.
Совершенствование монологической и диалогической форм речи.
Воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе.
В нашем детском саду мы используем различные виды театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное — спецификой детской театрализованной деятель-ности. В одних дети играют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок исполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: героев изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли, как настоящие артисты-кукловоды. Также проводятся спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскостными фигурками (так называемые стендовые театрализованные игры), в которых дети на фланелеграфе с помощью картинок показывают сказку, рассказ и др. Вершиной творчества (применимой только в подготовительных группах) являются мюзиклы по мотивам той или иной сказки.
Роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика. Давайте представим нашу работу в виде пирамиды, где основанием является сам ребенок, а вершина — то, чего он может достичь. Каждая грань — это педагоги и специалисты, воздействующие на него. Чем слаженнее их работа, тем крепче и устойчивее будет пирамида. Ведь сказка — это не цель, а лишь средство реализации тех или иных коррекционных (и не только) задач, стоящих перед педагогами.
С чего же начать педагогу, решившему заняться вплотную театрализованной игрой с детьми, имеющими ОНР? Естественно, как и в настоящем театре, с выбора произведения. Это самый ответственный (так как от выбора произведения зависит успех постановки), но в то же время самый простой шаг — ведь существует «Программа...», где определен круг художественных произведений соответственно возрастной группе.
Этапы работы (на примере сказки «Волк и семеро козлят», старшая группа)
Ознакомление с произведением, распределение ролей (учитывая возрастную категорию): для старших детей — обязательно считаясь с личными пожеланиями.
Обогащение словаря, по данной и смежным темам (дикие и домашние животные и птицы, детеныши животных, время года, продукты питания, семья).
Разучивание текста, «подгонка» роли под определенного ребенка (замена слов с учетом звукового наполнения, упрощение фраз). Это нельзя делать, когда читаем произведение целиком.
Изготовление атрибутики (билеты, костюмы, афиша, декорации), по мере возможности самими детьми, с учетом возрастной группы, привлекая родителей.
Подбор музыкального сопровождения. В старшем возрасте привлекаем детей как к выбору музыкальных отрывков, так и к их исполнению (под бубен выходит петух, а под колокольчик — коза, обязательно обсуждаем, звучание какого инструмента подходит тому или иному герою).
Репетиции с использованием мимики, жестов, походки (сначала индивидуально, затем в малых группах, и только как заключительный момент — общая игра-драматизация).
Направления:
Физкультурный руководитель — физические характеристики героев (пластичность, походка, общая координация) закрепляемые в подвижных играх.
Музыкальный руководитель — работа с голосом (определение нужной высоты и тембра для каждого из героев); подбор соответствующих характеру и темпераменту действующего лица музыкальных отрывков; ритмические упражнения с переключением внимания («как только зазвучит эта музыка, вы превращаетесь в...»); прослушивание с детьми мелодий и обучение их самостоятельному музыкальному сопровождению.
Воспитатель — это, прежде всего, чтение художественной литературы; обогащение словаря; изо — деятельность (цвета, формы, тактильные ощущения, лепка и рисование, аппликация и вырывание по контуру из бумаги); развитие мелкой моторики (пальчиковые игры и речь с движением — это ведь как спектакль в миниатюре).
И наконец, самое глобальное направление работы, логопедическое:
артикуляционная гимнастика (напрямую связана с дикцией и легче всего воплощается в театральных формах: «покажите, как волк скалит клыки», «как дышит собачка, высунув широкий язычок»);
задания для развития речевой интонационной выразительности (в младшем возрасте начи-наем со звукоподражаний);
логоритмические упражнения без музыкального сопровождения (это наша «речь с дви-жением», совсем непростой вид заданий, особенно в младшем возрасте);
коррекционно-развивающие игры на:
развитие памяти с расширением словарного запаса — «какая бывает коза...» (по кругу подо-брать и запомнить определения); загадали загадки — припомнили отгадки, провели «четвертый лишний» по отгадкам;
слуховое восприятие — «узнай по описанию героя сказки», «нарисуй по описанию», «здесь что-то не так» — небылицы;
логическое мышление «что сначала, что потом» (коза или козленок);
ассоциативное мышление (подбор слов- ассоциаций с их дальнейшим воспроизведением в произвольном порядке; составление смысловых рядов «коза — козленок, петух — ...»);
грамматику (все доступные возрасту виды игровых упражнений на словоизменение и сло-вообразование);
звукослоговую структуру («прошагай, кто из героев быстрее доберется до леса»);
воображение (в старшем возрасте фразеологизмы и пословицы); «продолжи красиво...», «ка-пельки росы сверкают на солнце, как...»;
развитие мелкой моторики (пальчиковые игры + театр теней);
лексику (за счет смежных тем идет обогащение и активизация словаря);
упражнения для эмоционального развития детей + для развития мимики, жестов, с элемен-тами пантомимы (т.е. психогимнастика на материале любой лексической темы: «ты — козленок, заблудившийся в лесу», «покажите, как будто снимаете горячую кастрюлю с молоком с огня и обожглись», «разбили любимую чашку...» или «лось, важно ходит по лесу; белочка грызет орешки, медведь залез в дупло и его покусали пчелы...»). Очень трудно научить наших детей передавать мимикой эмоции, которые они на самом деле не испытыва-ют в данный момент — страх, боль, испуг, сострадание, гордость;
театральные этюды (схожи с психогимнастикой, но требуют передачи нескольких действий, объединенных сюжетом, — «где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем»);
игры-драматизации (в них главное — свободная спонтанная речь, уверенность в себе, чув-ство своей ценности в коллективе).
Как вы, надеюсь, понимаете, вся эта кропотливая работа является «работой» только для нас — взрослых, а для детей это, прежде всего, игра. И если сначала она протекает организованно, направляется педагогами, то потом она, что называется, «выходит из берегов» и становится самостоятельной деятельностью детей (роли разыгрываются прямо в кукольном уголке, песни из спектаклей поются и на прогулке, и в спальне).
И напоследок хочется сказать, что мы — не боги и дети наши очень индивидуальны и не просты. Но, может быть, когда-нибудь они станут настоящими артистами и народными любимцами, и с них будут брать пример, в том числе и в речи, а это будет пусть маленькая, но и наша с вами заслуга.

Елена Станиславовна ПЕТРОВА, учитель-логопед высшей категории, ГДОУ «Детский сад №47» комбинированного вида Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга
Детский театральный журнал №4 , 2011

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования