Общение

Сейчас 509 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Существует множество способов стимулировать актерское раскрепощение у детей, снять зажимы. Хотелось бы рассказать про один замечательный тренинг, который мы постоянно используем в своей практике.
Идея таких занятий пришла случайно, во время приборки в костюмерной. Дети начали примерять костюмы и фотографировать себя на камеры телефонов. И решили мы сделать такое занятие, которое и детям очень нравится, и с точки зрения педагогики очень эффективно.
Детям нравится наряжаться и видеть себя на фотографиях, а мы можем параллельно решить множество задач: корректировать личность, обучать актерскому мастерству, развивать творческие способности и многое другое.
Основой для данной разработки служат следующие позиции:
ребенок, пришедший в детский театральный коллектив, мечтает сразу сыграть все роли, а когда мы начинаем спрашивать, что именно его привлекает, оказывается, что он просто мечтает перемерить все костюмы в костюмерной;
ребенок боится проявлять себя в незнакомой ситуации (о вновь пришедших детях), а уже занимавшиеся ранее дети хотят постоянно разнообразить поток переживаемых эмоций, но стесняются этого;
есть очень большая разница: нарядится кем- то или почувствовать себя кем-то!
свобода выбора — основной стимул для творчества, но без постоянного эмоционально-активного одобрения дети не могут почувствовать себя свободно.

План-конспект урока

Тема: «Многообразность».

Тип занятия: фототренинг.

Вид занятия: творческая мастерская.

Цель занятия: через костюм и элементы физической характеристики создаваемого образа раскрыть эмоциональное понимание и погружение в образ.

Задачи занятия:

образовательные:
обучить детей основным понятиям работы с образом (не как, а что);
на основе имеющихся знаний обучить приемам и способам самостоятельной работы с образом;
расширить базу знаний в рамках актерского мастерства;

развивающие:
содействовать формированию целостного восприятия образа, ориентируясь не на костюм и реквизит, а на его внутреннюю сущность;
способствовать гармоничному развитию ребенка;
снятие стереотипного отношения к фотографированию как к процессу позирования;
сформировать уверенный навык создания образа как одной из возможности выражения своих чувств, переживаний, стремлений, желаний и т.д.;

воспитательные:
способствовать формированию ценностных представлений о личности, любви, заботе, дружбе и т.д.;
сформировать поведенческие формы, позволяющие проявлять внутреннее эмоциональное отношение к окружающей действительности;

коррекционные:
корректировать выявившиеся в процессе занятия отклонения в различных сферах личности;
усилить значимость личности ребенка за счет принятия себя и других как ценности;
помочь детям в преодолении неуверенности в себе и скованности в творческой деятельности;
способствовать формированию адекватной самооценки и оценки окружающих;
коррекция эмоционально-волевой сферы.

Время проведения: начало учебного года.
Место проведения: учебный класс театрального отделения.
Возраст участников: от 3 до 15 лет (соответственно группе).
Длительность теоретической части занятия — 10 минут.
Длительности практической части занятия. 1,5-2 часа — для старших и 0,5-1 час — для до-школьников.
Затраченное время педагога на обработку результатов: 2-5 часов.

Для проведения тренинг-занятия необходимы:
— кабинет площадью не менее 20 кв. м;
— фотоаппарат;
— большое зеркало;
— компьютер или ноутбук;
— костюмы и элементы костюмов для мальчиков и девочек различной тематики (у нас 4 огромных пакета головных уборов, накидок, париков, платков). Основное требование — возможность быстро переодевать костюмы, не снимая при этом своей повседневной одежды;
— свободная стена без яркого рисунка или задник (используемая как задний план фотогра-фии);
— возможность обработки готовых фотографий в программе Photoshop.

Используемые принципы построения занятия:
— погружение в нестандартную ситуацию;
— принцип подтверждения уникальности личности;
— принцип наглядности;
— принцип построения внутреннего образа;
— принцип творческой активности;
— принцип творческой самореализации;
— принцип моторного закрепления.

В процессе занятия дети должны освоить:

знать:
— принципы работы по созданию образа;
— основные приемы и особенности работы перед фотокамерой;
— принципы поведения и взаимоотношений в группе;

уметь:
— внутренне понимать образ и работать с внутренним монологом;
— применить полученные навыки в актерском мастерстве;

овладеть навыками:
— свободного, бесконфликтного общения в группе;
— эмоционального выражения своих потребностей и мотивов;
— перевоплощения и актерской игры;
— отказа от эмоциональных зажимов и понимать, почему чувствовать себя свободно комфортнее, чем зажиматься.

Этапы тренинг-занятия

Подготовительный этап
Здесь руководитель готовит стулья (мы ставим их буквой Г, чтобы обзор костюмов для детей был максимально удобным) и приносит пакеты.

Первый этап «Получение разрешения»
Руководитель рассказывает о возможности превратиться в кого угодно и вдруг дает разреше-ние посмотреть, что в пакетах. Одновременно с этим детей просят достать оттуда все содержимое и разложить на стулья. Так проходит первое знакомство детей с костюмами.
Это позволяет им наметить приоритеты и рассмотреть внимательно все, что предлагается для тренинга.

Второй этап «Кто готов — выходи!»
Детей просят внимательно рассмотреть все костюмы и выбрать то, что больше всего нравится. Однако, надевая костюм ребенку, необходимо не просто нарядится в образ, а почувствовать его.
Когда первый будет готов — его приглашают к фоновой стене.
Руководитель задает вопросы:
«Кто ты? Что тебе нравится? Где ты живешь? Что чаще всего чувствуешь? Как ты относишься к окружающим?» И т.д.
Ребенок отвечает, находясь в образе. В это же время руководитель фотографирует создаваемый образ несколько раз.
Затем ребенка отправляют переодеваться в новый костюм, а на его место приглашают сле-дующего (за весь период работы я заметила, что очередь могут образовать только дети дошкольного возраста, первый раз участвующие в тренинге, остальным же бывает мало времени, чтобы переодеться и подумать над образом).
Тренинг проходит динамично, руководитель постоянно поощряет и ведет активное общение со всеми участниками.
Занятие длится примерно 1,5—2 часа, но определять, когда нужно закончить, можно по очень интересному и специфичному признаку: дети начинают фотографироваться группами. Если такое происходит с самого начала — это говорит о скованности группы, а когда по истечении часа — говорит об адаптации к камере и эмоциональном очищении. Такие групповые фотографии бывают самыми эмоциональными и выразительными.
Не забывайте попросить детей самостоятельно сложить костюмы обратно и поблагодарить за хорошую работу!

Третий этап «Получение результата»
Все хорошо получившиеся фотографии руководитель делит на папки с именами. Самые удачные изображения обрабатываются.
Дети приходят на занятие с каким-либо носителем (флешкой, диском) и получают свою папку фотографий.
В дальнейшем практически все обработанные портреты родители распечатывают и вешают на стенку в рамку. Родители гордятся своим актером, а ребенок получает качественно новый опыт, закрепленный результатом, и понимает, насколько он проникся духом созданных образов.

Методические рекомендации

По наблюдениям за детьми, участвующими в тренинг-занятиях, можно заключить:
Дети делятся на несколько групп:
активно включающиеся в работу и показывающие результаты уже на первом занятии;
испытывающие внутренний страх и стеснение во время занятия. Их меньше, чем в первой группе, но необходимо обратить внимание на них и стимулировать к деятельности;
остающиеся в стороне. Их либо вообще нет, либо один-два. Чаще двое, так как один постоянно утаскивает за собой второго (бояться, а вдвоем веселее). Таким детям надо дать задание — придумать и сфотографироваться не менее чем в пяти образах. И, как правило, работа начинается.
На первом занятии дети часто показывают то, что когда-то видели: жесты, как у принцессы; поза, как у модели. Здесь необходимо сразу оговорить с ребенком, что если он почувствует себя принцессой, то всем вокруг станет понятно, что это принцесса, а использовать знакомые жесты совсем необязательно. Такой шаблон проходит к концу первого занятия, и через пол года (на втором тренинге) дети уже не стремятся показать «как», а пытаются чувствовать «что».
Некоторые дети, надев костюм, просто стоят и не могут снять эмоциональный зажим. В этом случае руководителю необходимо больше говорить о характере образа и помочь пройти ребенку всю дорогу понимания внутреннего состояния. Обычно мы используем такие техники, как похвала. Мы хвалим образ: «Уважаемая принцесса, вы такая красивая! А у вас большой замок? А гости к вам приходят? Ой, смотрите, гости идут! Надо их встретить по-королевски!» После этого ребенок без труда принимает величественную позу, а внутри начинает ощущать образ принцессы.
Очень полезно сравнивать результаты фототренингов у каждого ребенка, причем лучше это делать совместно с группой. Выбираются наиболее удачные фотографии каждого участника и просматриваются. Группа не только делает замечания и хвалит — группа замечает и подчеркивает рост и профессионализм, а это очень важно для формирования мотивации к личностному самосовершенствованию.

При разработке данного тренинг-занятия использованы результаты исследования Андрея Роса (2007) программа поэтапного раскрепощения и совершенствования человека, получив-шая название «фототренинг», основные позиции арттерапии, сказкотерапии и принципы театротерапии.

Список литературы

Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. М.: Просвещение, 1987.
Возрастная и педагогическая психология / Под ред.
А.В. Петровского. М.: Наука, 1979.
Выготский Д.С. Психология искусства. Ростов на/Д: Феникс, 1998.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.
Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1999.
Ильин Е.Н. Путь к ученику. М.: Педагогический поиск, 1988.
Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999.
Кипнис М. Драмотерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения. М.: Ось-89, 2002.
Коинтин А. Н. Основы арттерапии. СПб.: Дань, 1999.
Копытин А. И. Тренинг коммуникации. Арттерапия М.: Изд-во Института психиатрии, 2006.
Крылов А. А. Психология. М.: Просвещение. 1999.
Никитина А.Л. Театр, где играют дети. М.: Владос, 2001.
Осипова А.А. Введение в теорию психокоррекции. М.: ПСМ, 2000.
Чехов А.П. Полн. собр. соч. В 30 т. М.: Наука, 1974— 1986.

Мария Леонидовна ВЛАДИМИРОВА, режиссер детского театра «Гном и Дом», преподаватель театрального отделения детской школы искусств № а г. Кирова
Детский театральный журнал № 4, 2011

Комментарии   

 
+4 #1 Мария Леонидовна 22.01.2012 13:32
Детская школа искусств №11 )))
Дополнительные разработки и много интересного есть ещё и на сайте нашего театра "Гном и Дом". Они в свободном доступе, но с просьбой сохранять авторство материалов!
 
 
+3 #2 Драматешка 22.01.2012 13:51
Спасибо, Мария Леонидовна, за Вашу готовность делиться со всеми! :;:
 
 
+1 #3 Лариса Ивановна 10.07.2015 13:12
Спасибо огромное за очень полезный ,интересный,про фессиональный сайт!!!1Очень много интересного для театральной педагогики!Обяз ательно поделимся своими наработками-теа тральная студия,,Острова ,,
 
 
+1 #4 Драматешка 10.07.2015 13:39
Спасибо и вам, ПОСЕТИТЕЛИ, и АВТОРАМ! :;:
 

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования