Общение

Сейчас 860 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Занятие «Создание образов персонажей» призвано продемонстрировать участникам важность внутреннего и внешнего развития характеров персонажей. Предлагаемые упражнения должны помочь актерам/преподавателям научиться представлять себе и выражать на сцене физическую сторону жизни своего персонажа (поведение, манеры, походку, манеру речи). Кроме того, участники осваивают специальные методики, помогающие создавать «историю» своего персонажа, личные обстоятельства, касающиеся его жизни (семейное положение, цели, к которым он стремится, мечты, жизненный опыт и т.д.). И, наконец, учатся тому, как можно использовать эти особенности персонажа во время ответов на вопросы аудитории после представления (форма дискуссии, представленная в четвертом программном модуле «Поговорим, или открой в себе познера».

Задачи занятия:

Представить «историю» персонажей в качестве эффективного средства, помогающего проводить дискуссию после представления.
Представить методы развития персонажа «извне».
Осознать важность установления логической последовательности фактов в сцене.

Продолжительность: 3 часа

Материалы:
Один стул для каждого участника
Бумага и ручки (в достаточном количестве для всех)
Маркеры
Скотч
Лист флип-чарта с надписью: «Что нас делает теми, кто мы есть?»

ТЕМА «ВВЕДЕНИЕ»

Упражнение: «Что делает нас теми, кто мы есть?»
(15 мин.)

Цели: Обратить внимание участников нате факторы, которые определяют нас как личность.

Материалы: флип-чарт, фломастеры

Выполнение: Подготовьте страницу флип-чарта, озаглавленную «Что нас делает теми, кто мы есть?» и напишите заранее несколько ответов (семья, этническая или расовая принадлежность и т.д.). Попросите каждого участника взять фломастер и написать на флип-чарте тот фактор, который, по их мнению, может вносить свой вклад в характеристику личности каждого из нас. Это может быть: пол. экономическое положение, круг общения, культурная среда, религия, семейные ценности, отношение к себе, окружающим и обществу в целом. Скажите, что неправильных ответов нет.

Завершение: По истечении отведенного времени инструктор заканчивает упражнение и просит участников собраться в центре помещения.

Упражнение: Скульптура» (15 мин.)

Цели: Практика выражения эмоций, чувств, состояний сознания с помощью тела.

Материалы: Стулья убраны

Выполнение: Пусть все встанут в круг. У каждого будет возможность побыть в центре круга. Объясните правила выполнения упражнения «Скульптура»: каждый из участников по очереди выходит в центр круга, называет свое настоящее имя и принимает ту или иную позу (как у скульптуры, музейного экспоната), наиболее точно представляющую его самого и то душевное состояние, в котором он в данный момент находится. Не надо говорить, какие эмоции вы хотите выразить, необходимо воплотить их в своей «скульптуре». Каждый по очереди замирает в своей позе на несколько секунд и затем возвращается в общий круг.

После того, как каждый представит свою статую, задайте следующие вопросы:
Как вы себя чувствовали, когда представляли свою статую?
Было ли это легко?
Или тяжело?
Кому-нибудь показалось сложным выражать свои чувства без слов?
Почему?
Или почему нет?
Какие вы знаете способы выразить свои чувства без слов?

Завершение: По окончании этого упражнения очень важно похвалить занимающихся. На вопросы нет правильных или неправильных ответов, как нет и плохих «скульптур». Все они призваны помочь вам сконцентрироваться на выражении своих чувств без слов. Объясните, что следующая серия упражнений призвана помочь им в создании образа: как внутренних аспектов личности персонажа (мысли, переживания, цели, мечты -все те аспекты, которые перечислены во флип-чарте и относятся к внутренней стороне жизни человека), так и их внешних проявлений (физические составляющие).

ТЕМА "СОЗДАНИЕ ОБРАЗА"

Письменное упражнение: «Создание образа» (10 мин.)

Цели: Дать участникам возможность исследовать процесс создания образа персонажа с помощью письменного упражнения.

Материалы: Бумага и авторучка или карандаш для каждого участника, стулья (не обязательно), страница флип-чарта с результатами мозгового штурма о том. «Что делает нас теми, кто мы есть»

Выполнение: Скажите участникам, что у них есть 10 минут для того, чтобы с чистого листа
создать персонаж. Необходимо включить все: имя. место рождения, возраст (возраст должен быть близок возрасту занимающихся) и т.д. Важны все факты, образующие предысторию героя.

До того, как начать писать, спросите участников, какая информация, по их мнению, должна быть включена в «предысторию» героя. Напомните о мозговом штурме «Что делает нас теми, кто мы есть».

Обратите внимание на следующие аспекты:
религиозная принадлежность/воспитание/традиции;
состав семьи (родители, бабушки и дедушки, опекуны, братья/сестры);
этническая и культурная принадлежность;
личные/профессиональные цели;
мечты о будущем;
отношения с друзьями, девушками/молодыми людьми;
образование/успеваемость в школе/ планы в отношении образования;
был ли герой когда-либо подвергнут насилию, были ли в его жизни тяжелые эмоциональные переживания;
увлечения, любымое занятие, любимые цвета, любимый фильм, любимая музыка, привычки, интересы.
Дайте команду начать писать. Ребята должны постараться максимально использовать свое воображение и описать как можно больше подробностей за отведенное время.

Завершение: Через 10 минут прекратите писать. Напомните им, что это только начало, верхушка айсберга. Создание образа представляет собой непрерывный процесс. Попросите участников на время отложить свои бумаги, отодвинуть стулья и выйти на середину комнаты.

Комментарий для тренера:

Эти аспекты нет необходимости непременно выписывать на флип-чарт. Это просто примеры, чтобы разбудить фантазию участников и дать им толчок наполнить предысторию героев как можно большими подробностями.

Упражнение: «Походка персонажа - осознание движения» (20 мин.)

Цели: Дать участникам средства и инструменты для исследования и передачи физических аспектов личности персонажа, его поведения и личных качеств.

Материалы: стулья убраны

Выполнение: Попросите участников начать ходить по комнате. Пусть каждый сосредоточенно наблюдает за собственной манерой ходить. Где находится ваш собственный центр гравитации? Как широко вы шагаете? Как работают ваши руки при ходьбе? Какая часть тела «ведет» вас: голова, плечи, бедра? Через несколько минут попросите всех начать преувеличенно исполнять при ходьбе те движения, которые они за собой заметили. Через минуту попросите начать снова ходить нейтрально.

Теперь каждый из участников должен сосредоточиться на персонаже, которого они описывали во время выполнения предыдущего упражнения. Продолжая ходить, подумайте о своем персонаже, вспомните его имя. Начните последовательно изменять движение отдельных частей своего тела. Выделите самые важные изменения. Отметьте те особенности своей собственной походки (центр тяжести и т.д.). которые совпадают с походкой персонажа. Исследуйте походку своего персонажа. Через несколько минут попросите участников опять преувеличить до предела походку своих персонажей, а затем опять вернуться в нейтральную походку персонажа.

Теперь попробуйте чередовать собственную походку и походку персонажа. Почувствуйте разницу. Через несколько минут остановите участников.

Завершение: Похвалите всех. Спросите участников, какие телесные особенности своего персонажа почувствовали и отметили участники во время выполнения свойственных ему движений? Откуда это ощущение началось? Как развивалось? Объясните, что актер может выделить отдельный участок тела, с которого «начинается» развитие физической составляющей образа, и всякий раз при создании данного персонажа начинать именно с него. Еще замечания? Переходим к следующему упражнению. Пусть каждый возьмет описание/биографию своего персонажа и выберет себе партнера.

Упражнение: «Работа с партнером - общение и создание сцены» (25 мин.)

Цели: Дать возможность каждому из участников через общение с партнером создать живой образ своего персонажа, научить его входить в этот образ во время импровизации на сцене, повторить техники, используемые при планировании сцен.

Материалы: Описание предыстории персонажей, стулья (не обязательно)

Выполнение: Попросите участников, объединившись в пары, найти удобное место для работы, где их никто не будет беспокоить.

В течение восьми минут они попеременно (по четыре минуты каждый) отвечают на вопросы друг друга. Отвечать на вопросы необходимо от имени персонажа, создаваемого ими во время этого занятия, при этом максимально используя навыки физического перевоплощения, полученные во время предыдущего упражнения.

Оставшиеся 11-12 минут они придумывают ситуацию, в которой оба эти персонажа могли бы оказаться вместе, и создают импровизированную парную сцену для последующего выступления перед группой. Необходимо использовать техники планирования сцены, изученные во время занятия «Без сценария». Не нужно репетировать, только планировать.

Завершение: Через двадцать минут соберите вместе всю группу. Объясните участникам, что теперь им предстоит показать придуманные ими импровизированные сцены. Основная задача будет состоять в том. чтобы и на физическом уровне, и по своему внутреннему самоощущению оставаться в образе персонажа, над созданием которого они в данный момент работают.

ТЕМА "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВ ПРИ СОЗДАНИИ ТЕМЫ"

Упражнение: «Показ сцен, созданных в парах» (20 мин.)

Цели:    Предоставить участникам опыт использования приемов создания образа, разучиваемых на данном занятии и во время выступления на сцене.

Материалы: Стулья и другая мебель (по необходимости)

Выполнение: Пары поочередно показывают свои сцены. После каждого показа обсудите с актерами/преподавателями, как они себя чувствовали во время игры.

Удивило ли их поведение персонажей?
Соответствовало ли происходящее на сцене тому, что было запланировано?
Помогла ли им во время выступления проделанная работа по созданию образа?
Если да, то чем?
Или, наоборот, вызвала дополнительные трудности?
Почувствовала ли аудитория разницу?

Завершение: Похвалите всех. Как мы видим, благодаря проделанной работе сцены становятся богаче и реалистичнее, а создаваемые образы более жизненными.

Упражнение: «Двадцать вопросов»

Цели: Научить технике, называющейся «Двадцать вопросов», с целью дальнейшего исследования образов и придания им дополнительных деталей.

Материалы: Флип-чарт; список «Что делает нас теми, кто мы есть»; список ответов на флип-чарте, оставшийся с предыдущего упражнения; фломастеры; два стула на «сцене»; стулья для остальных участников (не обязательно).

Выполнение: Кратко напомните участникам содержание составленного ими списка «Что делает нас теми, кто мы есть?». Объясните, что. несмотря на всю работу, которую они проделали по созданию своих персонажей, по-прежнему возможно дальнейшее развитие и углубление образов в той части, которая касается внутреннего мира создаваемых героев и истории их жизни.

Попросите одну из пар (по желанию), выйти и сесть напротив остальных участников группы, приняв при этом свои сценические образы. Заняв свои места, актеры должны заново почувствовать физическую составляющую своего образа. Остальные участники начинают задавать им вопросы. Отвечая на каждый вопрос, актерам необходимо стремиться к дальнейшему раскрытию образа своего персонажа. Вопросы должны касаться фактической стороны жизни героев, но не их взаимоотношений друг с другом. Приветствуются простые вопросы (любимые цвета, семейное положение, цели, домашние животные: нас в данный момент интересуют самые, казалось бы. незначительные обстоятельства жизни героев). Время от времени производите смену участников на сцене и продолжайте игру. Каждая новая пара, отвечая на вопросы от имени своих персонажей, должна также работать над физической составляющей создаваемых образов. Инструктор записывает все ответы на флип-чарте.

Завершение: Имейте в виде, участники могут сначала не понимать, почему при создании образов необходимо так подробно углубляться в детали. Продолжая репетировать и выступать, они увидят разницу. Все эти детали помогают актеру почувствовать себя «в шкуре-персонажа, обрести чувство реальности своего героя, раскрепоститься и более естественно выступать в этом образе. Теперь мы должны убедиться в том. что все факты, изложенные в описаниях образов и биографиях персонажей, соответствуют тому, что нам продемонстрировали актеры на сцене. В противном случае могут возникнуть различного рода несоответствия и нарушения необходимой логической целостности создаваемого сценического материала.

Упражнение: «Соединяем точки» (15 мин.)

Цели: Смоделировать методику перекрестной проверки фактической стороны создаваемых образов и оценки логической связности сценического материала.

Материалы: Конспект ответов персонажей на задаваемые им вопросы на флип-чарте. два фломастера разного цвета.

Выполнение: Выберите одну или две (если позволяет время) пары участников, вместе выступавших на сцене, для моделирования этого упражнения. Вместе с каждой парой вспомните ответы, даваемые ими во время игры в «20 вопросов». Просмотрите список ответов вместе с группой. Сопоставьте все сообщенные вам факты. В них не должно быть несоответствий (пример: один из персонажей сказал, что они встречались в прошлом, в то время как другой утверждал, что у него никогда не было девушки или молодого человека). Обведите совпадающие и несовпадающие ответы фломастерами разных цветов. Отметьте, что нуждается в исправлении. Как актеры и как авторы сцены, участники должны придерживаться единых фактов. Если возникнет несоответствие в фактах, ваше представление не вызовет доверия.

Завершение: Поощрите всех участников. Напомните им. что именно кропотливая работа над деталями приводит к успеху, позволяет создавать на сцене реалистичную картину мира, которая воздействует на целевую аудиторию, заставляет людей задумываться и делать свой выбор в пользу более, как мы надеемся, здорового образа жизни.

Упражнение: «Образы и обсуждение после выступления» (20 мин.)

Цели: Кратко повторить, в чем состоит смысл создания образов, связать эту информацию с необходимостью использования образов во время разъяснительной работы с аудиторией после выступления.

Материалы: Флип-чарт для записи во время обсуждения, фломастеры

Выполнение: Спросите группу почему хорошо проработанные образы и предыстории героев
важны для создания успешного представления?

Возможные варианты ответа таковы:
для реалистичного восприятия аудиторией;
для создания глубоких персонажей;
для избежания непреднамеренного создания стереотипов;
для исследования взаимоотношений и обстоятельств, оказывающих воздействие на поведение людей.

Спросите группу почему мы используем образы во время обсуждения представления с аудиторией после выступления?

Варианты ответов могут быть такими:
чтобы понять, донесли ли мы то. что хотели, до аудитории;
чтобы помочь им обрести новые знания;
чтобы дать им возможность найти решение проблем персонажей, подумать, а как бы я вел себя в такой ситуации, как вообще надо себя вести в таком случае;
чтобы развеять возможные мифы;
чтобы обсудить, где можно найти помощь при необходимости.

Скажите, что обсуждение спектакля или сценки после показа - это часть нашей работы, нашего метода. Оно позволяет еще больше расширить знания и опыт аудитории, скорректировать ложные представления, обсудить вопросы, которые, возможно, взволновали аудиторию во время представления.

Спросите группу, чем, по их мнению, предыстория и образ персонажа помогут им в проведении обсуждения после представления? Запишите ответы на флип-чарте.

Вот идеи для обсуждения:

предыстория данного конкретного персонажа помогает провести различие между этим образом и другими, которые актеры/преподаватели могут играть в других сценках;

вхождение в образ помогает актеру/преподавателю понять мотивы и причины тех или иных поступков своего персонажа, а также веете факторы, которые определяют характер его личности «в данный конкретный момент времени», и реалистично отвечать на вопросы аудитории;

использование образов дает нам возможность создавать на сцене персонажей, позволяющих исследовать процессы, происходящие внутри нашей целевой аудитории (т.е. представлять самих зрителей путем создания персонажей, соответствующих целевой аудитории и узнаваемых на сцене).

Завершение: При создании образа никакая дополнительная деталь не будет лишней. Не ждите, что образ окажется совершенным после одного проигрывания. Просто накапливайте факты в своей памяти и не думайте о них целенаправленно. Так или иначе, они окажутся полезными для актеров.

Предложите задать вам вопросы. Попросите группу встать в круг для завершения занятия.

Упражнение: «Завершающий Круг» (5 мин.)

Цели: Продолжить создания ритуала завершения занятия. Продемонстрировать, каким образом вхождение в образ влияет на выполнение разученного ранее физического упражнения.

Материалы: Стулья убраны

Выполнение: Как и в начале занятия, участники принимают скульптурную позу и замирают. На
этот раз каждый называет имя своего сценического персонажа и физически
выражает его образ в своей скульптуре.

Завершение: Завершите занятие тем ритуалом, который вы выбрали на первом занятии. Поблагодарите группу. Напомните, когда и где состоится следующее занятие. Скажите, что после занятия ведущие готовы ответить на вопросы участников, если это необходимо.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования