Общение

Сейчас 2357 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Этот план занятия включает в себя важнейшие техники для создания образовательного театрального материала. В этом занятии для участников предусмотрена целая серия театральных игр и упражнений, направленных на раскрепощение сознания и тела. Эти упражнения носят интерактивный характер, подразумевают интенсивную физическую активность, полностью безопасны и представлены прежде всего в игровой форме. Затем следуют упражнения, включающие в себя основы импровизации и направленные на развитие диалога, конечной целью которого является выработка эффективных форм подачи образовательного материала. Им на смену приходят игры, посвященные какой-либо отдельной теме. Участники практикуются в создании кратких образовательных сценариев, представляют их группе, после чего дается оценка их действенности. 

Импровизация в сравнении с традиционным сценарием

Разве можно обучить актерскому мастерству, тем более импровизации?

Многие скептики думают, что актерскому мастерству (или импровизации) научить невозможно. Их довод состоит в том, что, поскольку игра требует от актера демонстрации эмоций и воображения, то очень мало чему можно в действительности научить человека. Однако преподаватель актерского мастерства может делать следующее:

:: подсказывать актеру, как понятно выразить и донести до зрителя то, что создало его воображение;
:: создавать комфортные условия для изучения актерского мастерства, в которых ребята будут чувствовать, что это нормально, если у них что-то не выходит, и при этом будут пытаться полностью задействовать собственные творческие способности;
:: строить доверительные отношения в актерской компании;
:: проводить упражнения на развитие физической силы, растяжку и умение расслабляться;
:: помощь в разработке навыков работы с голосом.
Импровизированная игра требует уверенного владения вышеперечисленными навыками, а также более специфических импровизационных навыков, таких как:
:: умение следовать за «предложением» (это может быть строчка в диалоге, часть предыстории героя или другой элемент, который партнер привносит в сцену);
:: избегание «мертвого» завершения сцены лаконичными фразами «да» или «нет»;
:: помощь в подведении сцены к той концовке, о которой договорились;
:: поиск неожиданных, а не предсказуемых поступков;
:: фокусирование внимания на героях на сцене, а не на прочих персонажах;
:: фокусирование внимания на истории и ее главной идее, которую необходимо донести, а не на юморе и комедийных элементах.

Существует множество различных способов, как разработать сценарий, пригодный для использования в равном обучении. Некоторые используют традиционный подход к написанию сценария, когда взрослые или молодежь пишут сценарий на определенную тему, а актеры/равные преподаватели играют по сценарию.

Однако это пособие предлагает обратить внимание на другой способ разработки сценариев – импровизацию. Импровизация – это процесс создания сцен, непосредственно проигрывая их, без использования предварительно написанного сценария. По своей природе импровизация – творческий и спонтанный процесс. Она позволяет молодым управлять творчеством и вдохновляет их на то, чтобы задействовать и свое тело, и эмоции, а не только логическое мышление.

Одна или более сцен, разработанных посредством импровизации, затем записываются и могут быть доработаны, чтобы стать полноценным сценарием. Таким образом, сценарий целиком исходит непосредственно от молодежи и получается живым, а не выхолощенным, как это часто случается, когда взрослые пытаются заговорить, как подростки.

Мы отнюдь не утверждаем, что довести продукт импровизации до состояния готового сценария легко. Напротив, это очень тяжелый процесс. Данное руководство разъясняет шаги, которые потребуются для создания отдельных сцен и целого сценария, а также предоставляет описание серий тренингов, которые помогут руководителям программ создать увлекательную театральную постановку, используя технику импровизации.

Неважно, какой подход используется в вашем проекте, сцены или целые пьесы никогда не бывают по-настоящему законченными. Чем больше вы работаете, тем большему вы и ваши актеры научитесь. Скорее всего, вам захочется вернуться к началу и повторить ваш материал несколько раз, потому что совершенству предела нет.
 

Задачи занятия 

Помочь участникам почувствовать себя уверенно и свободно для того, чтобы без смущения и замешательства приступить к работе над темами, имеющими отношение к формированию здорового образа жизни; показать участникам, как на основе их коллективных размышлений и опыта можно создавать сценарии на заданную тему. 

Время: 3,5 часа 

Материалы: 

¦ Один резиновый мячик или подобный предмет, который можно безопасно кидать 

¦ Один стул для каждого из участников 

¦ Флип-чарт 

¦ Маркеры разных цветов 

¦ Подготовленные заранее надписи на листах флип-чарта:

 

1. «Добро пожаловать на занятие «Без сценария» (с именами ведущих) 

 

2. «Замри» с числами от 1 до 10 (оставьте место, чтобы писать) 

 

3. «Информационное послание» со следующим списком: 

• Образовательные цели (оставьте место для двух целей)

• Подсказки:

:: Юмор 

:: Краткость 

:: Измененные имена 

:: Открытая концовка 

 

ТЕМА: ВВОДНАЯ ЧАСТЬ И РАЗМИНКА

 

Упражнение: «массаж спины по кругу» (10 мин.)

 

Цели: Помочь участникам снять напряжение и раскрепоститься. Узнать имена друг друга. 

 

Материалы: Приветственная страница флип-чарта («Добро пожаловать на занятие «Без сценария») 

 

Выполнение: Представьте участникам себя и другого ведущего. Покажите на флип-чарт, где написаны ваши имена и название занятия. Попросите участников встать в круг и повернуться направо. Теперь каждый должен положить руки на плечи стоящего перед ним и начать массировать плечи, шею и спину. Примерно через 3 минуты надо развернуться в другую сторону и помассировать того, кто стоит слева. Научите участников говорить друг другу, что им нравится, а что нет. Убедитесь, что участники знают имена тех, кто стоит рядом, и не забудут поблагодарить их за доставленное удовольствие. Строго придерживайтесь установленного времени.

 

Завершение: Похвалите участников и попросите сделать круг пошире. Скажите, что не собираетесь на данный момент много говорить, а предлагаете еще размяться.

Комментарий для тренеров

Это упражнение может оказаться неуместным в некоторых группах в зависимости от этнических, религиозных и культурных особенностей участников. Возможно, более удачным покажется разделить участников на два кружка: мужской и женский. Адаптируйте это упражнение к своим условиям.
 

Упражнение: «быстрая разминка в кругу» (10 мин.)

 

Цели: Создать собственную «церемонию», символизирующую начало занятия или репетиции, помочь участникам расслабиться, набраться энергии, размять свое тело и отрегулировать дыхание. 

 

Материалы: никаких 

 

Выполнение: Объясните участникам, что каждую репетицию или студию необходимо начинать с физической разминки. Упражнения должны обеспечить разминку всех основных мышечных групп, способствовать концентрации внимания, налаживанию взаимодействия между членами группы и подъему энергетического тонуса коллектива.

 

Скажите, чтобы все встали в круг между участниками должно быть достаточно свободного места. Попросите каждого найти пару напротив себя и поддерживать зрительный контакте этим партнером на протяжении всего упражнения. Проследите, чтобы у каждого был партнер. Скажите, что в данном упражнении главным является не конечное совершенство того или иного движения, а концентрация внимания.

 

Теперь ведущий показывает всем серию движений:

потягивания, наклоны, прыжки и другие. Четко их видит только партнер ведущего, остальные следят боковым зрением и стараются выполнять то же самое. Но главное - сконцентрироваться на движениях, которые делает твой партнер, и точно повторять за ним.

 

Завершение: Пусть участники похвалят себя аплодисментами. Попросите всех остаться в кругу для следующего упражнения, которое позволит участникам лучше узнать друг друга.

Комментарий для тренеров

В занятии «Без сценария» разминку в кругу обычно проводит тренер. Когда вы будете использовать это упражнение для начала репетиций или в других занятиях, можете попросить участников задавать движения в кругу.

 

Упражнение: «энергетический круг, игра в имена или игра в имена с ритмом» (15 мин.)

 

Цели: Физическое самовыражение участников, снятие напряжение в группе, развить ощущение игры, помочь запомнить имена участников группы.

 

Материалы: никаких

 

Выполнение:  Ведущий может выбрать один из следующих вариантов проведения.

 

Энергетический круг и имена: Группа образует круг. Один из участников поворачивается к стоящему рядом с ним, называет имя и сопровождает это каким-либо жестом, задействовав в этом все тело. Тот, к кому это было обращено, в ответ повторяет имя и жест, но при этом говорит имя еще громче и еще более подчеркнуто повторяет жест. Затем он называет свое имя, сопровождая его своим жестом, другому своему соседу, тот повторяет, и так по кругу. 

 

Альтернативный вариант (с ритмом):

Вначале хлопками ладоней задайте ритм игры: «раз-два. раз-два-три. Когда все подхватят ритм, объясните, что вместо хлопков, каждый из участников называет свое имя и выполняет жест (это будет «раз»}, группа повторяет («два»), и затем все вместе быстро повторяют три раза («раз-два-три»}. И так по кругу, пока очередь не дойдет до каждого.

 

Завершение:

Похвалите всех и поаплодируйте группе. Скажите участникам, что они уже начали импровизировать. Теперь мы, продолжая стоять в круге, кратко поговорим об использовании театра для обучения, целях нашей работы и о задачах на сегодня.

 

Краткая информация по теме: Театр и профилактическая работа (15 мин.)

 

Цели: Сообщить участникам необходимую информацию по теме и в общих чертах рассказать им, чем они будут сегодня заниматься. 

 

Материалы: Флип-чарт и маркеры 

 

Выполнение: Расскажите участникам, что на этих занятиях они научатся использовать театральный подход для обучения по принципу «равный-равному». Им будет представлен ряд упражнений и игр, которые сделают процесс обучения веселым. Они научатся импровизировать, разрабатывать «послания» и создавать небольшие театрализованные фрагменты.

 

Коротко расскажите о следующих фактах из истории использования театра в обучении, чтобы участники понимали контекст, в котором они работают:

Во всех культурах театр используется для развлечения и рассказа историй. Например, африканские сказания, индонезийские марионетки и русские балаганные представления.

Театр - это также хороший способ сообщать новости и образовывать людей.

Молодежь особенно хорошо реагирует на то. чтобы получать «информационное послание» в виде театральной постановки, а не в виде лекции.

Театр активно вовлекает аудиторию и помогает сконцентрироваться на представленной проблеме.

 

Теперь поясните основные правила тренинга, которые важны, так как помогут всем ощущать себя комфортно и открыто выражать себя во время занятий. Спросите участников, какие бы два-три правила для тренинга они могли бы предложить. Запишите эти правила на флип-чарте. Это могут быть, например: говорить по одному, не перебивать, уважать друг-друга, сохранять конфиденциальность (то есть, что сказано в этой комнате, останется в этой комнате). Все участники должны согласиться со списком правил. Подумайте вместе с группой, что будет, если кто-то нарушит правила.

 

Завершение: Скажите группе, что теперь вы приступите к игре, которая не так проста, как может показаться на первый взгляд.

 

Упражнение: Передай Хлопок» (10 мин.)

 

Цели: Наладить взаимодействие, единство, концентрацию, зрительный контакт 

 

Материалы: никаких 

 

Выполнение: Участники образуют круг. Один из них поворачивается к стоящему рядом, смотрит ему в глаза и хлопает в ладоши. Второй участник хлопает одновременно с ним. затем поворачивается и передает хлопок следующему, и так далее. Должно создаться впечатление, что хлопок передают по кругу.

 

Пусть участники постараются установить собственный ритм и удерживать его. Хлопки в паре должны звучать одновременно. После того, как хлопок обошел круг несколько раз. остановите упражнение и обсудите.

 

Спросите участников, что позволяет произвести хлопок одновременно (зрительный контакт контроль дыхания, ясность намерений, ощущение ритма)? Удалось ли все время удерживать один ритм?

 

Попробуйте еще раз провести упражнение. Еще раз оцените результат.

 

Завершение: Похвалите участников. Теперь все могут разойтись по помещению, готовясь приступить к новой работе.

Комментарий для тренеров

После того, как группа освоит это упражнение в его самой простой форме, можно практиковать усложненные варианты, например:
«послать» два хлопка в разные стороны;
если один участник хлопнет два раза подряд, это меняет направление, в котором движется хлопок (хлопнуть два раза может любой участник без предупреждения);
передавайте хлопок на скорость, пытаясь поставить групповой рекорд (например, полный круг за 4 секунды в группе из 30 человек).

 

ТЕМА: ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ

 

Упражнение: «снять маски» (10 мин.)

 

Цели: Дать участникам представление об энергии движения, групповой энергии. Предоставить им возможность испытать эти энергии, дать начальное представление о целостности сценического пространства.

 

Материалы: никаких, стулья убраны

 

Выполнение: Попросите участников выполнять это упражнение в тишине. Скажите участникам, чтобы они начали ходить по всему залу в любом направлении, как они пожелают. Через минуту попросите участников начать обращать внимание на то, как они себя при этом ощущают. Каков ваш эмоциональный уровень? Как вы себя чувствуете физически? Обратите внимание на важность глубокого дыхания, чтобы поднималась диафрагма.

 

Затем попросите участников начать рассматривать комнату по мере того, как они по ней ходят. Необходимо обращать внимание на цвета, особенности освещения, объекты, структуру материалов (какими бы они были на ощупь?) - все те детали, на которые мы обычно не обращаем внимания. Продолжите эти наблюдения в течение минуты.

 

Теперь скажите участникам, чтобы они начали смотреть друг другу в глаза, продолжая ходить. Пусть постараются смотреть так, будто видят друг друга впервые.

 

Скажите участникам, что это упражнение называется «Снять маски». Это значит, что не надо пытаться выглядеть радостными, если ты так себя не чувствуешь, не надо «надевать» никакое выражение лица, которое не соответствует твоему внутреннему настроению. Нет необходимости стараться произвести какое-либо впечатление на окружающих. Продолжайте ходить по комнате, стараясь отдаться своим ощущениям и позволить своим лицам и телам выражать то. что вы чувствуете на самом деле.

 

Наконец, попросите участников поменять скорость и стиль своего движения. Например, попросите их ходить быстрее или медленнее, на носочках или пригнувшись низко к полу. Попробуйте любые другие варианты движения, которые придут вам в голову. В то же самое время участники должны стараться удерживать внимание на своих ощущениях, своем физическом состоянии и смотреть в глаза окружающим.

 

Завершение: Похвалите всех и завершите упражнение. Попросите участников продолжить двигаться, пока вы объясняете правила следующего упражнения.

 

Упражнение: «Импульс» (10 мин.)

 

Цели: Научить участников использовать голос и тело для самовыражения, помочь им преодолеть страх выглядеть «глупо», дать почувствовать, какой объем энергии требуется, чтобы сделать спокойное движение или издать негромкий звук. 

 

Материалы: никаких 

 

Выполнение: Вначале занимающиеся просто свободно ходят по помещению. В определенный момент инструктор называет имя одного из них или легко касается его ладонью. Участник начинает издавать какой-либо звук или выполнять движение, никто при этом не останавливается. Группа подхватывает этот звук и движение, пока все не начнут выполнять его вместе. Инструктор дает команды «расширить», «довести до предела», «сжать», громче/тише голос, или выполнять только движение тела. Затем командует оставить этот звук/движение, продолжить ходьбу, после чего выбирает другого участника, который будет показывать звук и движение, и игра продолжается.

 

Завершение: Попросите участников замедлить движение и. несколькими секундами позже, скажите им остановиться. Не скупитесь на слова одобрения, объясните, что это упражнение должно было помочь преодолеть застенчивость, которую естественно ощущаешь, когда приходится говорить и двигаться перед аудиторией. Теперь попросите занимающихся разобраться по парам для выполнения следующего упражнения. Участники каждой пары стоят друг напротив друга, между ними должно быть достаточно свободного пространства, дистанция примерно две вытянутых руки.

 

Упражнение: «Зеркало» (10 мин.)

 

Цели: Помочь участникам получить опыт взаимодействия друг с другом, почувствовать энергию движения и научиться двигаться с партнером как одно целое, установить доверие. 

 

Материалы: никаких 

 

Выполнение: Инструктор объясняет, что участники каждой пары должны определиться, кто из них будет «А», кто «Б». «А» начинает, выполняя простые медленные движения. «Б» зеркально повторяет их. Когда тренер командует «смена». «Б» становится ведущим; во время перехода не должно быть остановки движения. Работающие в паре постоянно меняются ролями, смена происходит все чаще. В конце концов, инструктор командует «без ведущего», и пары продолжают двигаться абсолютно синхронно, пока им не будет дана команда завершить начатое движение за 30 секунд и одновременно остановиться.

 

Завершение: Обсудите кратко вместе со всеми. Задайте такие вопросы: кому больше понравилось следовать за движением? Кому понравилось быть ведущим? Что способствует единству движения? Что мешает? Объясните, что эта связь как раз и есть то. чего вы хотите добиться от партнеров на сцене.

 

Упражнение: «Машины» (10 мин.)

 

Цели: Способствовать освоению участниками групповой энергетики, тренировка синхронности движений и чувства ритма, концентрации внимания и выбора объектов внимания. Работа со звуком и движением, цветами и эмоциями. 

 

Материалы: никаких 

 

Выполнение: Один из участников становится в центр комнаты и начинает издавать повторяющиеся звуки и выполнять повторяющиеся движения, сфокусировав их на определенном участке пространства и поддерживая постоянный ритм. Другие присоединяются, издавая другие звуки и выполняя другие движения, при этом они должны поддерживать координацию друг с другом и образовать единую машину. Не обязательно «прикрепляться» к тому человеку, который присоединился к «машине» непосредственно до тебя.

 

Как только все участники присоединились к машине, попросите машину двигаться быстрее, медленнее, изменить цвет или настроение (придумайте что-то конкретное). Участники должны изменять свои движения в соответствии с вашими предложениями.

 

Завершение: Дайте положительную оценку группе (например: «Вы отлично работаете вместе»). Задайте группе такие вопросы: как вам было ощущать себя машиной? Трудно ли было концентрироваться на собственном движении и звуке? Что помогало? С какими цветами было легко работать? С какими трудно? Какие изменения в скорости, стиле движения показались трудными или легкими?

 

Теперь переходим к нашей первой настоящей импровизационной игре.

 

Упражнение: «Диалог без слов» (15 мин.)

 

Цели: Позволить участникам эмоционально выразить себя. Активизировать тело участников, показать им. как можно выразить себя с помощью тела, не прибегая к словам.

 

Материалы: никаких

 

Выполнение: Участники строятся в две шеренги лицом друг к другу- Каждый из актеров шеренги А должен стоять напротив актера шеренги Б. Капитан команды А крайний в своей

шеренге, капитан команды Б стоит напротив него в своей шеренге.

 

Капитаны должны вступить в диалог друг с другом, используя только звуки (без слов) и движения. Капитан А «посылает- свой звук и движение (например, хрюкает и разводит руки в стороны) капитану Б. Все члены его команды повторяют этот звук. Капитан Б должен дать свой ответ капитану А. а его команда повторяет за ним его звук и движение. Затем наступает очередь капитана А и т.д.

 

Участники меняются ролями, пока каждый не побывает в роли капитана. Очень важно строго соблюдать правила и порядок передачи «посланий». Обратите внимание на то, что диалог - это звук и движение, а не слова.

 

Завершение: Не забудьте похвалить участников после этого упражнения - это был первый шаг к импровизации. Скажите, что мы продолжаем стоять в две шеренги, и начинаем настоящую импровизационную игру, уже со словами. Пусть участники поменяются местами, чтобы перед каждым стоял новый партнер.

 

Упражнение: «КТО? ЧТО? ГДЕ?» (15 мин.)

 

Цели: Представить элементы сцены, овладение базовыми навыками быстрого вербального выражения информации на сцене. 

 

Материалы: никаких 

 

Выполнение: Участники стоят в две шеренги друг напротив друга. Это упражнение - очень эффективный способ групповой наработки «сценических элементов»: КТО, ЧТО, ГДЕ.

 

Под вопросом «КТО?» имеются в виде герои сцены, кем они приходятся друг другу их прошлое, их ценности и взгляд на жизнь.

 

Под вопросом «ЧТО?» имеется в виде конфликт, что происходит в этой сцене, и то, как этот конфликт соотносится с образовательной целью, идеей, которую нам надо донести до зрителя.

 

Под вопросом «ГДЕ?» подразумевается место, где разыгрывается каждая из сцен, а также то. как это место влияет на поведение героев.

 

Каждый из участников вместе с партнером, стоящим напротив него, будет создавать отдельную сцену. Участник А начинает. Б отвечает. А заканчивает сцену, произнося третью завершающую фразу. По окончании сцены должно стать понятно: кто, что и где. Подчеркивайте необходимость совместной работы в процессе создания сцены (иногда участник думает, что уже одна строчка должна включать в себя все три элемента, но это не так). Например, участник А говорит первую фразу и производит движения, по которым мы догадываемся, где находятся герои (ГДЕ). Тогда участник Б отвечает фразой, которая развивает действие и подсказывает зрителям, кем они приходятся друг другу (КТО). После этого участник А может закончить сценку фразой, которая окончательно прояснит, что между ними происходит в данный момент (ЧТО).

 

Участники не должны заранее планировать свои сцены, им необходимо научиться работать с тем материалом, который рождается непосредственно в момент игры. Напомните, что в этом упражнении важно не рассмешить всех, а работать в паре и создать простую сценку.

 

После импровизации каждой пары, кратко обсудите представленную сценку на наличие всех трех элементов. Иногда вы можете попросить их переиграть заново, уточнив отдельные элементы, или подсказать, как нужно разыгрывать сцену в следующий раз.

 

Завершение: Похвалите участников. Объясните им. что эта игра очень сложная, но важная, она учит их работать со сценическим текстом в режиме импровизации. Это способствует быстрому безостановочному развитию сюжета, а также лучшему восприятию спектакля аудиторией. Попросите группу сесть (на стулья или на пол) напротив флип-чарта и приступите к дальнейшему обсуждению специфики работы «Без сценария».

 

 

ТЕМА: СОЗДАНИЕ И ОЦЕНКА СЦЕНЫ


Упражнение: «Определение тем путем мозгового штурма и создание сцен» (15 мин.)

 

Цели: Объяснить основные понятия и концепции, касающиеся работы над отдельными темами, постановки и решения конкретных образовательных задач, оказания воздействия на целевую аудиторию. Тренировка в постановке образовательных задач, применение техники «КТО, ЧТО, ГДЕ».

Материалы: Фломастеры, флип-чарт (листы 2. 3), стулья для участников

 

Выполнение: Начните обсуждение с того, что при планировании сцены необходимо ясно

представлять себе, какие конкретные образовательные цели вы преследуете и для аудитории какого возраста будет предназначена ваша сцена. Обратите внимание на то, что темы, используемые при создании сцен, должны быть конкретными. Разъясните, что в рамках каждой темы существует множество отдельных аспектов и при создании сцены требуется сфокусироваться на одном из них. Сцены должны быть достаточно короткими и иметь продуманное окончание. При создании сцен следует давать свои имена героям, отличные от имен актеров, а также использовать юмор; для эффективного планирования сцен необходимо прибегать к технике «кто, что, где»; возможно также создание сцен, действие в которых не получает своего логического завершения.

 

Путем мозгового штурма с группой наметьте несколько проблем, которые они хотели бы отразить в сценке. Затем выберите одну.

 

Обратите внимание группы на важность четкой постановки образовательных задач. Группа должна письменно сформулировать две образовательные задачи по избранной теме.

 

Завершение: Ответьте на возникающие вопросы. Теперь, когда тема выбрана, мы встанем в круг для выполнения следующего задания.

 

Упражнение: «Бросание мяча» (5 мин.)

 

Цели: Выразить чувства, мысли, идеи и эмоции, вызванные выбранной темой. 

 

Материалы: Стулья убраны. Один мяч или другой предмет, который можно безопасно бросать друг другу.

 

Выполнение: Участники группы образуют круг. Повторите тему (проблему), которую группа выбрала для создания сцены. Объясните, что сейчас, бросая мяч. мы будем называть свои ассоциации, чувства, связанные с этой темой, высказывать свои переживания (одним-двумя словами). Бросьте мяч одному из стоящих в круге и скажите, что чувствуете вы. Когда участник, в свою очередь, бросает мяч. он должен высказать идею или мысль, выразить словами свою эмоцию, свое отношение к теме. Инструктор заканчивает упражнение, когда сочтет необходимым, но все участники должны высказаться хотя бы по одному разу.

 

Завершение: Объясните, что это упражнение помогло участникам быстро оценить собственное отношение к выбранной теме. Когда надо было одновременно бросать мяч и говорить, скорее всего вы говорили то. что первым пришло вам на ум и скорее всего вы не задумывались, разделяет ли кто-то еще ваше мнение. Сейчас пространство вокруг нас буквально пропитано нашей темой. Поблагодарите всех. Теперь приступаем к игре, в ходе которой нам предстоит очень быстро создать множество коротких сцен, посвященных этой теме. Вы увидите, какое количество материала по теме может быть подготовлено в кратчайшие сроки.

 

Упражнение: «Сценка с «Замри» по Одной Теме» (15 мин.)

 

Цели: Помочь участникам раскрыть в себе способность к импровизации, почувствовать уверенность в себе. Позволить им следовать за своими внутренними импульсами, отказавшись от аналитического мышления.

 

Материалы: Флип-чарт (лист 4). фломастеры, стулья убраны

 

Выполнение: Попросите двух добровольцев встать отдельно от группы. Все остальные участники стоят вместе. Скажите, что первые добровольцы начнут простую импровизацию на

выбранную в предыдущем упражнении тему. Это может быть любая сцена, допускаются любые персонажи и ситуации, лишь бы это касалось заданной темы.

 

Никакая подготовка не допускается.

 

Далее в любой момент каждый из оставшихся участников группы может скомандовать «замри», и оба актера замирают на месте. Давший команду замереть заменяет одного из актеров, принимая его позу, и начинается новая сцена, с новыми героями и новой ситуацией, также имеющая отношение к теме. Эта игра может породить множество новых идей по теме и позволить участникам группы попробовать такие варианты развития событий, которые они не могли себе даже представить.

 

Если проходит более одной минуты, а никто не кричит: «Замри!», напомните участникам, что они должны останавливать действие и вступать в игру. По ходу игры тренер делает заметки, а после завершения собирает всех вокруг флип-чарта и обсуждает со всеми получившиеся сценки. Объясните участникам необходимость всегда записывать импровизационные сцены для того, чтобы не забыть хорошие идеи.

 

Завершение: Поблагодарите группу аплодисментами. Обратите внимание участников на

то, как много сцен они смогли создать практически сходу, не имея времени на подготовку. Теперь обратим наше внимание на то, как планировать сцены.

 

Упражнение:  «Планирование сцен в малых группах» (15 мин.)

 

Цели: Попрактиковаться планировать сцены на заданную образовательную тему. 

 

Материалы: Бумага и фломастеры для каждой группы, стулья, три или четыре листа флип-чарта (раздайте малым группам). 

 

Выполнение: Повесьте на стену заранее приготовленный лист флип-чарта, на котором написано: «Информационное послание». Поделите группу на три-четыре малые группы. Дайте задание каждой группе определить, кто является их целевой аудиторией, какая тема подойдет для этой аудитории, а также одну образовательную задачу для этой аудитории. Свои идеи можно записывать на чистых листах флип-чарта, можно использовать подсказки со страницы флип-чарта «Информационное Послание»: 

 

Подсказки

: Юмор

: Краткость

: Измененные имена

: Открытая концовка 

 

Через несколько минут группы должны определить свою аудиторию, тему, образовательные задачи (не более двух) и назвать героев. После этого каждая группа должна разработать обучающую сценку, которая согласуется с образовательной задачей. Предупредите, что не надо репетировать сцену заранее и что совсем необязательно задействовать всех, кто входит в вашу малую группу. Нужно задействовать столько персонажей, сколько необходимо для раскрытия вашей темы.

 

Руководитель должен быть всегда готов отвечать на вопросы участников, объявлять оставшееся время (5 минут. 2 минуты), прекратить работу строго в установленное время, иначе планирование будет длиться бесконечно.

 

Завершение: Постарайтесь сделать так. чтобы все закончили планирование через 15 минут. Затем обсудите процесс со всей большой группой. Было легко или сложно? Почему? Все ли участвовали? Теперь решите со всеми вместе, где будет «сцена», на которой группы будут показывать свои сценки.

 

Упражнение:  «Представление и обсуждение сцен» (15 мин.)

 

Цели: Помочь участникам приобрести опыт выступления в собственных сценах. Инструктор и члены группы оценивают представленные сцены. Смоделировать серию вопросов-ответов с персонажами в образе.

 

Материалы: Стулья и другая мебель (не обязательно), флип-чарт и фломастеры, если инструктор хочет делать записи походу выступлений (не обязательно)

 

Выполнение: Вызовите группу, желающую показать свою сценку первой.

В начале и в конце каждой сцены участник малой группы, которая играет в данный момент, должен сказать «сцена» - «конец сцены».

 

Непосредственно после каждой представленной сцены дайте краткую оценку по следующим пунктам (не забудьте похвалить участников). 

 

После каждой сцены задайте вопросы группе и зрителям:

Группе: какие образовательные задачи были поставлены?

Зрителям: были ли вам понятны эти образовательные зад;

Группе: на какую целевую аудиторию рассчитана сцена?

Группе: что было задумано, и что в итоге получилось?

Зрителям: насколько правдоподобной показалась вам представленная сцена?

Всем: что нужно сохранить/изменить в последующей работе над этой сценой?

Комментарий для ведущего:

Выберите добровольца, который будет записывать основные моменты сценки. Это поможет при дальнейшей работе.

Альтернативная часть:

Серия вопросов и ответов с персонажами в образе

Попросите героев оставаться в образе после завершения показа сцены. Задайте нескольким героям вопросы, обращаясь к ним, как к их персонажам. Добейтесь от них, чтобы они отвечали, оставаясь в образе. Оцените, отвечали ли актеры на вопросы так, как это сделали бы их персонажи.

 

Иногда есть возможность включить краткую серию вопросов и ответов в обсуждение сцены. Подчеркните важность использования ответов на задаваемые вопросы для формирования у зрителей навыков здорового образа жизни. Не допускайте превращения серии вопросов и ответов в программу «Окна». Эту часть выступления надо использовать для расширения и углубления знаний аудитории по заданной тематике.

 

Завершение: Похвалите и поздравьте всех участников. Скажите, что это были всего лишь первые шаги. Подготовка сцен для выступления перед аудиторией может представлять собой длительный процесс.

 

Упражнение: «Дальнейшие шаги» (10 мин.)

 

Цели: Объяснить участникам, какие дальнейшие действия им необходимо предпринять для подготовки создаваемой ими сцены. 

 

Материалы: Фломастеры, флип-чарт. стулья (не обязательно) 

 

Выполнение: Каждый раз после показа сцены необходимо всем вместе провести обсуждение увиденного и дать соответствующую оценку. Необходимо определить, какие элементы сцены «сработали», а какие нет, сразу же внести необходимые изменения. Нужно повторять весь этот процесс многократно до тех пор, пока сцены не будут готовы к показу перед сверстниками. Но даже после этого подготовленные сцены могут со временем изменяться и улучшаться. Сцены становятся сильнейшим инструментом для обучения по мере совершенствования диалога (относится ли сказанное к делу, достоверная ли информация высказывается, соответствует ли сказанное возрасту и культурным особенностям зрителей, соблюдается ли баланс между юмором и драматическим напряжением), персонажей (реалистичны ли они. соответствуют ли они ситуации, знакомы ли эти типажи зрителям), ситуация (реалистична ли она. возможна ли такая ситуация, интересна ли она. присутствует ли доля развлечения), информационное послание (ясно ли оно, актуально ли. имеет ли отношение к образовательным целям, соответствует ли оно возрасту и культурным особенностям аудитории).

 

Завершение: Поблагодарите всех - все хорошо поработали, молодцы. Какие есть вопросы? Попросите встать в круг для завершения занятия «Без Сценария».

 

Упражнение: «Завершающий Круг» (5 мин.)

 

Цели: Создать собственный ритуал для завершения занятия

 

Материалы: Стулья убраны, другие материалы в зависимости от характера завершаемого занятия 

 

Выполнение: Выберите любое нравящееся вам упражнение, например, самое простое: все вместе дважды хлопают в ладоши, щелкают пальцами и топают ногой. Если время позволяет, можно придумать что-нибудь более сложное.

 

Завершение: Поблагодарите каждого. Ответьте на вопросы, по необходимости обсудите с участниками прошедшее занятие. Назначьте время и место следующего занятия. Попрощайтесь.

 

О «завершающем круге»:

«Завершающий круг» - это упражнение, которое мы рекомендуем проводить в конце каждого занятия на протяжении данного курса. В этом руководстве есть много различных упражнений, игр, групповых ритуалов, которыми можно завершать занятие - это просто наши предложения, а вы можете выбрать любое понравившееся или использовать свое. Завершение занятия одним и тем же ритуалом - это как ваша личная подпись, при условии, что вы всегда будете использовать один и тот же ритуал. Почему завершающий ритуал важен? Во время занятий обсуждается множество тем, которые могут быть очень личными. Необходимо дать возможность ребятам «переключиться», успокоиться, отстраниться от сильных эмоций, которые могли возникнуть у них во время занятия.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования