Общение

Сейчас 500 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Занятие направлено на проработку важнейших элементов актерской техники. Помогает разобраться со студийцами в понимании жеста как подлинного, продуктивного, целесообразного действия. На занятии студийцы сами ищут ответ на вопрос: «Зачем человеку жест, если все не-обходимое он может выразить словом?» через открытия, которые помогает совершить педагог.
Цель урока: проработка важнейших элементов актерской техники.

I этап. Организационный момент (2 мин)

Цель: настроить студийцев на работу.

Приветствие студийцев.

Учитель.
Добри ден и добрый час!
Рад всех вновь я видеть вас!
Вери гуд! Салям алейкум!
Бона сэра! Вац из дас!
Еще бонжур! Шалом и чао!
Буонэс диаз! Свейки! Здраво!
Гомарджоба! Буна! Ети!
Намаете! Алоха! Тервист!

Знаете ли вы, дорогие друзья, ученые подсчитали, что на нашей планете существует две тысячи семьсот девяносто восемь языков и более восьми тысяч наречий. И если произнести только одно приветственное слово на всех языках мира, то это займет полтора часа времени...
Но приветствия несут в себе не только этикетные предписания, но и различные ритуалы, тра-диции, привычки, условности. Все вы превосходно знаете, что приветствовать другу друга можно не только словами, но и всевозможными жестами и телодвижениями. Вспомните и изобразите эти жесты и движения в такт музыки.

Игра «Приветствие»

Упражнение «Круг настроя»

Учитель. Мы поприветствовали друг друга, настроились на занятие. Начинаем.

II этап. Актуализация знаний учащихся. Мотивирующее начало (1 мин)

Цель: сообщение темы, цели и задач занятия; замотивировать студийцев в получении новых знаний.
Учитель. Цель сегодняшнего занятия — проработка важнейших элементов актерской психотехники.

«Эпиграф»

—    Как вы понимаете значение данного выражения?
Каково значение жеста для актера?
Какими должны быть жесты?

III этап. Повторение пройденного материала (8 мин).

Цель: подготовить голосо-речевой аппарат студийца к работе.
Повторить пройденный материал.
Создать предпосылки для выразительного изображения отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Побудить к показу моделей выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гордость и др.). За-крепить элементы выразительных движений: мимику, жесты, позы, походку.

Учитель. Поднимаемся на сцену, начинаем голосо-речевой тренинг с массажа. Какие виды массажа вы знаете? (Ответы детей.)

Консультанты проводят инструктаж, контролируют выполнение массажа студийцами:
гигиенический массаж разогревает мышцы лица и шеи;
вибрационный массаж: поможет разбудить резонаторы.

Учитель. Какие виды гимнастик использует актер для подготовки голосо-речевого аппарата? (Ответы студийцев: артикуляционная, дыхательная, дикционные и голосо-речевые упражнения.)
Артикуляционная гимнастика. Упражнения «Замки», «Круговые движения челюстями», «Пя-тачок — голливудская улыбка», «Уколы языком в щеки», «Чистим зубки языком».
Дыхательная гимнастика. Упражнение «Катюша».
Дикционные упражнения. Упражнение «Звукоряд» (и — э — а — о — у — ы). Скороговорки с движениями. (Маланья болтунья. Шла Саша по шоссе. От топота копыт пыль по полю летит. Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто.)
Учитель. В следующем задании мы с вами приступаем к проработке актерской психотехники через упражнение «Яблочко».
Я прошу вас продемонстрировать ваше эмоциональное состояние, выразительность жестов, мимики и отношение в процессе выполнения данного упражнения. Упражнение начали.

Этюд выполняется индивидуально каждым. Спускаемся на первый ряд.

Учитель. На театральных занятиях вы знакомились с различными театральными терминами и понятиями. Давайте их сейчас вспомним. Внимание на экран.

Показ слайдов.

IV этап. Изучение нового материала (10 мин)

Цель: разобраться со студийцами в понимании жеста как подлинного, продуктивного, целесообразного действия; прийти к пониманию существования жеста не ради жеста, а ради передачи жизни человеческого духа.

Учитель. У обычного человека отсутствует свобода движения, недостаточная подвижность суставов, отставание в развитии одной руки от другой, бывают действия рук излишне развязны, неловки. Иногда под влиянием волнения или стеснения движения тела неестественны и некрасивы, излишне напряжены или перенапряжены от всех неловкостей. Сколько возникает неприятностей и серьезных проблем.
Как часто в жизни бывает бессильно слово или красноречивее слова — точный, выразительный жест. Что наша живая речь без движения тела? Одно дополняет другое, развивает, усиливает. Сколько красоты в человеке, владеющем своей речью и телом! О таком человеке мы с восклицанием скажем: «Как все в нем гармонично!» Особенно это важно для актера.
Внимание на экран.

Учитель. Скажите, что общего между всеми персонажами? (Ответы студийцев.)
Все люди что-то показывают руками, стоят в каких-то позах, кому-то что-то говорят.
Можно ли понять, что говорят или хотят сказать герои нашего коллажа? (Ответы студийцев.)

Упражнение 1
Учитель. Проговорите реплики за героев с коллажа.

Упражнение 2
Учитель. Предлагаю стать вам героями живого коллажа. С помощью незамысловатых слов «заколдовываю» всех. Я задаю всем вопрос и прошу дать ответ без единого слова и звука.
Быть иль не быть?
Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши девчонки?
Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки?

Открытие 1. Мы можем понимать друг друга без слов. А происходит это через телодвижение, через обозначение, через жест! Мы можем общаться с помощью жеста!

Учитель. Давайте попытаемся все вместе найти формулировку понятию «жест». (Ответы студийцев.)
Жест — это телодвижение (движения руками, кивок и поворот головы, плеч, движение туловища).
Если жест — это язык общения между людьми, то кто и когда обучал нас этому языку?
Предлагаю поиграть в детские ситуации. Прошу всех на сцену.

«Рисую» предлагаемые обстоятельства и по хлопку нужно выполнить какое-то телодвижение.

Упражнение 3
Учит ель. Малыш ползет по дивану к самому краю и сейчас может упасть. Вы — родитель. Как вы поступите? (Ответы студийцев.)
Другая ситуация: малышу показывают красивую игрушку, просят подойти за ней, сделав не-сколько самостоятельных шагов.
Еще одна картинка: малыш видит красивый цветок, надо научить его вдыхать запах цветка и любоваться им. (Работа в паре.)
Открытие 2. Языку жестов нас учат мама, семья, двор, школа, город, страна, т.е. окружающая нас среда.

Упражнение 4
Уч и т е л ь. Предлагаю, используя характерный жест и мимику, загадать кого-нибудь из вас, педагогов школы или звезд эстрады (варианты: музыканта, фокусника, хирурга, часовщика, кондукторов общественного транспорта, торговцев семечками и т.д.).

Цель упражнения:
поиск характерных жестов;
поиск характерных жестов при различных погодных условиях: жарко, идет дождь, сильный ветер, мороз и т.д.;
поиск характерного жеста при наших различных самочувствиях: болит зуб, очень волнуемся перед экзаменом, голодны, влюблены и т.д.

Открытие 3. От окружающих нас обстоятельств, от очень многих факторов зависит наш жест, наш беззвучный, безмолвный язык общения: от профессиональных навыков, погоды, эмоций и времени суток, событий, возраста и т.д. Какова окружающая действительность, таковы и мы.

Упражнение 5

Три человека на сцене, лицом к залу.

Сидящие в первом ряду: 1, 2 и 3-й словом называют признаки какого-либо предмета, изобра-женного на экране, а 4-й жестом «говорит», что это за предмет.

Слайды: яблоко, мяч, робот.

Учитель. Зачем человеку жест, если все необходимое он может выразить словом? (Ответы детей.)

Открытие 4. Жест — не только движение тела, но и главным образом движение души. Все многообразие и богатство духовной жизни человека выявляется в конечном итоге в движении его мышц.
Учитель. Идеальным, легким, свободным жестом является полет птицы. В каждом взмахе крыла — и сила, и выразительность, и продуктивность действия.

Упражнение 6
Учитель. Под музыку вы будете передвигаться по площадке, свободно распределяя себя в пространстве. Наши руки — это крылья. Мы легко балансируем, парим в предлагаемом про-странстве. Руки наши — крылья той птицы, какой каждый себя ощущает. Ощущаем центр нашей духовной жизни (область груди, сердца). Наш полет длится до возможного ощущения радости.
Что такое психотехника актера? (Ответы студийцев.)

V этап. Практическая работа (7 мин)

Цель: научить формам приветствия, которые использовались в разные эпохи; развивать внимание и память на запоминание психофизических действий.

Учитель. Мы сегодня продолжим изучение форм приветствий различных эпох и постараемся языком телодвижений передать характер той или иной эпохи. Ваши жесты должны быть целесообразны, свободны и правдивы.
Внимание на экран.

Слайды «Костюмы эпох».

Вспомним виды приветствий, которые вы уже знаете.

Показ студийцами приветствий Древняя Греция, Древний Рим, Средние века (простой, королевский).

Инструктаж педагога по выполнению практического задания.
Демонстрация педагогом новых видов приветствий:
испанский (простой, двойной, королевский). (Комментарий учителя. Показ. Выполнение студийцами.)
приветствие Ромео и Джульетты. (Комментарий учителя. Показ. Выполнение студийцами.)
русский королевский поклон. (Комментарий учителя. Показ. Выполнение студийцами.)

VI этап. Проверка знаний (1 мин)

Учитель. Что такое жест? (Жест — это не только телодвижение, но и движение души.)
Для чего человек использует жестовую речь?
Какие новые виды приветствий мы выучили?
Что такое психотехника актера? (Ответы студийцев.)

VII этап. Домашняя работа

Проверка домашней работы. Придумать собственное приветствие.

VIII этап. Подведение итогов. Рефлексия (2 мин)

Игра «Нить судьбы»

Учитель. В древнегреческой мифологии мойры, злобные и устрашающие на вид старухи, вершили судьбы людей, прядя их нить судьбы. Я благодарю вас за занятие и хочу пожелать вам самим вершить свою судьбу, вручаю вам этот клубок и хочу, чтобы вы задали вопрос любому из нашего круга и сами высказали свое мнение о сегодняшнем занятии, ответив на вопросы друзей.



Роман Геннадьевич СЕДОВ,
педагог-организатор, руководитель студии театральных экстравагантных постановок «STEP»,
победитель городского конкурса профессионального мастерства
«Учитель года-2010» в номинации «Сердце отдаю детям»,
г. Нижневартовск

Детский театральный журнал №2, 2011

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования