Общение

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Сценическая речь

Упражнения в орфоэпии и дикции

1. Законспектировать и запомнить основные правила произношения гласных звуков. Это про-изношение зависит от ударности и безударности гласных звуков и от их местонахождения в слове.
2. Законспектировать классификацию согласных звуков.
3. Законспектировать правила произношения согласных звуков. Потренироваться и запомнить трудности при произношении тех или иных согласных. Записывать свои упражнения на магнитофон.
4. Прочесть приведенные ниже стихотворные тексты вслух, соблюдая изученные правила, а также обратить внимание на концы строк, в которых рифма отражает правила оглушения согласных.

Ныряя в воду, не забудь,
Что уши следует заткнуть.
С. Маршак

Железная печка,
Оплывшая свечка,
Да листик бумаги, да карандаш —
Вот он, знакомый,
Пропахший соломой,
Гвардейский стрелковый блиндаж.
А. Барто

Я не тщеславен, труден путь,
А слава только пыль.
Но пусть запишет кто-нибудь
Мою простую быль!
С. Марков

На страшный мост похожа ложь:
Туда ты по мосту пройдешь.
Но только помни, что сюда
Ты не вернешься никогда.
С. Маршак

Много в России троп.
Что ни тропа — то гроб.
Что ни верста — то крест.
До енисейских мест
Шесть тысяч один сугроб.
С. Есенин

5. Упражнение на соблюдение правила ассимиляции (уподоблении). Прочесть текст вслух, следя за логикой мысли. Найти слова, в которых звонкие согласные переходят в глухие, а глухие — в звонкие. Внимательно себя слушать.
Промочила ножки и хоть выжми шубку...
Было мне заботы обсушить голубку.
Н. Некрасов

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей.
Выпьем с горя, где же кружка?
Сердцу будет веселей.
А. Пушкин

Прошу послушать эту сказку!
Ее нежданную развязку
Одобрите, быть может, вы
Склоненьем легким головы.
М. Лермонтов

Долго не сдавалась Любушка-соседка.
Наконец шепнула: «Есть в саду беседка».
Н. Некрасов

6.    Законспектировать небольшой отрывок поэтического или прозаического текста. Проставить ударения в словах. При затруднении свериться со словарями Ожегова и др. Если будет непонятное слово, то проверить себя в Толковом словаре. Соотнести этот текст с правилами произношения гласных и согласных звуков и потренироваться в прочтении этого отрывка, соблюдая логику и правила произношения.
7.    Из предложенной литературы (учебник сценической речи и др.) законспектировать упражнения по основам дикции и осваивать их самостоятельно.

Гимнастика для губ.
Гимнастика для языка.
Упражнения на артикуляцию.

8. Работать над произношением пословиц, поговорок и скороговорок.
9. Сделать логический разбор каждой пословицы. Наметить логические паузы и выделить слова, которые выражают главную мысль, чтобы произносить фразу по смысловым группам (речевым звеньям, тактам). Отработать наизусть несколько пословиц и фиксировать внимание на отдельных сложных буквосочетаниях.

Дыхание. Голосообразование

1. Определить тип своего дыхания.
2. Произнести длинную фразу для проверки глубины дыхания.
3. Проверить дыхательный аппарат при движении (ходьба, бег, игра в мяч, прыжки со скакалкой и др.).
4. Выявить положительные стороны дыхательного аппарата и недостатки.
5. Упражнения на проверку осанки. Работать над правильной осанкой.
6. Провести установку на общее положительное эмоциональное состояние в параллели с выработкой хорошей осанки.
7. Контролировать себя при упражнениях внутренней речью, т.е. мысленной речью, произносимой про себя.
Мысленная речь осуществляется в три раза быстрее, но думает человек этими же словами, что и произносит вслух, поэтому ему следует при тренировке активно контролировать себя мысленной речью.
8. Изучить самомассаж мышц, участвующих в процессе дыхания. Приемы самомассажа доступны каждому. Общие правила самомассажа:
а)    чистая кожа;
б)    все движения производятся по ходу лимфатических венозных сосудов;
в)    массируемые мышцы должны быть расслаблены;
г)    массаж производится медленно и плавно.
9.    Изучить цикл гигиенического самомассажа и проводить его регулярно перед выступлениями и перед тренировками. В цикл включить: массаж лба, верхней части лица, средней части лица, верхней и нижней губы, нижней челюсти, неба, шеи, живота, межреберных мышц и спины.
10. Изучить и освоить вибрационный (постукивающий) самомассаж со звуком (законспекти-ровать упражнения из приведенной в программе спецкурса литератур).
11. Освоить цикл упражнений для выработки носового дыхания. (Дышать, закрывая поочередно ноздри, делать энергичные вдохи и выдохи только носом.)
12. Освоить понятия артикуляции, резонирования, атаки звука, диапазона и обращать внима-ние на свою артикуляцию и другое при выполнении упражнений.
13.    Тренировать длинный выдох. Подобрать фольклорные тексты для такой тренировки.
Например считалка:

Лиса по лесу ходила,
громким голосом вопила,
лиса лычки драла,
лиса лапотки плела:
мужу двое, себе трое
и детишкам по лаптишкам!
и др.
Дыхание расходовать как можно экономнее.

14.    Хорошим материалом для тренировки дыхания могут стать маленькие «ДОКУЧНЫЕ
СКАЗКИ». Например, сказка «Про сороку и рака».
«Стоит над рекой дуб. На том дубу сидит сорока—в реку смотрит. А рак вылез из воды и лезет. Вот он лезет да ползет, лезет да ползет, а сорока смотрит. Вот она смотрит, а рак лезет да ползет. Вот лезет да ползет, ползет, да лезет, а сорока смотрит. Вот она смотрит, да смотрит, да смотрит. А рак лезет да ползет...»
Упражнение повторить столько раз, на сколько хватит дыхания.

Словесное действие в искусстве чтеца и актера

1. Прочесть текст. Различить для себя мысль и смысл.
2. Прочесть отрывок. Определить его тему, идею.
3. Произнести фразу «здравствуйте!» или другую разными интонациями, представляя себе людей разных профессий, возраста, социальной принадлежности, находящихся в разном настроении и в разных предлагаемых обстоятельствах.
4. Прочесть отрывок. Вдуматься в заключенный в него подтекст.
5.    Постараться выразить голосом скрытый подтекст читаемого отрывка.
6. Определить сверхзадачу выбранного текста.
7. Каждая фраза может иметь свой подтекст, но находить и выстраивать интонацию следует в соотношении со сверхзадачей, которую определил. Например: «Очень мне были нужны деньги. Иду я сегодня по улице и вот встречаю Ивана Ивановича. Разговорились, я у него и попросил взаймы. Так что вы думаете? Дал 25 рублей!»
Прочесть этот отрывок с разной интонацией концовки, с разным настроением и разным отно-шением к факту дачи денег. Это или радость (дали денег!), или разочарование (нужно было больше), или недоумение (дали почему-то...) и др.
8. Выбрать небольшую прозаическую миниатюру или зарисовку и определить в ней сквозное действие.
9. Главнейшими элементами речевой интонации являются фразовые ударения, паузы и мелодика речи. Прочесть отрывок и обратить внимание на расстановку фразовых ударений, пауз, мелодику речи, т.е. понижение или повышение интонации.

Творческая работа над текстом и техника стиха

1. Вспомнить поэтические размеры и виды рифм.
2. Выбрать для чтения понравившиеся поэтические отрывки или небольшие поэтические про-изведения. Выяснить все об авторе, времени создания произведения и другую информацию, которая необходима чтецу.
3.    Подобрать стихи, где меняется темпо-ритм по ходу произведения, и поработать над интонационной разницей в чтении. «Граф Нулин».

Кругом мальчишки хохотали,
меж тем печально под окном
индейки с криком выступали
вослед за мокрым петухом;
три утки полоскались в луже;
шла баба через грязный двор
белье повесить на забор;
погода становилась хуже:
казалось, снег идти хотел...
Вдруг колокольчик зазвенел. (Смена!)
Не друг ли едет запоздалый,
Товарищ юности удалой?
Уж не она ли? Боже мой!
Все ближе, ближе. Сердце бьется...
Наталья Павловна к балкону (Смена!)
Бежит, обрадована звону,
Глядит и видит: за рекой,
У мельницы, где кто-то скачет, вот на мосту...

4. Определить паузы, цезуры и распределить дыхание в поэтическом отрыве.
5. Определить тему стихотворения, авторскую сверхзадачу, подтекст.
6. Определить композицию поэтического произведения; поработать над интонационными изменениями.

Логический анализ текста

1. Выбрать отрывок или целое произведение и в соответствии с известными правилами работы над текстом составить план своей работы.
2. Провести пробы отрывков. Записать свои пробы на магнитофон.
3. Выучить текст наизусть, распределить интонации, дыхание, силу голоса.


Развитие драматургической логики

Драма и драматургия


1. Законспектировать основные понятия по драматургии — создать свой терминологический словарь.
2. Посетить театр и посмотреть несколько спектаклей. Сделать записи своих впечатлений
и наблюдений.
3.    Выбрать пьесу для чтения и анализа ее драматургических особенностей.

Композиция в драме

1. Прочесть небольшую пьесу. Определить в ней кульминацию.
2. Прочесть одну из пьес А.Н. Островского и обосновать свою точку зрения по поводу компо-зиции пьесы. Определить ее тему, идею, сверхзадачу.
3. Прочесть народную сказку. Полагаясь на интуицию, предлагается ответить на вопрос: «Чего не хватает и что мешает для того, чтобы сказку можно было бы поставить на сцене?»
4. Посмотреть спектакль или кинофильм и определить кульминацию и другие композици-онные части.
5. Инсценировать сказку, дописать на свое усмотрение реплики, монологи, диалоги.

Конфликт как действенная основа драмы

1. Прочесть пьесу. Определить противоборствующие силы в ней.
2. В противоборствующих силах и их борьбе определить предмет борьбы.
3. Определить проблемы, назревшие в нашем обществе, и попытаться представить проблему как конфликт в воображаемой пьесе.
4. Сочинить сказку с заранее смоделированным конфликтом, предметом борьбы и с заранее продуманной развязкой.
5. Определить в просмотренном спектакле или кинофильме главный конфликт, конфликт внутренний, конфликт побочный, конфликт каждой роли.
6. Подобрать пьесы или фильмы, повествующие о разных героях, разных исторических вре-менных пластах со сходными конфликтами.

Драматургический разбор

1. Прочесть пьесу, определить ее тему, идею, сверхзадачу автора.
2.    Определить противоборствующие силы и конфликт между ними, предмет борьбы, характер и вид конфликта.
3. Определить сквозное действие. Как развивается конфликт в действиях героев?
4. Определить экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и т.д.
5. Проанализировать исторический отрезок времени, о котором рассказывает пьеса. Изучить стиль автора, стиль эпохи, контекст произведения.
6. Определить сверхзадачу каждой роли и сверхзадачу эпизодов пьесы.
7. Определить структуру эпизодов и основных мизансцен.
8. Происходит ли как разрешение основного и побочных конфликтов?
9. Есть ли в пьесе пролог и эпилог? Можно ли в пьесе предположительно самому вообразить пролог и эпилог?
10. Сделать драматургический разбор просмотренного кинофильма.
11. Написать маленькую пьесу согласно драматургической логике.


Развитие актерских качеств

Основные принципы воспитания актера


1. Прочесть и законспектировать отрывки из книги Б.Е. Захавы «Мастерство актера и режиссера», касающиеся природы актерских способностей.
2. Какие вопросы возникают по поводу игры того или иного актера? Какие актеры нравятся? Что привлекает в их игре? Какие не нравятся? Чем?
3. Какие актеры, по вашему мнению, смогли бы с той или иной ролью справиться лучше? Почему?
4. Записывать в творческом дневнике свои наблюдения из жизни.
5. Из книги Б. Е. Захавы, о которой говорилось выше, законспектировать правила, предваряющие тренинг на развитие внимания.
6. ПЕРВЫЙ ЭТАП: курс упражнений на развитие и укрепление внимания и вообще жизнен-ного внимания.
7. Рассмотреть любой предмет и по памяти описать его.
8. Сосредоточить слуховое внимание сначала в пределах аудитории, затем коридора, улицы. Сколько звуков услышали и каких?
9. Рассмотреть похожие предметы и найти отличительные черты.
10. Обратить внимание на изменения в тех местах, где постоянно ходите и живете.
11. Описать по памяти лицо человека, с кем вместе ехал утром в метро.
12. Воспроизвести манеры поведения, жесты и т.п. знакомых!
13. Составить из спичек на столе фигуру, затем разрушить.
14.    Для следующих упражнений нужны несколько помощников-товарищей или школьников. Упражнение «Зеркало». Один человек производит различные движения, а второй, являясь его «зеркалом», старается их повторить как можно точнее.
15. Упражнение «Тень». Один человек производит разные движения, а другой повторяет, буду-чи его «тенью».
16. Прочесть слушателям, как на сцене, газетную статью и пересказать ее содержание.
17. Сидя «на сцене» перед товарищами-зрителями, вспомнить свои личные проблемы, обиды и т.п.
18. Сидя на «сцене», сосредоточиться и делать свои работы (писать конспект, шить, вязать, читать, гладилки т.д.).
19. ВТОРОЙ ЭТАП: развитие собственно сценического внимания. Запомнить реальные действия и воспроизвести их на сцене.
20.    Действия с воображаемым предметом (пришивать пуговицу, расчесывать собачку, читать
газету, заплетать косу и т.п.).
21.    Добиться состояния публичного одиночества, затем вернуться в обычное.

Сценическая свобода

1. Освободить мускулы от излишнего напряжения.
2. Сосредоточившись на любом объекте, превратить произвольное внимание в непроизволь-ное, довести себя до активной сосредоточенности и возникновения чувства внутренней свободы.
3. Много раз сжимать и освобождать мышцы, тренируя ощущение освобождения.
4. Назвать слово. Какие возникают ассоциации, связанные с ним?
5. Звучит мелодия. Какие с ней связаны ассоциации?
6. Взять в руки какой-либо предмет. Какие возникают ассоциации?
7. «Посмотреть на себя со стороны» (можно с помощью видеокамеры). Какие у вас мышечные зажимы? От чего нужно в себе постараться избавиться?

Сценическая вера в предлагаемые обстоятельства

1. Законспектировать из книги Б.Е. Захавы основные положения по поводу воспитания сце-нической веры.
2. Магическое «если бы». Воображение с его помощью легче включается в работу. Дать самому себе задания с использованием «если бы».
3. Рассказать словами о чувствах, которые должен испытывать при ссоре с другим человеком, землетрясении, неожиданном известии того или иного содержания и др.
4. Какими действиями эти чувства были бы подкреплены?
5. Упражнение «оправдание поз» — принять любую позу произвольно, а потом придумать свои предлагаемые обстоятельства и оправдать эту позу по-своему. Обосновать свое толкование.
6. В творческом дневнике пополнять постоянно копилку наблюдений.
7.    Упражнения «физическое самочувствие», «создание настроения». Иду в новом платье —
варианты самочувствия. Сыграть это.
8.    Придумать смену обстоятельств, влияющих на смену физического самочувствия. Сыграть эту смену настроений.

Сценическое отношение и оценка фактов

1. Законспектировать из книги Б.Е. Захавы выводы о сценическом отношении.
2. Упражнение на отношение к объекту, например, допустить, что это не шапка, а котенок. Сыг-рать этюдно, оправдать свои действия.
3. Упражнения на отношение к месту действия: почувствовать себя на приеме у зубного врача, на вокзале, в метро. Выполнить этюдно свои практические опыты.

Сценическое действие. Работа над ролью

1. Выбрать небольшую пьесу. Прочесть ее.
2. Провести идейно-тематический и драматургический разбор выбранной пьесы.
3. Выбрать себе роль, подумать над ее пониманием, над поиском сценических приспособлений к своей роли.
4. Придумать детали одежды, жесты и другие подробности.


Сценарное мастерство

Что такое сценарий? Виды сценариев


1. Продолжаем вести творческий дневник. Записываем запоминающиеся события, факты из окружающей жизни, свои мысли, свои впечатления, афоризмы.
2. Написать небольшой рассказ, состоящий в основном из пословиц и поговорок.
3. Написать рассказ, который подытоживает пословица или поговорка.
4. Прочитать небольшой рассказ. Осмыслить его идею, структуру. Переписать его по-своему, подобрав другие имена, образы, слова.
5. Накопить для упражнений фотографии из газет и журналов и собственно сделанные фото графии людей или сценок. Дать названия отдельным фотографиям.
6. Из группы фотографий отобрать те, которые могут составить сюжетную линию.
7. В творческом дневнике перефразировать по-своему отрывок из песни.
8. Инсценировать небольшую сказку, расписав по действиям и диалогам.
9. Попытаться эту же сказку в тех же действиях зарифмовать.
10.    Звучит музыка. Предлагается записать свои мысли, чувства, настроения, которые навеяны
этой музыкой.

Сценарный замысел и его компоненты

1. Прочесть сценарий. Определить в нем тему, идею, сверхзадачу.
2. Определить композиционную структуру прочитанного сценария.
3. Придумать темы для своих воображаемых сценариев.
4. Посмотреть телевизионную передачу (КВН или другую). Проанализировать ее с точки зрения верности заявленной теме. Актуальна ли эта тема? Что в передаче было удачно, а что нет? Обосновать свое мнение.
5. Просмотреть любую телевизионную передачу и проанализировать ее с точки зрения раскрытия темы, удачно найденных приемов; определить идею, сверхзадачу зрелища. Проанализировать текст с точки зрения удач или неудач сценарной работы организаторов зрелища.
6. Определить символику в передаче. Что такое символ? (Вспомнить из литературы.) Символом любви часто изображают сердце, символом юности считают весну, а старости — осень. Предложить свои решения в поиске символики к той или иной теме.
7. Вспомнить, что означают термины «аллегория», «гипербола», «гротеск», «эзопов язык», «юмор», «сатира», «сюжет», «фабула»?
8. В прозаических, поэтических произведениях и в сценариях найти примеры, которые на прак-тике раскрывают данные понятия.

Драматургия сценария. Его план

1. Прочесть сценарий. Сделать его разбор. Определить тему, идею, сверхзадачу, композиционную структуру. Найти границы эпизодов сценария.
2. Можно ли поменять местами какие-нибудь эпизоды? Обосновать свое мнение.
3. Можно ли в данный сценарий включить еще какие-либо эпизоды или убрать какой-то из представленных? Обосновать свои предложения.
4. Выбрать небольшую миниатюру, из этой миниатюры сделать в письменном виде небольшой киносценарий.
5. Составить план и обосновать замысел сценария зрелищной программы: КВН, вечера, кон-церта, композиции и т.д.

Сценарный ход. Его поиск

1. Поиск удачного хода предполагает развитое образное мышление. Поиск удачного хода — это одна из основных творческих задач сценариста. Если найден ход, то весь дальнейший процесс будет и легче выстроить, и интереснее будет работать всей творческой группе. Обратить внимание на то, что наиболее удачные ходы соответствуют реальному жизненному процессу, делу, процедуре. В них есть узнаваемая действенность. Их легче играть. Легче писать текст таких сценариев, поскольку и стиль, и терминология уже на поверхности. Ход диктует жанр, поиск костюмов, мизансцен и т.д. Зрителю легче принять такое зрелище, где есть четкий ход, — ведь он задает ту условность, с которой зритель быстрее соглашается, быстрее принимает правила игры, в которую с ним «играют» сценарист и постановщик зрелища.
2. Подобрать сценарии, в которых присутствуют удачные ходы. Решить, какие преимущества дают эти ходы.
3. Придумать к прочитанному сценарию свой ход. Обосновать его.
4. Придумать сценарные ходы и приемы для воображаемых сценариев.
5. Прочесть сценарий и, если есть в нем сюжет, определить его.

Запись сценария. Монолог, диалог, описание действия

1. Изучить разные образцы сценариев и особенности их записи.
2. Обратить внимание на оформление, запись монологов, диалогов, ремарок, описание места действия и другие детали записи сценария.
3. Записать монолог и диалог в выбранных ситуациях.
4. Написать сценку в диалогической форме.
5. Перефразировать сказку, написать ее по-новому, по-своему. Описывать действия, диалоги и т.д. Правильно оформлять запись ремарок и других описаний.


Развитие режиссерских качеств

Основные принципы работы режиссера

1. Законспектировать из предложенной литературы основные положения из высказываний мастеров режиссуры, их мысли, советы, правила.
2. Продолжать в творческих дневниках записывать свои наблюдения из жизни, свои впечат-ления и размышления.
3. Записать подсмотренную в жизни интересную мизансцену.
4. Из копилки фотографий и репродукций выбрать несколько, из которых можно создать видеоряд по своему замыслу и подобрать музыку.
5. Из одного и того же набора фотографий и репродукций составить разные сюжетные линии и видеоверсии. Подобрать разную музыку.
6. Разгадать по-своему произвольную «скульптурную группу». Это упражнение под названием «Что бы это значило?». (Группа участников — школьников по команде застывает в стоп-кадре.) Определить, чья трактовка интереснее, зрелищнее.
7. «Оживить» репродукцию известной картины. Это значит, что, выступая в роли режиссера, нужно из участников подобрать персонажи так, чтобы они сымитировали в определенных позах и с определенными выражениями лиц ту или иную репродукцию картины. И по команде своего режиссера актеры должны развить действия дальше. Проанализировать удачи и неудачи в этом виде работы.
8. Выбрать небольшую пьесу, определить жанр, свое решение, определить событийный ряд, эпизоды, структуру. Дать задание актерам и обосновать.
9. Объяснить каждому из них свою сценическую задачу, образ и стремление к своей сверхзадаче каждого.
10.    Откорректировать манеру игры каждого актера, актерские приспособления, речь, движения и т.д.
11.    Поставить со своей актерской группой эту пьеску или рассказ, выступая в роли режиссера.
Обсудить работу.

Работа режиссера над пьесой

1. В рекомендованной литературе прочитать и проанализировать работу режиссера над подготовкой, над всеми деталями будущей сценической работы.
2. Выбрать небольшую пьесу и составить свой план работы, продумать темы, проблемы, вопро-сы к самому себе по поводу предстоящей работы. Задуматься над решением всевозможных деталей по ходу освоения материала.
3. Вспомнить упражнения на наблюдательность: в качестве разминки не прекращать на сцене этюдную работу в этом направлении. Например: воспроизводить походку своих товарищей, их манеру говорить, общаться. Изучить характерные движения, жестикуляцию друг друга. Попытаться скопировать манеры и движения известных людей.
4. Режиссерски разработать образ старика, животного, механизма и т.д. с актерами. Дать им определенные задачи. Разработать линию поведения их. Смотивировать действия и поступки.
5. Почитать соответствующую литературу по сценографии. Подумать о том, как в этюде раз-местить актеров на сцене, чтобы прослеживались исполнители первого, второго, третьего плана и т.д.
6. Придумать темы для пластических этюдов, в которых герои размещались бы в 2, 3 планах. Обыграть с актерами их задачи по воплощению определенных образов.
7. Проанализировать достоинства и минусы постановщика какого-либо фильма.

Методика работы режиссера с актером

1. Набрать себе творческую группу и поставить любую работу с обоснованием своего выбора темы и режиссерского замысла.
2. Поставить концертный или любой эстрадный номер, занимаясь индивидуально с испол-нителем (или несколькими исполнителями).
3. Придумать своему исполнителю предлагаемые обстоятельства и ряд простейших действий, которые помогут ему войти в образ.
4. Поставить этюд с рассказом об одном и том же событии: например, пожаре, в образе сторожа, уборщицы, прохожего, преступника и др.
5. Поставить короткую басню или сатирическое стихотворение или сказку.

Нина Александровна ОПАРИНА, кандидат педагогических наук, профессор МГПИ, член Союза писателей России
Детский театральный журнал №2, 2011

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования