Общение

Сейчас 507 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

  • Pavlove1604

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.


На оперных меридианах

Мы уже говорили, что опера — искусство синтетическое: сплав музыкального и театрального начал, поэтому свое окончательное рождение она получает на сцене оперного театра.
Современный оперный театр — это в большинстве случаев крупное учреждение. Большое красивое здание, нередко принадлежащее к архитектурным центрам города. Нарядный, вмещающий множество людей зрительный зал; просторная, оснащенная многочисленным оборудованием сцена; самые различные репетиционные помещения; сотни (в наиболее крупных театрах число их превышает тысячу) сотрудников.
И как прославленные композиторы и знаменитые оперы, так и каждый из наиболее значительных оперных театров имеет собственную неповторимую историю.
Может быть, ни один оперный театр мира не был в течение целых столетий таким вершителем оперных судеб, как парижская «Гранд-Опера» («Большая опера»), созданная в 1671 году (тогда она называлась «Королевская академия музыки»).
Сюда стремились с надеждой оперные композиторы многих стран. Отсюда к одним приходили слава, богатство, других же
ожидали отчаяние и безнадежность. Здесь впервые получил признание, достойное его гения, Глюк, была с триумфом принята последняя опера Россини, здесь же жесточайшее разочарование постигло Вагнера...
Именно в стенах «Гранд-Опера» получил наиболее полное воплощение тип грандиозного и роскошного оперного спектакля. И нужно сказать, что постановочные традиции «Гранд-Опера» оказали большое влияние на облик оперного спектакля крупных форм во всем мировом оперном искусстве.
Современное здание «Гранд-Опера», построенное архитектором Ш. Гарнье в 1861— 1875 годах, не случайно поражает своей пышностью, великолепием отделки, многочисленными скульптурами.
Нужно отметить еще одну важную традицию оперного искусства «Гранд-Опера» — это внимательное и бережное отношение к слову, вообще характерное для французского искусства. Певцы, тесно связанные со сценой этого театра, всегда стремятся к ясной и четкой дикции, донесению музыкальности самого слова.
Другой крупнейший оперный театр Западной Европы — это миланский театр «Ла Скала» (построен архитектором Дж. Пьермарини на месте церкви Санта-Мария ла Скала, отсюда и его название). Этот театр открылся в 1778 году и через несколько десятилетий стал признанным центром оперной жизни Италии и одной из первых оперных сцен мира.
«Ла Скала» не всегда мог соперничать с «Гранд-Опера» по разработанности постановочной стороны спектакля, но зато в течение многих лет здесь было подлинное царство вокала. Люди, приходившие в зрительный зал этого театра, упивались пением, смаковали каждую ноту. Нет меры тому восхищению, которое встречало здесь подлинного мастера пения; но горе тому, кто возьмет неверную ноту или осмелится выйти на сцену «Ла Скала», не имея первоклассного голоса. Тогда представление о том, что происходит в зале театра, может дать разве что сравнение со стадионом, когда нападающий промазал по незащищенным воротам.
Если театр «Гранд-Опера» часто являлся вершителем сценической жизни опер, то театр «Ла Скала» играл такую же роль по отношению к певцам. Певец, признанный публикой «Ла Скала», как бы получал диплом на звание мастера высшего класса, которого рады услышать на своей сцене в любом театре мира.
В «Ла Скала» выступают певцы из самых разных стран мира. Итальянская часть труппы всегда славилась и славится замечательным мастерством исполнения сложных ансамблей, в которых действует большое количество участников. Это как раз яркое свидетельство того, что оперу недостаточно только слушать. Самое великолепное исполнение ансамблей в операх, скажем Россини, услышанное по радио, не заменит и в малой степени по впечатлению того удивительного по художественной согласованности движения и пения исполнителей, которое достигается на сцене «Ла Скала».
200-летний юбилей театра в 1978 году, объявленный годом Верди, стал большим событием для любителей оперы всех континентов.
Следует назвать и Венский оперный театр, возникший еще в середине XVII века и сыгравший немалую роль в развитии оперного искусства Европы. Новое здание этого театра, воздвигнутое в 1869 году в центре Вены, считается одним из красивейших в мире (было разрушено американцами при бомбардировке, восстановлено в 1955 году).
Творческая жизнь театра развивалась очень неровно, с большими взлетами и такими же спадами. Но его почетное место в истории развития оперы несомненно.
Широко известен в Германии и за ее пределами берлинский театр «Комише опер». Этот театр был создан в 1947 году выдающимся практиком и теоретиком оперного искусства профессором Вальтером Фальзенштейном (1901 — 1975), который оставался его руководителем до самой своей смерти. Театр и сейчас развивает его теоретические творческие принципы, добивается того, чтобы каждый спектакль был так же ярок и так же полон действенности, как премьера. 
Свое особое творческое лицо имеет и ведущий английский оперный театр «Ковент-Гар- ден», названный по тому району Лондона, в котором он был открыт в 1732 году.
Сначала в этом театре шли и оперные и драматические спектакли, и это наложило свой отпечаток на стиль его оперных постановок. В частности, можно отметить большую тщательность в отношении всех сторон постановки спектакля. С другой стороны, в те-чение нескольких столетий в Англии не было достаточно масштабной и самобытной на-циональной оперной школы. В результате основу репертуара по необходимости состав-ляли сочинения композиторов других стран. Это способствовало возникновению традиции постановки опер на языке оригинала. В связи с этим на сцене «Ковент-Гардена» охотно выступали крупнейшие оперные певцы разных национальностей.
Но наиболее яркий пример такого «гастрольного» театра представляет знаменитый нью-йоркский театр «Метрополитен-Опера», основанный в 1883 году. В 1966 году он перешел в новое здание со зрительным залом на 3800 мест. Театр оснащен первоклассной сценической техникой. Кроме основной сцены, имеет три вспомогательные. Его оркестровая яма рассчитана на 110 музыкантов.
Постоянный в этом театре, по существу, только хор, оркестр и вспомогательный состав. Не только певцы, но и дирижеры приглашаются на сезон или на несколько спектаклей. Это обязательно самые знаменитые из знаменитостей, и именно их участие гарантирует сборы, несмотря на очень высокую цену билетов.
Понятно, что если какие-то знаменитые певцы или певицы прилетают на 5 или 10 спектаклей, скажем «Аиды», то они не будут делать каких-либо принципиальных изменений в исполнении уже подготовленной, «впетой» и проверенной на многих сценах партии. Да и время их слишком дорого в прямом и переносном смысле, чтобы заниматься длительными репетициями, и гастроли расписаны порою на годы вперед. Бывает, что знаменитость снимает грим после спектакля в автомобиле, мчащемся в аэропорт к самолету, отправляющемуся в противоположную часть света.
Поэтому для ведущих «маэстро» на сцене находят удобное расположение по отношению друг к другу. Все остальное «пригоняется» к ним, и на переднем плане иногда возникает нечто напоминающее тот «костюмированный» концерт, о котором у нас уже шла речь, хотя в постановке вторых планов режиссер может проявить всю свою изобретательность, стараться раскрыть свое отношение к произведению. При таком подходе, разумеется, всегда может оказаться разрушенным синтез музыкальной и театральной стороны оперного спектакля.
Наиболее известный театр Южной Америки «Колон» был открыт в столице Аргентины Буэнос-Айресе в 1908 году. В составе гастролировавшей в нем в этом году труппы был Ф. И. Шаляпин. Интересно то внимание, которое уделяют в этом заокеанском театре русской опере. Здесь несколько раз ставился «Борис Годунов», шли «Хованщина», «Князь Игорь», «Демон», «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», некоторые оперы Римского- Корсакова.
Говоря о деятелях мирового западного театра нашего времени, следует прежде всего назвать имя замечательного итальянского дирижера Артуро Тосканини (1867— 1957). Обладавший исключительной музыкальной памятью, абсолютной бескомпромиссностью в искусстве, Тосканини с необычайной глубиной проникал в воплощаемое им оперное произведение, был непререкаемым авторитетом для исполнителей.
Крупнейшим оперным дирижером Запада последних десятилетий, определявшим всегда характер постановки, которой он руководит, являлся австрийский дирижер Герберт фон Караян (1908—1989).
К сожалению, мы имеем возможность только самым кратким образом перечислить здесь наиболее выдающихся оперных певцов мира. Их было много, начиная с самых первых лет существования оперы. Имена некоторых из них стали легендарными. Например: Полина Виардо (1821—1910) и ее сестра Мария Малибран (1808—1836), Аделина Патти (1843—1919) и Федор Иванович Шаляпин (1873—1938).
В оперных театрах всей планеты бурными овациями встречали «короля теноров» итальянца Энрико Карузо (1873—1921), его соотечественников баритонов Маттиа Баттистини (1856— 1928), Титта Руффо (1877—1953), гречанку Марию Каллас (1923—1977), болгарина Николая Гяурова (р. в 1929) и многих, многих других.
К самым значительным оперным театрам мира принадлежат, безусловно, Большой театр в Москве и Мариинский театр в Петербурге.
Большой театр в 1976 году отпраздновал свое 200-летие. Это событие стало настоящим праздником всего мирового и советского искусства. Прекрасное здание, в котором театр работает в настоящее время, было построено в 1825 году (архитектор О. Бове), восстановлено после пожара в 1856 году (архитектор А. Кавос).
Первая труппа театра состояла из крепостных, только в начале XIX века отпущенных на волю. И хотя театр входил в число императорских, подчиненных министерству царского двора, в нем никогда не исчезали демократические традиции. 
В репертуар Большого театра входили все наиболее значительные оперные произведения русских, советских и зарубежных композиторов. Ряд выдающихся русских и советских опер впервые были поставлены на его сцене.
Большой театр сыграл выдающуюся роль в утверждении национальных реалистических традиций оперного искусства, в формировании русской музыкально-сценической исполнительской школы.
На сцене Большого театра создавали незабываемые вокально-сценические образы Федор Иванович Шаляпин, Леонид Витальевич Собинов (1872—1934), Антонина Васильевна Нежданова (1873—1950), братья Григорий Степанович (1885—1931) и Александр Степанович (1899—1964) Пироговы, Максим Дормидонтович Михайлов (1893— 1971), Валерия Владимировна Барсова (1892—1967), Надежда Андреевна Обухова (1886—1961), Марк Осипович Рейзен (1895—1992), Сергей Яковлевич Лемешев (1902—1977), Иван Семенович Козловский (1900—1993) и многие, многие другие талантливые мастера оперной сцены.
Велико значение для развития русского и советского оперного искусства и петербургского Мариинского театра (в советское время Ленинградский академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова). В 1783 году он начал показывать свои спектакли в здании специально построенного Каменного (Большого) театра в Петербурге, в 1860 году театр перешел в новое здание (архитектор А. Кавос) на месте сгоревшего театра-цирка и получил название Мариинского.
В этом театре осуществлялись первые постановки многих крупнейших русских классических опер, начиная с «Ивана Сусанина» Глинки. Несмотря на то что вкусы императорского двора явно тяготели к зарубежной опере, творческий состав театра, во главе которого несколько десятков лет стоял Э. Ф. Направник, во многом способствовал развитию русской национальной оперной школы.
На сцене этого театра пели такие известные вокалисты, как Осип Афанасьевич Петров (1807—1878), Анна Яковлевна Воробьева-Петрова (1817—1901), Медея Ивановна (1859—1952) и Николай Николаевич (1857—1918) Фигнеры, Иван Васильевич Ершов (1867—1943). Здесь в начале XX века занял ведущее место молодой Шаляпин.
Лабораторией советской оперы называли в середине 20-х годов Ленинградский Малый театр оперы и балета (МАЛЕГОТ). Основанный в 1918 году, этот театр очень многое сделал для создания реалистической советской оперы. Здесь впервые были поставлены «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича, «Тихий Дон» Дзержинского, «Кола Брюньон» Кабалевского, «Война и мир» Прокофьева — спектакли, ставшие этапными для развития советского оперного искусства.
По своему вниманию и интересу к отечественному оперному искусству рядом с МАЛЕГОТом может быть назван Московский музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко (образовался при слиянии в 1941 году Оперного театра им. К. С. Станиславского и Музыкального театра им. В. И. Немировича-Данченко) .
Зрелыми и прославленными мастерами Константин Сергеевич Станиславский (1864—1938) и Владимир Иванович Немирович- Данченко (1858—1943) пришли к выводу об огромном значении музыкальности для театра. И, продолжая основную работу в созданном ими Московском Художественном театре, они большое внимание уделяли организованной каждым из них собственной музыкальной студии, которые впоследствии и стали Музыкальным театром их имени. Хотя Станиславский и Немирович-Данченко работали порознь, их принципиальные устремления были едины. Они заключались прежде всего в требовании ансамбля, общей направленности действий всех людей, участвующих в спектакле, при глубоком понимании каждым занятым в постановке исполнителем всех особенностей данного произведения, целей и задач его автора — композитора. Именно они окончательно сформировали русскую школу оперной режиссуры, которую продолжали Николай Васильевич Смолич (1888—1968), Борис Аркадьевич Мордвинов (1899—1953), Леонид Васильевич Баратов (1895—1964). К этой школе относятся и все ныне действующие оперные режиссеры.
Крупным деятелем оперной режиссуры был Владимир Аполлонович Лосский (1874—1946), значительная часть творческой жизни которого связана с Большим театром. Особенной выразительностью, композиционной завершенностью отличались его постановки массовых сцен. Созданные им спектакли обладали четкостью, логичностью, эмоциональной яркостью.
Все эти мастера оперного театра во многом способствовали повышению творческого уровня его работников.
Возможен и иной тип оперного театра, который может существовать в городе наряду с театром-дворцом: небольшое, студийного характера помещение мест на сто пятьдесят—двести, кресел может совсем не быть — одни скамьи. Декорации, костюмы — самые скромные; крохотная сцена, малый состав оркестра и артистов — условия, определяющие тонкий психологизм, точную образность, интимность форм, которые могут тем не менее содержать большие идеи и глубокие чувства. В нашей стране театром такого типа является Московский камерный музыкальный театр, основанный в 1971 году, создателем и художественным руководителем которого является автор этой книги.
Этот театр ставит ранние оперы русских композиторов, одноактные оперы зарубежных классиков и оперы советских композиторов, в основном камерные. На его сцене в 1975 году была поставлена после многолетнего перерыва опера Шостаковича «Нос». Здесь состоялось сценическое рождение одноактных опер Холминова «Шинель» и «Коляска» по Гоголю. Особое внимание театр уделяет современной тематике.
Успешно работает в Москве с 1965 года и единственный в мире оперный театр для детей. Его создала и до конца своих дней руководила им Наталия Ильинична Сац (1903—1993).
Задача театра — всестороннее музыкальное воспитание детей разных возрастов на лучших образцах современной и классической музыки. Его авторами, создателями новых детских опер, стали ведущие композиторы страны. Сегодня в репертуаре театра несколько десятков названий. Среди них постановки для малышей и подростков: оперы-сказки «Красная Шапочка» М. Раухвергера, «Волк и семеро козлят» М. Коваля, «Волшебник Изумрудного города» И. Якушенко, «Три толстяка» В. Рубина, «Белоснежка» 
Э. Колмановского, «Не буду просить прощения» и «Волшебная музыка» М. Минкова; и спектакли, обращенные к юношеству: «Волшебная флейта» и «Бастьен и Бастьенна» В. А. Моцарта, «Татьяна Ларина» П. И. Чайковского, «Король Лир» П. Чаллаева, «Двенадцатая ночь» Э. Колмановского.
Новое, уникальное здание, которое Детский музыкальный театр получил в 1979 году (архитекторы А. Великанов и В. Красильников), полно чудес. Здесь можно послушать пение птиц, побывать в зимнем саду, увидеть скульптуры Орфея, Леля, Баяна, полюбоваться росписями непревзойденных мастеров Палеха. А символом театра стала возвышающаяся над ним Синяя птица на золотой арфе.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования