Общение

Сейчас 699 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Путешествие в страну Опера
Покровский Б.А.

К юным читателям

Я очень люблю оперу. Люблю ее давно, с детства. Поэтому решил написать для вас эту книгу.
Это вовсе не значит, что, прочитав ее, вы сразу полюбите оперу, поймете и почувствуете всю прелесть и все таинства этого рода искусства. Ведь у каждого есть своя склонность к восприятию художественного творчества. Одни любят смотреть картины, другие рисовать, третьих больше волнуют музыкальные звуки, они любят слушать музыку, петь, играть на музыкальных инструментах, четвертых привлекает мир, выраженный словом, их от книжки не оторвешь. А большинство, наверное, любят кино, оно очень достоверно, доходчиво и всеобъемлюще показывает жизнь. А я люблю больше всего оперу! И хотел бы вас заразить этой любовью. Однако нельзя полюбить то, чего не знаешь.
Что такое опера? Музыка? Не только. Театр? Не просто театр. Хотя в опере обязательны и музыка и театр.
Для того чтобы в драматическом театре состоялся спектакль, нужна пьеса, где существует ряд событий, происходящих с определенными людьми. Пьеса написана словами. А если пьесу написать музыкой? Конечно, тут тоже без слов не обойтись. Но слова по сравнению с музыкой лишь приблизительно выражают эмоцию. Они определяют конкретный предмет, его смысл. Музыка же входит в самые укромные уголки нашей души, передавая грусть или веселье, заставляя думать, мечтать о чем-то далеком, неясном, но таком волнующем и прекрасном! Марш прибавляет силы, бодрит; томный романс помогает проявиться чувствам нежности, любви. Музыка владеет нашими чувствами, и мы с радостью отдаемся ее власти. Она может в совершенстве передавать нам настроения, переживания действующих лиц, самые тонкие оттенки, движения и переходы чувств. К слову и действию она приобщает эмоцию.
Но, как уже говорилось, музыка не конкретна. А в опере, как в каждом театре, обязательна конкретность: мы видим на сцене старика или девушку, горбатого или атлетически сложенного человека, они входят или уходят, совершают разного рода поступки, действия. Видим конкретного человека с определенным характером, видим, как этот характер может изменяться под воздействием различных причин. Этот человек находится в конкретных исторических, социальных и бытовых обстоятельствах. Без этого нет спектакля. Какой же это спектакль, если нельзя понять, что за люди действуют перед нами, чего они хотят, что с ними происходит?
Люди на сцене должны жить, существовать, то есть действовать и чувствовать — иначе зрителю неинтересно. Не случайно они называются в театре действующими лицами. Вот эту конкретность опере приносит театр и слова, определяющие и выражающие ход событий и действий. Словами описываются и место действия, и что говорят герои, и что делают.
Такое описание уже похоже на пьесу, которую можно сыграть в драматическом театре; для оперы же это только либретто (ит. libretto, букв. — книжечка) — драматургическая схема, «полуфабрикат». На одно и то же либретто разные композиторы напишут оперы очень непохожие, хотя внешняя сюжетная основа останется одинаковой.
Часто композитор сам пишет либретто для своих опер. Так делали М. Мусоргский, Р. Вагнер, делают многие современные композиторы. Но даже если автором либретто является другой человек, композитор обязательно решает по-своему и смысл драмы, и ее театральную форму. Ведь композитор не иллюстрирует и не сопровождает музыкой драму, как это бывает в кино или драматическом театре; посредством музыки он пишет драму, сопоставляя характеры, определяя остроту конфликтов, направляя наши эмоции по пути событий. Важно не только что сказать и что сделать, важно, как сказать, как сделать, с каким чувством. Это дает опере музыка.
Драма, написанная музыкой, — огромная сила! Не случайно оперы на какой-нибудь литературный сюжет бывают более жизнестойки, чем их первоисточники. Например, пьеса В. Гюго «Король забавляется» забыта, а опера, написанная на ее сюжет, «Риголетто», очень популярна и идет в театрах всего мира. Даже драма Пушкина «Борис Годунов» редко удается на драматической сцене, а в опере — всемирно популярна. Пьеса Александра Дюма-сына «Дама с камелиями» почти не идет в театрах, между тем как написанная по ней композитором Верди «Травиата» идет везде и всегда. «Севильский цирюльник», «Риголетто», «Фиделио», «Иоланта», «Порги и Бесс» и т. д. и т. п. — все эти оперы намного популярнее своих литературных «предков».
Я — оперный режиссер. Что я ставлю на сцене? Драму, написанную музыкой. Для меня либретто — не материал для постановки. Для меня важно не действие, описанное словами в либретто, а соотношение музыки с этим действием. Соотношение!
Если веселую песенку поет дряхлый и больной, может быть, умирающий в нищете старик, — нам не будет весело. А грустную песенку иной раз мы любим спеть, сидя с друзьями за праздничным столом, когда у всех хорошее настроение.
Одна и та же музыка может звучать в разных эпизодах оперы совершенно одинаково, но влияет она на нас в соответствии и в соотношении с действием, которое происходит в это время на сцене. Например, в опере Верди «Отелло» есть чудесная мелодия, которую мы слышим в оркестре в счастливое время безмятежной любви Отелло и Дездемоны. Потом она звучит перед убийством, а в конце оперы — во время предсмертного прощания Отелло с Дездемоной. Музыка одна и та же, но соотношение ее с тем, что совершается на сцене, разное. Функция музыки от этого изменяется, поэтому она, хоть и неизменная в опере, вызывает разные эмоциональные впечатления. Вот это соотношение слышимого со зримым, музыкального образа (чувства) с театральным (конкретное действие) и есть главное в опере, природа этого искусства, его специфика.
Можно, конечно, вырвать музыку из оперы и слушать ее отдельно, но это будет не опера. Опера пишется композитором для театра и, не поставленная на сцене, смысла не имеет, как говорил П. И. Чайковский.
Вы, наверное, поняли, в чем отличие оперы от спектакля с музыкой? Музыка оперы находится в непрерывном взаимодействии с драмой. Она не помогает действию, а решает его. Оперу называют синтетическим искусством; главные ее составные части — музыка и театр — органически соединены, причем это соединение преображает как искусство театра, так и искусство музыки. Опера — это особое, качественно новое искусство, имеющее свои принципы и закономерности.
Что значит поставить оперу на сцене? У режиссера здесь есть свои правила, свои обязанности. Он анализирует партитуру оперы, то есть то, что написал композитор, и находит драматургические закономерности, большие и малые взаимосвязи людей, их стремлений, подлинность чувств. Это как бы драматургические загадки, которые режиссер должен разгадать и проявить на сцене.
Например, Герман из оперы Чайковского «Пиковая дама» рассказывает своему товарищу о любви к незнакомке — мелодия нежная и грустная. Он не может рассчитывать на взаимность, потому что беден. Но вот спустя немного времени он слышит рассказ о том, что бабушка той девушки, в которую он влюблен, разбогатела, так как знала три таинственные карты, обязательно выигрывающие. И вот мелодия этих мистических трех карт — точное повторение рассказа о любви к девушке. Загадка? Любопытнейшая! От того, как решит эту загадку режиссер, зависит многое в концеп-ции спектакля. На этих загадках и основывается творческое воображение режиссера.
В опере не бывает случайной музыки. Тот же герой «Пиковой дамы» объясняется в любви — музыкальная мелодия страстная, молящая, захватывающая. Однако скоро по ходу действия она пропадает, уступая место теме трех карт, теме выигрыша, обогащения. И только в конце, когда в карточной игре произошел крах и герой кончает жизнь самоубийством, звучит снова эта мелодия любви, побеждая стремление к деньгам, к богатству. Любовь побеждает!
Из подобных сопоставлений выясняется театральный смысл оперы, как мы говорим — музыкальная драматургия. Конечно, все в операх гораздо сложнее и многообразнее, чем мои отдельные примеры, да и проявляется драматургия у каждого композитора по-разному. Но она — корень всего! Если в спектакле много музыки и много поют, то это еще не обязательно опера. Оперой можно назвать то произведение, основой которого является музыкальная драматургия.
В истории оперного театра были разные периоды. Иногда брало верх увлечение «чистым пением»; доходило до того, что знаменитые певцы заказывали композиторам оперы с одной целью — проявить эффектные особенности своего голоса. А то в опере объявлялась гегемония музыки без учета того, что она написана, чтобы выразить конкретную драму. Дирижеры заботились о первоклассном исполнении музыки оперы, а на сцене стояли наряженные в разные костюмы, бессмысленно жестикулирующие певцы.
От того времени сохранились еще и сейчас «родимые пятна» пренебрежения к театральной стороне оперного спектакля. Например, некоторые говорят: «Иду в оперный театр слушать оперу», думая только о звучании музыки. Значит, смотреть не надо? Значит, из синтетической природы оперного искусства театр исключается? На самом деле правильно воспринимать оперу можно только тогда, когда ее и слушаешь и смотришь.
Это раньше люди, мнящие себя знатоками, приезжали в оперу послушать только любимую арию в исполнении любимого певца и... уезжали обратно в гости, домой, за карточный стол. Подобного рода «любители», «меломаны» принесли опере много вреда, презрительно относясь к ее обязательному художественному комплексу музыка — театр. Не стоит брать с них пример! Это они своим барским высокомерием создавали порой кризис оперного искусства; дело дошло до того, что стали возникать сомнения в демократичности оперы, а стало быть, и в праве на существование ее в современности. И все это оттого, что отрывали слуховые ощущения от зрительных, музыкальные впечатления от театральных!
И сейчас еще некоторые оперные артисты говорят: «Я в опере исполняю партию такого-то». Что значит оперная партия?
Музыка, которой композитор-драматург пишет драму, включает много голосов: солисты, хор, инструменты оркестра. Каждый исполняет свою строчку в нотах. Получается много строчек, все вместе они называются партитура, а каждая строчка в отдельности — партия. Партия флейты, скрипки, барабана и т. д. Среди них партии-строчки для сопрано, тенора, баса...
Это только ноты, которые должен пропеть голос. Значит, пропоет певец формально свои ноты — и все? Исполнил партию? Великий оперный артист Ф. И. Шаляпин никогда не говорил «партия», а всегда — «роль», то есть образ человека, живой харак-тер, конкретное действующее лицо. Его чувства и действия заключены во всей партитуре — в звучании и соотношении всех голосов, в действии всех персонажей оперы.
Правда, когда открывается занавес и начинается сценическое действие, зритель, пришедший «слушать» оперу, чаще всего не отрывает глаз от сцены. Правда и то, что большинство современных оперных артистов заботятся о создании театрального образа, а не только о бессмысленном пении нот... Но все же какова сила привычек! Хотя бы в терминологии. Привычек старых и скверных. Бойтесь их, если хотите узнать оперное искусство! Не поддавайтесь предубеждениям «знатоков», отвергайте их стандартные взгляды. Стереотип — злейший враг искусства! Помните, что композиторы создают оперы не для слушания музыки, а для театра, созданного музыкой.
В этой книге вы узнаете, как возникла опера, как она развивалась, изменялась под воздействием жизни. Интересно то, что почти каждое новое слово в оперном искусстве встречалось в штыки, так как не подходило под общепринятый стандарт. Вы узнаете, какие возражения вызывали оперы Глюка, как провалилась знаменитая опера Бизе «Кармен», как критиковались оперы Шостаковича, то есть то, что вскоре становилось классикой. Какой из этого можно сделать вывод?
Надо быть терпеливее и знать, что, если сегодня мы чего-то не понимаем, завтра, вполне возможно, поймем; если сегодня нам что-то не нравится, то это еще не значит, что это вообще плохо. Великие произведения искусства так просто в руки не даются, они требуют подготовки. На этом и растет человек, обогащается разными впечатлениями, и жизнь его становится прекраснее.
Почти за четыре столетия накопилось много подлинных оперных шедевров, а те оперы, которые были «на среднем уровне» и ниже, отошли в неизвестность. Мы будем вести разговор о выдающихся операх. В последней главе вы встретите краткий обзор оперных театров. Их много на земле, и с главными надо познакомиться, потому что у каждого свой метод, свои принципы и особенности.
Классическое оперное произведение не есть что-то застывшее, оно всегда современно, всегда волнует, всегда открывает новые стороны жизни человека. Театр обязан улавливать взаимосвязи классика — современность. Нельзя оставаться на раз и навсегда найденной форме показа классического произведения.
А современные авторы? Только обыватели позволяют себе пренебрежительно относиться к их созданиям. Они отражают эпоху, в которой живут и творят. Это сказывается и в выборе сюжета, и в форме оперы, и в музыкальном языке. Сегодня это ново, непривычно? Завтра станет понятным и убедительным.
Я хочу вам пожелать, мои молодые читатели, чтобы вы относились к опере с открытым сердцем. Питали бы ею свои эмоции, находили бы в ней нужное для себя сегодня, сейчас; требовали бы от театров современного раскрытия ее красоты и мудрости. Отно-ситесь к опере без всякой предвзятости. Опера — искусство демократическое и доступно каждому, кто хочет им воспользоваться. Познакомьтесь с оперой, быть может, вы ее полюбите, и она обогатит вас духовно. Понять оперу не так уж трудно. Надо только захотеть!

Автор

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования