Общение

Сейчас 424 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Второй (после Эсхила) великий трагический поэт Греции — Софокл. Он родился около 496 г. до и. э. в Колоне, близ Афин, прославленном им в трагедии «Эдип в Колоне». Умер Софокл в 406 г.
Еще в 480 г., 16-летним юношей, он участвовал в хоре эфебов, прославлявших победу при Саламине. Это дало основание сопоставлять биографию трех великих трагиков. Эсхил был участником Саламинского сражения, Софокл его прославлял, а Еврипид в это время родился.
Софокл происходил из знатного рода. Он получил хорошее образование и отличался музыкальными способностями, позволившими ему впоследствии самому сочинять музыку на лирические части своих трагедий.
В молодости Софокл был близок к аристократу Кимону, вождю землевладельческой партии, одержавшему ряд побед над персами. Но расцвет его творчества совпадает со временем, которое известно в истории под названием «века Перикла».
С победой демократической партии и с изгнанием Кимона у власти стали прогрессивные группы рабовладельцев: сначала низы свободного населения, а при Перикле — средние зажиточные рабовладельцы, интересы которых он поддерживал.
В течение тридцати лет Перикл стоял во главе афинского государства, которое в его правление достигло «высочайшего внутреннего расцвета» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. I, стр. 194).
В это время в Афины съезжались из других греческих государств ученые, поэты, скульпторы. В Афинах жили скульптор Фидий, философ Сократ, историк Фукидид и поэты-трагики Эсхил, Софокл, Еврипид.
Но Софокл был не только драматургом, он занимал и государственные должности: казначея государственной кассы и затем стратега, принимавшего участие вместе с Периклом в походе против Самоса, отложившегося от Афин. Об участии Софокла в государственной жизни сохранилось свидетельство его современника поэта Иона из Хиоса, приведенное Афинеем. Ион замечает, что в политике Софокл был «таким же, каким мог быть любой честный афинянин» (Афиней, кн. XIII).
Софокл был другом Перикла. Полагают, что падение этого великого поли-тического деятеля нашло отражение в трагедии «Эдип-царь», которая была поставлена приблизительно в 429 г. после чумы, постигшей Афины.
Эпоха Перикла знаменует не только расцвет афинского государства, но и начало его разложения.
Расширение эксплуатации рабского труда вытесняло труд свободного населения и вело к восстаниям рабов. Разорение мелких и средних землевладельцев привело к резкому имущественному расслоению в среде рабовладельцев. Кризис афинской демократии развивался еще в связи с восстаниями союзных общин и с неудачами Пелопоннесской войны.
В области идеологии наблюдаем начавшееся разрушение относительной гармонии личности и коллектива. Усиливается развитие индивидуализма и, как следствие этого личность противопоставляется коллективу.
Софокл борется против новых тенденций и своим участием в олигархическом перевороте 411 года и своими произведениями.
В своих трагедиях Софокл ставит насущные для его времени вопросы: отношение к религии («Электра»), свободная воля человека и воля богов («Эдип-царь», «Трахинянки»), интересы личности и государства («Филоктет»), божественные законы и законы государственные («Антигона»), проблема чести и благородства («Аякс»).
По свидетельству древних, Софокл написал свыше 120 произведений, но до нас дошло немногое: большие отрывки из сатировской драмы «Следопыты», сюжетом которой послужил гимн Гермесу, и
трагедий: «Аякс», «Трахинянки», «Антигона», «Эдип-царь», «Электра», «Филоктет» и «Эдип в Колоне».
С полной уверенностью нельзя установить даты постановки этих трагедий. Относительно «Антигоны» можно сказать, что она поставлена в 442 г., «Эдип-царь» в 429-425 гг. приблизительно, «Филоктет» в 409 г. и «Эдип в Колоне» уже посмертно, в 401 г.
Первую победу в трагических состязаниях одержал Софокл над Эсхилом в 468 г. своей трилогией, в составе которой была трагедия «Триптолем». Плутарх («Кимон», гл. 8) приводит рассказ о присуждении победы Софоклу, в чем участвовал афинский полководец Кимон и 10 стратегов, «по одному от каждой филы». В дальнейших состязаниях Софокл был 20 раз на первом месте и ни одного раза не ниже второго.
В борьбе за единство демократических Афин Софокл отстаивает старый традиционный уклад жизни. Но он сам чувствует обреченность старого и потому противоречия между старыми и новыми разрушительными веяниями получают в его произведениях значение трагического конфликта.
В религии ищет поэт защиты от тенденций, грозящих разрушением старых устоев афинской демократии.
Софокл очень высоко ставит человека, свободу действий, его разум, который он прославил в трагедии «Антигона». Но вместе с тем он признает, что человеческие возможности ограничены, что за человеком или, вернее, над ним стоит сила, которая обрекает его на ту или иную судьбу. «С судьбой нельзя сражаться» (1168),— говорит униженный Креонт. То же восклицает страдающий Эдип:

Сила выше человека
Мне посылает все, — сомнения нет.
(805)

Вера в божественное вмешательство примиряет Гилла со смертью Геракла в «Трахинянках». «Но ничто не вершится без Зевса» (1284), и Тевкр видит в сплетениях сказочных судьбы

Игру богов над смертными
(Аякс, 1036)

Несмотря на то, что человек разумен, он, по мнению Софокла, не может знать, что ему готовит грядущий день. Высшая, божественная воля проявляется в изменчивости и в непостоянствах человеческой жизни. За удачей следует неудача, за счастьем — несчастье. Вестник в трагедии «Антигона» так оценивает жизнь:

Нет в жизни до конца ее поры,
Какую я хвалил бы или порицал бы,
Возносит счастье и свергает счастье
Счастливых, а равно и несчастливых.
И рока не откроет нам никто.
(1159 и далее!)

Да и можно ли прожить жизнь, не познав горя? Конфликт между стремлениями и необходимостью окружающей действительности приводит поэта к признанию ничтожества человеческой жизни.

Люди, Люди! О смертный род!
Жизнь людская, увы, ничто!
В жизни счастья достиг ли кто?
Лишь подумает: счастлив я!
И лишается счастья.
Рок твой учит меня, Эдип,
О злосчастный Эдип! Твой рок,
Ныне уразумев, скажу:
Нет на свете счастливых.
(Эдип-царь, хор 1161 и далее)

Это — лейтмотив трагедий Софокла.
Но поэт не только констатирует, что жизнь полна горя и несчастий, он ищет причину этих бедствий и зол. Она прежде всего в пренебрежении божественными законами. Показателен в этом отношении диалог между Тевкром и Менелаем:

Т е в к р
Спасенный богом, не гневи богов.
М е н е л а й
Чем же нарушил божьи законы?
Т е в к р
Отняв у мертвых погребенья честь.
(«Аякс», 1129 и далее)

Антигона, совершая обряд над телом Полиника, уверена, что это богоугодный поступок:

Я терплю лишь за то.
Что почтила богов почтением.
(«Антигона», 960)

В словах «Один закон Аида для обоих» (т. е. для защитника родины и врага) слышится голос Софокла: таков божественный закон для всех людей! Недаром же Тевкр, возражая Менелаю притчей, говорит:

Не обижай умерших, человече!
Тебе воздастся за обиды их.
(«Аякс», 1165 и далее)

Причина несчастий человека, по мнению Софокла, еще в надменности, в гордости человека, в отсутствии смиренья перед богами. Быть благоразумным —это значит не оскорблять богов надменным словом, не вызывать их гнева гордостью («Аякс», 131).
«Предвиденье и мудрость, — говорит хор в «Электре», — то лучший смертному от бога дар» (1015 и далее). Мудрость заключается в том, чтобы исполнять веления богов. Орест, ничуть не колеблясь, выполняет приказ Аполлона.
Такое слово бог мне возвестил:

Чтоб я один, без щитоносной силы,
Как тать коварный, праведной рукою
Кровавой мести подвиг совершил.
(«Электра», 304 и далее)

Софокл отдает дань традиционной религии Аполлона. В трагедии «Эдип-царь» есть намек на недовольство поэта забвением этой религии.

Нет нигде
Почета ныне Аполлону,
Бессмертных позабыли мы . . .
(885 и далее)

Богиню же Афину Софокл изображает злой, коварной. Лишив разума Аякса, принимающего скот за людей, она, глумясь над ним, спрашивает, какую казнь он готовит Одиссею. Аякс отвечает:

Он этот бич своей окрасит кровью.
Афина
Не издевайся над несчастным, полно)
Аякс
Во всем, Афина, угождать готов я
Тебе, но здесь не изменю решенья!
Афина
Что ж, если сердце так велит, исполни
Все, что задумал: не жалей руки!
Аякс
Исполню тотчас. А тебя прошу
И впредь союзницей мне быть такой.
(«Аякс», 110 и далее)

Полное подчинение воле богов ведет к благоденствию, процветанию страны.

Там науки и ум цветут.
Где божественной власти жезл
Зевсом в верные руки дан.
(«Филоктет», 108)

Таким образом, религия, по мнению Софокла, должна быть одной из основ всякого государства.
Достаточно было Фесею, царю Афин, узнать, что Эдип пришел туда по воле Аполлона, как он готов выполнить просьбу пришельца:

И без моих решений
Спокоен будь, поскольку послан Фебом.
(661 и далее)

В благочестивых Афинах процветают правосудие и справедливость.
Благородный, почитающий богов царь, разделяющий власть с мудрым ареопагом — таков политический идеал Софокла. Поэт — противник тирании. Поэтому в трагедии «Антигона» Креонт, полагающий, что государство — это собственность царя, терпит полный крах. Справедливому царю Фесею в трагедии «Эдип в Колоне» противопоставлен властолюбивый, применяющий насилие
Креонт. И совершенно очевидно, что симпатии автора на стороне Фесея.
Как и Эсхил, Софокл противник власти денег, разлагавших основу государства. Полны упрека слова Эдипа, обращенные к Креонту:

И не безумное ли предприятие
Борьба за власть без денег и друзей?
Тут надобны сторонники и деньги.
(«Эдип-царь», 512 и далее)

Еще с большей силой этот протест звучит в устах Креонта в трагедии «Антигона».

Ведь нет у смертных ничего на свете,
Что хуже денег. Города они
Крушат, из дому выгоняют граждан.
И учат благородные сердца
Бесстыдные поступки совершать
И указуют людям, как злодейства
Творить, толкая их к делам безбожным.
(302—308)

Даже в сатировской драме «Следопыты» есть выпад против силы денег. За золото Силен обещал Аполлону возвратить украденных Гермесом коров.
Рост денежных отношений содействовал развитию частной собственности, что разлагало античную общинную собственность полиса.
Софокл хочет укрепить устои демократического государства, протестуя против растущего расслоения коллектива афинских граждан.

Лишь под сенью великого малый цветет,
Лишь от малых великий могуч и силен, —

говорит он в трагедии «Аякс» (160 и далее).
Таким образом, мировоззрение Софокла, отстаивающего гармонию личности и коллектива, выражает идеологию афинской демократии эпохи ее расцвета. Софокл не мог понять объективной необходимости развивающейся действительности, но в то же время, как талантливый художник, он не мог не отразить отдельных сторон этой действительности. В этом противоречивость великого трагика.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования