Общение

Сейчас 545 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

  • Pavlove1604

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Актеру современного театра приходится играть в различных пьесах разных эпох и для того, чтобы правильно выбрать грим, нужно знать не только историю возникновения грима в театре, но и историю прически, косметики, моды всех народов. Данный исторический обзор, разумеется, не является исчерпывающим. Мы коротко остановимся лишь на тех особенностях косметики, причесок и париков, которые имеют непосредственное отношение к постановке исторических и современных пьес.
Как в прошлом, так и теперь не во всех странах в одинаковой степени пользуются косметикой. Стремление к красоте, которая определяется стилем эпохи, было и остается естественной потребностью человека и зависит от степени его культурного развития, что в свою очередь связано с материальным уровнем жизни общества.


Древняя Ассирия

Древние ассирийцы уделяли большое внимание косметике и уходу за волосами. Волосы они разделяли прямым пробором и зачесывали гладкими или слегка волнистыми прядями за уши. Концы прядей завивали в мелкие локоны, а иногда просто расчесывали на две стороны и связывали в два пучка. Бороды носили длинные, усы, бакенбарды и волосы на подбородке завивали в мелкие кудри, а остальную часть бороды заплетали косичками в несколько рядов. Концы косичек мелко завивали, так что вся борода представлялась как бы разделенной на несколько ярусов, конец бороды подстригали.
Такой тщательный уход за волосами, подтверждаемый скульптурными изображениями, заставляет предполагать, что ассирийцам уже были известны накладные волосы и парики. Знали они также и секреты косметики. У греческих авторов читаем, что изнеженные вельможи древней Ассирии не только употребляли всевозможные косметические средства, но и злоупотребляли ими: чернили брови и ресницы, румянились, белились, тело натирали душистыми мазями и маслами, одежду пропитывали благовониями. Об этом же говорит и легенда о женоподобном царе Сардонапале.


Древняя Индия

В древней Индии господствовал культ тела. Кроме частого омовения, растирания тела благовонными маслами, индийцы, подобно древним египтянам, прибегали к притираниям и использовали различные косметические средства. Они сурьмили брови, красили ярко-красной краской из кремеса или сандалового дерева пальцы на ногах, ногти, подошвы и грудные соски.
Мужчины носили длинные волосы и длинные бороды, которые для большей красоты окрашивали в различные цвета — белый, зеленый, синий и пурпурный. Волосы заплетали и покрывали головным убором, похожим на древнеперсидскую митру.
Еще прилежнее заботились о своих волосах индийские женщины. Они заплетали волосы в косы, которые замужние женщины опускали вдоль спины, а девушки с висков зачесывали вперед и связывали на лбу узлом. Баядерки носили локоны, падавшие им на плечи. В волосы вплетали ленты, жемчужные нити, цветы и прочие украшения.


Древняя Иудея

В древней Иудее главным украшением мужчины была борода. Плешивость считалась позором не только для женщины, но и для мужчины. Еврейские юноши носили длинные прически, для людей средних лет это считалось неприличным. Позднее длинные волосы у мужчин, даже молодых, стали считать признаком женоподобного характера, хотя и тогда было немало щеголей, которые, подобно ассирийцам, не только отращивали волосы, но и завивали их. Женщины же, наоборот, брили волосы и носили парики и накладки. Так же, как и ассирийские женщины, они украшали себя ожерельями, кольцами, серьгами в носу и ушах, браслетами.


Древний Египет

Большую роль в создании театрального грима сыграла косметика древнего Египта. Египтяне применяли в большом количестве кремы и краски. В высших кругах в то время считалось изысканным иметь слегка утомленный вид. Для этого жилки на лице подкрашивали голубой краской, лицо белили, губы подкрашивали по контуру. Ногти красили вначале черной, а затем красной краской. Особое значение придавали душистым маслам и благовониям. Некоторые косметические средства того времени сохранились и дошли до наших дней. Известно, например, что египтяне красили волосы и парики хной в красный цвет, а басмой — в черный.
Для ухода за волосами уже тогда были известны гребень, шпильки из дерева и слоновой кости, щипцы для завивки и т. п.
Древние египтяне первыми заменили свои волосы искусственными, т. е. париком, который стал обычным головным убором высших сословий. Появились высокие парики с локонами, большие накладные букли и длинные, опускающиеся вдоль спины косы, гладкие парики с прямым пробором и завитыми кудрями но сторонам и др.
Вместо естественных бород стали носить искусственные, форма которых указывала на принадлежность к определенному сословию. Знать, а также некоторые жрецы носили маленькие бороды, подстриженные кубиком. Фараоны украшали свой подбородок фигурной бородкой, волосами, заплетенными в косу с загнутыми на конце двумя прядями — символом бога Озириса, или более или менее широкой привязанной бородой в несколько ярусов.
Детям брили головы, оставляя на макушке пучок волос, и вместо парика ребенок носил накладные косы с завитыми в трубку концами.
Женщины стали брить волосы и носить парики гораздо позже, чем мужчины. Сначала следовали новой моде женщины высшего сословия. Женщины же среднего и низшего сословий долго придерживались старинного обычая и носили природные волосы, просто причесанные. Большая длина и пышность женских волос, как природных, так и фальшивых, обусловили различие между мужским и женским головным убором.


Древняя Греция

Еще бессмертный Гомер называл греков пышнокудрыми. Своих богов эллины представляли себе с густыми кудрями. Особенно красивыми считались русые и золотистые кудри. Такие волосы приписывались поэтами некоторым героям, например Ахиллесу, Менелаю и богине Деметре.
В Афинах до персидских войн волосы не стригли, а закручивали на макушке в узел, который скреплялся шпилькой. Подобная прическа часто встречается в скульптурных портретах.
После персидских войн мальчики, вступившие в юношеский возраст, стали стричь волосы, а мужчины, за исключением рабов, некоторых софистов и циников, носили не короткие, а только несколько подрезанные волосы и очень заботились о них. В классический период греки носили короткие курчавые волосы (зачесанные на лоб) и небольшую бородку, соединяемую с усами. По праздникам волосы смазывали елеем и мазями, а сверху посыпали цветными порошками.
Особенно красиво причесывались и украшали свои волосы женщины, то спуская их косами вниз по шее, то завивая на темени или на затылке и собирая в узел, то соединяя различным образом шпильками и повязками или же собирая их в сетку. Подобная прическа дошла до нас и широко известна под названием «античный узел».
Принятый обычай красить волосы в золотистый и другие яркие цвета появился у гречанок уже в V в. до н. э., а затем перекочевал в Рим.
В Греции уже были настоящие салоны, где производилась стрижка бороды, чистка и подрезание ногтей. В греческих городах возникло ремесло брадобреев. Они содержали бани и ванные комнаты, где клиенты могли принимать косметические и даже медицинские ванны.


Древний Рим

Многие секреты косметики и законы моды из древней Греции перешли в древний Рим. По обычаю греков римские патриции всегда ходили с непокрытой головой. Густые длинные прически и бороды у римлян также считались главным украшением. Римляне носили колпачки с наушниками и затыльником и повязки, из-под которых волосы падали густыми локонами. Эта мода сохранялась до конца III в. до н. э.
Только с 300 г. до н. э., со времени появления в Риме тарных цирюльников, пришедших из Сицилии, римляне стали подрезать волосы и завивать их, а бороды брить (только софисты и стоики составляли в это время исключение). По обычаю, заимствованному у греков, римляне торжественно приносили в жертву богам первые волосы детей и волосы с первой бороды юношей. Затем до сорокалетнего возраста мужчины не брили бород, а только заботливо подрезали их. Бороду отпускали еще в знак траура, не только семейного, но и общественного.
Особенно следили за своим туалетом римские женщины. Римские писатели свидетельствуют об искусности своих соотечественниц. Плиний упоминает о стеклянных зеркалах, которыми пользовались римлянки. Римские матроны расписывали щеки румянами и подкрашивали ресницы и брови. Для этой цели употребляли белила, киноварь, добываемую из морского мха, и некоторые другие растительные вещества. Брови подкрашивали сажей или порошком из сурьмы. Веки подводили красноватой краской.
Римлянки умели придавать своим прическам самые причудливые, чуть ли не каждый день менявшиеся формы, используя для этого и чужие волосы. Примером может служить при-ческа Плотины, жены Траяна, из декоративно переплетенных кос. Для такого бесчисленного количества кос едва ли хватило бы собственных волос. Особенно ценились русые и рыжие волосы, привозившиеся в изобилии в Рим из Германии. Собственные черные волосы римлянки окрашивали в светло-русый цвет посредством какого-то щелочного мыла. Во время войн с галлами римские дамы увлекались рыжими париками, сделанными из волос галльских пленниц.
Конкретное представление о прическах римлянок могут дать коллекции бюстов в различных музеях.


Византия

В Византии до 400 г. мужчины коротко стригли волосы, а бороды брили. Потом они стали носить длинные волосы и отпускать бороды.
Прическа византийской женщины была копией античной прически: волосы зачесывались назад и образовывали на затылке узел, а иногда заплетались в две косы. В них вплетали жемчужные нити и ленты. Голову покрывали чепцом, часто состоявшим из лент, соединенных между собой металлическим ободком. На чепец накладывались косы. Излюбленной прической был «валик», обрамлявший лицо. Он делался с помощью лент, которыми закручивались косы, а сверху набрасывалось покрывало. Очень часто волосы украшали цветами.


Варвары

Галлы и германцы по германскому обычаю носили длинные волосы. Эти длинные волосы, распущенные по плечам, были привилегией свободных людей. Отсутствие волос считалось унизительным, а короткие волосы обычно носили рабы. Тонзура (выбритое место на макушке головы) являлась наказанием. О ней упоминает Тацит как об особенности германских законов. Отсюда ясно, почему монахи и духовные лица, надевая сутану и принося обет послушания и смирения, стали стричь коротко волосы и на макушке выбривать тонзуру.


Европа средневековья и эпохи Возрождения

Обычай носить длинные волосы сохранился и в эпоху средневековья. Меровингская аристократия (V в.) носила распущенные волосы и длинные бороды, отличаясь этим от духовенства и тех, кто продолжал следовать римскому обычаю. В царствование люксембургских императоров (1374—1437) многие носили бороды и закрученные усы, но признаком изящества и благородства считалось гладко выбритое лицо и длинные ниспадающие пышными волнами сзади и по бокам волосы.
В раннем средневековье женщины носили распущенные волосы, а девушки — длинные височные косы. Головные покрывала откидывались назад, чтобы были видны волосы.
Французские красавицы XIV в. гордились своими волосами. Молодые дамы носили локоны, доходящие до пояса. На миниатюрах женщины изображались преимущественно с золотыми локонами и со склоненной набок головой, как того требовал придворный обычай.
Во Франции, Италии и Англии была очень распространена следующая прическа: волосы поднимались вверх и покрывались сеткой, а спереди на грудь спускались две длинные косы. Иногда волосы прятались в длинные готические колпачки. В XIV—XV вв. распущенные волосы искусно сочетались с косами. Иногда женщины перекидывали косы вперед и скрепляли их на груди особым украшением. Образцы такой прически можно встретить на картинах Боттичелли «Весна», «Рождение Венеры» и на его же портрете Джулиано Медичи. Многие женщины переплетали косы шнурками, лентами и украшали их жемчугом, драгоценными камнями, лобными украшениями, цветами и всевозможными ювелирными изделиями. Такие прически были чрезвычайно живописными и в то же время простыми.
Конец XV и XVI в. отмечены в истории культуры как время величайших открытий, расцвета искусства и пробуждения человеческой мысли и творчества. Изящные моды Италии, а затем Франции оказали влияние на моды всей Европы. В дальнейшем в реформаторской Германии создается новая форма одежды, а с возвышением Испании многие стали одеваться на испанский лад.
В начале XV в. во Франции мужчины носили длинные локоны, которые всегда переходили в косу, спускающуюся с одного плеча. Затем локоны можно было встретить только у некоторых юношей, а основной прической стала так называемая «колба». Скоро колбу стали носить все сословия, даже императоры Максимилиан и Карл V. Эта новая прическа очень шла к берету и в сочетании с вошедшей в моду небольшой окладистой бородой придавала лицу строгий мужественный вид.
В конце XVI — начале XVII в. мужчины в Европе носили остроконечную бородку и воинственно закрученные усы. Женщины в это время то заплетали волосы в косы, то распускали их, то закручивали и прикрепляли высоко наверху, покрывая их сеткой.
Во время тридцатилетней войны в моде были длинные локоны. Парики (белокурые) начали входить в моду при Людовике ХIII, а в царствование Людовика XIV они уже сделались общим достоянием Европы.


Европа XVII—XVIII вв.

Согласно моде XVII в., мужчины подбривали волосы надо лбом, чтобы он казался выше, иногда обривали всю голову, чтобы удобнее было носить парик.
Парики обычно делались из жестких волос. Для этой цели употребляли козью шерсть и конский волос. Так как белокурые волосы были редкостью, то для того, чтобы придать парику более светлый оттенок, многие стали посыпать его рисовой пудрой, а затем и белой каолиновой глиной. Парик разделялся посередине пробором, образуя по обеим сторонам два напуска, пышными локонами падающих на плечи и спину.
Кроме этой, существовало множество других причесок, причем каждое сословие носило свою. Так называемый аббатский парик был принадлежностью духовного сана, испанский являлся отличительным признаком юристов (в театре эти парики называют мольеровскими).
Особенно обильно в эту эпоху применялись румяна и белила, причем выбор румян зависел от сословной принадлежности. Так, румяна придворных дам отличались от румян жен купцов, а последние красились иначе, чем мещанки.
Борода в середине XVII в. исчезла, усы носили до 1670 г., причем они подбривались над верхней губой и узкими полосками шли от ноздрей к углам рта. К концу столетия усы и бороды встречались только у военных и духовных лиц.
Прически, роскошные парики с ниспадающими на плечи локонами значительно уменьшились в размерах во времена регентства. Длинные парики из трех частей (так называемый мольеровский с тремя торсадами) после 1720 г. сохранили только доктора, юристы, духовные лица. Остальные стали соединять локоны на затылке в виде пряди, связанной лентой или заплетенной в косу. С 1730 г. косы помещают в разукрашенную сетку или мешочек, так называемый «кё». Сначала этот мешочек употреблялся только при домашнем костюме, а затем очень быстро вошел в моду. Его носили до 1760 г., потом встречаем косу без мешочка, а с 1780 г.— снова в мешочках. Позднее для простого костюма была придумана прическа «будера», состоящая из короткого и толстого узла волос, связанного лентой на затылке. При Людовике XV продолжали существовать накладные волосы, например парики с косой и локонами на висках. В последней четверти XVII в. некоторые буржуа «англоманы» стали носить длинные волосы без парика.
С начала царствования Людовика XV прически обильно посыпались пудрой. Пудра была разных цветов: белая сменялась серой, серая — красной, розовой и т. д. В дальнейшем нашли, что пудра портит волосы, и обычай пудрить голову исчез навсегда.
После 1785 г. прическа становится высокой, волосы поднимаются вверх в виде остроконечной горки надо лбом — «кока» у мужчин, а у женщин увеличиваются в объеме с помощью накладок или шиньонов и украшаются лентами, перехватами и маленькими чепцами, которые прикрепляются к макушке грандиозного парика. Пучки перьев, буфы из искусно сложенного газа приделывались к внутренней волосяной подкладке. Все эти наколки делали из прически нечто напоминающее гнездо. Такую прическу стали украшать еще разнообразными предметами: небольшими безделушками, статуэтками, настоящим театром в миниатюре, пасторальными сценами, ветряными мельницами и сельскими видами. Эта мода развивалась в течение тринадцати лет, и от нее отказались только тогда, когда весь аксессуар сделался настолько громоздким, что стал придавать женщине карикатурный облик.
До 1794 г. женщины носили также длинные локоны с шиньоном, спущенным на спину. Эта прическа была введена в 1785 г. Марией-Антуанеттой. С 1794 г. начинают носить прежние низкие прически и чепцы.
В конце XVIII в. парики с узлом или косой носили только приверженцы старины и эмигранты. Вскоре эти прически совершенно исчезают. Согласно требованиям моды, мужчины носили то длинные волосы, то короткие и завитые, то подстриженные и слегка припудренные.
Постепенно эти моды заменяются античными. С появлением античных туник в моду вошла прическа с короткими завитыми волосами и всевозможные разновидности греческого узла. Так как для модной прически необходимо было коротко стричь волосы, то женщины, не желавшие лишаться длинных волос, носили короткие стриженые парики.
Женщины всех возрастов носили белокурые или темные парики, которые надевались на почти бритую голову. С 1801 г. некоторые модницы показывались на прогулке с собственными короткими волосами.


Европа XIX в.

С 1804 г. женщины укладывали волосы плотным кольцом вокруг головы и спускали их так низко, что почти закрывали брови. При этом волосы образовывали род шиньона, перехва-ченного цветной полосатой лентой. Женщины не всегда строго придерживались античных образцов и нередко давали простор собственной фантазии. Обыкновенно волосы заплетали в косы, которые поддерживались наверху при помощи гребенки, а иногда спускали на затылок и укрепляли наверху посредством разных булавок. В 1805 г. греческие прически исчезли совершенно.
На придворные и другие балы надевали усыпанный драгоценностями тюрбан из муслина, кисеи или легкого шелка с перьями. В большом употреблении были также жемчужные сетки, покрывавшие волосы. К 1810 г. молодые девушки появлялись на балах с такой прической: на лбу и на висках волосы были завиты мелкими кольцами, а на затылке возвышался небольшой пучок локонов, поперек головы прикалывались цветы.
В 1812 г. волосы разделяли пробором, а на затылке заплетали в косы и располагали в виде гнезда, при этом пряди, спускавшиеся вдоль висков, завивали. В большой моде был гребень.
В 1813 г. была распространена китайская прическа, которая состояла из гладко зачесанных кверху и собранных в пучок локонов. Вокруг обвивалась узкая шелковая лента, завязанная надо лбом бантом, а на виски спускались два коротких локона. В 1817 г. волосы зачесывали кверху, разделяли пробором и спускали вдоль висков и по плечам пышными локонами, а на темени соединяли в несколько пучков гребенками или цветами.
В 20—30-е годы XIX в. волосы зачесывали так, что затылок оставался открытым, и располагали затем наверху в виде декоративного шиньона, который поддерживался широкими и высокими гребнями. На висках волосы собирали в пышные пучки.
В 1840 г. завитые спереди волосы спускали на лоб, а на висках образовывали из них пышные пучки. В бальной прическе волосы разделялись пробором и пышными прядями спускались вдоль висков к ушам. Посередине головы возвышался гребень, окруженный бантами из волос, при этом от одного бокового пучка к другому нередко протягивалась нитка жемчуга.
В 60-е годы волосы разделяли пробором, гофрировали и откидывали назад, располагая их иногда просто в виде пучков. У некоторых женщин, особенно у пожилых, передние пряди спускались еще на уши, так что из-под этой массы волос были видны только длинные серьги. Но модницы уже зачесывали волосы за уши, а короткие пряди на висках завивали колечками. Сзади волосы покрывали сеткой или же собирали в виде гнезда. При этом сама прическа спускалась все ниже, гребень употреблялся небольшой и низкий.
В 1865 г. проборы выходят из моды. Волосы вокруг лба и на висках завивают и зачесывают назад или взбивают кверху. В тех случаях, когда волосы разделяли пробором, их зачесывали назад в виде валиков, для чего использовались специальные приспособления — подкладки. На затылке волосы заплетали в косы и располагали совершенно низко в виде мешка. Иногда этот «мешок» покрывали плоской сеткой. После 1865 г. на затылке стал красоваться высокий шиньон. В 1866 г. на вечерах можно было увидеть шиньон из локонов, а на балах — прическу с длинными буклями.
В 70-е годы прическа состояла из всевозможных пучков, локонов, кос и напусков. Все это требовало огромного количества волос, и дамы прибегали к накладкам. К этому времени в моду вошли локоны «а ля понса», которые оставались модными до 1891 г.
Бальная прическа 1876 г. такова: передние волосы, мелко завитые, высоко зачесаны со лба; шиньон состоит из нескольких петель с падающими вниз локонами; спереди разбросано несколько цветков в соответствии с общей отделкой туалета.
В 80-е годы волосы стали напускать на лоб в виде челки, а сзади собирать в узел. В 1882 г. этот узел опускали почти на затылок. В последнем десятилетии прошлого века локоны вышли из моды и уступили место пышной прическе.
Мужская прическа в начале XIX в. была довольно короткой, волосы плотно прилегали к голове пышно завитым кольцом. Затем их стали зачесывать на лоб так, чтобы с боков получилось два пробора. В 20-е годы появились новые прически — на лбу взбивался хохол. В 40-е годы подстриженные волосы стали разделять сбоку пробором, причем концы их завивались и ложились венцом вокруг головы.
Входят в моду бакенбарды. В 20-е годы появились маленькие, опущенные книзу усики. В 1840 г. бакенбарды стали доходить до подбородка. В 1843 г. в моду опять вошла борода и длинные волосы.
В конце XIX в. начинают стричь волосы и разделять посередине или сбоку пробором. Во Франции по примеру Наполеона III все поголовно стали носить усы и бороды. В Германии и России в подражание Вильгельму I и Александру II привилась борода при гладко выбритом подбородке. Впоследствии кронпринц Фридрих-Вильгельм и Александр III снова ввели в моду длинные бороды.


Россия

Весьма своеобразна история причесок и моды в России.
Славяне издревле носили длинные волосы и бороды. Под влиянием норманнов перешли к полудлинным волосам, бороды стали брить, оставляя только усы. После введения христиан-ства снова появляются длинные бороды, иногда подстриженные в форме лопаты. Волосы подстригали «под скобку». При Владимире этот обычай был окончательно закреплен.
С ХШ в. вследствие татарского нашествия русские люди стали по восточному обычаю коротко стричься, а иногда брили головы и носили татарскую тюбетейку. Борода сохранялась на протяжении всего периода татарского ига.
При Иване Грозном бритье бород и усов было запрещено законом. Отступление от этого закона при Борисе Годунове явилось одной из причин народного нерасположения к нему.
В 1675 г. царем Алексеем Михайловичем был издан указ, в котором он князю Кольцову-Массальскому «из стряпчих велел написать по житейскому списку за то, что он на голове волосы у себя подстриг. А стольникам, и стряпчим, и дворянам московским, и жильцам указал Великий Государь свой указ сказать, чтобы они иноземных немецких и иных обычаев не перенимали, волос у себя на голове не подстригали, тако же и платья иноземного не носили».
После Петровских реформ военные носили полудлинные волосы до плеч, зачесывая их наверх или разделяя пробором, и усики такие же, как у Петра I. В 1732 г. волосы стали завязывать жгутом черной лентой, усики сохранялись.
В 1797 г. при Павле I была проведена реформа в армии по прусскому образцу. Косу стали завязывать лентой выше, оставляя концы длиннее самой косы. На висках укладывали букли и всю голову пудрили так, чтобы прическа производила впечатление парика. Бороду и усы брили.
В 1801 г. при Александре I был издан указ обрезать волосы, косы иметь только в четыре вершка, завязывать их на половине воротника.
В 1806 г. кадетам было приказано остричь волосы под гребенку, генералам же и штабс-офицерам разрешалось поступать по собственному усмотрению.
В 1807 г. офицеры носили косы и пудрили волосы только в торжественных случаях; нижние чины волосы стригли под гребенку, а пудра для них была совершенно отменена. С 1809 г. перестали употреблять пудру и офицеры.
С начала XIX в. мужские прически в России аналогичны общеевропейским.
Женщины в ранний, дохристианский период прятали свои волосы под повязки или головные уборы, затем, подражая обычаю норманнских женщин, девушки носили волосы распущенными, а женщины заплетали их в косы и опускали свободно вдоль спины или же обертывали вокруг головы и покрывали платком. После принятия христианства женщины прятали волосы, а девушки носили их то распущенными, то заплетенными.
С самых отдаленных времен у русских женщин существовал обычай в знак печали стричь себе волосы.
Женщины на Руси употребляли много косметики, порою совершенно искажая свои лица: чрезмерно белились, сурьмили брови и ресницы. Обычая румяниться и белиться придержи-вались очень строго, за невыполнение его женщин преследовали. К косметике прибегали даже женщины с красивой внешностью.
Конец XVII в. отмечен преобразованием, «онемечиванием» мод. В царствование же Елизаветы немецкое влияние сменилось французским. В дальнейшем женские прически и моды являются точной копией французских.


Европейские прически XX в.

В начале XX в. появились новые прически, не выходившие из моды более десяти лет. Волосы укладывали валиком, который то поднимали высоко, то опускали низко на лоб, или делали возвышение впереди с пышным, несколько оттянутым затылком. На макушке укладывался пучок волос в виде валика.
Начиная с 1912 г. появляются новые прически с резкими глубокими волнами (андуляция). Волосы причесывали на середину, набок и наверх, делали пробор, потом завивали. Затем поднимали кверху, укладывали и закрепляли шпильками. Поверх надевали готовый завитой шиньон в локонах и закрепляли.
С 1914 г. в моду вошли упрощенные виды причесок. Шиньоны и валики исчезли.
В 1922 г. женщины стали коротко стричь волосы и завивать глубокими волнами. Эта мода длилась до 1930 г. В 1930 г. в моду вошла шестимесячная завивка — перманент. Позднее к коротким волосам стали приплетать искусственные косы.
В последние годы, помимо шестимесячных и химических завивок, распространяются новые виды причесок: свободные ниспадающие, слегка волнистые; высокие тюрбанообразные (взбитые и чем выше, тем изящнее); всевозможные укладки кос и гладких волос и т. п.
Формы юношеских и детских причесок — облегченные виды стрижек, спущенные косы и разнообразные укладки с хвостами и лентами.
Мужские прически с 1900 г. менялись незначительно. Военные носили коротко остриженные волосы (полубокс или бокс). После 1920 г. борода и усы — явление редкое.


Япония

Японская бытовая прическа эпохи феодализма отличается от причесок других народов.
Мужчины косили прически самураев: волосы ото лба до макушки выбривали, а оставшиеся длинные волосы на висках и затылке завязывали в общий пучок, который укладывали длинным жгутом и закрепляли головными шпильками.
Женщины оставляли на лбу пучок, остальную часть волос делили пополам от макушки до шеи, зачесывали вверх, туго стягивали и завязывали. Верхнюю часть волос укладывали в один или два пышных валика и закрепляли костяными шпильками. Для украшения пользовались длинными булавками с костяными головками, которые крест-накрест прокалывали валик. Для крепления и оформления всей прически пользовались всевозможными большими гребнями и цветами.
Для блеска волос употребляли различные мази и жиры. С целью сохранения прически на длительное время смазывали волосы воском и спали на круглых деревянных подушках-подставках.
Девушки носили спущенные на спину волосы, которые скрепляли бантом или шнуром. Впереди на лбу волосы смазывали воском и укладывали бабочкой или спускали часть волос на лоб, делая круглую до бровей челку.
Как мужские, так и женские японские прически, незначительно изменяясь, сохранили свою форму на протяжении многих веков.
Японские женщины и девушки волосы не завивали, однако косметику употребляли в большом количестве.


Китай

Китайская мужская бытовая прическа очень своеобразна. Мужчины носили длинные волосы, которые со времени маньчжурской династии заплетали в косу, а темя и виски брили.
Женщины заплетали волосы в одну косу, которую спускали на спину, или зачесывали их кверху и завязывали на макушке в пышный узел. Более изящной прической считалась коса, скрученная на макушке и укрепленная длинными прутьями (вид шпилек), на концах которых прикреплялись различные фигурки. Молодые девушки заплетали волосы в одну или две косы или же распускали их. Лоб прикрывали челкой или небольшим пучком волос.
По старинному обычаю волосы перед свадьбой на лбу срезали, а на висках подстригали их конусообразно. На затылке волосы укладывали на картонный каркас, обтянутый черной тканью. Прическа украшалась искусственными цветами и разными безделушками.
Китаянки пользовались особым видом косметики. Лицо и шею белили, губы золотили, зубы красили коричневой краской, брови и ресницы чернили.
После революции 1927 г. и женские и мужские прически в Китае делаются по образцу европейских.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования