Общение

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Сцена оформлена очень просто — черные кулисы и горящие свечи (на начало и финал), но, конечно, это по возможности. В качестве музыкального оформления можно посоветовать использовать музыку 30-х годов XX века там, где речь идет об определенных страницах «Мастера и Маргариты», военные марши там, где говорится о «Белой гвардии». Что же касается биографических страниц сценария, то можно использовать музыку Шуберта и Шумана.
Действующие лица: Коровьев, Бегемот, Аннушка.
На сцену выходит Бегемот с длинным жезлом в руке. На нем длинный плащ и пудреный парик эпохи Мольера.
Бегемот (стучит три раза в пол и торжественно объявляет). Первая часть королевского балета — «Рождение»!
(Выходит Коровьев в длинном плаще.)
Коровьев. Некая акушерка, обучившаяся своему искусству в родовспомогательном Доме Божьем под руководством знаменитой Луизы Буржуа, приняла 13 января 1622 года у милейшей госпожи Поклен, урожденной Крессе, первого ребенка, недоношенного младенца мужеского пола.
С уверенностью могу сказать, что если бы мне удалось объяснить почтенной повитухе, кого именно она принимает, возможно, что от волнения она причинила бы какой-нибудь вред младенцу, а вместе с тем и Франции.
«Сударыня, — говорю я, — осторожнее поворачивайте младенца. Смерть этого младенца означала бы тяжелейшую утрату для вашей страны».

(Выходит Аннушка, тоже в длинном плаще.)

Аннушка. Мой Бог! Госпожа Поклен родит другого!
Коровьев. Госпожа Поклен никогда более не родит такого, и никакая другая госпожа в течение нескольких столетий такого не родит.
Аннушка. Вы меня изумляете, сударь!
Коровьев. Я и сам изумлен. Поймите, но по прошествии трех веков в далекой стране я буду вспоминать о вас только потому, что вы сына господина Поклена держали в руках.
Аннушка. Я держала в руках и более знатных младенцев.
Коровьев. Что понимаете вы под словом «знатный»? Этот младенец станет более известен, чем ныне царствующий король. Добрая госпожа, есть далекая страна, вы не знаете ее, это — Московия. Населена она людьми, говорящими на странном для вашего уха языке. И в эту страну вскоре проникнут слова того, кого вы сейчас принимаете.
Бегемот. Позвольте, господа, это ведь начало романа Ми-s хайла Афанасьевича Булгакова «Жизнь господина де Мольера», не так ли?
Коровьев. Ну разумеется, коллега. Но нам показалось, что это начало написано с невероятным совпадением буду-, щей судьбы господина де Мольера с собственной судь-бой... Да что там, с собственной судьбой Мастера. В ней хватало и веселья, и поэзии, и тяжелого труда, и любви, и театра, и в огромной степени горечи и отчаяния. Но — какой же гений без трагедии? Истории такие неизвестны.
Бегемот (одет во все черное). Увы, вы правы, коллега. Кстати, пора бы нам и познакомиться. Позвольте представиться — Бегемот, коротко и ясно.
Коровьев. Вы что, тот самый кот?
Бегемот. Я что похож на кота? Я бы, попросил вас... Просто прозвище такое, вот и все.
Коровьев. А я — Коровьев, фамилие мое такое, чтобы предупредить расспросы, сообщаю — дальний родственник того самого, знаменитого (сбрасывает плащ и остается в одежде, напоминающей одеяние в романе: «На маленькой голове жокейский картузик, клетчатый кургузый пиджачок... брюки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки».)
Аннушка. А мое имя...
Коровьев. Позвольте, я угадаю... Раз уж тут собрались все свои, наверное, Маргарита?
Аннушка. Ну что вы, госпожа Маргарита ни на минуту не разлучается с Мастером, они всегда вместе и безумно счастливы этим. Что касается меня, то имя мое тоже, вероятно, вам знакомо — Аннушка.
Бегемот. Аннушка! А позвольте спросить вас, любите ли вы по-прежнему подсолнечное масло?
Аннушка. А при чем тут масло?
Бегемот. А вот это мы сейчас у ребят и спросим. Какую роль сыграло постное масло в небезызвестном романе?
Коровьев. Браво, какая начитанность! А теперь, коль скоро наша глава называется «Рождение», выясним, что вы знаете о юности Мастера.

Вопросы о жизни и творчестве М.А. Булгакова

1. Назовите родной город Булгакова. (Киев.)
2. Первая специальность будущего писателя? (Врач.)
3. Какой сборник посвящен этой сфере деятельности Михаила Афанасьевича? («Записки юного врача»)
4. Какой великий русский писатель тоже был врачом? (А.П. Чехов.)

Бегемот. Можно небольшую цитатку, чтобы лучше понять, как же это было? «Велика штука, подумаешь, уездный город? Но если кто-нибудь, подобно мне, просидел в снегу зимой, в строгих и бедных лесах летом, полтора года, не отлучаясь ни на один день, если кто-нибудь разрывал бандероль на газете от прошлой недели с таким сердечным волнением, точно счастливый любовник голубой конверт, ежели кто-нибудь ездил на роды за 18 верст в санях, запряженных гуськом, тот, надо полагать, поймет меня».
Аннушка. Продолжим наш опрос.

Вопросы о жизни и творчестве М.А. Булгакова (продолжение)

5. С каким театром почти всю жизнь сотрудничал писатель и посвятил ему роман? Кстати, скажите, как этот роман называется? (МХАТ, «Театральный роман».)
6. Какие пьесы Булгакова вам известны? («Зойкина квартира», «Батум», «Багровый остров», «Бег», «Адам и Ева», «Блаженство», «Дни Турбиных», «Иван Васильевич», «Кабала святош».)
7. Кем еще работал в своей жизни Михаил Афанасьевич? (Журналистом, зав. литературным отделом, зав. театральным отделом в различных газетах.)
8. Как называется кинофильм, снятый по произведению Булгакова Л. Гайдаем? («Иван Васильевич меняет профессию».)
9. По мотивам каких произведений писателя созданы художественные фильмы? («Собачье сердце», «Роковые яйца», «Бег», «Дни Турбиных», «Белая гвардия».)
10. Постановки каких пьес Булгакова в современных московских театрах получили мировую известность? («Мастер и Маргарита» Ю. Любимова в Театре на Таганке, «Кабала свя’гош» А. Эфроса.)
11. Какую книгу из серии «Жизнь замечательных людей» написал Булгаков? («Мольер».)
12. В каком году был написан роман «Мастер и Маргарита»? Где и когда он был напечатан впервые? (Булгаков задумал и стал писать роман зимой 1928—1929 года. Последние вставки он диктовал жене в феврале 1940 года, за три недели до смерти. Впервые роман был напечатан в журнале «Москва» № 11 в 1966 году и в № 1 в 1967 году.)

Бегемот. Часть вторая королевского балета — «Гости на балу»! «Теперь снизу уже стеною шел народ, как бы штурмуя площадку, на которой стояла Маргарита. Голые женские тела подымались между фрачными мужчинами. На Маргариту наплывали их смуглые, и белые, и цвета кофейного зерна, и вовсе черные тела. В волосах рыжих, черных, каштановых, светлых, как лен, — в ливне света играли и плясали, рассыпали искры драгоценные камни. И как будто кто-то окропил штурмующую колонну мужчин капельками света, — с грудей брызгали светом бриллиантовые запонки...
Снизу текла река. Конца этой реке не было видно. Источник ее, громадный камин, продолжал ее питать. Так прошел час и пошел второй час...»
Коровьев. Да у вас блестящая память, мой дорогой Бегемот, вы процитировали одно из моих любимейших мест моего наилюбимейшего романа! Господа, а узнал ли кто-нибудь из вас, описание чего только что прозвучало здесь? Безусловно, вы правы, это грандиозный бал у Воланда. Такого у нас, разумеется, не получится, такое мог устроить только герой нашего повествования. Но вспомнить некоторых гостей на балу Булгакова мы вполне сможем. Вот что писал сам Мастер об одном своем детище: «Пьеса эта была показана 18 февраля. В зале я не был. Я был за кулисами, и актеры волновались так, что заразили меня. Только что тоскливо пели петлюровцы, а потом взрыв света, и в полутьме вижу, как выбежал Топорков и стоит на деревянной лестнице и дышит, дышит... Стоит тень 18-го года и ослабевшими руками расстегивает ворот шинели».

(Во время чтения отрывка из «Дней Турбиных» звучит марш.)

Коровьев. Как вы думаете, о какой пьесе идет речь? Бегемот. Из дневников Елены Сергеевны Булгаковой, жены писателя: «1 ноября. Позвонил писатель Буданцев, что физиолог Брюхоненко, который работает по вопросу об оживлении мертвого организма и делает опыты с отрезанной собачьей головой, хотел бы очень познакомиться с М.А.». Господа, я просто уверен, что вы скажете, какая пьеса родилась в результате состоявшегося-таки знакомства?
Ну, естественно, не что иное, как «Собачье сердце».

Вопросы о жизни и творчестве М.А. Булгакова (продолжение)

13. В каком городе происходит действие романа «Белая гвардия»? (В Киеве.)
14. Как зовут членов семьи Турбиных? (Алексей, Елена, Николка.)
15. Как звали собаку Понтия Пилата? (Банга.)

Коровьев. А теперь выберите правильный ответ из четырех предложенных!

Вопросы о жизни и творчестве М.А. Булгакова (продолжение)

16. От какой болезни, по предсказанию Коровьева, умрет Андрей Фокич — буфетчик театра «Варьете»?
1) язва желудка;
2) рак печени (+);
3) дистрофия;
4) обжорство.

17. Что чинил кот Бегемот:
1) керосиновую лампу;
2) примус (+);
3) часы.

18. Деталью костюма какого героя «Мастера и Маргариты» была куриная кость в кармане пиджака:
1) буфетчика театра «Варьете»;
2) Азазелло (+). Он «оказался маленького роста, пламенно-рыжий, с клыком, в крахмальном белье, в полосатом добротном костюме... Галстук был яркий. Удивительно было то, что из кармашка, где обычно носят платочек или самопишущее перо, у этого гражданина торчала обглоданная куриная кость»;
3) Степы Лиходеева;
4) кота Бегемота.

19. В каком городе оказался Степа Лиходеев благодаря магической силе Воланда:
1) Гагра;
2) Париж;
3) Нью-Васюки;
4) Ялта (+).

20. Под каким номером находилась та самая нехорошая квартира и по какой улице:
1) номер 2 на Патриарших прудах;
2) номер 138 на Арбате;
3) номер 50 по Садовой (+);
4) номер 22 по Неглинной.

21. В какую пору тоскливое беспокойство охватывает Ивана Николаевича Понырева каждый год:
1) накануне 1 Мая;
2) под Новый год;
3) в весеннее полнолуние (+);
4) каждый понедельник.
5) Назовите его творческий псевдоним. (Иван Бездомный.)

22. Как звали милицейскую собаку, с помощью которой искали финдиректора «Варьете» Римского:
1) Каштанка;
2) Мухтар;
3) Белый клык;
4) Тузбубен (+).

23. Какого цвета были глаза у Воланда:
1) карие;
2) непонятно какие, ходит в темных очках;
3) правый глаз черный, а левый зеленый (+);
4) голубые.

24. Кто из ближайших родственников Берлиоза после его смерти претендовал на его квартиру:
1) дядя из Киева (+);
2) тетя из Житомира;
3) племянник из Полтавы;
4) господин из Сан-Франциско.

25. Куда Никанор Босой спрятал взятку, полученную им от Коровьева:
1) под матрас;
2) за подкладку пальто;
3) закопал во дворе;
4) за вентиляционный ход в уборной (+).

26. В какой валюте булгаковскому Иуде заплатили за предательство Иешуа:
1) тридцать сребренников;
2) тридцать тетрадрахм (+);
3) тридцать шекелей;
4) тридцать динаров.

Коровьев. Ну какой же бал может быть без вальсов божественного...
Кстати, не припомните ли, кто дирижировал оркестром на грандиозном балу у Воланда? Ну, разумеется, король вальсов — Иоганн Штраус! Итак, пары, умеющие и желающие пройти тур вальса и выпить бокал почти шампанского, — прошу на сцену!

(Весь следующий конкурс проходит на фоне танцующих пар, в качестве прохладительного напитка — лимонад или сок.)

Коровьев. А теперь, дорогие мои, попробуйте-ка узнать гостей булгаковского бала по портрету, данному самим автором.

Викторина

1. «Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом человека был большой синяк, в углу рта — ссадина с запекшейся кровью». (Иешуа Га-Ноцри.)
2. «...Плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке — был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках». (Поэт Иван Бездомный.)
3. «...Тощий и длинный гражданин в клетчатом пиджаке, в жокейской шапочке и в пенсне...» (Коровьев.)
4. «...Бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми». (Мастер.)
5. «...Человек, лет под сорок, был черен, оборван, покрыт засохшей грязью, смотрел по-волчьи, исподлобья». (Левий Матвей.)

Коровьев. На этом наш бал прошу считать оконченным, поскольку мы переходим к третьей, заключительной части королевского балета — «Мастер и его Маргарита».

(К этой части вечера Аннушка должна надеть длинное строгое платье. Юноши тоже одеты строго — темные брюки и белые рубашки.)

Бегемот. «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»

(На сцене хорошо бы высветить портреты Булгакова и Елены Сергеевны, там, где они вместе, и, произнося текст писем или воспоминаний, обращаться к портрету любимого человека.)

Аннушка. Из воспоминаний Елены Сергеевны Булгаковой, написанных в 1943 году. «Письма на тот свет»: «Все так, как ты любил, как ты хотел всегда. Бедная обстановка, простой деревянный стол, свеча горит, на коленях у меня кошка. Кругом тишина, я одна. Это так редко бывает.
Сегодня я видела тебя во сне. У тебя были такие глаза, как бывали всегда, когда ты диктовал мне: громадные, голубые, сияющие, смотрящие через меня на что-то, видное одному тебе. Они были даже еще больше и ярче, чем в жизни. Наверно, такие они у тебя и сейчас. На тебе был докторский халат, ты был доктором и принимал больных. А я ушла из дому после размолвки с тобой. Уже в коридоре я поняла, что мне будет очень грустно и что надо скорей вернуться к тебе. Я вызвала тебя, и где-то в уголке между шкафами, прячась от больных, мы помирились. Ты ласково гладил меня. Я сказала: «Как же я буду жить без тебя?» — понимая, что ты скоро умрешь. Ты ответил: «Ничего, иди, тебе будет теперь лучше» Коровьев. Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет. Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась. Ну, Тверскую вы знаете? По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!.. Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскаки-вает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!

(По сцене медленно проходит Аннушка с желтыми цветами в руках. Звучит романс «Белой акации гроздья душистые» И. Шварца из фильма «Дни Турбиных».)

Аннушка. «Это было в 29 году в феврале, на масляную. Какие-то знакомые устроили блины. Ни я не хотела идти туда, ни Булгаков, который почему-то решил, что в этот дом он не будет ходить. Но получилось так, что эти люди сумели заинтересовать составом приглашенных и его, и меня. Ну, меня, конечно, его фамилия. В общем, мы встретились и были рядом. Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае, с моей стороны, любовь на всю жизнь... Мне было очень трудно уйти из дома именно из-за того, что муж был очень хорошим человеком... Я осталась, и я не видела Булгакова двадцать месяцев, давши слово, что не приму ни одного письма, не подойду ни разу к телефону, не выйду одна на улицу. Но, очевидно, все-таки это была судьба. Потому что когда я первый раз вышла на улицу, то встретила его, и первой фразой, которую он сказал, было: «Я не могу без тебя жить». И я ответила: «И я тоже».

(Музыка заканчивается.)

Бегемот. В заявлении на имя Председателя Совета Народных Комиссаров 24 июня 1926 года М.А. Булгаков писал: «7 мая сего года представителями ОГПУ у меня был произведен обыск, во время которого у меня были отобраны с соответствующим занесением в протокол следующие мои рукописи:
Повесть «Собачье сердце» в 2-х экземплярах и «Мой дневник» (три тетради).
Убедительно прошу о возвращении мне их». Изъятые рукописи были возвращены только три года спустя. Оскорбленный писатель уничтожил возвращенные ему дневники, предварительно вырезав из них наугад несколькими взмахами ножниц по четырем сопри-касающимся листкам небольшой прямоугольник. Уцелевший прямоугольник в 1929 году подарил Елене Сергеевне. Но — рукописи не горят? Много десятилетий спустя оказалось, что, прежде чем вернуть автору тетради, в ОГПУ сделали из них выписки. Выписки уцелели.
Коровьев. Из письма к Горькому от 1 мая 1934 года: «Хорошо помня очень ценные для меня Ваши одобрительные отзывы о пьесах «Бег» и «Мольер», я позволяю себе беспокоить Вас просьбой поддержать меня в деле, которое имеет для меня действительно жизненный и чисто писательский смысл.
Я в такой степени переутомлен, что боюсь путешествовать один, почему и прошу о разрешении моей жене сопровождать меня. Я знаю твердо, что это путешествие вернуло бы мне работоспособность и дало бы мне возможность наряду с моей театральной работой написать книгу путевых очерков, мысль о которых манит меня».
Такой возможности ему дано не было, Булгаков ни разу в жизни не был за границей, впрочем, так же, как и Пушкин. Символично, не так ли?
Бегемот. Ни одной строчки его не печатали, на работу не брали не только репортером, но даже типографским рабочим. Во МХАТе отказали, когда он об этом поставил вопрос. Словом, выход один — кончать жизнь. Тогда он написал письмо Правительству. Должна была состояться встреча — но ее не было. И всю жизнь Булгаков задавал Елене Сергеевне «один и тот же вопрос: почему Сталин раздумал? И всегда я отвечала одно и то же: А о чем он мог бы с тобой говорить? Ведь он прекрасно понимал, после того твоего письма, что раз-говор будет не о квартире, не о деньгах, — разговор пойдет о свободе слова, о возможности художнику писать о том, что его интересует. А что он будет отвечать на это?»
Аннушка. «У Миши очень тяжелое состояние — третий день уже. Углублен в свои мысли, смотрит на окружающих отчужденными глазами...
К физическим страданиям прибавилось или, вернее, они привели к такому душевному состоянию. Ему сейчас неприятен внешний...
10 марта 1940 года, 16 часов 39 минут. Миша умер». Коровьев. «Подойди ко мне, я поцелую тебя и перекрещу на всякий случай... Ты была моей женой, самой лучшей, незаменимой, очаровательной... Когда я слышал стук твоих каблучков... Ты была самой лучшей женщиной в мире... Божество мое, мое счастье, моя радость. Я люблю тебя! и если мне суждено будет еще жить, я буду любить тебя всю мою жизнь. Королевушка моя, моя царица, звезда моя, сиявшая мне всегда в моей земной жизни! Ты любила мои вещи, я писал их для тебя... Я люблю тебя, я обожаю тебя! Любовь моя, моя жена, жизнь моя!..»

(Этот отрывок из воспоминаний Е.С. Булгаковой хорошо бы дать на фоне 25-й сонаты Моцарта или сонат для скрипки и клавесина (номер пять или номер четыре) И. С. Баха.)

Бегемот. За мной, читатель, кто сказал, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?
«Мастер и Маргарита увидели обещанный рассвет. Он начинался тут же, непосредственно после полуночной луны. Мастер шел со своей подругой через каменистый мшистый мостик. Ручей остался позади верных любовников, и они шли по песчаной дороге». Аннушка «Слушай беззвучие, — говорила Маргарита Мастеру, и песок шуршал под ее босыми ногами, — слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, — тишиной. Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше. Вот твой дом, твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи. Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я». Коровьев. Сегодня мы лишь прикоснулись к творчеству Михаила Афанасьевича Булгакова, к его трагической и необыкновенной жизни, к истории его великой любви. Надеемся, что книги его будут всегда сопровождать вас в жизни, потому что, открывая эти книги, вы всякий раз будете находить там что-то новое — в этом великое их волшебство, их тайна.

(Звучит музыка Моцарта.)

Бегемот. «...Мастеру казалось, что слова Маргариты струятся так же, как струился и шептал оставленный позади ручей, и память Мастера, беспокойная, исколотая иглами память стала потухать. Кто-то отпускал на свободу Мастера, как сам он только что отпустил им со-зданного героя. Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля-звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат».

Конец

Использованная литература

Булгаков М.А. Жизнь господина Де Мольера. Мастер и Маргарита. Кишинев, 1987.
Булгакова Е.С. Дневники и письма.
Козак О.Н. Литературные викторины. СПб., 1998.
Кучина Т.Г., Болдырева Е.М. Интеллектуальные игры для школьников. Ярославль, 1998
Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. М., 1998.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования