Общение

Сейчас 643 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

  • lissi

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Автор: Фаиля Мусиевна Ситдикова

Действующие лица
Ведущий.
Первый чтец.
Второй чтец.
Третий чтец.
Первая девочка.
Вторая девочка.
Третья девочка.
Четвертая девочка.
Первый мальчик.
Второй мальчик.
Третий мальчик.
Ход праздника
Ведущий. Вот и наступила осень, первый ее месяц – сентябрь. Поэты нарекли сентябрь вечером года. В садах доцветают астры, никнут пышные георгины. Ясные дни пронизаны ароматом поздних цветов и яблок, и хотя уже убраны поля, добрый запах хлеба держится еще долго. Величава золотая осень! Она никогда не бывает грустной, ибо наполнена плодами человеческого труда.
1-й чтец. Все думы и чаяния людей в это время года были направлены на то, чтобы без потерь собрать хлеб, с любовью посеянный весной и заботливо выращенный летом. Самым дорогим для крестьянина всегда был хлеб, поэтому начало и конец жатвы отмечались особыми обрядами и песнями.
2-й чтец. В давние времена жатва у славян обставлялась очень красочно: в начале жатвы устраивались зажинки, в конце – дожинки. Очень важно было правильно выбрать «зажинщицу». То есть такую жницу, которая славилась бы хорошим здоровьем, силой, ловкостью, «легкой рукой». Считалось, что от удачного начала жатвы зависит успех уборочных работ всех жителей села. Жнецы не повредят себе рук серпами, их спины не будут болеть, работа пойдет легко и быстро.
Ведущий. Избранная на общей сходке, женщина готовилась к зажину: мыла в доме божницу, лавки, стол, покрывала его скатертью, чтобы достойно принять первую горсть сжатых колосьев, затем она мылась сама, надевала чистую рубаху и ближе к вечеру отправлялась в поле. Она работала до самого заката. Первый сноп сжатого хлеба приносила в дом. Здесь его украшали лентами и цветами, торжественно проносили по деревне. Потом выбирали зерна из зажиночного снопа. Мололи их в мельнице и из полученной муки нового урожая пекли первый хлеб.
3-й чтец. Только его не съедали. А освящали и ставили на божницу до будущего урожая – считалось, что кусочек этого хлеба способен излечить от хвори и недугов.
Наутро жнецы со всей деревни отправлялись на жатву. Люди работали, не разгибая спины, чтобы убрать урожай в хорошую погоду.
Ведущий. Существовал еще и такой обычай. Перед тем, как срезать последний сноп жита, горсть колосков пригибали и присыпали землей. Под эти колоски клали кусочек хлеба, посыпанный солью. Наши предки верили, что подобно домовым, обитающим в избе, в поле живут полевики, которые берегут поле. Во время жатвы они прячутся в тех колосьях, которые еще на корню…
А последний сноп, его называли дожиночный, нередко наряжали куклой, несли домой. Ставили на самое почетное место и до самой весны не трогали его. А весной из этих колосков выбирали семена до последнего зернышка и первыми их зарывали в только что вспаханную землю, считая, что именно они поведут за собой дружные всходы и богатый урожай.
На сцене появляются девочки в русских народных костюмах, они изображают движения жниц.
1-я девочка. 
На нашей на ниве
Сегодня дожинки.
Будем жито, жито жать,
Во снопы его вязать.
2-я девочка. 
Будем мы на ток возить,
На колоды садить,
И цепами молотить,
И в овине их сушить.
3-я девочка. 
Будем тесто месить
И в квашне его творить,
Пироги выпекать
И детишек угощать.
4-я девочка. 
По межам мы ходим,
Жито зажинаем,
Жито зажинаем,
Ярь наливаем!
Девочки поют русскую народную песню «Ой, жали мы, жали, жали-пожинали».
Девочки.
1. Ой, жали мы, жали, жали-пожинали,
Жнеи молодые, серпы золотые. (2)
2. Ой, жали мы, жали, жали-пожинали,
Пашню широкую, ниву долговую. (2)
3. Ой, жали мы, жали, снопочки вязали,
Снопочки вязали, в копны собирали.(2)
4. Снопы молотили, – к мельнику возили,
Хлебы выпекали, – гостенечков ждали.(2)


1-я девочка. Густое жито, колосистое,
2-я девочка. Семенистое, ядренистое,
3-я девочка. Где гора, там жита копна,
4-я девочка. Где лужок, там жита стожок,
5-я девочка. Где долина, там жита скирда.
На сцену выходят мальчики в русских народных костюмах.
1-й мальчик.
Как на небе звезды часты,
Так на поле копны густы.
2-й мальчик.
Как на небе месяц высок,
Так на поле стожок широк.
1-й мальчик.
Чье это поле
задремало стоя?
2-й мальчик.
Еремино поле
Задремало стоя!
3-й мальчик.
Как ему не дремать,
Когда некому жать!
1-й мальчик.
Еремины жнеи,
Жнеи все леные,
Серпы лубяные.
Они да не жали,
На меже лежали.
2-й мальчик.
На меже лежали,
Все ворон считали.
3-й мальчик.
А это чье поле
Загремело стоя?
1-й мальчик.
Как ему не греметь,
Когда есть кому радеть.
2-й мальчик.
Есть кому ниву жать,
Во стога метать,
Зерно выбирать,
В закрома ссыпать.
Девочки по очереди отвечают им.
Девочки.
– Мы не Еремины жнеи,
Мы Ивановы жнеи.
– Мы жнеи молодые –
У нас серпы золотые.
– Мы все поле пожали
И в копны поклали.
По очереди читают мальчики и девочки.
Мальчики и девочки.
И говорило
Аржаное жито,
В чистом поле стоя,
В чистом поле стоя:
– Не хочу я,
Аржаное жито,
Да в поле стояти,
Да в поле стояти.

– Не хочу я,
Аржаное жито,
Да в поле стояти –
Колосом махати.

– А хочу я,
Аржаное жито,
Во пучок завязаться,
В засенку ложиться.

– А чтоб меня,
Аржаное жито,
Во пучок взвязали,
З меня рожь выбирали.
1-я девочка. 
Ох, и слава Богу,
Что жито пожали!
2-я девочка. 
Что жито пожали
И в копны поклали!
1-й мальчик.
Молодые жнеюшки
Все поле пожали,
Жито, пшеничку
В копны поклали!
Дети (хором).   
На гумне стогами!
В клети закромами!
А с печи пирогами!
Девочка.  
Радуйся, радуйся, нива,
Наша господыня,
Что мы тебя обжали
Во снопы повязали,
Во снопы-то яровые
И в копны ржаные.
Мальчик.
Житу в поле не стоять,
Налитым колосом не махать,
Во пучок жито завязали,
Из ржаного рожь выбирали
И стали с пирогами.
Ведущий. После трудов праведных можно и отдохнуть.
Проводится  и г р а  «Пахари и жнецы».
По краям игровой площадки чертят два круга: один обозначает «ниву», другой – «пашню». Между кругами на равном расстоянии проводят черту. Все участники игры делятся на две команды. Одна команда – пахари, она становится по одну сторону черты – где «пашня»; другая команда – жнецы – становится по другую сторону черты – где «нива». В стороне стоит водящий. Пахари, обращаясь к Жнецам, поют.
Пахари.     
Мы пашенку пахали,
Глубокие борозды махали.
Борозды глубокие,
Полосы – широкие.
А вы жнецы худые –
У вас серпы тупые!
Жнецы (отвечают).
У вас пахарь Сысой,
У него плуг тупой.
Он пашню не пахал,
На меже лежал,
Ворон считал.
А мы жнецы молодые,
У нас серпы золотые.
Мы жито жали,
В снопочки вязали,
На ток вывозили,
Цепом молотили.
Зерно выбивали –
Стали с пирогами!
Тут же водящий подбрасывает кусок дерева (с одной стороны с корой, с другой – гладко выструганный). Упадет кусок вниз корой, а вверх гладкой стороной, водящий кричит: «Раз, два, три – на ниву беги!» по этой команде Жнецы бегут на «ниву», а Пахари, перебежав черту, догоняют их, стараясь поймать. жнецы, успевшие забежать на «ниву», пойманными уже быть не могут. Пойманные Жнецы переходят в команду Пахарей. Затем все возвращаются на свои места к черте. Водящий опять подбрасывает брусок, и игра продолжается. Играют до тех пор, пока одна из команд не переловит участников другой команды.
Ведущий. Жатва закончилась, с поля убрали последний колосок. Взрослые заняты новой работой, мужчины везут зерно на мельницы, чтобы перемолоть его в муку; женщины из муки нового урожая заводят тесто на пироги, а дети бегают по сжатому полю и приговаривают:
Мальчик.
Нивка, нивка,
Отдай нашу силку –
На рожь, на яровинку!
Мы тебя ждали,
Силку потеряли!
Девочка.
Яровая жнивушка,
Отдай мою силушку,
Отдай мою силушку –
На долгую зимушку!
Ведущий. Так люди просили поле, чтобы оно возвратило силы тем, кто сеял и убирал урожай. А дома их уже ждали душистые пироги, с пылу, с жару! Дети ели пироги и приговаривали:
Мальчик.
Хлебушко, расти!
Времечко, лети!
До новой весны,
До нового лета,
До нового хлеба!
Дети (декламируют по очереди):
– Дожали, дожали,
Спожинки дождали.
– Зерно гребли,
Каравай пекли.
– Гостей угощали,
Нивку поминали.
– Житушко, расти-расти!
– Времечко, лети-лети!
Вместе.
До новой весны,
До нового лета,
До нового хлеба!

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования