Общение

Сейчас один гость и один зарегистрированный пользователь на сайте

  • artist1206

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Куклы появились очень давно, как только люди научились лепить из глины, вырезать из дерева и высекать из камня фигуры людей и животных. Так же как и сейчас, одни из них изображали существа реальные, другие были плодом фантазии человека. Девочки баюкали вырезанных из палки младенцев, мальчики целились из игрушечных луков в сплетенных из камыша диких животных. А взрослые украшали свои жилища масками добрых духов и носили на шее, как амулеты, маленькие фигурки богов. Куклы-игрушки появились, вероятно, раньше театральных кукол. Ведь театр произошел от игры. Чем, как не игрой, можно назвать праздничные пляски после удачной охоты или победы над врагом. Во время этих плясок красочно одетые люди жестами показывали, как был убит буйвол или побеждено племя врагов. Танцующие нередко надевали маски, изображая диких животных или злых духов. Маски, чучела богов и духов, принимавшие участие в подобных представлениях,— самые ранние элементы кукольного театра.
Ученые утверждают, что искусство театральных кукол — одно из самых древних. Раскопки исчезнувших городов, изучение полуистертых надписей, вскрытие пирамид и саркофагов подтверждают это. Шестнадцать веков до нашей эры в Древнем Египте при помощи кукол разыгрывалась мистерия (религиозное представление) об Осирисе и Изиде. Тысячелетнюю историю насчитывает кукольный театр Древней Индии и Китая. В саркофагах и катакомбах найдены куклы, лежащие рядом с телом умершего. Причем эти куклы, сделанные из дерева или металла, зачастую имеют приспособления для привязывания нитей, как у марионеток.
В те давно минувшие времена и много веков спустя людей влекло желание увидеть неподвижную скульптурную фигуру в движении. Ведь движение создает впечатление жизни. Возьмите обычную игрушечную куклу и положите ее перед собой. Как бы искусно она не была сделана, вы все время будете ощущать, что кукла неживая. Но стоит вам поставить ее на стол и, поддерживая сзади, начать двигать, подражая походке живого существа, поворачивать, наклонять, как моментами начнет возникать впечатление, что кукла сама зашагала, повернулась, наклонилась. Поверить в ее полную самостоятельность мешает ваша рука: вы все время видите, как она держит куклу. А что если опустить куклу на пол и привязать к ее голове длинную нитку? Или костюмом куклы замаскировать свою руку, прикрыть ее платком? Проделав это, вы убедитесь, что сила впечатления намного увеличилась. Что-то подобное придумывали люди в древности. Одни надевали куклу на длинный стержень, чтобы носить ее высоко над собой, а сами прятались от зрителей за большое полотнище. Другие подвешивали ее на нитях, третьи стали делать туловище куклы полым внутри и надевать его на руку, как перчатку, четвертые придумали плоских кукол, выступающих на фоне освещенного экрана.
Так в разных странах у разных народов сложились известные ныне типы театральных кукол.
Стремление сделать куклу в момент движения абсолютно самостоятельной, независимой от человеческой руки привело к созданию механических кукол и театра автоматов. Сейчас театр автоматов исчез, остались лишь управляемые при помощи пружинного завода или электроаккумулятора детские игрушки: поезда, автомашины, глиссеры, луноходы.
В далекие времена механические куклы производили огромное впечатление. Древние греки и римляне располагали на большом диске танцующие фигурки. Под напором водяной струи диск вращался, и человечки кружились в веселом хороводе. В Древнем Китае были куклы, которых приводили в движение пороховыми взрывами. В XVIII в. большую популярность приобрели театры автоматов. В ящике, похожем на макет дворцового зала, стояли и сидели маленькие фарфоровые музыканты. Заводилась скрытая пружина, и куклы начинали двигаться: скрипач водил смычком по скрипке, клавесинист опускал руки на клавиши. Пружина приводила в движение не только музыкантов, но и спрятанный внутри музыкальный механизм — маленькую шарманку. Так что фарфоровый оркестр и двигался, и звучал. Конечно, такую богатую игрушку могли приобрести только самые знатные аристократы, но музыкальные шкатулки, табакерки, часы с фигурками птиц имелись во многих зажиточных домах.

Куклы театра автоматов производили впечатление маленького чуда. Четкость движений, слаженность действий, отсутствие видимых зрителю подпорок, тростей или ниток придавали особую прелесть всему представлению. Но механические фигурки действовали только по одной, раз и навсегда установленной схеме, чередуя несколько несложных движений. Им была недоступна свобода действий кукол-артистов, способных переносить на сцену многообразие жизни, воссоздавать человеческие взаимоотношения и характеры. Поэтому куклы театра автоматов не могли соперничать с театральными куклами, а всегда оставались лишь забавными игрушками.

Кукольные представления существовали сотни лет назад во всех крупных государствах Европы и Азии. Куклы разыгрывали народные легенды, героические сказания, выступали с акробатическими и цирковыми номерами, исполняли сатирические сценки. В Древней Индии и Индонезии куклы играли народный эпос «Рамаяна», во Вьетнаме—героическое сказание о пяти братьях Солнца и их борьбе с коварными врагами. Индонезийские куклы были плоскими, вырезанными из буйволовой кожи, тонкой, прозрачной и раскрашенной. Фигурки скользили по освещенному сзади экрану. Представление, вероятно, напоминало современный цветной рисованный мультфильм. Куклы двигались под музыку и чтение даланга — актера-кукловода, который одновременно являлся владельцем теневого театра. Зрелище начиналось с наступлением темноты и продолжалось иногда до рассвета. Вьетнамские куклы были плавучими. Зрители рассаживались вокруг пруда, под гладью которого были приготовлены куклы. Как только спектакль начинался, куклы всплывали на поверхность воды, а по окончании погружались обратно.
В Древнем Китае были не только пороховые куклы, но и все известные сейчас виды — перчаточные, марионетки, теневые. Одна из самых популярных кукольных пьес называлась «Переполох в небесном царстве». Ее действие происходило в фантастическом заоблачном царстве. Главным героем был смелый и ловкий царь обезьян. Он сражался с хорошо вооруженными небесными полководцами, имея в руках только палку. Этой палкой он колотил чванливых вояк и обращал их в бегство.
Сатирические кукольные представления были очень популярны в Древнем Риме. Римляне ценили комический талант кукол, их умение высмеивать уродливые явления жизни и человеческие недостатки — жадность, лицемерие, глупость. Но кукольники, осмелившиеся выступить с политической сатирой, вскоре были наказаны: Юлий Цезарь, которого задели их насмешки, запретил куклам разговаривать. Только движениями и жестами было разрешено им передавать содержание спектакля.
В средневековой Европе куклам тоже не везло. Христианское духовенство, борясь с остатками язычества, увидело в куклах «поганые идолища» и призвало к их уничтожению. Но народ очень любил кукольные представления, и уничтожить кукол не удалось. Видя популярность кукол, церковь решила использовать их для пропаганды религиозных идей. Были изготовлены куклы-персонажи христианской мифологии: дева Мария, Христос, волхвы, ангелы, черти. Кукольная сцена воздвигалась прямо в церкви. Под пение псалмов и молитв куклы разыгрывали религиозные сцены из жизни Христа. Скучные, однообразные сюжеты обрекали кукол на бездействие и неподвижность. Только в сценах ада, когда выскакивали черти и начинали расправляться с дрожащими от страха грешниками, колотить и бранить друг друга, представление снова вызывало интерес зрителей. Постепенно эти сцены стали центральными, публика заранее с нетерпением ждала их начала. Актеры старались вовсю, их фантазии, остроумию и энергии не было предела. Но чем больше выдумки проявлялось в сценах с чертями и грешниками, тем скучнее было смотреть на святых и ангелов.
Разумеется, долго так продолжаться не могло. Рассерженные священники с новой силой обрушили свой гнев на кукол и кукольников. Их выгоняют из церквей. Кукол жгут на кострах, актеров обвиняют в колдовстве. Знаменитого парижского кукольника Бриоше, намеревавшегося спастись за границей, догоняют, арестовывают и обвиняют в том, что он «заставлял говорить, спорить и двигаться маленькие существа, которые могли быть только дьяволами».
И все-таки никакие гонения не могут истребить любовь народа к куклам. Актеры кочуют из города в город, выступают на рыночных площадях, постоялых дворах, в амбарах. Они разыгрывают веселые комедии и показывают старинные легенды о храбрых рыцарях, грозных королях и знаменитых разбойниках. Французские кукольники ставят трагическую историю народной героини Жанны д'Арк. Бельгийцы показывают сказание о бесстрашном рыцаре Роланде. На сценах немецких балаганов идет кукольная комедия «Доктор Иоганнес Фауст» — одна из самых популярных в народном ярмарочном театре. Основу комедии составляла народная легенда об ученом-безбожнике Фаусте. Особенным успехом у публики пользовался персонаж, которого не было в легенде, но который был придуман самими кукольниками — слуга Фауста. Этот простоватый, но смекалистый парень покорял зрителей своей энергией, практичным умом, юмором. Ему удавалось оставить в дураках самого дьявола, перед которым не мог устоять даже Фауст.
На рубеже XV! и XVII вв. в Италии, а затем в других странах складывается сатирический народный театр кукол. Для представлений этого театра характерны яркие народные типажи, комизм ситуаций, юмор и задор. Центральным персонажем становится озорной, никогда не унывающий человечек. Он некрасив, с длинным крючковатым носом, на голове у него шутовской колпак, в руках — дубинка. Голос этого человечка резкий и пронзительный, а речь мало похожа на разговорную. QH громко выкрикивает слова, то и дело взмахивает своей дубинкой, которая издает резкий щелкающий звук, так как у нее раздвоенный конец. Криком и дубинкой отстаивает этот человечек правду, протестует против насилия, произвола, притеснения. В каждой стране он имеет свое имя. В Италии его зовут Пульчинеллой, во Франции — Полишинелем, в Англии — Панчем, в Германии — Гансвурстом, в России — Петрушкой, в Турции — Карагезом.
В народной английской комедии «О Панче и Джуди» за проказы Панча должны посадить в тюрьму. Входит полицейский и объявляет Панчу об аресте. Панч колотит полицейского и пускается в пляс. Появляется офицер полиции. Панч бьет его и снова танцует. Приходит палач. «Ты палач? — спрашивает Панч, замахиваясь дубинкой.— Вот я и говорю: поплачь!» — и награждает его ударом. Все же после шумной драки блюстителям порядка удается утащить Панча в тюрьму. Через решетку в окне камеры Панч видит, как для него устанавливают виселицу. Когда его выводят на казнь, он ловко обманывает палача, и в петле оказывается не Панч, а сам палач. Выскакивает черт, чтобы забрать Панча в ад. Но Панч справляется и с ним: вытряхивает из черта душу, поднимает над головой и весело крутит в воздухе.

Известный английский сатирик Д. Свифт, автор «Путешествий Гулливера», написал «Оду Панчу», в которой есть такие строки:
Взгляни, как публика грустит
Покуда Панч за сценой скрыт.
Но вот, протяжен и высок,
Скрипучий слышен голосок,
И словно подменили всех:
Что за веселье, что за смех!
На Панча сыплются пинки,
Тычки, затрещины, щелчки,
Но он хитер, проказлив, смел,
И наплевать на всех хотел.
Во все сует свой нос...
 Русским народным кукольным героем был Петрушка. Представления с его участием разыгрывались бродячими актерами-скоморохами. Трудно сказать, когда Петрушка впервые показался перед публикой, но известно, что уже в XVII в. кукольные представления с Петрушкой пользовались большой популярностью в народе. «В грубом и наивном образе этом трудовой народ воплотил сам себя и свою веру в то, что в конце концов именно он преодолеет все и всех»,— писал Максим Горький.
Во многих книгах по русской истории воспроизводится рисунок секретаря Гольштинского посольства, немецкого ученого Адама Олеария с изображением скомороха, показывающего кукол. На рисунке можно рассмотреть Петрушку, лошадь и еще какую-то куклу. По всей вероятности, скоморох разыгрывает сцену покупки лошади Петрушкой. Рисунок этот — иллюстрация к книге Олеария о путешествии в Московию. Вот как описывал он увиденное: «Эти комедианты завязывают себе вокруг тела одеяло и расправляют его вверх вокруг себя, изображая таким образом переносный театр, с которым они могут бегать по улицам и на котором в то же время могут происходить кукольные игры». Рисунок Адама Олеария и приведенное описание относятся к 1636 г. и являются первым историческим упоминанием о кукольном театре в России.
Петрушка представлял собой небольшую перчаточную куклу в красном шелковом или сатиновом кафтане и бархатных шароварах. На голове — неизменный красный колпак с кисточкой. Лицом и манерой разговаривать Петрушка очень походил на Панча и Пульчинеллу: такой же длинный загнутый нос и торопливый писклявый говор. Кстати, этот необычный говор и резкий звук голоса достигались при помощи специального приспособления — пищика. Кукловод клал пищик себе в рот и говорил через него. Пользование пищиком делало Петрушкину речь неразборчивой. Поэтому в более поздние годы петрушечник вел свои представления вдвоем с шарманщиком, который не только крутил ручку шарманки, развлекая собравшихся музы- ] кой, но и разговаривал с Петрушкой: нарочно переспрашивал его, заставлял повторять неразборчивые фразы.
Вот как описывает Н. А. Некрасов кукольное представление, на которое попали крестьяне, в поэме «Кому на Руси жить хорошо»:
Комедию с Петрушкою,
С козою с барабанщицей
И не с простой шарманкою,
А с настоящей музыкой
Смотрели тут они.
Комедия не мудрая,
Однако и не глупая,
Хожалому, квартальному
Не в бровь, а прямо в глаз!
Хохочут, утешаются
И часто в речь Петрушкину
Вставляют слово меткое,
Какого не придумаешь,
Хоть проглоти перо!
 В народной комедии о Петрушке, кроме основного героя, участвовало еще несколько персонажей: Петрушкина невеста —толстая, румяная, ярко одетая, доктор в плаще и огромных очках, пристав или городовой в форменном мундире, поп, черт или пес-барбос с черной лохматой головой.

Петрушка был не менее задорным и решительным в расправе со своими врагами, чем Панч. Царская власть и церковь враждебно относились к скоморохам, видя в них смутьянов и бунтарей. Специальные указы не раз запрещали «мятежные бесовские действия, глумленья и скоморошество».
Представления Петрушки пользовались горячей любовью простых людей на протяжении двухсот лет. Петрушка был неотделимой частью русской народной культуры. В этом образе, как в песнях, былинах и сказках, находила свое выражение мечта трудовых людей о смелых и сильных героях, которые помогут добиться освобождения. Скоморошьи игры и сатирически-кукольные представления с неунывающим Петрушкой
дали начало русскому театральному искусству. Яркие характеры, меткий язык, народность — все, чем славятся лучшие комедии Н. В. Гоголя, Д. И. Фонвизина и А. Н. Островского, родилось вначале на ярморочных подмостках и кукольной ширме.
Сатирические кукольные представления были и у других народов старой России. Узбекский Палван-Качаль — «Лысый богатырь» — также являлся одним из братьев Петрушки. Он высмеивал жадность и трусость богачей — баев, брал под защиту бедных и слабых. Очень своеобразен был народный кукольный театр на Украине и в Белоруссии. Украинцы называли его вертепом, белорусы — батлейкой. Вертеп и батлейка значительно отличались от петрушечного театра по устройству кукол, сцены и характеру представления.
Батлейка появилась в Белоруссии в XVI в. В то далекое время батлейка находилась под влиянием церкви. Поэтому центральное место в ее репертуаре занимали пьесы на религиозные сюжеты, которые разыгрывались семинаристами — учащимися духовных учебных заведений. Со временем батлейка переходит из рук церковников к мещанам, крестьянам и становится подлинно народным театром. Наряду с пьесой «Царь Ирод» в ней идет народная драма «Царь Максимилиан» и множество жанровых сцен: «Матей и доктор», «Антон с козой и Антониха», «Вольский — купец польский» и др.
Сцена батлейки напоминала ящик. Обычно ящик имел два яруса: как бы верхнюю и нижнюю полки. Верхний ярус назывался «небо», нижний — «земля». Во время религиозных представлений куклы ангелов и святых появлялись на «небе», а фигуры грешников и чертей — на «земле». На нижнем ярусе обычно разыгрывались все бытовые сцены.

Куклы батлейки не надевались на руку кукловода, как в театре петрушки, а были выполнены в полный рост и посажены на стержень. Пол обоих ярусов имео прорези, замаскированные заячьим мехом. Батлеечник стоял за ящиком и, держа куклу за стержень, передвигал ее, пользуясь этими прорезями. Со стороны зрителей батлеечник и идущие от кукол стержни оставались невидимыми. Создавалась полная иллюзия того, что кукла сама ходит, поворачивается в разные стороны, кланяется, танцует. Куклы батлейки изображали народные типы того времени: мужика, пана, цыгана, корчмаря, шарлатана-лекаря. Каждая кукла метко передавала характерные черты, присущие персонажу. Число кукол нередко доходило до 30—40. В отличие от театра петрушки большое внимание уделялось декорациям, украшению и освещению сцены. Некоторые батлейки, например, в Витебске и Велиже, были устроены по принципу теневого театра, а в Докшицах игрались представления, где по ходу действия менялись прозрачные цветные декорации. Текст за всех кукол произносил на разные голоса обычно один человек — хозяин батлейки. Представление шло под музыку небольшого оркестра: весело играла скрипка, звенели цимбалы, посвистывала дудка или гремел бубен.
Сохранились записи текстов некоторых батлеечных сценок. Познакомимся с содержанием одной из самых известных — «Антон с козой и Антониха».

Под звуки популярной народной песни Антон выводил на сцену козу. За ним шла Антониха с подойником.
Коза останавливалась, начинала упрямиться, бодаться. Антониха била козу, та увертывалась, и удары доставались Антону. Антон плакал от боли, Антониха принималась доить козу, но та снова начинала скакать. В конце концов Антону удавалось сесть на нее верхом. Он колотил ее по бокам и уезжал со сцены.
В сценке «Волжский дворянин и Ванька Малой» высмеивался хвастливый обедневший пан. Интересен разговор пана с Ванькой.
Пан. Ванька Малой!
Ванька. Что, сударь мой?
Пан. Хорош ли у наших мужиков урожай?
Ванька. Хорош.
Пан. Как же хорош?
Ванька. Колос от колоса — не слыхать человеческого голоса. Сноп от снопа — столбовая верста. Копна от копны — день езды.
В конце разговора выясняется, что у барина не осталось ни одной лошади.
Пан. На ком же ездить будем?
Ванька. Пан — день на мне, а два — я на пане.
Садится пану на плечи и кричит: «Пан, пошел!»
Батлейка прошла долгий путь. Последние ее спектакли были сыграны в 1927 г. Она явилась ярким проявлением самобытной культуры белорусского народа в тяжелую пору угнетения и подавления всего национального.
Русский Петрушка, узбекский Палван-Качаль, белорусский Матей, украинский Запорожец, армянский Карагез-Карапет и остальные персонажи народного сатирического кукольного театра на протяжении нескольких столетий укрепляли в людях труда веру в неизбежную победу справедливости. Общая для всех народов мечта о свободе находила свое воплощение в озорной и беспощадной расправе кукольного героя с врагами на театральной сцене.
Народные кукольные представления были очень близки к фольклору. Их текст рождался безыменными авторами, отшлифовывался временем и никогда специально не записывался. Каждый кукольник знал на память свой репертуар, который переходил из поколения в поколение устно вместе с куклами и ширмой. Но несмотря на это, куклы не были настолько далеки от литературы и творчества известных в то время писателей, как это может показаться на первый взгляд. По преданию трагедия Вильяма Шекспира «Юлий Цезарь» была вначале поставлена Лондонским театром марионеток. Из истории известно, что современник Шекспира поэт и драматург Бен Джонсон написал комедию «Каждый о своем праве» специально для кукол. Известный японский драматург XVII в. Мондзиэмон Тикамацу написал для театра марионеток около ста пьес. Причем эти пьесы до сих пор идут в Японии. Великий итальянский драматург Карло Гольдони адресовал свои первые комедии также театру марионеток.
Для кукол создавали произведения и композиторы. Известный австрийский композитор XVIII в. И. Гайдн написал для марионеток пять опер. А испанский композитор де Фалья создал оперу «Кукольный театр маэстро Педро», сюжет которой заимствовал из тех глав «Дон Кихота», где Сервантес описывает встречу своего героя с бродячим кукольным театром. Эта опера до сих пор идет на некоторых английских, итальянских и чешских кукольных сценах.
Позднее для кукол писали пьесы Морис Метерлинк, Бернард Шоу, испанский поэт-коммунист Гарсиа Лорка. Написанный им накануне фашистского мятежа кукольный фарс «Балаганчик дона Кристобаля» неоднократно исполнялся передвижным кукольным театром «Ла Таррумба» на фронтах гражданской войны в Испании. К этому можно прибавить, что многие пьесы Шекспира, Гольдони, Гоцци, Мольера, Аристофана, с успехом шедшие в исполнении драматических театров, ставились и на куклах.
У кукольного театра большая и богатая история. К сожалению, до наших дней не сохранилось главное — спектакли. Лишь в немногих странах можно увидеть представления народных кукольников, которые играют, как и столетия назад: те же пьесы, такими же куклами, в той же манере исполнения. В Англии один старый петрушечник, переезжая из города в город, до сих пор показывает на маленькой ширме «Игру о Панче и Джуди». Старинные пьесы ставят кукольники Бельгии, Италии, стран Востока.
В некоторых странах существуют музеи кукол. За стеклом витрин отдыхают некогда шумные Гансвурсты, Кашпарики, Панчи, Гиньоли и Карагезы. В нашей стране лучшим собранием кукол является музей Центрального театра кукол в Москве. В нем собраны сотни экспонатов со всех концов света. Есть и Петрушка с остальными персонажами русского народного театра кукол. Выставлена ширма дореволюционного кукольника и шарманка, под которую шли представления. В музее есть персонажи украинских, узбекских, белорусских кукольных представлений. Украинский вертеп и белорусскую батлейку можно увидеть в Центральном театральном музее в Москве и Музее этнографии народов СССР в Ленинграде.

А. Лелявский
"Театр кукол" - 1974 г.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования