Общение

Сейчас 580 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Изначально кукле приписывались свойства живого человека, и она помогала людям как посредник в ритуалах. В русских народных сказках волшебные помощницы — куклы охраняют, защищают, спасают сказочного героя, но при этом требуют к себе почтительного отношения:
«В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:
—    Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью.
Затем мать поцеловала дочку и померла» («Василиса Прекрасная», русская народная сказка).
Очевидна связь куклы с поминальными обрядами, с культом предков.
Куклы — ряженые полена — заменяли людей и в обрядах жертвоприношения. Так появилась первая славянская кукла Коллодия.
«Худое житье было старику со старухою! Век они прожили, а детей не нажили; смолоду еще перебивались так-сяк; состарились оба, напиться подать некому, и тужат и плачут. Вот сделали они колодочку, завернули ее в пеленочку, положили в люлечку, стали качать да прибаюкивать — и вместо колодочки стал рость в пеленочках.
сынок Терешечка, настоящая ягодка!» («Терешечка», русская народная сказка).
«В давние-предавние времена жили на свете старик со старухой. Хорошо они жили, но вот беда — не было у них детей.
Однажды старуха пекла беляши, а старик сидел возле нее и смотрел. Потом взял он кусок теста и говорит:
—    Нет у нас сыночка... Сделаем-ка себе игрушечного мальчика вот из этого теста!
Слепили они из теста мальчика, положили его на лавку, а сами занялись делом: старуха пошла корову доить, а старик отправился во двор дрова рубить.
Когда они вернулись в дом, оба очень удивились — стоят, глазам своим не верят: игрушечный мальчик ожил, сидит на полу, смеется да играет с козленком» («Камыр-батыр», татарская народная сказка).
«Жили муж и жена. А детей у них не было. Горюет жена: некого поколыхать, некого утешить...
Пошел однажды муж в лес, вырубил из ольхи полено, принес домой и говорит жене:
—    На, поколыхай.
Положила жена полено в колыбель и давай колыхать, песенки напевать.
—    Люли-люли, сынок, с белыми плечами, с черными очами...
Колыхала день, колыхала второй, а на третий глядь — лежит в колыбели мальчик!
Обрадовались муж с женой, назвали сына Пилипкой и стали за ним ухаживать» («Пилипка-сынок», белорусская народная сказка).
Позже появились куклы для жертвоприношений разным богам — Купала, Кострома, Морена и т. п. Потом куклы стали служить оберегами от болезней, несчастий, плохой охоты, голода и бесплодия. В русских избах обязательно возле печки висели двенадцать куколок-«лихорадок», оберегающих хозяев от разных болезней. Куклы
были неизменными спутницами шамана, участвовали в религиозных обрядах. Для древнего сознания не было разницы между скульптурой, куклой, идолом, тотемом (зверем-предком). Куклы хранили, спасали людей (брали на себя все болезни, и тогда шаман сжигал их).
Кукла могла присваивать чужие души, «оживая» за счет умерщвления самого человека, и в этом смысле была представителем черной силы. Известно бранное выражение как знак опасности — «чертова кукла!». Куклы могли погубить — достаточно вспомнить кукол вуду или восковые фигурки, от манипуляций с которыми, говорят, погиб Карл IX...
Кукла служила символом перехода из одного состояния в другое, изменений времени и пространства. «На Руси проводы зимы сопровождались сжиганием чучела Масленицы, олицетворявшей все старое, — ее уничтожение являлось залогом рождения нового. А после сбора урожая на границе лета и осени хоронили соломенную куклу Андропушку и устраивали общую трапезу — так магически прятали до весны силу, сокрытую в хлебном колосе».
По мнению К. П. Эстес, кукла — это символ того таинственного, что скрыто в людях. «Кукла выражала и выражает внутренний женский дух, голос внутреннего разума. Люди веками ощущали, что от кукол исходит и святость, и пугающее присутствие, которое воздействует на человека, меняя его духовную сущность».
Постепенно роль куклы менялась. Изготовление кукол и игры с ними всячески поощрялось, что связано, прежде всего, с необходимостью раннего трудового обучения.
В 1672 году в Англии появилась первая коллекционная кукла. А в середине XIX века в Германии на фабрике Э. Линднера начали выпускаться первые куклы-«бэби». Тогда же в России появились куклы-скелетки — первые подвижные шарнирные куклы, а также неваляшки (родственником которых был японский Дарума) и матрешки. Кстати, о Даруме в Японии есть удивительное стихотворение:
Такова жизнь.
Семь раз вниз,
Восемь раз вверх.
Можно выделить следующие этапы использования кукол:
•    магическое отношение к кукле;
•    использование кукол для трудового обучения;
•    использование кукол для театральных постановок;
•    использование кукол для игры;
•    кукла — средство изучения эмоционального мира детей;
•    кукла — средство изменения человека.
Куклы стали выполнять три функции: развлекательную, эстетическую и образовательную.
Особое место в жизни человека занимают театральные куклы. Кроме того, куклы часто выступали в качестве героев литературных или музыкальных произведений. Й. Гайдн написал для театра марионеток пять опер и несколько симфоний. В кукольном театре ставилась комическая опера Дж. Б. Перголези «Служанка-госпожа». Японский драматург Тикамацу Мондзаемон, живший в VII веке, написал для кукольного театра более ста пьес. Драматург К. Гольдони начинал с комедий для театра марионеток. У В. Шекспира есть упоминания о театре марионеток. Три главы в своем романе отдал М. де Сервантес встрече Дон Кихота с бродячим кукольным театром. Для кукол писали Б. Шоу и М. Метерлинк, кукол можно встретить в повестях Э. Гофмана, Дж. Свифта, Х. К. Андерсена, Л. Кэрролла... Возможно, многие помнят повесть эстонского автора
Э.    Рауда «Сипсик» — трогательный рассказ о тряпичной кукле, которую смастерил мальчик Март в подарок ко дню рождения младшей сестре Ану. Кукла вышла некрасивой, и расстроенный Март воскликнул: «Это просто сипсик какой-то!» После этого кукла ожила и вместе с Ану и Мартом отправилась познавать мир.
В последние годы интерес к куклам значительно вырос: кукольные телешоу, коллекционирование и изготовление
кукол, специализированные журналы о куклах («Кукольный мастер», «Мир кукол»), сайты и форумы в Интернете... В чем же магическая притягательность кукол?
Попробуйте дать ответ на этот вопрос:   
Почему, на ваш взгляд, именно сейчас проявляется этот интерес?

Из книги "Основы куклотерапии"
Л. Г. Гребенщикова

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования