Общение

Сейчас 532 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

АКТУАЛЬНО!

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

5 класс

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

1. Природа человеку — человек природе: знакомство с нравами, привычками, нравственными устоями, национальными и религиозными традициями, своеобразием ландшафта, климатическими особенностями местности разных народов и этнических групп.
Целостность и взаимообусловленность истории жизни народа и его искусства; смысловая и образная связь во всем народном искусстве. Природа — искусство — развитие общества.
Человек и среда. Предметная среда как особое пространство каждого человека.
4.    Осмысление взаимосвязи: материал — форма — цвет —практическая значимость вещи (предмета).
1. Природа человеку — человек природе: знакомство с нравами, привычками, нравственными устоями, национальными и религиозными традициями, своеобразием ландшафта, климатическими особенностями местности разных народов
и этнических групп.
1.1.    Осмысление взаимозависимости: природная среда — традиции — быт — искусство — на примере народной росписи разных промыслов. Перенос увиденного, подсмотренного в природе, в своетворчество. Осмысление нравственного стержня всего народного
искусства: выражение в творчестве народа любви к своему краю, любование и передача в своем искусстве красоты цвета, света, добра и чистоты окружающего; выражение их в песнях, сказаниях, былинах, сказках, танцах, декоративном искусстве.
Знакомство с подлинными образцами народного искусства в области народной росписи: Палех, Хохлома, Жостово, Полхов-Майдан, Городец, местные народные промыслы (экскурсии, работа с иллюстративным материалом, проведение самостоятельных исследо-ваний по выявлению тех авторов, которые положили начало искусству росписи); выполнение зарисовок с образцов, цветовые композиции без конкретного изображения на передачу колорита рассматриваемого искусства разных промыслов. Проведение небольших театрализованных представлений по мотивам народной росписи.
Привлекаемые искусства: литература, музыка, изобразительное, декоративно-прикладное искусство.
1.2.    Освоение образно-выразительного языка декоративного искусства славянского народа (языческие и солярные знаки, символика цвета), его применение в народном прикладном искусстве: резьбе по дереву, вышивке, украшении избы (обереги, берегини, магические символы, знаки, слова-заклинания, заговоры, причитания, движения).
Сравнение славянской символики с символами других народов, например народов Африки, Индии, Японии (элементы изображения, знаки-символы, цвет). Вычленение общих традиционных и отличительных черт.
Зарисовки, эскизы росписи по мотивам изучаемого искусства. Создание в классе своеобразного историко-литературного уголка, где была бы собрана литература по народному искусству, сочинения, рисунки, зарисовки, предметы, исследовательские работы учащихся.
Литературно-художественное описание (в духе сказаний, былин) сюжетов палехской народной росписи; их обыгрывание в классе.
Создание коллективных полуобъёмных, рельефных композиций (работа в группах по 3 — 5 человек) по мотивам изучаемого искусства, украшение ими школьных рекреаций.
Привлекаемые искусства: изобразительное искусство, литература, театр.
1.3.    Выполнение эскиза росписи для конкретного интерьера или его части (игровой комнаты, столовой, сцены к празднику и др.) с
использованием элементов народного искусства исходя из конкретных задач: передача колорита промысла, формы изображаемого, особенностей изобразительного языка и др.
Коллективные работы. Проекты панно для предлагаемого помещения. Работа непосредственно на объекте.
Привлекаемые искусства: изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
1.4.    Народные обряды в жизни (например, свадебный обряд:
славянский, восточный и др.).
Исследовательские работы, сочинения.
Значение обряда в жизни. Отличие обрядовых песен, их мелодий, характера от повседневных, будничных народных песен; отличие праздничного народного костюма (разных народов) от повседневного. Зависимость народного костюма от характера жизни, климата, традиций.
Эскизная работа (над костюмом, иллюстрирование песен, проигрывание песен в действии, в движении).
Привлекаемые искусства: музыка, театр, изобразительное искусство.
2. Целостность и взаимообусловленность истории жизни народа и его искусства; смысловая и образная связь во всем народном искусстве. Природа — искусство — развитие общества
2.1. Знакомство с историей народного края и развитием народного искусства. Развитие ремесел у славян (прядение, ткачество, вышивка, шитье, гончарное искусство, резьба по дереву, камнерезное искусство, чугунное литье, ювелирное искусство, искусство росписи по дереву, в интерьере избы, снаружи дома). Зависимость развития ремесла от особенностей местности, ее природного богатства, кладовых природы.
Организация различных экскурсий в места развитых традиционных народных ремесел. Исследовательские работы, живой разговор в классе, сообщения учащихся об интересных находках; организация выставок в классе, в рекреации школы зарисовок, эскизов по темам изучаемого материала; приглашение в класс народных умельцев; работа в ремесленных мастерских. Чтение сказок, былин, сказов, посвященных народным умельцам,  например сказов П.  Бажова «Малахитовая шкатулка», «Золотой волос», «Медной горы Хозяйка» и др.  Выполнение иллюстраций к ним.  Организация  в классе сменной книжной выставки, посвященной народным промыслам. Привлекаемые искусства: литература, изобразительное искусство.
2.2.    Формирование сознания, осмысленного отношения к истории своего народа, понимание смысла обрядовых праздников, обычаев. Литературные сочинения, создание коллективных альбомов, посвященных праздникам.
Организация и проведение в школе праздников по типу народных: «Встреча весеннего солнца», «Заклинание природы», «Проводы зимы» и др., привлечение к празднику учащихся младших классов. Изучение народных праздничных ритуалов, песен, танцев, хороводов, игр, сказок, сказочных героев и их роли в жизни. Создание определенной праздничной среды, костюмов, украшений.
Организация и проведение праздника силами самих ребят (самостоятельная подготовка к празднику, подготовка сцены для театральных импровизаций по типу народного театра, работа с детьми младшего возраста).
Привлекаемые искусства: музыка, литература, театр.
2.3.    Развитие стремления к самостоятельности в исследовательских поисках в области истории, выделение характерных моментов в жизни народа. Изучение древней письменности, оформление книги и ее декоративное решение, характер написания букв.
Взаимосвязь истории жизни народа с развитием письменности, искусства, графики.
Выполнение различных работ по созданию макета книги, оформлению титульного листа, изображению буквиц, выполнение иллюстраций к былинам и другим историческим текстам. Работа в туши.
Изготовление макета книги.
Привлекаемые искусства: литература, изобразительное искусство.
2.4.    История жилья, народной архитектуры (условия жизни древних людей, первые постройки, землянки, крестьянское жилье, народная архитектура, княжеские и боярские терема, соборные строения).
Зависимость архитектуры от характера занятий и труда народа, от природных условий, местного ландшафта (сравнение народной архитектуры славян и народов севера или пустыни).
Успехи в промышленности и изменение жилья. Влияние развития промышленности на применение архитектуры и искусства (новые материалы и их возможности, техническое совершенствование условий работы и др.).
Знакомство с историей кремлевских построек, их назначением.
Выполнение эскиза-проекта Московского Кремля. Коллективная работа в технике бумажной пластики.
Коллективные макеты соборных построек. Работа с историческим материалом (учебник истории и другая литература). Выполнение макета собора и околособорных построек с соблюдением основных пропорций, общего характера архитектуры и элементов, состав-ляющих общую среду.
Эскизы-проекты древних кораблей (на конкретном материале).
Беседы, обсуждения, экскурсии, самостоятельные исследования в этой области, сообщения. Лекции, беседы в музее.
Эскизная работа из бумаги (на плоскости и в объеме).
Сравнение разных искусств в изучаемый исторический период, проведение аналогий, образных характеристик изображаемого, отражение времени, эпохи, места действия. Пример — музыка: Д. Шостакович. «Золотой век», Р. Щедрин. «Иван Грозный», И. С. Бах.  Сарабанда», И. Штраус. «Вальс» и др.
То же в литературе, театре.
Привлекаемые искусства: музыка, литература, театр.
2.5. Эволюция в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, дизайне (предметах быта). Связь предметов современного дизайна и декоративного искусства с народным искусством, народными традициями.
Беседы, обсуждения после экскурсий, посещение выставок.
Выполнение эскизов-проектов различных декоративных форм по мотивам народного искусства. Проектирование предметов домашнего обихода для заданного интерьера или конкретного утилитарного назначения. Самостоятельный выбор материала, формы, цвета, характера украшения. Эскизы на плоскости и в объеме в различных техниках: аппликация, лепка, бумажная пластика, резьба и др.
Эволюция формы музыкальных инструментов — народные инструменты: гусли, свирели, рожки, сопилки, бандуры, ударные инструменты; «классические» инструменты, современные инструменты.
Беседы, суждения, установление логики совершенствования формы инструмента и ее изменение в истории. Звук и звучание инструмента после изменения формы.
Эскиз-проект инструмента будущего: материал и техника по выбору.
Отличие народной росписи от профессиональной, современной.
Эскизы декоративной росписи по мотивам народного традиционного искусства для детской игровой комнаты (гуашь).
Привлекаемые искусства: музыка, изобразительное искусство.
3. Человек и среда. Предметная среда как особое пространство каждого человека
3.1. Развитие художественно-образного мышления, умения самостоятельно анализировать, раскрывать главное содержание сущности предметно-хозяйственной деятельности человека и его творчества по изменению среды (положительное и отрицательное), окружающего пространства (на примере народной архитектуры и ее внутреннего убранства разных этнических групп и национальностей), например: своеобразие и характер интерьера крестьянской избы (роспись стены, печи, характер дверей, мебели, утвари) — утилитарная и художественная значимость предметов народного искусства, утвари; смысловая и практическая связь между предметами в интерьере крестьянской избы, их место и значимость в жизни; традиционное убранство русской избы («красный угол», «бабий угол» и др.). Человек и его среда.
Экскурсии в этнографические музеи, изучение литературы, исследовательские работы по выделению характера убранства народной архитектуры у разных народов, связи внешней и внутренней формы в народной архитектуре.
Человеческая мера народной и храмовой архитектуры. Изба — «мой» храм, храм — «моя» изба.
Эскизы, зарисовки, сочинения.
Привлекаемые искусства: литература, изобразительное искусство.
3.2.    Архитектура и природное окружение. Соборные и оборони тельные сооружения.
Место расположения соборных построек в природной среде (в непосредственной близости с водой, на «лобном» месте).
Работа над эскизами построек по изучаемому материалу, эскизы части архитектуры, ее декоративных элементов.
Обоснование, логическое осмысление собственных идей, воплощаемых в работе над эскизом. Проекты различных элементов архитектуры, убранства интерьера.
Привлекаемые искусства: изобразительное.
3.3.    Отражение характера деятельности человека в его среде, в интерьере жилища. Воплощение человека в среде. Характерные черты народного жилища разных регионов и их отличие в зависимости от рода деятельности (чум — оленеводы; юрта — кочевники,
скотоводы; изба, хата — землепашцы, садоводы и др.).
Современное жилье сельского жителя и горожанина.
Характер и своеобразие среды: писателя, художника, скульптора, архитектора, дизайнера, модельера и др. на примере истории.
Живое общение; рассматривание картин художников с изображением интерьера или его части разных исторических периодов.
Время — среда — человек и его интересы (X. Рембрандт, Н. Пуссен, Д. Веласкес, О. Ренуар, К. Моне, П. Кончаловский, К. Кустодиев, В. Ван Гог, 3. Серебрякова, В. Попков и др.).
Вещи и их хозяин. Экскурсии в музеи изобразительного искусства, работа с иллюстративным материалом. Логические рассуждения по наблюдениям за характером среды и взаимосвязи предметов в среде между собой.
Задания, связанные с работой с готовым иллюстративным материалом, типа: придумать для заданного интерьера — стул, цвет штор, характер рисунка обоев, вазы для цветов и др. Сочинение на такие темы, как: «Опиши характер хозяина этой комнаты», «Какие интересы, увлечения у человека, живущего в этом доме?», «Во что любил одеваться хозяин этого интерьера и кто приходил к нему в гости?», «Какая музыка звучала в этом зале?» и др.
Привлекаемые искусства: музыка, литература, изобразительное искусство.
3.4. Освоение понятий: среда как совокупность составляющих ее предметов.
Самостоятельное проектирование объемно-пространственных и. глубинно-пространственных композиций с учетом связи образа отдельного предмета с окружающими предметами и средой.
Эскизы росписи, элементов украшения одежды, ее ансамблей для предложенного интерьера (макета). Работа с иллюстративным материалом: создание эскиза костюма для предложенного интерьера (иллюстрации или по описанию).
Создание проектов объемно-пространственных композиций из различных предметов декоративно-прикладного искусства типа натюрморта. Экспозиция выставки работ учащихся, продумывание необходимых дополнительных построек, подставок, цвета, света, общей композиции. Использование в работе авторских замыслов учащихся по решению общей экспозиции. Работа на конкретном объекте.
Привлекаемые искусства: изобразительное, декоративно-прикладное.
4. Осмысление взаимосвязи:
материал — форма — цвет — практическая значимость
вещи (предмета)
4.1.    Самостоятельность мышления, критическое отношение к
окружающей жизни.
Работа с разнообразным иллюстративным материалом. Творение формы в разнообразных техниках и видах деятельности (лепка из глины, бумажная пластика, эскизы на плоскости), на выражение разных образно-выразительных задач: сосуд для воды, ваза для цветов, подсвечник, светильник, корзина для бумаги, карандашница, ящик для игрушек, ширма и др. с учетом конкретного интерьера и предлагаемого материала (гипс, глина, проволока). Продумывание внешнего вида формы, цвета и художественного оформления.
Привлекаемые искусства: изобразительное, декоративно-прикладное.
4.2.    Связь художественного оформления предмета с формой и практической значимостью. Просмотр разнообразного материала, беседы, сочинения. Эскизы украшений для конкретных предметов домашнего обихода, эскизы рисунка ткани для заданного интерьера.
Техника и материал по выбору. В качестве образца можно использовать различные предметы народного или современного прикладного искусства (по усмотрению учителя) и желательно подлинники (экскурсии в музеи, выставочные залы).
Освоение разнообразных техник и приемов работы с глиной (декоративная лепка из целого комка глины, из глиняных пластин), использование в работе разной фактуры (отпечатки ткани, растений,
наклеивание деталей); графические декоративные работы на плоскости при создании эскизов, проектов (тушь, монотипия, воскография, гуашь, работа с лекалами, цветная печать).
Привлекаемые искусства: изобразительное, декоративно-прикладное.

Автор: Л. Г. Савенкова

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования