Общение

Сейчас 442 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

В отличие от кино, где с помощью компьютера почти всему можно придать эффект нерукотворности, в театре все видно: это дерево, это ткань, это настоящая нога, голова, это пиджак и платье, и из чего это все сделано.
Сижу в зрительном зале... Сейчас на сцену выйдут артисты в новых костюмах. Волнуюсь: вдруг я что-то не просчитала, вдруг с расстояния не сработает запланированный эффект! Да, поистине нужна особая острота воображения, чтобы, рисуя эскиз, видеть будущий костюм на сцене - рукотворный и живой.
Приходя в магазин с эскизами, увлекаюсь разнообразием: вот тесемочки разные, дивное кружево, штучки-крючочки, пуговки, ткани, краски необыкновенные, машины с потрясающими возможностями – всего не перечислить. Все вдохновляет – все куплю! Но чего-то не хватает, и тогда объезжаешь множество магазинов. Да, с одной стороны, большое разнообразие, с другой – нас, художников, никогда не удовлетворить. Наконец, выбор сделан, но еще многое будет докупаться и подбираться. Затем наступает период воплощения, проще – шитье костюма, приобщение всех участников: актеров, мастеров – к этому процессу. И, как ключевой процесс – выбор нужной технологии: как шить будем? Как перевести все, что у меня на эскизах и в голове, чтобы понять друг друга и объединить наши усилия.
Разделяют три вида технологии: старая, настоящая и технология будущего. Новые технологии возникают, когда появляется новая задача, поставленная дизайнером или инженером, что часто неразрывно. Новая идея рождает новый подход и, как следствие, новую технологию. И, наоборот, когда одна и та же технология существует долго, не видоизменяясь, можно сказать, что нет новых идей, которые, кстати сказать, могут быть не только созидательными, но и разрушительными.
В своей практике я сталкивалась почти со всеми видами технологии. Так, в начале моей творческой карьеры, я создавала спектакли с костюмами «из подбора». Считается, самая неприятная задача из старых вещей, распарывая, перешивая, доставляя разные куски, создавать костюм новый. В спектакле «Тартюф» во МХАТе им. А.П. Чехова (1981г.) я брала старинные ткани, части старых костюмов, вплетала в них детали из новых тканей и наоборот, а так же детали с росписью по старым и новым тканям. Было очень увлекательно работать и получалось необыкновенно живописно. Например, платье для Анастасии Вертинской (Марианна). Спектакль шел долго, и старинные ткани рассыпались, но актриса просила чинить первый вариант ее платья, так как новые ткани выпадали из общего решения спектакля, и вообще, привычка к своему костюму очень много значит. Мастерским пришлось тяжело, но результат всех примирял, и никто не жалел о потраченных усилиях. При помощи мудрых и опытных мастеров я сама постигала тонкости технологии изготовления театрального костюма на практике, так как ни в каком институте этому не учили.
Иногда приходится просить мастера сделать то, что не вписывается в традиционную схему изготовления вещи с риском «не получится». Например, сочетать ткани искусственные и натуральные, твердые материалы с легкими, мягкими, может быть, даже не ткани, а пластик или что-нибудь еще. Таким образом, в практику привычных процессов внедряются и оседают новые приемы, которые становятся технологией.
Настоящие мастера, любящие свою профессию, собирают за свою жизнь много таких приемов, прошедших через их руки, и с удовольствием делятся своим опытом. Иногда это некие «трюки», которые позволяют получить новый эффект. Особенно, когда речь идет о создании костюма-скульптуры. Любой объем на человеке – это задача! Можно сделать все, но – чтобы не мешало движению, не тянуло, не стягивало и вообще, как будто его, объема, – нет. Актер репетирует, репетирует, режиссер создает мизансцены и вдруг – «костюмы - на сцену!» (это почему-то всегда – «вдруг»), и все останавливается: как в этом играть? Очень часто еще и в новых непривычных декорациях. Тогда наступает период, когда все участники спектакля: режиссеры, художники, артисты, постановочная часть – все, искурившись, работают допоздна. Метро уже закрыто, и в семьях напряженность. Но, к счастью, постепенно все всё осваивают и привыкают. И говорят о магии театра.
Как важно для всех нас, чтобы мастерство не увядало, опыт передавался. Мы называем это культурой. Мелочей нет. Всё – и качество, и наличие разнообразных материалов и тканей, машины и оборудование в светлых просторных помещениях, – становится залогом успеха и здоровья людей. К сожалению, сплошь и рядом это – какие-то узилища в полуподвалах, ношение тяжелых костюмов и тканей "на себе" - в роспись или в краску и проч., проч., – часто без транспорта.
Возвращаюсь к моему опыту, на примере создания костюмов к спектаклю "Юнона и Авось" (1981г.). Недавно, в связи с трагическим событием – аварией и болезнью замечательного артиста Николая Караченцова и вводом на роль графа Резанова артиста Дмитрия Певцова, я смотрела спектакль, и с радостью увидела, что спектакль жив. Увидела мои костюмы, которые живы и поддерживаются на должном уровне согласно первоначальному замыслу уже 24 года. Я очень благодарна постановочной части театра «Ленком»: особенно Тамаре Ивановне Мещаниновой. Она вот уже много лет руководит пошивочным цехом в театре и стоит на страже сохранения замысла художника – меня. (И не только). А ведь создавался спектакль, начиная с 1979 года, я имею в виду ту технологию и те материалы, которые были в наличии в те годы. Я помню, что мне нужно было нашить на костюмы «испанцев» дикое количество галуна золотого и серебряного, отчего они (костюмы) стали тяжелыми. И одна актриса взбунтовалась – невозможно, мол, танцевать в таком платье. Тогда я даже растерялась по молодости и неопытности, не зная, как убедить актрису не обращать на эту тяжесть внимания.
Последнюю точку в этом споре поставил Владимир Васильев, известный танцор и балетмейстер, осуществлявший хореографию спектакля. Он пришел в восторг от костюмов и эффектной картины на сцене в декорациях сценографа Олега Шейнциса. Тогда, в этом спектакле, вместе с ним, в костюмах и декорациях, мы впервые в жанре мюзикла или рок-оперы внедрили «золото» на сцене, создавая впечатление старинности и драгоценности российской истории.
По сегодняшним меркам это уже скромно и обычно, так как доступно и в большом выборе.
Современная технология плюс материалы и техника позволяют решать самые дерзкие проекты. Яркий пример тому – современные оперные постановки и современный цирк. Всемирно известный «Cirque du Soleil» («Цирк дю Солей») поражает воображение самого искушенного современного зрителя. Родился он во французской провинции Квебек в Канаде и имеет филиалы во многих крупнейших городах мира, в частности, в Париже и Лас-Вегасе. Свою популярность он приобрел необыкновенной зрелищностью. Все работает на эффект и имеет значение. Прежде всего, это, конечно, высочайшее мастерство артистов цирка, в основном, русских и китайских, но не только: цирк многонационален. Впечатляет культура подхода к созданию зрелища - подвижные во всех плоскостях декорации, удивительные световые эффекты, но особенно — костюмы и грим. Лица актеров приобретают выражения неких существ фантастического, неземного происхождения. Чудные и чудные люди-шары, люди-змеи, люди-раки и черепахи, насекомые и улитки, люди-птицы, летающие как в невесомости, в огне и в воде. Правда, это очень дорогое зрелище и по затратам, и по билетам. Но оно того стоит, особенно, когда попадаешь за кулисы, видишь и трогаешь эти костюмы, головные уборы, обувь. Все сделано с таким вниманием к замыслу художника и так приспособлено к актеру! Хотя часто и актеры преодолевают неудобства ради спектакля, ради эффекта.
Я помню, как в Лас-Вегасе после спектакля в стиле «Мулен Руж» я попала за кулисы и увидела вблизи костюмы-перья. Вот уж где тяжело, так тяжело! Номера балета представляют выход обнаженных прекрасных девушек, костюм которых составляли перья в виде гигантских хвостов-вееров, огромных ореолов вокруг головы, разнообразных по форме и окраске. Все это колышется, волнуется, создавая впечатление слета красивейших райских птиц.
Вблизи это – довольно тяжелые металлические каркасы, обтянутые кожей или замшей (все равно слегка натирает), в виде скоб, рюкзаков, оков, наручников, ошейников, наножников, только не видных зрителю, так как перекрыты колышущимися перьями. Это что-то! Интересно, что обслуживают это магическое шоу 4-5 человек. Это пошивочный цех, руководитель которого сам не только руководит поддержкой костюмов, но и является главным вышивальщиком блесток и пайоток по костюму. Он показал старую, еще 30-х годов машину, которая только пришивает блестки на тонкую тесьму, а затем укладывает эту тесьму на нужную часть кроя, иногда перекрывая блесками-пайотками весь крой. На моих глазах за 10 минут он вышил пояс, шириной примерно 10 см., длиной – в талию и, как бы никакого волшебства, очень просто и ни минуты простоя. Труд и труд в одном направлении, как мы сказали бы – узкая специализация. И артисты двигаются в этих костюмах, не показывая тяжести. Это входит в дисциплину актерской профессии.
Таким образом, класс театра определяется равным вниманием ко всем компонентам спектакля, а костюм в нем занимает очень важное место.

Валентина Комолова, художник

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования