Общение

Сейчас 256 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Программа занятий «Играем в сказку» разработана для развития творческого воображения и эмоционального мира детей с помощью сказочных сюжетов и их театрализации.
Во время занятий дети с помощью руководителя придумывают сказочные сюжеты, которые потом воплощают с помощью кукол или обычного театрального представления.
Программа рассчитана на целый учебный год и включает в себя 34 занятия.
Частота и длительность проведения: 1 раз в неделю, по 60 минут. Если занятия проводятся в течение 40^45 минут (один стандартный урок), то руководителю придется сократить время для двигательных упражнений или убрать их совсем.
Рекомендуемый возраст детей: 7—8 лет (1—2 класс). Классы желательно разделить на подгруппы по 12— 15 человек. Это позволяет обеспечить индивидуальный подход к ребенку и необходимую дисциплину на занятиях.
Основные задачи занятий:
научить детей придумывать сказочные сюжеты на основе различных игр и упражнений;
научить детей воплощать свои сказочные сюжеты в театральные мини-представления с помощью театральной атрибутики и кукол;
научить детей самостоятельно изготавливать простые виды кукол;
развивать творческое мышление, воображение, словотворчество и художественное творчество;
развивать стремление к совершенствованию своих произведений;
воспитывать способность адекватно выражать различные эмоции и чувства;
воспитывать художественный и эстетический вкус.

По окончании курса занятий дети должны овладеть определенными навыками и умениями:
знать различные способы сочинения сказочных историй и изготовления кукол;
уметь сочинять сказочные истории, пользуясь различными играми и упражнениями;
уметь изготовлять простейшие виды кукол из подручного материала;
уметь воплощать свои сказочные сюжеты в театрализованные этюды, согласуя свои действия с другими детьми;
уметь произвольно напрягать и расслаблять заданные группы мышц во время заданий на мышечную релаксацию;
контролировать свое дыхание во время дыхательной гимнастики;
уметь строить взаимоотношения в группе сверстников, занимаясь выполнением одного задания;
придерживаться заведенных на занятиях правил и традиций.
Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из трех частей.
1 часть. Вводная. Цель этой части занятий — настро
ить группу детей на совместную работу, установить эмо
циональный контакт между всеми участниками. Эта часть
занятия включает в себя приветствие, игры с именами,
игры на снятие первичной физической и эмоциональной
зажатости.
2 часть. Рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети создают кукол из различных материалов, сочиняют сказочные истории, ставят мини-сценки. В это момент активно развиваются раз-личные виды мышления, памяти, внимания и воображения, художественные способности, мелкая моторика руки. Дети учатся работать в группе, учитывать настроение и желания других.
3 часть. Завершающая. Цель этой части занятий — создание у детей чувства принадлежности к группе и за-крепление положительных эмоций от работы на занятии. Это разминки, подвижные игры и ритуалы прощания.

Программа предусматривает также блок игр и упражнений, направленных на развитие саморегуляции детей. Это упражнения на мышечную релаксацию, дыхательная гимнастика, двигательные уцражнения, которые могут поводиться в любой части занятий. Главная цель данных упражнений — включение всех участников в работу, снятие усталости и напряжения.
Мы настоятельно рекомендуем посвятить первые занятия налаживанию дисциплины, установлению положитель-ного эмоционального контакта с руководителем и отрабатыванию правил поведения на занятиях. Каждый опытный педагог имеет свои «секреты» успокаивания расшалившихся детей на уроках. На наших занятиях были эффективны следующие способы.
С первых занятий нужно договориться с детьми, что по определенному сигналу они замолкают и обращают вни-мание на учителя. Это может быть поднятая рука, взмах яркой ленточкой или платком, звонок колокольчика или свисток.
Эффективно обращение к правилам, которые были придуманы вместе с ребятами (см. Занятие 2). Важно, чтобы правила были обсуждены и приняты самими ребятами, а не навязаны сверху педагогом.
«Разбушевавшихся» детей можно вовлечь в игру «Светофор» (см. Занятие 3). Эту игру нужно провести с детьми на первых занятиях, чтобы дети усвоили правила. В дальнейшем игра будет помогать постепенно снять эмоциональное и физическое напряжение в группе.
Когда в группе поднимается сильный шум, ведущий может применить игру «Кто меня слышит». Он спокойным голосом, с протяжной интонацией начинает говорить такую фразу: «Кто-о меня-я слы-ышит, хлопните два раза в ладоши... Кто-о меня-я слы-ышит, хлопните два раза в ладоши...» и т.п. При этом педагог должен сам показывать эти действия. Как правило, сначала откликаются самые спокойные ученики, «настроенные» на учителя. Они начинают повторять за ведущим действия. Постепенно все остальные ученики замечают, что в классе идет какая-то игра, заинтересовываются и включаются в игру. Естественно, педагог должен несколько раз менять фразы и действия,

чтобы заинтересовать группу (погладить себя по голове, пощелкать пальцами, дотронуться до красного предмета, поднять глаза к потолку и высунуть язык и т.п.).
Шум — показатель скуки и первый признак того, что пора провести интересную игру. Хорошо всегда иметь в запасе несколько новых игр (как подвижных, так и просто смешных, развлекательных), чтобы отвлечь детей, занять неожиданно образовавшуюся паузу, оперативно заменить одно упражнение другим и т.п. Хорошо «переключают» детей игры «Добавь слово» (см. Главу 2, занятие 3), «Кто это был?» (см. Главу 2, занятие 10), «Театр на бегу» (см. Главу 3, занятие 4). Бланки для выполнения этих игр хорошо всегда иметь в качестве «скорой педагогической помощи».
Если расшалился один ребенок, ведущий может предложить ему смотать в клубочек моток яркой шерсти. Можно показать, какого размера клубочек должен быть. Ведущий говорит ребенку: «Это нитки необычные. Как только ты начинаешь сматывать клубочек, ты тут же начинаешь успокаиваться. С каждым витком ты будешь становиться все спокойнее. Попробуй и убедись сам».
Несколько слов о специфике занятий. Для занятий должна быть предоставлена комната с двумя зонами: учебной и игровой. Учебная зона (парты или столы, стулья) необходима для выполнения рисунков, создания кукол и сочинения письменных историй. Игровая зона (достаточное пространство для проведения игр, ковер на полу) необходима для проведения игр и театрализованных мини-представлений.
В нашем случае для занятий была предоставлена хореографическая комната: помещение около 30 кв. метров, с расположенными вдоль одной стены партами и зеркалами на двух других стенах. Дети могли свободно двигаться по комнате» разыгрывать свои истории и при необходимости заниматься за удобными партами.
Большинство занятий включает в себя проигрывание детских историй самими детьми. Поэтому свободное про-странство необходимо также для организации условной сцены. Мы ставили полукругом стулья — зрительные места. Пространство перед стульями считалось сценой. Кроме того, на занятиях нам не один раз пригодилась ширма для кукольного театра. Ширму, могут заменить 3—4 стула с наброшенным на них покрывалом.
Для театральных представлений понадобятся аксессуары. Их нужно подготовить заранее и всегда иметь на занятиях. Это небольшие детали, которые помогут детям создать необходимый образ:
1) тонкие ободки для волос с пришитыми ушками. Ободки нужно обшить тонкой тканью или капроном темного цвета и пришить к ним ушки из меха или ткани. Ушки должны быть разной формы и цвета (кошачьи, собачьи, тигриные), а также рожки;
всевозможные хвосты на резинках (кошачьи, собачьи, мышиные, коровьи);
различные маски. Их можно изготовить самостоятельно, можно приобрести готовые;
разные шляпы (ушанки, островерхие «колдовские;», буденовки, пилотки, панамки), а также платки и короны;
клоунские «носы» (шарики) на резинке. Они могут быть не только красного, но и черного цвета — и тогда нос клоуна превращается в нос какого-нибудь животного;
«волшебные» палочки, «магические» шары и прочие «чудесные» предметы.
Все аксессуары нужно сложить в большую коробку, чтобы каждый ребенок мог выбрать по вкусу то, что ему необходимо для создания образа.
Для представлений, в которых участвуют куклы, понадобятся дополнительные небольшие предметы. Это могут быть:
декоративные мешочки и небольшие коробочки;
«лесной» материал: шишки, веточки и т.п.
искусственные цветы и листья; небольшие муляжи фруктов и овощей из пластмассы;
игрушечная посуда: чашки, ложки, тарелки и пр.;
игрушечные инструменты: молоток, клещи, отвертка и пр.;
игрушечные «больничные» предметы: шприц, бинт, градусник и пр.;
«магические» предметы: волшебные палочки, звезды, стеклянные шарики и т.п.;
прочие мелкие предметы и аксессуары: катушки, клубки, веревочки, бусы на нитке и т.п.
Все эти вещи нужно сложить в большой ящик. Эта коробка с предметами для кукольной театрализации понадобится детям на тех занятиях, где участвуют куклы.
Структура и последовательность занятий не являются жесткими. Руководителю важно учитывать пожелания детей. Иногда они просят продолжить следующее занятие с куклами, которые изготовили в процессе текущего занятия. Тогда следующее занятие следует планировать в соответствии с этими пожеланиями.
Также нет строгого ограничения по времени для проведения упражнений. В одних группах дети могут «застрять», увлекшись одной игрой (часто дети просят повторить ту или иную игруна следующем занятии). Если при этом в группе наблюдаете рабочая атмосфера, нет необходимости торопить детей и предлагать им следующее упражнение или игру. Педагог может отложить пропущенную игру в свою «копилку», оперативно заменить другим упражнением и т.д.
И последнее. Часто на занятиях детям требуется разделиться на группы. Чтобы не возникало путаницы и ссор, мы использовали на занятиях несколько простых игровых способов:   
в небольшой мешок положить карточки из цветного картона. Каждый ребенок не глядя вытаскивает карточку, а потом ребята разделяются на группы по цвету карточек;
в мешочек можно положить карточки с цифрами (три карточки с цифрой «1», три карточки с цифрой «2» и т.п.);
в мешочек положить карточки с картинками (четыре карточки с изображением собаки, четыре карточки — с котом и т.п.);
в мешок положить одинаковые кубики, разных цветов. Дети не глядя вынимают из мешка кубики и разделяются по их цветам;
в мешок положить разные предметы (например, 3 одинаковых помпончика, 3 одинаковых кубика, 3 одинаковых фигурки от киндер-сюрприза, 3 похожих камешка и т.п.). Дети не глядя запускают руку в мешок и распределяются по одинаковым предметам.
Словом, в «мешочек с сюрпризом» можно класть любые предметы, повторяющиеся в зависимости от того, на сколько человек должна разделиться группа: карточки со словами, разноцветные пуговицы, шарики из цветного стекла и т.п.

ЗАНЯТИЕ 1. «Знакомство»

План занятия:
Знакомство.
Упражнение «Эхо».
Игра «Поменяйтесь местами те, кто...»
Заполнение карточек «Мое имя».
Создание «Флага первоклассников».
Разминка «Беготня-плюс».
Упражнение «Дотянись до потолка».
Прощание.
Материалы:
Карточки из белого картона.
Широкое полотно из тонкой белой ткани (1x2 м).
Фломастеры.
Ход занятия
Знакомство. Педагог знакомится с детьми, представляется.
Упражнение «Эхо». Дети и ведущий сидят на стульях, поставленных кругом в игровой зоне. Первый ребенок называет свое имя и прохлопывает его в ладоши («Ка-тя!»). Остальные дети хором повторяют и тоже прохлопывают
ее имя. Дальше свое имя называет и прохлопывает следующий ребенок, за ним хором повторяют и прохлопывают
остальные, и так далее по кругу. Последним свое имя называет ведущий.
Игра «Поменяйтесь местами те, кто...». По команде «Поменяйтесь местами те, кто...» дети вскакивают со своих стульев и меняются местами друг с другом.
Поменяйтесь местами те, кто родился в сентябре.
Поменяйтесь местами те, у кого есть кошка.
Поменяйтесь местами те, кто сегодня чистил зубы.
Поменяйтесь местами те, кто любит рисовать.
Поменяйтесь местами те, кто не любит мороженое... и т.п.
Заполнение карточек «Мое имя». Ведущий раздает детям карточки из белого картона, просит крупно написать на них свои имена и ярко раскрасить фломастерами. При работе с первоклассниками для прикрепления карточек лучше использовать ленточки. 
Подробное описание см. Главу 2. Занятие 1. ,
Создание «Флага первоклассников». Для флага понадобится большой отрезок белой ткани (хлопрк, батист). Размер отрезка — не меньше 1x2 метра, края нужно подшить. Лучше всего, если ткань будет куплена специально для флага, но подойдет и обычная белая простыня без рисунка. Ткань должна быть чистая, без штопки и дырочек (флаг все-таки).
Ткань нужно расстелить на полу (если он покрыт ковром) или на сдвинутых столах. Ведущий: «Сейчас мы будем создавать настоящий флаг. Мы назовем его «Флаг первоклассников» , потому что в его создании примут участие все первоклашки нашей школы. Выберите себе небольшое местечко на ткани, приложите свою ладонь и обведите ее простым карандашом. После этого возьмите фломастеры, аккуратно обведите контур ладошки на ткани. Рядом кра-сиво подпишите свое имя и класс. Можете украсить свою ладошку узором или просто раскрасить фломастерами».
Свои «отпечатки» на ткани оставляют все подгруппы, которые будут заниматься по данной программе. В ре-зультате весь флаг заполняется рисунком из восьмидесяти и даже ста ладошек! Флаг первоклассников нужно расправить и повесить на стену в той комнате, где будут проходить занятия.
Разминка «Беготня-плюс». Упражнение-разминка, которое можно проводить в начале, середине или конце урока. По команде или сигналу ведущего (свисток, хлопок в ладоши) дети начинают ходить по комнате. Можно двигаться в любом темпе, но нельзя сталкиваться и касаться друг друга. Ходьба по комнате продолжается около минуты.
Далее возможны варианты, благодаря которым это упражнение можно повторять на многих занятиях подряд. Например, ведущий говорит: «Когда я хлопну в ладоши (свистну в свисток), соединитесь по двое той частью тела, которую я назову, например: ладони!..». Дети соединяются ладошками попарно.
По следующему сигналу дети опять начинают движение по комнате (5—6 секунд). Ведущий вновь хлопает в ладоши (свистит): «Коленки!». Так повторяется несколько раз, ведущий должен каждый раз называть разные части тела: «Локти!.. Спины!.. Плечи!.. Попы!..» и т.п. Закончить упражнение нужно командой «Ладони!».
Упражнение «Дотянись до потолка». См. Главу 2. Занятие 1.
Прощание. Ритуал прощания, повторяющийся на каждом занятии, имеет несколько положительных моментов. Во-первых, он ставит своеобразную «точку» в занятии и позволяет выйти из мира сказки. Во-вторых, ритуал прощания сближает участников группы. В-третьих, он несет заряд положительной энергии.
Для каждой подгруппы ведущий может придумать свой ритуал прощания. На наших занятиях в разных группах детей сложилось несколько ритуалов прощания.
Прощание «До свидания!». Дети встают в круг, держась за руки. Они хором говорят: «Всем спасибо! До свиданья!» — и расходятся.
Прощание «Я самый хороший!». Дети встают в круг, держась за руки. Они хором говорят фразу: «Я очень хороший!» и расходятся.
Прощание «Доброе животное» (Крюкова СВ., Слободяник Н.П.). Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Ведущий: «Представьте, что мы — большое доброе животное. Давайте послушаем, как бьется наше большое" и доброе сердце. Сделайте шаг вперед — тук, шаг назад— тук». Дети делают несколько шагов, держась за руки.
Прощание «Мушкетеры». Все дети складывают ладони, как в фильме «Три мушкетёра» — одну на другую. Потом они хором говорят фразу: «Один за всех, и все за одного!» и расходятся.
Домашнее задание. Принести альбомы (листы) для рисования, фломастеры или карандаши.

Кузнецова Светлана Алексеевна
«УРОКИ СКАЗОК»
Программы занятий по творческому развитию детей

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш e-mail dramateshka.ru@gmail.com

 

Яндекс.Метрика Индекс цитирования