Общение

Сейчас 680 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Учитель!

Как емко это короткое слово, и сколько оно вмещает в себя смысла! С учителем связано становление человека, формирование его характера, ума, совести. Наверно, именно поэтому следующий, 2010 год объявлен Годом учителя в Российской Федерации (О проведении в Российской Федерации Года учителя : Указ Президента РФ от 10 марта 2009 № 259) // Рос. газ. – 2009. – 13 марта (N 43). – С. 16.
Все, что поможет библиотекарям в раскрытие такого понятия, как «учитель», мы постарались собрать и представить вашему вниманию в этом сборнике.

Мудрые мысли:

Учитель – профессия дальнего действия, главная  на земле.
«Воспитатель сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника» (В. И. Даль)
«Педагог – это не только воспитатель, педагог – это друг, человек, который помогает нашему обществу подниматься на высокую ступень культуры»(Я.Колас)
«Велик тот учитель, который исполняет делом, чему учит» (Катон Старший)
«Труд того, кто на пути истины обучил хотя бы одной букве, нельзя оплатить всеми сокровищами казны» (Алишер Навои)
«Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя» (И.-В. Гете)
«Уча других, тоже учишься»  (Н.В.Гоголь)
«Детству следует оказывать величайшее уважение»(Ювенал)
«Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почетнее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие – добрую жизнь» (Аристотель)
«Будущее в руках школьного учителя» (В.Гюго)
Основной вопрос педагогики:
«Что делать, чтоб младенец розовый
Не стал дубиной стоеросовой?» (В.Берестов)

Пословицы и поговорки об учении, учителе и ученике:

Учить – ум точить/Русская пословица
Груда книг не заменит хорошего учителя/Китайская пословица
Дерево и учитель познаются по плоду/Русская пословица
Свет каганца – от масла, знания ученика – от учителя/Монгольская пословица
Родители создают тело, учителя создают души/Монгольская пословица
Ученье – свет, а неученье - тьма
Только уважая учителя, можешь сам стать учителем/Вьетнамская  пословица
Учишься – не уставай, учишь – не робей/Монгольская пословица
Ученику – удача, учителю – радость/Русская пословица
Учи других – и сам поймешь/Русская пословица
Не удивляй одеждой, а удивляй знаниями/Монгольская пословица
Спрашивай и найдешь, старайся и узнаешь/Монгольская пословица
Внимательно выслушаешь – многому научишься/Армянская пословица
Не знать – не стыдно, стыдно не спросить/Турецкая пословица
Учиться – что тележку в гору тащить/Японская пословица
Чему учился, на то и пригодился/Русская пословица
Опыт – отец всех знаний/Индийская пословица
Повторенье – мать ученья/Русская пословица
Век живи – век учись/Русская пословица
Ученье – путь к уменью/Немецкая пословица
Делай для другого, учись для себя/Абхазская пословица
Знающий возглавляет 1000, незнающий примыкает к 1000/Киргизская пословица
Время – хороший учитель/Арабская пословица
Нет большего наслаждения, чем читать книги, нет дела важнее, чем учить сыновей/Китайская пословица

Поздравления к Дню учителя, поэтические посвящения учителям:

Ежегодно 5 октября в более 100 странах отмечается День учителя, который был учрежден в 1994 году как Всемирный день учителя. Это профессиональный праздник всех учителей, преподавателей и работников сферы образования – день, в который отмечаются роль и заслуги учителей в процессе качественного образования на всех уровнях, а также их неоценимый вклад в развитие общества. Исторической предпосылкой для учреждения Дня учителя стала состоявшаяся 5 октября 1966 г. в Париже Специальная межправительственная конференция о статусе учителей. В результате представителями ЮНЕСКО и Международной организации труда был подписан документ «Рекомендации, касающиеся статуса учителей». В 1994 году ЮНЕСКО учредила Всемирный день учителя, отмечаемый ежегодно 5 октября. С этого же года Россия вошла в список стран, отмечающих День учителя в этот же день – по Указу Президента РФ от 3 октября 1994 №1961 «О праздновании Дня учителя» День учителя стали отмечать 5 октября.


Дорогие педагоги!
Вы – любовь и преданность,
Вера и терпение.
Вы – истина и сердце,
Совесть и благородство.
Вы – прокладывающие путь,
Вы – художники жизни.
Вы – убежище детства
И колыбель человечества.
Вы – учителя от Бога
И творцы прекрасного!

От А до Я, к любым открытиям
Путь начинается с тебя.
Да будет славен труд учителя,
Да будет славен День учителя…
Ваш день, учителя!

На свете праздников не счесть,
Но День учителя – особый.
Он близок всем, кто в мире есть,
И, значит – самой высшей пробы!
Как не блажи и не дерзи,
Поймешь с годами, став взрослее:
Нет благодарнее стези,
И значит – нет стези труднее!
Покуда вертится Земля,
Родная, хрупкая планета,
На свете есть учителя,
И значит, будет больше света!
   (С.Шестаков)

Р.Рождественский «Учителям»
/ «Удачи вам, сельские и городские…»:
«…Вы знаете, мне по-прежнему верится,
Что если останется жить Земля,
Высшим достоинством станут
Когда-нибудь Учителя!
Не на словах, а по вещей традиции,
Завтрашней жизни подстать.
Учителем надо будет родиться,
И только после этого стать!...
…Учитель – профессия дальнего действия,
Главная на Земле!»       //Досуг в школе. – 2008. - №7. – С.26.

Учитель, быть тебе звездою во Вселенной!
Святое имя, будь благословенно!

Не смейте забывать учителей.
Пусть будет жизнь достойна их усилий.
Учителями славится Россия.
Ученики приносят славу ей.
Не смейте забывать учителей!
                                 (А.Дементьев)

Выходит ученица с зажженной свечой в руке
и под негромкую музыку читает стихотворение:
Учитель!
Даже через много лет
Зажженный Вами не погаснет свет,
И сердце, знаю, будет молодым,
Пока огонь священный в дружбе с ним.
Моя душа от всяческих невзгод
Врачующее пламя сбережет.
Оно еще поможет мне в пути
Хитрейшие загадки превзойти,
Оно еще поможет и не раз,
Учитель мой,
В делах продолжить вас –
Ведь ноши нет приятней у меня,
Чем это пламя, этот жар огня…
Учитель!
Даже через много лет
Зажженный вами не погаснет свет!  //Последний звонок. – 2003. - №7. – С.12-13.

Какие события следующего года связаны с темой «Учительство»?

13.01      130 лет со дня рождения В.Я. Струминского (1880-1967), историка педагогики
25.01      255 лет со дня основания Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (1755)
25.01       День святой Татьяны. В этот день  в 1755г. Елизавета Петровна подписала Указ об учреждении Московского университета.
21.02       Международный день родного языка
8.03         Международный женский день
1.04         Международный день детской книги
24.05        День славянской письменности и культуры
31.08       140 лет со дня рождения М. Монтессори (1870-1952), педагога

1.09         День знаний
8.09         Международный день грамотности. Провозглашен ЮНЕСКО
27.09       День воспитателя и всех дошкольных работников (6 лет)
         1.10         80 лет русскому писателю-педагогу Симону Львовичу Соловейчику (1930-1966)
5.10         День учителя. Установлен в 1965г.. С 1994г. отмечается 5 октября.
19.10       День Царскосельского лицея (1811)
14.12       День Наума Грамотника.
27.12       285 лет (1725) со дня официального открытия Российской академии наук, учрежденной Петром I в 1724г.


Картотека заглавий 
для оформления книжных выставок и проведения массовых мероприятий:
Большая жизнь
В некотором царстве, в учебном государстве
Дело всей жизни
Для нас всегда открыта школы дверь
Добрый и мудрый друг наш - учитель. Слава ему и почет!
Дорогим учителям
Здравствуй, страна знаний!
Золотой глобус
Искусство любви к детям
Кругошкольное путешествие
Люди немеркнущей профессии
Мудрости свет
Муза, учителя воспой!
Навеки вызваны к доске
Наш добрый наставник и друг
Отдавая сердце детям
Парад школьных наук
«Прекрасен наш союз…»
Путешествие в школьную страну
С чего начинается учитель?
Самый большой урок
Славлю тебя, учитель!
Учитель-Воин-Ученый
«Учитель – профессия… главная на земле!»
Учитель равен солдату-герою
Учитель – святое слово
Учителями славится Россия
Храм науки, мечтаний, чудес…
Чтим в тебе творца
Чудесный портфель
Школа и жизнь
Школы первый звонок нас зовет ан урок
Школьная пора
Школьные годы чудесные
Щедрые сердца
Это вы не проходили


Рекомендации для проведения мероприятий:

Сеятели разумного, доброго, вечного – говорят об учителях. От них – все лучшее на земле. Часто можно услышать, как аттестуют авторитетного специалиста: «У него были отличные учителя!». Об этом и русская поговорка – «дерево и учитель познаются по плоду».
Среди многообразия жизни и видов человеческой деятельности роль учителя была заметна во все времена. Именно поэтому знакомство с темой «Учительство» лучше всего начать с обращения к истории.  Предлагаем следующие ТЕМЫ для проведения:

- Проблема образования в древности.

- Учителя в Древней Руси (Н-р, в «Слове похвальном Сергию Радонежскому» Премудрый Епифаний восхваляет Сергия не только как чудотворца, но и как Учителя:»…он был отцам отец и учителям учитель…»);
Ярхо, В. Как учили и учились в Древней Руси/В.Ярхо//Наука и жизнь. – 2002. - №7. – С.54-59.

- Выдающиеся педагоги различных эпох: Франсуа Рабле, Эразм Роттердамский, Ян Амос Коменский, Иоганн Генрих Песталоцци, Константин Ушинский и др.
 По этой теме рекомендуем обратится к книге С.Л.Соловейчика «Час ученичества. Жизнь замечательных учителей», рассказывающей о жизни великих педагогов: М.В.Ломоносова, Н.И.Новикова, Ф.И.Янковича, И.Г.Песталоцци, Н.И.Пирогова, Н.Г.Чернышевского, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и др. Рассказ об авторе этой книги будет также кстати, т.к. в 2010 году 1октября исполняется  80 лет со дня рождения русского писателя-педагога Симона Львовича Соловейчика. (1930-1966).
Из последних публикаций в периодической печати рекомендуем следующие(ч/з ЦГБ им.А.С.Пушкина):
Учителями славится Россия: Заметки об Ушинском К.Д., Кикниксоре( Викторе Николаевиче Сорокине-Росинском, Сухомлинском В.А.//Здоровье школьника. – 2008. - №10. – С.86-87.
Гликман, И.З. Классик мировой педагогики: К 120-летию со дня рождения А.С.Макаренко/И.З.Гликман// Педагогика. – 2008. - №5. – С.64-70.
Шеховская, Н.Л. К.Д.Ушинский и В.В.Зеньковский: педагогические параллели/Н.Л.Шеховская//Литература в школе.- 2007. - №11. – С.47-48.
Константин Дмитриевич Ушинский: 180 лет со дня рождения//Культура здоровой жизни. – 2004. - №2. – С.64-65.
Сахаров, В.А. А.А.Сухомлинский и современность: К 85-летию со дня рождения педагога-гуманиста/В.А.Сахаров//Начальная школа. – 2002. - №8. – С.20-22.
Одоевский, В.Ф. Сочувствие к младенческой душе: О В.Ф.Одоевском-педагоге/В.Ф.Одоевский//Берегиня. – 2001. - №4. – С.97-99.
Вяземский, Е.Е. Творец чудного здания: О жизни и творчестве К.Д.Ушинского/Е.Е.Вяземский//Начальная школа. – 2000. - №3. – С.103-114.

- Царскосельский лицей: наставники и ученики.
Мероприятие по этой теме можно провести 19 октября (День Царскосельского лицея (1811)). Материала о лицее много: это и книги, и периодика. Естественно, интересен здесь будет и рассказ об А.С.Пушкине. Лицею, друзьям и учителям ( всего их было: 6 профессоров, священнослужитель, 2 адъюнкта, 6 учителей для изящных искусств и гимнастических упражнений) Пушкин посвятил поэтические строки:

«Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию – и мертвым, и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.

Куда бы нас не бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.»

Прогулка по лицею: Викторина, посвященная А.С.Пушкину//В гостях у детских писателей: Сценарии мероприятий и праздников/Авт-сост. А.А.Егорова. – Волгоград, 2009. – С.157-167.
«Отечество нам Царское Село…»: Литературный вечер для 9 класса// Кузнецова М.Н. и др. Литературные вечера. – М.: ВЕКО, 2006. – С.131-149.
Лебедев, Ю.В. Русская литература XIX века. 10 кл. : Учеб для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1./Ю.В.Лебедев. – М.: Просвещение, 2000. – С.101-107.
Руденская, М.П., Руденская, С.Д. «Наставникам…  за благо воздадим»: Очерки/ М.П.Руденская,  С.Д.Руденская. – Л: Лениздат, 1986. – 320.с.
Томашевский Б.В. Пушкин. Т.1. Лицей. Петербург/Б.В. Томашевский – 2-е изд. – М.: Худ.лит., 1990. – 367 с.
Эйдельман, Н.Я. Прекрасен наш союз… /Н.Я.Эйдельман- М.: Мол. Гвардия, 1982. – 240 с.
«Прекрасен наш союз»: Литературно-музыкальная композиция// Читаем. Учимся. Играем. – 2006. - №8. – С.18-26.
Царское Село: Вечер – встреча с первыми лицеистами//Читаем. Учимся. Играем. – 2004. - №4. – С.22-27.
Лицейское братство: Сценарий игры о лицейских годах А.С.Пушкина// Читаем. Учимся. Играем. – 2004. - №3. – С.40-49.
«Друзья мои, прекрасен наш союз!»: Сценарий праздника// Воспитание школьников. – 2003. - №5. – С.68-75.
«Ты наш друг, ты наш учитель, славный пушкинский лицей…»: Лицейский праздник// Читаем. Учимся. Играем. – 2002. - №6. – С,78-88.
Змеев, В.Л. Страницы истории царского лицея/В.Л.Змеев//Соц. гум. знания. – 1999. - №1. – С.159-173.
Постановление о лицее: Устав Царскосельского лицея (1811г.)//Домашний лицей. – 1999. - №1. – С.13-18.

- В.А.Жуковский – наставник царских детей.
Василий Андреевич Жуковский известен многим только как автор баллад. Однако с 1817 года в его жизни произошел крутой поворот: он становится учителем русского языка великой княгини (впоследствии императрицы) Александры Федоровны. А в 1826 году ему предлагают должность наставника – воспитателя великого князя Александра Николаевича (будущего императора Александра II). Близость Жуковского  ко двору вызывала иронические и даже язвительные улыбки у многих петербургских либералов того времени. Декабристу А.А.Бестужеву, по преданию, приписывается злая эпиграмма:
Из савана оделся он в ливрею,
На ленту променял свой миртовый венец,
Не подражая больше Грею,
С указкой втерся во дворец…
Но Жуковский смотрел на порученное ему дело иначе: «Моя настоящая должность, - писал он, - берет все мое время. В голове одна мысль, в душе одно желание… Какая забота и ответственность! Занятие, питательное для души! Цель для целой отдельной жизни!.. Прощай навсегда поэзия с рифмами! Поэзия другого рода со мною. Ей должна быть посвящена остальная жизнь». Жуковский сам подбирает педагогов, разрабатывает план воспитания наследника, рассчитанный на 12 лет. В основу положены гуманитарные науки, особое внимание уделено истории. Но главной задачей Жуковский считает развитие в питомце высокого нравственного чувства.  Жуковский с честью выполнил свою историческую миссию: в Александре II он воспитал творца «великих реформ» 1860-х годов и освободил крестьян от крепостной зависимости.
Глинский, Б.Б. Царские дети и их наставники: Исторические очерки для юношества. Репринтное воспроизведение издания 1912 года./Б.Б.Глинский. – СПб, Москва: Издание т-ва М.О.Вольф, 1912. – С.267- 329.
Лебедев, Ю.В. Русская литература XIX века. 10 кл. : Учеб для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1./Ю.В.Лебедев. – М.: Просвещение, 2000. – С.29 - 48.
Зайцев, Б. Жуковский/Б.Зайцев// Путеводная звезда. – 2002. - №1.
Воскобойников, В. Жизнь замечательных детей – 2/В.Воскобойников// Путеводная звезда. – 2004. - №11.

- Л.Н.Толстой – народный учитель.
В течение трех лет, с 1859 по 1862 год, Лев Николаевич Толстой занимался только устройством школ в Ясной Поляне и в округе. А еще десять лет спустя он составлял свою «Азбуку» и писал в эту книгу рассказы для детей. За семь лет перед смертью Толстого биограф Бирюков спросил его: какое самое сильное увлечение испытал он в своей жизни?
Толстой все видал. Он знал войну, любовь, славу, богатство. Он перепробовал десятки занятий: писал романы и пахал землю, сочинял трактаты и шил сапоги, участвовал в переписи населения и служил офицером…
Но на вопрос Бирюкова он отвечал:
- Самый светлый период моей жизни дала мне … любовь к людям, детям. Это было чудное время…
Школа для него была радостью, «поэтическим, прелестным делом, от которого нельзя оторваться». Школа для него была связана с общим его поиском в жизни: «Я много думал и думаю об этом. А дело не то, что первой важности, а самое важное в мире, потому что все, чего мы желаем, может осуществиться только в следующих поколениях».
Шаталов, А.А.Гуманизм школы Льва Николаевича Толстого/А.А.Шаталов//Мир библиографии. – 2008. – №6. – С.49-52.
Школа в Ясной Поляне: Уроки Л.Н.Толстого для 5-6 кл.//Досуг в школе. – 2008. - №12. – С.19-22.
Соловейчик, С.Л. Час ученичества. Жизнь замечательных учителей/С.Л.Соловейчик. – 2-е изд. – М.: Детская литература, 1972. – С.120-128.
Эйхенбаум, Б.М. Лев Толстой. Семидесятые годы/Б.М.Эйхенбаум. – Л.: Худ. Лит., 1974. -360 с.

- Русские писатели, поэты и … учительство?
Почти все большие русские писатели в какое-то время своей жизни беспокоились о народном образовании, многие открывали школы, работали учителями, учли своих и чужих детей.
Державин открыл шесть народных училищ в Тамбове, завел школу в своем доме, сам выписывал из Москвы карандаши и грифели, сам экзаменовал учеников.
Крылов учил детей князя Голицына, а в конце жизни – детей своей крестной дочери.
Жуковский был придворным педагогом, учил будущего царя Александра II, учил своих детей, составлял учебники, карты, хронологические таблицы и называл обучение своей дочери «педагогической поэмой».
Гоголь преподавал историю и географию, давал частные уроки.
Тургенев составил проект «Общества для распространения грамотности и первоначального образования», учредил школу в селе Спасском, следил за ней и за успехами ее учеников.
Гончаров был домашним учителем в семье художника Майкова.
Некрасов открыл на свои средства бесплатное «училище для обучения крестьянских детей грамоте».

- Первая женская гимназия в России. (Об открытой в 1857 году в Костроме помещиком Григоровым на свои средства женской гимназии для всех сословий). В начале 1857/58 учебного года в училище было принято 50 учениц; но уже к концу этого же года число учениц удвоилось. В первый класс принимались девочки 9-10 лет, умевшие писать и читать по-русски, знающие молитвы и таблицу умножения. За период с 1876 по 1900 год Григоровскую гимназию закончили 982 воспитанницы, 104 из них с золотыми и серебряными медалями. Судьба выпускниц Григоровской гимназии была различной, но большинство из них посвятили себя преподавательской деятельности. Характеризуя качество образования в гимназии, нужно отметить, что в целом оценка, которую давали гимназиям современники была высокой. Образование, которое получали гимназистки, было всесторонним, глубоким и по-настоящему современным. Полученный багаж знаний и умений давал им возможность прекрасно ориентироваться в современном мире, заниматься дальнейшим самообразованием, обучать и воспитывать детей.
Шпанченко, В. Мои свидания с гимназистками: Последние гимназистки Григоровской женской гимназии/В. Шпанченко//Русская Атлантида. – 2001. – С.197.
Григоров, А.А. Из истории костромского дворянства/А.А.Григоров. – Кострома, 1993.
«Такого заведения здесь никогда еще не существовало»: Пансион благородных девиц//Губернский дом. – 1998. - №5-6. – С.86-87.
Войтюк, Т. Голубые дороги/Т.Войтюк//Губернский дом. – 1997. - №2. – С.69-71.
Начало реформы женского образования//Губернский дом. – 1994. - №5. – С.39
Аржеников, К. Григоровка/К.Арженикова//Костромская старина. – 1991. - №2. – С.17-18.

- Дело просвещения в Отечестве нашем.
Предложенная выше тема носит краеведческий характер. Но этим не исчерпывается тема учительства в Костромском крае. Поэтому рекомендуем вам некоторые издания, в которых раскрывается история «Дела просвещения в отечестве нашем». Сведения интересные, приводятся редкие факты, публикуются документы и фотографии. И что очень важно – много информации о жизни учителей, их буднях и радостях.
Бердова, О.В., Лушина, Е.А. Костромское учительство (XVIII – начало XX века)/ О.В.Бердова, Е.А.Лушина. Отв. Ред. А.А.Герасимов. – Кострома, 2006. – 208 с., ил. Назовем лишь некотрые главы: Педагогическое образование в Костромской области (Григоровская женская гимназия; духовная семинария; второклассные церковноприходские школы и др.), Будни и праздники костромского учительства(условия работы и повседневный быт учителей; школьные будни наставников и др.), Судьбы губернских учителей  (С.А.Шкот, В.И.Шахова,Е.М.Микифоров, Н.П.Шлеин и др.).
Губернский дом. – 2002. - №3-4 (Тема: образование). В нем:
- Сизинцева, М, Смольяниновы: Из истории Смольяниновской гимназии. – С.54-58.
- Абрамова, Н., Павлова, Л.Ученье – свет, а неученье – тьма. – С.59-62 (земства)
- Колгушкин, Л. Из семейных хроник: Первая классическая мужская гимназия. – С.63-70.
- Гречухин, В.И. Выпускник учительской семинарии. – С.73-75. (очерк жизни Заслуженного учителя школы РСФСР И.И.Гречухина) и др.
Бердова, О.В. Культурная жизнь Костромской губернии в зеркале периодической печати конца XIX – начала ХХ века/Отв.ред. В.В.Чекмарев. – Кострома: Изд-во КГУ, 2002. – С,31-99.(Образование и просвещение в Костромской губернии). Например, «арабески» на злобу дня в «Костромской жизни» за 1913 г.:
В одном из земств в «поддевке» франт
Образование насаждает.
Шаблонен сам, как прейскурант,
Он делу мало помогает.

Я не скажу, что неуч он,
Но дело школьное не живо.
Кто педагогом не рожден,
Тот нужен школе, как крапива.

- Детская республика Януша Корчака.
 Подрастают ребята, которые ничего не слышали о Януше Корчаке, а всем, на чьей памяти Вторая мировая война, наверняка известно это имя. Доктор Януш Корчак – автор всемирно известной сказки «Король Матиуш Первый» - был не только писателем, но и педагогом, создателем оригинальной системы воспитания. Всю свою жизнь он посвятил детям. Подвигом во имя детей стала и его смерть. Когда стало известно, что «Дом сирот» должны отправить в концлагерь, к Янушу Корчаку пришел один из его учеников и товарищей, Игорь Неверли. Пришел с пропуском на два лица – надеялся уговорить учителя спастись. Но Старый Доктор отказался: «Не оставишь своего ребенка в болезни, несчастье, в опасности. А здесь двести детей. Как можно оставить их одних в запломбированном вагоне, в газовой камере?»
Януш Корчак написал более 20 книг, среди которых и художественные повести и сказки, и книги о воспитании. Самые известные из его работ – это «Как любить ребенка», «Шутливая педагогика», «Банкротство юного Джека», «Когда я снова стану маленьким», «Слава», «Право ребенка на уважение», «Кайтусь-чародей», «Правила. Педагогика для детей и взрослых» и, конечно, дилогия о короле Матиуше.
Корчак, Я. Избранные педагогические произведения/Я. Корчак; Пер с пол. К.Э.Сенкевич. – М.: Педагогика, 1979. – 474 с.
Корчак, Я. – педагог, писатель, врач//В кн.: Знаменитые евреи (165 мужчин и женщин): Краткие биографии/Автор-составитель Э.Бройтман. – М.: Внешсигма, 1997. – С.255-259.
Корчак, Я. Дом сирот/Я.Корчак//Студенческий меридиан. – 2009. - №8. – С.42-44.
Сазонова, А. Детская республика Януша Корчака/А.Сазонова//Здоровье школьника. – 2008. - №7. – С.88-90.
Фролова, Ю. Газеты Януша Корчака/Ю.Фролова//Библиотека в школе. – 2009. - №5. – С.32-35.
Захарова, Л. Януш Корчак: Святое величие любви/Л.Захарова//Воспитание школьников. – 2005. -№2. – С.58-63.
Мавлевич, Н. Сердце ребенка: (О кн. Б.Дж.Лифтон «Король детей. Жизнь и смерть Януша Корчака»)/Н.Мавлевич //Семья и школа. – 2005. - №2. – С.19
Никологорская, Т. Волшебник жил на улице Крахмальной... : О Я.Корчаке/Т. Никологорская//Клуб. – 1997. - №11. – С.29.

- Главный урок Марии Монтессори (31 августа 2010 г. исполняется 140 лет со дня рождения М. Монтессори (1870-1952), педагога).
Когда впервые сталкиваешься с историей педагогической методики Марии Монтессори, невозможно не поразиться тому, с какой ненавистью относились к ней идеологи всех тоталитарных режимов прошлого столетия. Едва придя к власти, и Муссолини, и Сталин, и Гитлер сразу же издают указы о закрытии Монтессори-школ, начинаются гонения на монтессори-педагогов, сторонников этой методики.  И неудивительно: ведь ключевое слово в лексиконе величайшего педагога и гуманиста двадцатого века Марии Монтессори – это «свобода». Целью всей своей жизни она видела воспитание свободных, независимых, самостоятельно мыслящих людей, умеющих принимать решения и нести за них ответственность.
О детстве Маpии известно немногое, лишь только то, что ее pодители делали для своего pебенка все, чтобы она в будущем могла pеализовать высокое человеческое пpедназначение, а в стpогой католической Италии это не соответствовало пpивычному положению женщины.
Она стала пеpвой женщиной-вpачом Италии. Работая в унивеpситетской клинике, Мария увидела детей с огpаниченными возможностями. Они были пpедоставлены себе - после пpиема пищи больные дети ползали по полу и, собиpая хлебные кpошки, вылепливали шаpики. Ничто не могло побудить их к активному полезному действию. Окpужающая обстановка не способствовала этому.
Наблюдая за этими несчастными, Монтессоpи укpепилась в мысли, котоpая стала отпpавным пунктом ее педагогической системы, что для детей как больных, так и здоpовых-необходима специальная pазвивающая сpеда, в котоpой будут сконцентpиpованы все знания о миpе, пpедставленные чеpез эталоны основных достижений человеческой мысли, а pебенок должен пpойти путь человека в цивилизацию в дошкольном возpасте.
Мария Монтессори//В кн.: История социальной педагогики: Хрестоматия-учеб.: Учеб. Пособие/Под ред. М.А.Галагузовой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – С.352-384.
Монтессори, М. О принципах моей школы//В кн.: История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений/ И.Н.Андреева, Т.С.Буторина, З.И.Васильева и др.; Под ред. З.И. Васильевой. – М.: Академия, 2001. – С.338-342.

          - Учитель и война: подвиг продолжается.
 Эту тему обсудим более подробно. В 2010 году исполнится 65 лет со дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне против немецких захватчиков (или: со дня окончания Второй мировой войны). Поэтому можно одной темой объединить два события (Год учителя +ВОв). Наиболее эффективными в данном случае выступят такие формы мероприятий, как устный журнал и тематический вечер. При рассказе об учителях-героях можно использовать материалы из книг:
Учителя – герои Великой Отечественной войны /Сост. Ф.М.Маркова. – М.: Педагогика, 1974. – 272 с.
Володин, С.А. Подвиг продолжается: Очерки об учителях-участниках Великой Отечественной войны. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.
Интересны судьбы учителей. Хотелось бы обратить Ваше внимание на историю жизни Героя Советского Союза Александра Павловича Фролова, учителя биологии и географии, работавшего в сельских школах Башкирии более 40 лет (В кн.: Володин С.А. – С.29-39); Полины Георгиевы Лозиной, одной из первых удостоенной почетного звания «Народный учитель СССР», среди ее наград есть и боевая медаль «Партизану Великой Отечественной войны» (В кн.: Володин С.А. – С.130-137) и др.
А известно ли Вам или Вашим читателям о сестре Марата Казея, Ариадне, которая вместе с братом сражалась в партизанском отряде? Когда знакомишься с ее военной и послевоенной биографией, на память приходит «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого. В судьбах летчика-истребителя Алексея Маресьева и скромной белорусской учительницы при всем различии их профессий, характеров и обстоятельств, в которых они действовали, есть много общего. Эти люди побороли тяжкие раны, нанесенные войной, и вновь обрели счастье мирного созидания. (В кн.: Володин С.А. – С.93-102).

 - Библиотекарь и учитель в одном лице
Столяров, Ю.Н. Библиотекарь, он же учитель: О взаимосвязи библиотечной и педагогической профессии//Школьная библиотека. – 2008. - №1. – С.40-43.

Это только некоторые темы, которые могут быть реализованы в течение следующего года. Предвидя ваши вопросы, хотелось бы отметить, что при работе над составлением этого пособия методисты опирались на издания, имеющиеся в фонде ЦГБ. Поэтому, если вам не хватит материалов для проведения мероприятий по предложенным темам – обращайтесь в методический кабинет – поможем, найдем!

Материалы (сценарии) для проведения мероприятий, опубликованные в периодических изданиях:

Представленные ниже сценарии и разработки посвящены, в основном, празднованию Дня учителя. Поэтому они зачастую имеют развлекательный, игровой характер. Учитывайте, пожалуйста, это при разработке мероприятия. В сценариях, где предполагается наличие команды учителей,  можно предложить ребятам исполнять роль учителей. Там, где учителям предлагается найти выход из той или иной педагогической ситуации,  предложите выполнить это ребятам: пусть попробуют - легко ли быть хорошим учителем. Таким образом, ролевая игра даст понимание особенностей профессии учителя.

Егорова, С.Ю., Сухаревская, Н.А. Мудрости свет/С.Ю.Егорова, Н.А.Сухаревская//Ч.У.И. – 2008. - №7. – С.58-63.
Школьный праздник, посвященный Дню учителя.

Васильева, Е.Ю. Суд над учителями/Е.Ю.Васильева //Досуг в школе. – 2008. – №7. – С.20-23.
Сценарий для школы.

Батаева, Т.П. «Навеки вызваны к доске»: Сценарий ко Дню учителя//Досуг в школе. – 2008. – №7. – С.24-26.
Старшеклассники поздравляют каждого учителя-предметника в стихотворной форме.

Инчикова, Т.А. Самый-самый-самый!: Шоу-программа к Дню учителя // Педсовет.- 2008. - №6. – С.6-7.
В мероприятии участвуют учителя школы. Цель – демонстрация педагогами своих профессиональных качеств и творческих способностей. Интересны педагогические ситуации для их разрешения учителями, советы старушки Шапокляк ( в стиле Г.Остера: «Если вам совсем недавно дали класс, где нет порядка,- Не отчаивайтесь сильно! Ведь за это тоже платят! Пусть хоть мало, да стабильно…»). К сожалению, это сценарий для школы, а не для библиотеки, но отдельные эпизоды могут быть использованы и при проведении библиотечных мероприятий.

Садиловская, М.Ю. День учителя/М.Ю.Садиловская//Последний звонок. – 2008. - №6. – С.10-12.
Праздник проходит в виде программы новостей «Школа и мы». Ведущие – юноша и девушка – рассказывают о новостях политики, медицины, культуры. «Оживляют» сообщения инсценировки: «Сонный строитель», «Интервью», «Депутаты». Сценарий может быть реализован в библиотеке, но потребует некоторой переработки.

Белоногова, И.А. Ай да мы!: Школьный КВН, посвященный Дню учителя/И.А.Белоногова//Последний звонок. – 2007. - №6. – С.5-7.
В школьном КВН играют две команды: учителей и учеников 11 класса. Но можно провести игру и между ребятами. Очень интересные и разнообразные конкурсы, с «изюминкой», с юмором. Очень советуем для проведения в библиотеке.

Кабылбекова, Г.Г.  Кругошкольное путешествие, посвященное Дню учителя: Сценарий шуточного путешествия по школе для учителей/Г.Г.Кабылбекова //Последний звонок. – 2007. - №6. – С.8-9.
Вашему вниманию предлагается экскурсия по школе, по кабинетам: истории, иностранного языка, биологии, химии, географии, литературы, физики, математике, информатике, спортивному залу, кабинету директора. В каждом кабинете учителю-предметнику дарят шуточный подарок.

Горячева, Е.А. Люди немеркнущей профессии: Сценарий игрового вечера для старшеклассников и их учителей/Е.А.Горячева//Ч.У.И. – 2006. - №8 – С.4-8.
Вечер проходит в форме КВН. Соревнуются две команды из параллельных классов. За несколько дней до праздника команды получают «домашнее задание». В зале должны присутствовать учителя школы. Ребятам предстоит стать участниками нескольких состязаний-уроков: географии, математики, русского языка, литературы, рисования, физкультуры, а также побывать на классном часе и вспомнить первый школьный день. Интересно, доступно, но требует серьезной подготовки библиотекарей.

Безымянная, О.М. Чтим в тебе творца: Вечер-чествование учителей/О.М.Безымянная//Ч.У.И. – 2006. - №8 – С.9-10.
Чествуются учителя разных возрастов, работавшие или работающие в школе.

Мельникова, В.А. Золотой Глобус: Концерт ко Дню учителя/В.А.Мельникова//Последний звонок. – 2005. - №7. – С.12.
Концертная программа с поздравлениями учителей. Интересно объяснение названия этого праздника: «Название «Золотой Глобус» связано с одной очень красивой легендой. Давным-давно в одной небольшой деревушке жил очень бедный учитель. Его любили детишки. Учитель давал детям хорошие знания. А в свободное от занятий время он мечтал о путешествиях по земному шару. Все его ученики, окончив школу, уезжали из деревни и становились великими людьми. И однажды Бог удивился: откуда же на белом свете всего за 50 лет появилось так много великих людей? И Бог спросил у них: кто же научил их всему тому, что они умеют. Великие люди вспомнили о своем старом учителе. Бог наградил его за мудрость, терпение и труд. И исполнил его заветную мечту – отправил в путешествие по Земле и подарил волшебный золотой глобус, исполняющий все желания.» И в знак уважения концерт посвящается учителям.

Сатюкова, И.Г. Старший наставник и друг: Чествование победителей конкурса «Учитель года»/И.Г.Сатюкова//Ч.У.И. – 2004. - №7. – С.52.
Сценарий концерта. Некоторые стихотворные посвящения учителям могут быть использованы библиотекарями при проведении мероприятий в качестве цитат или заставок.

Коренева, М.А. Фестиваль «Творческий потенциал учителя»/М.А.Коренева// Последний звонок. – 2004. - №7. – С.10-11.
Вечер, посвященный творчеству учителей, их увлечениям, хобби.

Титов, С.В., Муринов, А.А.  План-сценарий осеннего оздоровительного похода, посвященного Дню учителя/Титов, С.В., Муринов, А.А. // Последний звонок. – 2004. - №7. – С.13.
Предлагается программа празднования Дня учителя на лоне природы, тематика конкурсов.

Милейко, В.Ф. Вечер «Посвящение в студенты»/В.Ф.Милейко//Последний звонок. – 2003. - №7. – С.6-7.
Сценарий рассчитан на учащихся педагогического училища или института. В библиотечном мероприятии могут быть использованы эпизоды этого сценария, посвященные профессии учителя.

Марчук, Л.Н.  Славлю тебя – учитель: Материалы к празднованию Дня учителя/Л.Н.Марчук//Последний звонок. – 2002. - №7.-С.9-11.
Много стихов, песен о школе и учителях. Интересен фрагмент «Школьного толкового словаря» ( «Учительская – дворянское гнездо; первая парта – буйное место; школа – дом с привидениями; дорога в школу – звериная тропа; дорога из школы – светлый путь» и т. д. +// Последний звонок. – 2001. - №7. – С.11). Можно воплотить в жизнь идеи плакатов, объявив, например, в библиотеке конкурс плакатов «Кто они, наши учителя?» («Это люди с самыми добрыми глазами/демонстрируется плакат с нарисованными очками; с самыми чуткими ушами/изображен локатор; с самыми нежными руками/рука и росток;.с самым большим и отзывчивым сердцем/сердце; а сокращенно учителя – это ШКРАБы(школьные работники/аббревиатура…»). На мелодию песни «Погода в доме» представлен «Гимн учителей».

Никулина, Н.В. День учителя: Конкурсная программа/Н.В.Никулина// Последний звонок. – 2002. - №7.-С.12-13.
В сценарии приведены конкурсы для учителей, но в библиотеке можно провести с ребятами программу «Легко ли быть учителем?» и  предложить им эти задания.

Боярских, Л.В. «Учитель – профессия… главная на Земле: Праздничная программа/ Л.В. Боярских//Последний звонок. – 2001. - №7. – С.7-10.
Поздравление педагогов. Очень необычно выглядят «сюрпризы» для учителей: «Каждому учителю – свой овощ», при этом дается их интерпретация ( «Помидор-то красный, спелый, Но еще на перезрелый. Помидор-то – высший класс, А учительница – ас!» и др.).

Голобородько, Е.В. День учителя/Е.В.Голобородько// Последний звонок. – 2001. - №7. – С.11.
Конкурсная программа для учителей и учеников (2 команды). Может быть проведена в библиотеке. Конкурсы: Угадай-ка; Идеальный учитель; Назови этот шедевр; Новая русская школа; Блеф-клуб и др.

Александрова, Т.П. Праздничный КВН ко Дню учителя/Т.П.Александрова//Последний звонок. – 2001. - №6. – С.3-6.
В  КВН играют две команды: учителей и учеников. Однако и сами ребята могут исполнять роль учителей. Сценарий интересный, с юмором. Очень творчески, с фантазией представлены команды: «Отпетые двоечники» и «Ускоренная помощь». Приз – детская галоша.

Шорыгина, Т.А. «Щедрые сердца…»/Т.А.Шорыгина//Ч.У.И. – 2000. - №5. – С.108-110.
Школьный праздник для учителей и учеников (музыка, песни, стихи).

Зайцева, Л.В. Правда ли, что... : Блеф-клуб/Л.В.Зайцева//Ч.У.И. – 2000. -№5. – С.111-112.
По сценарию организуются две команды: учителей и учеников. Можно провести и только с детьми. Доступно, познавательно, интересно. Рекомендуем для проведения этого мероприятия в библиотеке.

Жигулева, С.А. Праздничная программа «Кафе «Тетрадь в клеточку»/С.А.Жигулева//Последний звонок. – 2000. - №3. – С.8-10.
Актовый зал оборудован под кафе, празднично украшен . «Официанты» встречают учителей у входа, провожают за столики, где лежат «меню кафе» - программа концерта. Меню: Пикантное под острым соусом (песня), Фирменное блюдо «Ассорти» (сценка, стих, песня), Слоеный пирог «Конкурсный» (викторина), Чашка кофею с частушками, Компот «Лирический» (художественное чтение под музыку). Идея очень интересная. А почему бы и не сделать что-то подобное в библиотеке?

Российские писатели и поэты об учителе:

Художественные произведения, указанные в этом списке, могут быть использованы для оформления книжно-иллюстративной выставки и для проведения различных массовых мероприятий (бесед, обзоров, диспутов, тематических часов и пр.). Многие из представленных ниже произведений опубликованы (в сокращении) в сборниках:
Учитель: Статьи. Документы. Педагогич. Поиск. Воспоминания. Страницы литературы/Ред.-сост. Д.Л.Брудный. – М.: Политиздат, 1991. – 350 с.
«Учитель, перед именем твоим…»: Сборник/Сост. Е.В.Селезнева. – М.: Молодая гвардия, 1985. – 223 с.:ил.
Школьные годы: Рассказы/Рис. Г.Акулова. – М.: Детская литература, 1974. – 169 с.

Айтматов Ч. Первый учитель
Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука
Амлинский В. «Классный»
Астафьев В. Последний поклон, «Фотография, на которой меня нет»
Белоусо В. Сахновский учитель
Березко Г. Дом учителя
Берестов В. Урок листопада
Бондарев Ю. Простите нас!
Быков В.Обелиск
Вигдорова Ф. Новые башмаки
Гарин-Михайловский Н.Г. Детство Темы, Гимназисты
Гербер А. «Есть мушкетеры!..»
Глебова Л. Пока мы живы
Гончар О. Бригантина
Гулиа Г. Повесть о моем отце
Дементьев А. Не смейте забывать учителей!
Драгунский Тиха украинская ночь…
Дудин М. Учитель
(«…И он сказал:
«Учись по чести!»
И с этих пор и с этих дней
 Мать, Родина, Учитель – вместе
В одно слились в душе моей.»)
Жаворонков Г. Однажды, на пятом уроке…
Зюзюкин И.  Валентин Иванович
Евтушенко Е. Гремит «Авроры» эхо…
(«…Учительница Элькина
 на фронте в девятнадцатом.
 Ах, ей бы Блока, Брюсова,
 а у нее винтовка.
 Ах, ей бы косы русые,
 да целиться неловко…»)
Зяблова Г. Сын солдата
Искандер Ф. Тринадцатый подвиг Геракла
Кассиль Л. У классной доски
Князюк В. Комната под деревянной лестницей
Короленко В.Г. «История моего современника»
Котовщикова А. Сто процентов
Куклин Л. Старые учителя
(«…Когда постигнешь, что в личной судьбе
Не все теоремы докажутся, -
Старые учителя тебе
Такими родными покажутся!..»
Луговский В. Учитель
Макаренко А.С. Педагогическая поэма
Малов В. Академия «Биссектриса»
Маркуша А. Ненаписанное сочинение (советуем
по теме «Учитель и ВОв»)
Межиров А. Учитель
(«Как быстро и грозно вертится Земля
И школьные старятся учителя!»)
Меттер И. Первый урок
Нагибин Ю. Зимний дуб
Никонов Н. Лунный копр
Пантелеев Л. Республика ШКИД
Паустовский К. Далекие годы
Платонов А.Песчаная учительница, Еще мама
Полонский Г. Журавлиная песня
Порудоминский В. «Пустой урок»
Распутин В. Уроки французского
Рытхэу Ю. Любовь Ивановна
Смеляков Я. Мой учитель
Соломко Н. Сочинение на вольную тему
Сухорукова А. Школа как школа и нечто особенное
Тендряков В. Учитель Савва Ильич
Фадеева Л. Знаки препинания
Ходжер Г. Эморон-озеро
Чарская Л. Гимназистка
Чехов А.П. Человек в футляре
Шестинский О. Моей первой учительнице
Яковлев Ю. Бамбус

Этот список может быть продолжен и дополнен новыми современными изданиями о школе и учителе, имеющимися в ваших библиотеках. Пожалуйста, активно используйте художественную литературу не только для оформления книжных выставок, но и для проведения массовых мероприятий (обзоров, бесед, обсуждений, творческих конкурсов и т.д.). В качестве примера использования художественной литературы в работе, публикуем сценарий классного часа «Мой учитель». Конечно, это не идеальный вариант для проведения конференции или обсуждения. Однако он может помочь вам сориентироваться в дальнейшей работе: что-то изменить, что-то добавить, а может просто обратит ваше внимание на произведения, о которых идет речь ниже.

 «Мой Учитель»
 
 Цель классного часа: в условиях падения социального статуса учителя помочь учащимся понять  важную роль учителя в жизни общества, понять, что жизнь учителя – это всегда стремление к добру.
 
 I. Подготовительная работа.
1. Прочитать следующие произведения:
   а) Ч. Айтматов «Первый учитель»
   б) В. Быков «Обелиск»
   в) В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»
   г) А. Платонов «Еще мама»
   д) В. Распутин «Уроки французского»
   е) Ю. Нагибин «Зимний дуб»
   ж) Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».
2. Подготовить пересказ запомнившихся отрывков.
3. Подготовить сообщения:
   а) «Народный писатель Киргизии»
   б) «Образ комсомольца Дюйшена»
   в) «Отозваться добром»
4. Подумать над вопросами:
   а) Что объединяет все вышеназванные произведения?
   б) Каким показан учитель во всех этих произведениях?
   в) Соответствует ли ваше представление об учителе тому, что прочитали о нем в книгах?
   г) Написать сочинение-миниатюру на тему «Мой первый учитель».
       Оформление зала: портреты писателей Ч. Айтматова, В. Быкова, Ф. Искандера, В. Астафьева, А. Платонова, В. Распутина, Ю. Нагибина; выставка их книг; Эпиграф «Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени». (Н.А. Некрасов)
 
Ход классного часа:
 
     Слово учителя: «Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени». Как много выражают эти слова. Какой глубокий в них смысл. Какой бы ты не был, мой учитель, я преклоняюсь перед тобой, потому что ты все равно чему-то научил меня. Но как мало о тебе написано книг, спето песен, рассказано задушевных стихов. Да, написано мало. Но ты все равно можешь гордиться, мой учитель, ибо твой светлый образ сохранился навсегда в памяти твоих воспитанников. И пока ты жив, учитель, будет жива и моя планета. Потому что она жива благодаря добрым и отзывчивым, честным и милосердным. Так живи же во веки веков, мой учитель».
      Сегодня мы собрались для того, чтобы обсудить несколько произведений. Они разные и по своему объему, и по содержанию, но их объединяет одна общая черта. Какая?
Ответы: Это произведения об учителях.
Учитель: Давайте поговорим о них немного подробнее. Хочется начать с книги Ч. Айтматова «Первый учитель», потому что знакомство с окружающим миром по-настоящему всегда начинается с первого учителя. Но вначале несколько слов о самом писателе.
Сообщение о Ч. Айтматове.
Имя народного писателя Киргизии Ч. Айтматова широко известно многим читателям. Его произведения переведены на многие языки мира.
Родился он в 1928 г. в Таласской долине в кишлаке Шекер.
Еще будучи студентом Киргизского сельскохозяйственного института, в 1952 г. Айтматов печатает свой первый рассказ «Газетчик Дзюйдо» и с тех пор продолжает свою литературную деятельность. Он пишет рассказы, повести, переводит на русский язык произведения киргизских писателей.
В 1956 г. Ч. Айтматов поступает на высшие литературные курсы в Москве и в 1958 г. оканчивает их. В этом же году выходит в свет его первая повесть «Джамиля», сразу же завоевавшая искреннюю любовь и признание читателя. Французский писатель Луи Арагон назвал «Джамилю» «самой прекрасной повестью о любви».
В 1963 г. Айтматов был удостоен Ленинской премии за книгу «Повести гор и степей», в которую вошли «Джамиля», «Тополек мой в красной косынке», «Верблюжий глаз», «Первый учитель». В 1977 г. за повесть и киносценарий «Белый пароход» была присуждена «Государственная премия СССР».
Учитель: А что вы можете сказать о Дюйшене?
Ответ: Дюйшен и есть первый учитель, о котором повествует Ч. Айтматов. Это человек, имеющий всего лишь начальное образование, но решившийся учить детей грамоте, потому что его послал комсомол. А поручение комсомола для него свято. И несмотря ни на какие преграды, которые он встречает в аиле, Дюйшен обучает детей тому, что знает сам. Это человек чистой души и большого сердца. У него нет в аиле близких и поэтому всю свою любовь он отдает детям.
Учитель: Почему Алтынай Сулаймановна чувствует себя виноватой перед Дюйшеном?
Ответ: Именно Дюйшен помог ей уехать в город, благодаря ему она стала известным человеком, ученым. Но вот про Дюйшена она вспомнила только когда приехала в Куркуреу и уехала из аила, не повидав его. Ей было стыдно, что за все эти годы она не нашла время, чтобы приехать и повидаться с ним. А ведь ей можно было в день открытия школы повидаться с Дюйшеном, поговорить с ним по душам, попросить прощения за всё. Конечно, в своем письме она вспоминает о нем как о самом дорогом для нее человеке и тем более непростительно, что она не нашла время приехать, проведать своего учителя.
Сообщение на тему: «Отозваться добром».
Сборник рассказов известных писателей А. Платонова, В. Астафьева, Ю. Нагибина, В. Распутина, Ф. Искандера посвящен учителю.
Рассказ А. Платонова «Еще мама» перечитываешь с волнением, как будто это рассказ и о своей маме. Книга эта не нуждается в пересказе. Прочтите ее внимательно - и вы обнаружите, что она и о ваших учителях, даже узнаваемых внешне, хотя с ними авторы не встречались , да и вряд ли когда встретятся.
Но зато они встречались со своими учителями, воспитывались у них, а все учителя в мире похожи как одна родня - добротой, деликатной, а иногда и жесткой требовательностью, готовностью пожертвовать собой ради учеников, детей своих.
 «В разных городах говорили, что у них живет и работает героиня рассказа В. Распутина «Уроки французского» - учительница Лидия Михайловна и я не удивлялся этому. Просто писатель сумел выразить то общее, что роднит учителей внутренне, и так или иначе, внешне» - пишет С. Романовский.
А вот Харлампий Диогенович из рассказа Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» - с янтарными четками и греческой мифологией -существует безусловно в единственном числе. Его тонкий педагогический юмор помогает понять суть сложных явлений лучше, чем пространные объяснения.
Часто люди показывают дуб, называя его прототипом Зимнего дуба, воспетого Юрием Нагибиным. Юрий Нагибин утверждает, что природа всегда и везде прекрасна. Она - не только первая помощница учительству, но и сама мудрая Учительница.
В рассказе В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» есть такие слова: «... Но фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «Учитель». И каждый человек, мечтающий стать учителем, пусть доживет до такой почести, как наши учителя, чтобы раствориться в памяти народа, с которым и для которого они жили, чтобы сделаться частицей его и навечно остаться в сердцах даже таких нерадивых и непослушных людей, как я и Санька».
Вдумайтесь в эти слова.
«Мы живем среди людей. И каждый человек с определенного возраста в той или иной степени - учитель. Даже ученик младших классов для дошкольника - уже пример, образец поведения, а стало быть пусть немножко - учитель. И как важно всем нам, большим и маленьким, отозваться добром в сердцах тех, кто рядом с нами». (Станислав Романовский)
Учитель: Каким же показан учитель в произведениях, прочитанных вами?
Ответы:
- В рассказе «Еще мама» учительница Аполлинария Николаевна для Артема оказалась второй матерью. Как мама она берет мальчика на колени, успокаивает напуганного мальчика. После уроков снова объясняет терпеливо то, что Артем не понял, обрабатывает ему ранку и провожает его домой.
А на следующее утро он собирается в школу спозаранку, объясняя матери, что там его ждет Аполлинария Николаевна, и что она наверно соскучилась по нему. Он так и воспринимает, раз она тоже мама, значит соскучилась по нему.
- В рассказе «Фотография, на которой меня нет» у учителя нет имени. Мальчик его не запомнил. Но зато он навсегда запомнил его лицо. «Лицо учителя, хотя и малоприметное, я не забыл до сих пор. Было оно бледновато по сравнению с деревенскими, паленными ветром, грубо тесанными лицами. Прическа под «политику» - волосы зачесаны назад. А так больше ничего особенного не было, разве что немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза... Было ему лет 25, но он мне казался пожилым и очень солидным человеком. И, конечно же, солидность ему придавало звание учителя.»
- Уроки французского В. Распутин называет уроками доброты. И эти уроки доброты преподает своему ученику учительница французского Лидия Михайловна.
- «Зимний дуб» кажется рассказом не об учителе, а о мальчике Савушкине, который лучше понимает красоту природы, но Ю. Нагибин показывает нам как учительница Анна Васильевна признает свою неправоту. И у читателя остается уверенность, что Анна Васильевна обязательно станет любимой учительницей своих учеников.
Выступления учащихся с пересказом понравившихся эпизодов.
Учитель: Наша конференция подходит к концу. Давайте ответим на вопрос: Соответствует ли ваше представление об учителе тому, что вы прочитали о нем в книгах?
А сейчас давайте послушаем ваши сочинения-миниатюры на тему «Мой первый учитель» (зачитывается 5-6 сочинений).
Ребята! Вы наверное сидите сейчас и думаете, что только в книгах встречаются такие учителя, добрые, хорошие, заботливые. Нет, не только в книгах. Если мы вас ругаем, то только потому, чтобы вы были хорошими, честными, добросовестными, трудолюбивыми. Сможете ли вы назвать хоть одного учителя, который учил бы вас плохому? Наверняка нет. Вы сегодня еще не можете дать оценку учителю, но пройдет несколько лет и вы поймете, кто из учителей искренне хотел чтобы вы много знали, чтобы у вас были прочные знания. По-настоящему поймете и доброту учителя, и его требовательность, и строгость, и справедливость, которая бывает только у матерей. А учитель всегда помнит своих учеников, даже если у него их сотни, и всегда ждет встречи со своими питомцами. Поэтому в заключение я хочу прочитать вам стихотворение Андрея Дементьева «Не смейте забывать учителей».
 
    Песни на известные мелодии об учителе, школе, учениках:

На мелодию песни «Арлекино» из репертуара А. Пугачевой//Досуг в школе. – 2009. – №7. – С.30.
На мелодию песни «Восточные сказки» из репертуара гр. «Блестящие»//Досуг в школе. – 2009. – №7. – С.30.
На мелодию песни «Мы желаем счастья вам…»//Ч.У.И. – 2008. - №7. – С.63.
На мелодию песни «Я люблю тебя, жизнь!»//Досуг в школе. – 2008. – №7. – С.31.
На мелодию песни «Если б я был султан»//Досуг в школе. – 2008. – №7. – С.23.
На мелодию песни «Гардемарины, вперед!»//Досуг в школе. – 2008. – №7. – С.31.
На мелодию песни «Маленькая страна» из репертуара Н.Королевой// Педсовет.- 2008. - №6. – С.6.
На мелодию песни «Вершина» В.Высоцкого//Последний звонок. – 2008. - №6. – С.10.
На мелодию песни «Дороги» из репертуара О.Газманова//Последний звонок. – 2008. - №6. – С.11.
На мелодию песни «Песня о хорошем настроении» из к/ф «Карнавальная ночь»//Последний звонок. – 2008. - №6. – С.12.
На мелодию песни О.Митяева «Лето – это маленькая жизнь»(о школе)//Последний звонок. – 2006. - №7. – С.11.
На мелодию песни «Миллион алых роз» из репертуара А.Пугачевой//Последний звонок. – 2005. - №7. – С.13.
На мелодию песни «Господа офицеры» из репертуара О.Газманова//Последний звонок. – 2005. - №7. – С.15.
На мелодию песни «Сиреневый туман»//Последний звонок. – 2003. - №7. – С.11.
На мелодию песни «Погода в доме» представлен «Гимн учителей» //Последний звонок. – 2002. - №7.-С.11.
На мелодию песни «Голубой вагон»//Последний звонок. – 1999. - №4. – С.1.

Стихи и песни школьной тематики (в журналах):

Алмаева, Т.В. Песни к Дню знаний/Т.В.Алмаева// Досуг в школе. – 2009. – №7. – С.30-31.
Кондратиков, В.Э. Ода профессии учитель/В.Э.Кондратиков //Досуг в школе. – 2009. – №7. – С.29.
Стихи и песни школьной тематики: дополнительный материал// Ч.У.И. – 2006. - №8 – С.11-17.
Стихи и песни о школе//Педсовет. – 2006. - №10. – С.10-15
Стихотворные поздравления учителям-предметникам//Последний звонок. – 1999. - №4. – С.5-6.

   Песни:

«Дважды два - четыре» (В. Шаинский,  ) //А/касс №1268 – муз, №1262
«Если б не было школ» (В. Шаинский,  ) //А/касс № 1270
«Наш учитель самый лучший»
«Наша школьная страна» (Ю.Чичков, К.Ибряев)
«Некогда стареть учителям» ( Ю.Чичков, М. Пляцковский)
«Первоклашка» ( В.Шаинский, Ю.Энтин)
«Песня об учителе»(В.Плешак,В.Суслов)
«С понедельника возьмусь» (В. Шаинский, Ю. Энтин)
«Твоя ученики» (Л.Дербенев)
«Твоя мечта» (Л.Афанасьев, Л.Куксо)
«То ли еще будет» (Э. Ханок,  )
«Утро школьное, здравствуй!» (Ю. Чичков, К. Ибряев)
«Учителя, вы в нашем сердце остаетесь…» (Ю. Чичков, М. Пляцковский)
«Чему учат в школе» (В. Шаинский, Ю. Энтин) //А/касс № 1268 - муз
«Школьные годы» (Е.Кабалевский, Е.Долматовский) //Мир ПК. – 2004. - №5. – CD
«Школьная пора» в исполнении Т.Овсиенко
«Школьный вальс» («Несколько синих строк») (М.Табачников, М.Танич)
«Школьный корабль» ( Г.Струве, К. Ибряев)

Тексты песен об учителях

Тексты песен печатаются для того, чтобы вы могли использовать или стихотворные отрывки из них, или для песенного исполнения, если есть возможность и желание.
ТВОИ УЧЕНИКИ
Л.Дербенев

Кончились уроки, город спит во мгле.
Только сердцу слышатся шаги.
Ходят где-то, ходят по земному шару
Прежние твои ученики.

Припев:
Пусть они далеко за полями, лесами,
Знаешь ты — дорога их ясна.
Новый день к ним приходит,
Как новый экзамен,
И пятерки ставит им страна.

Ты опять увидишь в этот поздний час
Мел, зажатый в маленькой руке,
Каждую ошибку, имена и лица,
Каждую отметку в дневнике.
Припев.

Пусть проходят годы, пусть мелькают дни,
Каждый словно сын в твоей судьбе,
Каждого ты помнишь, и они сегодня
Тоже вспоминают о тебе.

Припев:
Пусть они далеко за полями, лесами,
Знаешь ты — дорога их ясна.
Новый день к ним приходит,
Как новый экзамен,
И пятерки ставит им страна.
НЕКОГДА СТАРЕТЬ УЧИТЕЛЯМ
Композитор: Чичков Ю.
Автор слов: Пляцковский М.

Плавно листья рыжие летают
В голубых квадратах школьных рам.
Первоклашки вновь букварь читают
Некогда стареть учителям.
Некогда стареть,
Некогда стареть, некогда стареть учителям.
Некогда стареть учителям.
Солнца яркий луч по партам скачет,
Весело подмигивая нам.
Быстро мы растём, а это значит-
Некогда стареть учителям.
Некогда стареть,
Некогда стареть,
Некогда стареть учителям.
Некогда стареть учителям.

Мы шагнём от школьного порога
К новым стройкам, к звёздным кораблям.
Нужно нам узнать ещё так много-
Некогда стареть учителям.
Некогда стареть,
Некогда стареть,
Некогда стареть учителям.
Некогда стареть учителям.
Мир огромный нашим стал наследством,
Перед нами путь широк и прям…
Рядом с некончающимся детством
Некогда стареть учителям.
Некогда стареть,
Некогда стареть,
Некогда стареть учителям.
Некогда стареть учителям.
НАШ УЧИТЕЛЬ САМЫЙ ЛУЧШИЙ
Не зря, не зря мечтали,
Как в класс откроем дверь,
И в первый день мы повторяли:
— Ура! Мы школьники теперь!

Припев:
Наш учитель самый лучший!
Наш учитель самый лучший! —
Все ребята говорят.
И мы сами проверяли,
В каждом классе повторяли:
— Наш учитель самый лучший!
Все ребята говорят.

Растем, растем, взрослеем,
Уж мы не новички,
И с каждым годом всё милее
Звучат знакомые звонки.

Припев.

В любой, в любой деревне,
В аулах, в городах
Ребята спорят ежедневно
На самых разных языках:

Припев:
Наш учитель самый лучший!
Нет! Наш учитель самый лучший!
Да! Все ребята подтвердят!
И мы сами проверяли,
В каждом классе повторяли:
— Наш учитель самый лучший!
— Все ребята говорят.


Видеоматериалы:

Баранкин, будь человеком!: Мультипликационный фильм (DVD)
Весна на Заречной улице: Художественный фильм/Автор сценария Ф.Миронер; Режиссер-постановщик Ф.Миронер, М. Хуциев. В ролях: Н.Иванова, Н.Рыбников. – Одесская киностудия, 1956. (ВК)
Доживем до понедельника: Лирическая киноповесть/Сценарий Г.Полонского; Постановка С.Ростоцкого. В  ролях: В.Тихонов, И.Печерникова,  Н.Меньшиков, М.Зимин, Д.Щербаков, О.Остроумова и др. – М.: Киностудия Горького, 1968. (ВК)
Ералаш: Детский юмористический журнал (DVD)
Завтра была война: Х/ф по мотивам повести Б.Васильева. – М.: Союз Видео, 2004. (ВК)
Первый учитель: Х/ф по повести Ч. Айтматова/ Реж. А.Кончаловский. В ролях: Б.Бейшеналиев, Н.Аринбасарова. – Киностудия «Мосфильм», 1965. – Киновидеообъединение «Крупный план», 2008. (DVD)
Подранки: Х/ф/Автор сцен. Н.Губенко; Реж. Н.Губенко. В ролях: Ю.Будрайтис, А.Черствов, Н.Губенко, Е.Евстигнеев, А.Калягин, Г.Бурков, Р.Быков, Ж.Болотова и др. – М.: Киностудия «Мосфильм», 1977. – Киновидеообъединение «Крупный план», 1999. (ВК)
Приключения Электроника: Х/ф /Реж. К.Бромберг. В ролях: Ю.Торсуев, В.Торсуев, В.Скромный, О.Алексеева и др. – М.: Гостелерадиофонд, 1979. (ВК)
Республика ШКИД: Х/ф /Автор сценария Л.Пантелеев; Реж. Г.полока. В ролях: С.Юрский, Ю.Бурыгина, П.Луспекаев и др. – Л.: «Ленфильм», 1966. (ВК)
Чебурашка идет в школу: Мультипликационный фильм (ВК)
Чучело: Художественный фильм/ Автор сценария В.Железняков, Р.Быков; Режиссер-постановщик Р.Быков. В гл. ролях: К.Орбакайте, Ю.Никулин и др. – М.: Мосфильм, 1983.

Смехопанорама

Высказывания учителей:
-Девушки и те, кто плохо слышит…
- Мозги шевелятся молча
- Или ты поворачиваешься ко мне спиной и продолжаешь разговаривать, или ты выходишь из класса
- Включите, пожалуйста, минуту молчания
- Подошва – лицо ученика
- Клетку уже пора знать в лицо
- Сейчас в школе идет борьба с обувью
- Я не мужчина, я - учитель
- Вы должны как можно чаще нюхать свежий воздух
- Ты мне глазки-то не закатывай, они тебе, кстати, не идут
- Выровнять стулья в затылок друг другу
- Как в курятнике: и каркают, и каркают, и каркают
- Построиться в верхнем правом углу зала
- Вы что, вчера первый раз родились по этому предмету?
- Посмотрите на формулу, которую я стер
- Колющие раны могут быть нанесены рогами крупной рогатой скотины
- Вам только дай повод во что-нибудь вляпаться, как вы начинаете получать от этого удовольствие
- Сейчас я Вам поставлю двойку, и никто мне не поможет
- У тебя что, языка нет постучаться?

Из записей в дневниках:
Списывал у двоечника
Двусмысленно смотрит на доску
Огрызался вместе с учителем
Тов. Родители! Научите вашего ребенка прыгать через козла!
Ваш ребенок боится козла больше, чем меня. Физрук
Кувыркался без мата
Написал на парте нецензурное слово в честь одноклассницы
Дергал за косички учеников начальных классов

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования