Общение

Сейчас 667 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

  • Гева

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ В 9 КЛАССЕ

Представление о вечности и бесконечности мироздания через освоение жанра трагедии (категория трагического).
Значение театра в духовном обогащении человека, формировании его мировоззрения.
Развитие эмоциональной памяти (моделирование образа на основе заданной эмоции), первоначальный навык импровизации.
Драматургия пантомимы. Моделирование своего представления о жизни через сочинение этюдов на основе пластической и ритмической аналогии.
Основы мимики.
Навык работы над монологической речью.
Условный грим. История театральной маски.
Освоение характера как неповторимой человеческой индивидуальности в пьесах трагедийного жанра. Развитие навыка анализа исполнения.
Умение активно использовать полученные навыки работы над ролью.
Выявление индивидуальности.
Попытка через спектакль поставить и решить кардинальные вопросы жизни, показать духовную красоту человека, величие его характера (неисчерпаемость классики, ее способность отвечать на различные вопросы современности).
Изучение основ «Этики» К.С. Станиславского.
История западноевропейского театра.
Развитие психофизического аппарата
ЭЛЕМЕНТЫ ВНУТРЕННЕЙ ТЕХНИКИ АКТЕРА
1. Развитие эмоциональной памяти:
выполнение упражнений на вызов повторных воспоминаний: вспомнить случай, когда были чем-то недовольны, на что-то злились, было стыдно, завидовали кому-то, получали подарок, скучали, когда было очень жарко, когда с жары вошли в холодное помещение, когда физически очень устали, когда были голодны, когда томила жажда, когда промокли под дождем и т. д.;
выполнение упражнений на «манки» внешние и внутренние— возбудители эмоциональной памяти: гулять по лесу — вдруг шорох (ежик, подозрительный прохожий); примерять шляпу (которую давно хотелось иметь, и вот она куплена; любимую шляпу, которую попортила моль); входить в комнату (в которой когда-то жили в детстве; въезжая в новый дом, где идет ремонт, и т. д.); рыться в ящиках письменного стола; стирать чернильное пятно; укладывать вещи в большой чемодан и т. д. Представить себе: темная ночь, лес, ветер, мороз, вой волков; лето, солнце, рожь, васильки; вечер, тишина, вы остались один в квартире, вдруг у входной двери услышали шорох и приглушенный разговор и т. д.;
выполнение заданий типа: разбросать мебель, вещи, книги, бумаги; связать узлы, книги, стул со стулом, поставить чемодан и т. д.; поставить стулья на столы, положить вещи, тряпку, поставить ведро и т. д. (после чего предложить действовать в данной обстановке);
вызвать несколько учеников и предложить им занять положение соответственно их желанию. Затем начать менять свет (яркий, полумрак, темнота). После каждой смены света предлагать начать действие. То же упражнение повторить с включением звуков (гудок поезда, пение птиц, шум в коридоре, плеск морской волны, вой ветра и т. д.), с заданной мизансценой.
2.    Моделирование       образа       на      основе заданной эмоции:
—    формирование представления о штампах чувств, их возникновении и распространении. Взаимосвязь чувства и сценической задачи;
музыкально-игровые импровизации на передачу чувств и ощущений. Музыкальный материал: Р. Шуман. «Вечерняя песня», соч. 85 № 1, С. Прокофьев. «Наваждение», А. Скрябин. «Хрупкость», соч. 51 № 1, А. Скрябин. «Загадка», соч. 52 № 2, Ф. Крейслер. «Радость любви», Ф. Шопен. Этюд до минор, соч. 10 № 12; П. Чайковский — В. Борисовский. «Страстное признание» и т. д.;
«цветовые» этюды («Я — черный цвет, оранжевый, красный, зеленый, голубой» и т. д.);
упражнение «Я — радость, гнев, отчаяние, страх, жалоба, любовь, нетерпение»;
линия поет, танцует, плачет;
—    вскрытие эмоциональных смыслов произведений изобразительного искусства (например: Роберт Берень. «Виолончелистка», А. Матисс. «Скрипач у окна», С. Коненков. «Коленопреклоненная», А. Бурдель. «Геракл», Г. Мур. «Женщина с поднятыми руками» и т. д.);
- импровизации по картинам Ст. Выспяньского (цикл «Стихии»: «Вода», «Земля», «Воздух», «Огонь», «Заря»);
перевод на язык действия чувств человека. Придумывание и разыгрывание этюдов, где могли бы быть следующие чувства: гнев, зависть, робость, страх, ужас, злость, горе, отчаяние, огорчение, жалость, ненависть, восторг, радость, грусть, беспокойство, негодование, тревога, предчувствие чего-то хорошего (фиксирование внимания на действенной основе этюда, а не на изображении чувства: эмоция как результат оценки случившегося события);
перевод на язык действия ощущений человека. Придумывание и разыгрывание этюдов, где могли бы быть следующие ощущения и ситуации: шум, яркий свет, кисло; жарко, горько, зуб болит; устал, холодно, обжегся; грязь, запылился, оглушен; жажда томит, холодный душ, поскользнулся; спать хочется, мокро, обрезался; липко, голодно, страшно и т. д.;
событие-потрясение.
Привлекаемые искусства: музыка, танец, изобразительное искусство.
3.    Моделирование образа на основе освоения метафорического пространства:
этюды-импровизации по произведениям изобразительного искусства (например: Н. Мур. «Шлем», «Руки», «Мать и дитя»), «Рабочая модель для вертикальной формы: Внутреннее — Внешнее»; О. Роден. «Рука Бога», С. Коненков. «Руки серафима», А. Бурдель. «Умирающий кентавр» (рука кентавра) и т. д.;
сочинение и исполнение этюдов на тему «Художник и его творение».
4. Развитие навыка импровизации:
музыкально-игровые импровизации. Музыкальный материал: А.Рекашюс. «Солнечные узоры», Л.Бетховен. Allegretto, музыкальные импровизации на темы Р.Шумана, А.Алябьева и т. д.;
этюды-импровизации типа: «Выдергивание зуба», «Бритье», «Стрижка», «Фотографирование», «В клетке со львами» и т. д.;
исполнение этюдов на сюжеты произведений изобразительного искусства в условиях органического молчания. Иллюстративный материал: П.Брейгель. «Страна лентяев», «Слепые», В.Борисов-Мусатов. «Призраки», П.Пикассо. «Девочка на шаре» и т. д.;
импровизация текста (исполнение парных этюдов на оправдание условий задач: первый — отчитываю, чтобы исправился, второй — заговариваю зубы, чтобы обратить в шутку; первый — обманываю, чтобы сделать сюрприз, второй — делаю вид, что верю, чтобы скорее узнать результат; первый — рассказываю, чтобы понравиться, второй — слушаю, чтобы отделаться, и т. д.).
Привлекаемые искусства: музыка, танец, изобразительное искусство.
ЭЛЕМЕНТЫ ВНЕШНЕЙ ТЕХНИКИ АКТЕРА
1. Развитие двигательной культуры (уроки пантомимы):
развитие навыка общения с воображаемым партнером (точность отыгрывания подаваемой им реплики: ее протяженность, оценка; навык «уточняющего» взгляда, жеста, «мимическое переспрашивание»);
выполнение этюдов с анализом пластической реакции: устремление, отказ, торможение (этюды на неожиданность типа: человек входит в квартиру и видит на вешалке чье-то пальто и т. д.). Понятие пластической перспективы;
тренировка мышц верхней и нижней части лица: лобные и глазные мышцы, скуловые, мышцы верхней и нижней губы, поперечные мышцы носа, круговые и треугольные мышцы рта (основы мимики);
наброски мимических портретов;
этюды на пять органов чувств (без участия жеста). Например: увидели птенца на дороге, маленького ребенка; встретили человека, вам неприятного; насладились запахом розы; съели кусочек лимона; услышали: соловья, кукушку, неожиданный оклик, звук приближающегося поезда, крик о помощи, милицейский свисток и т. д.;
упражнения на последовательно развивающиеся задачи, переходящие одна в другую. Например: исполнитель обдумывает, как начать письмо; нашел начало; пишет о серьезном, важном деле; хочет обрадовать; вспомнил, что этот факт не будет радовать; ищет способ замять; вспомнил о грустном и пишет об этом; пришла в голову лукавая мысль;  заканчивает ободрительно; делает приписку для маленького ребенка и т. д.  (при выполнении этих упражнений особенно важно следить за отсутствием наигрыша);
—    представление о драматургии пантомимы (чтобы начать развивать сюжет, необходимо начать двигаться):
а)    моделирование своего представления о жизни через сочинение индивидуальных и групповых этюдов на основе пластической и ритмической аналогии;
б)    сочинение фантастических этюдов, этюдов-сказок, использование литературных сюжетов;
в)    работа в жанре юмористической шутки, остросатирической миниатюры, гротескового портрета, пародии, драматической новеллы (освоение жанровых особенностей пантомимы).
Привлекаемые искусства: литература.
2.    Сценическая речь
2.1.    Подготовка речевого аппарата к звучанию:
—    гимнастика для губ, языка, челюсти, выработка четкой артикуляции и четкого произношения звуков; скороговорки; тренировка дыхания, голоса (см. упражнения для 1 — 4-го классов).
Привлекаемые искусства: литература.
2.2.    Совершенствование техники сценической речи через художественное слово:
—    навык работы над монологической речью (сверхзадача моно лога, куски и задачи, главные предложения; связь подлежащего и сказуемого, распределение силы голоса и дыхания в речи; перспектива монолога, конфликт, объем внимания, образ рассказчика);
—    исправление манерности исполнения, излишней бытовой характерности; борьба с раскрашиванием слов;
—    мизансцены монолога (монолог — рассказ с партнером и без него; борьба с иллюстративностью; прием «качели» как вариант косвенного общения).
Привлекаемые искусства: литература.
3.    Грим:
навык наложения условного грима (грим мима);
из истории театрального грима: первые культовые маски, маски театра «Топенг», античные маски; грим в классическом китайском театре «Но», грим в театре «Кабуки»; маски комедии дель арте, театр мистерий, скоморохи;
—    эскизы грима в стиле той или иной эпохи.
Привлекаемые искусства: изобразительное искусство, фотография.
Творчество
РАБОТА НАД РОЛЬЮ И СОЗДАНИЕ ОБРАЗА ГЕРОЯ
1. Освоение характера как неповторимой человеческой индивидуальности в пьесах трагедийного жанра:—    навык непрерывного общения с партнером;
—    умение «оживлять» и корректировать роль от спектакля к спектаклю:
а)    проверка роли по сквозному действию; восстановление в памяти первого непосредственного впечатления от пьесы;
б)    поиск новых манков — возбудителей чувства;
в)    элементы импровизации (ее зависимость от поведения партнеров);
—    развитие умения активно использовать полученные навыки работы над ролью в 4 — 8-м классах.
Привлекаемые искусства: литература, изобразительное искусство, фотография, музыка, танец.
2. Развитие навыка анализа исполнения:
—    попытка ответить на вопросы: «У кого было верное сценическое самочувствие?», «Где соблюдалось и нарушалось чувство правды и в чем?», «Как выполнялись сценические задачи?», «Какие и у кого намечались интересные и нужные краски?», «Где исполнитель ближе
всего подошел к образу?»;
—    умение отличать подлинное действие от его представления (наигрыша) и уметь с ним бороться с помощью: сосредоточенного внимания на выполнении конкретных задач; предельного расслабления мышц; оправдания и мотивировки всех действий и отношений;
предельной веры во все происходящее на сцене.
З.Распределение ролей с учетом творческих возможностей школьников, их внутренних потребностей (выявление индивидуальности).
РАБОТА НАД ПЬЕСОЙ И СОЗДАНИЕ ОБРАЗА СПЕКТАКЛЯ
Освоение жанра трагедии:
перенос на сцену возвышенности слога, предельное обнажение страстей, масштабность чувств;
попытка через спектакль поставить и решить кардинальные вопросы жизни, показать духовную красоту человека, величие его характера;
вскрытие главного конфликта трагедии, отражающего противоречие между любовью и долгом, личным желанием и нравственными принципами, историческими установками общественного развития;
умение формировать свое собственное представление о будущем спектакле, включая режиссерский замысел, сценографическое и музыкальное решения;
метафорическое освоение пьесы. Создание через декорации образной модели мира;
освоение пространственной среды спектакля (взаимообусловленность всего, что находится на сцене);
развитие потребности играть спектакль на зрителе.
Привлекаемые искусства: литература, изобразительное искусство, фотография, музыка, танец.
ЭТИКА ТВОРЧЕСТВА
Формирование    навыка коллективной работы и творческой дисциплины:
изучение «Этики» К.С. Станиславского;
разбор и проигрывание конфликтных ситуаций (ролевая игра).
ОБЩЕЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
L Представление о трагическом как эстетической категории, характеризующей неразрешимый общественно-исторический конфликт:
герой трагедии — носитель неповторимой человеческой индивидуальности;
идеал как эстетическая категория и его трансформация;
представление о катарсисе и жизнеутверждающей силе трагедии, провозглашающей прочность, вечность и бесконечность мироздания;
анализ произведений искусства в жанре трагедии (например, О.Роден. «Граждане города Кале», К.Петров-Водкин. «Смерть комиссара», Н.Ге. «Петр допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», Р.Фальк. «Красная мебель» и т. д.);
категория трагического в историческом и эстетическом развитии.
Привлекаемые искусства: литература, изобразительное искусство, музыка, танец, кино.
2. Закрепление представления о театре как общественной трибуне:
значение театра в духовном обогащении человека, формировании его мировоззрения;
анализ спектаклей профессиональных и самодеятельных коллективов. Попытка понять мировоззренческую концепцию того или иного театра (нахождение «лица», позиции, средств выражения и т. д.);
—    представление о единой пластической среде спектакля на примере сценографии В. Левенталя («Вишневый сад» А. Чехова, Московский театр драмы и комедии на Таганке, 1975), Э. Кочергина («История лошади» по Л. Толстому, БДТ, 1975), А.Васильева («Петер
бургские сновидения» по Ф. Достоевскому, Театр им. Моссовета, 1969), И. Блумбергса («Чайка» А. Чехова, Художественный театр им. Я. Райниса, Рига, 1976) и т. д.
Привлекаемые искусства: литература, изобразительное искусство, музыка, танец.
3. Формирование навыка творческой требовательности к себе:
постоянное совершенствование своего психофизического аппарата;
развитие художественного кругозора — насмотренное, начитанности и т. д.
Привлекаемые искусства: литература, изобразительное искусство, фотография, музыка, танец, кино.
4. Изучение истории западноевропейского театра
Привлекаемые искусства: литература, изобразительное искусство, фотография, музыка, танец, кино.
ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ РАБОТЫ В 9 КЛАССЕ
Ж. Расин. «Федра».
В. Шекспир. «Ромео и Джульетта», «Гамлет».
Э. Ростан. «Сирано де Бержерак».
Ф. Шиллер. «Коварство и любовь».
А. Пушкин. «Борис Годунов», «Маленькие трагедии».
А. Грибоедов. «Горе от ума».
Ж. Ануй. «Антигона», «Жаворонок».

Автор программы: кандидат педагогических наук Т. Г. Пеня
Руководитель программы: член-коррреспондент РАО, доктор педагогических наук Б. П. Юсов


СКАЧАТЬ ПРОГРАММУ ПОЛНОСТЬЮ

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования