Общение

Сейчас 666 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ В 7 КЛАССЕ

Освоение духовных ценностей через анализ взаимодействия личности с другими людьми в пьесах остросоциального жанра.
Представление о комическом как эстетической категории.
Развитие навыка группового поведения.
Понятие темпо-ритма.
Моделирование образа через подражание (звучание), освоение жанра.
Развитие актерской наблюдательности как потребности исследования жизни.   
Острохарактерный грим. Изучение стиля поведения XIX в., собирание и изучение материала по истории интерьера и театрального костюма XIX в.
Освоение стилевых особенностей художественного текста в процессе работы над басней.
Углубление представления об образе спектакля и его компонентах (театральная музыка).
Освоение звукового пространства спектакля.
Знакомство с характером человека и разными формами его поведения через воплощение образа остросоциального типа.
Освоение жанра комедии: водевиль и его специфика.
Умение анализировать свою работу и работу партнеров с позиции реализации замысла (навык согласованного осмысления совместного опыта).
Осознание себя как необходимой части коллектива.
Развитие психофизического аппарата
ЭЛЕМЕНТЫ ВНУТРЕННЕЙ ТЕХНИКИ АКТЕРА
1. Развитие навыка перевоплощения 1.1. Моделирование образа через звучание:
упражнение «Я — музыка». Музыкальный материал: «Скорый поезд», «Над холмами» (американская сельская музыка), Г.Свиридов. «Романс», М.Чекалин. «Марш в воинском обличий», К.Сен-Санс. «Лебедь», Г.Свиридов. «Время, вперед!»;
индивидуальные танцы без музыки (угадывание танца, его образное название);
рассказы-фантазии на темы музыкальных произведений (например: П.Чайковский. Pezzo capriccioso);
игры в шумовые загадки (летное поле, горная река, ночной город, космос, тайга, опустевший дом, горы, улица и т. д.);
озвучивание картин (близкие и далекие ассоциации). Иллюстративный материал:
Вариант первый:
А. Бенуа. «Прогулка короля».
А. Бенуа. «Купальня маркизы».
К. Сомов. «Зима. Каток». Вариант второй:
Й. Машков. «Швейцарское озеро (город в Швейцарии)».
И. Машков. «Зимний пейзаж».
П. Кузнецов. «Московский пейзаж». Вариант третий:
П. Кузнецов. «Юрты».
П. Кузнецов. «Мираж в степи» (два варианта);
озвучивание декоративных композиций из стекла. Иллюстративный материал: А. Силко — комплект декоративных ваз «Гвоздики», А. Новиков — декоративный комплект «Красный май», Л. Кучинская — декоративная композиция «Южный порт»;
перевод звука в литературно-изобразительный ряд (создание рассказа по звукомузыкальной партитуре мультфильма Ю. Норштейна «Сказка сказок»);
игры в радиотеатр;
взаимосвязь звучания и «веса» (высокое и низкое звучание: скрипка — орган, рожок — труба (бас); колокольчик — рояль, арфа — барабан и т. д.);
упражнение «Что как звучит?» (подобрать к заданному инструменту похожий «по звучанию» предмет, плод, растение, животное и показать). Инструменты: рояль, арфа, виолончель, трещотка, металлофон, труба-бас, орган, балалайка, колокольчик, барабан, скрипка, рожок, медные тарелки, валторна, саксофон, гусли, гитара, флейта. Иллюстративный материал: И.Машков. «Портрет жены художника Е.Ф. Федоровой-Машковой» («Дама с контрабасом»), Мариано Родригес Авварес. «Фрукты и реальность»;
—    фантазирование по портрету (ассоциации с музыкальными инструментами). Иллюстративный материал:
Антуан Жан Гpo. «Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту».
О.Ренуар. «Девушка с веером».
В.Васнецов. «Аленушка».
Ф.Малявин. «Баба» («Баба в желтом»).
П.Пикассо. «Испанка с острова Майорка».
А.Модильяни. «Лежащая натурщица».
Привлекаемые искусства: изобразительное искусство, прикладное искусство, музыка, танец, литература.
1.2. Моделирование образа на основе темпоритма:
понятие «темпо-ритм». 10 ритмов человеческих состояний (1-й ритм — предельная пассивность, вялость, бездействие; 2, 3, 4-й ритмы — постепенный переход к энергичному, бодрому состоянию; 5-й ритм — готовность к любому действию, наличие в действии конкретной, точной цели; 6-й ритм — «ритм решений, резкий, четкий, ритм жизнеутверждения» (И.Судаков); 7-й ритм — преодоление препятствий в энергичном действии, появление опасности, тревога или бурная радость; 8, 9-й ритмы — лихорадочный пульс жизни; 10-й ритм — миг перед «падением в пропасть», начало безумия, потеря способности осознавать и регулировать свои действия);
этюды «Море», «Цветок», «Рожь», «Огонь» и т. д.;
разминка на переключение темпо-ритма. Музыкальный материал: А.Хачатурян. «Танец с саблями»; Лепо Сумера. «Пантомима»; М.Чекалин. «Шествие мира и вокализ-монолог»;
упражнение «Разговор ритмом» (ритм как форма отношения к другому);
перевод стихотворной формы в ритмическое движение (например, К.Чуковский. «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр» и т. д.);
коллективные действия, основанные на ритме (первобытные танцы вокруг огня, разжигание и заклинание огня, разгон туч, ворожба и т. д.);
музыкальные этюды («вхождение» в темпо-ритм). Музыкальный материал: П.Чайковский. «Ноктюрн» до диез минор, соч. 19;
самостоятельные этюды на переключение темпо-ритма (медленный, осторожный и быстрый, страстный; быстрый, деловой и медленный, сосредоточенно-внимательный и т. д.); варианты: 2 — 6, 8 - 3, 10 - 4, 5 - 1 и т. д.;
этюды на трехразовое переключение темпо-ритма (например, 8- 4 - 10, 4 - 1 - 6, 10 - 9 - 4, 10 - 5 - 10, 3 - 9 - 7, 7 - 3 - 9, 9- 7 - 3 и т. д.);
этюды на пятиразовое переключение темпо-ритма (например, 10-7-6-4-6, 8-4-6-8-10, 1-3-10-3-1, 5-7-3-10-2, 4-5-6-7-10, 1-9-7-3-10 и т. д.);
парные этюды на освоение темпо-ритма (например, 6-6, 10-10, 2-2, 9-5, 5-9, 4-4, 8-5, 5-8, 6-7, 6-4, 10-6, 6-10 и т. д.). Задачи: уговорить — устоять, доказать — переубедить, взять взаймы денег — отказать и т. д.;
сочинение и исполнение этюдов под музыку с точным обозначением начала, развития и окончания действия (перевод музыки на язык действий). Музыкальный материал: С.Рахманинов. «Прелюдия» до мажор (№ 1), фантазия на муз. Д.Россини, Г.Рождественский. «Тост», фантазия на муз. А. Алябьева «Соловей», Р. Дамбис. «Игры» (Allegro energico);
— действие на основе звуко-музыкалъной партитуры мультфильма Ю. Норштейна «Сказка сказок» («Темпо-ритм может подсказывать не только образы, но и целые сцены». К.Станиславский);
темпо-ритм внутренний и внешний. Упражнение на сочетание скорости движения и громкости речи (например, 4 — 4, 6 — 6, 8 — 8, 10 - 10, 4 - 10, 5 - 10, 7 - 4, 10 - 3, 8 - 4, 6 - 10, 10 - 6);
исполнение этюдов на отыгрывание события, происшедшего в кулисах или до «открытия занавеса» (понятие «шлейф»). Умение продолжительное время держать заданный темпо-ритм, жить событием в условиях органического молчания;
взаимосвязь ритма с предлагаемыми обстоятельствами. Групповые этюды типа «На сквере», «На вокзале», «Очередь», «В поликлинике» (примерные варианты «зерен» характеров: нахал, непоседа, самолюб, трус, тихоня, проныра, поэт, задира, аккуратист, плакса, добряк, баламут, фантазер, сорви-голова и т. д.);
работа с портретами (выстраивание ряда по нарастанию темпоритма);
индивидуальные этюды по картинам. Иллюстративный материал:
В. Борисов-Мусатов. «Осенний мотив».
А. Модильяни. «Рыжеволосая женщина с ожерельем».
М. Нестеров. «Девушка у пруда. Портрет Н.М. Нестеровой».
П. Пикассо. «Сон».
Е. Широков. «Портрет Нади Павловой».
М. Кислинг. «Жан Кокто в своей студии».
Т. Салахов. «Портрет композитора Кара-Караева».
8. Ренато Гуттузо. «Воскресный день калабрийского рабочего (Рокко с патефоном)».
9. Т.Салахов. «Портрет композитора Дмитрия Шостаковича».
Привлекаемые искусства: музыка, танец, изобразительное искусство, литература.
1.3. Развитие актерской наблюдательности как потребности исследования жизни:
— описание ритма утренней и вечерней жизни города; поведение людей, которые торопятся и боятся опоздать; поведение человека в момент переживания (конкретный рассказ о конкретном человеке);
- параллели внутреннего человеческого состояния (как пример — разглядывание психологического ряда скульптур западного хора собора св. Петра и Павла в Наумберге. Неизвестный автор. XIII в.);
—    фантазирование по портретам: ассоциации с временами года, портреты «жесткие», «закрытые», «открытые», «пронзительные», «воздушные», «звонкие»; поиски точного определения эмоционального состояния изображенных; «кто с кем дружит» и т. д.;
поиски портретов с «говорящими» руками. Сочинение по картине (варианты: П.Пикассо. «Девочка на шаре», И.Репин. «Протодиакон», В.Нестеров. «Портрет И.П. Павлова» и т. д.);
фантазирование по натюрморту (ассоциации с характером и обликом человека). Иллюстративный материал:
Вариант первый:
О. Ренуар. «Букет перед зеркалом».
И. Левитан. «Ночные фиалки и незабудки».
Ван Гог. «Ирисы».
В. Конашевич. «Колокольчики на окне».
Вариант второй:
Биллем Клос Хеда. «Завтрак с крабом».
Ван Гог. «Натюрморт с сосновой веткой и перчатками».
К. Петров-Водкин. «Черемуха в стакане».
Е. Моисеенко. «Нельские цветы»;
сочинение биографий по походке, взгляду, манере одеваться и т.д.;
литературные портреты;
литературные портреты, построенные на звуковых и цветовых ассоциациях;
определение по портрету «зерна» образа (например, В. Боровиковский «Портрет Е.Н. Арсеньевой»,впоследствии жены П.Ф. Козлова; А. Тулуз-Лотрек. «Портрет певицы Иветт Гильбер», З. Серебрякова. «Портрет Е. Е. Зеленковой», Хенрик Сережен. «Артистка варьете» и т. д.);
портреты-биографии.
Привлекаемые искусства: изобразительное искусство, литература. 1.4. Моделирование образа через подражание:
разминка в острых ритмах. Музыкальный материал: «Мое последнее танго» (О.Строк), «Джаз-болельщик» (обр. Кандата — ВЛебедев-Кумач), «Блюз» (М.Феркельман), «Радость» (Э.Бианко);
этюды на соединение «зерна» образа с физическим самочувствием: нахал толстый, нахал худой, самолюб старый, самолюб молодой, красавчик непомерно тучный или тонкий от того, что затянут, проныра одноглазый, проныра с натертой мозолью и т. д.;
воспроизведение взгляда, походки, жеста, интонации реального человека;
шаржирование;
выполнение упражнения «Ожившая скульптура» (например, «оживление» моделей Э. Барлаха «Танцующая старуха», «Мерзнущая старуха», «Поющий», «Хохочущая старуха», «Флейтист» и т. д.);
движение под музыку в образах. Музыкальный материал: «Моя красавица» (С.Секунда, Ш. Брукс), «Первый поцелуй» (обр. И.Жака), «Бвенга» (С.Филликс);
рисование друг друга (поиск «зерна»).
Привлекаемые искусства: изобразительное искусство, музыка, танец.
1.5. Моделирование образа через освоение жанра:
музыкально-двигательные импровизации. Музыкальный материал: С.Ревуэльтас. «Краски»; А.Рекашюс. Симфония № 5 «Сегменты», соч. 1891. Zarghetto molto espressivo и т. д.;
сочинение сюжетов на тему басен И. Крылова «Волк и Ягненок», «Ворона и Лисица», «Осел и Соловей», «Кот и Повар», «Мышь и Крыса», «Зеркало и Обезьяна» и их сценическое воплощение в стиле комедии, трагедии, психологической драмы, водевиля, балета, оперетты.
Привлекаемые искусства: музыка, литература.
ЭЛЕМЕНТЫ ВНЕШНЕЙ ТЕХНИКИ АКТЕРА
1.Развитие двигательной культуры
1.1. Изучение стиля поведения XIX столетия:
мужской поклон, типичные положения рук мужчины, осанка. Сочетание ходьбы с поклонами. Музыкальное сопровождение: вальс в среднем темпе;
обращение с цилиндром; поклоны с цилиндром (официальный поклон, приятельский поклон);
женская осанка и походка; обращение с длинной юбкой. Женский поклон; сочетание ходьбы с поклонами. Музыкальное сопровождение: вальс;
обращение с веером; ходьба и поклоны с веером. Целование руки;
этюды-импровизации на тему «Кавалер и дама». Музыкальное сопровождение: медленный вальс;
осанка и походка офицера. Поворот кругом по-военному. Офицерский поклон. Походка и поклоны военных. Музыкальное сопровождение: русские марши XIX столетия;
—    осанка и походка барышни, типичные положения руку барышни. Книксен (поклон). Ходьба и поклоны барышни;
—    этюды-импровизации на тему «Офицеры и барышни». Музыкальное сопровождение: марши XIX века.
Привлекаемые искусства: музыка, танец.
1.2. Некоторые правила этикета второй половины XIX — начала XX века:
поведение в обществе;
правила вежливости;
— поведение за столом.
Привлекаемые искусства: литература.
1.3. Собирание и изучение материалов по истории интерьера и театрального костюма XIX века.
Привлекаемые искусства: изобразительное искусство, фотография.
2.    Сценическая речь
2.1.    Подготовка речевого аппарата к звучанию:
—    гимнастика для губ, языка, челюсти, выработка четкой артикуляции и четкого произношения звуков; скороговорки; тренировка
дыхания, голоса (см. упражнения для I — IV классов).
Привлекаемые искусства: литература.
2.2.    Совершенствование техники сценической речи через художественное слово:
—    освоение стилевых особенностей художественного текста.
Работа над басней:
а)    логический и образный строй произведения, накопление
видений, подробнейший и увлекательный разбор каждого эпизода,
выявление второго плана, предметная конкретизация образов;
б)    освоение мизансцен, исследование пространственных условий
общения;
в)    чтение басен от лица разных героев;
г)    чтение басен в разных жанрах (комедия, трагедия, психологическая драма, сказка, детектив);
д)    чтение басен с разных позиций: морального разоблачителя и обвинителя, льстеца и угодника, как грустное и неприятное личное воспоминание, как смешной анекдот, с иронией по отношению к морали и содержанию.
Привлекаемые искусства: литература, танец.
3.    Грим:
навык наложения острохарактерного грима;
накопление материала для грима (коллекционирование фотографий, репродукций картин с портретным изображением человека; определение по представленным материалам социальной принадлежности к той или иной исторической эпохе, главной черты характера);
эскизы острохарактерного грима.
Привлекаемые искусства: изобразительное искусство, фотография.
Творчество
РАБОТА НАД РОЛЬЮ И СОЗДАНИЕ ОБРАЗА ГЕРОЯ
Создание образа-т ипа в пьесах историко-бытового жанра:
—    углубление навыка самостоятельной работы над ролью (ее действенный анализ, сверхзадача, куски, их названия, определение задач);
поиск ответа на вопрос: «Как бы поступил образ в ряде обстоятельств, не выведенных в пьесе?»;
поиск «взгляда на мир» (попробовать посмотреть на мир глазами героя пьесы);
выявление внутренних противоречий образа («когда играешь злого, ищи, где он добрый», применение этой формулы в работе);
поиск «лица» героя, умение использовать жизненные наблюдения («Каждая рожа должна быть характером и говорить своим языком». А.Чехов). Взаимосвязь внешней и внутренней жизни героя;
«зерно» образа, его пластическая характеристика;
работа в спектакле от имени героя;
воспитание потребности общения со зрителем;
—    умение вносить корректировку в свое исполнение, а также анализировать свою работу и работу партнеров с позиции реализации замысла.
Привлекаемые искусства: литература, изобразительное искусство, фотография, музыка, танец.
РАБОТА НАД ПЬЕСОЙ И СОЗДАНИЕ ОБРАЗА СПЕКТАКЛЯ
1. Освоение водевильного жанра:
исполнение вокальных партий (соло, дуэт); включение в спектакль «живой» музыки (инструментальные ансамбли, рок-группы и т. д.), постановка танцев, драк с элементами фехтования;
представление о темпо-ритме спектакля. Овладение навыком темпо-ритма в условиях работы над отдельными кусками, сценами; развитие умения держать заданный темпо-ритм спектакля в целом;
освоение исторического пространства пьесы;
—    взаимосвязь эпохи, отраженной в пьесе, с временем ее постановки («Пьеса всегда говорит нам о том, что было там и тогда, а спектакль всегда происходит здесь и сейчас». А. Михайлова);
—    поиск актуальных, волнующих проблем в окружающей жизни и попытка их вынести на сцену.
Привлекаемые искусства: литература, музыка, танец, изобразительное искусство, фотография.
2. Углубление представления об образе спектакля и его компонентах: музыка, шумы:
—    работа над музыкальным решением (поиски музыкальной
характеристики образов, лейтмотива спектакля; функциональная
музыка);
музыка водевиля. Ее связь с фольклорными формами музицирования (городской фольклор, романс, песня, куплеты);
создание шумовой фонотеки. Запись шумов на натуре. Имитация шумов. Получение шумов с помощью музыкальных, электромузыкальных инструментов;
освоение звукового пространства через создание атмосферы спектакля;
взаимосвязь зрительного и звукового ряда (лепка сюжетных композиций на тему спектакля; эскизы, аппликации. Поиск аналогий построения сюжетных композиций в произведениях изобразительного искусства, например в полотнах П. Федотова и т. д.).
Привлекаемые искусства: музыка, танец, изобразительное искусство.
ЭТИКА ТВОРЧЕСТВА
Формирование навыка коллективной работы и творческой дисциплины:
формирование умения работать с другим человеком, доносить до него свой замысел;
осознание себя как необходимой части коллектива. Создание творческого ядра, объединяющего в себе группу единомышленников;
выборы совета коллектива, распределение обязанностей;
организация внутренней жизни коллектива; посещение театров, выставок, просмотр кинофильмов, встречи с деятелями искусства; проведение праздников, капустников, дней рождений и т. д.;
умение правильно оценивать критические замечания в свой адрес, преодолевать апатию в случае неудачи;
сознательно поддерживать на репетициях и спектаклях строгую дисциплину;
играть на репетициях в полный тон, не жалея себя; приходить на занятия собранными и готовыми к работе.
ОБЩЕЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
1.    Углубление представления о творческой интерпретации. Композитор как толкователь образа   спектакля:
представление о классификации театральной музыки. Функции сюжетной музыки. Условная музыка;
анализ музыкальных решений спектаклей профессиональных и самодеятельных театров.
Привлекаемые искусства: музыка.
2.    Представление о комическом как эстетической категории («Юмор перебрасывает мост от человека к человеку». С.Волконский):
разнообразие средств и форм театра комедии (комедия положений, нравов, сатира, фарс, буффонада, гротеск);
условность и правда на сцене;
—    водевиль и его отличие от драмы, трагедии и комедии
(обостренность ситуации: если не сейчас, то никогда; сатирическая направленность; одностороннее развитие характеров и устойчивость сценических типов; включенность танцев, куплетов, когда герой уже не может говорить, и т. д.).
Привлекаемые искусства: литература.
ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ РАБОТЫ В 7 КЛАССЕ
Э. Лабиш. «Соломенная шляпка», «Майор Кравашон».
Ф. Кони. «Девушка-гусар».
3.    Д. Ленский. «Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка».
И. Крылов. «Модная лавка», «Урок дочкам».
В. Соллогуб. «Беда от нежного сердца».

Автор программы: кандидат педагогических наук Т. Г. Пеня
Руководитель программы: член-коррреспондент РАО, доктор педагогических наук Б. П. Юсов

СКАЧАТЬ ПРОГРАММУ ПОЛНОСТЬЮ

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования