Общение

Сейчас 619 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ В 6-м КЛАССЕ

Освоение пространства Земли и Вселенной- через работу над пьесами приключенческого и героического характера.
Формирование представления о театральной интерпретации пространства как интерпретации картины бытия. Роль художника в создании образа спектакля.
Знакомство с языком мизансцены.
Освоение техники сценического фехтования, манеры поведения, свойственной различным историческим эпохам (западноевропейское общество XVII — XVIII вв.); история интерьера и костюма.
Действенный анализ литературного текста, навык создания непрерывной киноленты видений; грим молодого и старого лица, навык использования париков и причесок.
Моделирование образа через подражание (понятие «зерно» образа). Походка образа, речь, вес, физическое самочувствие.
Освоение характера-маски в приключенческих и героических пьесах-сказках.
Формирование отношения к спектаклю как к произведению искусства, способного изменить мир.
Представление о метафоре и аллегории в их историческом и эстетическом развитии.
Развитие психофизического аппарата
ЭЛЕМЕНТЫ ВНУТРЕННЕЙ ТЕХНИКИ АКТЕРА
1.Развитие ассоциативного мышления:
исполнение этюдов типа «На что это похоже?»;
игры в ассоциации по изображению. Например, поиск аналогий среди предметов прикладного искусства (вариант: подобрать к изображению хрустальных люстр броши из драгоценных камней и т. д.);
разглядывание картин и их названия (варианты: Дж. Северини. «Сферическое распространение центробежного света», А. Руссоло. «Дом, свет, небо», У. Боччони. «Состояние души», П.Пикассо. «Музыкальные инструменты», П.Пикассо. «Домик в саду», Э.Мунк. «Крик»).
Привлекаемые искусства: изобразительное искусство, прикладное искусство.
2. Развитие навыка перевоплощения
2.1.    Моделирование образа через вес:
понятие «тяжелого» и «легкого» веса, вес «средний». Движения, остановки, переходы с ощущением центра тяжести в разных частях тела;
разминка под музыку в разном весе.
Музыкальный материал: С.Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам», С.Прокофьев. «Монтекки и Капулетти» из балета «Ромео и Джульетта» (1 ч.), М.Равель. «Болеро», А.Шнитке. Музыка из «Ревизской сказки» («Бал у губернатора»), Р.Шуман. «Пестрые листки. Быстрый марш», Э. Денисов, С. Губайдулина, А. Шнитке. «Марш»;
— этюды на неожиданность (укололся, обжегся, обрезался, ушибся, оглушен); падение от внезапных причин (оступился, поскользнулся, что-то задел); этюды на событие или неожиданность, изменяющие течение жизни в этюде;
исполнение самостоятельных этюдов на смену веса;
этюды на создание образа через вес по произведениям изобразительного искусства. Иллюстративный материал: М. Либерман. «В поле», В. Серов. «Мика Морозов», Ю. Пименов. «Мальчик в цирке», С.Мурадян. «Под мирным небом» и т. д.
Привлекаемые искусства: музыка, танец, изобразительное искусство.
2.2.    Моделирование образа через подражание:
походки (легкая, грузная, вперевалку, семенящая, летящая, с подпрыгиванием);
упражнения на умение менять темп, ритм и окраску движения, мгновенно переходить от очень медленного к быстрому, от резкого к плавному (варианты движения: легко — тяжело, округло — угловато, плавно — резко, медленно — быстро, свободно — скованно, непрерывно — порывисто и т. д.);
походки животных (верблюд, жираф, петух, гусь, утка, курица, лиса, павлин, собака, мышь, кот, корова);
этюды на физическое состояние (непомерно тучный, толстый, тонкий, неуклюжий, хромой, очень стройный, больной радикулитом, ребенок, который учится ходить);
мужская и женская пластика;
взаимосвязь положения тела и внутреннего самочувствия;
пластика и предмет реквизита (зонт — арбуз, чемодан — папка для бумаг, таз — букет цветов и т. д.);
пластика и костюм;
игра в контуры;
речь (картавая, шепелявая, сюсюканье, причмокивание, в нос, иностранный акцент и т. д.);
этюд «Телефонный разговор»;
понятие «зерно» образа: трус, нахал, скряга, жадина, задира, самолюб, тугодум, красавчик, лентяй, правдолюб и т. д. (прикидка «зерна» на себя: сидя, в движении);
поиск «зерна» в условиях неподвижности;
определение «зерна» образа по фотографиям животных, птиц, рыб и т. д. Придумывание реплик, отдельных фраз, характеризующих образ;
этюды на подражание с заданным характером, весом, походкой; узнаваемость образа. Например: жираф-самолюб, верблюд-гордец, петух-нахал, корова-красавица, мышь-дурочка, утка-непоседа, лиса-проныра, павлин-аристократ, собака-доходяга, медведь-тюфяк, волк-трус, слон-лопух, коза-задира и т. д.;
предметы-характеры. Маски. Коряги (этюды на подражание);
—    определение эмоциональной сущности характера в условиях звучащей музыки.
Музыкальный материал: АХлазунов. «Балетная сюита», соч. 52. 2. «Марионетки», П.Панин. «Танец шамана», Лепо Сумера. Две пьесы из года 1981. Пьеса № 1 (без названия) и т. д.;
исполнение этюдов' на тему «ожившего» интерьера, аксессуаров, костюмов;
этюды на тему «Жизнь вещи»;
этюды-перемещения на «зерно» образа (поза — характер) по произведениям изобразительного искусства.
Вариант первый
А. Тулуз-Лотрек. «Спящая клоунесса».
В. Борисов-Мусатов. «Портрет Надежды Юрьевны Сиданюкович».
В. Серов. «Портрет М.Н. Ермоловой».
Б. Кустодиев. «Купец» из серии «Русские обычаи».
П. Корин. «Портрет М.В. Нестерова».
Вариант второй   
С. Коненков. «Пан со свирелью».
С. Коненков. «Старичок-полевичок».
С. Коненков. «Алексей Макарович Стул».
С. Коненков. «Старушка»;
эссе-фантазии по портретам (ассоциации с натюрмортом). Возможен вариант эскизных набросков (например: Н. Ярошенко. «Портрет П.А. Стрепетовой», А. Тулуз-Лотрек. «Мадемуазель Марсель Зендер», В. Борисов-Мусатов. «Дама в голубом», С. Сарьян. «Персиянка», А. Дерен. «Женщина в черном», П. Пикассо. «Обнаженная погрудно» и т. д.);
упражнение «Ожившие натюрморты» (перевод изображения в движение-действие). Иллюстративный материал:
Р. Фальк. «Бутылки и кувшин».
К. Петров-Водкин. «Яблоко и вишня».
К. Петров-Водкин. «Бокал и лимон».
К. Петров-Водкин. «Яблоко и лимон».
Ю. Пименов. «Покупки и пакеты».
Привлекаемые искусства: изобразительное искусство, музыка, танец, среда.
3. Освоение пространственного языка театра:
упражнения на оправдание мизансцен; игры в «замри», «дополни» и т. д.;
создание «живых» скульптур на предлагаемые темы: «Радость», «Страх», «Отчаяние», «Ярость», «Нежность», «Подвиг», «Мысль», «Гнев», «Одержимость», «Вдохновение» и т. д.;
упражнение «Ожившая скульптура» (Микеланджело. «Восставший раб», «Умирающий раб», О.Роден. «Ева», «Мыслитель», Жан Батист Карно. «Танец», Н.А. Андреев. «Вакханка на козле», Э.Барлах. «Милосердие», А.Голубкина. «Туман», «Березка», С.Коненков. «Сон» и т. д.). Особенности взаимодействия скульптуры с пространством;
—    понятие о сценических планах: а) Двух- и трехплановые статические композиции на произвольные темы. Например: «На трамвайной остановке в знойный полдень» (то же — в морозный день), «Танцплощадка», «Каток», «Пляж» и т. д.; б) статические композиции на определенное число исполнителей с заведомым распределением их по планам. Например, один — на первом, двое —на третьем; двое — на первом, пятеро — на втором и т. д.; статические композиции-барельефы на два измерения: ширину и высоту, барельефы-копии (например, Н.А. Андреев. «Персонажи комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», АТолубкина. «Даль» и т. д.);
самостоятельное составление скульптурной группы, выстроенной по барельефу на основе общей для всех задачи, требующей неподвижно сти (например, всматриваются в даль; слушают; наблюдают; подсматривают; разглядывают; выжидают; изучают; следят за происходящим (вдали, слева, справа, внизу, наверху и т. д.); приготовились к обороне; приготовились к нападению и т. д.); самостоятельные композиции-барельефы на темы: «Танец», «Сбор винограда», «Альпинисты»; выполнение упражнения «Логика поз» или «Мультфильм» (темы: «Бадминтон», «Теннис», «Танец», «Продажа из-под прилавка», «Шпаргалка» и т. д.); перенос в движение «Рельефа фонтана Нимф» Жана Гужона;
перевод в барельеф цикла гравюр С. Красаускаса «Движение»;
представление о ракурсах. Фас. Фас в движении, в повороте. Труакар. Труакар в движении — диагональный переход. Эффект профиля (этюд «Ошеломляющая новость»). Спина и полуспина (этюды «Усталость», «Осторожность», «Холод», «Жара», «Голод», «Сытость», «Боль», «Одиночество», «Вдохновение», «Покой»).
Привлекаемые искусства: изобразительное.
4.    Графическая и цветовая трактовка пространства сцены:
—    графика мизансцены. Переходы по прямой, полный круг, графика ломаной линии; формальное и психологическое оправдание круга; переход-скобка; рифма в мизансцене; перевод прозаической мизансцены в поэтическую;
мизансцены толпы (шахматный порядок, принципы взаимозаменяемости, ритм движения, координация движения и говора, аккомпанемент, дифференциация по группам, канон);
ограничительная графика мизансцены. Формальные ограничения для передвижения (темы: «Выкрашен пол», «Мостик через ручей», «Наводнение», «На болоте», «Двор с собакой на привязи»); психологические ограничения (темы: «Спящая в кресле», «Больной за ширмой» и т. д.);
организация пространства мизансцены в выгородке;
световая живопись. Темнота. Один человек на сцене в свете натуральной свечи (сначала в статике: свеча на столе, на полу, в руках; затем — в движении). Этюды: «Осторожность», «Поиск», «Воспоминание», «Страх», «Одиночество», «Мечта». Композиция с тенями. Боковой свет. Контражур. Полный свет. Цветовой свет.
Привлекаемые искусства: изобразительное искусство, среда.
5.    Развитие навыка «группового» поведения:
—    сочинение и исполнение этюдов на заданную тему: «На необитаемом острове», «В джунглях», «На дне океана», «В пустыне», «В бурю», «На Северном полюсе», «На корабле», «В космосе», «На плотах» и т. д.;
—    шарады (варианты слов: ворона, виноград, бродяга, громкость, грабеж, кипарис, пудель, парус, лимонад, колбаса, маскарад, живопись, огород, волокно, олень, капель, семья, стихотворение и т. д.).
Разыгрываемое слово, кроме междометий, вслух произносить не разрешается.
Привлекаемые искусства: литература.
ЭЛЕМЕНТЫ ВНЕШНЕЙ ТЕХНИКИ АКТЕРА
1.    Развитие двигательной культуры:
— освоение техники сценического фехтования: подготовительное положение, положение боевой стойки, передвижение в боевой стойке («шаг вперед», «шаг назад», «двойной шаг вперед», «двойной шаг назад», «скачок назад», «выпад», «возвращение в боевую стойку после выпада»);
обучение с оружием («оружием» служат тонкие палки типа указок). Варианты обнажения оружия. Упражнения: «Вкладывание шпаги в ножны», «Боевая линия», «Дистанция», «Приветствие шпагой», «Сбор», «Стучать ногой в пол», «Боевая стойка», «Передвижение в боевой стойке», «Основное положение оружия», «Перемена соединения в верхних позициях», «Прямой укол», «Простые удары» (в голову, правый бок, левый бок), «Защита», «Вторая защита», «Четвертая защита», «Пятая защита». Техника кругового удара. Техника ответных атак (ответная атака уколом вниз, уколом по правому боку, круговым ударом по голове слева и т. д.). Техника повторной атаки (повторная атака уколом прямо, уколом вниз> круговым ударом по голове);
исполнение простейших тренировочных композиций типа:
Партнер А    Партнер Б
Положение «К бою»    Положение «К бою»
Шаг вперед с переменой    Шаг вперед
То же    То же
Показать укол вниз и колоть    «Вторым закройсь!»
«К бою»    «К бою»
(Композиция повторяется, но нападающим становится партнер Б.)
2.    Стиль и манеры поведения
2.1.    Западноевропейское общество XVII столетия:
—    изучение мужской походки, типичные положения тела в позах стоя и в ходьбе, изучение техники поворота по дуге, мужской поклон, техника исполнения двойного и тройного поклона. Сочетание поклона со словами «Сударь!», «Мое сердце!» и т. д. Изучение женской
осанки и походки; женский поклон, двойной женский поклон. Импровизации с мужскими и женскими поклонами.
Музыкальное сопровождение: вальс;
—    навыки владения испанским плащом: надеть и снять, подбрасывать и запахивать плащ; ходьба в плаще; обращение со шляпой.
Привлекаемые искусства: музыка, танец.
2.2.    Западноевропейское общество XVIII столетия:
—    мужская походка. Женская осанка и походка. Приветственный жест руками в позе стоя и в сочетании с ходьбой. Реверанс.
Импровизации на тему «Кавалер и дама».
Музыкальное сопровождение: гавот;
— собирание и изучение материалов по истории интерьера и театрального костюма XVII — XVIII вв.
Привлекаемые искусства: музыка, танец, изобразительное искусство.
3. Сценическая речь
3.1. Подготовка речевого аппарата к звучанию:
—    гимнастика для губ, языка, челюсти, выработка четкой артикуляции и четкого произношения звуков; скороговорки; тренировка
дыхания, голоса (см. упражнения I — IV классов).
Привлекаемые искусства: литература.
3.2. Совершенствование техники сценической речи через художественное слово:
формирование представления о сквозном действии на основе литературного текста приключенческого (остросюжетного) характера;
навык создания непрерывной киноленты видений (как подготовительный этап — серия рассказов от лица пастуха, водолаза, индюка, кресла, сторожевой башни и т. д.: что волнует, пугает, радует, что является предметом желаний и т. д.);
действенный анализ текста (рассказа, отрывка), его основная мысль;
цветовая характеристика текста в развитии;
—    умение «зажигать» своими видениями, вести слушателя за собой (выполнение заданий типа: рассказать об интересном событии из своей жизни, описать хорошо известное здание города, памятник, скульптуру, содержание любимой картины, кинофильма и т. д.);
—    попытка прочитать рассказ (отрывок) от лица одного из героев.
Привлекаемые искусства: литература, изобразительное искусство, кино.
4. Грим:
грим молодого и старого лица;
использование париков и причесок;
коллекционирование фотографий, репродукций картин с портретным изображением человека;
грим по фотографии, картине.
Привлекаемые искусства: изобразительное искусство, фотография.
Творчество
РАБОТА НАД РОЛЬЮ И СОЗДАНИЕМ ОБРАЗА ГЕРОЯ
Освоение характера-маски в приключенческих и героических пьесах-сказках:
— углубление навыка самостоятельной работы над ролью (навык конкретного фантазирования: опасность «засушивания» и «казенных» ответов);
развитие навыка исполнения роли от начала до конца спектакля, не выбиваясь из заданного характера образа;   
создание биографии образа;   
овладение характером через поиск внешней характеристики: походка (легкая, тяжелая, вперевалку и т. д.), движения (угловатые, плавные, порывистые и т. д.), ассоциации с животными, вещами; речь (отрывистая, звучная, с заиканием и т. д.); поиски физических действий героя;
отношение образа к окружающей его в пьесе действительности, включая персонажей, с которыми он входит в общение; возраст, чем занимается в жизни, какова его профессия, если таковая имеется; пространственные обстоятельства жизни; «зерно»;
овладение характером через поиски грима, костюма образа, его реквизита (какой изобразительной техникой вы бы пользовались при создании портрета героя?);
выявление сверхзадачи образа, логики его поведения;
собирание материала для создания образа, личные наблюдения, фантазии;
создание комиксов на тему спектакля с действующими героями-масками.
Привлекаемые искусства: литература, музыка, изобразительное искусство, фотография, танец, кино.
РАБОТА НАД ПЬЕСОЙ И СОЗДАНИЕ ОБРАЗА СПЕКТАКЛЯ
Формирование представления об образе спектакля и его компонентах. Развитие умения     видеть образ спектакля в целом, понимать роль художника в его создании:
поиск пространства спектакля (пространство гнетущее, возвышенное, стесненное, просторное, тревожное, умиротворяющее). Создание макетов декораций. «Надо построить такую декорацию, которая в течение своей жизни в спектакле рождала бы... точные, целенаправленные ассоциации у зрителя, вела бы его воображение к обобщениям высокого порядка»;
разработка и изготовление костюмов в их развитии; изготовление бутафории;
поиск графического и живописного (светового) решения отдельных сцен спектакля;
создание цветовых диаграмм на тему спектакля, поиски метафоры в решении его образа;
изучение и отражение эпохи (включая историю костюма и интерьера);
—    создание афиши, эскизов пригласительных билетов и программок к спектаклю.
Привлекаемые искусства: литература, изобразительное искусство, фотография.
V ЭТИКА ТВОРЧЕСТВА
Формирование навыка коллективной работы и творческой дисциплины:
изготовление декораций, костюмов, бутафории;
посильная помощь товарищам в наложении грима;
поочередное проведение творческой разминки;
борьба с премьерством;
четкое распределение обязанностей между членами коллектива и обязательное их выполнение в период выпуска и показа спектакля зрителям;
умение жить в режиме выпуска и эксплуатации спектакля: а) понимание ведущей роли режиссера в данный период; б) мобилизация всех интеллектуальных, духовных и физических возможностей; в) готовность идти навстречу режиссеру в осуществлении его замысла;
формирование отношения к спектаклю как к произведению искусства, способному изменить мир.
ОБЩЕЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
1. Формирование представления об искусстве сценографии:
истоки искусства сценографии;
сценография и живопись. Общее и особенное;
разнообразие моделей сценического пространства. Статика и динамичность театральной декорации (эскизы декораций к спектаклям «Федра» Ж.Расина (1974 г.), «Пер Гюнт» Г. Ибсена (1979 г.) — художник И. Блумбергс; «А зори здесь тихие...» по повести Б. Васильева (1971 г.) — художник Д. Боровский; «Дракон» Е. Шварца (1979 г.) — художник С. Бенедиктов и т. д.).
Привлекаемые искусства: изобразительное искусство.
2.    Углубление представления о творческой интерпретации. Художник как толкователь образа спектакля:
—    разнообразие моделей сценического пространства. Анализ сценографических решений одной и той же пьесы      (например: В. Шекспир.«Ромео и Джульетта» в оформлении А. Экстер (1921 г.), В. Левенталя (1965 г.), С. Бархина (1991 г.)ит.д).;
—    знакомство с творчеством русских и советских театральных художников (Л. Бакст, С. Бархин, А. Бенуа, А. Васильев, А. Головин, В. Дмитриев, М. Китаев, Э. Кочергин, Е. Лансере, В. Левенталь, Д. Лидер, В. Сапунов, В. Симов, С. Судейкин и т. д.);
—    посещение выставок декорационного искусства.
Привлекаемые искусства: изобразительное искусство.
3.    Формирование представления о метафоре и аллегории в искусстве, выявление их роли:
представление о метафоре и аллегории в их историческом и эстетическом развитии применительно к искусству сценографии;
развитие чувства театральной формы через анализ сценографических решений спектаклей;
метафора в поэзии, прозе, изобразительном искусстве, искусстве кино и т. д.
Привлекаемые искусства: изобразительное искусство, литература, кино, танец.
4. Категория героического и возвышенного в искусстве
Привлекаемые искусства: изобразительное искусство, литература, музыка, кино, танец.
ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ РАБОТЫ В 6 КЛАССЕ
1.    Е. Шварц. «Дракон».
М. Твен. «Принц и нищий» (инсценировка), «Приключения Тома Сойера» (инсценировка).
Инсценировки романов Р. Стивенсона, Ж. Верна, М. Рида и т. д.

Автор программы: кандидат педагогических наук Т. Г. Пеня
Руководитель программы: член-коррреспондент РАО, доктор педагогических наук Б. П. Юсов


СКАЧАТЬ ПРОГРАММУ ПОЛНОСТЬЮ

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования