Общение

Сейчас 667 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

  • lissi

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Развитие психофизического аппарата

ЭЛЕМЕНТЫ ВНУТРЕННЕЙ ТЕХНИКИ АКТЕРА

1. Формирование навыков творческой мобилизации:
— упражнения на коллективные действия: «Опаздывающее зеркало», «Пишущая машинка», «Арифмометр», «Круг» (точная передача по кругу звуков и слов в сочетании с движением), «Оркестр» (симфонический, духовой, народных инструментов), «Переходы», «Переходы со стульями», «Фигуры» (прямоугольник, овал, квадрат, восьмерки, лесенка), «Волчок».
Привлекаемые искусства: музыка.
2.    Формирование первоначального представления о сценической задаче (разность понятий «действия» и «движения»):
индивидуальные и коллективные этюды на выполнение одного и того же действия, но с разными задачами; одной и той же задачи, но в разных предлагаемых обстоятельствах (например, открыть дверь, чтобы проветрилась комната, чтобы услышать разговор в коридоре, чтобы напугать кого-либо; собирание осенних листьев — в солнечную погоду, под дождем, под снегом и т. д.);
выполнение этюдов на формирование серьезного отношения к «волшебному» слову «если бы» (первоначальное представление о предлагаемых обстоятельствах);
выполнение различных действенных задач рукой с шариком, кукольной головкой, перчаточной куклой;
развитие навыка правдивого, достоверного и точного исполнения актерской задачи:
а)    отход от стереотипа: развитие потребности показать то, что до тебя никто не показывал, поведать миру подсмотренное только тобою (постепенное введение критерия «как»);
б)    выявление самых правдивых, точных и выразительных исполнений (в том числе: рисунков, сочинений, сказок, музыкально-двигательных импровизаций, танцев и т. д.).
Привлекаемые искусства: изобразительное искусство, литература, музыка, танец.
3.    Формирование представления о сценическом общении как взаимодействии с
партнером в процессе борьбы:
выполнение парных этюдов на противоположные по смыслу действия: спрятаться — найти, отнять — не отдать, остановить — уйти и т. д.; рассказ о поведении партнера;
сочинение и исполнение парных этюдов, построенных на взаимодействии героев из разных сказок (выявление конфликта в неожиданных для героев предлагаемых обстоятельствах);
взаимодействие героев в рисунке;
музыкальные диалоги в пластике.
Музыкальный материал: И.С. Бах. «Маленькие прелюдии»;
— исполнение парных этюдов пальчиковыми и перчаточными куклами..
Интегративные виды искусства: литература, музыка, изобразительное искусство.
4.    Формирование представления о специфических особенностях словесного действия:
—    выполнение одной и той же скороговоркой разных действенных задач (например, растолковывать, просить, упрекать, одобрять, звать, спрашивать и т. д.);
—    выполнение одной и той же скороговоркой противоположных по смыслу действий (например, растолковывать — переспрашивать, просить — отказывать, упрекать — умолять, одобрять — критиковать и т. д.);
—    овладение формой диалога:
а)    исполнение этюдов в форме вопроса-ответа, просьбы-ответа, предложения-ответа и т. д.;
б)    этюды с одним словом (фразой), двумя словами (фразами) с заранее вскрытым конфликтом. Этюды со скрытым конфликтом (обнажение его сущности);
в)    исполнение фольклорных диалогов-шуток, дразнилок, поддевок, считалок;
г)    сочинение диалогов по портретным характеристикам героев;
д)    перевод повествовательного текста в текст с диалогической речью (обнажение конфликтной ситуации, умение ставить противоположные по смыслу задачи);
е)    сочинение и исполнение диалогов животных (например, разговор двух собак), птиц, рыб, растений, природных стихий (например: диалог Ветра и Воды, Воды и Огня, Солнца и Земли), диалоги предметов;
— речь на цифрах, «тарабарском» языке, упражнение «В лесу родилась елочка».
Привлекаемые искусства: литература.
5. Развитие фантазии через овладение динамикой развития сюжета:
моделирование в движении последовательного действия (разго-рание и угасание огня, возникновение и исчезновение ветра, жизнь цветка и т. д.);
рисунки-фантазии на основе сказки Л. Петрушевской «Пуськи бятые»;
создание и развитие сказочной ситуации на основе реального действия («...я пошел в магазин и вдруг...»);
—    сочинение сказок по схеме: завязка, развитие действия, кульминация, развязка;
—    восстановление хода сказки по одному из ее эпизодов (узнавание сказки по книжным иллюстрациям, игры в «Угадайку» по опорным словам сказки и т. д.).
Привлекаемые искусства: литература, изобразительное искусство.
ЭЛЕМЕНТЫ ВНЕШНЕЙ ТЕХНИКИ АКТЕРА
1. Освоение пространства через развитие всей мышечной    системы и навыка координации      при выполнении заданных действий:
— выполнение общеразвивающих упражнений:
а) разминка со скакалкой и теннисным мячиком;
б) тренировочный бег: техника тренировочного бега, постановка
стопы, движение рук; освоение техники правильного дыхания; бег, ходьба при произнесении отдельных слов (с поставленной задачей), фраз;
в) передача ритмических рисунков хлопками, движениями ног, их сочетанием; тактирование и дирижирование. Музыкальное сопровождение: импровизации в размере 2/4, 3/4, 4/4;
г) осанка и походка, позы сидя. Изучение техники правильной походки и осанки, тренировка в ощущениях правильной осанки.
Правильные и неправильные позы в положении сидя. Этюды, включающие в себя ходьбу, переход в позу сидя, вставание и снова ходьбу. Музыкальное сопровождение: марш;
д)    акробатические комплексы:
е)    выполнение музыкально-игровых упражнений на умение свободно импровизировать в условиях коллективного действия. Танцы вдвоем;
ж)    выполнение упражнений на развитие речедвигательной координации (сочетание простейших движений рук, ходьбы с называнием чисел, четных и нечетных номеров, чтением таблицы умножения;
соединение ходьбы и движения рук с чтением скороговорок, считалок, потешек и т. д.);
з)    выполнение аппликаций, рисунков, проволочных фигурок, передающих движение человека, создание движущихся моделей кукол, возможно изготовление серии рисунков для съемки мультфильма. Этюды с планшетной куклой (кукла идет, садится, встает,
бежит и т. д.).
Привлекаемые искусства: литература, изобразительное искусство, музыка, кино.
2. Сценическая речь 2.1. Развитие речевого аппарата:
работа над четкой артикуляцией. Гимнастика для губ, языка, челюсти, навык четкого произношения звуков (обеззвучивание начала и конца слов, «дзяканья» и т. д.). Скороговорки. Тренировка мышц дыхательного аппарата (см. упражнения для первого —третьего классов);
дыхательная разминка:
а)    упражнение на опору дыхания «Бадминтон», мягкая атака звука, «Больные зубы», «Назойливая муха», звучание в удобном регистре;
б)    развитие динамического диапазона (упражнения «Колокол», «Девятый вал»);
в)    закрепление навыков для развития опоры звука: гекзаметр, упражнения типа «Коза»:
Шел старик дорогою, дорогою, дорогою (прыжки с ноги на ногу), Нашел козу безрогую, безрогую, безрогую (прыжки на двух ногах).
«Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем!»
(Ноги поочередно выбрасывать вперед с вытянутыми носками, руки на поясе.)
А коза бодается, бодается, бодается
(плавные наклоны с вытянутыми руками вниз-вперед),
А старик ругается, ругается, ругается
(погрозить козе пальцем);
г) развитие регистров: упражнение «Сенсорная линейка с переменным ударением» (мй — мэ — ма — мо — му — мы; ми — мэ — ма — мо — му — мы и т. д.); упражнение «Скакалка» на темпоритмический диапазон.
Привлекаемые искусства: литература.
2.2.    Распределение звука и слова в сценическом пространстве:
произносить слог, слогосочетание, слово, словосочетание, предложение, одновременно бросая мяч партнеру, постепенно уходящему к дальнему краю сцены;
игра с мячом в салочки, перебрасывая его друг другу через голову водящего вместе с произнесением пословицы, дикционно отработанной в первичных упражнениях;
стоя по разным концам длинной цепи стульев, посылать мяч под стульями, произнося при этом определенную фразу (темп действия может меняться, как может меняться и характер звучания);
группа свободно распределяется по сцене на разном расстоянии друг от друга лицом, спиной, боком, сидя, лежа, взобравшись на стол и т. д. Мяч перебрасывается, перекатывается, передается из рук в руки. Произносимая при этом фраза должна точно «долетать» до партнера, отражая конкретную задачу (позвать, запретить, предупредить и т. д.).
2.3.    Совершенствование техники сценической речи через художественное слово:
развитие навыка логического анализа текста (на материале народных и литературных сказок);
знаки препинания, грамматические паузы, ударения, куски и задачи;   
навык передачи смысловой и выразительной функций знаков препинания.
Привлекаемые искусства: литература.
Творчество
РАБОТА НАД РОЛЬЮ И СОЗДАНИЕ ОБРАЗА ГЕРОЯ
1.    Формирование представления о сверхзадаче роли, ее сквозном действии:
выстраивание логики поведения героя в предлагаемых обстоятельствах пьесы (поступок героя как соединение его «я» с миром);
определение главного желания персонажа (его сверхзадачи) и основных этапов движения к конечной цели;
—    фантазирование предлагаемых обстоятельств, их углубление по мере развития сюжетной линии.
Привлекаемые искусства: литература.
2. Освоение специфики действия в образе-маске:
импровизации в маске (ее возможности, специфика подачи звука);
соотношение маски и жеста, обостренность пластической характеристики («укрупненность» действия), стереотипы выражения чувств;
статичная фиксация диалога с акцентом на жестовой выразительности;
костюм и маска как средства обобщенной характеристики персонажа;   
музыка к образу; сравнение контрастных персонажей и контрастных музыкальных характеристик к ним;
изображение героев в рисунке, пластилиновой технике, изготовление кукол;
— навык продолжительного поведения в заданном образе.
Привлекаемые искусства: литература, музыка, изобразительное
искусство.
РАБОТА НАД ПЬЕСОЙ И СОЗДАНИЕ ОБРАЗА СПЕКТАКЛЯ
1. Формирование первоначального навыка работы над спектаклем:
определение основной мысли пьесы; куски и эпизоды, их названия;
отражение в цвете развития сюжетной линии пьесы (спектакля), ее основных событий;
создание предметно-пространственной среды, где могли бы существовать герои спектакля;
исполнение групповых пластических импровизаций на сюжет пьесы;
импровизации со словами;
работа над отдельными эпизодами с разными исполнителями одних и тех же ролей: выявление конфликтной ситуации, определение задач, поиски приспособлений, работа с текстом и т. д.;
—    показ спектакля на зрителе, обсуждение работы.
Привлекаемые искусства: литература, изобразительное искусство,
музыка, танец.
ЭТИКА ТВОРЧЕСТВА
1. Формирование навыка коллективной работы и творческой дисциплины:
—    первоначальный навык участия в спектакле как коллективном творчестве;
—    формирование чувства «боли» за коллективный труд и осознание необходимости своего участия в нем;
посильное участие во всех этапах подготовки спектакля, включая его оформление;
обязательное фиксирование замечаний педагога в рабочей тетради;
знание текста роли (не только своей, но и партнеров), готовность в любой момент помочь своему товарищу, а при необходимости и заменить его;
—    анализ режиссерских замечаний, зафиксированных в тетради, и попытка их исправить.
ОБЩЕЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
1. Формирование представления о специфике театрального искусства:
—    театр — искусство коллективное, объединяющее ряд искусств.
Актер — главное лицо в театре. Специфика актерского творчества («материал» и «мастер» в одном лице; творческий процесс актера протекает на глазах у зрителя);
—    специфика кукольного театра. Изобразительно-театральная природа кукол;
—    драматургия как особый вид литературного творчества (выявление существующих различий между драмой и другими литературными жанрами).
Привлекаемые искусства: литература, изобразительное искусство, музыка, танец.
2. Формирование первоначального представления о конфликте:
—    формирование представления о конфликте через столкновение линии, цвета, фактуры мазка в изобразительном искусстве, столкновение тем в музыкальном произведении, через борьбу добра и зла в народных и литературных сказках;
представление о «движущих силах» спектакля (конфликт как главное условие развития сюжета пьесы);
анализ просмотренных спектаклей с позиции выявления двух противоборствующих друг другу сил;
анализ фрагментов просмотренных спектаклей, соответствующих понятию «самый» (самый скучный, интересный, веселый, смешной, грустный и т. д.).
Привлекаемые искусства: изобразительное искусство, литература, музыка.
3. Первоначальное представление о развитии характера в сюжетной канве пьесы
(спектакля):
— просмотр и обсуждение  спектаклей профессионального и самодеятельного театров с позиции выявления «видимого» и «невидимого» изменения характеров действующих лиц;
— представление о трансформации образа в других видах искусства. Анализ произведений музыки, литературы, изобразительного искусства, кино.
Привлекаемые искусства: литература, музыка, изобразительное искусство, кино.
4. Первоначальное представление об истоках театрального искусства:
—    античный театр, итальянская комедия дель арте, русский народный площадной театр (элементы балагана, фарса, феерии), церковные, культовые обряды.
Привлекаемые искусства: литература, музыка, танец, изобразительное искусство.
ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
С. Михалков. «Теремок».
П. Ершов. «Конек-Горбунок».
Ш. Перро «Красная Шапочка».
К. Коллоди. «Приключения Пиноккио».
Р. Киплинг. «Маугли».
А. Милн. «Винни-Пух и все, все, все».
К. Чуковский. «Доктор Айболит».
Д. Родари. «Джельсомино в стране лжецов».
X. К. Андерсен. «Дюймовочка».   
И. Карнаухова, Л.Браусевич. «Аленький цветочек».
Е. Тараховская. «По щучьему велению».
Е. Тудоровская, В.Метальников. «Никита Кожемяка и Змей Горыныч».
Ю. Елисеев. «Два мастера».
Б. Сударушкин. «Иван — крестьянский сын».
А. Островский. «Снегурочка».
Аристофан. «Птицы».

Автор программы: кандидат педагогических наук Т. Г. Пеня
Руководитель программы: член-коррреспондент РАО, доктор педагогических наук Б. П. Юсов


СКАЧАТЬ ПРОГРАММУ ПОЛНОСТЬЮ

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования