Общение

Сейчас 449 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Ориентация на творчество является мировоззренческой установкой современного воспитания и образования, однако надо признать, что школе в большей мере удается формальное насыщение школьников знаниями, нежели развитие у них творческого потенциала, способности выйти за рамки сложившихся представлений. Стереотипность мышления, успешно формируемая в начальной школе, в старшем школьном возрасте проявляет себя в гипертрофированном виде общего равнодушия, неумения высказать свою точку зрения, эмоциональной обедненности. Соединенная с общей скованностью (зажатостью, несвободой) ребенка, она выражается в отсутствии навыка общения, в том числе и через продукт собственной художественной деятельности, что приводит к затуханию природных склон-ностей и задатков (любое произведение ребенка становится «вещью в себе», не находя выхода в социальную сферу). Узость художественного кругозора, рожденная той же привычкой к стереотипу, приводит к искажению вкусовых предпочтений школьников, к неадекватной оценке своих собственных возможностей, к отсутствию потребности в познании, безоговорочному, слепому следованию общеизвестным «истинам».

Специфика театрального искусства как искусства человековедения, где объектом исследования и изображения, а также исполнителем является сам человек, выходящий на прямое, непосредственное общение с другим человеком (партнером, зрителем), создает особые предпосылки для формирования с помощью этого искусства социально активной, творческой личности, способной изменить мир. Формирование такой личности является результатом творческого процесса, связанного, по определению Г. Гачева, с непрерывным «выпрямлением» человека, вырастанием индивида в Человека (с большой буквы. — Т.П.), носителя всей сущности человечества. В этом высказывании как бы закодирован «ключ» к предлагаемой программе, где через познание другого (личности, индивида) происходит собственное «выпрямление» и где человечество рассматривается как часть единого Космоса, Пространства в непосредственной взаимосвязи с природой.

Отличительной особенностью программы является деятельный подход к воспитанию, образованию, развитию ребенка средствами театра, т. е. ребенок на всех уровнях — от первого к одиннадцатому классу — становится вовлеченным в продуктивную творческую деятельность, где он выступает, с одной стороны, в качестве исполнителя (толкователя отдельной роли)1, а с другой (на более высоких ступенях) — художника, композитора, режиссера, автора спектакля в целом. Необходимость ощутить на себе социальную роль художника-творца настоятельно требует от него осмысления действительности, выявления своего собственного отношения, позиции, а значит, внутренней свободы — открытости миру в противовес замкнутости и зажиму, характерным для детей всех возрастных групп.

Организация творческого процесса целиком и полностью лежит на плечах педагога-режиссера, который на всех его этапах является соавтором, сотворцом ребенка (подчеркиваем: его соавтором, сотворцом). Предложенная позиция объясняется отсутствием у школьников достаточного жизненного опыта, несовершенством психофизического аппарата, доминирующей потребностью «быть на сцене» над желанием выразить, донести идею (замысел, смысл). Однако только формирование у ребенка отношения к своему собственному созданию как к произведению искусства, способному изменить мир, рождает подлинный результат, а именно продукт, «который на кого-то должен оказывать воздействие, который кому-то нужен, с которым связано сознание его возможной социальной ценности»1. В этом заключается вторая особенность предлагаемой программы, отличие которой от других имеющихся программ по театральному искусству состоит в особом акценте на формирование мировоззренческой позиции школьника через включение его во все этапы создания спектакля. Это, с одной стороны, требует от ребенка умения не только ориентироваться в мире искусства, но и знать историю своего народа, его обычаи и нравы, ощущать «болевые точки» современности, а с другой — ликвидирует одну из причин пониженной значимости для школьников собственно сценической деятельности: практическую непричастность их к режиссерскому творчеству — процессу постановки спектакля.

Следующей особенностью программы является акцент на общее развитие личности, включая ее физическое совершенствование. С этой целью в курс программы включены занятия по ритмике, гимнастике, сценическому движению, пантомиме; программа предполагает изучение истории мирового театра, основ этнографии, нравов и обычаев народов, истории костюмов, причесок, интерьера и т. д., ибо «все на свете есть человек, ибо в каждом предмете, в каждой мысли живет их умерший (или живущий. — Т.П. ) создатель» (Г.Гачев). Постигая истоки бытия, моделируя собственное представление о жизни народов, ребенок определяет собственное место в мировом Космосе, становясь, с одной стороны, его неотъемлемой частицей, а с другой — ощущая в себе весь бесконечный «смысл, цель, гармонию мироздания».

В программе впервые затрагивается проблема творческого общения в процессе создания спектакля и даются конкретные предложения по формированию этого навыка.

Основной, доминирующей особенностью программы является активное включение в процесс развития личности других, смежных театру искусств. Достаточно сказать, что в программу включено 362 названия произведений музыки и изобразительного искусства. Это непосредственно связано с синтетическим характером театральной деятельности, где, на наш взгляд, существует не только зримая («наглядная») взаимосвязь искусств, включающая в себя «видимые» и «слышимые» искусства (сценография, музыка, искусство мизансцены, грим, костюм), но и взаимосвязь, имеющая скрытую форму и проявляющаяся во внутренних процессах создания образа отдельного героя или спектакля в целом, когда творческие силы, действующие на каждой фазе моделирования образа, выполняют функции, близкие специальным способностям и методам творчества других искусств. Вместе с тем выход на интегрирование связан с возможностью театра как модели мира, проецирующей внутри себя не только множественность структур человеческих отношений, «стечение бытия», но и потенциальное движение к восстановлению нарушившихся связей: «бытия и человека, общества и личности, разрозненного и случайного, личного и разного — в целостность» {Г.Гачев). В результате ребенок должен почувствовать себя частицей мироздания, стать сопричастным силам природы и Космоса в историческом времени и пространстве, освоив при этом присущие человечеству материальные и духовные ценности. Таким образом, процесс создания спектакля (или образа отдельного героя) рассматривается нами как условие полихудожественного развития личности, учитывающего интегративные процессы, протекаю-щие в результате взаимодействия различных видов искусства как на «внешнем уровне», так и внутри одного из искусств. Включение ребенка в систему «человек — образ — спектакль» предполагает погружение его в разноликое пространство человеческой культуры, в котором детское творчество выступает как неотъемлемая часть этой культуры и как условие ее постижения. Такая постановка проблемы является новой и позволяет нам наметить гипотетическую модель развития личности средствами театрального искусства не только через творческую деятельность по созданию завершенного произведения (спектакля), но и с помощью использования элементов данного искусства в учебном процессе, предполагающем в первую очередь выявление и развитие универсальных способностей школьников на основе генетической взаимосвязи зрения, голоса, слуха, осязания, обоняния, движения и т. д.

Программа построена по принципу блоков, которые организованы по вертикали и горизонтали одновременно.

Блоки, расположенные по вертикали, учитывают периодизацию развития ребенка и имеют стадии, условно названные как:

Период накопления (погружение) — I — IV кл.
Период моделирования — V — IX кл.
Период становления собственного «Я» — X — XI кл.

Период накопления предполагает погружение в пространство цвета, звука, движения через подражание как «захвата чужого бытия в себя» (Г. Гачев) — овладение формой, где театр становится «школой согласования тела с душой и души с телом как независимых миров» (Г. Гачев), школой обучения чувств ребенка. Здесь происходит освоение общечеловеческих стереотипов поведения, формируется способность к сопереживанию и подражанию, а в конечном счете представление о нерасторжимой связи природы и человека.

Второй период связан с освоением духовных ценностей через моделирование-присвоение различных общественных структур и форм общения (навык социальной адаптации), «примеркой» на себя многообразных Ликов – человеческих масок, характеров, типов, скрывающих до поры собственное лицо. Театр в данном случае выступает как «арифметика социальных отношений» (Д. Б. Эльконин), где сценическая борьба открывает смысл существования различных миров в их взаимосвязи и взаимозависимости и где ребенок учится конструировать эти модели миров — пространств —зависимостей, действуя в различных стилевых жанрах, отражающих характер конкретной модели.

Третий период связан с выходом на «личностное начало», формированием своего собственного Образа, Космоса, Пространства. В данном случае театр выступает как «диалог диалогов», как «гладиаторское представление, где бьются и забивают друг друга все идеалы, и ценности, и принципы, и цели, и характеры, и эпохи, и учения» (Г. Гачев) во имя собственного «выпрямления». Именно здесь через свободное (идеальное) общение со зрителем ребенок должен научиться «нести в мир культуру радостного беспокойства» (Г. Гачев). Этот этап заканчивается созданием авторского театра, где школьник выступает уже не только как исполнитель, но прежде всего как толкователь (автор, режиссер) спектакля в целом.

Блоки, расположенные по горизонтали, отражают содержательный аспект программы, выявляя при этом основные направления развития ребенка средствами театрального искусства. К последним относятся:
освоение индивидуального пространства через элементы внутренней и внешней техники актера;
творческая деятельность в процессе создания образа отдельного героя или спектакля в целом;
освоение творческой этики;
общеэстетическое развитие.

Первое направление предполагает постоянный тренинг навыков и умений, связанных с воображением и фантазией, эмоциональной памятью и другими психическими процессами, лежащими в основе любой творческой деятельности. Интеграция искусств осуществляется здесь прежде всего через включение элементов изобразительного искусства, литературы, музыки, танца в единый процесс многостороннего развития личности ребенка. Вместе с тем данное направление предполагает совершенствование речевого аппарата, включая навык четкого произношения звуков, постановку дыхания, развитие динамического диапазона голоса, развитие и совершенствование навыка работы над художественным текстом (основным доминирующим искусством является литература); совершенствование двигательного аппарата ребенка через развитие всей мышечной системы и навыков координации в пространстве (интегративные виды искусства: музыка, танец, среда). Занятия осуществляются на уроках ритмики (I — III кл.), сценической гимнастики и акробатики (IV кл.), занятиях по сценическому движению (V — VII кл.) и пантомиме (VIII — X кл.), уроках по сценической речи (I-Х кл.) и гриму (V — X кл.).

Тренинг по внутренней и внешней технике проводится с детьми на протяжении всего времени обучения, однако его цели и задачи целиком подчиняются целям и задачам каждой из указанных стадий становления личности школьника, обозначенных нами в качестве трехступенчатой модели движения ребенка к собственному «Я». В результате решение частных задач (в том числе и чисто профессиональных) постепенно уступает место комплексной тренировке элементов актерского и режиссерского мастерства, чередующей в различных комбинациях всю сумму полученных навыков и умений.

Вторая линия развития связана с участием ребенка в творческой деятельности по созданию образа отдельного героя или спектакля в целом. Работа над образом начинается с формирования первоначального представления о перевоплощении через пластические и ритмические характеристики образов природы и предметного мира (интеграция осуществляется через включение элементов изобразительного искусства, музыки, танца; освоение среды), постепенно переводя школьника на путь самостоятельной работы над ролью, включая выстраивание логики поведения героя, поиск его внутренней и внешней характеристики, определение сверхзадачи и т. д. Освоение позиции исполнителя происходит через идентификацию ребенка с образом театральной куклы (I — III кл.), освоение образа-маски (IV — VI кл.), образа-типа (VII — VIII кл.), образа-характера (IX — X кл.), действие от своего собственного лица (XI кл.). Такая логика развития личности средствами театрального искусства явно противоречит логике обучения актерскому мастерству, принятой в театральных вузах, где процесс воспитания актера начинается прежде всего с освоения позиции «Я — в предлагаемых обстоятельствах», но является, на наш взгляд, вполне закономерной в связи с возрастными особенностями и возможностями школьников. К этим особенностям можно отнести и отсутствие внутренней критики на начальной ступени обучения, и неумение абстрагироваться от внешних раздражителей, и возрастающую с каждым годом общую скованность и зажатость ребенка, граничащие с повышенной ранимостью и готовностью к стрессам. Вот почему так важно сформировать у него хотя бы иллюзорное представление о своей защищенности, помогая тем самым избежать разочарования или возникающий негатив. Желательно,  чтобы  уже  подросток работал  одновременно  над двумя различными ролями, одна из которых способствовала бы углублению и развитию индивидуальных качеств и способностей, а другая (данная на «сопротивление материала») была бы полезна для преодоления недостатков и раскрытия потенциальных возможностей личности.

В целом работа над ролью представляет собой скрытый процесс интеграции искусств, осуществляемый через включение на разных этапах рождения образа способностей к различным видам искусства. Так, освоение речи героя (литература), поиск его внешнего облика (изобразительное искусство) и манеры двигаться (освоение индивидуального пространства), вскрытие подтекста и создание внутренних монологов (литература), общение с партнерами в сценическом пространстве (среда) и умение держать заданный темпоритм (музыка), исполнение куплетов, танцевальных и акробатических номеров (в том числе умение владеть шпагой) — все это не только требует многостороннего развития личности, но и представляет собой единый (интегрированный) процесс создания актеро-роли.

Работа над образом спектакля начинается у школьников с формирования общих представлений о театре как ярком, зрелищном искусстве (I — IV кл.), где насмотренность становится основным условием дальнейшего развития личности в этом направлении. Период накопления или погружения, как мы условно назвали этот этап становления личности, постепенно подготавливает ребенка к решению новых задач, связанных с формированием навыка поэтапной работы над пьесой через овладение особенностями различных жанров: сказка (IV — VI кл.), водевиль (VII кл.), комедия (VIII кл.), трагедия (IX кл.), психологическая драма (X кл.), авторский театр (XI кл.). Представление о возможностях каждого из искусств в их сложном переплетении театрального синтеза складывается у школьников через усвоение понятия «интерпретация» (V, VI, VII кл.), когда детям предоставляется возможность попробовать себя в роли художника, композитора, мастера по свету, а в дальнейшем и автора спектакля в целом (XI кл.). Здесь перед детьми раскрываются внутренние законы интеграции, которые предстают перед зрителем в качестве наглядной взаимосвязи всех элементов театрального представления.

Таким образом, в процессе творческой деятельности ребенок овладевает навыками актерского мастерства, получает представление об образе спектакля и его компонентах; работая над различными спектаклями, в которых отражаются различные эпохи человеческого бытия, он постепенно осваивает элементы общечеловеческой культуры, которые предстают перед ним в качестве живой ткани вечно изменяющегося мироздания.
Освоение творческой этики направлено на формирование у школьников навыка коллективной работы и творческой дисциплины. Ребенок, включенный в театральную деятельность, постепенно приобретает навыки межличностных отношений, у него происходит осознание зависимости всех от одного и одного от всех (навык «группового поведения»); формируются умение правильно оценивать критические замечания, установка на преодоление в себе апатии в случае неудачи; формируется отношение к спектаклю как к произведению искусства, способному изменить мир (умение понимать, что необходимо зрителю сегодня, сейчас, и стремление ответить на волнующие его вопросы). Все эти качества самым тесным образом связаны с воспитанием у ребенка чувства гражданской ответственности за все, что происходит в мире, и в частности за судьбу своего народа, частицей которого он является сам.

Общеэстетическое развитие предполагает знакомство с основами этнографии, историей мирового искусства и историей театра всех времен и народов, в процессе чего происходит познание национальной специфики мира, постижение нравственных законов бытия, раскрывается значение театра в духовном обогащении человека. Через беседы о литературе, живописи, музыке, обсуждение просмотренных кинофильмов и спектаклей у школьников формируется представление об искусстве как высшей форме общения, возникает потребность в овладении его языком, воспитывается навык творческой требовательности к собственной деятельности.
Предлагаемая модель художественно-творческого развития личности средствами театрального искусства имеет универсальный характер, и ее элементы могут быть использованы в самых различных формах учебно-воспитательного процесса как в школе, так и во внешкольных учреждениях. Ориентированная прежде всего на творчество педагога, она дает широкую возможность сконцентрировать свое внимание на поиске собственного стиля преподавания, включая сюда не только методику, но и структурно-организационные формы занятий, выбор художественного материала, творческих заданий, определение необходимости и принципов включения смежных искусств. В результате данная модель может стать основой для создания других (n-вариантных) моделей, приспособленных к конкретным условиям конкретной школы, кружка, студии.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПЕРВОГО, ВТОРОГО, ТРЕТЬЕГО И ЧЕТВЕРТОГО КЛАССОВ

Осознание себя в мире цвета, звука, движения, речи через овладение формой.
Освоение мира реальной и фантастической природы.
Освоение общечеловеческих стереотипов поведения через формирование представления об особенностях поведения героев мифов и народных преданий.
Представление о взаимосвязи всего живого на земле.
Формирование умения включаться в творческий процесс, развитие произвольного внимания, внимания к особенностям исполнения.
Погружение в музыкально-двигательную среду с целью развития пластичности и выразительности тела, понимания его возможностей (теория «зрительного движения» А. Дункан), формирование чувства пространства; навык четкого произношения звуков, постановка дыхания, исправление недостатков речи, развитие динамического диапазона голоса, речедвигательной координации, навык логического анализа текста, логического и последовательного действия.
Развитие способности к сопереживанию и подражанию. Формирование первоначального навыка перевоплощения через освоение образов растительного, животного и предметного миров.
Первоначальный навык общения через физическое и словесное действия.
Специфика действия в образе-маске, организация движения, жеста и слова, штампы чувств.
Представление о конфликте.
Воспитание интереса и чувства удовольствия от выполнения творческой задачи.
Освоение позиции исполнителя через идентификацию с образом театральной куклы.
Формирование первоначального навыка оценки своего и чужого исполнений.
Формирование представления об истоках театрального искусства и драматургии как особом виде литературного творчества; первоначальный навык действенного анализа пьесы; формирование «чувства боли» за коллективный труд.

Автор программы: кандидат педагогических наук Т. Г. Пеня
Руководитель программы: член-коррреспондент РАО, доктор педагогических наук Б. П. Юсов


СКАЧАТЬ ПРОГРАММУ ПОЛНОСТЬЮ

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования