Общение

Сейчас 637 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

План занятия:
Сочинение устного рассказа на основе игры «Сказочные карты».
Упражнение «Крылатая разминка».
Материалы:
Плакат с перечнем сказочных функций для демонстрации на доске.
16 табличек со сказочными функциями для демонстрации на доске. Размер табличек — примерно 30 х 15 см, надписи четкие.
Ход занятия
На занятии используются «карты Проппа». Известный русский фольклорист Владимир Яковлевич Пропп выделил определенную структуру, по которой строится каждая народная (волшебная) сказка. Он сформулировал 31 функцию, выполняемую героями сказки в той или иной последовательности.
Джанни Родари предложил использовать «пропповские функции» для создания сказочных историй с детьми и свел их к двадцати (Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. — М.: Прогресс, 1978. С. 81):
1. предписание или запрет;
2. нарушение;
3. вредительство или недостача;
4. отъезд героя;
5. задача;
6. встреча с дарителем;
7. волшебные дары;
8. появление героя;
9. сверхъестественные свойства антагониста;
10. борьба;
11. победа;
12. возвращение;
13. прибытие домой;
14. ложный герой;
15. трудные испытания;
16. беда ликвидируется;
17. узнавание героя;
18. ложный герой изобличается;
19. наказание антагониста;
20. свадьба.
Если педагог успешно и неоднократно использует «карты Проппа» на занятиях по сочинению сказочных историй, он может пользоваться 20 картами. При работе с детьми 10—11 лет мы сократили функции до 16 карт.
Сочинение рассказа на основе игры «Сказочные карты». Для занятия понадобится плакат с крупно написанными сказочными функциями. Рядом можно нарисовать небольшие понятные рисунки, поясняющие значение каждой функции.
После того, как плакат прикреплен на доску, педагог начинает занятие: «Сегодня мы будем сочинять сказочные истории при помощи необычной схемы. В сказках происходят разные события, но если внимательно читать, можно увидеть, что все сказки чем-то похожи друг на друга. Итак, в сказке часто случается...
1. Запрет или поручение. Главному герою сказки часто запрещают что-то делать. Например, Спящей красавице было запрещено прикасаться к веретену, а Братцу Иванушке сестрица Аленушка строго запрещала пить из лужицы. При этом главного героя обычно предупреждают, что за нарушение им грозит смерть или болезнь. Вспомните, какие еще бывают запреты в сказках? (дети отвечают). Иногда герою не запрещают, а наоборот, поручают, приказывают что-то сделать. Например, царь отправляет своих сыновей за молодильными яблочками, а купеческая дочь просит отца привезти ей аленький цветочек. Причем, как правило, для того, чтобы привезти порученное, герой тоже что-то нарушает.
2. Нарушение. Сказка не была бы сказкой, если бы главный герой не нарушил запрет. Так, жена Синей бороды заглянула в закрытую комнату, братец Иванушка на пился воды из лужи, а Красная Шапочка заговорила с волком. В результате герой терпит наказание: впадает в долгий сон, заболевает или должен выполнить сложное поручение.
3. Вредительство или недостача. Бывает так, что герой нечаянно портит или теряет какую-то вещь, из-за чего ему тоже приходится отправляться в дальний путь или выполнять сложную работу. Помните, как в сказке «Госпожа Метелица» девочка уронила ведерко в колодец, и ей пришлось за ним спускаться, а потом служить у госпожи Метелицы? 
4. Отъезд героя. Герой в сказках не сидит на одном месте. Рано или поздно ему приходится уезжать из родного дома. Он может уехать в начале сказки — отправиться искать приключений по свету, а может уехать, чтобы исправить ту беду, которая на него свалилась. Помните, как в сказке «Двенадцать месяцев» злая мачеха приказала девочке: «И без подснежников не возвращайся!». Вспомните, когда еще герои сказок уезжали из дома?
5. Задача. Задача — это то задание, которое нужно выполнить нашему герою. Например, нарвать подснежников, найти прекрасную принцессу или отнести пирожки бабушке.
7. Встреча с дарителем. Очень часто в сказках герой встречает человека, волшебника, фею, который помогает ему и дарит какой-нибудь волшебный предмет. Все вы помните фею, которая подарила Золушке волшебные башмачки. Даже Баба-Яга дарит Ивану-царевичу волшебный клубок.
Волшебные дары. Волшебные дары — это волшебный предмет, который помогает нашему герою. Вспомните, какие волшебные предметы бывают в сказках? (Дети отвечают.) Однако волшебный предмет может принести неприятности, если с ним неправильно обращаться. Помните сказку про горшочек, который наварил целый город каши, потому что девочка забыла заклинание? Кстати, забывание заклинания девочкой считается своеобразным «вредительством» (см. функцию 3).
8. Сверхъестественные свойства антагониста. Антагонист — это антигерой, злодей, который противостоит главному герою (например, мачеха в «Золушке»). Часто с таким злодеем сложно бороться, потому что он обладает сверхъестественными способностями. Помните, как у Змея Горыныча вырастали отрубленные головы? Иногда со злодеем сложно бороться, потому что он наделен властью (колдунья-мачеха, которая ненавидела Белоснежку).
9. Трудные испытания. Герой обязательно должен пройти через трудные испытания, чтобы завоевать свое счастье: уйти за тридевять земель и вернуться, служить в слугах у госпожи Метелицы, и даже спать на жесткой горошине. Часто в испытаниях ему помогают волшебные дары.
10. Борьба. Борьба — это битва героя и злодея, в борьбе часто используются волшебные дары. .
11. Победа. Кто всегда побеждает в сказках? (Дети отвечают.) Правильно, главный герой обязательно побеждает злодея.
12. Возвращение. Герой возвращается домой, часто по пути встречая всех, кто ему помогал.
13. Прибытие домой. Обычно герой прибывает домой после сложных испытаний, где его ждут как победителя. Но герой может возвращаться домой и в середине сказки, а потом снова уезжать — как в сказке «Аленький цветочек», когда купеческая дочь вернулась домой на несколько часов, а впереди ее ждали еще испытания.
14. Беда ликвидируется.. Спящая красавица просыпается, братец Иванушка вновь становится мальчиком, Чудище превращается в прекрасного принца. Словом, все несчастье становится счастьем.
15. Наказание антагониста. Злодея или злодейку, которая строила нашему герою всевозможные козни, изобличают и наказывают: выгоняют из страны, сажают в бочку с гвоздями, выставляют на всеобщее посмешище и так далее.
16. Свадьба. Здесь все понятно. Сказка заканчивается свадьбой, пиром и долгими годами жизни. Какими словами обычно заканчивается сказка? (Дети отвечают.)
После того, как педагог объяснил значение каждой функции, он предлагает классу сочинить сказку: «В сказке все может вставать с ног на голову. Поэтому совсем необязательно, чтобы сказочные события следовали друг за дружкой, как на нашем плакате. Какие-то события могут не происходить совсем. Давайте сочиним новую сказку, которая начинается так...».
В руках у педагога 16 табличек, на каждой из которых написана сказочная функция. Когда дети только знакомятся с «картами Проппа», им сложно связать в логический ряд сразу 16 функций, расположенных в произвольном порядке. Поэтому педагог перемешивает таблички, вынимает только 5—6 штук и прикрепляет на доску. При необходимости ведущий может поменять местами пару табличек, но можно этого и не делать.
К примеру: встреча с дарителем, наказание антагониста, трудные испытания, вредительство или недостача, свадьба, борьба. Ведущий может предложить детям не наказывать несчастного антагониста в начале сказки, перенести эту карточку в конец и начать историю так: «Жил-был на свете бедный рыцарь. Он путешествовал по свету, и всего богатства у него были серебряные доспехи. И вот однажды отправился он в соседнее королевство счастья искать...». Дети по очереди придумывают продолжение сказки. Когда сказка придумана, можно снова перемешать все таблички с функциями, вынуть несколько и придумывать следующую сказку.
Вариантов работы с «картами Проппа» множество. Используя одни и те же функции, переставляя их порядок, каждый ребенок может придумать свою сказку, и все истории будут непохожи друг на друга. Можно придумать сказку из всех 16 функций. Можно взять за основу только одну, например, «запрет». Можно придумывать устную сказку в кругу ребят. Можно написать пародию на известные сказки и так далее. Словом, «карты Проппа» дают возможность придумывать неограниченное количество историй, если ребята хорошо понимают значение каждой функции.
Упражнение «Крылатая разминка». См. Занятие 12.
Домашнее задание. Вырезать из журнала или газеты Портрет любимого героя из кинофильма, сериала или мультфильма. Принести альбомы (листы) для рисования, фломастеры или карандаши, клей для бумаги.

Кузнецова Светлана Алексеевна
«УРОКИ СКАЗОК»
Программы занятий по творческому развитию детей

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования