Общение

Сейчас 913 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

  • artist1206

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

пьеса в двух действиях по мотивам романа Роберта Артура «Тайна замка ужасов»
Действующие лица:
ЮПИТЕР ДЖОНС
БОБ ЭНДРЮС
ДЖЕЙН ГРИНШОУ
ДЖОНАТАН РЕКС
ЧАРЛЬЗ ГРАНТ
Действие первое.
Картина первая.
Сцена представляет собой двор конторы "Утильсырья". Здесь навалены самые разнообразные предметы: крылья автомоби­лей, трубы, колеса, раскрашенные фанерные щиты, есть даже дет­ская коляска. С задней стороны конторы дощатая пристройка, ко­торую ЮПИТЕР ДЖОНС, сын хозяина конторы, приспособил для своей резиденции. Посередине комнаты — старый стол из закусочной, разномастные пластиковые стулья и кресла. На столе — телефон, бюро и несколько книг. В углу свалено разнообразное "необходи­мое" оборудование на всякий случай: провода, моток веревки, бейсбольная бита и т.п. На полке над столом аккуратно расстав­лены фотоаппарат, бинокль, противогаз, книги.
ЮПИТЕР ДЖОНС сидит на старом крутящемся стуле и задумчиво пощипывает нижнюю губу — это означает: мозги его включены на полные обороты. В углу комнаты неожиданно припод­нимается один из щитов и оттуда появляется лохматая мальчи­шечья голова: это БОБ.
БОБ. Привет, босс.
ЮПИТЕР. Здравствуй, Боб.
БОБ. Настоящее сыскное бюро.
ЮПИТЕР. Да, старик разрешил мне устроиться на заднем дворе своей конторы.
БОБ. Вижу, вижу, твои серые клеточки работают, как любил говорить старик Пуаро. Расслабься. Взгляни-ка.
БОБ разворачивает рулон бумаги, который он принес с собой. На листе большими красными буквами изображено:
ТРИ СЫЩИКА
ВЕДЕМ РАССЛЕДОВАНИЯ ПО ЛЮБЫМ ДЕЛАМ
???
Первый сыщик — ЮПИТЕР ДЖОНС
Второй сыщик — БОБ ЭНДРЮС
Архив и протоколы — ДЖЕЙН ГРИНШОУ
ЮПИТЕР. Подходяще.
БОБ. А зачем тебе понадобились вопросительные знаки?
ЮПИТЕР (торжественно). Вопросительный знак — универсальный символ. Нам предстоит столкнуться в будущей деятельности со всякими тайнами и секретами. Поэтому знак вопроса — наша эмблема — Три Сыщика.
В этот момент сквозь трубу сверху с грохотом проваливается девчонка, дела­ет курбет на полу и смотрит на афишу, вокруг. Она восхищена.
ДЖЕЙН. Потрясно! Начинаем первое дело.
БОБ. А какое дело? Что-то я не слышал ни о каком стоящем деле, как говорил старина Мегре.
ЮПИТЕР. Есть дело... К сожалению, возникли неко­торые сложности...
ДЖЕЙН (БОБУ). Понимаешь, мистеру Альфреду Хичкоку понадобился дом с настоящими привидениями. Отец слышал на киностудии.
БОБ. С привидениями?! А мы-то здесь при чем?
ЮПИТЕР. Он снимает какой-то фильм ужасов. Неплохо бы найти ему такой дом. Для нас это был бы хороший шанс при­обрести известность.
БОБ. Ого, Хичкок — знаменитый режиссер! А где же мы возьмем этот дом? Сами, что ли, привидениями станем?.. А-а-а-а-а... (Изображает привидение). У-у-у-у...
ЮПИТЕР. Перестань дурачиться, Боб. Есть идея.
БОБ. Выкладывай,
ЮПИТЕР. Джейн, расскажи нам, что ты нашла в архи­вах?
ДЖЕЙН. Все утро рылась в библиотеке. Ох, и пыльные же эти старые журналы и газеты. Вот отчет. (ДЖЕЙН достает толстую тетрадь и начинает читать). "Первые сведения о Замке Ужасов появились более двадцати лет назад..."
БОБ. Замке Ужасов? Что-то не нравится мне это название!
ДЖЕЙН (живо). Да ты послушай! Семья из пяти чело­век собралась однажды провести там ночь. О них больше никто никогда...
ЮПИТЕР. Стоп, Джейн! Начнем сначала. Давай расска­зывай по порядку.
ДЖЕЙН О'кей! Замок Ужасов расположен в Черном каньоне — узком ущелье недалеко от Голливуда. Его владелец — Стефан Террил, звезда кино прошлых лет. Всю жизнь играл в фильмах-кошмарах — разных оборотней, монстров и всяких там. Он навез в свой замок реквизит из своих фильмов — древние доспехи, египетские усыпальницы и прочее старье.
ЮПИТЕР. Начало довольно обещающее.
БОБ. Смотря для кого... Так что же стало с этим Стефаном Террилом?
ДЖЕЙН. Сейчас узнаешь. Однажды он потерял голос и стал пищать и шепелявить.
БОБ. Вот умора! (Передразнивает). "Я из тебя выпью всю кровь..." Зрители, небось, все с кресел попадали от смеха!
ДЖЕЙН. В том-то и дело. Террилу пришлось распро­щаться с кино. Он отослал прислугу, а затем и лучшего друга — коммерческого агента мистера Джонатана Рекса. Потом он пере­стал отвечать на письма и телефонные звонки, заперся в своем замке и исчез из виду. Люди постепенно стали забывать о нем. Однажды в двадцати пяти милях севернее Голливуда нашли разби­тую машину: она не вписалась в поворот и рухнула со скалы чуть ли ни в океан.
БОБ. Стой, а какое отношение машина имеет к Стефану Террилу?
ДЖЕЙН. Полиция по номеру машины установила, что ее владельцем является Стефан Террил. Тело полиция не обнаружила.
ЮПИТЕР. Ну это неудивительно — труп могло смыть в океан во время прилива.
БОБ. Рехнуться можно...
ЮПИТЕР (ДЖЕЙН). Ты думаешь, он покончил с собой?
ДЖЕЙН. Трудно сказать. Полиция обыскала замок, но никого не обнаружила. Нашли только записку — на столе в библиотеке. (Читает). "Хотя мир и никогда больше не увидит меня в живых, дух мой не оставит этого места. Замок будет проклят на веки вечные, Стефан Террил."
БОБ. Черт... Чем больше я слышу об этом месте, тем меньше оно мне нравится.
ЮПИТЕР. Напротив, картина становится все более интересной. Продолжай, Джейн.
ДЖЕЙН. С тех пор многие люди пытались купить этот замок. Но больше одной ночи никто там не мог выдержать. Какая-то кинозвезда осталась там в целях рекламы, но в полночь вы­скочила оттуда, как ошпаренная. Она вся тряслась, что-то бор­мотала о синем призраке и ужасном облаке — его потом стали называть облаком страха.
БОБ. Синий призрак! Облако страха. И только-то... А всадники без головы?! Привидения, гремящие цепями?! Нет, мне уже все ясно. Дело не выгорит.
ЮПИТЕР. Подожди, Боб! Что еще, Джейн?
ДЖЕЙН. Все остальное в том же духе. Там, говорят, пропала целая семья. Потом там слышали звуки органа по ночам, видели что-то мерцающее — какое-то синее пятно.
ЮПИТЕР. И несомненно, все эти явления были тщатель­но расследованы?
ДЖЕЙН. Пара профессоров посетила замок, чтобы вы­яснить, в чем дело, но толком им узнать ничего не удалось. Они все время чувствовали какую-то тревогу, подавленность, беспричинный страх.
БОБ. Нет уж, меня туда ни за какие коврижки не загонишь!
ЮПИТЕР. И тем не менее, сегодня ночью мы идем в замок. Надо взять магнитофон и фотоаппарат. Все необычное будем фиксировать. Но прежде сделаем один небольшой звонок. (Набирает номер телефона). Это секретарь мистера Хичкока? Соедините меня, пожалуйста, с мистером Хичкоком... По какому вопросу? В связи со съемками нового фильма... Добрый день, мистер Хичкок. С вами говорят из сыскного агентства "Три сы­щика". Мы хотели бы предложить вам свои услуги в поисках дома с привидениями... Да, для вашего фильма... Что, этим уже занимаются? А если мы вам гарантируем лучший дом с привидени­ями во всех Соединенных Штатах?.. Тогда у нас к вам маленькая просьба: новое агентство нуждается в рекламе, а вы — человек известный. Согласны?.. Тогда мы приступаем к работе.
Занавес.
Перед занавесом. На сцене постепенно темнеет. Слышится легкий шум, шуршание, звуки чьих-то шагов. Появляется краду­щийся ЮПИТЕР, за ним БОБ, следом — ДЖЕЙН.
БОБ. Мои ноги что-то дальше не идут.
ЮПИТЕР. А я всегда сам приказываю своим ногам.
БОБ. А-а-а!
ЮПИТЕР. Что ты орешь? Тише!
БОБ. Что-то метнулось из-под ног!
ДЖЕЙН. Это заяц! Мы его напугали.
БОБ. Мы его напугали! А он меня?!
ЮПИТЕР. Вполне естественно. Ночью любой таинст­венный звук в сочетании с резким движением оказывает сильное воздействие на нервную систему. Пошли.
БОБ. А может нам спеть для храбрости?
ЮПИТЕР. Но так мы не услышим ни стонов, ни вздо­хов, ни лязга цепей.
БОБ. Что-то мне совсем не хочется слушать вздохи, стоны... и это...
ДЖЕЙН. Лязганье цепей?
БОБ. Вот-вот.
ЮПИТЕР. Но это же все послужит доказательством сверхъестественных явлений.
ДЖЕЙН. Ай! Летучая мышь!
ЮПИТЕР (успокаивая). Летучие мыши поедают насеко­мых, а не людей.
БОБ. А может эта решила сменить меню?
ЮПИТЕР. Дорога похоже ведет прямо к замку. Джейн, ты остаешься здесь и ждешь нас.
ДЖЕЙН. Мальчики, вы уж поскорее!
БОБ. Что касается меня, я там постараюсь не задерживаться.
ЮПИТЕР и БОБ уходят.
Картина вторая.
Большой зал в Замке Ужасов. Сквозь окна пробива­ется неясный свет луны. На стенах висят картины, по углам тускло поблескивают рыцарские доспехи. В стенной нише стоит гроб. Несколько дверей ведут в другие залы Замка. Кругом чувствуется затхлость и запустение. Из глубины сцены появля­ются два луча фонаря, и некоторое время шарят по залу.
ЮПИТЕР и БОБ, крадучись, выходят на середину зала.
ЮПИТЕР. Вот мы и на месте: это главная Зала, подождем здесь часок и уйдем.
ГРОБОВОЕ ЭХО. Уйде-е-м-м...
БОБ (испуганно). Ты слышал?! Это призрак! Он велит нам уходить. Уйдем, уйдем — не будем его раздражать!
ЮПИТЕР (хватая его за руку). Подожди!
ГРОБОВОЕ ЭХО. Подожди!..
ЮПИТЕР. О-го-го!
ЭХО. О-го-го...
ЮПИТЕР. Я так и думал — обыкновенное эхо! Видишь, зала очень высокая и круглой формы. Стены отлично отражают звук — владелец замка специально так ее построил много лет назад.
ЭХО. Ад... ад...  ад...
БОБ. Эхо, действительно... Неужели ты думаешь, что я испугался? (Громко смеется).
ЭХО (хриплый, душераздирающий хохот).
БОБ (шепотом). Неужели это я?
ЮПИТЕР. Конечно, ты, но больше, пожалуйста, этого не делай.
ЭХО. Лай... лай... лай...
БОБ. Да уж, с меня хватило на всю жизнь.
ЭХО. Жизнь... жизнь... жизнь...
ЮПИТЕР тянет за рукав друга и уводит его с середины зала.
ЮПИТЕР. Теперь мы можем говорить спокойно.
БОБ. А это... эхо?
ЮПИТЕР. Видишь, молчит.
БОБ. Верно, молчит.
ЮПИТЕР. Оно откликается, только если ты находишь­ся в центре зала. Существует много исторических свидетельств о подобных эффектах.
БОБ. Мог бы меня и предупредить.
ЮПИТЕР. Звучащая обитель упомянута в отчете Джейн, а заодно многое другое: надо было внимательно читать.
БОБ. Я прочел только о семье с Востока, которая здесь исчезла...
ЮПИТЕР. Мы должны выяснить, что же пугает всех в этом замке. Ведь в течение двадцати лет ни один человек не мог провести здесь ночь — всех охватывал необъяснимый страх. Если в Замке действительно обитает призрак — дух Стефана Террила, то мы на пороге величайшего научного открытия.
БОБ. А кто ж тогда пугает? (Светит фонариком).
Фонарик высвечивает несколько портретов. На всех изображен один и тот же человек в разных костюмах — надменного английско­го дворянина, омерзительного горбуна, циркового шута, одноглазого пирата.
Смотри, это он... в разных ролях...
ЮПИТЕР. Я анализирую свои ощущения и должен ска­зать, что в настоящий момент не ощущаю никакого страха — лишь некоторую напряженность. А ты?
БОБ. Я тоже. Когда это чертово эхо исчезло, замок стал похож на обыкновенный старый дом. (Продолжает светить фонариком). Ой! Глаз...
ЮПИТЕР. Что — глаз?
БОБ. Этот пират — он мигает здоровым глазом... Смотри — еще раз моргнул!
ЮПИТЕР. Какой пират?
БОБ. Вон тот портрет! (Показывает лучом фонарика).
ЮПИТЕР. А что — здорово нарисован. Как живой...
БОБ. Но глаз не нарисован! Он живой, он следит за нами!
ЮПИТЕР. Можно проверить — глаз явно нарисован.
Светят фонариками.
БОБ. Да, я ошибся... но он ведь точно моргал. Я ведь... Слушай... ты что-нибудь чувствуешь?
ЮПИТЕР (с удивлением). Холод... Мы попали в зону низкой температуры. Такое встречается в домах с привидениями.
БОБ. Этот замок точно с привидениями... Ну и сквоз­няк! У меня такое чувство, что тут носится целое полчище призраков, мурашки по коже. Слушай, я боюсь!
Доносится тихая музыка. Дымка посреди зала начинает сгущаться, принимая раз­ные причудливые формы.
ЮПИТЕР. Действительно, откуда-то дует холодом.
БОБ. Смотри! Это призрак! Я боюсь! Я жутко боюсь!
БОБ со всех ног бросается из залы, ЮПИТЕР секунду колеблется и бросается вслед за БОБОМ. Раздается ужасающий крик. Слышен топот убегающих. Некоторое время зала пуста. Затем со скрежетом отворяется одно из зеркал, и таинственная темная фигура неслышно пересекает зал. За стеной кричит ночная птица.
Занавес.
Перед занавесом появляется бегущий БОБ, за ним — ЮПИТЕР.
БОБ. Слушай, кто-то за нами гонится! Я слышу звук шагов.
ЮПИТЕР (останавливается). Нет, это эхо, теперь уже в каньоне. Стой! Видишь, не слышно.
БОБ. Ну и дела... Какой жуткий был крик...
ЮПИТЕР. Как мы бежали! Как кролики...
БОБ. Кажется, ты говорил, что приказываешь своим ногам сам...
ЮПИТЕР. Так и есть — я велел им ретироваться.
Появляется ДЖЕЙН.
ДЖЕЙН. Что случилось? Кто это кричал?
БОБ. Даже знать не хочу! А если кто и знает, надеюсь, мне не станет докладывать.
ДЖЕЙН. Но что случилось? Вы видели Синего Приз­рака?
ЮПИТЕР. Мы ничего не видели. Но что-то нас сильно напугало — мы бежали как сумасшедшие.
БОБ. Поправочка! Мы рехнулись еще раньше — когда ввязались в это дело.
ДЖЕЙН. В замке действительно есть привидения?!
БОБ. У меня чувство, что проклятый Замок служит резиденцией Всеамериканского Союза духов, привидений и вурда­лаков. И мы ведь никогда больше туда не вернемся, не так ли, Юп?
ЮПИТЕР не отвечает, погруженный в раз­мышления.
Мы ведь не вернемся туда, правда?
Ребята уходят. Некоторое время сцена пуста. Затем появляется черная фигура в капюшоне и крадется вслед за ребятами.
Картина третья.
Резиденция ЮПИТЕРА ДЖОНСА. Весеннее утро. Светит солнце. ЮПИТЕР сидит за столом и слушает магнитофон, щелкая кнопками. Магнитофон молчит,
ЮПИТЕР. Странно...
Из трубы вылезает БОБ.
БОБ. Привет, Юп!
ЮПИТЕР. Я надеюсь, ты записал этот крик на магнитофон? Надо разобраться, кто мог так кричать.
БОБ. Ты надеялся, что я записал крик?!. Наивный человек.
Из котла появляется ДЖЕЙН. Там тоже вход в резиденцию.
(Обращаясь к ДЖЕЙН). Он надеется, что я записал крик! Но мы драпали со всех ног, естественно, я не вел никаких записей.
ЮПИТЕР. Согласно инструкции, ты должен был зафиксировать все звуки.
БОБ (ядовито). Согласно инструкции!.. Зафиксировать!.. Еще чего скажешь? А ты сделал хотя бы одно фото?
ЮПИТЕР (смущенно). Было слишком темно...
БОБ. Слишком темно... Слишком быстро мы бежали!
ДЖЕЙН. Не ссорьтесь, мальчики... Я тоже в каньоне чуть не умерла от страха.
ЮПИТЕР. Да; обстановка была, я бы сказал, необыч­ная... Итак, подведем первые итоги. Боб, что побудило тебя бежать из Замка Ужасов сегодня ночью?
БОБ. Ничего не побудило. Я побежал, потому что мне этого захотелось.
ЮПИТЕР. Поставим вопрос по-другому. По какой при­чине тебе захотелось бежать?
БОБ. Ну... я почувствовал себя не в своей тарелке. Чуть позже нервы у меня были на пределе... И, наконец, дикий ужас — тогда-то мне и захотелось рвануть оттуда.
ЮПИТЕР. М-да... Абсолютно то же испытал и я. Сперва дискомфорт, потом нервное напряжение и, наконец, невыносимый ужас. Но, тем не менее, что же произошло в дей­ствительности?
ДЖЕЙН. Но я слышала крик!
ЮПИТЕР. Верно. Мы слышали эхо, потом почувствовали сквозняк, затем зазвучал орган, потом крик. Может, это кричали койоты?
ДЖЕЙН. А орган?
ЮПИТЕР. Может быть ветер?
БОБ. А эта картина с живым глазом?
ДЖЕЙН (в ужасе). С живым глазом?!
БОБ (наступая на ДЖЕЙН). Одноглазый пират с черной повязкой... так и буравит тебя... и еще подмигивает, подмиги­вает...
ЮПИТЕР. Скорее всего, игра воображения. На самом деле мы не слышали и не видели ничего такого, что могло бы испугать нас. Разве что крик. И тем не менее, мы в ужасе бежа­ли. Спрашивается, почему?
ДЖЕЙН. Да любой дом с привидениями может перепу­гать до смерти...
БОБ. А уж этот такой жуткий, что и сами привидения в страхе разбегутся!
ЮПИТЕРА И все-таки нам надо выяснить, есть ли там привидения на самом деле? Надо снова идти в замок...
Резкий телефонный звонок.
(Снимает трубку). Алло! (Ждет некоторое время, кладет трубку на место). Наверное, ошиблись...
ДЖЕЙН. А все-таки, мальчики, я хочу сказать...
Снова звонит телефон.
ЮПИТЕР. Алло, алло... (Внимательно слушает, затем включает магнитофон на запись и подносит к нему телефонную трубку. Пауза. ЮПИТЕР кладет трубку на рычаг. Шепотом). Вы только послушайте, что он говорил...
ДЖЕЙН. Кто «он»?
ЮПИТЕР. Нет, вы послушайте... (Включает магнито­фон).
Слышится странное гудение, затем вдруг раздается голос, похожий на бульканье, словно говоривший годами молчал и теперь мучительно пытался что-то из себя выдавить.
ГОЛОС. Оставьте... в покое... оставьте... в покое... оставьте... в покое... оставьте...
ДЖЕЙН. Что оставить в покое?..
Послышался вздох и ГОЛОС замер, опять уступив место глухому монотонному жужжанию.
БОБ (бочком подвигаясь к двери). Я вспомнил — есть кое-какие дела, надо идти...
ДЖЕЙН. Я, пожалуй, с тобой... (Тоже встает).
ЮПИТЕР. Эй, стойте!
БОБ (нервно). А ты знаешь, что он хотел сказать? Оставьте в покое Замок Ужасов!
ДЖЕЙН. Так это кто — призрак?
БОБ. Не кто, а что. Призрак, оборотень или просто какой-то бестелесный дух. Нет, я пошел...
ЮПИТЕР. Должен тебе заметить: бестелесные духи обычно не пользуются телефоном.
ДЖЕЙН. Верно.
БОБ. Так то в старину. Почему бы им не стать посовременнее?
ЮПИТЕР (в раздумье). Дело в том, что ни одна живая душа не знала о нашем ночном визите.
БОБ. А если речь идет о неживой душе?
ЮПИТЕР. Если в Замке Ужасов на самом деле водятся привидения, то неплохо бы это доказать. Надо узнать побольше с Стефане Терриле: если он действительно наложил заклятие на замок, то, скорее всего, призрак там и обитает.
БОБ. Что ж, вполне резонно.
ЮПИТЕР. Тогда первое, что надо сделать — это найти людей, знавших Стефана Террила в бытность его кино­звездой и подробнее порасспросить о нем.
БОБ. Но ведь прошло столько лет — кого мы найдем?
ЮПИТЕР. Это только так кажется, в Голливуде должно быть полно людей, помнящих мистера Террила.
ДЖЕЙН. Прежде всего бывший коммерческий агент Террила — Шептун.
БОБ. Шептун? Что это за имя?
ДЖЕЙН. Прозвище. Настоящее его имя — Джонатан Рекс.
ЮПИТЕР. Если нам удастся заполучить его — я уверен, он все выложит.
ДЖЕЙН. Если... А каким образом нам его изловить, ты не можешь сказать?
ЮПИТЕР. Очень просто. По телефонному справочнику. Может, он никуда не уезжал.
ДЖЕЙН бросается к полке, берет справочник и лихорадочно листает его.
ДЖЕЙН. Вот он, Уиндинг Бэли Роад, 915. Позвоним ему?
ЮПИТЕР. Я думаю, лучше, чтобы наш визит был нео­жиданным.
ДЖЕЙН. А когда мы нанесем этот визит?
ЮПИТЕР (решительно). Немедленно.
БОБ. Как говорил великий Шерлок Холмс, настоящий детектив принимает мгновенные решения.
Занавес.
Перед занавесом проходит сгорбленная фигура в капюшоне.
Картина четвертая.
Небольшая хижина на вершине скалы в зарослях кустов и деревьев, к которой ведут выбитые в скале ступеньки. Сбоку от бунгало, у самого обрыва, полускрытая зарослями, большая клетка с разноцветными попугаями. Слышен безудержный гомон птиц. Появляются ЮПИТЕР, БОБ и ДЖЕЙН.
ДЖЕЙН. Смотри, как красиво! Там, наверху, клетка с попугаями.
БОБ. Уединенное местечко.
ЮПИТЕР. Между прочим, отсюда недалеко от замка.
Внезапно сзади появляется высокий и абсолютно лысый человек в больших черных очках. Горло его пересекает лиловый шрам. В руке блестит огромный мачете.
ДЖОНАТАН РЕКС (говорит громким свистящим шепотом). Стойте там, где находитесь! Ни шага больше — вы меня слышите?!
Ребята в страхе замирают.
ЮПИТЕР. Но позвольте, мы ищем...
РЕКС. Не двигайтесь, если вы дорожите своей жизнью!
БОБ (хочет бежать). Да мы... Мы случайно... Мы сейчас...
РЕКС бросает мачете. Нож вонзается в землю у самых ног ребят.
РЕКС (разочарованно). Промазал. (РЕКС снимает очки, вытирает лоб большим клетчатым платком и подходит к ребятам). Вы чуть было не наступили на змею. Вон там, в траве, уползла... Не успел заметить, гремучка ли это. Здесь они встречаются. Чем обязан?
ЮПИТЕР. Мы ищем человека по имени Джонатан Рекс.
РЕКС. Он перед вами. Подрезал кустарник вдоль холма, с сухим кустарником сейчас просто беда — того и гляди, жди пожара. Уф, ну и жара... Как насчет лимонада?
Ребята вслед за РЕКСОМ поднимаются к хижине. Возле хижины стоят стол и стулья. На столе — графин с лимонадом и стаканы.
Угощайтесь, я скоро вернусь. (Уходит в дом).
ЮПИТЕР (БОБУ). Что ты думаешь об этом мистере Рексе?
БОБ. По-моему, неплохой мужик.
ДЖЕЙН. Просто надо привыкнуть к его голосу.
ЮПИТЕР. Но почему он сказал, что подрезал кусты своим мачете? Руки-то у него абсолютно чистые. И на одежде ни листика, ни кусочка коры. Странно...
ДЖЕЙН. Но зачем ему что-то выдумывать? Ведь он нас видит впервые в жизни! Хочешь лимонада?
ЮПИТЕР (берет стакан с лимонадом). Кстати, лед даже не успел растаять, а ведь он обрезал кустарник... Когда же он успел приготовить лимонад?
БОБ. Да брось ты! Может он просто любит лимонад!
Из дома выходит РЕКС, горло его обмо­тано шарфом.
РЕКС (громким шепотом). Многих пугает мой шрам, вот я и прикрываю его на людях.
ДЖЕЙН. А откуда он у вас?
РЕКС. Попал когда-то в небольшую переделку на Малайском архипелаге — вот и осталась память... Ну-с, чем я обязан вашему визиту?
ЮПИТЕР. Детективное агентство "Три сыщика". Вот наша визитная карточка. Не будете ли вы так любезны ответить нам всего на несколько вопросов?
РЕКС (рассматривая визитку). Все по правилам... "Три сыщика". Так что же вам нужно, друзья мои?
ДЖЕЙН. Расскажите о вашем друге Стефане Терриле.
РЕКС снова надевает темные очки.
РЕКС. Глаза болят на солнце... Ночью я вижу лучше. Так что же вы хотели узнать о моем несчастном друге Стефане Терриле?
ЮПИТЕР. Нас интересует, действительно ли мистер Террил из тех людей, чей дух навечно бы поселился в замке и вселял ужас в приходящих?
РЕКС. Хороший вопрос. Позвольте мне ответить следующим образом. Мой друг Стефан, хоть и играл всех этих призраков, пиратов, чудовищ, на самом деле был удивительно робким и нерешительным человеком. Поэтому он и предложил мне стать его коммерческим агентом: самого его тут же бы облапо­шили.
ЮПИТЕР. Но, мистер Рекс, как же в таком случае, он мог превратиться в ужасного призрака?
РЕКС. Верно, мой мальчик. Но, видишь ли, неведомые силы, вселяющие ужас в гостей замка, могут и не иметь отношения к духу моего старого друга. Не исключено, что это какой-то другой, действительно дьявольский дух, который, я сильно подозреваю, и проявляет себя в замке.
БОБ. Другой дух?!
РЕКС. Вы, конечно, знаете, что машину Стефана наш­ли разбитой у подножия скалы.
ДЖЕЙН. Ну да.
РЕКС. А известно вам об оставленной записке, что замок будет навечно проклят?
ЮПИТЕР. Естественно.
РЕКС. Полиция была абсолютно уверена, что мой друг сознательно бросился в машине со скалы, и я думаю, она права. А что касается записки, не забывайте: свою жизнь он посвятил тому, чтобы пугать людей. Но когда его голос пропал, люди стали смеяться над ним. Вам не приходит в голову, что он хо­тел отомстить людям и доказать, что даже после смерти смех над ним отнюдь небезопасен?
БОБ. Точно.
ЮПИТЕР. Но вы сказали — в замке могут быть какие- то другие дьявольские духи. Что вы имеете в виду?
РЕКС. Ну да... Когда Стефан строил свой замок, он по всему миру разыскивал места, связанные с привидениями. В Японии он заказал бревна, некогда крепившие древний замок, где знатная семья, вся целиком, погибла во время землетрясения. В том замке постоянно видели привидения. Затем в Англии он купил остатки разрушенного поместья, где необычайной красоты девушка повесилась — лишь бы не выходить замуж за человека, выбранного отцом ей в мужья. Стив перевез камни и из замка на Рейне, где обитал призрак сумасшедшего музыканта. По пре­данию, музыкант не угодил хозяину своей игрой и тот на долгие годы бросил его в подвал. После смерти музыканта из музыкаль­ного салона часто доносилась мелодия, которую он играл в за­точении.
БОБ. Черт возьми, если все эти мертвецы расхажива­ют теперь по Замку Ужасов, то неудивительно, что там никто не хочет поселиться.
РЕКС. Может расхаживают, а может и нет. Мне из­вестно только, что Замок Ужасов даже воры и бродяги обходят за версту. Раз в месяц я прихожу туда, постою вблизи, взгляну, в каком состоянии замок — единственная память о моем друге... За все эти годы я не видел там ни одной живой души.
ДЖЕЙН. А что это за слухи о странной музыке?
ЮПИТЕР. Будто бы играет орган мистера Террила...
БОБ. И еще говорят о Синем Призраке...
РЕКС. Ну что я вам могу на это сказать... Сам я никогда не видел Синего Призрака. Правда, Стефан еще перед смертью несколько раз упоминал, что из кинозала, где был установлен орган, доносилась таинственная музыка. Он пробовал запереть двери и отключить от органа электропитание, но музыка продолжала играть. Однако, как только он входил в зал, музыка смолкала.
ДЖЕЙН слушает, полуоткрыв рот.
БОБ (тяжело вздыхая). Да...
РЕКС. Не стану утверждать наверняка, обитает ли в Замке Ужасов призрак моего друга или чей-то еще, но лично я не переступил бы порога этого замка и за миллион долларов. Хотя Стефан Террил и был моим другом...
Пауза.
Вдруг раздаются громкие хриплые крики: "Стефан Террил! Стефан Террил!.. Шептун! Шептун!.. Кошмар! Кошмар!.." Ребята застывают от ужаса. У ДЖЕЙН выпадает из рук стакан и разбивается. БОБ падает со стула.
(Пожимая плечами). Это мой любимый попугай. Его зовут Кровавый Джо...
Щебет птиц.
Занавес.
Конец первого действия
Действие второе.
Картина пятая.
Резиденция ЮПИТЕРА ДЖОНСА. ЮПИТЕР сидит у стола, размышляет.
ЮПИТЕРА Странный все-таки этот Шептун... И кус­тарника он не обрезал, это же ясно. И лимонад приготовил, будто нас ждал. Что, его попугай предупредил, что ли? И во­обще его бунгало как-то подозрительно близко от замка. Дай-ка я посмотрю план местности. (Ищет). Здесь нет... здесь тоже... И потом он говорил, что регулярно ходит к замку. Ходит и не переступает порога? Ну хоть бы раз за двадцать лет... Трудно в это поверить... И вся эта история с лимонадом и кус­тарником... Ясно, что врет. Но зачем? Живет рядом с замком. Нет, надо взглянуть на план местности. (Встает на табуретку, пытаясь дотянуться до высокой полки).
Табуретка опрокидывается, ЮПИТЕР падает, неловко подвернув ногу.
(Поднимаясь). Ой, кажется, растянул связку... Вот некстати. (Хромая, делает несколько шагов. Садится и трет лодыжку. Разворачивает карту). Нет, все-таки любопытно. Ой!.. (Трет лодыжку, рассматривает план). Здесь замок... Так... Каньон... Если от бунгало прочертить... (Берет карандаш и линейку, чертит). Так. Любопытно. Полный обзор местности... Ой, болит, проклятая!
Сверху прыгает ДЖЕЙН, делает курбет.
ДЖЕЙН. Привет, босс... Что с тобой?
ЮПИТЕР. Да вот, ногу, похоже, растянул.
ДЖЕЙН (участливо). Болит?
ЮПИТЕР. Не больше, чем я того заслуживаю.
ДЖЕЙН. Ну-ка, покажи... (Осматривает ногу). Смотри как распухла. Надо что-нибудь холодное. Я сейчас быстро, а ты не двигайся — ноге нужен покой.
ДЖЕЙН выбегает в дверь, где сталкива­ется с БОБОМ.
БОБ (ЮПИТЕРУ). Что это Джейн выбежала как сумас­шедшая, может, и у нас призраки завелись?
ЮПИТЕР. Да вот за льдом побежала.
БОБ. Шампанское пить будем? Что, ты уже все раз­гадал?
ЮПИТЕР. Если бы... Боюсь, как бы мистер Хичкок не стал искать другого дома с привидениями.
БОБ. А нас что, побоку?
ЮПИТЕР. Но время идет, а у нас никаких конкрет­ных результатов.
Возвращается ДЖЕЙН с миской и бинтом.
ДЖЕЙН (ЮПИТЕРУ). Опусти ногу в холодную воду и подержи так. Потом я тебе ее забинтую.
БОБ. Ух ты, как распухла! Сломал, наверное? Да?
ДЖЕЙН. Да нет, Боб, обыкновенное растяжение.
ЮПИТЕР. Время не ждет, давайте все обсудим? Итак, что у нас есть на данный момент?
ДЖЕЙН. Странный звонок по телефону...
БОБ (перебивая). И картина с глазом...
ДЖЕЙН. Этот ужасный ночной крик.
ЮПИТЕР. И самое главное — необъяснимый ужас, который нас охватил в замке. А этот Шептун, ему явно что-то известно. Но доказательств у нас пока нет.
БОБ. Лично мне все ясно — призраки в замке есть. Надо идти к Хичкоку и доложить, что задание выполнено.
ЮПИТЕР. А что ты ему предъявишь в качестве доказа­тельств. То, что мы оттуда драпали, как зайцы, — это еще не аргумент.
ДЖЕЙН. Конечно, нужны бы доказательства...
ЮПИТЕР. Значит, надо идти в замок, пока еще свет­ло, с фотоаппаратом и магнитофоном и постараться все докумен­тально зафиксировать.
БОБ. Ну, если в замок пойти засветло, то я согла­сен,
ЮПИТЕР (хочет приподняться). Ой, не могу ступить...
ДЖЕЙН. Юп, а ведь ты пойти не сможешь...
ЮПИТЕР. А что же делать? Все бросить?
ДЖЕЙН. Придется пойти нам с Бобом.
БОБ. Тоже мне, начальница...
ЮПИТЕР. Боб, ты будешь за главного, само собой. И следи, чтобы Джейн не попала в какой-нибудь переплет.
ДЖЕЙН. Это я буду за ним следить, будь уверен.
ЮПИТЕР. Не думаю, конечно, что вам удастся многое раскопать, но, надеюсь, вам удастся испытать чувство диском­форта, переходящее в нервное возбуждение, а затем в ощущение крайнего ужаса. Если это действительно произойдет, то мне хотелось бы знать — в какой мере сохраняются эти ощущения?
БОБ. В какой мере? В прошлый раз меня пробрало с ног до головы. Снаружи и изнутри. Или ты думаешь, что ког­да моя правая рука немеет от страха, то левая радуется жизни?
ДЖЕЙН. Я тоже что-то не очень понимаю...
ЮПИТЕР. Я имею в виду — на каком расстоянии от замка сохраняется чувство страха! Вот вы выходите из замка — какое расстояние вы пройдете, прежде чем чувство страха окон­чательно вас покинет?
БОБ. В прошлый раз — миль пятнадцать. До того момента, когда я оказался дома и залез под одеяло.
ЮПИТЕР. В этот раз, когда вы станете испытывать какое-то беспокойство, страх, чувство надвигающейся катастро­фы, постарайтесь отступать от замка медленно, с достоинством. Периодически останавливайтесь и проверяйте, не исчезли ли ваши ощущения.
БОБ (ядовито). Медленно... с достоинством...
ЮПИТЕР. До сумерек еще далеко, поэтому собирайтесь и идите. Боб, держи фотоаппарат. (Дает ему фотоаппарат).
ДЖЕЙН (взяв магнитофон). Будь уверен, Юп, если только там есть призраки, ты получишь все их штучки.
Занавес.
Перед занавесом проходят БОБ и ДЖЕЙН.
БОБ. Джейн, мы уже в Черном Каньоне...
ДЖЕЙН. Смотри, кто это там у скалы? Похожа на цыганку...
БОБ. Идет прямо на нас...
Появляется СТАРАЯ ЦЫГАНКА.
ЦЫГАНКА. Молодые люди, послушайте старую цыганку. Я хочу вас предостеречь. Эти тайные знаки я прочла по своим картам при свете полной луны. (Чертит клюкой на дороге какие-то знаки).
БОБ. Что она чертит?
ДЖЕЙН. Какие-то буквы...
ЦЫГАНКА (приплясывая и кривляясь). Избегайте "ЗУ", избегайте "ЗУ"... "ЗУ" несет несчастье... Оставьте "ЗУ" в покое... Эти буквы несут гибель... (Делает устра­шающие знаки руками. Удаляется).
БОБ. Что от нас хотела эта старая карга?
ДЖЕЙН. Какие-то "ЗУ"... Чушь какая-то...
БОБ. "ЗУ"? Что же это такое? Не иначе как "зави­хрение ума"...
ДЖЕЙН. Послушай... А ведь "ЗУ" — это...
БОБ. Я догадался... ЗУ — Замок Ужасов!
ДЖЕЙН. Какая-то сумасшедшая...
БОБ. Если бы...
ДЖЕЙН. Боб, надо идти.
БОБ. А может, отложим? Завтра пойдем? А там, глядишь, и Юпитер выздоровеет...
ДЖЕЙН. Как тебе не стыдно, Боб...
БОБ. А я что? Идем — ведь еще до сумерек далеко...
Уходят.
Картина шестая.
Большой зал в Замке Ужасов. Все то же запустение. Входят БОБ и ДЖЕЙН.
ДЖЕЙН (оглядывается). Как в музее... Точно такое же ощущение. Не вижу ничего странного.
БОБ (проходя на середину). Да, пожалуй, похоже на музей. Все кругом такое же пыльное, неживое...
ЭХО. Неживое... неживое... неживое...
ДЖЕЙН (подходя к нему). Ого, эхо!
ЭХО. Эхо... эхо... эхо...
БОБ (дергает ее в сторону). Здесь эхо ловится посередине. Так устроено.
ДЖЕЙН. Я люблю эхо. Давай посмотрим картины! Какая тут с живым глазом?
БОБ. Вот эта. (Показывает на портрет пирата). С минуту глаз был живой, а потом опять стал нарисованный.
ДЖЕЙН. Давай проверим. (Встает на стул, пробует дотянуться до портрета).
БОБ. Лучше с балкона — можно подтянуться на шнурах. (БОБ направляется к лестнице на балкон. Проходя мимо ниши, где стоит рыцарь в латах, цепляется ремнем фотоаппарата за его меч). Ой, кто меня держит?!. Пусти!.. (БОБ опрометью бросается прочь).
Рыцарь падает на БОБА, железные латы, гремя, раскатываются по полу.
Железный призрак! Прочь! Прочь!
ДЖЕЙН хохочет. БОБ удивленно оглядывается и соображает в чем дело.
(Мрачно). Ставят тут всякую рухлядь на дороге...
ДЖЕЙН (задыхаясь от смеха). Не сердись, Боб, уж больно смешно все получилось...
БОБ (наставляя на нее фотоаппарат). А вот и рыдающий призрак Замка Ужасов!
ДЖЕЙН. Давай снимем пирата и еще пару картин!
БОБ щелкает фотоаппаратом.
Смотри, тут надпись "Кинозал"... Отец рассказывал мне, что в прежние времена кинозвезды устраивали в своих домах специ­альные кинозалы, где крутили друзьям фильмы с собственным участием. Давай зайдем?
Ребята открывают дверь.
БОБ. А может не надо?
ДЖЕЙН. Не трусь. Это просто кинотеатр.
БОБ. Посвети фонариком — мой сломался.
ДЖЕЙН (светит фонариком). Смотри, экран покрыт паутиной.
БОБ. Старинный орган...
ДЖЕЙН. Ничего здесь нет. Давай посмотрим, что там в нише.
Ребята идут в другую сторону. Видят в нише гроб.
БОБ. Гроб.
ДЖЕЙН. Какой-то музейный гроб. Смотри, тут серебря­ная пластинка с надписью. (Светит фонариком, читает). "Сей гроб; вместе с содержимым завещан его владельцем Хьюго Уилсоном мистеру Стефану Террилу за доставленному покойному массу удовольствия в период его земной жизни". Обалдеть! Как ты думаешь, что там внутри?
БОБ. Может, мумия?
ДЖЕЙН. А вдруг что-то ценное? Давай посмотрим.
БОБ. Да брось ты этот гроб. И так все ясно. (Пятится назад).
ДЖЕЙН (задумчиво). А вдруг там — древние рукопи­си?..
БОБ. Да черт с ними, с этими рукописями! Не трогай его!
ДЖЕЙН, не слушая, пытается сдвинуть крышку гроба, ей удается сдвинуть угол крышки — и в этот момент она туда роняет фонарик.
ДЖЕЙН. Ой, фонарик туда уронила.
БОБ. Говорил я тебе, говорил! Нет, ты как хочешь, я сматываюсь. Да оставь ты этот гроб в конце концов!
ДЖЕЙН. Ну, ладно...
БОБ. Идем, идем!
БОБ тянет ДЖЕЙН прочь. В этот момент сзади появляется темная фигура и сбрасывает крышку гроба. В гробу — фосфоресцирующий скелет. Ребята оборачиваются.
(Вопит). А-а-а!
Ребята со всех ног бросаются прочь. Раздаются громкие звуки органа. Ребята блуждают в темноте.
ДЖЕЙН. Боб, где ты?
БОБ. Это ты, Джейн?
ДЖЕЙН. А кто еще? Куда теперь идти?
БОБ. Посвети фонариком.
ДЖЕЙН, Да я же его в гробу...
БОБ. Замолчи ты!
ДЖЕЙН. Но как же я могу посветить, если я его уронила в гроб.
БОБ (в ужасе). Да не напоминай ты мне об этом!..
ДЖЕЙН. Кажется, мы заблудились.
БОБ. Джейн, где ты?.. Молчит... Джейн, Джейн!
ДЖЕЙН. Тут я, тут.
БОБ. Не вижу. Дай мне руку.
ДЖЕЙН. Я рядом.
БОБ. Слышишь?
ДЖЕЙН. Звуки оттуда, сверху.
БОБ. И свет... Это из кинозала.
ДЖЕЙН. Идем на свет. Там — выход.
Ребята идут по коридору и попадают в кинозал. Видны спинки кресел, вдали экран, а перед экраном в воздухе рас­качивается странная фигура, отливающая голубым светом, похожая на облако. Раздаются все усиливающиеся хриплые звуки органа.
БОБ. Синий Призрак!
ДЖЕЙН. Снимай!
БОБ. Не могу!
ДЖЕЙН. Почему?
БОБ. Руки отнялись!
ДЖЕЙН. Давай я!
БОБ. Бежим! (Бросается бежать).
ДЖЕЙН, несколько помедлив, бежит следом. Из кинозала появляется темная фигура в капюшоне и крадется следом.
Занавес.
Перед занавесом бежит БОБ, за ним — ДЖЕЙН. БОБ спотыкается и падает. ДЖЕЙН падает на него.
БОБ (в ужасе). Синий Призрак! Пусти меня, пусти! Возвратись туда, откуда пришел! Тебе же будет лучше! А-а-а!
БОБ сопротивляется и дерется с ДЖЕЙН.
Затемнение.
Картина седьмая.
В резиденции ЮПИТЕРА. ЮПИТЕР сидит, перед ним ДЖЕЙН и БОБ.
ЮПИТЕР. Ну и что произошло потом, когда Синий Призрак коснулся твоего плеча?
БОБ (смущенно). Ну, я закричал и стал сопротивляться...
ЮПИТЕР. У Боба, несмотря на его скромную комплек­цию, сердце настоящего льва...
БОБ. Да брось...
ЮПИТЕР. Ну и когда вы перестали друг друга дубасить и сообразили, что к чему, весь страх куда-то испарился?
ДЖЕЙН. Как ты догадался?
БОБ. Точно. Весь страх пропал.
ЮПИТЕР. Значит, любые ощущения исчезают, как только ты выходишь из Замка Ужасов. Это чрезвычайно важно.
ДЖЕЙН. Ты думаешь?
ЮПИТЕР. Уверен. Боб, а где твои фотографии?
БОБ. Вот они.
ЮПИТЕР. Так, посмотрим... Хорошая работа, Боб! Одно досадно — ты не снял Синего Призрака.
БОБ. Ты полагаешь, что я должен был подъехать к искрящемуся облаку и заснять, как оно бренчит на этом проклятом органе?
ДЖЕЙН. Знаешь, Юп, никто бы его не стал фотографировать... Уж очень было жутко.
ЮПИТЕР. Жаль... Такой снимок очень бы нам помог в разгадке тайны. А вот еще одно крайне интересное обстоятель­ство: призрак явился вам до заката.
ДЖЕЙН. В замке было темно.
ЮПИТЕР. Но ночь-то еще не наступила. Уникальный случай: привидение является среди бела дня. Что вы на это скажете?
ДЖЕЙН (удивленно). Действительно...
ЮПИТЕР. А вот смотри на фото. Доспехи, кажется, не очень заржавели и даже блестят, и картины выглядят не очень запыленными.
БОБ. Точно. Пыль, конечно, была...
ДЖЕЙН. Но совсем немного.
ЮПИТЕР. Это довольно странно. Что же это, призрак и пыль вытирает? Вот и гроб, как новенький.
ДЖЕЙН. Я там фонарик забыла.
БОБ. К чему ты клонишь?
ЮПИТЕР. А ты подумай сам. Кто-то ходит и стирает пыль с картин и с доспехов. Мне кажется, это вполне живое существо. Да и в замке оно должно неплохо ориентироваться.
ДЖЕЙН. Мы там заблудились.
ЮПИТЕР. Мы сделаем вот что. (ЮПИТЕР рисует на стене белым мелом большой вопросительный знак).
БОБ. Наша эмблема?
ЮПИТЕР. Вот вам мел: тебе — голубой, Джейн — зеленый. Если бы я раньше сообразил; мы бы смогли обследовать замок по плану. Теперь каждый будет оставлять свои знаки и станет ясно, кто где проходил.
ДЖЕЙН. Здорово! Ну, ты молодец, Юп!
БОБ. А что, мы еще пойдем в замок? Но ведь совершенно ясно, что привидения там кишмя кишат.
ЮПИТЕР. Я звонил в бюро мистера Хичкока и секре­тарь мне сообщила, что завтра окончательно решается вопрос насчет дома с привидениями. Значит, к завтрашнему утру нам надо представить отчет.
БОБ. Но какие же ему доказательства еще нужны?
ЮПИТЕР. Валяясь здесь с больной ногой, я долго размышлял, я тут прочел книжонку о конструировании органов и пришел к определенным выводам, которые нужно проверить! И сделать это желательно быстро. Словом, нам предстоит последняя попытка разгадать тайну Замка Ужасов.
Занавес.
Перед занавесом проходят две фигуры в плащах с капюшонами — высокая и ни­зенькая. Через некоторое время появля­ются прихрамывающий ЮПИТЕР, ДЖЕЙН и БОБ.
БОБ. Смотри, какая лунища. И фонаря не надо.
ДЖЕЙН (ехидно). Это того, который я в гробу забыла?
БОБ. Я тебя просил, не упоминай об этом!
ДЖЕЙН (невинно). А что?
ЮПИТЕР (решительно). Боб, давай, ты останешься здесь. А мы пойдем с Джейн.
БОБ (смущенно). Ты что, думаешь, я боюсь? Я тоже могу, я с вами.
ЮПИТЕР. Нет, Боб, у меня другие соображения. В замок явно кто-то захаживает. И здесь не так безлюдно, как мы думали. Хорошо бы ты нас прикрыл с тыла, и в случае чего, предупредил.
БОБ. Ну это я могу.
ДЖЕЙН. Давай, Боб, на тебя вся надежда.
ЮПИТЕР. Выбери укромное местечко и наблюдай.
БОБ. Лучше я выберу палку потолще. За меня не беспокойтесь.
ЮПИТЕР. Только шевели своими серыми шариками, как говорил твой Эркюль Пуаро.
ЮПИТЕР и ДЖЕЙН уходят.
Картина восьмая.
Коридор и комнаты Замка Ужасов. Проходят с фонари­ками в руках ЮПИТЕР и ДЖЕЙН, оставляя на стенах знаки мелом.
ЮПИТЕР. Похоже, мы в столовой... Отсюда ведут несколько дверей. Какую выбрать?
ДЖЕЙН. Что касается меня, то... смотри?
В тумане возникает фигура женщины в длинных ниспадающих одеждах, глядящая прямо на них. На шее женщины — петля с обрывком веревки.
ЮПИТЕР (оборачиваясь). Что случилось?
ДЖЕЙН (шепотом). Это та самая... Помнишь, девушку замуж выдавали и она повесилась.
ЮПИТЕР (удивленно). Действительно призрак...
ДЖЕЙН. Гляди, у нее веревка на шее...
ЮПИТЕР (шепотом). Вот что, Я скажу "давай" — и сразу туда свети. (Громко). Давай!
Два ярких луча упираются в пустое зеркало.
ДЖЕЙН. Исчезла!
ЮПИТЕР. Зеркало! Она была сзади и отражалась в зеркале!
Лучи фонариков шарят вокруг.
ДЖЕЙН. Никого.
ЮПИТЕР. Подожди! Но ведь привидение не может отражаться в зеркале.
ДЖЕЙН. Может, это какое-то особенное привидение?
ЮПИТЕР. Или оно было в самом зеркале? Давай-ка посмотрим.
Они направляются к зеркалу. ДЖЕЙН рисует на зеркале вопросительный знак, и вдруг под ее рукой зеркало легло и бесшумно поворачивается.
ДЖЕЙН. Тайный ход!
ЮПИТЕР. Скрытый за зеркалом... Идем!
Они идут по тайному ходу. Вдруг зер­кало легким щелчком поворачивается об­ратно. ДЖЕЙН бросается открыть его, но ничего не получается.
ДЖЕЙН. Мы в ловушке, Юп, что делать?
ЮПИТЕР. Тсс... Слушай!
Раздаются тихие звуки органа.
ДЖЕЙН. Синий Призрак играет!
ЮПИТЕР (приложив ухо к стене). Музыка доносится из-за стены. Похоже, тайный ход ведет в кинозал. Идем!
ДЖЕЙН. Но там же Призрак!
ЮПИТЕР. Вот и надо его сфотографировать, если получится. А заодно задать ему несколько вопросов.
ДЖЕЙН. Ты что, собираешься брать интервью у Призрака?!
ЮПИТЕР. Если удастся его поймать.
ДЖЕЙН. А вдруг наоборот — он нас поймает?
ЮПИТЕР. Но Синий Призрак еще никому не причинял вреда. На этом и основывается мой план. Я тут пришел к неко­торым выводам, которые я пока держу при себе.
ДЖЕЙН (обижена). Мог бы и поделиться...
ЮПИТЕР. Сейчас мы проведем небольшой эксперимент. Через пару минут ты ощутишь крайний ужас.
ДЖЕЙН. Между прочим, я его уже ощущаю.
ЮПИТЕР. Только нервное напряжение. Ужас еще впереди.
ДЖЕЙН. спасибо.
ЮПИТЕР. Подожди! Вспомни, что страх и ужас — не более чем эмоции. Вреда от них никакого не будет, уверяю тебя.
Ребята действительно попадают через тайный ход в кинозал. Тут начинают проис­ходить странные вещи: под хриплые аккорды органа в воздухе образовываются странные сгустки, которые переплывают, принимая странные пугающие формы, в фантастические видения.
ДЖЕЙН (дрожащим голосом). Взгляни, настоящие лица... Демон какой-то... А вот тигр, пират...
ЮПИТЕР. Спокойно. Я тоже вижу лица, но это всего лишь наше воображение — словно ты лежишь в траве и смотришь на облака. А вот теперь приготовься, похоже, надвигается чувство ужаса.
ДЖЕЙН (дрожа). Не могу... страшно...
ЮПИТЕР. Держись за руку.
Ребята крепко держатся за руки, противостоя волнам страха, наплывающим на них.
Что ты чувствуешь?
ДЖЕЙН. Ничего не чувствую... Я боюсь!
ЮПИТЕР. Облако страха! Самое таинственное явление Замка Ужасов! Теперь попробуем поймать так называемого Синего Призрака. Он, как пить дать, уверен, что мы обезумели от страха!
ДЖЕЙН. Но мне страшно... действительно страшно, Юп!
ЮПИТЕР (торжественно). Джейн, слушай, к каким выво­дам я пришел, пока торчал дома. Я понял, что в Замке Ужасов действительно кто-то бывает.
ДЖЕЙН. Привидения?
ЮПИТЕР. Сомневаюсь. Это вполне живой человек. Согласно моим выводам, Призрак Замка Ужасов не кто иной, как сам мистер Стефан Террил.
ДЖЕЙН. Что?! Ты хочешь сказать, что он жив и преспокойно жил в замке все эти годы?
ЮПИТЕР. Именно, Живой Призрак. Он отпугивал людей от замка, чтобы не лишиться его.
ДЖЕЙН. Но откуда он брал еду?
ЮПИТЕР. Не знаю. Об этом я и хочу его спросить.
ДЖЕЙН. А как ты его найдешь?
ЮПИТЕР. Он должен где-то здесь прятаться. (Зовет). Мистер Террил, мы хотим поговорить с вами! Мы ваши друзья!
Музыка внезапно смолкает. Мерцающее голубое облако задергалось, плавно взле­тело вверх и повисло под потолком.
Мистер Террил, меня зовут Юпитер Джонс. Со мной Джейн Гришоу. Мы хотели только поговорить с вами.
Вдруг раздается пронзительный свист и на ребят летит что-то белое. Это сеть, в которой они запутываются, как птицы в силке. С фонарями в руках появляются два неизвестных, маленький и большой. Они одеты в белые развевающиеся арабские бурнусы. Подходят к лежащим ребятам, связывают их и утаскивают. ДЖЕЙН кричит, ЮПИТЕР молча лягается.
Занавес.
Перед занавесом стоит БОБ.
БОБ. Опять летучая мышь пролетела... Прямо чуть лицо не задевают. А их все нет. Может они там заблудились в замке? Там же столько комнат и переходов — их никогда не най­дут. Но они должны были оставить знаки для меня... Надо бы пойти... А вдруг они забыли и я сам заблужусь... Наверно, испугались уже — и сами скоро прибегут... Но уже прошло три часа... А если пойти... в полицию?! Да нет, Джейн засмеет. "Тоже мне, скажет, сыщик!" Так идти или не идти... Черт, опять эти летучие твари! Привидений будто мало, так еще и мыши разлетались... Так идти или не идти?..
Затемнение.
Картина девятая.
Подвал в замке. На полу, крепко связанные, лежат ЮПИТЕР и ДЖЕЙН. К крюку под потолком подвешена лампа. На табуретке сидит маленький араб и точит кинжал. Входит высокий араб в длинном шелковом одеянии, кото­рое носит арабская знать.
ВЫСОКИЙ. Где Абдул?
НИЗЕНЬКИЙ. Пошел искать Зельду. Она с цыганкой Кэт прячет жемчуг. Надо собраться и решить, что делать с эти­ми куклами.
ВЫСОКИЙ. Да запрем здесь. Комнатка вполне уютная, никто их не найдет, и вскоре в замке действительно появятся привидения.
НИЗЕНЬКИЙ. Неплохо придумано.
ВЫСОКИЙ. Так и сделаем.
НИЗЕНЬКИЙ. Но сперва им надо бы пустить кровь для надежности.
ВЫСОКИЙ. Не надо, и так сдохнут.
НИЗЕНЬКИЙ. Пойду взгляну, где Зельда.
ВЫСОКИЙ. Ты прав, надо торопиться.
Арабы выходят. Нож лежит на камне.
ЮПИТЕР. Джейн, все в порядке?
ДЖЕЙН. Да вроде бы. Синяки разве только.
ЮПИТЕР. Слава Богу, ты не ранена! Никак не ожидал, что все так обернется. Слишком уж был уверен в своих выводах.
ДЖЕЙН. Не расстраивайся, Юп, с каждым может слу­читься. Все вроде шло по плану: кто знал, что мы попадем на таких бандитов и что у них здесь притон?
ЮПИТЕР. Да и я был уверен, что за всем этим стоит один мистер Террил. Мне и в голову не приходило подозревать еще кого-то. Слушай, ты можешь шевельнуть рукой?
ДЖЕЙН. Если мизинцем, то да.
ЮПИТЕР (перекатываясь с боку на бок). Мне, кажет­ся, удастся освободить руки... Еще немного... Еще чуть-чуть... (Освобождает руки, подкатывается к камню, хватает нож и отка­тывается назад к ДЖЕЙН). Сейчас, подожди, разрежу твои верев­ки.
Высоко держа над головой электрическую лампу, в комнату входит сгорбленная старуха-цыганка с золотыми серьгами в ушах.
ЦЫГАНКА. Ага, соколики? Надеюсь, вам тут удобно и покойно? Не послушались старой доброй цыганки Кэт? Я ведь предупреждала вас...
ЮПИТЕР (ДЖЕЙН, шепотом). Лежи тихо, не подавай вида...
ЦЫГАНКА подозрительно приглядывается, подходит ближе.
ЦЫГАНКА. Фокусы, красавчики, фокусы... (Хватает ЮПИТЕРА за руку, выворачивает ее).
Нож выпадает из его рук. ЦЫГАНКА пере­хватывает нож.
Вот оно что! Цыплятки хотят удрать!
ЮПИТЕР (про себя). Ух, и хватка у этой цыганки...
ЦЫГАНКА (поигрывая ножом). Ладно, придется преподать вам хороший урок. Зельда! (Зовет). Давай веревки! Птенчики вознамерились улететь!
ГОЛОС ЗЕЛЬДЫ. Иду! Кэт, иду!
Входит ЗЕЛЬДА. Это высокая, хорошо одетая англичанка.
ЦЫГАНКА. Они умненькие, умненькие... и связать их надо крепенько, очень крепенько... Подержи этого, пока я ему свяжу крылышки...
АНГЛИЧАНКА. С удовольствием, Кэт!
ЮПИТЕР борется, но почему-то в руке — мел. ЦЫГАНКА и АНГЛИЧАНКА связывают ЮПИТЕРУ руки за спиной, потом привязы­вают конец веревки к ржавому стальному кольцу, вдетому в стену.
ЦЫГАНКА. Теперь они никуда не денутся, Зельда!
АНГЛИЧАНКА. Им никогда не выйти отсюда, Кэт!
ЦЫГАНКА. Человек не должен быть жестоким, Зельда!
АНГЛИЧАНКА. Мы будем милосердны к ним, Кэт!
ЦЫГАНКА. Не надо проливать крови, Зельда!
АНГЛИЧАНКА. Просто оставим их здесь и закроем дверь, Кэт!
ЦЫГАНКА. Они никогда никому не расскажут, что произошло!
АНГЛИЧАНКА. Какая жалость! Какие милые детки!
ЦЫГАНКА. Хватит причитать, Зельда! Мы вынесли решение на совете и ты не можешь нарушать его. Поторопись! Надо заметать следы и сматываться.
ЦЫГАНКА снимает со стены лампу и направ­ляется к двери. АНГЛИЧАНКА подносит свою лампу к лицам беспомощных ребят.
АНГЛИЧАНКА. Что же вы оказались такими упрямыми, детки? Раньше все пугались и держались подальше от этого места, одна мелодийка на органе, и никто здесь больше уже не показывался. Вы-то что вернулись?
ЮПИТЕР (гордо). Трое сыщиков не сдаются!
АНГЛИЧАНКА. Иногда разумнее отступить... Надеюсь, вам не будет страшно в темноте?
ЮПИТЕР (спокойно). Прежде чем вы уйдете, можно мне задать вам один вопрос?
АНГЛИЧАНКА, Конечно, мальчик, конечно!
ЮПИТЕР. В какого рода преступную деятельность вовлечены вы и ваши сообщники?
АНГЛИЧАНКА (иронически). Какие длинные, умные слова! Мы контрабандисты. Вывозим ценности с Востока, главным образом, жемчуг. Здесь наше убежище. Многие годы нам удавалось выдавать его за замок с привидениями.
ДЖЕЙН (нерешительно). А та девушка с веревкой на шее?..
АНГЛИЧАНКА. Конечно. (Вдруг резко наклоняется к ДЖЕЙН). Не узнаешь?!
ДЖЕЙН (отшатывается). Ой!
ЮПИТЕР (мрачно). Все ясно.
ДЖЕЙН. Но почему вы носите такую яркую одежду? Ведь вас один раз увидят и сразу же запомнят.
АНГЛИЧАНКА (раздраженно). Я не обязана отвечать на все ваши вопросы. Прощайте! Боюсь, что мы никогда не встретимся. (АНГЛИЧАНКА выходит с фонарем).
На сцене темно.
ДЖЕЙН. Юп, скажи что-нибудь... Только не молчи!
ЮПИТЕР. Прости, я размышляю.
ДЖЕЙН. Размышляешь?! В такой момент?
ЮПИТЕР. Что-то уж очень здоровенные, эти контра­бандистки... До сих пор руки болят.
ДЖЕЙН. А скажи, Юп, что, на Востоке женщины носят под платьем брюки?
ЮПИТЕР. Нет, шаровары.
ДЖЕЙН. А мужские ботинки?
ЮПИТЕР (встрепенувшись). Ты точно видела?
ДЖЕЙН. У обеих.
ЮПИТЕР. О, я идиот! Как же я раньше не сообразил?
ДЖЕЙН. Ты бы лучше подумал, как нам отсюда вы­браться.
ЮПИТЕР. Уже думал... Ты оставила вопросительные знаки?
ДЖЕЙН. Не помню... Все из головы вылетело.
ЮПИТЕР. А на зеркале?
ДЖЕЙН. Ннне... ззнаю...
ЮПИТЕР. Какая досада!
ДЖЕЙН. Ну придумай что-нибудь! У тебя же всегда мозги так работают!
ЮПИТЕР. Вот я и думаю...
ДЖЕЙН. Ну и...
ЮПИТЕР. Ни один вариант в голову не лезет. Прости, Джейн, я на этот раз ошибся в расчетах.
Пауза.
ГОЛОС БОБА. Ребята, я здесь!
ДЖЕЙН (вопит). Сюда! Боб! Сюда!
Появляется БОБ с фонариком в руке.
БОБ. Ну вы даете! Я четыре часа там проторчал. А потом шел, шел по коридорам. Хорошо хоть вопросительные знаки понаставили всюду.
ДЖЕЙН. Значит, все-таки я их нарисовала!
БОБ. А что вы тут делаете?
ЮПИТЕР. Лучше развяжи нас скорей.
БОБ. А кто же это вас связал? (Развязывая их). И хорошо так связал.
ЮПИТЕР. Погоди, некогда. (ДЖЕЙН). Ты обратила внимание, куда ушли контрабандисты?
ДЖЕЙН. Туда. (Показывает рукой).
ЮПИТЕР. Но Боб-то пришел с другой стороны. Значит, они не вернулись в замок, а пошли глубже, в подземелье. Следовательно, там должен быть тайный ход наружу. Тогда ясно, почему мы не видели, чтобы кто-то входил или выходил из замка.
БОБ. Потрясно! Контрабандисты!..
ЮПИТЕР. Дай мне свой фонарик. Быстрее!
Ребята убегают.
Занавес.
Некоторое время темно. В темноте, по подземному переходу, идут ребята. Раздается неясный шум и крики.
ДЖЕЙН. Кто-то меня трогает за волосы!
БОБ. И меня что-то по носу шлепнуло!
ДЖЕЙН. Летучие мыши!
БОБ. На нас напали гигантские летучие мыши!
ЮПИТЕР. Спокойно, без паники.
ДЖЕЙН светит фонариком.
ДЖЕЙН. Похоже, это птицы...
БОБ. Большие попугаи!
ЮПИТЕР. Попугаи?! Я все понял. Скорее за мной.
Картина десятая.
Бунгало мистера РЕКСА. Возле бунгало — большая клетка с попугаями. Через клетку ребята выбираются наружу.
ЮПИТЕР (тихо). Тише... Мы застанем их врасплох...
Около хижины мистер РЕКС и незнакомый человек маленького роста беззаботно играют в карты. Ребята незаметно подби­раются к ним.
(Громко). Как поживаете, мистер Рекс?!
РЕКС (вздрогнув). В чем дело?
ЮПИТЕР. Мы бы хотели поговорить с вами.
РЕКС. А если я не желаю, чтобы меня беспокоили?
ЮПИТЕР. В таком случае, нам придется просить власти о расследовании.
РЕКС. В этом нет нужды... Я к вашим услугам. (Показывая на низенького). Мой старый приятель Чарльз Грант. Чарли, это ребята, которые исследуют Замок Ужасов. Ну что, мальчики, нашли свои привидения?
ЮПИТЕР. Да. Мы раскрыли тайну замка.
РЕКС. Неужели? И в чем же эта тайна?
ЮПИТЕР. Вы двое и есть те привидения, которые шныряли по замку и пугали людей. Всего несколько минут назад вы связали меня и Джейн и бросили в подземелье. Вы потом переоделись женщинами.
РЕКС. Это серьезное обвинение! И бьюсь об заклад, никаких доказательств у вас нет.
ДЖЕЙН. А брюки? А мужские брюки?
РЕКС. Вам померещилось.
ЮПИТЕР. Тогда, мистер Рекс, не будете ли вы так любезны, покажите, пожалуйста, ваши ботинки. Ты что-нибудь видишь, Боб?
БОБ (удивленно). Отметки мелом!..
ЮПИТЕР. Когда они нас связывали, я успел пометить мелом их ботинки. И арабы и женщины — это все мистер Рекс с мистером Грантом.
РЕКС. Он прав. Мы хотели вас хорошенько попугать. Да и не собирались мы вас оставлять в подвале. (Указывая на ГРАНТА). Добрая цыганка Кэт все равно бы вас выпустила.
ГРАНТ. Мы не убийцы, не контрабандисты, а только призраки.
РЕКС. Я убийца. Я убил мистера Террила.
ГРАНТ. Ты действительно с ним покончил, но это ровным счетом ничего не значит.
ДЖЕЙН. У полиции может быть другое мнение.
РЕКС. Одну минуточку. Подождите немного и вы сможете поговорить с самим Стефаном Террилом.
ДЖЕЙН. Вы имеете в виду, с призраком Стефана Террила?
РЕКС. Именно — с его призраком. Он объяснит, почему я убил его. (РЕКС снимает черные очки, отклеивает шрам с шеи и сдергивает с себя лысину-парик. Проводит гребешком по волосам, и превращение закончилось).
БОБ. Стефан Террил!
ТЕРРИЛ. К вашим услугам. Меня зовут Стефан Террил.
ЮПИТЕР (растерянно). Вот этого я не ожидал...
ГРАНТ. Это на самом деле мистер Террил — можете не сомневаться.
ТЕРРИЛ. Я вам все могу объяснить. Я хотел жить спокойно и сохранить свой замок. Но когда я перестал снимать­ся, у меня оказалась куча долгов и замок должен был пойти с молотка. Мне ничего не оставалось, как инсценировать само­убийство и поселиться недалеко от замка под видом мистера Рекса.
ЮПИТЕР (перебивая). А в замок вы попадали через клетку с попугаями, откуда вел подземный ход.
ТЕРРИЛ. Совершенно верно, мой мальчик. А чтобы замок не посещали кредиторы и не одолевали любопытные, я придумал всякие фокусы с привидениями, к тому же у меня сохра­нился старый театральный реквизит. Но вы оказались упрямее всех.
ЮПИТЕР. И, конечно, это вы нам звонили замогиль­ным голосом?
ТЕРРИЛ. Естественно. Мистер Грант живет неподалеку отсюда, и всегда меня предупреждал, когда вы появлялись у замка. Я успевал подготовиться.
ДЖЕЙН. А Синий Призрак?
ТЕРРИЛ. Марлевый мешок, пропитанный люминисцентной краской.
БОБ. А ледяной сквозняк?
ТЕРРИЛ. Сухой лед испарялся через дыры в стене.
ЮПИТЕР. А облако страха, по-видимому, какой-то химический реактив, образующий клубы дыма...
ТЕРРИЛ. Ты абсолютно прав, мой мальчик. Как только ты понял, что за всеми этими явлениями стоит человек, ты сразу смог разгадать и природу явлений.
ЮПИТЕР. Да, сэр. А привидение в зеркале — обычный киноэффект.
ДЖЕЙН. Мистер Террил, а как вам удавалось добиться того, чтобы всех посетителей замки охватывал ужас?
ЮПИТЕР. Я могу тебе это объяснить. Трубы органа могут издавать такие звуки, которые особым образом воздействуют на нервную систему человека.
ТЕРРИЛ. Ты, конечно, об этом прочел?
ЮПИТЕР. Да, сэр.
ТЕРРИЛ. Но это все уже не имеет значения. (Груст­но). Тайна замка раскрыта. Я уже не смогу быть призраком Замка Ужасов. Замок у меня, конечно, отнимут. Нет, я не знаю, что мне делать... Правда, голос у меня почти восстановился...
ЮПИТЕР (торжественно). Мистер Террил, у меня к вам есть деловое предложение.
ТЕРРИЛ. Я вас слушаю.
ЮПИТЕР. Вчера, когда я догадался, что вы живы, я позвонил известному вам мистеру Хичкоку, и он любезно согласился поговорить с вами об использовании Замка Ужасов в его новой киноленте. Вот где пригодятся все ваши призраки. Кроме того, он ужасно обрадовался, что вы живы, и хотел бы пригласить вас сыграть роль в этом фильме.
ТЕРРИЛ (радостно). Но это же... это же для меня новая жизнь!
ГРАНТ. Сенсация! Стефан Террил воскрес!
ЮПИТЕР. Ребята! А нам мистер Хичкок предло­жил новое дело!
БОБ (в ужасе). Опять призраки?!
ДЖЕЙН. Никаких замков ужасов!
Конец.

129075, Москва, а/я № 2, тел. (095) 216 5995
Агентство напоминает: постановка пьесы возможна
только с письменного согласия автора

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования