Общение

Сейчас 1027 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

сентиментальная история в двух частях по мотивам поэзии С. Я. Маршака
Действующие лица:
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ, детский писатель.
ДАМА, Адель Петровна Хитрово. (СОСЕДКА СО СКОВОРОДКОЙ).
ДЕД. (ПОЧТАЛЬОН, НИЩИЙ, ПРОРИЦАТЕЛЬ).
МАТЬ Человека Рассеянного. (СОСЕДКА БЕЗ СКОВОРОДКИ, ГОРНИЧНАЯ и т.д.).
ОТЕЦ Человека Рассеянного. (ПАРЕНЬ ПЛЕЧИСТЫЙ И КРЕПКИЙ, ЛАКЕЙ, ГОСТЬ и т. д.)
ПАРЕНЬ С ГИТАРОЙ. (БРАЗИЛЬСКИЙ БАРД, ТАМОЖЕННИК и т. д.)
ПАРЕНЬ С ПАПИРОСОЙ. (АНГЛИЙСКИЙ МИМ, ГОСТЬ, ПАССАЖИР «МАГДАЛИНЫ» и т. д.)
Носильщики: ТОЛСТЫЙ и ТОНКИЙ.
Действие происходит в советское время после войны.

?œДействие первое.
Картина первая. «Дома».
В середине сцены огромная кровать. На ней — во сне ворочается и что-то бормочет ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ. То ли дверь в его комнате попросту выломана, то ли он вообще живет в коридоре, — почему-то мимо его кровати все время снуют СОСЕДИ. Вот ПАРЕНЬ С ПАПИРОСОЙ прошел в уборную, подергал дверцу и остался стоять, поеживаясь от утреннего холода, то СОСЕДКА СО СКОВОРОДКОЙ пробежала на кухню, то ПАРЕНЬ С ГИТАРОЙ вышел побренчать, хотел было разбудить ЧЕЛОВЕКА РАССЕЯННОГО, но, наткнувшись на свирепый взгляд СОСЕДКИ СО СКОВОРОДКОЙ, ретировался к себе в комнату. ПЛЕЧИСТЫЙ И КРЕПКИЙ включил радиоприемник на полную мощность и коридор наполнился звуками бодрого марша. И тут же из своих комнат выскочили обе СОСЕДКИ, бросились к приемнику, уничтожили марш, с любовью взглянули на спящего ЧЕЛОВЕКА РАС­СЕЯННОГО, с ненавистью — друг на друга. Постояли. Ушли.
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ (во сне). От буквы А до буквы Я... От буквы А... до буквы Я... течет река Амударья... тебе чудесные края... А-а-а! (Просыпается, садится на кровати, хватает листок и ка­рандаш). От буквы А до буквы Я течет река Амударья... (Записывает). Тебе чудесные края откроет путь от А до Я. (Записывает). А. А. А-а-а. (Надевает на ноги "тапки" — огромные перчатки, задумчиво смотрит на свои ноги). Аист... Аист жил у нас на крыше... А-а-а! А!!! (Орет, вытаскивает мышь из-под одеяла). А в подполье — жили мыши!
Аист жил у нас на крыше,
А в подполье — жили мыши!
(Записывает, прилепляет листок к кровати). Б... б... Бегемот... (Находит на табуретке, стоящей возле кровати кусочек хлеба, жует). Бегемот разинул рот... (Хочет еще откусить, но обнаруживает, что хлеб уже кончился).
Бегемот разинул рот —
Булки просит бегемот!
(Записывает). В. В-в-в-в... Воробей! Воробей... Воробей?..
Звонит телефон.
Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону...
(Записывает). Г... г... Гриб... (Начинает бриться). Гриб растет среди дорожки... (Смотрит на помазок). Голова — на тонкой ножке! (Записывает). Д. д-д-д-д... Д... Дрозд... Дрозд...
Выходит СОСЕДКА СО СКОВОРОДКОЙ. Вбивает в стену гвоздь. Вешает на него авоську. Уходит.
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ (радостно). Дятел!
Дятел жил в дупле пустом!
Дуб долбил, как долотом!
(Записывает). А, Б, В, Г, Д, Е! Е... (С размаху садится на кровать, тут же вскакивает, кричит, обнаруживает под одеялом подушечку с иголками и булавками). Ежик!
    Ежик жил у нас в углу!
    Ел и спал он на полу!
(Записывает). А, Б, В, Г, Д, Е, Ж... Жж-ж-ж... (Осматривается, ища, отчего бы оттолкнуться, и вдруг видит свое отражение в зеркале, прикрепленном к кровати). Жж-ж-жил... (Снимает зеркало, рассматривает себя).
    Жил Человек Рассеянный
    На улице Бассейной...
(Записывает).
И тут же в коридор из чьей-то комнаты врывается все тот же праздничный марш. И вместе с маршем в коридоре появляется ДЕД, парадно одетый и уже чуть-чуть навеселе.
ДЕД (вынимает из кармана шкалик). День Седьмого ноября.
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ (отрицательно мотает головой). З. Зз-з-з!
ДЕД. Красный день календаря.
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ. З. З-з-з-з...
ДЕД.     Посмотри в свое окно!
    Все на улице — красно!
(Отбирает у ЧЕЛОВЕКА РАССЕЯННОГО листок и с размаху садится на кровать. Тут же вскакивает, потому что сел на подушечку с иголками).
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ. Ежик... (ДЕДУ).
    Ты понимаешь, для чего
    У ежика иголки? —
    Чтобы не трогали его
    Мальчишки или волки.
Ты понимаешь... для чего... (Записывает).
ДЕД уходит на другой конец кровати и присаживается там. Из своей комнаты выходит СОСЕДКА БЕЗ СКОВОРОДКИ.
ДЕД (поет).     Любовь, как роза красная
    Цветет в моем саду...
СОСЕДКА БЕЗ СКОВОРОДКИ (пытаясь выпроводить ДЕДА).
    День Седьмого ноября!
    Красный день календаря!!!
ДЕД.     Любовь моя, как песенка,
    С которой в путь иду...
Появляется СОСЕДКА СО СКОВОРОДКОЙ. Сковородка шипит и чадит. Звонит телефон. Плачет ребенок. Гремит марш. Поет ДЕД.
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ. З-з-з-з... з-з-з....
СОСЕДКА СО СКОВОРОДКОЙ и СОСЕДКА БЕЗ СКОВОРОДКИ наперегонки бросаются к телефону. СОСЕДКА СО СКОВОРОДКОЙ первая хватает трубку.
СОСЕДКА СО СКОВОРОДКОЙ (по телефону). Вам товарища Житкова?! (Смотрит на ЧЕЛОВЕКА РАССЕЯННОГО). Извините, нет такого!!!! (Бросает трубку, прыгает от радости). Извините, нет такого! Нет такого! нет такого! (Уходит).
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ. Зайцы! Зайцы! Соболи и белки... (Записывает).
СОСЕДКА БЕЗ СКОВОРОДКИ незаметно подкладывает ЧЕЛОВЕКУ РАССЕЯННОМУ на табурет тарелку с пирогом и уходит. Появляются все три СОСЕДА.
ПАРЕНЬ С ПАПИРОСОЙ (протягивая ДЕДУ стакан). День Седьмого Ноября!
ПАРЕНЬ С ГИТАРОЙ (протягивая свой стакан). Красный день календаря!
ДЕД.     Лезут, точно стая крыс,
    По буфету вверх и вниз...
ПАРЕНЬ С ГИТАРОЙ (поет).
    Любовь, как роза красная,
    Цветет в моем саду,
    Любовь моя, как песенка
ПЛЕЧИСТЫЙ И КРЕПКИЙ (подхватывает).
    С которой в путь иду-у-у...
ВСЕ ТРОЕ.     Любовь моя, как песенка...
ТРОЕ и ДЕД     С которой в путь иду-у-у!
ДЕД разливает.
С улицы слышен все тот же бравурный марш, Слышно, как под окнами идет демонстрация, а из динамиков доносится: «Дятел жил в дупле пустом!!! Ура-а-а-а!!! Дуб долбил, как долотом!!!! Ура-а-а-а!!! Бегемот разинул рот! Ура-а-а-а! Булки просит бегемот! Ура!!!!!»
ПЛЕЧИСТЫЙ И КРЕПКИЙ (поднимая стакан).
    Вьются флаги у ворот,
    Пламенем пылая...
ПАРЕНЬ С ПАПИРОСОЙ.
    Видишь, музыка идет,
    Там, где шли трамваи...
ПАРЕНЬ С ГИТАРОЙ.
    Вся страна: и млад и стар
    Празднует свободу!
ПЛЕЧИСТЫЙ И КРЕПКИЙ.
    И летит мой красный шар
    Прямо к небосводу!!!
Чокаются, пьют.
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ.
    Зайцы, соболи и белки
    Бьют в литавры и тарелки!
    Бьют в литавры и тарелки!
(Записывает).
СОСЕДКА БЕЗ СКОВОРОДКИ (видит пирующих на кровати у ЧЕЛОВЕКА РАССЕЯННОГО, обнаруживает, что ДЕД дожевывает принесенный ею кусок пирога, чуть не плачет).     Лезут, точно стая крыс,
    По буфету вверх и вниз...
ПАРЕНЬ С ГИТАРОЙ (подмигивая другим СОСЕДЯМ, напевает).     Мы гражданочке в ответ
    Говорим: «Вам дела нет!»
ПАРЕНЬ С ПАПИРОСОЙ (подхватывает).
    Вы, гражданка —
    Самозванка!
    Вы не лампочка,
    А склянка!
ВДВОЕМ (поют).
    Вы, гражданка, —
    Самозванка!
    Вы не лампочка,
    А склянка!!!
СОСЕДКА БЕЗ СКОВОРОДКИ убегает на кухню. ДЕД тем временем заснул. Внимание СОСЕДЕЙ переключается на ЧЕЛОВЕКА РАССЕЯННОГО. Они решили поразвлекаться поэзией — сыграть с ЧЕЛОВЕКОМ РАССЕЯННЫМ в буриме.
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ. А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И... И... Иней...
ПАРЕНЬ С ПАПИРОСОЙ. Буфет — билет.
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ. И... и-и-и...
ПАРЕНЬ С ГИТАРОЙ. Вокзал — сказал.
ПЛЕЧИСТЫЙ И КРЕПКИЙ. Человек — век!
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ. Ии-и-и... Иней...
ПЛЕЧИСТЫЙ И КРЕПКИЙ (вырывает у ЧЕЛОВЕКА РАССЕЯННОГО карандаш). Человек — век!
ПАРЕНЬ С ПАПИРОСОЙ. Буфет — билет!
ПАРЕНЬ С ГИТАРОЙ. Вокзал — сказал!!!
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ. Человек — век... (Ему возвращают карандаш). Человек... век... Человек... век... (Сочиняет).     Все то, чего коснется человек...
    Приобретает нечто человечье.
    Вот этот дом, нам прослуживший век...
    Почти умеет пользоваться речью...
ДЕД (просыпаясь).
    Была владелицей его
    Адель Петровна Хитрово.
ПЛЕЧИСТЫЙ И КРЕПКИЙ. Чего?
ПАРЕНЬ С ГИТАРОЙ. Что это значит — Хитрово?
ПАРЕНЬ С ПАПИРОСОЙ. Какое учрежденье?
ДЕД.     Дочь камергера Хитрово
    Была хозяйкой дома.
    Его не знал я самого,
    А дочка мне знакома!
ПЛЕЧИСТЫЙ И КРЕПКИЙ.
    Ну неужель жила она
    До революции одна
    В семиэтажном доме?
ПАРЕНЬ С ГИТАРОЙ. В авторемонтной мастерской?
ПАРЕНЬ С ПАПИРОСОЙ. И в парикмахерской мужской?
ПЛЕЧИСТЫЙ И КРЕПКИЙ. И даже — в гастрономе?! (Смеется).
ДЕД.     Нет, наша барышня жила
    Не здесь, а за границей...
    Она полвека провела
    В Париже или в Ницце...
ПЛЕЧИСТЫЙ И КРЕПКИЙ. В Париже?..
ПАРЕНЬ С ГИТАРОЙ. Или в Ницце?..
ДЕД.     А свой семиэтажный дом
    Сдавать изволила внаем!
Возникает странный мотивчик, возможно, — стилизация под Шопена, ноющий, сентиментальный, чуть-чуть ироничный. Все, что происходит потом, видит один ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ.
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ (вскакивает).
    По проволоке Дама
    Идет, как телеграмма...
Мотивчик все ближе. Звуки вокзала. Выбегает ДАМА, За ней — НОСИЛЬЩИКИ везут на маленькой тележке багаж.
ДАМА (пересчитывает вещи).
    Диван... чемодан... саквояж...
    Картина, корзина, картонка...
    И маленькая собачонка.
ТОНКИЙ НОСИЛЬЩИК (проверяет багаж).
    Позвольте... мамаша... на станции
    Согласно бумажной квитанции
    От вас получили багаж:
    Диван, чемодан, саквояж,
    Картину, корзину, картонку
    И маленькую собачонку...
Свисток паровоза.
ДАМА.     За морями, вдали от родимой земли
    На неведомом горном хребте —
    Синерукие Джамбли над морем живут...
ТОЛСТЫЙ НОСИЛЬЩИК. Синерукие Джамбли над морем живут?!
ДАМА.     С головами зелеными Джамбли живут.
ТОНКИЙ. С головами зелеными Джамбли живут?!
ДАМА. Далеко... далеко...
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ тем временем перерыл всю свою комнату в надежде найти какой-нибудь достойный подарок для ДАМЫ, Наконец, он останавливается на подушечке для иголок, неизвестно откуда у него очутившейся, изящной, из бархата.
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ (ДАМЕ).
    Полдюжины булавок
    Я вам преподношу.
    И быть моей женою
    Покорно вас прошу...
    Надеюсь, вы пойдете
    Плясать со мной, со мной?
    И станете моею женой?!
ДАМА (внимательно осматривает ЧЕЛОВЕКА РАССЕЯННОГО). И станете моею же...
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ (понимает, что он неодет). Ой! Вот какой рассеянный... (Натягивает свитер и брюки, естественно, все наоборот). Даю вам честное слово...
ТОНКИЙ (удивленно наблюдая за ЧЕЛОВЕКОМ РАССЕЯННЫМ).     В рукава просунул руки —
    Оказалось: это — брюки...
ТОЛСТЫЙ.     Вместо валенок — перчатки
    Натянул себе на пятки.
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ (ДАМЕ).
    Даю вам честное слово,
    Вчера, в половине шестого
    Я встретил двух свинок
    Без шляп и ботинок.
    Даю вам честное слово...
ДАМА.     Полдюжины булавок
    От вас я не приму.
    Полдюжины булавок
    Нужны вам самому...
Третий свисток. НОСИЛЬЩИКИ усаживают ДАМУ на тележку и увозят вместе с багажом. В суматохе она забывает вернуть ЧЕЛОВЕКУ РАССЕЯННОМУ подушечку с булавками. ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ бегает по кровати, пытаясь разглядеть, куда уехала ДАМА. Возникают звуки мчащегося поезда. И кровать качается, как вагонная полка, на которой спят ДЕД и ТРИ СОСЕДА.
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ (будит СОСЕДЕЙ).
    Это что за остановка?!!!
    Бологое? иль Полевка?!
СОСЕДКА БЕЗ СКОВОРОДКИ (выбегая на крик). Это город... Ленинград...
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ (кричит).
    Что за станция такая?!!!
    Дибуны? Или Ямская?!
СОСЕДКА БЕЗ СКОВОРОДКИ (дает ему воды, ласково гладит по голове, успокаивает, как ребенка).
    А с платформы говорят:
    Это — город Ленинград.
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ (успокаиваясь, ложится на плечо СОСЕДКИ, засыпая). Это город... Ленинград...
ДЕД (во сне). Синерукие Джамбли... над морем живут...
ПЛЕЧИСТЫЙ И КРЕПКИЙ. С головами зелеными
ПАРЕНЬ С ГИТАРОЙ. Джамбли живут...
ПАРЕНЬ С ПАПИРОСОЙ. Далеко... далеко...
«Поезд» резко тормозит. Все просыпаются. Около кровати стоит СОСЕДКА СО СКОВОРОДКОЙ и внимательно смотрит на ЧЕЛОВЕКА РАССЕЯННОГО, голова которого покоится на плече СОСЕДКИ БЕЗ СКОВОРОДКИ.
СОСЕДКА СО СКОВОРОДКОЙ. Он целовал вас, кажется?!
СОСЕДКА БЕЗ СКОВОРОДКИ. Боюсь, что это так.
СОСЕДКА СО СКОВОРОДКОЙ. Да как же вы позволили?!
СОСЕДКА БЕЗ СКОВОРОДКИ (с вызовом).
    Ах, он такой чудак...
    Он думал, что уснула я
    И все во сне стерплю.
    Иль думал, что я думала,
    Что думал он: я сплю!
СОСЕДКА СО СКОВОРОДКОЙ (швыряет ЧЕЛОВЕКУ РАССЕЯННОМУ бархатную подушечку с булавками).
    Полдюжины булавок
    От вас я не приму!
    Полдюжины булавок
    Нужны вам самому!
    Плясать вы не пойдете
    Со мной, со мной, со мной.
    И вашею не буду я женой!!!!
СОСЕДКА БЕЗ СКОВОРОДКИ. Женой?!
СОСЕДКА СО СКОВОРОДКОЙ. Женой!!!
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ (хватает карандаш и бумагу быстро пишет, опасаясь забыть).
    Прекрасная Дама влюбилась в свинью...
    Послушай, любезный мой друг,
ПАРЕНЬ С ГИТАРОЙ (тут же начинает напевать).
    Прекрасная Дама
    Влюбилась в свинью.
    Послушай, любезный мой друг...
СОСЕДКА СО СКОВОРОДКОЙ (пытаясь отнять у него гитару).     Щенок, урод, молокосос!
    Паршивый кот! Плешивый пес!
СОСЕДКА БЕЗ СКОВОРОДКИ (ЧЕЛОВЕКУ РАССЕЯННОМУ). И вашею не буду женой?.. (Убегает).
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ (заткнув уши, продолжает сочинять).     Послушай, любезный мой друг,
    Ты счастлива будешь со мной,
    Как в раю...
    А свинка ответила: Хрюк!
ПАРЕНЬ С ПАПИРОСОЙ (поет).
    Ты счастлива будешь со мной,
    Как в раю...
    А свинка ответила: Хрюк!
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ (сочиняет).
    Тебе я построю серебряный хлев
    Кормить тебя буду из рук,
    В постель ты уляжешься, сытно поев...
    А свинка ответила: Хрюк...
СОСЕДИ (поют, дразня СОСЕДКУ СО СКОВОРОДКОЙ)     В постель ты уляжешься,
    Сытно поев...
    А свинка ответила: Хрюк!
СОСЕДКА СО СКОВОРОДКОЙ бросается к ЧЕЛОВЕКУ РАССЕЯННОМУ, вырывает у него карандаш, ломает, топчет его, убегает на кухню. Слышны ее рыдания, всхлипы, причитания. ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ подбирает обломки карандаша, пробует писать.
ДЕД (просыпаясь).
    У женщин в нашем городке —
    По двадцать пальцев на руке
    На каждой ножке — двадцать пять,
    Как сам ты можешь сосчитать...
Из своей комнаты на кухню проходит СОСЕДКА БЕЗ СКОВОРОДКИ. В кухне — шум, визг, звон посуды. ПЛЕЧИСТЫЙ И КРЕПКИЙ спешит на крик СОСЕДКИ БЕЗ СКОВОРОДКИ, за ним убегают и другие СОСЕДИ.
ДЕД.     Так вот, опять же про него,
    Про камергера Хитрово...
    Своей он дочке завещал
    Два миллиона ровно!
    На эти деньги лет пятьсот
    Могла без горя и забот
    Прожить Адель Петровна...
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ. Адель Петровна Хитрово...
ДЕД.     Была хозяйка дома!
    Не знали мы, рабочий люд,
    Кому копили средства!
    Мы знали с детства только труд...
    И не видали детства!
Снова, то ли из уличного репродуктора, то ли из соседского радиоприемника возникает мотивчик, тема ДАМЫ. Дверь на кухню откры­вается, оттуда вылетает СОСЕДКА СО СКОВОРОДКОЙ, за нею другие СОСЕДИ. Последней, плача и прихрамывая, бежит СОСЕДКА БЕЗ СКОВОРОДКИ.
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ (ДЕДУ).
    Нет, твой голос не хорош...
    Слишком скучно ты поешь!
Мотивчик исчезает. ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ включает радиоприемник.
ГОЛОС ПО РАДИО (поет).
    Не знали мы, рабочий люд,
    Кому копили средства!
    Мы знали с детства только труд
    И не видали детства!
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ (выключает радио).
    Нет, твой голос нехорош:
    Слишком сладко ты поешь...
Снова неизвестно откуда доносится мотивчик. СОСЕДКА СО СКОВОРОДКОЙ появляется, кроша и разбрасывая по полу то ли корм, то ли яд... За нею выползают другие СОСЕДИ, но теперь они кажутся ЧЕЛОВЕКУ РАССЕЯННОМУ огромными птицами: курицами, гусями... Мотивчик исчезает. ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ заводит патефон, роется в пластинках, пытаясь найти мелодию ДАМЫ, наконец ставит одну.
ГОЛОС С ПЛАСТИНКИ (поет).
    Не знали мы, рабочий люд,
    Кому копили средства,
    Мы знали с детства только труд,
    И не видали детства...
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ (снимает пластинку).
    Нет, твой голос нехорош...
    Слишком громко ты поешь...
Снова мотивчик, заглушаемый криком и кудахтаньем ПТИЦ-СОСЕДЕЙ. Пытаясь то ли удержать его, а, может быть, подобрать слова, ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ роется в своих листочках. Вырывает из пачки один, читает.
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ.
    Не знали мы, рабочий люд,
    Кому копили средства!
    Мы знали с детства только труд
    И не видали детства.
(Рвет лист).     Нет! Твой голос нехорош:
    Слишком страшно ты поешь...
Мотивчик смолкает. Перед кроватью ЧЕЛОВЕКА РАССЕЯННОГО стоит СОСЕДКА с дымящейся сковородкой. Чуть дальше — остальные СОСЕДИ.
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ.
    Увы. Мой стих не блещет новизной,
    Разнообразьем перемен нежданных...
    Не поискать ли мне тропы иной
    Приемов новых? Сочетаний странных?
Он берет из рук СОСЕДКИ сковородку и медленно, на глазах у застывших СОСЕДЕЙ, надевает ее себе на голову. Кричит. Падает. Некоторое время СОСЕДИ стоят в оцепенении, потом бросаются к ЧЕЛОВЕКУ РАССЕЯННОМУ. ПЛЕЧИСТЫЙ И КРЕПКИЙ и ПАРЕНЬ С ГИТАРОЙ отдирают сковородку от головы РАССЕЯННОГО. СОСЕДКА БЕЗ СКОВОРОДКИ кричит. ПАРЕНЬ С ПАПИРО­СОЙ бросается к телефону. ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ без сознания.
ПАРЕНЬ С ПАПИРОСОЙ (говорит по телефону).
    Вместо шапки на ходу
    Он надел сковороду...
    .......
    Вот такой рассеянный...
    С улицы?... Бас-сей-ной...
СОСЕДКА СО СКОВОРОДКОЙ (она принесла свое белое выходное платье и рвет его на бинты).
    Что не сделает дурак —
    Все он сделает не так...
СОСЕДКА БЕЗ СКОВОРОДКИ (перевязывая ЧЕЛОВЕКУ РАССЕЯННОМУ голову). С потолка он строит дом...
ПАРЕНЬ С ГИТАРОЙ (помогая ей). Носит воду решетом...
ПЛЕЧИСТЫЙ И КРЕПКИЙ (передавая бинты). Солнце в поле ловит шапкой...
ПАРЕНЬ С ПАПИРОСОЙ. Тень со стен стирает тряпкой...
СОСЕДКА БЕЗ СКОВОРОДКИ.
    Однажды на трамвае
    Он ехал на вокзал...
    И двери открывая,
    Вожатому сказал:
    Глубокоуважаемый
    Вагоноуважатый...
СОСЕДКА СО СКОВОРОДКОЙ (поправляет). Вагоноуважаемый, глубокоуважатый!
СОСЕДКА БЕЗ СКОВОРОДКИ (соглашаясь).
    Вагоноуважаемый
    Глубокоуважатый!
    Во что б это ни стало,
    Мне надо выходить.
    Нельзя ли у трамвала
    Вокзал остановить?
СОСЕДКА СО СКОВОРОДКОЙ (поправляет). Вокзай остановить! Вокзай!
СОСЕДКА БЕЗ СКОВОРОДКИ (соглашаясь). Вокзай остановить...
ПЛЕЧИСТЫЙ И КРЕПКИЙ. Вожатый удивился?
СОСЕДКИ отрицательно мотают головами.
ПАРЕНЬ С ПАПИРОСОЙ. Трамвай остановился?
СОСЕДКИ кивают. ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ тихо стонет. СОСЕДИ бросаются к нему. СОСЕДКА БЕЗ СКОВОРОДКИ выхватывает из пачки разбросанных листков один и тихонечко напевает с листа.
СОСЕДКА БЕЗ СКОВОРОДКИ.
    Много-много птичек
    Запекли в пирог...
    Семьдесят синичек,
    Тридцать семь сорок...
    Побежали люди
    В золотой чертог...
    Королю на блюде
    Принесли пирог...
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ (подняв голову). Где король?
СОСЕДКА СО СКОВОРОДКОЙ. На троне... (Подсовывает СОСЕДКЕ БЕЗ СКОВОРОДКИ следующий листок).
СОСЕДКА БЕЗ СКОВОРОДКИ (читает).
    Где король? —
    На троне
    Пишет манифест.
    Королева в спальне
    Хлеб с вареньем ест...
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ успокаивается, ложится и, кажется, засыпает.
    Фрейлина стирает
    Ленту для волос
    У нее сорока
    Отщипнула нос...
ПАРЕНЬ С ПАПИРОСОЙ. Отщипнула нос?
Смеются.
СОСЕДКА БЕЗ СКОВОРОДКИ (читает).
    А потом синица
    Принесла ей нос.
    И к тому же месту
    Тут же он прирос...
(Смеется, повторяет последнее четверостишие).
СОСЕДИ начинают собирать разбросанные по полу и по кровати листочки и с удивлением их читают.
ПЛЕЧИСТЫЙ И КРЕПКИЙ.
    Три мудреца в одном тазу
    Пустились по морю в грозу...
    Будь попрочнее старый таз —
    Длиннее был бы мой рассказ.
(Хохочет).
ПАРЕНЬ С ПАПИРОСОЙ.
    Что за гром?
    Что за стук? —
    Сел комар в лесу на сук.
    Рухнул сук под комаром —
    Вот откуда стук и гром!
ПАРЕНЬ С ГИТАРОЙ.
    Три очень милых феечки
    Сидели на скамеечке...
С пачкой книжек вбегает СОСЕДКА СО СКОВОРОДКОЙ. Она, как ребенок перед гостями, забирается на стул, раскрывает одну из книжек и декламирует.
СОСЕДКА СО СКОВОРОДКОЙ.
    Кабы реки и озера —
    Слить бы в озеро одно,
    А из всех деревьев бора
    Сделать дерево одно,
    Топоры бы все расплавить
    И отлить один топор,
    А из всех людей составить
    Человека выше гор...
    Кабы, взяв топор могучий,
    Этот грозный великан
    Этот дуб обрушил с кручи
    В этот море-океан —
    То-то громкий был бы треск!
    То-то шумный был бы плеск!!!
СОСЕДИ смеются, аплодируют. СОСЕДКА СО СКОВОРОДКОЙ раздает им книжки, они их рассматривают и потом некоторое время сосредоточенно читают про себя. ПЛЕЧИСТЫЙ И КРЕПКИЙ всякий раз громко хохочет, прочитав страницу. Наконец, ПАРЕНЬ С ГИТАРОЙ отрывается от книжки, задумывается.
ПАРЕНЬ С ГИТАРОЙ (после паузы).
    Неужели мой приятель —
    Сочинитель всех стихов...
ПАРЕНЬ С ПАПИРОСОЙ.
    Замечательный писатель —
    Мой сосед...
ПЛЕЧИСТЫЙ И КРЕПКИЙ. Борис Житков...
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ просыпается. Наверное, он слышал, о чем говорили СОСЕДИ. Он громко хохочет. Смеются и СОСЕДИ. Стук в дверь. СОСЕДКИ почему-то испугались...
ГОЛОС ПОЧТАЛЬОНА.
    Заказное из Ростова
    Для товарища Житкова.
Входит ДЕД. На нем очень строгий официальный темный костюм. В руке — письмо.
ДЕД. Заказное для Житкова.
ПЛЕЧИСТЫЙ И КРЕПКИЙ. Для Житкова? Эй, Борис?
ПАРЕНЬ С ГИТАРОЙ. Получи и распишись...
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ.
    Заказное из Ростова...
    Для товарища Житкова...
    Заказное для Житкова?
    Извините, нет такого!
(Кричит).     В Лондон вылетел вчера
    В семь-четырнадцать утра!!!
Тут же взревели двигатели самолета. Кровать закружилась и вместе с нею закружились СОСЕДИ. В луче света на бешено вращающейся кровати — один ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ.
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ (пытаясь перекричать шум моторов).     Пускай поэт, покинув старый дом,
    Заговорит на языке другом!
    В другие дни! В другом краю планеты!!!
Рев моторов. И вот уже пропал ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ и кровать-самолет. Перед нами — ДЕД в синей форменной фуражке, с толстой сумкой на ремне. ДЕД укладывает в сумку заказное из Ростова.
ДЕД.     Житков за границу
    По воздуху мчится,
    Земля зеленеет внизу...
    А вслед за Житковым
    В вагоне почтовом
    Письмо заказное везут...
Темнота.
Картина вторая. «Лондон».
Утро. Пение птиц. ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ лежит ничком на огромной, накрытой дорогим, красивым покрывалом кровати. Рядом стоят ТОЛСТЫЙ и ТОНКИЙ, очевидно, дожидаясь пробуждения поэта.
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ (просыпается, садится на кровати, с удивлением).    Это что за остановка?
    Бологое? Иль Поповка?
ТОЛСТЫЙ (протягивает ЧЕЛОВЕКУ РАССЕЯННОМУ хрустальный колокольчик). Вот от королевства ключ.
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ. Ключ? от королевства?
ТОНКИЙ. В королевстве — город.
ТОЛСТЫЙ. В городе — улица.
ТОНКИЙ. На улице есть двор.
ТОЛСТЫЙ. Во дворе — высокий дом.
ТОНКИЙ. В этом доме спаленка.
ТОЛСТЫЙ. В спальне — колыбелька.
ТОНКИЙ. В колыбели — ландышей
ТОЛСТЫЙ. Полная корзина.
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ (повторяет). Ландыши в корзине...
ТОЛСТЫЙ и ТОНКИЙ кивают.
    Корзина — в колыбели...
    Колыбелька в спаленке...
    А спаленка в доме...
ТОЛСТЫЙ и ТОНКИЙ улыбаются, кивают.
    Дом стоит среди двора...
    Дом стоит среди двора...
ТОНКИЙ (подсказывает). Двор глядит на улицу...
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ.
    Дом стоит среди двора...
    Двор глядит на улицу...
    А улица в городе...
    Город — в королевстве!
ТОНКИЙ (отдает ЧЕЛОВЕКУ РАССЕЯННОМУ колокольчик). Вот от королевства ключ!
ТОЛСТЫЙ. Ключ от королевства!!!
Уходят.
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ (с удивлением рассматривает колокольчик). Ключ от королевства... (Звонит).
И тут же в номер бесшумно вплывает ГОРНИЧНАЯ. Ставит перед ЧЕЛОВЕКОМ РАССЕЯННЫМ маленький поднос с завтраком.
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ (берет бутерброд, нюхает, откусывает, жует). Масло...
    Отличнейшее масло!
    Прекраснейшее масло!
    Я так его люблю!
ГОРНИЧНАЯ улыбается и что-то свистит в ответ ЧЕЛОВЕКУ РАССЕЯННОМУ. ГОРНИЧНАЯ уплывает бесшумно. ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ роется в бумагах, отыскивая чистый лист.
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННОЙ. Масло... (Хочет записать, но обнаруживает, что у него нет карандаша. Звонит в хрустальный колокольчик).
И тут же появляется ЛАКЕЙ с толстой дорогой кожаной папкой. С легким поклоном вручает папку ЧЕЛОВЕКУ РАССЕЯН­НОМУ. Тот раскрывает папку и обнаруживает прекрасные листы бумаги и ручку-самописку. ЛАКЕЙ уходит.
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ (пишет). Масло... Отличней... (Задумывается и вдруг неожидан­но для себя самого досвистывает конец фразы. Хочет записать, но снова останавливается в затруднении. Звонит в хрусталь­ный колокольчик).
Появляется ДЕВУШКА с флейтой. Она высвистывает нежную мелодию. Вслед за ней крадется ЮНОША с огромным сачком. Он пытается поймать звуки мелодии. После второй или третьей попытки его постигает удача. ЮНОША аккуратно, как бабочку «пересаживает» звуки в мешочек, и за­вязывает его шнурком. ДЕВУШКА между тем играет уже другую мелодию, гораздо веселей, чем раньше. ЮНОША снова ловит ее и укладывает в мешочек. ДЕВУШКА играет третью и уходит. ЮНОША спешит продолжить «охоту». Проходя мимо ЧЕЛОВЕКА РАССЕЯННОГО, ЮНОША дарит ему мешочек с двумя пойманными мотивчиками. ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ развязывает шнурок и звуки разлетаются, как бабочки... ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ пытается поймать их, но — куда там... Один мотивчик улетает сразу, другой, как будто дразня, вьется над самым ухом ЧЕЛОВЕКА РАССЕЯННОГО. Устав бороться, ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ пытается просто отогнать назойливый мотив, но тот не желает отставать. И вдруг ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ пони­мает, что этот самый мотивчик принесла с собой ДАМА в своем первом явлении. Он хватает хрустальный колокольчик и что есть силы звонит, звонит, звонит... Мотив становится громче, отчетливее. Звуки вокзала появляются одновременно с криком ДАМЫ.
Голос ДАМЫ. Отдайте мою собачонку!
Громкий лай. Появляется ТАМОЖЕННИК в сопровождении НОСИЛЬЩИКОВ, везущих на маленькой тележке багаж ДАМЫ и волокущий за собой на длинном поводке огромного рычащего пса. Самого пса мы можем не видеть.
ТОЛСТЫЙ (ТАМОЖЕННИКУ, оправдываясь).
    Швырнула она чемодан,
    Ногой отпихнула диван,
    Картину, корзину, картонку:
    «Отдайте мою собачонку!»
ТОНКИЙ (ТАМОЖЕННИКУ).
    Хватились на станции Дно:
    Потеряно место одно!
ТОЛСТЫЙ.     В испуге считаем багаж:
    Диван, чемодан, саквояж...
ТОНКИЙ.     Картина, корзина картонка...
ТОЛСТЫЙ.     Товарищи! Где собачонка?!
ТОНКИЙ.     Вдруг видим: стоит у колес
    Огромный взъерошенный пес!
ТОЛСТЫЙ.     Схватили его — и в багаж!
ТОНКИЙ.     Туда, где лежал саквояж...
ТОЛСТЫЙ.     Картина, корзина, кар...
ДАМА (вбегая, чуть не плачет).
    Разбойники! Воры... Уроды...
(ТАМОЖЕННИКУ). Собака не той породы.
ТОЛСТЫЙ.     Позвольте, мамаша! На станции
    Согласно бумажной квитанции,
    От вас был получен багаж:
ТОНКИЙ (читает по квитанции).
    Диван, чемодан, саквояж...
    Картина, корзина, картонка...
ТОЛСТЫЙ предъявляет ТАМОЖЕННИКУ вещи.
ДАМА. И маленькая собачонка...
Тишина. ТАМОЖЕННИК думает, как поступить. Наконец что-то свистит и ставит на квитанции печать.
ТОЛСТЫЙ (переводит).
    Однако, за время пути
    Собака могла подрасти!
ТАМОЖЕННИК уходит. Лай собаки. НОСИЛЬЩИКИ бросаются усмирять пса.
ДАМА (растерянно).
    Кругом царит такой сумбур...
    Все в этом мире чересчур!
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ.
    Хрустальный колокольчик
    Дарю я вам, мой друг...
    Когда проснетесь ночью —
    Будите ваших слуг...
    Надеюсь, вы пойдете
    Плясать со мной, со мной?!
    И будете моею
    Женой?
ДАМА (смотрит на ЧЕЛОВЕКА РАССЕЯННОГО с жалостью). Хрустальный колокольчик...   
    Хрустальный колокольчик
    От вас я не приму.
    Ваш глупый колокольчик
    Не нужен никому!
(Достает из сумочки точно такой же колокольчик и вручает его ЧЕЛОВЕКУ РАССЕЯННОМУ. Убегает).
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ звонит. ДАМА возвращается.
ДАМА.     Плясать вы не пойдете
    Со мной, со мной, со мной...
    И вашею не буду я женой!
(Убегает).
Гудок парохода. Возвращаются НОСИЛЬЩИКИ. Они волокут за собою связанного и завернутого в кусок мешковины пса.
ТОНКИЙ (пересчитывая багаж на тележке).
    Диван, чемодан, саквояж...
    Картина, корзина, картонка...
    И собачонка...
(Читает в квитанции). Плывут они в Бразилию...
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ. В Бразилию?!
ТОЛСТЫЙ (собирая багаж). В Бразилию.
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ.
    И я хочу в Бразилию!!!
    К далеким берегам!
(Звонит в колокольчик).
ТОНКИЙ.     Только Дон и Магдалина —
    Быстроходные суда...
    Только Дон и Магдалина
    Ходят по морю туда?
ТОЛСТЫЙ.     Из Ливерпульской гавани
    Всегда по четвергам
    Суда уходят в плаванье
    К далеким берегам.
ТОНКИЙ (вручает ЧЕЛОВЕКУ РАССЕЯННОМУ билет).     Плывут они в Бразилию.
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ (рассматривая билет).
    В Бразилию... В Бразилию...
    В далекую Бразилию!
    К далеким берегам!
(Собирает свои рукописи).
НОСИЛЬЩИКИ уносят багаж ДАМЫ. Остается только завернутый в тряпку, глухо рычащий пес. Стук в дверь.
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ. Кто стучится в дверь ко мне?
ПОЧТАЛЬОН (входит). Письмо. Из-за границы. (Протягивает письмо). Для мистера Житкова. Из номера шестого.
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ (вскрывает письмо, читает).     Голубое, голубое, голубое
    В этот день
    Было небо над Москвою...
    А в садах —
    Цвела сирень.
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ оглядывается, но ПОЧТАЛЬОНА уже нет. Рядом с ним на кровати — портфель, пальто и шляпа. Чуть подальше — оставленный НОСИЛЬЩИКАМИ завернутый пес.
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ (кричит). Эй! Вот портфель, пальто и шляпа!
Пес рычит. ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ вздрагивает.
Картина третья. «Первое письмо».
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ.
    Вот портфель, пальто и шляпа...
    День у папы выходной...
    Не ушел сегодня папа!
    Значит будет он со мной.
«Пес» начинает шевелиться. И мы понимаем, что это — никакой не пес а зарывшийся с головой в одеяло ОТЕЦ ЧЕЛОВЕКА РАССЕЯННОГО.
ОТЕЦ. Что мы нынче делать будем?
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ. Это вместе мы обсудим.
ОТЕЦ. Не пойти ли нам сегодня...
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ.
    В Ботанический музей?
    Не созвать ли нам сегодня...
ОТЕЦ. Всех знакомых и друзей?
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ. Или лучше сделать змея?
ОТЕЦ.     Или лучше сделать змея
    Из бумажного листа!
    Если есть немножко клея
    И мочалка для хвоста!
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ.
    Понесется змей гремучий
    Выше крыши!
ОТЕЦ. Выше тучи!
Справа шум. Выбегает разгневанная МАТЬ, держа в руках дневник ЧЕЛОВЕКА РАССЕЯННОГО.
МАТЬ. Негодяй! Чем заслужил ты единицу?!!
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ.
    Я получил ее за птицу.
    В естествознании я слаб —
    Назвал я птицей баобаб.
МАТЬ. За что вторая единица?!
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ.
    Вторую, если не совру,
    Я получил за кенгуру...
    Я написал в своей тетрадке,
    Что кенгуру растут на грядке,
    И что...
МАТЬ. Довольно! Крокодил! За что ты третью получил?
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ.
    Я думал, что гипотенуза —
    Река Советского Союза...
МАТЬ (читает в дневнике).
    Подражает он собаке —
    Целый день проводит в драке!
(Швыряет днев­ник ОТЦУ).
ОТЕЦ (пытаясь прочесть). По-дра-жа-ет... стре...
МАТЬ (вырывает дневник).
    Подражает стрекозе!
    Подражает шимпанзе!
(Протягивает ОТЦУ ремень).
МАТЬ уходит. ОТЕЦ держит в одной руке ремень, в другой — портфель Что есть силы лупит ремнем по портфелю. ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ При каждом ударе орет. Вбегает испуганная МАТЬ. Обнаруживает обман. Не выдерживает. Все трое хохочут.
ОТЕЦ.     Мы постель убрали сами?
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ кивает.
    Вместе с мамой пили чай?
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ кивает.
    А теперь сказали маме:
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ. До свиданья! Не скучай!
МАТЬ вздыхает, уходит. ОТЕЦ раскрывает папку. ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ раскрывает ручку-самописку и начинает с увлечением рисовать.
ОТЕЦ.     Мчатся стаями Победы...
    Москвичи, велосипеды...
    Едет с почтой почтальон!
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ (забирает ручку, рисует).
    Вон машина голубая
    Разъезжает, поливая
    Мостовую с двух сторон!
ОТЕЦ. А где обедал воробей?
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ.
    В зоопарке! У зверей!
(Рисует).     Ел морковку у слона!
    С журавлем поел пшена!
    Погостил у носорога —
    Отрубей поел немного!
    А зубастый крокодил
    Чуть меня не проглотил!
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ и ОТЕЦ играют в «зоопарк», изображая то поочередно, то одновременно разных зверей н птиц.
ОТЕЦ.     Эй! не стойте слишком близко!
    Я тигренок, а не киска!
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ.
    Чудесные бананы
    На родине моей!
    Живут там обезьяны
    И нет совсем людей!
ОТЕЦ (подхватывая).
    В Бразилии, в Бразилии,
    В Бразилии моей!
    Никогда вы не найдете
    В наших северных лесах
    Длиннохвостых ягуаров,
    Броненосных черепах!
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ. А в солнечной Бразилии?
ОТЕЦ.     В Бразилии моей —
    Такое изобилие неведомых зверей!
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ (превращаясь то в ягуара, то в обезьяну).     В Бразилии моей
    Такое изобилие неведомых зверей!!!
ОТЕЦ («выходя» из игры, серьезно).
    Увижу ли Бразилию?
    Бразилию... Бразилию...
    Увижу ли Бразилию
    До старости моей?
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ удивленно смотрит на ОТЦА. Тот забирает портфель, шляпу и пальто, спускается с кровати.
ОТЕЦ (уходя). До свиданья. Не скучай.
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ (дочитывая письмо).
    Я нажал звонок знакомый
    Он ответил мне, звеня...
    И затих. Как тихо дома,
    Если дома —
    Нет меня...
(Опускает письмо). Как тихо дома... Если дома — нет меня.
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ опускается не кровать. Музыка. Темнота.
Конец первого акта.
Действие второе.
Эпизод четвертый. «В море».
Плеск волн, крики чаек. ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ — на палубе "Магдалины". С багажом ДАМЫ на палубу поднимается НОСИЛЬЩИК, за ним следует и сама ДАМА.
Голос КАПИТАНА. Пароход отойдет через две минуты...
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ. Пароход отойдет через две минуты... (Достает ручку, записывает).
    Пароход... отойдет... через две минуты
    Чемоданами народ занял все каюты...
ДАМА. А? (Оборачивается).
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ узнает ДАМУ, направляется к ней, споткнувшись о картонку, падает, продырявив коробку рукой.
ДАМА.     Кругом царит такой сумбур...
    Все в этом мире чересчур.
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ (извиняясь).
    Вот какой рассеянный...
    С улицы Бассейной...
ДАМА. С улицы Бассейной?!
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ. С улицы Бассейной...
ДАМА. Диван... чемодан... саквояж... Картина! (Ищет картину, сдергивает с нее обертку).
На картине — семиэтажный дом.
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ. Вот этот дом...
ДАМА. Была владелицей его Адель...
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ (изумленно). Адель Петровна Хитрово?!!!
ДАМА (кивает). Дочь камергера Хитрово.
    Была — хозяйкой дома...
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ. Он был первейшим богачом...
ДАМА (кивает). И дочери в наследство
    Оставил петербургский дом,
    Имения и средства...
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ (смотрит на картину).
    На эти деньги лет пятьсот
    Могла б без горя и забот
    Прожить Адель Петровна...
ДАМА.     Этаж — сенатор занимал...
    Этаж — путейский генерал,
    Два этажа — княгиня...
    Еще повыше — мировой,
    Полковник с матерью-вдовой...
    А у него над головой...
(Вспоминает).     А у него над головой...
    Фотограф в мезонине!
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ (с изумлением ее рассматривает). Адель Петровна Хитрово...
ДАМА.     Сад охраняли сторожа...
    И редко, только летом...
(Неожиданно обрывает рассказ, со слезами).
    Кругом царит такой сумбур —
    Все в этом мире чересчур!
(Плачет).
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ.
    За морями, вдали от знакомой земли
    Есть земля, где на горном хребте
    Синерукие Джамбли над морем живут!
    С головами зелеными Джамбли живут!
ДАМА.     Синерукие Джамбли над морем живут?
    С головами зелеными Джамбли живут?!
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ.
    Далеко... далеко... если мы доживем,
    Непременно вдвоем в решете приплывем
    В ту страну, где на горном хребте —
    Синерукие Джамбли над морем живут!
    С головами зелеными Джамбли живут!!
ДАМА. Грузите скорее багаж: диван, чемодан, саквояж...
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ (укладывает багаж ДАМЫ в шлюпку).     О, вас я не буду тревожить никак —
    Я плавать умею, как утка!
    Я буду молчать и скажу только «Кряк!»,
    Коль станет особенно жутко...
ДАМА. Ну что ж,
    Я готова вас в спутники взять...
    Смотрите, луна — чиста.
(Спускается в шлюпку).
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ (спускаясь за ней).
    Но чтоб равновесия нам не терять —
    Садитесь на кончик хвоста!
Плеск волн. Музыка. На палубе — запыхавшийся ПОЧТАЛЬОН.
ПОЧТАЛЬОН (кричит). Заказное для Житкова-а-а-а!
Голос ЧЕЛОВЕКА РАССЕЯННОГО. Извините, нет такого-о-о-о!
Голос ДАМЫ. Нет такого-о-о-о...
ПОЧТАЛЬОН.     В решете они в море ушли...
    В решете. В решете!
(Кричит).     О, побойтесь греха!
    Возвращайтесь,
    Вернитесь назад, а не то —
    Суждено вам пропасть   
    Ни за что, ни про что!
Голос ЧЕЛОВЕКА РАССЕЯННОГО. Чепуха!
Голос ДАМЫ. Чепуха. Чепухаа-а!
Голос ЧЕЛОВЕКА РАССЕЯННОГО.
    За морями, вдали от знакомой земли
    Есть земля, где на Горном хребте —
    Синерукие Джамбли над морем живут!
    С головами зелеными Джамбли живут!
ПОЧТАЛЬОН (пряча письмо в сумку).
    И неслись они вдаль. В решете.
Эпизод пятый. «Берег».
Остров у берегов Бразилии. Сильный ветер. ДАМА и ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ с багажом. Говорят, стараясь перекричать шум волн.
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ.
    Они приплыли невзначай
    В Громбулианский славный край!
    И там, на золотом песке,
    Играют мирно в Бильбоке!
ДАМА (придерживает шляпу).
    Хочу... добраться до Фонтанки
    И, поглядев на лед реки, —
    Садиться, не торгуясь, в санки
    И долго ехать на Пески!
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ (разворачивая картину).
    Все то, чего коснется человек —
    Приобретает нечто человечье!
    Вот этот дом, вам прослуживший век,
    Почти умеет пользоваться речью!
    Вот этот дом!
(Вешает картину над головой ДАМЫ, бросает у ног ДАМЫ свой голубой шарф).
    Давно стихами говорит Нева!
(Расставляет «мебель»).
    Страницей Гоголя ложится Невский!
ДАМА (вынимает из чемодана стопку книг и раскладывает их).     Весь Летний сад — Онегина глава!
    О Блоке вспоминают Острова...
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ (достраивая «Петербург»).
    А по Разъезжей — бродит Достоевский...
Шум ветра сменяется очень громким пением птиц. ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ и ДАМА сидят в построенном ими «городе» и не отрываясь смотрят друг на друга. Бог весть откуда появляются ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ, одетые в ливреи, с канделябрами в руках. Звучит мелодия ДАМЫ, меняется свет. ТОЛСТЫЙ и ТОНКИЙ «прибирают» остров, и вот ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ и ДАМА оказываются в очень уютном славном доме... Стук в дверь. ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ и ДАМА не слышат. Входит НИЩИЙ. В руках у него — маленькая украшенная елочка.
НИЩИЙ (поет). Подходит время к Рождеству —
    Жиреет белый гусь.
    Кто целый гривенник мне даст —
    За тех я помолюсь...
ТОЛСТЫЙ и ТОНКИЙ подают ему.
(Подходит к ДАМЕ). А если гривенника нет —
    Подайте мне пятак.
ДАМА подает, НИЩИЙ отдает ей елочку.
(Подходит к ЧЕЛОВЕКУ РАССЕЯННОМУ).
    А если нету пятака —
    Я помолюсь и так...
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ подает ему, но НИЩИЙ не берет.
    А если — нету пятака —
    Я помолюсь и так!
(Уходит).
ДАМА (снимает с елочки письмо, с удивлением читает).     Для мистера Житкова...
    Из номера шестого.
(Протягивает письмо ЧЕЛОВЕКУ РАССЕЯННОМУ).
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ (вскрывает письмо, читает).
    На неизвестном полустанке,
    От побережья невдали
    К нам в поезд минские цыганки
    Июньским вечером вошли...
Эпизод шестой. «Цыгане».
Стук колес. ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ, несколько ЦЫГАНОК и ЦЫГАН, вдали — ДАМА. ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ поет, ЦЫГАНЕ подыгрывают ему.
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ.
    Пусть волосы их были русы —
    Цыганок выдавала речь,
    Да в три ряда цветные бусы,
    Да шали, спущенные с плеч...
    Блестя цепочками, серьгами,
    И споря пестротой рубах,
    За ними следом шли цыгане
    С кривыми трубками в зубах.
    С цыганской свадьбы, иль с гулянки
    Пришла их вольная семья...
    Шуршали юбками цыганки,
    Дымили трубками мужья.
    Полынью пахло, пахло мятой,
    Влетал к нам ветер с двух сторон
    И полевого аромата
    Был полон дачный наш вагон...
    А было это — ночью белой,
    Когда земля не знает сна.
    В одном окне — заря алела,
    В другом окне — плыла луна.
Эпизод седьмой. «Новый год»
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ, ДАМА. Комната.
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ (дочитывая письмо).
    А было это — ночью белой,
    Когда земля не знает сна...
(Опускает письмо). Все в этом мире — чересчур...
Возникает бразильская мелодия. Дверь комнаты раскрывается, на пороге — БРАЗИЛЬСКИЙ БАРД, за ним — целая кавалькада танцую­щих, смеющихся ГОСТЕЙ.
БРАЗИЛЬСКИЙ БАРД (поет).
    И приплыли они в решете, в решете,
    В край неведомых гор и лесов.
    И купили на рынке гороха мешок
    И живую свинью и капусты кочан
    И живых шоколадных морских             обезьян...
    И четырнадцать бочек вина             Ринг-Бо-Ри, —
    И различного сыра — рокфора и бри, —
    За морями — вдали от знакомой земли
    Есть земля, где на горном хребте —
(ГОСТИ подпевают).
    Синерукие Джамбли над морем живут,
    С головами зелеными Джамбли живут...
(Обрывает песню).
    Пусть на моем напишут пьедестале:
    «Грешил он много, но его читали!"
ГОСТИ, ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ, ДАМА аплодируют. БАРД подходит к ЧЕЛОВЕКУ РАССЕЯННОМУ, протягивает ему гитару.
БАРД.     Прошу вас, спойте мне мотив,
    Какой придет на ум!
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ отказывается.
    Вы пели так, как ни одно
    Земное существо...
    Но — не поете вы давно.
    Скажите, отчего?
ДАМА.     Хоть ради праздничного дня
    Вы спойте нынче для меня.
Спойте... для меня...
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ берет в руки гитару, перебирает струны, кажется, вот-вот он запоет, но — нет. Он откладывает гитару, весело оглядывает гостей.
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ.
    Мой друг, давайте есть пирог!
    От вас не утаю,
    Какое множество тревог
    Терзает грудь мою...
    Уж сколько лет я петь не мог...
    Из-за ужасно длинных ног!
    И эти ноги — целых шесть! —
    Мне не дают ни лечь, ни сесть!
    Как на ходулях я стою —
    Вот отчего я не пою!
ГОСТИ хохочут, не смеются только БАРД и ДАМА. Часы бьют полночь. Все поднимают бокалы. ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ встает.
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ.
    Год прошел, как день вчерашний.
    Над Москвою в этот час
    Бьют часы кремлевской башни
    Свой салют. Двенадцать раз.
ГОСТИ выпивают вино, прощаются, расходятся. БАРД целует руку ДАМЫ.
БАРД.     Он чист душой, хорош собой —
    Такого нет и в сказках...
(Уходит).
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ (перебирает струны гитары). Ну отчего я не пою...
Эпизод восьмой. «Три судьбы».
Сырой подвал. На низенькой скамейке сидит ПРОРИЦАТЕЛЬ, сзади — два СЛУЖИТЕЛЯ (толстый и тонкий). Перед ПРОРИЦАТЕЛЕМ стоит ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ.
ПРОРИЦАТЕЛЬ. Где родились и сколько лет...
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ.
    Жил человек рассеянный
    На улице Бассейной...
    Сел он утром на кровать —
    Стал рубашку надевать...
    В рукава просунул руки —
ПРОРИЦАТЕЛЬ (прерывает). Ты слышишь Азиолы тихий зов?
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ.
    Шагал я, не зная, куда я иду —
    И песню вполголоса пел на ходу...
    И все повторяли, встречаясь со мной,
    Слова этой песни, ужасно смешной...
ПРОРИЦАТЕЛЬ.
    Люди пишут, а Время стирает.
    Все стирает, что может стареть.
    Но — скажи — если слух умирает —
    Разве должен и звук умереть?
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ.
    Шесть длинных ног — и там и тут —
    Все время, кажется, растут!
    Как на ходулях я стою —
    Вот отчего я не пою?
ПРОРИЦАТЕЛЬ делает знак рукой, СЛУЖИТЕЛЬ подает ему толстый фолиант, листает его, потом кладет на колени.
ПРОРИЦАТЕЛЬ. Есть у меня шестерка слуг,
    Испытанных в нужде.
    Они судьбы очертят круг,
    Назначенной тебе.
    Согласно зову своему —
    Кивнешь любой стезе.
    Зовут их: Как? и Почему?
    Кто? Что? Когда? и Где?
Пристально смотрит на ЧЕЛОВЕКА РАССЕЯННОГО, раскрывает книгу, читает.
    Жена верна мне одному
    И сам я верен ей за то.
    Рогов не ставлю никому
    И мне не ставит их никто.
    Свой грош трудом я добыл сам
    И сам истрачу я его.
    В долг никому его не дам
    И не возьму ни у кого
    Так я живу день ото дня
    Тоской, заботой не томим.
    Другим нет дала до меня
    И я не кланяюсь другим...
(Смотрит на ЧЕЛОВЕКА РАССЕЯННОГО).
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ.
    Да, этот путь — мечта моя —
    Блажен и долог, прям, не крут...
    Но в том краю, где вырос я —
    По нем — убогие идут.
ПРОРИЦАТЕЛЬ (снова листает книгу).
    Средь мрамора и хрусталя
    Мы увидали короля...
    А рядом королева.
    Сидит на троне слева.
    Сияет золотом их трон.
    Она — в зеленом,
    В красном он.
(Смотрит на ЧЕЛОВЕКА РАССЕЯННОГО).
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ.
    А это — торная тропа...
    Полна соблазнов и услад.
    По ней всегда идет толпа,
    Но этот путь — дорога в ад.
ПРОРИЦАТЕЛЬ (опять листает книгу).
    Лают собаки
    Город во мраке
    Идет попрошаек стая.
    Кто в рваной одежке,
    Кто в драной рогожке,
    Кто в бархате и горностае...
    Без конца моя дорога,
    Цель — все так же впереди,
    И кочевника тревога
    День и ночь в моей груди...
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ.
    Бежит, петляя меж болот,
    Дорожка третья, как змея...
    Но — в никуда она ведет!
    Блуждать впотьмах не в силах я.
Музыка. ПРОРИЦАТЕЛЬ захлопывает книгу. Поднимается. СЛУЖИТЕЛЬ подает ему сумку почтальона.
ПРОРИЦАТЕЛЬ. Под пальмами Бразилии
    От зноя утомлен —
    Идет седой Базилио —
    Бразильский почтальон...
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ. Это он... это он...
ПРОРИЦАТЕЛЬ. В руке от держит странное
    Измятое письмо...
    На марке — иностранное   
    Почтовое клеймо...
(ПРОРИЦАТЕЛЬ достает из сумки письмо, вручает ЧЕЛОВЕКУ РАССЕЯННОМУ).
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ (вскрывает письмо, читает).     Ты каждый раз, ложась в постель,
    Смотри во тьму окна...
    И помни, что метет метель...
    И что идет война.
Эпизод девятый. «Письмо третье. Война».
Комната ЧЕЛОВЕКА РАССЕЯННОГО, когда он был маленьким, МАТЬ качает колыбель. Перед ЧЕЛОВЕКОМ РАССЕЯННЫМ стоит ОТЕЦ — одетый в длинную шинель с вещмешком за плечами.
МАТЬ (поет).     Качайся, моя мальчик,
    То вправо, то влево.
    Отец твой — король.
    А мать — королева...
    Сестра твоя — леди
    В мехах и в шелку...
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ.
    Папа Вильям! Голова твоя — белого             цвета.
    Между тем — ты всегда вверх ногами             стоишь.
    Как ты думаешь: правильно это?
ОТЕЦ.     В ранней юности...
    Я боялся раскинуть мозгами.
    Но, узнав, что мозгов в голове моей             нет,
    Я спокойно стою вверх ногами.
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ.
    Ты немолод, а я — желторотый юнец.
    Этот факт я отметил вначале...
    Почему ж ты так ловко проделал, отец,
    Троекратное сальто-мортале?
ОТЕЦ.     В ранней юности...
    Натирался я мазью особой —
    По два шиллинга банка —
    Один золотник.
    Вот — не купишь ли банку на пробу?
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ.
    Мой отец! Ты простишь ли меня,             несмотря
    На неловкость такого вопроса:
    Как сумел удержать ты живого угря
    В равновесье на кончике носа?!
ОТЕЦ.     Ну, довольно!
    Есть границы любому терпенью...
    Я видел озеро в огне.
    Собаку в брюках на коне.
    На доме шляпу вместо крыши.
    Котов, которых ловят мыши.
    Я видел утку и лису,
    Что пироги пекли в лесу.
    Как медвежонок туфли мерил...
    И, как дурак, всему поверил.
Музыка. Военный марш. МАТЬ подходит к ОТЦУ, обнимает его, потом снимает с руки колечко, продевает в него нитку и вешает на шею ОТЦУ. Обнимает еще раз, затем крестит. ОТЕЦ гладит ЧЕЛОВЕКА РАССЕЯННОГО по голове, уходит. Стук в дверь. Входит ПОЧТАЛЬОН.
МАТЬ (кричит). Это он! Это он!!!
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ берет у ПОЧТАЛЬОНА письмо, вскрывает, достает оттуда колечко...
МАТЬ (поет).     Качайся, мой мальчик,
    То вправо, то влево...
    Отец твой король,
    А мать — королева.
    Сестра твоя — леди
    В мехах и в шелку...
    А ты — барабанщик,
    А ты — барабанщик,
    А ты — барабанщик
    В гвардейском полку...
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ (сжимая в руке кольцо).
    А ты барабанщик,
    А ты — барабанщик,
    А ты — барабанщик...
    В гвардейском полку!
Эпизод десятый. «Отъезд».
Снова вокзал. ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ один на перроне. Он сжимает в ру­ке колечко. Быстро входит ДАМА, за нею — НОСИЛЬЩИКИ с багажом.
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ.
    Алмазное колечко —
    Любви последний дар.
    Алмазное колечко,
    Горит оно, как жар...
ДАМА. Это он? Это он?!
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ.
    Полдюжины булавок
    Принес я в первый раз...
    И очень огорчился,
    Услышав ваш отказ...
ДАМА. Это он?! Это он...
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ.
    Хрустальный колокольчик
    Потом я вам принес.
    Меня своим отказом
    Вы довели до слез.
ДАМА. Это он... Это он!
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ.
    Теперь принес колечко —
    Любви последний дар.
    Алмазное колечко...
    Горит оно, как жар...
ДАМА. Это он. Это он!
    Под пальмами Бразилии...
    От зноя утомлен...
    Седой пират Базилио?
    Бразильский почтальон!?
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ (протягивает ДАМЕ письмо)     Погляди: письмо за мной
    Облетело шар земной...
    Мчалось по морю вдогонку,
    Понеслось на Амазонку,
    Вслед за мной его везли
    Поезда и корабли...
    По морям, по горным склонам...
    Добрело оно ко мне.
ДАМА (возвращает ЧЕЛОВЕКУ РАССЕЯННОМУ письмо)     Честь и слава почтальонам.
    Утомленным, запыленным...
    Слава честным почтальонам
    С толстой сумкой на ремне...
(подзывает НОСИЛЬЩИКОВ). Диван, чемодан, саквояж...
    Опять меня тянет в море,
    Где небо кругом и вода...
    Мне нужен только высокий корабль
    И в небе одна звезда.
    Мне нужен только ветреный день
    И белого паруса дрожь.
    И серый туманный рассвет над водой,
    Которого жадно ждешь!
Свисток паровоза. ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ бросается к ДАМЕ.
(Утешая его).     Ну что такое далеко!
    Уляжется тоска.
    Где далеко от Англии —
    Там Франция близка!
    За много миль от берегов —
    Есть берега опять...
Второй свисток.
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ (целует ей руку).
    У нас великая страна...
    Одна шестая света.
    Когда на севере весна —
    Уже на юге лето...
Третий свисток. ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ помогает ДАМЕ подняться на подножку вагона. Поезд трогается. ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ идет за вагоном, все еще не понимая, что должно произойти.
ДАМА.     Хочу сказать... Послушай...
    Запомни мой совет:
    Жалеть о том не надо,
    Чего уж больше нет!
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ (идя за вагоном).
    Жалеть о том не надо,
    Чего уж больше нет...
ДАМА.     Еще скажу. Послушай:
    Не стоит портить кровь,
    Стараясь понапрасну
    Вернуть былое вновь!
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ (он идет все быстрее и быстрее).     Совет хороший. Верно.
    Не стоит портить кровь,
    Стараясь понапрасну
    Вернуть былое вновь.
ДАМА.     Еще скажу: запомни
    Последний мой совет:
    Не верь досужим бредням —
    Чудес на свете нет!
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ (он бежит все быстрее).
    Спасибо за науку!
    Разумен твой совет:
    Не стану верить бредням!
    Чудес на свете не-е-е-т!
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ останавливается, задыхаясь. Мимо с грохотом несется поезд, увозящий ДАМУ... И почти уже не слышно, что она кричит ему, так, отдельные слова... Но вот поезд проносится, ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ один. Шум вокзала, но не тот — интеллигентный заморский — свой, отечественный гул. К ЧЕЛОВЕКУ РАССЕЯННОМУ подходит какой-то ДЕД с огромными перчатками в руках.
ДЕД.     Это что за остановка?
    Бологое? иль Поповка?
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ недоверчиво прислушивается, не отвечает.
ДЕД.     Что за станция такая?
    Дибуны? или Ямская?
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ.
    А с платформе говорят:
    Это город. Ленинград.
ДЕД кивает и вроде бы случайно бросает перед ЧЕЛОВЕКОМ РАССЕЯННЫМ перчатки. И тут же сзади доносится песня. ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ оборачивается и видит сидящих в товарном вагоне СОСЕДЕЙ и СОСЕДОК.
ПАРЕНЬ С ГИТАРОЙ (поет).
    Любовь, как роза красная,
    Цветет в моем саду.
    Любовь моя — как песенка,
    С которой в путь иду...
СОСЕДИ (подхватывают).
    Любовь моя — как песенка,
    С которой в путь иду...
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ медленно поднимает перчатки, разглядывает их потом снимает свои черные, да блеска начищенные отличные заграничные ботинки и надевает эти самые перчатки. Прямо на ноги. Затем легко заскакивает на подножку вагона и пристраивается между СОСЕДЯМИ.
ПАРЕНЬ С ГИТАРОЙ (поет).
    Сильнее красоты твоей —
    Моя любовь одна.
    Она с тобой, пока моря
    Не высохнут до дна.
СОСЕДИ     Она с тобой, пока моря
    Не высохнут до дна.
СОСЕДКА БЕЗ СКОВОРОДКИ передает ЧЕЛОВЕКУ РАССЕЯННОМУ охапку рукописей, он перебирает листы, находит последний, читает.
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ.
    От буквы «А» до буквы «Я»...
    Тебе чудесные края...
    Откроет путь от «А» до «Я»...
От «А» до «Я»... А, Б, В, Г, Д, Е, И... Е.
    Жил Человек Рассеянный
    На улице Бассейной.
ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ углубляется в бумаги. Вагон трогается и начинает медленное движение. СОСЕДИ покачиваются в такт.
ПАРЕНЬ С ГИТАРОЙ (все тише и тише).
    Будь счастлива, любовь моя,
    Прощай и не грусти...
    Вернусь к тебе, хоть целый свет
    Пришлось бы мне пройти...
СОСЕДИ (еле слышно).
    Вернусь к тебе, хоть целый свет
    Пришлось бы мне пройти....
Конец.

129075, Москва, а/я № 2, тел. (095) 216 5995
Агентство напоминает: постановка пьесы возможна
только с письменного согласия автора

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования