Общение

Сейчас 495 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Упражнения этого раздела должны показать степень пластической подготовленности учеников. Импровизации включаются в занятия не ранее чем за 3—4 урока до окончания курса «Основы сценического движения». В импровизациях определяется умение конкретизировать свое физическое поведение на сцене до мельчайших деталей. Схему упражнений в самом общем виде предлагает педагог, остальное домысливается учениками. Поскольку темы импровизаций просты, учащиеся могут понять содержание действия во время рассказа преподавателя и сразу начать действовать. Все импровизации осуществляются сразу под музыку, звучащую как фон: музыка создает общий темпо-ритм и соответствующее настроение. Упражнение должно выполняться в полном соответствии с музыкой.

В первом упражнении — «Я на катке» — ученик воспроизводит движения конькобежца, катающегося на скоростных коньках. Кто, почему и как катается — определяет сам ученик. Подбор и качество выполняемых движений должно быть таково, чтобы у наблюдающих создалось полное представление о движениях конькобежца. Предварительный репетиционный процесс не проводится, — надо стараться сразу действовать верно, исправлять неточности по ходу упражнения. В этом первая задача импровизаций.

Смысл обращения к импровизациям в том, что если ученики хорошо подготовлены всем учебным процессом (в том числе и в драматическом искусстве, где развитие точной и конкретной фантазии является одной из главнейших задач курса), то они легко выполнят подобные упражнения. Учащимся нравится импровизировать, и действуют они сразу достаточно выразительно.

Для того чтобы на зачете не уходило время на изложение задания, на уточнение требований и прочие детали, есть смысл выполнить эту работу заранее, за 2—3 урока до зачета. После словесного задания даем возможность учащимся выполнить упражнение не более двух-трех раз подряд, чтобы они не освоили технику поведения до полуавтоматизма. Это уничтожило бы сам принцип импровизации.

Если педагог хочет превратить импровизацию в этюд, он должен не только предложить общую схему поведения, но и . разработать детали предлагаемых обстоятельств. Тогда возникнет конкретизация в соответствии с этими обстоятельствами, т. е. будет выполнено то, что типично для упражнений по предмету драматического искусства. Однако проверить степень подготовленности учеников на умение действовать импровизационно такими упражнениями не удастся.

Если учащийся может хотя бы относительно верно действовать в импровизациях, это свидетельствует о хорошо развитой фантазии, воображении и достаточно высоком уровне пластичности.

Упражнение 177. «На катке».

Построение по кругу, левым боком к центру. Задание: «Вообразите, что вы на катке. Вы, по всей вероятности, умеете кататься на коньках, а кто не умеет, тот видел, как это делают другие. Припомните, как это происходит: вам придется имитировать эти движения. Предлагаю выполнять движения конькобежцев, двигаясь по кругу, один за другим. Делайте каждый шаг в пределах одного такта медленного вальса».

Подается команда «Приготовились — поехали!» И начинается «катание на коньках». После 30—40 секунд катания преподаватель останавливает группу и просит замедлить движение так, чтобы один шаг длился два вальсовых такта. Это гораздо труднее. После повторного исполнения, длящегося одну минуту, педагог вновь останавливает учеников и поясняет, что когда конькобежец действительно скользит по льду, то наблюдающие видят его реальное действие — скольжение; так скользить по полу нельзя: реальное продвижение тела будет отсутствовать, а тело, принявшее позу скользящего по льду человека, превратится в статуэтку. Создать нужное впечатление можно только так: приняв позу скольжения и сделав шаг вперед, не замирать в неподвижности, а продолжать движения, поддерживающие равновесие и подготавливающие к выполнению следующего шага. Надо научиться растягивать шаг и все сопутствующие ему движения тела на два вальсовых такта. Это требует крайней замедленности и непрерывности движений.

Методические указания. Единственный критерий оценки этого упражнения — форма движения, убеждающая в том, что человек катается на коньках. Если такое впечатление создается, то можно сделать вывод о достаточно высокой пластичности, выраженной в данном случае в умении двигаться непрерывно и замедленно. Вальс звучит одну минуту. Ученики должны придумать для себя сценарий о поведении на катке, уложившись в это время. Чем меньше указаний будет давать преподаватель по технике движений конькобежца, тем труднее выполнить задание.

Упражнение 178.
«Балансирование тяжелым першем» («перш» — длинный и тяжелый шест).

Построение «стайкой» по всей площади помещения. Педагог поясняет: «Вы — студенты циркового училища, осваиваете эквилибр с першем. В этом номере участвуют «нижние» и «верхние» акробаты. «Нижние» — это вы. Вы учитесь держать перш в вертикальном положении, с тем чтобы потом ваш партнер делал на нем различные трюки». Пока этого «верхнего» нет. Воображаемый перш лежит перед каждым на полу. По команде «Приготовились — начали!» надо поднять перш до вертикального положения. Можно поставить себе на лоб и балансировать им, удерживая в вертикальном положении. К этому упражнению должна быть специальная музыка: звуки передают тяжесть и медлительность движений. Такими же должны быть и движения учеников. Даже дюралевый перш весит 4—6 килограммов, а ведь он давит на плечи или, что еще труднее, на лоб. Надо представить себе, какие усилия будут в теле, если поверить в эти обстоятельства. Все эти указания должны подсказать ученикам характер движений, которыми они будут осуществлять действия нижнего акробата. Примерно после 20 секунд исполнения преподаватель останавливает группу и еще раз напоминает о тех ощущениях, которые возникли бы у учеников, если бы на их тело реально давила такая тяжесть. Затем следует напомнить о тех движениях и положениях тела, которые выполняет нижний акробат, когда верхний исполняет свои трюки. Это могут быть передвижения по площадке, опускание на колени, переход в положение лежа, разные повороты; при этом шест не должен упасть. После разъяснений упражнение выполняется заново. Ученики фантазируют, но с обязательным соблюдением основного задания: воображаемый шест должен быть в равновесии.

Музыка к этому упражнению длится одну минуту. Примерно за 15—20 секунд до ее окончания преподаватель говорит: «Номер идет к концу» — и ученики заканчивают выполнение своего циркового номера вместе с музыкой.

Если учащиеся теряют ощущение тяжести воображаемого шеста, надо остановить упражнение и указать на ошибку. При необходимости следует напомнить и о том, куда должен смотреть ученик, ибо только взглядом можно сыграть предмет, находящийся в неустойчивом равновесии. Что надо делать, ясно из полученного задания. Как делать — должно рождаться тут же, на глазах у зрителя. В этой импровизации, в отличие от первой, очень многое зависит от игры творческого воображения каждого ученика.

Если проделать эту импровизацию не более двух раз, то ученики не смогут запомнить все свои движения, однако у них останется впечатление о времени упражнения (одна минута), об общей задаче и весе предмета. Конкретное поведение родится во время очередного исполнения. И опять-таки по качеству исполнения можно будет судить о богатстве фантазии, о пластичности тела, о способности к имитации сильных и медленных движений.

У пражнение 179. «Балансирование легким першем».

Содержание действия в этой импровизации аналогично предыдущему. Но этот жанр не только эквилибр — он еще и жонглирование. Упражнение начинается с момента, когда шест уже в руке, поставлен вертикально и на нем начинается раскручивание воображаемой тарелки. Затем шест ставится на подбородок или на лоб. Когда первый шест установлен, артист выполняет то же самое со вторым. Может быть и один шест, но составной: к первой части, как продолжение, подставляется вторая, затем третья. Такие детали зависят от фантазии ученика. Трюк выполняется под легкий, игривый' вальс. Длительность упражнения — одна минута. После первой попытки (20—30 секунд) педагог рассказывает о наиболее типичных действиях с легким
першем в цирке. Затем упражнение выполняется второй и третий раз. При исполнении упражнения на зачете следует за 15—20 секунд до конца сказать, что номер идет к концу; ученики должны вместе с музыкой сами закончить упражнение каким-нибудь логическим концом.   

Полезно подтолкнуть фантазию учащихся к созданию сценария. Можно командовать «Алле-хоп!», предложив по этой команде сбить со лба шест и поймать летящую вниз тарелку рукой.

Можно предложить такую ситуацию: «Вообразите, что жонглер — волшебник, а раз так, то а трюки могут быть фантастичными. Придумайте их». Но выполнить трюки надо так, чтобы зрители поверили в эту фантазию, как в правду.

Упражнения 178 и 179 целесообразно выполнять в пределах одного урока, помня при этом, что они совершенно различны по темпо-ритму. В первом случае надо действовать сильно и замедленно, а во втором, наоборот, легко, игриво, изящно. Эта контрастность особенно полезна. По качеству выполнения таких упражнений можно судить о способности ученика мгновенно переключаться с одного темпо-ритма на другой.

Упражнение 180. «На канате».

Построение «стайкой» в одном конце помещения. Педагог объясняет ситуацию: «Вы учитесь первый год в цирковом училище и собираетесь стать канатоходцами. Навыки равновесия у вас еще слабы. Перед каждым из вас натянут канат на высоте 50 см. По команде «Приготовились — начали!» вы должны взбежать по канату и учиться ходить вперед и назад, боком вправо и влево, делать некоторые трюки: раскачиваться, прыгать, поворачиваться, садиться, ложиться — и все это на воображаемом канате, так, чтобы наблюдающие за вами верили версии. Длительность пребывания на канате — одна минута. Упражнение будет выполняться под лирический вальс, но это только фон. Вам не надо подстраивать свои движения точно под ритм вальса. Если кто-нибудь из вас упадет с каната, бегите к площадке, с которой вы начали упражнение, и начинайте все сначала».

Можно сразу подсказать учащимся, что в основе этого упражнения лежит умение беспрерывно поддерживать неустойчивое равновесие. Если актер-канатоходец в реальном цирке вполне устойчив, то это свидетельствует о его высоком мастерстве. В нашем же упражнении если равновесие будет вполне устойчивым, то ощущение тела на канате не будет передано. Тем более что по заданию исполнители — начинающие циркачи.

Подается команда, и ученики начинают импровизировать ходьбу по канату. Через 30 секунд педагог останавливает их и предлагает создать сценарий своего номера на канате.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования