Общение

Сейчас 830 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

В общих чертах охарактеризуем нравы и манеры светского общества XVIII столетия — общества того времени, когда в европейских государствах укрепился абсолютизм с его строгой иерархией, обожествлением королевской власти, когда в искусстве наблюдался расцвет классицизма. Чопорность, чрезмерная пышность, подчеркивание классовых различий, социальных привилегий отличали и манеры, и одежду высшего светского общества. Этому «избранному» кругу людей стремились подражать и в других слоях общества.

После этого рассказываем ученикам о мужском костюме. На тело надевалась рубашка из белого полотна, украшенная кружевами по манжету и воротнику. Штаны носили короткие, оканчивающиеся под коленом. Поверх рубашки надевали камзол (вид жилета), а на камзол — кафтан. Кафтан был отрезным по талии и с расклешенными полами. На ногах носили чулки и туфли на широком и довольно высоком каблуке, украшенные пряжкой или бантом. На правом боку висела шпага на петле из ленты, перекинутой через правое плечо под кафтаном. На голове была шляпа-треуголка. Ее надевали углом вперед или назад — это зависело от моды. Типичной принадлежностью мужского костюма была трость — прямая, высотой до подмышки. Верхний конец трости заканчивался набалдашником, украшенным золотом, серебром  или дорогими камнями.

Затем переходим к схеме женского костюма. Женщины XVIII столетия носили на ногах белые чулки и туфли типа лодочки, украшенные бантом, помпоном или пряжкой. На тело надевалась белая сорочка, а поверх нее — корсет. Сверх корсета женщины надевали панталоны длиной до середины голени, внизу украшенные кружевами, и затем кринолин. Это широкая нижняя юбка, в которую вшивались кольца из китового уса. Благодаря этому юбка «стояла», напоминая колокол. Поверх кринолина надевались еще две юбки. Первая — из полотна с оборками; ею прикрывались ребра кринолина. Поверх нее надевалась вторая, шелковая, для того чтобы на кринолине хорошо сидело платье. Длина юбок и платья почти до пола. Верхняя часть платья плотно облегала туловище. Рукава — широкие, в виде буфов — могли быть и длинными и короткими. Когда рукава были короткими, женщины надевали на руки длинные, выше локтя, перчатки. Основным дополнением к женскому костюму был складной веер. 

На голове женщины и мужчины носили пудреный парик. Парики женщин были особенно высокими и тяжелыми. Они затрудняли движения головы, делали особенно церемонными повороты и наклоны.

Осанка мужчины отличалась прямой спиной и вертикально поставленной шеей. Стоя в свободной позе, когда тяжесть тела приходилась на одну ногу, другую отставляли чуть в сторону, назад или вперед. Характерны для мужчин руки, сложенные на груди или за спиной либо опущенные; в последнем положении они были несколько отведены от тела (из-за больших манжет).

Упражнение 144. Мужская походка.

Исходное положение: построение «стайкой»; стоять прямо, руки опущены, с чуть отведенными ,в стороны кистями. Стопы надо сначала поставить по одной прямой (правую перед левой), а затем развернуть носки чуть в стороны и перенести тяжесть тела на правую ногу; левая будет опираться в пол только носком. Техника исполнения. Идти вперед половинами, начиная с левой ноги; пятки ставить по одной прямой, чуть разворачивая носки в стороны. При ходьбе вытягивать носок так, чтобы сначала касался пола мизинец. Затем по команде преподавателя «Назад!» отступать; при этом передвигать ноги, вытягивая носки и описывая ими небольшие полукруги. Колени должны быть совершенно выпрямлены. Педагог поясняет, что в XVIII веке было принято отходить от высокопоставленного лица, с которым велась беседа, не поворачиваясь к нему спиной. Методические указания. При освоении учащимися походки следим за тем, чтобы носки все время были правильно развернуты, чтобы тело не раскачивалось, чтобы походка была плавной. Музыкальное сопровождение — гавот.

Осанка женщины также отличалась прямой спиной. Корсет, который носили женщины, поддерживал спину, подтягивал живот, приподнимал грудь; при этом плечи оставались развернутыми и опущенными; шею держали вертикально. Кисти рук в позе стоя обычно были на уровне пояса или чуть выше. Любили держать сложенные кисти под грудью, при этом локти отводили в стороны. Если поднимали одной рукой веер или лорнет, то другая оставалась в согнутом положении на уровне пояса или была опущена. Типичным было и положение, когда обе руки держали опущенными, но они не разгибались в локте до   конца,   так   как   находились   над   кринолином.

Походка женщин такая же, как у мужчин, только шаг немного короче и еще больше вытянут носок. Упражнения для совершенствования походки и осанки такие же, как и для мужчин, поэтому занятия следует проводить совместно.

Упражнение 145.

Осанка и походка. Исходное положение: стоять в манере XVIII столетия; руки у женщин опущены над кринолином, у мужчин — опущены и чуть отведены в стороны. Техника исполнения. Идти вперед половинами, начиная с правой ноги; сделать 15 шагов, на 16-м остановиться, изменив положение рук. Затем, начиная левой ногой, сделать 8 шагов, назад, на счете «9» повернуться кругом (на 180°) правым плечом назад, перенося тяжесть тела на правую ногу. Начиная, левой ногой, идти вперед 6. шагов и на последней, 16-й четверти музыки остановиться, приняв другое положение. Музыкальное сопровождение — гавот. Методические указания. Следим за тем, чтобы движения в ходьбе были легкими и плавными: Чем медленнее музыкальное сопровождение, тем труднее выполняется это упражнение, но тем оно полезнее.

Упражнение 146. Приветственный жест руками в позе стоя и в сочетании с ходьбой.

а)    Первое подготовительное упражнение. Исходное положение: построение «стайкой»; стоять в свободной стойке, руки опущены. Музыкальное сопровождение в размере 4/4, медленное, плавное. Техника исполнения. На счет «раз» поднять правую руку вперед до уровня груди, ладонью вниз; на счет «два» - отвести руку в сторону, на счет «три» выдержать паузу и на счет «четыре» опустить руку. То же самое выполнить левой, рукой.

б)    Второе подготовительное упражнение. Делать то же, что в первом упражнении, но на счет «два», отводя руку в сторону, развернуть кисть ладонью вверх, а на счет «четыре», опуская руку, развернуть ее ладонью вниз. То же самое выполнить левой рукой.

в)    Основное упражнение — приветствие. Выполнять те же движения, что во втором упражнении, но с чуть ослабленным локтевым и лучезапястным суставом. Техника исполнения. На счет «раз» правую руку поднять до уровня груди, кисть свободна, локоть чуть ослаблен. На счет «два», отводя локоть в сторону (в это время кисть чуть приближается к груди), отвести предплечье в сторону, разворачивая ладонь кверху и откидывая кисть несколько вниз. В этом положении рука не вытягивается до конца в локтевом суставе, а остается чуть согнутой; кисть, повернутая ладонью вверх, свободно свисает. Голову поворачивать в сторону вместе с рукой. На счет «три» рука остается в отведенном положении, а головой надо сделать поклон в ту же сторону, куда отведена рука (т. е. в сторону человека, которого приветствуют). На счет «четыре» плавно опустить руку, разворачивая кисть ладонью вниз. То же проделать левой рукой. Методические указания. Надо тренировать эти движения до автоматизма и добиваться точной техники исполнения. После того как все движения будут выполняться точно и свободно, добиваемся исполнения жеста с определенным отношением к тому лицу, которое приветствуют; учащиеся должны сначала «увидеть» его. Следим за тем, чтобы все тело участвовало в приветственном жесте, т. е. выполняло небольшой поворот вслед за рукой, перенося тяжесть с одной ноги на другую, и т. д. Музыкальное сопровождение — гавот.

Основное упражнение — ходьба с приветственным поклоном.

Построение «стайкой», музыкальное сопровождение — гавот. Идти вперед в манере XVIII столетия 16 шагов половинами с приветственным жестам рук. Техника исполнения. На счет «раз-два» сделать шаг правой ногой вперед и вынести правую руку вперед; на счет «три-четыре» сделать шаг левой ногой, а правую руку отвести в сторону; на счет «пять-шесть» сделать третий шаг и поклон головой в сторону отведенной руки; на счет «семь-восемь» сделать четвертый шаг и опустить руку. Продолжая идти дальше, выполнить приветственный жест левой рукой. Затем, по команде преподавателя «Назад!», идти назад 8' шагов без движений рук; в начале следующей музыкальной фразы, на счете «раз-два», повернуться кругом в сторону сзади стоящей ноги (влево) и, начиная правой ногой, идти вперед половинами до конца музыкальной фразы. Методические указания. Необходимо добиваться правильной походки, непрерывности движений и органичного выполнения приветственного жеста (должно быть приветствие, а не   гимнастическое   упражнение).

Упражнение 147. Поклон XVIII столетия — реверанс.

Схема поклона почти одинакова у мужчин и женщин; разница в том, что мужчины наклоняли туловище вперед, а женщины выполняли реверанс с прямой спиной. Изучение реверанса проводится одновременно с юношами и девушками.

а)    Первое подготовительное упражнение. Исходное положение: построение «стайкой»; ноги в третьей танцевальной позиции? руки на поясе (рис. 65, а). Техника исполнения. На счет «раз-два» — сделать шаг правой ногой вправо (рис. 65, б). На счет «три-четыре» — отводя левую ногу назад, в четвертую танцевальную позицию, присесть на обеих ногах, разводя колени в стороны (рис. 65, в).

На счет «пять-шесть» — перенеся тяжесть тела на левую ногу, выпрямить оба колена; правая нога остается впереди на носке (рис. 65, г). На счет «семь-восемь» — приставить правую ногу к левой, став в третью танцевальную позицию (рис. 65, д).

Точно так же выполнить реверанс в левую сторону, но начать с левой ноги. Повторить упражнение несколько раз.

б)    Второе подготовительное упражнение. Исходное положение. Ноги в третьей танцевальной позиции, руки у женщин опущены над кринолином, у мужчин слетка отведены в стороны. Техника исполнения. На счет «раз-два» — руки поднять в стороны; локтевые и лучезапястные суставы ослаблены. На счет «три-четыре» — опуская руки (кисть все время отстает от движения руки), свести их внизу перед телом; локти согнуты, но разведены в стороны. На счет «пять-шесть» — поднимая кисти вверх до уровня груди и не отводя их от туловища, развести руки в стороны; в конце движения кисти обращены ладонями вверх, локти согнуты. На счет «семь-восемь» — поворачивая ладони вниз, опустить руки в исходное положение. Методические указания. Необходимо добиваться очень мягкого, плавного и слитного выполнения всех движений. Следить за тем, чтобы руки в первом и третьем движениях не поднимались выше плеч.

в). Основное упражнение. Исходное положение: стоять прямо, ноги в третьей танцевальной позиции, руки у мужчин внизу, у женщин над кринолином. Техника исполнения. На счет «раз-два» — сделать шаг правой ногой вправо и приподнять руки вверх до уровня плеч. На счет «три-четыре» — отводя левую ногу назад в четвертую позицию, присесть на обеих ногах; руки опустить и свести кисти перед туловищем. На счет «пять-шесть» — перенося тяжесть тела на левую ногу, выпрямить ее в коленном суставе, отклонить плечи назад, руки развести через верх в стороны. На счет «семь-восемь» — правую ногу приставить к левой в третью позицию, разворачивая при этом кисти рук вниз. То же проделать в левую сторону. Методические указания. Добиваемся слитных и плавных движений. Для тренировки навыка предлагаем учащимся исполнять реверанс несколько раз в половинных долях, а затем в четвертных, при этом  несколько  замедлив  музыкальное сопровождение.

Упражнение 148. Походка, приветственный жест, реверанс.

Построение «стайкой», девушки впереди, мужчины сзади. Исходное положение — стилевая поза XVIII столетия. Музыкальное сопровождение — гавот. Упражнение выполняется в половинных долях. Техника исполнения. Идти вперед 8 шагов; затем идти еще 8 шагов, но с приветственным жестом рук; после этого сделать два реверанса (вправо и влево). Затем идти 8 шагов назад, сделать два реверанса (влево и вправо), повернуться кругом и уйти (до конца музыкальной фразы).

После освоения схемы упражнения его можно превратить в простейший этюд. Например: придворные идут на прием к королю. Первые восемь шагов — подошли к дверям тронного зала, двери распахнулись, и они, продолжая идти вперед (еще 8 шагов), приветствуют гостей, находящихся в зале. Подойдя к королевской чете, выполняют два реверанса, один вправо, другой влево. После приветствия отступают (8 шагов), делают два реверанса, влево и вправо, поворачиваются кругом и уходят.

Рассказываем учащимся, что в XVIII столетии было принято при прощании посылать так называемые «воздушные поцелуи». Выполнялся воздушный поцелуй следующим образом: соединить первый и третий пальцы друг с другом подушечками первых фаланг, приложить их к губам и далее, поднимая руку вперед-вверх, развернуть кисть ладонью от себя и раскрыть пальцы, как бы говоря: «Посылаю Вам поцелуй». После этого опустить руку и повернуться крутом. Выполняем воздушный поцелуй после третьего элемента второго реверанса (на счете «и»); на четвертом счете поворачиваемся кругом (на 180°) и уходим. После того как техника воздушного поцелуя разучена, надо предложить учащимся выполнить упражнение-этюд, применяя и жест воздушного поцелуя.

Упражнение 149.

а) Тренировочное упражнение. Начав с правой ноги, идти 8 шагов вперед с приветственным жестом, затем сделать два реверанса (вправо и влево), идти 8 шагов назад и снова сделать два реверанса; послать воздушный поцелуй, повернуться кругом и уйти. Предлагаем учащимся выполнять эту схему упражнения с различной скоростью. Например, сначала ходьба может быть в четвертных долях  (но без приветственного жеста), а реверанс в половинных, затем все элементы выполняются в четвертных долях. Далее можно предложить выполнять ходьбу в восьмых, а реверанс в четвертных долях. И наконец, все выполнить в восьмых долях (но при этом следует несколько замедлить музыкальное сопровождение).

б) Основное упражнение. Кавалер и дама. Исходное положение: девушки становятся с левой стороны зала в одну шеренгу, юноши — с правой, тоже в одну шеренгу и лицом к партнершам.

Стоять в стилевой позе XVIII столетия. Музыкальное сопровождение — гавот. Техника исполнения. Идти половинными навстречу друг другу 8 шагов, затем каждому из партнеров сделать один реверанс; после этого она остается на месте, а он, поворачиваясь к ней правым боком, делает два шага вперед я предлагает ей руку, т. е. протягивает pyку вперед ладонью вниз, глядя на партнершу. Сделать это надо за четыре четверти музыки. В следующие четыре четверти она подходит к нему, поворачивается левым боком и кладет кисть левой руки сверху на его кисть так, чтобы он мог большим пальцем слегка прижать ее пальцы к своим (рис. 66).

На протяжении следующих восьми четвертей он сначала ведет ее четыре шага вперед, а затем, обводя по полукругу, ставит перед собой, поворачиваясь к ней лицом. После этого оба одновременно выполняют два реверанса друг перед другом (вправо и влево). Она остается на месте, а он отходит от нее, делая 8 шагов в половинах и затем два реверанса (влево и вправо), посылает воздушный поцелуй, поворачивается и уходит.

Методические указания. Это упражнение нетрудно превратить в этюд: кавалер и дама встретились на бале, поздоровались, он предложил ей руку, проводил к стулу, посадил, раскланялся и отошел. При выполнении Этюда добиваемся общения между партнерами, органичного поведения, а не просто точного исполнения движений.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования