Общение

Сейчас 433 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Актер должен освоить сценическую технику приемов нападения и защиты без оружия, для того чтобы у зрителей создавалось впечатление драки на сцене, в то время как ее участники по существу почти не применяют силы. Предлагаемая пособием техника приемов безопасна, и с ее помощью можно играть как сцены уличных драк, так и сцены бокса или самбо. В сценах бокса следует обращаться к подлинной технике этого вида спорта, но также приспособленного для сценического действия.

Трудно поставить драку с актерами, которые никогда не изучали сценическую технику. Они, как правило, боятся приемов борьбы или не уверены в их безопасности; они боятся получить травму. Включение в программу приемов борьбы без оружия обусловлено не только чисто сценическими требованиями, но и тем, что исполнение сцен рукопашной схватки требует от актера подлинной ловкости и смелости. Сцены такой борьбы требуют и умелого обращения с телом партнера: партнеру нельзя причинять боль. Это заставляет актера быть предельно сосредо-точенным, контролирующим свои действия.

Исполнение сцен рукопашной схватки, даже самой короткой, всегда вызывает у актеров непроизвольное повышение эмоционального тонуса. Необходимо упражнять будущих исполнителей в умении точно рассчитывать движение, в сохранении полного самообладания и контроля и за своими действиями, и за действиями партнера. Это особенно трудно, если сцена драки массовая. Такие сцены могут быть включены только во второй половине курса обучения, когда уже есть достаточная подготовленность в скорости, ловкости и ритмичности. Только обладая высоким уровнем этих качеств, актеры могут сыграть такую сцену убедительно и безопасно.

Перед началом изучения отдельных приемов и композиции преподаватель должен обеспечить внимание учеников, их дисциплину и серьезное отношение к выполняемым упражнениям. Шутки и развлечения не могут иметь места при освоении техники приемов борьбы. Смех ведет к потере контроля, к ненужным расслаблениям, а это опасно для обоих исполнителей.

Девушки занимаются упражнениями этого раздела наравне с юношами. Композиции составляются так, чтобы девушке приходилось главным образом нападать, бросать или «бить» своего партнера.

Композиции из приемов сценической борьбы представляют эффектное зрелище. Если придать им драматическую завязку и финал, они могут включаться в концертную программу. Композиция в таком случае превращается в сценический отрывок.

Изучение приемов с того момента, как начинаются броски и падения, проводится на мягкой подстилке — на гимнастических матах, сложенных в несколько рядов коврах или в крайнем случае на мягких матрацах.

Преподаватель должен помнить, что он несет полную ответственность за технику безопасности на уроке (а режиссер — на спектакле, где есть подобная сцена). Поэтому не следует торопиться с результатом, надо осваивать технику постепенно.

Упражнение 123. Сценическая пощечина.

Исходное положение: группа построена в две шеренги, обе лицом к учителю; свободная стойка.

Первый этап. Техника «удара по щеке». Замахнуться правой рукой справа-сверху, для того чтобы нанести удар ладонью по левой щеке партнера (рис. 52, а), затем «ударить» его, для чего быстрым движением поднести ладонь почти вплотную к щеке партнера и резко остановить руку, не коснувшись щеки (рис. 52, б).

Повторить несколько раз. Методические указания. Задачей упражнения является выработка навыка резкой и точной остановки руки в момент «удара». Этот навык необходим для соблюдения безопасности и создания иллюзии действительного нанесения пощечины.

При обучении педагог командует сначала: «Замах!», затем — «Бей!»

Второй этап. Реакция на полученную пощечину. Ударить правой ладонью по левой и в то же время откинуть голову назад-вправо, крикнув «Ай!» При повторении после удара правой рукой по ладони левой быстро -положить правую ладонь на левую щеку. Повторить упражнение несколько раз. Далее, после отыгранного удара, наклониться вперед и спросить: «За что?»

Третий этап. Сценическая пощечина в парном исполнении. Построение группы — в две шеренги: первую шеренгу повернуть кругом и поставить партнеров друг перед другом на расстоянии ,1,5 м. Первую шеренгу назвать «он», вторую шеренгу — «противник». Исходное положение — свободная стойка. Техника исполнения. «Ему» замахнуться правой рукой для удара по левой щеке противника; «противнику» — приготовиться. «Ему» по команде «Бей!» — ударить противника. «Противнику» в момент исполнения удара отыграть получение пощечины с помощью техники, изученной на втором этапе; «противник» заканчивает действие репликой «За что?» Повторить упражнение несколько раз. Методические указания. Надо добиваться точной техники в остановке руки бьющего и быстрой реакции «противника» на «удар». На этом этапе оба ученика находятся на безопасном расстоянии друг от друга и общение осуществляется только через наблюдение за действиями партнера.

Четвертый этап. Исполнение приема на боевой дистанции. Построение группы в две шеренги друг против друга на расстоянии вытянутой руки (примерно в 60—80 см). Исходное положение и команды те же, что на третьем этапе. Методические указания. Добиваться полной слаженности действий партнеров по темпо-ритму. Учащиеся должны как можно ближе подносить руку к щеке партнера, но не касаться лица. Получающий пощечину должен быть внимателен к удару, для того чтобы передвинуть голову назад-вправо от удара. Это действие согласуется по направлению -и силе с направлением и силой движения бьющей руки. Для тренировки этого умения и выработки согласованности в движениях надо менять партнеров. Для этого по команде «Сменить партнера!» ученик, замыкающий шеренгу «противника», переходит на место возглавляющего Шеренгу; соответственно сдвигаются все остальные, стоящие в этой шеренге. Смена партнеров позволяет тренировать способность быстрого приспособления своих движений к движениям других людей, отличающихся друг от друга ростом, длиной рук, силой и скоростью движений. Затем следует поменять учащихся ролями, с тем чтобы пощечину наносил «противник».

Пятый этап, заключительный. Сценическая пощечина в парном исполнении, с репликами. Проводится в виде этюда.

Каждый ученик говорит своему противнику обидные слова. Противник отвечает репликой «Что?» и следом за этим — «пощечиной». «Он» отыгрывает пощечину и произносит: «За что?» Затем «он», замахиваясь правой рукой для удара (левая ладонь прижата к левой щеке), дает противнику ответную пощечину. Противник также отыгрывает эту пощечину хлопком и движением головы. Методические указания. Упражнение следует повторить несколько раз. Затем поменять шеренги местами и снова тренировать упражнение, начиная с обидной реплики. Освоение этого этапа проводится как упражнение на развитие логичности и последовательности действий, координации речи и движений, на развитие внимания к действиям партнера и на приспособление к разным темпо-ритмам в зависимости от партнера. Надо довести это упражнение до уровня маленького драматического этюда. Для этого добиваемся, чтобы учащиеся действовали органично, не допускали ошибок в замахе, постепенно сокращали движение руки по амплитуде и движение головы в повороте от удара. Нельзя допускать исполнения пощечины движением, проносящим кисть мимо лица партнера: рука должна остановиться около щеки и потом опуститься вниз. Распространенной ошибкой является попытка схватиться после отыгрывания пощечины не за ту щеку, по которой «били». Эта ошибка свидетельствует о недостаточном сосредоточении внимания на предлагаемых обстоятельствах.

Полезно тренировать это упражнение, меняя партнеров так же, как при изучении четвертого этапа.

Упражнение 124. «Удар бутылкой — защита — ответный удар по шее».

Исходное положение — построение в две шеренги, лицом к преподавателю.

Первый этап. «Удар бутылкой». Взять правой рукой за горло воображаемую бутылку, стоящую на полу, и замахнуться ею для удара сверху. Для того чтобы замах был убедителен, надо сделать широкое движение — поднять руку над головой так, чтобы локоть правой руки был .приблизительно на уровне лба. После выполнения замаха сыграть удар сверху по голове воображаемого партнера. Методические указания. Удар надо тренировать так, чтобы рука бьющего останавливалась над головой противника. Для точного выполнения этого удара уча-щиеся несколько раз подряд медленно замахиваются и выполняют удар за счет разгибания локтевого сустава.

Для того чтобы рука остановилась над головой противника, плечо не должно опускаться вниз, а локоть следует выпрямлять до отказа. Такая техника обеспечивает безопасное исполнение удара. После освоения техники удара в медленном темпе предлагаем учащимся выполнять это упражнение все более быстрыми и резкими движениями. Выполняются они по команде учителя «И — раз!» Замах надо сделать по команде «И», а удар — по команде «раз». Педагог постепенно увеличивает скорость подачи команд. Повторить это упражнение надо 3—4 раза подряд, предложив дополнить его выпадом правой ноги вперед в момент нанесения удара.

Второй этап. «Защита от удара». Построение в две шеренги или «стайкой». Исходное положение — свободная стойка, лицом к преподавателю. Техника исполнения. Отступая правой ногой немного назад (или вправо), поднять согнутую в локте левую руку над головой, подставляя предплечье под руку нападающего. Методические указания. При изучении этого приема необходимо добиться точного реагирования на команду «И — раз!» на «И» следует приготовиться, вообразив, как замахнулся для удара противник, на «раз» — выполнить прием.

Главная цель этого упражнения — обеспечение безопасности актера, которого «бьют». Особое внимание обращаем на уклонение от удара, когда обороняющийся отступает правой ногой назад или вправо. При этом учащийся отклоняет голову вправо, внимательно следя за бьющей рукой партнера. Как бы хорошо ни был тренирован прием нападения, все же можно ожидать, что движение удара окажется внезапным и довольно сильным. Поэтому защита должна быть абсолютно точной; она выполняется в ответ на конкретный удар, наносимый партнером здесь, сейчас.

Третий этап. Парное исполнение приема. Построение в две шеренги, лицом друг к другу. Исходное положение — свободная стойка. Техника исполнения. «Противник» бьет бутылкой, пользуясь разученной техникой. Повторить не менее четырех раз подряд. Затем поменяться местами и ролями и выполнить упражнение еще 4—5 раз. Методические указания. Целью упражнения в парном исполнении является изучение приема во взаимодействии с партнером. На этом этапе занимающиеся обучаются согласованным действиям, вырабатывают точное на-правление движений и правильные мышечные напряжения, т. е. тренируют ловкость, столь необходимую при выполнении действий нападения и защиты. Большое значение имеет своевременная координация движений в исполнении приемов защиты. Главным условием, обеспечивающим безопасность, является точная амплитуда движений и своевременное мышечное напряжение — в тот момент, когда «противник» наносит удар. Излишнее усилие «противника» при исполнении удара может причинить травму защищающемуся; удар предплечьем о предплечье может вызвать сильное болевое ощущение у обоих партнеров, особенно у девушки. Недостаточные же по размеру и усилию движения при исполнении удара не произведут правдивого впечатления на зрителей. Можно считать, что качество исполнения приема будет удовлетворительным только после выполнения этого упражнения с разными партнерами и только в том случае, если исполнение этюда станет убедительным.

Четвертый этап. Ответный удар по шее «противника» тыльной стороной ладони. Построение — в две шеренги, лицом друг к другу. Исходное положение соответствует последнему положению третьего этапа.

«Он» кистью левой руки, из положения защиты от удара сверху, выполняет захват за запястье правой руки «противника», одновременно замахивается для удара по бутылке правой рукой и выбивает бутылку ударом в сторону-влево. Выбив бутылку, «он» разжимает пальцы, освобождая правую руку «противника». Эти действия необходимо тщательно изучить и точно выполнить, так как последующие движения должны быть очень быстрыми. Задержка движений «противника» из-за затянувшегося захвата его руки нарушит логику последующих действий и может привести к травме.

Выбив бутылку, «он» замахивается правой рукой к левому плечу и затем, с небольшим шагом вперед правой ногой, разыгрывает короткий, быстрый удар по правой щеке или шее «противника». «Противник» в момент нанесения ему пощечины или удара по шее хлопает правой ладонью о левую и поворачивается кругом (на 180°) на левой ноге. Голова «противника» должна отклониться к левому плечу, как если бы это был реальный удар. «Противник» на короткое мгновение оказывается спиной к «нему», но вслед за этим быстро поворачивается еще на 180°, оказываясь лицом к «нему».

Методические указания. Упражнение требует от учащихся точных по амплитуде движений. Недостаточно подготовленный переход к выполнению этих движений в быстром темпе может быть причиной травмы, поэтому необходимо добиваться точной координации движений по направлению и по скорости при медленном исполнении. Важна точная фиксация основного движении, т. е. остановка бьющей руки возле шеи партнера. Постепенно увеличивая скорость, добиваемся быстрого и безопасного исполнения приема. Целесообразно выполнять прием с разными партнерами. Если человек маленького роста бьет высокого, то движения маленького должны быть соответственно широкими И сильными, а если высокий и сильный бьет маленького, то чрезмерные размах и усилие создадут ложное представление о событии. Сильный удар может сбить человека с ног, а это не отвечает поставленной в данном случае задаче. Этот пример — только один из возможных вариантов конкретизации предлагаемых обстоятельств.

После изучения отдельных приемов — «пощечины», «удара бутылкой» и «обезоруживания» -— предлагаем учащимся выполнить всю схему движений, состоящую из указанных элементов. Повторить эту схему со своим партнером надо 3—4 раза, тренировать с разными партнерами по 2 раза с каждым. После такой тренировки меняем учеников ролями. В новом размещении упражнение повторяется с каждым партнером также несколько  раз.

В упражнениях, приближенных к этюдной форме, все время надо обращать внимание учащихся на то, чтобы их действия были правдоподобными. Подбор движений должен быть подчинен предлагаемым обстоятельствам этюда и выполняться так, чтобы зритель принимал сценический трюк за реальные действия.

Ситуации этюда могут быть самые разнообразные. Поводом для драки может стать пустяк или серьезное оскорбление. Решение ситуации в комедийном или драматическом плане должно отразиться на характере движений. Педагог может сам предложить тему этюда, особенно если есть необходимость добиться точных и решительных действий у несобранного или флегматич-ного ученика. Учащегося с тяжелым телом и медлительными движениями целесообразно тренировать в этюде с легкомысленным поводом для драки. Например, мальчишка-забияка и увалень-стражник подрались из-за того, что мальчишка оскорбил стражника или стражник задремал на посту, а мальчишка дернул его за усы или за нос. Такой повод может сделать упражнение увлекательным и озорным. Еще лучше, если учащиеся придумывают ситуации сами. Это развивает воображение, фантазию, активность.

Упражнение 125. «Захват за горло и освобождение от этого захвата руками с поворотом тела».

Первый этап. «Захват за горло». Построение в две шеренги, лицом друг к другу; свободная стойка. «Противник» делает выпад правой ногой вперед и вытягивает руки по направлению к шее партнера. Выполняя захват, надо положить ладони на нижнюю часть шеи партнера так, чтобы большие пальцы были размещены ниже кадыка (рис. 53, а). Методические указания. Предупреждаем учащихся о необходимости безопасного выполнения приема. Если схватить человека за горло сильным движением, то можно повредить гортань, нанести вред голосовому аппарату актера. Кроме того, реальное действие вызывает чувство страха у партнера, тем более что горло — очень чувствительная часть тела. Особенно боятся такого прикосновения девушки. Если чувство страха появится, то избавить ученика от рефлекторно возникающего зажима уже трудно, поэтому надо сразу добиваться верного исполнения. Изучение сценической техники захвата должно протекать неторопливо, спокойно. В каждой паре учитель контролирует положение кистей учеников в момент захвата.

Второй этап. «Освобождение от захвата». Исходное положение: «противник» стоит на выпаде правой ногой вперед, руки вытянуты вперед, кисти обхватили шею партнера. Техника исполнения. «Он», подняв правую руку, вверх, быстрым движением поворачивается налево, отставляя назад левую ногу (рис. 53, б). Затем резко наклоняет туловище вперед, опускаясь на левое колено (рис: 53, в). Поднятая вверх правая рука в результате наклона туловища опускается вниз и этим движением сбивает руки «противника» с горла. Повторить упражнение 3—4 раза подряд. Методические указания. Изучение приема следует выполнять в медленном темпе, лишь постепенно убыстряя его. Необходимо добиваться, чтобы нападающий сильно вытягивал руки и не сгибал их, т. е. не приближал свое лицо к партнеру. Иначе при освобождении от захвата «он» может случайно ударить локтем «противника» по лицу. После освоения техники приема и тренировки в быстром темпе меняем учеников ролями.



Третий этап. «Бросок — падение вперед через голову». Исходное положение: «он» стоит правым боком к «противнику» с отставленным назад и опущенным «а пол коленом; «противник» стоит на выпаде правой ногой вперед, руки опущены (рис. 54, а). Техника исполнения. «Он», стоя на левом колене, правой рукой захватывает снизу под колено правую ногу «противника», а левую кисть кладет сверху на его шею (рис. 54, б).

Выполнив этот захват, «он» тянет «противника» вперед-вниз. Далее «противник» падает вперед через голову, а «он» в этот момент падает на левый бок (последнее падение выполняется, если бросающий меньше и легче партнера). Для исполнения такого броска «он» должен быстро лечь на левое бедро, а затем на левый бок. Только при быстром исполнении этого своеобразного укладывания на бок получится впечатление броска. Повторить упражнение 3—4 раза. Методические указания, При изучении техники этого приема бросающие должны отклониться от падающих. Это необходимо, чтобы падающие не ударились головой о колено или голову нападающих. После освоения техники меняем учеников местами и ролями.

Изучив эти приемы, учащиеся создают этюдные формы упражнения.
Накопленный на тренировках материал следует повторить и затем выполнить его в следующей примерной учебной композиции (упр. 126).   

 

Упражнение 126. (первая учебная композиция)

«Он» «Противник»
Реплика Ответная реплика. Дает пощечину
Отыгрыш полученной пощечины. Ответная пощечина Отыгрыш полученной пощечины. Затем хватает бутылку и наносит удар сверху
Защита левым предплечьем с выпадом правой ноги вправо Пауза
Обезоруживание партнера ударом по бутылке Теряет бутылку
Вслед за этим удар тыльной стороной ладони по щеке Отыгрыш пощечины с поворотом на 360°, затем выпад правой ногой вперед и захват за горло
Пауза и освобождение от захвата за горло наклоном туловища и движением руки сверху вниз, затем захват левой рукой сверху за шею партнера с одновременным приземлением тела налево Падение вперед через голову

Методические указания. При тренировке учебных композиций нужно сосредоточить внимание учащихся на необходимости четко выполнять приемы в их логической последовательности и с должной скоростью. Скорость зависит от сюжетного решения этюда и от индивидуальных возможностей занимающихся. Постепенно идет освоение темпо-ритмического развития эпизода в целом. Эпизод, драки, складывающийся из разнообразных приемов нападения и защиты, должен выполняться как конфликтно построенное взаимодействие партнеров с точной и правдоподобной оценкой всех изменений сценической ситуации, с постепенным развитием напряжения от минимума к максимуму. Так, например, в начале драки ситуация может казаться несерьезной, но по мере развития накаляется до предела, постепенно вызывая у соперников «ярость», «остервенение». В другом варианте развитие эпизода может быть решено как посрамление забияки, попавшего в неловкое положение после агрессивного и азартного нападения.

Разнообразие темпо-ритмических решений в различных ситуациях этюда является формой связи навыков, полученных на уроках мастерства актера и режиссуры, с навыками, получае-мыми в предмете «Основы сценического движения». Эта связь легче всего осуществляется в игровой композиции учебного характера.

Упражнение 127. «Удар ножом, защита и бросок через бедро».

Первый этап. «Удар ножом». Построение в две шеренги, лицом к преподавателю. Исходное положение — свободная стойка. Техника исполнения:

а) делая выпад левой ногой назад-влево, правой рукой схватить рукоять ножа, заткнутого за пояс, так, чтобы большой палец находился сверху; 

б) выхватить нож, сделав левой ногой шаг вперед, держать нож справа-внизу; в) замахнуться правой рукой для удара сверху; г) делая выпад правой ногой вперед, нанести партнеру «удар в грудь». При ударе ножом в этом варианте предполагается, что остановка правой руки нападающего происходит потому, что партнер, защищаясь от удара, подставляет под него руку (или обе руки).

Методические указания. При изучении приема «нападение ножом» необходимо обратить внимание учащихся на точную остановку руки с оружием над партнером, отдельно изучить технику такого удара. Сначала, замахнувшись, надо сделать удар без выпада, при этом выпрямить локоть до отказа, но сохранять неподвижность плечевого сустава. Такое исполнение страхует партнера от травмы и способствует точности движений. Далее, по команде преподавателя «За ножи!», сделать выпад левой ногой назад и схватиться за рукоять ножа. По команде «Вынимай!» следует выхватить из-за пояса нож и замахнуться им. По команде «Бей!» — нанести удар сверху, делая выпад правой ногой вперед. По команде «Закройсь!» — повернуться вперед левым плечом. Упражнение повторить 3—4 раза подряд, постепенно ускоряя темп.

Второй этап. Изучение техники удара с промахом. В этом действии нападающий должен «промахнуться», т. е. пронести правую руку сверху вниз мимо собственного тела с правой или левой, стороны. Остановить руку с ножом надо внизу, примерно у колена.

Третий этап. Защита «вилкой». Исходное положение — свободная стойка. Техника исполнения. Отступая правой ногой, вынести обе руки вперед-вверх (для защиты от удара) и сложить их так, чтобы ладонь правой руки была положена па тыльную сторону кисти левой руки; большой палец левой руки отведен в сторону. Сложенные таким образом кисти рук образуют «вилку» (рис. 55, а). После того как рука воображаемого партнера попала в «вилку», надо схватить эту руку, сжав пальцы, и сделать шаг вперед правой ногой так, чтобы подставить подножку под правую ногу «противника». Это нужно ни выполнения последующего броска через бедро. Методические указания. При парном исполнении надо сосредоточить внимание учащихся на своевременном исполнении приема защиты «вилкой». «Он» должен внимательно наблюдать за движениями противника» и точно рассчитать момент, когда рука «противника» останавливается, выполнив удар. «Он» должен схватить руку бьющего в «вилку» после полной остановки руки. В случае совпадения удара с защитой возможна травма пальцев и даже суставов. Изучение приема необходимо проводить только с воображаемым ножом.

Четвертый этап. Подножка и бросок через бедро. Погашение в две шеренги, лицом друг к другу. Исходное положение: «противник» стоит на выпаде, уже нанеся удар ножом сверху; у «него» правая нога сзади, руки сложены для защиты «вилкой», пальцы обхватили запястье правой руки «противника». Техника исполнения. «Он» подставляет «противнику» подножку, для чего, делая выпад правой ногой, передвигает ее вперед так, чтобы нога противника осталась справа. Колено правой ноги надо подставить под колено правой ноги партнера (рис. 55, б). Затем «он» с усилием тянет правую руку партнера влево-вниз, выполняя бросок через правую ногу (рис. 55, в). Партнер, перед тем как его потянут влево-вниз, слегка сгибает ноги а в момент броска подпрыгивает и выполняет падение, приземляясь на левый бок. Методические указания. В момент исполнения падения «он» тянет руку партнера чуть вверх, поддерживая за запястье и страхуя тем самым от удара о пол при завершающей фазе приземления. Упражнение надо тщательно изучить, добиваясь безопасного исполнения. Повторить его следует 5—6 раз подряд, постепенно ускоряя темп и освобождаясь от чрезмерных усилий, в момент исполнения броска. Далее меняем учеников ролями и снова повторяем упражнение 5—6 раз. Затем тренируем исполнение приема с разными партнерами. При повторении упражнения во второй и третий раз целесообразно начинать исполнение с первого этапа.



Упражнение 128. «Захват за горло и бросок через себя».

Построение в две шеренги лицом друг к другу.
Первый этап. «Противник», делая выпад правой ногой вперед, выполняет «захват за горло». «Он» после выполнения захвата руками обхватывает руки противника снизу около подмышек (рис. 56, а).

Второй этап. «Противник» в момент исполнения партнером  захвата  приставляет свою  левую ногу к правой. «Он» после захвата поднимает свою правую ногу так, чтобы она слегка уперлась правой стопой в живот «противника» (рис. 56, б). Одновременно «он» садится на мат, увлекая партнера на себя, а затем опрокидывается назад на спину. «Противник» в момент исполнения этого рывка и падения шагает вперед правой ногой, освобождая горло партнера, и исполняет падение вперед через голову (рис. 56, в).

Методические указания. Необходимо обеспечить, чтобы «противник», падая, не ударился головой о голову партнера перед приземлением. Повторяем это упражнение 4 раза, а затем меняем учеников ролями. После освоения этой сложной и небезопасной техники проводим тренировку, постепенно ускоряя темп, а затем предлагаем выполнять то же с другими партнерами. Полезно выполнить комбинацию, в которой этот прием был бы началом драки, а изученные ранее приемы — ее продолжением.

Упражнение 129. «Удар кулаком в челюсть из положения лежа на спине».

Исходное положение: «противник» лежит па спине после падения вперед через голову; «он» стоит па выпаде правой ногой вперед. Техника исполнения. «Он» после исполнения броска через себя быстро поднимается на ноги, подходит к партнеру со стороны головы и, делая выпад правой ногой вперед, ставит свою стопу около правого плеча партнера; затем протягивает руки к груди «противника» с намерением достать спрятанные документы. «Противник», согнув правую руку в локте, «бьет» партнера кулаком в лицо (он должен сам остановить руку, не дотрагиваясь до лица партнера). Момент остановки руки является сигналом для получившего удар: от этого удара происходит падение назад на спину. Методические указания. При изучении этого приема необходимо добиться сочетания удара, как бы полученного в челюсть, а движением назад от него. В результате «он» должен полностью выпрямиться, а затем исполнить падение назад на спину. Каждый повторяет этот прием 3—4 раза со своими партнерами,- затем ученики меняются ролями и снова выполняют прием 3—4 раза. После этого тренировать учащихся, меняя партнеров. В заключение надо соединить этот прием' с ранее выученным — «захватом за горло и броском через себя».

Упражнение 130. «Удар ногой в живот из положения лежа на спине».

Исходное положение. «Он» лежит на спине после падения назад на спину; «противник» встает, подходит к лежащему правее его ног, затем делает выпад правой ногой и вытягивает руки по направлению к шее лежащего. Техника приема. «Он» в момент, когда «противник» тянется руками к его шее, сгибает правую ногу, упираясь стопой в живот «противника», а затем коротким движением «толкает» его стопой от себя вперед-вверх, играя удар ногой в живот. «Противник», почувствовав толчок, выпрямляется, поднимаясь на левой ноге, после чего падает назад на спину. Заканчивается падение переворотом через голову на грудь и живот.

Методические указания. «Удар» ногой в живот и падение от этого удара — опасные приемы. Изучение их необходимо проводить медленно, тщательно объясняя ученикам каждую фазу действия. Особое внимание надо уделять выполнению толчка ногой в живот. Лежащий на спине, перед тем как исполнить этот толчок, должен быть убежден, что стопа слегка упирается в середину живота партнера, не ниже. Если стопа ниже, то толчок может травмировать партнера. Толчки в пах или в солнечное сплетение недопустимы. При разыгрывании падения на спину от «удара в живот» нужно верно исполнить кувырок назад.  В  окончании кувырка  нельзя  сгибать  ноги в  коленях; ошибка может привести к ушибу обеих ног. Страховкой является приземление на подогнутые носки ног (приземление на полупальцы) и на вытянутые и напряженные ноги. После верного приземления следует расслабить тело в положении лежа на животе. При выполнении кувырка назад его можно делать перекатом через плечо.

Убедившись в безопасном исполнении приема, можно предложить выполнять упражнение в более быстром темпе. Затем меняем учеников ролями и повторяем упражнение еще 3—4 раза. Далее делаем то же, меняя партнеров. В заключение соединяем этот прием с изученным ранее «ударом в челюсть» из положения лежа на спине с падением назад на спину. Повторить комбинацию со своим партнером надо не менее 3—4-х раз.

Упражнение 131. «Удар палкой по голове и защита броском через плечо».

Исходное положение: «противник», стоя левой ногой вперед, держит в правой руке (справа от тела) палку; «он» стоит правой ногой вперед с опущенными вниз руками, в позе настороженности. Техника исполнения. «Противник», замахнувшись палкой, «бьет» сверху; «он», делая левой ногой шаг влево, подставляет свое правое предплечье под правое предплечье «противника» (рис. 57, а). Захватив правую руку «противника» за запястье, «он» поворачивается на правой ноге спиной к партнеру (рис. 57, б). После поворота «он» кладет себе на правое плечо вооруженную палкой руку партнера и, опускаясь на левое колено, выполняет «бросок партнера вперед через свое тело» (рис. 57, в).

«Противник» в момент начала броска приставляет свою левую ногу к правой и, делая выпад правой ногой вперед, наклоняется, переходя в падение вперед через голову (рис. 57, г, д).



Методические указания. При исполнении удара палкой сверху «он», захватив запястье противника, делает поворот на правой ноге левым плечом вперед. Эти движения надо сделать очень быстро. Успешное выполнение приема заключается в кажущейся зрителям внезапности действий. Выполняемый вслед за поворотом «бросок партнера через себя» будет опасен, если бросающий не отпустит руку «противника». Падение вперед через голову «противник» может выполнить в том случае, если обопрется правой рукой о пол. Только после окончания падения через голову «он» снова хватает руку лежащего «противника» за запястье и подтягивает его тело вверх коротким и резким рывком, как бы желая убедиться в том, что «противник» потерял сознание. Повторяем это упражнение 5—6 раз в медленном темпе; только после этого постепенно ускоряем темп.

После изучения техники описанных выше отдельных приемов нападения и защиты снова переходим к выполнению композиций. Этот этап обучения необходим для того, чтобы у учащихся сложилось представление о продолжительности такого сценического действия и сложности его структуры. Сложность заключается прежде всего в точной координации движений, в четких напряжениях мускулатуры, в общей нервно-мышечной мобилизации и в разнообразном темпо-ритме движений. Самый ответственный этап — корректировка техники движений с точки зрения достоверности этюда. Условность техники должна быть ловко скрыта от зрителя быстротой и четкостью исполнения. Это возможно только при хорошо тренированном внимании как к своим движениям, так и к движениям партнера.

При проведении тренировки в комплексных упражнениях этого типа ставим перед учащимися задачу создания разной жанровой характеристики этюда. Драка может быть эпизодом и в комедии, и в психологической драме, и в трагедии. Например, эпизод из «Школы» Гайдара может быть сыгран как драматический этюд, а сцена потасовки в трактире из пьесы Ю. Смуула «Дикий капитан» предполагает ироническое отношение к материалу. Эпизод драки в инсценировке по повести П. Нилина «Жестокость» — это трагическое столкновение двух зрелых мужчин, схватившихся в смертельном поединке. Такого же трагического звучания должна достичь сцена поединка между Ледышкой  и  Бернардо  в «Вестсайдской  истории».

 

Упражнение  132. (вторая учебная композиция)

«Он» «Противник»
Реплика Ответная реплика. Пощечина
Отыгрыш пощечины. Ответная пощечина Отыгрыш  пощечины.   Захват   бутылки за горло и удар ею сверху
Защита левым предплечьем с выпадом правой ногой вправо, обезоружение нападающего и ответный удар тыльной стороной ладони по шее Отыгрыш пощечины с поворотом на 360°, затем выпад правой ногой вперед и захват за горло
Освобождение от захвата поворотом влево с опусканием на колено и наклоном туловища вперед Отпустить   горло, сняв   руки
Захват правой рукой под колено, а левой рукой сверху за шею. Бросок партнера Падение вперед через голову

 

Партнёры меняются местами

«Противник» «Он»
Схватиться за нож,  вынуть нож и   замахнуться   им   сверху. Ударить ножом Делая выпад правой ногой назад, создать защиту «вилкой», подставить подножку и бросить партнера через бедро
Падение на левый бок. Вскочить и, сделав выпад правой ногой, схватить партнера за горло Бросить «противника» через себя

 

Партнёры меняются местами

«Он» «Противник»
Выпад правой ногой вперед. Потянуться руками к груди противника для обыска «Удар»  кулаком  снизу в лиц
Падение назад на спину Вскакивая и делая выпад правой ногой, тянется к горлу лежащего
«Удар» ногой в живот. Вскакивает и отходит назад Падение с кувырком назад. Вскакивает и хватает палку. Удар палкой сверху
Делая выпад левой ногой влево, защищается правым предплечьем. Затем хватает партнера за руку, поворачивается к нему спиной и бросает через себя
Отпустить   горло, сняв   руки
Падение вперед через голову

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования