Общение

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Основная задача этого раздела в том, чтобы развить гибкость, подвижность кистей и пальцев, а затем показать на ряде упражнений, как руки могут действовать осмысленно. Руки — главный орган движения с точки зрения физической выразительности актера в роли. Они могут многое сказать зрителям, и сказать очень ярко и четко. Поэтому необходимо направлять внимание учеников на выполнение действий руками во всех упражнениях предмета.

Упражнения данного раздела делятся на две группы. Первая — когда форма движений носит чисто абстрактный характер, только развивая нужные качества рук; эти упражнения не представляют собой действия с точки зрения драматического искусства. Упражнения второй группы по существу представляют собой очень короткие этюды, состоящие из двух дробных действий.

Основная задача предмета «Основы сценического движения» — развитие действенного, целенаправленного начала в движениях тела. Этой задаче служат и упражнения для рук. Через эти упражнения во многом осуществляется связь с драматическим искусством.

Итак, общая задача абстрактных (моторных) упражнений — повышение двигательных возможностей обеих рук. Но особое внимание уделяется развитию левой руки, так как актерам часто приходится  на сцене делать левой рукой то, что в быту они сделали бы правой. Количество "таких упражнений незначительно, но в увеличении их числа нет необходимости: именно эти упражнения хорошо развивают подвижность суставов. Необходимо повторять их возможно чаще, и не только на уроках движения, но и в любое свободное время: во время утренней гимнастики, в перерывах между уроками и т. д. Полезны эти упражнения и как разминка перед уроками драматического искусства.

Вторая группа упражнений — этюды — напоминает упражнения с воображаемыми предметами, но полного подобия с ними нет, так как отсутствуют действия, которыми определялся бы отрезок жизни сценического героя. Этюды носят циклический характер, т. е. их можно повторять подряд по многу раз. Такое повторение двух дробных действий, составляющих этюд, может длиться до одной минуты. Возможность и целесообразность повторения позволяет преподавателю просмотреть всех учащихся и заметить их ошибки для последующего исправле-ния. Примерно восьмикратное повторение каждого упражнения составляет полный цикл.

Учащиеся передают движениями рук содержание предложенного педагогом задания. Однако если в каждом задании всего два дробных действия, то на практике ученики должны осуществить четыре. Например, в упражнении «Схватить — бросить», перед тем как схватить, надо увидеть предмет, оценить его, а затем уж схватить; возникает и вопрос, для чего схватить, т. е. надо мгновенно решить, что с ним делать, и в соответствии со сценарием бросить; важно показать и то, куда, почему и для чего бросают. При циклическом выполнении эти действия повторяются, и чем разнообразнее ученики импровизируют при каждом повторении, тем полезнее упражнение. Начинать упражнения этой группы следует в явно замедленном темпе, чтобы учащиеся успевали проиграть всю логику обстоятельств. Если при наблюдении за действиями будет понятно, что делают занимающиеся, значит, их тело и главным образом руки достаточно выразительны.

Эти упражнения должны создавать у самих учеников яркое представление о выразительных возможностях их рук. Поэтому педагогический процесс должен быть нетороплив и последова-телен. Надо упорно добиваться правдоподобия действий, внимательности и творческой активности. Механическое исполнение движений не разовьет выразительных возможностей рук.

Первая группа упражнений.

Упражнение 90. «Волна».

а) Подготовительное упражнение. Исходное положение: построение «стайкой», руки вытянуты вперед, кисти повернуты ладонью вниз, пальцы вытянуты, но не напряжены.  
Техника исполнения. Медленно и свободно опускать руки вниз. После того как руки опустились, начать медленно поднимать их. Когда предплечье начнет подниматься вверх, кисти и пальцы еще продолжают движение вниз, затем начинают подниматься вверх до горизонтального положения. Затем движение начинается сначала. После того как эти движения будут отработаны, включаем их в основное упражнение.

б) Основное упражнение. Исходное положение то же, что и в подготовительном. Техника исполнения. Сгибая правую руку в локтевом суставе, медленно подтягивать к себе свободно опущенную кисть (рис. 33, а). Локоть при сгибании опускается вниз. Согнуть руку примерно до прямого угла между плечом и предплечьем, затем выпрямить до исходного положения (рис. 33, б, в).

В момент выпрямления руки кисть медленно поднимается пальцами вверх, они напрягаются, затем ослабевают. Рука оказывается в исходном положении. Выполнять упражне-ние надо в следующем порядке: сначала четыре движения правой рукой, потом четыре движения левой, затем четыре движения двумя руками по направлению вперед и четыре движения с разведенными в стороны руками. В последнем случае (руки в стороны) ноги следует расставить шире плеч. Тело раскачивается вправо и влево, перенося тяжесть с одной ноги на другую. Методические указания. Надо следить, чтобы кисть двигалась на уровне груди. Движение должно быть непрерывным, мягким, плавным и медленным. Музыкальное сопровождение — вальс.

Упражнение 91.

«Плавники». Исходное положение: построение «стайкой», руки вытянуты в стороны, кисти повернуты ладонью вниз, пальцы вытянуты и сомкнуты (рис. 34, а). Техника исполнения. В первом такте музыки, обе прямые руки делают небольшое движение вперед, как бы навстречу друг другу и возвращаются в исходное положение (рис. 34, а, б).

В следующем такте руки снова делают движение вперед (но амплитуда движения несколько увеличивается) и опять воз-вращаются в исходное положение. В третьем такте руки двигаются вперед, еще более увеличивая амплитуду движения. И наконец, в. последнем такте музыкальной фразы руки выполняют огромное движение вперед — они почти касаются друг друга, задерживаясь в положении «вперед». В начале следующей музыкальной фразы руки начинают двигаться в обратном направлении в той же последовательности. При выполнении рисунка этого упражнения не-обходимо пользоваться следующей техникой: когда рука делает движение вперед, кисть отстает от движения предплечья, благодаря чему образуется изгиб в лучезапястном суставе; пальцы при этом направлены назад. При обратном движении руки  предплечье отстает от движения плеча, что создает изгиб в локтевом суставе, а кисть отстает от предплечья. Методические указания. Надо следить, чтобы движения рук были округлыми. Все движения исполняются, обязательно в горизонтальной плоскости. Музыкальное сопровождение — вальс. Каждое движение вперед с последующим возвращением в исходное положение выполняется за один такт, независимо от амплитуды.

Упражнение 92. «Змея».

Исходное положение: построение «стайкой», руки в стороны, кисти повернуты ладонями вверх. Техника исполнения. В первом такте кисти поднимаются вверх так, чтобы ладони были направлены к голове, — они как бы поднимают за собой предплечье и двигаются дальше к плечу (рис. 35, а, б, в). В следующие два такта кисти проходят путь от плеча вниз и разводятся дальше в стороны, руки выпрямляются ладонями назад. В последнем такте кисти медленно разворачиваются ладонями вверх-назад (рис. 35, г, д).

Таким образом, предплечья и кисти делают полное круговое движение. Методические указания. При выполнении этого упражнения педагог следит за тем, чтобы кисть проходила как можно ближе к плечу, затем к подмышке, как бы стремясь до нее дотронуться. Кисти напряжены и сильно изогнуты в лучезапястных суставах. Пальцы все время направлены к локтям, кроме того момента, когда рука выпрямляется (в третьем такте). Когда рука вытянулась и ладони обращены назад, напряжение в кистях необходимо снять. На последнем такте развернуть обе кисти мягким, легким и плавным движением ладонями вверх. Кисти должны все время двигаться впереди предплечий. Движения в этом упражнении непрерывные и сильные. Музыкальное сопровождение — импровизация в размере 3/4.

Упражнение 93. «Крест».

а) Подготовительное упражнение. Исходное положение: построение «стайкой», правая рука  вытянута вперед так, чтобы ладонь была повернута вправо, большим пальцем вниз; ладонь левой руки приложена сверху к ладони правой, большим пальцем вниз, и плотно прижата к ней. Техника исполнения. Кисти обеих рук вращать одновременно в противоположные стороны, не отрывая ладони друг от друга, вокруг воображаемой оси (рис. 36).

Вращать ладони до тех пор, пока это возможно, т. е. пока кисти не опишут круг; затем делать упражнение в обратном направлении. При этом желательно, чтобы локти сгибались как можно меньше.

б) Основное упражнение. Ноги расставить чуть шире плеч и под музыку размером 3/4. выполнять вращение кистей одновременно с движением рук в следующей разритмовке: вначале справа налево за 4 такта, затем слева направо за 4 такта, справа наверх за 4 такта, сверху вниз за 4 такта. Затем убыстрить исполнение: тот же рисунок выполнять в 2 раза быстрее, каждый штрих за 2 такта. Далее убыстрить еще в 2 раза: каждый штрих за 1 такт. Туловище и ноги принимают активное участие в упражнении: раскачиваются из стороны в сторону, сгибаются и выпрямляются в соответствии с движениями рук. Необходимо добиваться четкого, легкого и свободного исполнения.

Упражнение 94. «Веер».

Исходное положение: построение «стайкой». Локти согнуты и опущены вниз, на уровне плеч, ладонями вперед, пальцы вытянуты и направлены вверх и, насколько можно, расставлены. Техника исполнения. Большой (первый) палец прижимается к ладони, второй палец кладется на первый, третий — на второй, четвертый — на третий, пятый — на четвертый. Укладывать пальцы следует поочередно. Затем постепенно раскрывать, начиная с мизинца, до тех пор, пока все пальцы не придут в исходное положение. Повторить упражнение несколько раз. Движения пальцев должны быть легкими и плавными. В соответствии с этим музыка легкая, игровая; размер 4/4.

Упражнение 95. «Крылья».

Исходное положение: построение «стайкой», руки свободно опущены, кисти повернуты ладонью к себе.

а) Подготовительное упражнение (1-й этап). Медленно и плавно поднять свободные руки в стороны до уровня плеч и так же медленно и плавно опустить. Когда руки разводятся в стороны, локтевой и лучезапястный суставы расслаблены, благодаря чему кисти отстают от движения рук. Ведущим является плечевой сустав, за плечом движется предплечье, а за предплечьем — кисть. Обратное движение начинает локоть, за ним — предплечье, а за предплечьем — кисть, причем пальцы приподняты. Методические указания. Если упражнение получается свободно и правильно, увеличиваем амплитуду движения: руки за то же музыкальное время проходят из положения вниз до положения вверх. Когда это упражнение хорошо освоено, усложняем его.

б) Подготовительное упражнение (2-й этап). Руки опущены, кисти повернуты ладонями к себе. Медленно, способом, описанным выше, поднять правую руку в сторону до уровня плеча. Когда рука достигла этого положения, кисть мягко разворачивается ладонью вверх и рука продолжает Движение. Затем рука движется в обратном направлении; кисть остается развернутой ладонью вверх, но, когда рука достигнет половины пути, т. е. дойдет до уровня плеча, кисть снова легко и плавно поворачивается ладонью вниз, и вся рука продолжает движение. Освоив технику одной рукой, сделать то же самое другой.

в) Основное упражнение. Одна рука опущена, а другая поднята вверх. Движение начинают обе руки одновременно, но одна поднимается вверх, другая опускается. Когда руки дойдут до уровня плеч, их кисти меняют положение: одна разворачивается ладонью вверх, другая ладонью вниз —и руки продолжают движение. Упражнение повторяется не менее четырех раз. Его можно выполнять под музыку в размере 3/4 (вальс). За 4 такта руки поднимаются вверх и за следующие четыре такта опускаются.

Вторая группа упражнений.

Упражнение 96. «Схватить — бросить».

Построение «стайкой». Предлагаем ученикам выполнить этюд «Игра в снежки». Предварительно рассказываем, что. на улице мороз, снежки не лепятся, вокруг много пушистого снега, его надо хватать быстрыми движениями и бросать в играющих. Бросаем снег в лицо партнеру, но так как партнер сам его бросает, то от него желательно уклоняться, продолжая играть. Методические указания. Это упражнение, по существу, этюд с воображаемым предметом. Учащиеся выполняют хватательные и бросающие движения и стремятся делать это в соответствии со сценической задачей. Педагог следит, чтобы кулак был сильно сжат, а когда он разжат, то пальцы вытянуты до предела.

Упражнение 97. «Пружинки».

Исходное положение: построение «стайкой»; руки согнуты в локтевом суставе так, чтобы предплечья в горизонтальном положении были направлены вперед; кисти повернуты ладонью вверх, пальцы вытянуты и расставлены. Техника исполнения. Представить, что на каждой ладони лежит по пружине, которую надо сжать. Пружины тугие, поэтому приходится делать большие усилия. Движения должны быть медленными, но с большим напряжением. Как только пружины оказываются сжатыми до конца, пальцы не выдерживают усилия: они непроизвольно разжимаются, и освобожденные пружинки выскакивают из рук вверх. Они падают, их надо поймать и вновь начать упражнение. Музыкальное сопровождение в размере 4/4. На протяжении четырех четвертей первого такта сжимаем пружинки, на первой четверти второго такта резким движении выпускаем их, а во время второй, третьей и четвертой четвертей второго такта ловим. При исполнении необходимо все время видеть «пружинки».

Упражнение 98. «Назойливая муха».

Исходное положение: построение «стайкой»; руки согнуты в локтях, кисти перед собой ладонями вверх, пальцы широко расставлены. Техника исполнения.- Резким движением сжать пальцы в кулаки, затем медленно разжать. На первой четверти «ловим муху», на второй и третьей четвертях, медленно раскрывая кулак, смотрим, поймана ли она: оказывается, что не поймана; тогда на четвертой четверти ищем муху, для того чтобы в первой четверти следующего такта снова схватить ее. Разжимать кулак следует так, чтобы подушечки пальцев скользили по ладони, медленно разворачиваясь до полного выпрямления, т. е. до исходного положения. Повторяем несколько раз подряд. Лучше, если упражнение будет выполняться сначала правой рукой, потом левой, затем обеими руками. Музыка — в размере 4/4, в первой четверти — резкая, в последующих — плавная.

Упражнение 99. «Когти».

Исходное положение: построение «стайкой»; руки согнуты в локтях, кисти перед собой, ладони направлены вниз, пальцы широко расставлены и вытянуты до предела. Техника исполнения. Медленно сгибать пальцы, сжимая их в кулак, а затем медленно выпрямлять до исходного положения. Сгибать пальцы надо так, как будто это когти хищной птицы, которая медленно захватывает добычу и потом медленно выпускает, раскрывая когти. Повторить несколько раз подряд. Музыка — в размере 4/4. Методическое указание. Следить, чтобы упражнение выполнялось с большим мышечным напряжением в кистях и пальцах.

Упражнение 100. «Прошу — не надо».

Исходное положение: построение «стайкой»; руки согнуты в локтях так, чтобы предплечья находились на уровне пояса; кисти свободно опущены вниз ладонями к себе. Техника исполнения. Круговым движением (в лучезапястных суставах) развернуть ладони: к себе, наверх, вперед. Этим движением надо как бы сказать воображаемому партнеру: «Прошу вас» или «Дайте мне это» и т. п. Затем развернуть ладони в обратном, направлении, как бы говоря: «Не надо», или «Не подходите». Музыкальное сопровождение — медленный вальс. Каждое движение исполняется за один такт, медленно и с небольшой задержкой в конечных моментах первой и второй фаз. Методические указания. Объяснить занимающимся, что разворачивание кистей — только моторное упражнение; оно, конечно, полезно, так как развивает гибкость лучезапястного сустава, но если его выполнить с определенной сценической задачей, то можно превратить в действие, и это сделает руки выразительными. Достаточно тончайших, едва уловимых изменений в деталях, чтобы придать формальной схеме движения смысловую и эмоциональную окраску.

Упражнение 101. «Протираем зеркало».

Педагог говорит ученикам, что перед каждым из них стоит зеркало шириной приблизительно в метр и высотой в рост ученика. Это зеркало надо протереть от пыли. Кисть руки является как бы тряпкой, которой вытирают пыль. Исходное положение: ноги расставлены шире плеч; предплечье правой руки — в верхнем левом углу зеркала; ладонь направлена вперед, пальцы повернуты влево и сомкнуты. Музыка, под которую выполняется упражнение, должна быть медленной и в размере 3/4. Техника исполнения. Правая рука делает движение слева направо (первый такт); достигнув верхнего края зеркала (на втором такте), разворачивается в обратном направлении и делает движение справа налево. Достигнув левого края зеркала, рука вновь разворачивается и делает движение в обратном направлении (третий такт). Наконец, на четвертом такте делается движение справа налево. Первое движение делается на уровне лица, второе — на уровне груди, третье еще ниже — на уровне пояса и четвертое — на уровне колен. Ладонь при этих движениях повернута от себя, т. е. наружу. В начале следующей музыкальной фразы кисть, разворачиваясь ладонью к себе, делает те же движения, но в обратном направлении, т. е. сначала на уровне колен, затем на уровне пояса, на уровне груди и, наконец, на уровне лица. Ладонь повернута к себе (вытирание зеркала тыльной стороной кисти). Далее рука опять разворачивается ладонью к зеркалу, и все движения начинаются, как и в первый раз, сверху, из левого верхнего угла. Тело, опережая движение руки, отклоняется в ту сторону, в которую движется рука. Затем упражнение делается левой рукой. Первое движение левая рука начинает из правого верхнего угла и движется справа налево.

После разучивания техники каждой рукой в отдельности надо выполнить упражнение одновременно обеими руками. Причем обе руки должны двигаться в одном направлении. Начинаем с левого верхнего угла, потом делаем то же, начиная с правого верхнего угла. При исполнении упражнения обеими руками опускаемся на одно колено, а затем поднимаемся непре-рывными, плавными движениями.

После того как упражнение разучено, исполняется верно и легко, педагог предлагает теми же движениями, под ту же музыку вытереть зеркало другого размера — равное полуметру в ширину и полуметру в высоту (т. е. перед учениками воображаемый квадрат). Затем зеркало можно еще уменьшить. Ученикам придется передавать тот же рисунок движений руками, но изменять амплитуду в соответствии с размером воображаемого зеркала.  

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования