Общение

Сейчас 259 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Развитие  гибкости   и   подвижности  тела. Укрепление мышц туловища

Развитие гибкости и подвижности тела, укрепление мышц туловища достигается упражнениями, заимствованными из курса общеразвивающей гимнастики. Они объединены в два комплекса: один выполняется на полу, второй с применением стула.. Упражнения подобраны с целью развития мышц, обеспечивающих хорошую осанку, укрепления и усиления деятельности дыхательной мускулатуры. Поэтому в комплексах имеется большое количество упражнений на развитие мускулатуры спины и живота. Остальные упражнения подобраны с акцентом на развитие гибкости и подвижности тела. В этой части урока выполняется и еще одна задача — повышение уровня ритмичности учеников.

Время, отводимое на этот раздел программы, постепенно уменьшается. В первые два месяца общеразвивающие упражнения занимают на каждом уроке от 15 до 20 минут, в третьем и четвертом месяце — от 12 до 15 минут, в пятом и шестом — от 10 до 12 минут, в седьмом и восьмом — не более 8 минут. Если уроки по сценическому движению имеются в следующем полугодии, то в первые два месяца общеразвивающие упражнения не должны занимать более 5 минут, а в два последних месяца их не делают совсем, заменив более трудными упражнениями вводной части урока.

Количество повторений каждого упражнения не должно быть менее четырех и более восьми. Оно регламентируется преподавателем и зависит от необходимости создать нужную фи-зическую нагрузку. Это означает, что число повторений возрастает по мере увеличения тренированности учеников. Все упражнения выполняются под музыку. Движения должны точно совпадать с музыкой по темпу и по умению распределять размер упражнения (или его часть) на каждый отрезок музыкального времени (каждый такт). Этим способом тренируется непрерывность движений. Музыка под эти упражнения должна быть простой и четкой; в основном она выполняет функцию метронома, т. е. создает верный темп и общее время, отводимое на каждое упражнение. Музыкальное сопровождение по характеру должно соответствовать содержанию каждого упражнения. В описании упражнений определены темп и характер музыки.  Удобнее  всего музыка импровизационного типа.

Наиболее целесообразно начинать разучивание комплекса с третьего урока и в течение четырех уроков делать только его часть — упражнения стоя; на следующих двух уроках добавить упражнения на коленях; на следующих двух — упражнения сидя и лежа. Таким образом, полный комплекс будет освоен учениками к восьмому уроку. В таком виде его надо выполнять в продолжение четырех последующих уроков. Далее сменяем его на комплекс с применением стула. Этот комплекс выполняется не менее чем на 6—8 уроках. Затем, после каникул, возвращаемся к первому комплексу, но делаем каждое упражнение большее число раз и повышаем темп исполнения.

Не следует затрачивать время на достижение согласованности в выполнении этих упражнений. Чем индивидуальнее каждый ученик, тем лучше. Однако схема упражнения должна быть общей для всех. При такой методике нарушается так называемая общая стройность выполнения. Но стремиться к такой стройности и не нужно, поскольку стандартизация формы типична для  кордебалета и противопоказана актерам драмы.

При исполнении общеразвивающих упражнений от учеников требуются  максимальные усилия,  полная  отдача.  Невозможно увеличить гибкость тела без затраты усилий. Возникновение небольших болевых ощущений в момент исполнения и после урока является на первых порах положительным признаком при определении необходимой нагрузки. Для выяснения этого обстоятельства педагог после урока спрашивает учеников о самочувствии. Следует сказать им об особой пользе упражнений, укрепляющих мускулатуру спины и живота; указать на необходимость занятий утренней гимнастикой; объяснить, что на уроках можно создать ощущение правильных положений тела, однако улучшить осанку можно только каждодневными упражнениями и самоконтролем. Укрепление мышц живота имеет большое значение для сценической речи, так как дыхание во многом зависит от подвижности и силы дыхательной мускулатуры. Все упражнения этого раздела создают довольно большую нагрузку на сердечно-сосудистый и дыхательный аппарат.

I.   Общеразвивающие упражнения на полу

Упражнение 22.

Приседания. Исходное положение — стойка «смирно», руки на поясе; первый вариант: пятки сомкнуты, носки развернуты в стороны, во время приседания колени также развернуты (рис. 11, с); второй вариант: носки ног и колени сомкнуты (рис. 11, б).

В обоих вариантах спина вертикальная. Техника упражнения. На счет «раз» — подняться на носки, на «два, три, четыре» — медленно и плавно сгибая колени, присесть на носках, спина прямая; на «пять, шесть, семь» — медленно подняться в полный рост на носки; на «восемь» — опуститься на всю ступню. Музыкальное сопровождение. Импровизация в размере 4/4. Темп медленный. Упражнение выполняется за 2 такта. Повторить 4 раза. Методические указания. В обоих вариантах упражнения важно добиваться плавного приседания и такого же выпрямления ног. Знакомясь с упражнениями, учащиеся должны быть внимательны к их разритмовке.   В   случае   неверной разритмовки надо  предложить учащимся считать вслух: «раз, два, три, четыре»...

Упражнение 23.

Исходное положение то же, что во втором варианте предыдущего упражнения. Техника исполнения. Не отрывая пяток от пола, медленно присесть в таком положении, чтобы не терялось равновесие; для этого надо наклонить плечи и вытянуть вперед руки (рис. 12).

 

При подъеме спину выпрямить, руки опустить вдоль туловища. Повторить 4 раза. Музыкальное сопровождение то же, что в предыдущем упражнении; выполнять упражнение за 2 такта. Методические указания. Со 2—3-го урока, когда не будет ошибок в исполнении упражнений 22 и 23, педагог, своевременно подавая команду, предлагает учащимся выполнять упражнения одно за другим, без остановок. Команды лаконичные: «Сомкнуть носки!», «Не отрывая пяток, медленно присесть!» — и подаются за одну четверть до окончания предыдущего упражнения.

Упражнение 24.

Исходное положение — стойка «смирно», носки ног сомкнуты, руки заложены за голову, пальцы на затылке, локти разведены в стороны. Техника исполнения. Медленно и плавно наклониться вперед (рис. 13), затем медленно выпрямиться.

 

 

Повторить 4 раза. Музыкальное сопровождение. Импровизация в размере 4/4. Темп медленный. Упражнение выполняется за 2 такта. Методическое указание. Педагог следит за тем, чтобы при наклоне туловища спина была прямой, голова и локти не опускались; смотреть следует вверх.

Упражнение 25.

Исходное положение то же, что в предыдущем упражнении. Техника исполнения. Медленно и плавно отклонить туловище назад (рис. 14), руки развести в стороны ладонями вверх, затем вернуться в исходное положение.

 


Повторить 4 раза. Музыкальное сопровождение то же, что в предыдущем упражнении. Выполнять упражнение за 2 такта. Методическое указание. Следить за тем, чтобы при прогибаний туловища не сгибались колени.

Упражнение 26.

Исходное положение — стойка «смирно», носки ног сомкнуты, руки вытянуты вверх, ладони обращены друг к другу. Техника исполнения. Медленно и плавно повернуться вправо, разводя руки в стороны; ладони повернуты вверх, смотреть на правую ладонь (рис. 15).

 

Так же плавно вернуться в исходное положение. Затем так же повернуться влево. При повороте стопы не должны отрываться or пола. Всего сделать 4 поворота. Музыкальное сопровождение. Размер 4/4. Музыка плавная.

Упражнение 27.

Исходное положение то же, что в предыдущем упражнении. Техника исполнения. Медленно и плавно наклониться вперед-вниз; не сгибая колен, дотянуться ладонями до пола (рис. 16).

 

Затем медленно выпрямиться, руки поднять вверх. Повторить 4 раза. Музыкальное сопровождение. Размер 4/4. Музыка плавная. Упражнение выполнить за 2 такта. Методические указания. При наклоне опустить руки вниз вместе-с туловищем, голова — между рук. При выпрямлении движение вверх начинают руки.

Упражнение 28.

Исходное положение то же, что в упражнении 26. Техника исполнения. Медленно наклониться вправо (рис. 17), медленно выпрямиться, затем наклониться влево.

 

Всего 4 наклона. Музыкальное сопровождение то же, что в предыдущем упражнении. Методическое указание. Иногда вместе наклона туловища в сторону учащиеся опускают только руки в предлагаемое положение, создавая иллюзию наклона. При правильно выполненном наклоне руки должны оставаться над головой.

Упражнение 29.

«Пружина». Исходное положение то же, что в упражнении 26. Техника исполнения. Три раза резко наклониться вперед, доставая ладонями пола; на «четыре» выпрямиться, руки поднять вверх. Повторить 4 раза. Музыкальное сопровождение. Размер 4/4. Музыка громкая, отрывистая, темп — 90 ударов метронома в минуту. Упражнение выполнить за один такт. Методическое указание. Следить за тем, чтобы при наклоне ноги не сгибались в коленях.

Упражнение 30.

Исходное положение — стоя на коленях, руки опущены. Техника исполнения. Медленно и плавно отклонить туловище назад (рис. 18), затем вернуться в исходное положение.

 

Повторить 4 раза. Музыкальное сопровождение. Размер 4/4. Четкая импровизация, темп — 40—60 ударов мет-ронома в минуту. Упражнение выполнять за 2 такта. Методическое указание. Следить, чтобы тело отклонялось назад только в ..коленном суставе. Спина прямая, подбородок прижат к груди.

Упражнение 31.

«Скамейка». Исходное положение: стоя на коленях, наклонить туловище вперед, ладонями упереться в пол. Техника исполнения. Медленно поднять левую руку вперед-вверх и одновременно правую ногу назад-вверх (рис. 19, а, б).

 

Вернуться в исходное положение. То же самое сделать правой рукой и левой ногой. Повторить упражнение еще раз. Музыкальное сопровождение. Размер 4/4. Музыка плавная. Выполнять упражнение за 2 такта. Методическое указание. Следить за плавностью возвращения в исходное положение (обычно учащиеся торопятся).
Усложненный вариант: одновременно поднимать правую руку и правую ногу, затем вернуться в исходное положение; то же сделать левой рукой и левой ногой.

Упражнение 32.

Исходное положение — стоя на коленях. Техника исполнения. На «раз» — сесть вправо на пол; для сохранения равновесия руки вывести влево (рис. 20); на «два» — подняться в исходное положение; то же сделать влево.

 

Повторить 4 раза. Музыкальное сопровождение.' Размер 4/4. Музыка отрывистая, темп — 60 ударов метронома в минуту. Все упражнение выполнить за один такт.

Упражнение 33.

Исходное положение: сесть на пол, сомкнутые ноги вытянуть вперед, руки на пояс. Техника исполнения, На «раз» — поднять прямую правую ногу; на «два» — опустить ее на пол. Сделать то же левой ногой (рис. 21).

 

Повторить 4 раза. Музыкальное сопровождение — марш; темп 60—80 ударов метронома в минуту. Упражнение выполнить за один такт.

Упражнение 34.

Исходное положение то же, что в предыдущем упражнении, но тело чуть отклонено назад и руки упираются в пол за спиной. Техника исполнения. На «раз» — правую ногу отвести вправо, опустить на пол; на «два» — вернуться в исходное положение. То же сделать левой ногой. Все повторить 2 раза. Затем одновременно развести обе ноги (рис. 22) и вернуться в исходное положение.

 

Повторить 4 раза. Музыкальное сопровождение то же, что в предыдущем упраж-нении.

Упражнение 35.

Исходное положение то же, что в предыдущем упражнении. Техника исполнения. Опираясь на ладони и пятки, медленно поднять туловище вверх, при этом голову опустить назад-вниз (рис. 23); медленно вернуться в исходное положение.

 

 

Повторить 4 раза. Музыкальное сопровождение. Размер 4/4. Музыка медленная, плавная. Упражнение выполнить за 2 такта.

Упражнение 36.

Исходное положение: сидя на полу, ноги развести в стороны; руки лежат на коленях. Техника исполнения. Выполняя три резких наклона вперед, доставать ладонями носки ног; выпрямиться, руки положить на колени. Повторить 4 раза. Музыкальное сопровождение. Размер 4/4. Темп — 90 ударов метронома в минуту. Упражнение выполняется за один такт.

Упражнение 37.

Исходное положение — сидя на полу, ноги сомкнуты, руки скрещены на груди. Техника исполнения. Медленно и плавно лечь на пол; медленно сесть. Повторить 4 раза. Музыкальное сопровождение. Размер 4/4. Музыка медленная, плавная. Упражнение исполняется за 2 такта. Методическое указание. Следить за тем, чтобы спина была прямая. Обычная ошибка учащихся в том, что при переходе в положение сидя движение выполняется не грудью вперед, а головой вперед.

Упражнение 38.

Исходное положение: лечь на пол, ноги вместе. Техника исполнения. На «раз» — поднять прямую правую ноту (рис. 24, а), на «два» — опустить ее вниз. То же сделать левой ногой. Затем 2 раза одновременно поднять обе ноги (рис. 24, б) и опустить на пол.

 

 

Повторить 4 раза. Музы-кальное сопровождение — марш; темп — 60 ударов метронома в минуту.

Упражнение 39.

Исходное положение — сидя на полу, ноги вместе, руки за туловищем упираются ладонями в пол. Техника исполнения. На «раз» — поднять вверх прямые ноги, на «два» — развести их в стороны, на «три» — свести вместе, на «четыре» — опустить на пол. Повторить 4 раза. Музыкальное сопровождение. Размер 4/4. Музыка отрывистая. Упражнение исполняется за один такт.

Упражнение 40.

Исходное положение. При последнем исполнении предыдущего упражнения ноги положить на пол врозь и перенести тяжесть тела на правое бедро, левую руку положить на левое бедро (рис. 25, а). Техника исполнения. Опираясь на наружный свод правой стопы, внутренний свод левой и на ладонь правой руки, медленно поднять туловище вверх, причем левую руку следует поднять вверх за голову (рис. 25, б); медленно опуститься в исходное положение.

 

Повторить 4 раза. Затем быстро повернуться на левый бок и повторить то же, опираясь на левую руку. Повторить 4 раза. Музыкальное сопровождение. Размер 4/4. Музыка плавная, темп 60—80 ударов метронома в минуту. Упражнение выполнить за 2 такта.

Упражнение 41.

Исходное положение — сидя на полу, ноги вместе, руки за туловищем упираются ладонями в пол. Техника исполнения. На «раз» — одновременно согнуть обе ноги в коленях, пятки оторвать от пола; на «два» — выпрямить ноги; на «три» — снова согнуть колени; на «четыре» — вернуться в исходное положение. Повторить 4 раза. Музыкальное сопровождение. Размер 4/4. Музыка отрывистая, резкая. Темп — 60—80 ударов метронома в минуту. Упражнение выполнять за один такт.

II.   Общеразвивающие упражнения на стуле.

Упражнение 42.

После вводных упражнений ученики по команде берут заранее приготовленные стулья и строятся «стайкой», ставя стулья перед собой сиденьями вперед. Расстояние между учащимися должно быть достаточно большим. Исходное положение: сесть на стул вплотную к спинке; стопы на полу сомкнуты, колени тоже, руки лежат на бедрах; спину держать прямой. Техника исполнения. Опираясь спиной на спинку стула и поднимая руки вверх, прогнуться назад (рис. 26).

 

Медленно вернуться в исходное положение. Повторить 4 раза. Музыкальное сопровождение. Размер 4/4. Музыка плавная. Упражнение выполнить за 2 такта.

Упражнение 43.

Исходное положение — сидя на стуле, руки в стороны, ладони обращены вниз. Техника исполнения. Медленно и плавно наклониться вправо, правой рукой коснуться пола (рис. 27); выпрямиться.

 

Выполнить за 2 такта. Сделать то же влево. Повторить 4 раза. Музыкальное сопровождение то же, что в предыдущем упражнении.

Упражнение   44.  

Исходное  положение то же,  что и в предыдущем упражнении, но носками ног зацепиться за ножки стула с наружной  стороны. Техника исполнения. Медленно  и плавно наклониться вперед-вниз, коснуться ладонями пола (рис. 28)  и вернуться в исходное положение.

 

Повторить 4 раза.
Музыкальное сопровождение. Размер 4/4. Музыка плавная. Упражнение выполнить за 2 такта.

Упражнение 45.

Исходное положение: не вставая со стула, повернуться правым боком к спинке; левой рукой держаться за сиденье, правой — за спинку стула; ноги вытянуты в коленях, сомкнуты, стопы «на полу. Техника исполнения. На> «раз», сгибая ноги в коленях, подтянуть их к груди (рис. 29); на «два», распрямляя колени, вытянуть ноги вперед-вверх (носки сомкнуты); на «три», согнув колени, подтянуть ноги к груди;, на «четыре» — опустить ноги в исходное положение.

 

Повторить 4—8 раз. Музыкальное сопровождение. Размер 4/4. Музыка резкая, отрывистая, темп 60 ударов метронома в минуту. Выполнять за один такт.

Упражнение 46.

Исходное положение: не вставая со стула, повернуться кругом, т. е. оказаться левым боком к спинке стула. Техника исполнения. Медленно и плавно отклонить туловище назад-вниз, голову опустить; ноги от пола не отделять (рис. 30).

 

Затем медленно и плавно сесть. Повторить 2 раза. Музыкальное сопровождение. Размер 4/4. Музыка плавная. Упражнение выполнять за 2 такта.

Упражнение 47.

Исходное положение: встать за спинкой стула. Мужчинам взяться за спинку сверху, женщинам — за середину спинки с боков (рис. 31, а). Техника исполнения. Медленно и плавно поднять стул над головой на прямых руках (рис. 31, б, в), затем медленно опустить на пол.

 

Повторить 4 раза. Музыкальное сопровождение. Размер 4/4. Музыка плавная. Упражнение выполнять за 2 такта.

Упражнение 48.

 Исходное положение: встать справа от стула; положить прямую правую ногу стопой на сиденье так,, чтобы оставаться к стулу правым боком; руки поднять вверх. Техника исполнения. Медленно и плавно наклониться вправо; медленно выпрямиться. Затем, оставляя стопу на стуле и поворачиваясь влево, наклониться так, чтобы достать руками носка левой ноги;  выпрямиться.   Повторить   2—4   раза.  Затем повернуться левым боком к стулу, положить прямую левую ногу на сиденье и повторить упражнение. Музыкальное сопровождение. Размер 4/4. Музыка плавная. Все упражнение исполняется за 4 такта.

Упражнение 49.

Исходное положение: встать перед стулом. Техника исполнения. На «раз» — поставить на середину сиденья стопу правой ноги (рис. 32, а), на «два» — стопу левой, т. е. встать на стул (рис. 32, б), на «три» — правую ногу поставить на - пол, на «четыре» — левую поставить на пол.

 

Повторить 4 раза. Музыкальное сопровождение — марш; темп — 60—80 ударов метронома в минуту. Методическое указание. Выполнив упражнение, быстро повернуться к стулу спиной, сесть, расслабить мускулатуру и читать вслух таблицу умножения.
 

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования